Московский институт повышения квалификации работников образования
Курсовая работа
Учителя музыки
Тема: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
1999 год
Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Мы даже не можем
себе представить жизнь общества без искусства среди всего его многообразия
можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто
приходится сталкиваться в жизни. Похожи ли эти два вида искусства? Что у
них общего? В чём различие? Безусловно, это сложный вопрос. Но даже ребенку
ясно, что общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература –
это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же,
из звуков создаётся музыка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца
объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой
тончайшей сферы познания чувств»
Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения,
человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд
обличается в словарную форму.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в
ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных
переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств
огромно и это, безусловно, их роднит.
Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает
литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое
видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и
основная цель композитора.
П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка
моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих
в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют
фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс. Безусловно, что
отражается и в школьной программе по музыке, она направляет на установление
внутренних связей музыки с литературой.
Взаимосвязь музыки и литературы – это объёмная тема, но не раз уже
затрагивалась на уроках музыки и в начальной школе. Настало время, когда
отдельные наблюдения следует обобщить и связь литературы с музыкой,
изучаемых в школе, рассмотреть более обстоятельно и углубленно. Дети должны
почувствовать, что два вида искусства не только не отделимы друг от друга,
но напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более
глубокому восприятию и пониманию другого. Известный французский писатель и
музыкант Ромен Роллан писал: «Границы отдельных искусств отнюдь не столь
абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики: искусства ежеминутно
переходят одно в другое, один род искусства находит своё отражение
продолжение и завершение в другом». Эти слова помогут, глубже осознать
задачу, которая встает уже с первого урок пятого класса, и представить
перспективу, которая в процессе учёбы откроется перед учащимися и выйдет
далеко за пределы их школьных знаний.
Главная идея: музыка и литература, рентроспективые связи. В первом классе
четвертой четверти дети знакомятся с темой «Что такое музыкальная речь?»
Уже с первого урока учитель с детьми выясняют, что музыка состоит из
музыкальных звуков, и они могут быть очень разными: высокими и низкими,
громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими вверх и
вниз и т.д. В тоже время в жизни есть звуки не музыкальные, такие звуки
называют шумовыми. На уроке нужно научить ребят различать шумовые и
музыкальные звуки. Привожу фрагмент урока: читаю стихотворение А.А.
Короленко.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Эти звуки – шумовые
Только есть ещё другие:
Не шуршащие, не стуки –
Музыкальные есть звуки.
О музыкальных звуках рассказывается в сказке про девочку Нину, кошку Мурку,
пианино.
Жила. - была девочка звали её Нина. Как-то подарили ей пианино на день
рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам,
перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина, и спать пошла. Уснула
девочка, и приснился ей удивительный сон:
Будто дома она и кошка
И сидит она у окошка.
А за спиной: «Бум, бум!»
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит – пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот–вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши – прыг!
И чудо случилось вмиг
Мурка по клавишам идет,
А пианино поёт, Мурка неслышно ступает
А пианино ей ласково отвечает.
Тут второе чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, всё тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!» –
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит,
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт –
Низким голосом пианино поёт,
А если повернёт правее –
Звуки всё Выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула к каждой клавише молоточек
приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий
А чем толще, длиннее струна,
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает –
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поёт,
Мурка дальше идёт
Думает девочка Нина:
«Совсем нестрашное пианино,
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться –
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался: Нина встала, ласково дотронулась до
клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
Во втором классе дети знакомятся с темой «Развитие музыки» Задачи: На
музыкальных примерах познакомить детей с развитием, дать, понять, что
музыка находится всегда в движении, познакомить учеников с понятием лад –
как важное средство развитие музыки, показать ученикам как сопоставление и
развитие музыки различие тембров влияют на разные, динамические изменения -
одно из средств развития музыки. Так же познакомить детей с такими
музыкальными терминами как: лад, тембр, динамика через литературное слово.
Известно, насколько тема мажорный минорный лад сложна для объяснения и как
трудно воспринимают её дети.
Сказка «два брата» облегчает её восприятие.
В давние – давние времена в сказочной стране под названием Звукландия
правил король Дин – дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да
скучать. Бывало сидит он на своём троне и скучает. От скуки ногами
поболтает, от скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, песцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин – дон их звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется
С боку на бок перевернётся
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладии два брата,
Один был весёлый, плясун – хохотун,
Другой грустный, задумчивый.
Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали
и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились,
- Здравствуй, Дин – дон, - говорят
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звуками король, -
Запевать, все изволь!
Раз, два, раз, два!
Запели звуки, кто в лес, кто по дрова
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, - Дин – дон, мы тебе поможем.
Из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон, рассчитайтесь! Звуки быстренько
рассчитались.
- Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор
Звуки запели.
(Звукоряд C – dir.) Вверх и вниз.
Со словами: «Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный!»
Кончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон. Полутон
рассчитайтесь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон,
Тон, тон, полутон,
Тон, тон.
- Запевай! – скомандовал Минор.
Звуки запели.
(звучит звукоряд a – moll) вверх, вниз
«Мы минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём»
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин – дон по-другому жить стал.
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.
Литературное слово имеет большое значение и в русском народном творчестве.
Человек стремился выразить в музыке свое отношение к миру, земле, небу,
солнцу, звёздам. Он поклонялся им, наделяя солнце, огонь, воду, землю,
ветер своими человеческими чертами, просил заклиная их, даровать тепло,
свет, удачу. Вера в божественные силы природы привела к созданию древних
языческих образов, праздников, игр. Эти обряды сопровождались плясками,
музыкой. Слова заклинаний не только произносились, но и пелись.
Пропетое слово звучало сильнее и выразительней, чем сказанное, оно
становилось музыкой. Древняя обрядовая музыка проста и лаконична.
Передавалась из уст в уста, она веками шлифовалась; в ней сохранились лишь
самые яркие напевы, мелодические обороты, интонации. Современный фольклор
сохранил живую связь с народными традициями.
В третьем классе дети знакомятся с темой «музыка моего народа». Нужно
объяснить различие между песнями народными и композиторскими. Рассказываю
ребятам, что многие песни слагались в то далёкое время, когда почти
невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена
песни сочиняли самоучки, любители песен и играли на народных инструментах.
Это были талантливые люди, мы видели это по множеству дошедших до нас
прекрасных старинных народных песен, Народные песни не записывались, пели
их по слуху передовая от одного поколения к другому, из поколения в
поколение. Задача темы «Музыка моего народа» заключается в том, что на
конкретных музыкальных примерах показать, разнообразие русской музыки и
здесь литература также неотделима от музыки.
На уроках можно использовать и детских фольклор: скороговорки, заклички,
прибаутки, считалки, дразнилки. С рождения маленький ребёнок слышит от мамы
народные детские песенки.
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели к нам гули….
Ладушки, ладушки,
Где были у бабушки….
Под эти песенки с ребёнком играют взрослые, под них ребёнок засыпает. Но
вот ребёнок подрос, и, наверное, не раз с друзьями водит хороводы на чьих
нибудь именинах и поет:
«Как на Ваниных именинах,
Испекли мы каравай,
Вот такой ширины,
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого любишь, выбирай!»
Или еще пример песни – припляски:
Баба сеяла горох –
Прыг, скок! прыг, скок!
Зацепилась за порог.
Прыг, скок, прыг, скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла
Села, поела, опять пошла
Баба стала на носок,
А потом на пятку.
Стала, русского плясать,
А потом вприсядку.
Можно на уроках познакомить ребят с закличкой (детская песенка
закликательного характера, обращённая, как правило, к силам природы).
Жаворонки прилетите,
Студеную зиму унесите,
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Русская народная музыка богата и разнообразна, в ней мы встретили и
песенность, и танцевальность, и маршевость.
Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих
произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский,
М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков и других.
Говоря, о том, как создавалась в народе музыка, нужно сказать, что на Руси
любили играть на различных музыкальных инструментах (балалайке, гармошке,
свирели, домре).
Большим знатоком русской народной музыки и инструментов был Василий
Васильевич Андреев, его любимым инструментом была балалайка. Вот что
вспоминает сам автор. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего
деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. Совершенно
неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… игрок наигрывал
плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и
быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма,
неудержимо подталкивала к пляске… Я сорвался с места и подбежал к флигелю,
откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и
играл… на балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приёма
игры на балалайке и никак не мог понять, как такой убогий с виду,
несовершенный инструмент, только с тремя, струнами может давать столько
звуков!… присмотревшись внимательно, как играл Антон (имя работника), я
попросил его тут же показать некоторые приёмы игры».
Василий Андреев с детства интересовался музыкальными инструментами,
бытовавшими у крестьян. Ко времени составления своих знаменитых чертежей он
уже совершенно свободно играл на гармошке на пастушьей брёлке, на свирели и
многом другом. В несколько дней постиг он все премудрости игры Антона.
Балалайка… есть инструмент, ставший музыкальным символом того или иного
народа. Например, гитара – испанский национальный инструмент, мандолина –
итальянский инструмент, волынка – шотландский, бандура – украинский. Все в
мире знают, что балалайка – это русское. Её название «балалайка», давно
привлекало внимание исследователей. Родство с такими словами как балакать,
балабонишь, балагуришь, что, значит болтать, пустозвонить. А эти слова
произошли от татарских слов «бала» – ребенок, «балалар» – дети, не отсюда
ли наше баловство, то есть резвиться, ребячиться?
Не передают ли все эти понятия, дополняя друг друга, суть балалайки –
инструмента легкого, забавного, бренчливого, не очень в те времена
серьезного.
Прослушав на уроке веселую плясовую в исполнении оркестра народных
инструментов, ребята сами определяют какие инструменты такого оркестра они
знают. Говорю, что основу такого оркестра составляют такие инструменты:
баян, балалайка, домра (можно показать слайды народных инструментов).
Говоря об ударных инструментах, напоминаю, что дети уже сами пользовались
ложками и бубнами, которые также входят в состав оркестра. При знакомстве с
темой «народная музыка» также ввожу ребят в мир музыки, не только
музыкально выразительными средствами, но и литературным словом.
Уже с первых уроков музыки ребята учились слышать даже в самом простом
произведении отражение жизни. Поэтому и сама музыка становилась для них
частицей жизни. Дети постепенно понимали, что музыка, прежде всего,
рассказывает о человеке, о людях. Она выражает их чувства, мысли, рисует их
характер, воплощает всё то, что связано с человеком. Жизнь – это источник
музыки, это становилось для ребят истиной. Ребята усвоили, что музыка о
школе рождена самой школьной жизнью, музыка о войне самой войною и так
далее. Музыка вечная, радостная – это отражение человеческой радости,
музыка печальная – отражение горести и печали человека.
В шестом классе рассматриваются проблемы связи музыки с жизнью, с других
позиций: если жизнь рождает музыку, то музыка в свою очередь воздействует
на человека, на жизнь.
Чтобы понять это, надо разъяснить ребятам следующее: музыка сама по себе не
может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но она может с большой
силой, влиять, на человека, рождать, в нём те или иные чувства, менять его
характер, силу воли, музыка, может возбуждать в человеке смелость,
воспитывать в нём благородство, доброту и так далее. Иными словами влияние
музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении и уже
через человека музыка воздействует на жизнь. В этом и заключается огромная
преобразующая сила.
О том, как воздействует музыка, показывают на примере отрывка из книги М.
Таскольского «Фредерик Жюлио – Кюри» « Симфония».
В мае 1942 года французский физик профессор Ланжевен не смог прочитать свою
очередную лекцию. Накануне передали ему найденную на железнодорожном
полотне скомканную записку от доктора, который сообщала, что её везут в
Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли. В
аудитории стояла напряженная тишина.
- Поставьте, пожалуйста, настоящую пластинку.
- Какую?
- Девятую симфонию Бетховена.
Он слушал, закрыв глаза, приложив руки к векам своим обычным жестом. Музыка
кончилась. Он поднялся глаза его были полны слёз.
- Больше я ничего не могу сказать вам сегодня.
- И он ушёл. (Звучание фрагмента девятой симфонии Л. Бетховена).
О преобразующей силе музыки можно говорить на примере Ленинградской
симфонии Д.Д. Шостаковича, о том, как и в каких условиях, создавалась эта
музыка, чем симфония явилась для всех людей на Земле.
Предлагаю еще один фрагмент урока.
Композитор работал над симфонией в суровые дни обороны Ленинграда, когда
город был лишен света и топлива, когда от голода из рук выпадало перо.
После ночных дежурств, потрясённый трагедией своего родного города,
Шостакович работал с лихорадочной быстротой. «Мне хотелось… воссоздать
картину душевной жизни человека, оглушенного гигантским молотом войны, -
писал он. – Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его
мужестве, о его радостях».
Беспрерывное отстукивание малого барабана постепенно становится почти
невыносимым. Это ставшая теперь известной на весь мир тема нашествия
воспринимается как символ тупой, бесчеловечной фашистской военщины. «Музыка
бушует неистово. Товарищи это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда,
полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр, все в той же монотонной
фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельному бою, «
– писала поэтесса О. Берггольц.
Исполнение симфонии было в то время свидетельством мужества, патриотизма,
веры в победу. Отстаивать свой город и свое искусство до последней капли
крови.
На уроке можно предложить два отрывка из поэмы Миколы Бажан.
« Седьмая симфония Шостаковича»
Поступь чудовищ. Грохот убийц. Топот сапог.
Все шире. Все глубже. Все ближе.
Бьёт в землю. Бьёт в степь. Бьёт в порог.
Валит. Ревет.
Пастью пылающей лижет.
Плещат удары. Плещат пожары.
Стук. Гром. Крик.
Машин бронированных ромбы.
Сквозь небо проверчены бомбы….
Дробь! Еще раз дробь!
Еще раз вопль.
Еще раз зык.
Он жаждет простора. Звук страшно расширен.
Взвивается эхо: «VORWAVFS!»
Горлопанит: «SIEG!»
И второй фрагмент из поэмы.
Вы нам рассказали , товарищ Дмитрий,
О том, что любой про себя повторяет,
Сквозь горе и крах прорастает животворность.
Высокая боль музыканта отважного,
Худого, усталого громовержца,
Объединило волнением каждого –
К горячему сердцу припаяно сердце.
О музыки благословенной соборность!
Слушание «Эпизода нашествия».
Преобразующая сила была таковой, что произведение слушали и бойцы
Сопротивления Франции, Югославии, подпольщики Болгарии, её слушали наши
партизаны в лесах.
После исполнения симфонии один из видных американских критиков писал:
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку подобной
этой!».
Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в
музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом
классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для
их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы,
балета, оперетты) в котором написаны не только слова для пения, но, прежде
всего, определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их
взаимоотношения, развития.
Либретто определяет главную тему, содержания и смысл всей оперы. В основу
оперных либретто кладётся известное литературное произведение. Поэтому,
изучая крупные музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с
либретто и с самим литературным произведением. Здесь тоже можно говорить о
богатстве литературного слова в музыке.
Знакомя детей с увертюрой из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки следует
сказать, что увертюрой называется большое, развернутое вступление к опере,
но иногда увертюра бывает вполне самостоятельным музыкальным произведением,
чаще всего с каким – либо программным названием «Торжественная»,
«Праздничная» и так далее.
В увертюре из оперы звучат музыкальные темы главных героев: тема Руслана,
тема любви к Людмиле, тема Черномора. На этом же музыкальном примере ребята
знакомятся с понятием сонатная форма в музыке.
Основным признаком сонатной формы является столкновение или сопоставление
двух литературных или музыкальных образов, которые между собой
контактируют, вступают в конфликт, или наоборот дополняют друг друга. Так в
увертюре два основных образа дополняют друг друга в развитии, не
противореча, друг другу и не вступая в конфликты (тема Руслана и любви) по
принципу дополнения, (тема Руслана и тема Черномора) по принципу контраста.
Слушая оперы, наблюдая за развитием и столкновением музыкальных образов, мы
одновременно следим за либретто, словно читаем книгу. Связь музыки с
литературой, лежащая в основе оперного искусства, несомненно, обогащает
каждое из этих искусств и одновременно делает их более доступными,
понятными широкому кругу слушателей и зрителей.
В своей курсовой работе я пыталась рассказать о взаимосвязи двух видов
искусств: музыки и литературы.
Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни,
романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без
пьесы, предназначенной для постановки на сцене нельзя сочинить оперу,
балет) отсюда следует, что литература необходима музыке, она её обогащает.
Теперь я хочу подробно, остановится на теме: «Что стало бы с литературой,
если бы не было музыки». С темой дети знакомятся в пятом классе.
Прежде всего, если бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы
не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не
смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались
специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку. Без музыки
эти стихи лишены достаточной силы для самостоятельной жизни.
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню, писателями и
поэтами написано много разных литературных произведений, в которых
рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным
действующим лицом. Это, прежде всего сказки, которые можно назвать
музыкальными сказками. А.С. Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила»
следующими словами.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их
нерасторжимую связь.
Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира. В сказке
рассказывается о том, как хитрый ворон у птичек песню отнял, а охотник,
который любил слушать эти песни, помог птичкам и вернул им песню. Вот
содержание сказки:
В уютном гнёздышке жили три маленькие птички – три пуночки.
Пуночка мать каждый день летала за добычей, а птенчики сидели в гнездышке и
пели свою песенку. Только появится солнышко, пуночки начинают петь:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Далеко слышна песня пуночек.
Услыхал её ворон. Подлетел к птенчикам и говорит:
- Хорошо вы поёте! Спойте-ка ещё разок да погромче!
Закрыли птенчики глазки и запели, что есть силы. Схватил тут ворон песенку
клювом вырвал её у пуночек и полетел в свое гнездо на скалах. Прилетел к
себе и запел:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар - -кар!
А – я – гу – на – кар - -кар!
Прилетела пуночка мать к гнездышку. Видит малыши – птенчики горько плачут.
- О чем вы плачете, дети? Кто вас обидел? Спрашивает она.
- Отвечают ей птенчики сквозь слезы
- Хитрый ворон отