Яко тысяща лет пред очима Твоима
Господи яко день вчерашний...
(Пс. 89, 5)
Человеку средневековья окружающий мир являлся в двух планах, из которых один - земной, временный и призрачный, - был лишь приближенным образом и подобием другого - небесного, вечного, божественного мира. В силу этого, конкретные исторические события не воспринимались буквально, как нечто самоценное; их соотносили с Промыслом Божиим и наделяли провиденциально-эсхатологическим значением. Земная жизнь, будучи творением Бога, заключала в себе священную тайну Божественной Премудрости. К этой недоступной и невыразимой тайне можно было приблизиться, раскрыв сокровенный смысл сущего на земле, неизменно повторяющегося в своем обращении. Поэтому время в понимании средневекового человека шло совершенно по-другому, чем воспринимаем сейчас его ход мы.
Мы ощущаем время, движущимся вперед, - от прошлого к будущему, - и каждый момент в этом потоке исчезает, проходит бесследно и никогда не повторяется вновь. Не таким было время средневековья. Оно мыслилось, как бы состоящим из сегментов, циклов, которые повторялись вновь и вновь. Таким образом, время образовывало как бы всегда повторяющиеся круги.
Может быть это понимание рождалось из самой жизни и из природы, где вечно повторяются день и ночь, зима и лето, лунные и солнечные циклы, а также циклы работ человека, связанные со сменой времен года. Это время образует круговорот, в котором то, что было и прошло, вскоре наступит вновь - в следующий день, в следующий год.
Также строился и церковный год, который состоял из праздников, вечно повторяющихся и образующих замкнутый круг.
Этот круговорот времени отразился в церковном календаре. Из 15 лет состоял так называемый ИНДИКТ - период исчисления времени, введенный в 312 г. римским императором Константином Великим вместо применявшихся ранее языческих олимпиад; счет по индиктам употребляли в Византии, и вместе с христианством он пришел на Русь.
В XII веке Кирик Новгородец в своем "Учении им же ведати человеку числа всех лет" посвятил понятию об Индикте целый раздел.
Следующий временной круг, состоящий из огромного периода времени (532 года) сопрягал в себе 19-летние лунные циклы с 28--летними солнечными (28х19=532) и назывался ВЕЛИКИМ ИНДИКТИОНОМ. Великий Индиктион был составлен византийскими книжниками для определения праздника Пасхи. Древние пасхалисты считали, что по прошествии 15 Великих Индиктионов (по 532 года каждый) - т.е. 7890 лет - все исходные календарно-астрономические данные пасхального цикла должны обрести первоначальное значение.
Этот гигантский период времени назывался Великим Миротворным Кругом . Считалось, что по прошествии Великого Миротворного Круга, время остановится и произойдет второе пришествие Христа, наступит конец света, и воцарится Вечность.
В конце XV в. (1492г.) заканчивался рассчитанный в Византии Великий Миротворный Круг (7980 лет от предполагаемой даты сотворения мира). В это время на Руси были очень сильны эсхатологические и апокалипсические настроения. Падение Византии, происшедшее в 1453 г., казалось, было подтверждением близкого конца света. Но когда страшный год миновал, и ничего не произошло, священник новгородского Софийского собора Агафон, единомышленник знаменитого архиепископа Геннадия, составил в 1538 г. новую Пасхалию "Круга Миротворного" и произвел расчеты в рамках 15 Великих Индиктионов, доведя, таким образом, счисление до 7980 г. от "сотворения мира", или до 2472 г. от Рождества Христова. По этой Пасхалии Русская Православная Церковь живет и сегодня.
Великий Миротворный Круг не существовал в природе, а был лишь идеей христианского календаря, но тем не менее он совершенно реально существовал в бытии Церкви, воплощенным в церковных праздниках. В центре этого вселенского колеса времени стоял праздник Пасхи - Светлого Христова Воскресения. Пасха - это тот центр, к которому стремятся все временные круги Православия - от Великого Индиктиона до годового, седмичного (недельного) и суточного кругов церковного времени.
1. Всенощное бдение
Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. "благодарение"). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.
Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой - Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и в праздники, - но праздничная Литургия отличается особой торжественностью. Литургия совершается утром после восхода солнца, но счет церковных суток ведется с вечера, поэтому Литургии предшествуют вечерние богослужения. Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.
Вечерние службы в канун великих праздников Пасхи и Рождества Христова продолжались всю ночь до утра. Из таких служб родилось Всенощное бдение (бодрствование). В современной практике Русской Православной Церкви Всенощное бдение предшествует Литургии. Оно перенесено на вечер, объем его сокращен, совершают его под праздники и воскресные дни.
Всенощное бдение состоит из трех частей - вечерни, утрени и службы первого часа.
Вечерня открывается большим торжественным песнопением "Предначинательным псалмом". Текст его взят из Ветхого Завета из Книги Псалмов царя Давида - это 103-й псалом.
Это песнопение прославляет Бога-творца и красоту сотворенного мира. В нем говорится обо всем творении - о человеке, о животном мире, о природе. Как огромное полотно разворачивается величественная красота сотворенного мира - здесь все: и звезды, и солнце, и луна, и красота земли, гор, глубины морей. Но не только великие и безмерные творения представлены в псалме - псалмопевец Давид останавливает свой взор и на малом: на птицах, на маленьких зверьках, скрывающихся среди камней. Ведь даже самое малое в мире таит в себе великое чудо: "Вся премудростию сотворил еси!" - восклицает хор в заключительной строфе песнопения.
После "Предначинательного псалма" призывом священника "Миром Господу помолимся" открывается великая ектения (греч. "прошение"). В великой ектении 11 прошений. Это молитвы о "мире всего мира", "соединении всех", о Церкви, о родной стране, о мирных временах и т.д. На каждое прошение хор от лица народа отвечает: "Господи, помилуй". Ектении, как стержень, пронизывают все богослужение - они постоянно повторяются между пением и чтением. Кроме великой ектении, есть ектения сугубая (особая, усиленная), когда хор трижды отвечает: "Господи, помилуй", есть ектения заупокойная - об умерших, а также ектения просительная . Ектении присутствуют не только во Всенощной, но и во всех других церковных службах.
Следующее песнопение вечерни "Блажен муж" также поется на текст из "Псалтири". В нем говорится о человеке праведном, который живет в "законе Господнем" и не участвует в делах нечестивых грешных людей. Такого человека ждет удача во всех земных делах.
Далее, после пения стихир - особых песнопений, посвященных данному празднику или святому, - следует древнейший христианский гимн - "вечерняя песнь" - "Свете тихий". Он сохранился с эпохи гонений на христиан. Посвящен этот гимн Иисусу Христу. Христос сравнивается здесь с тихим светом заходящего солнца. Образ этот говорит, что Христос светом Своего Божества заменит земное сотворенное солнце, и Сам явится светом Невечерним для верующих людей. Этот гимн по своей музыке часто бывает и лирическим, и торжественным.
И последнее песнопение вечерни - "Ныне отпущаеши". В основе его лежит евангельская молитва старца Симеона, который первым встретил младенца Христа в Иерусалимском храме и произнес о Нем публичное пророчество как о Боге, где раскрыл Его будущее, а также будущее народа Израиля и всех народов земли.. Это песнопение говорит о наступлении новой эры - эры Христа.
Вторая часть Всенощного бдения - утреня. В древности она служилась перед рассветом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, после которой звучит пение стихов: "Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне". Этот стих поется на один из восьми гласов и означает, что Бог явился человеку в лице Иисуса Христа. Затем наступает кульминация всей Всенощной - "Полиелей", что означает в переводе с греческого "многомаслие" или "многомилостие". Это название происходит от повторения в этой части богослужения слов: "яко в век милость Его" и возжжения в это время елея (масла) в лампадах в церкви.
Весь храм наполняется светом - и поэтому "много масла" означает также и "много света". Под звуки торжественного песнопения "Хвалите имя Господне" процессия священников в праздничных облачениях с зажженными свечами выходит на середину храма - в народ. Песнопение, звучащее в этот момент, - хвалебная песнь Богу, доносящаяся из глубины ночи - из светлого островка горящих светильников и горящих верою и радостью людских сердец. Именно в этот момент службы - на Полиелее - читается Евангелие, которое торжественно выносится в центр храма и слушается верующими как слова самого Христа. Чтение Евангелие предваряется песнопением "От юности моея". Это плач души, которая страждет в мире, обремененная грехами, и просит помощи у Господа.
Далее утреня продолжается чтением и пением особых Канонов, в которых раскрывается смысл данного праздника. В этот момент начинается помазывание маслом верующих - елеопомазание . Специальным ароматическим маслом священник при помощи маленькой кисточки ставит на челе (лбу) подходящих к нему людей знак креста.
Этот обычай восходит к глубокой древности, когда помазывание маслом при чтении молитв даровало человеку здоровье духовное и телесное. Это смысл елеопомазания сохранился и сейчас.
Следующее важное песнопение утрени - "Песнь Пресвятой Богородицы". Слова этого песнопения, по преданию, принадлежат Самой Божией Матери, которая в радости, почувствовав в себе биение Божественного Младенца, воскликнула: "Величит душа моя Господа!...". Припев этого песнопения "Честнейшую херувим..." от лица верующих людей прославляет Богородицу.
И завершается утреня "Великим славословием". Это торжественное монументальное песнопение в древности пелось на рассвете при первых лучах восходящего солнца. Как только небо озарялось золотым сиянием утренней зари, главный священник, повернувшись лицом к востоку, торжественно восклицал: "Слава Тебе, показавшему нам свет!", и хор сразу же начинал Великое славословие Богу, благодаря Его за свет, жизнь и наступление нового дня.
И последняя третья маленькая часть Всенощного бдения - первый час. В древности счет времени шел иначе, и первый час суток соответствовал нашим часам раннего утра. Служба первого часа, в основном, состоит из чтения псалмов. Первый час завершается песнопением "Взбранной Воеводе". Это песнопение посвящается Божией Матери, которая является заступницей людей на земле и призывается, как Воевода, возглавлять борьбу верующих против сил зла.
Божественная Литургия - это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы - молебны, чтения и пения - возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению - Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня - до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.
Слово "литургия" означает "общее дело", "общественное служение". Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии, или Благодарения.
Собравшись в последний раз с учениками, Иисус Христос взял хлеб, разломил его и подал им, говоря: "Вот тело Мое, которое за вас отдается. Когда вы собираетесь, делайте это в Мое воспоминание". Потом Он подал им чашу вина и сказал: "Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая прольется за вас".
Так было установлено самое важное богослужение - Божественная Литургия.
Литургия состоит из трех частей. Первая часть - Проскомидия, что означает "приношение".
Во время проскомидии в храме собирается вся Церковь - то есть собрание верующих. Также невидимо присутствуют святые. К началу Литургии древние христиане приносили Богу свои дары - хлеб и вино. Сейчас верующие дают деньги на храм, и таким образом участвуют в общей жертве. Хлеб и вино - это символ нашей земной жизни. Мы не можем жить без еды и питья, и поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время проскомидии священник в алтаре приготавливает хлеб и вино для причастия. В это время в храме читаются "Часы" - это специальные молитвы и псалмы из Ветхого Завета, которые готовят верующих к самой службе. В это время пения пока нет.
Вторая часть Литургии - Литургия оглашенных. Оглашенные это те, кто готовится стать христианами и проходит подготовку к вступлению в Церковь ("оглашение" или катехизацию).
В начале Литургии оглашенных священник торжественно выносит из алтаря через боковые северные двери Евангелие и, входя опять в алтарь через Царские Врата, кладет его на Престол. Это - Малый вход.
Хор поет "Во Царствии Твоем" - это заповеди Блаженства, то есть счастья, - правила жизни, которые дал Иисус Христос.
После Малого входа на середину церкви выходит чтец и читает "Апостола" - отрывок из посланий апостолов к первым христианам. Хор поет троекратно "Аллилуйа" - что значит "Слава тебе, Боже". Это торжественное пение предваряет и подготавливает чтение Евангелия.
Третья часть Литургии называется Литургией верных. Она начинается с Великого входа. Хор поет "Херувимскую песнь".
Если рассматривать Литургию с музыкальной стороны (со стороны певческой), то "Херувимская песнь" является своего рода музыкальным центром всей службы. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. "Херувимская песнь" состоит из двух частей. Первая часть - до Великого входа и вторая часть - после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая - торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом "Аминь", что значит "истинно" - это ответ хора (или народа) на моления священника.
После "Херувимской песни" в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все поют "Символ веры" - молитву, в которой мы свидетельствуем о нашей вере в Бога, в Церковь и будущую жизнь.
Затем начинается самое главное - Анафора (Возношение) - это сердце, ядро и вершина Литургии.
Мы как бы присутствуем на Тайной Вечере - на последней трапезе Христа с учениками, после которой последовали Его страдание и смерть. Священник вспоминает, как Иисус Христос дал Своим ученикам хлеб и вино, и повторяет Его слова: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое ..." и "Пейте от этой чаши все, сие есть кровь Моя ...". Потом священник говорит: "Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся", и молится, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Хлеб и вино, которые мы принесли в дар Богу, теперь Святое Причастие - Тело и Кровь Христовы. В них присутствует Сам Иисус Христос, и Он дает нам Свою жизнь.
Во время этого таинства освящения Святых Даров, которое называется Евхаристическим Каноном, хор поет песнопение "Милость мира". Это песнопение тоже состоит как бы из двух частей. Первая часть делится на короткие реплики, которые являются ответом на слова священника. Этот напряженный диалог завершается пламенным молитвенным возгласом хора: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!". Это песнь ангельских сил перед престолом Бога, которые восхваляют и славят Его.
Также и люди славят и благодарят Бога за сотворение мира и человека, за жертву Сына Божия - Иисуса Христа. Вторая часть - "Тебе поем" - звучит в самый важный момент - момент схождения Духа Святого на Святые Дары. Музыка этой части полна благоговейного трепета.
Затем сразу же хор поет песнопение "Достойно есть", которое прославляет Божию Матерь.
Завершается Литургия верных пением всеми верующими молитвы Господней "Отче наш". Это главная молитва христиан, которой научил их Сам Иисус Христос.
Затем происходит причащение Святыми Дарами, которые вкушают сначала священники в алтаре, во время чего хор поет "Запричастный концерт". Это различные песнопения на текст псалмов и главных христианских молитв. Потом чашу со Святыми Дарами выносят из алтаря, и следует причащение верующих. Причащение всех членов Церкви из одной общей чаши соединяет христиан в единое мистическое Тело Христово и образует единую Церковь. В это время хор или народ поет причастный стих св.Пасхи: "Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите".
Заканчивается Литургия молитвами благодарения, которые поет хор и читает священник. В конце священник благословляет и отпускает народ.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru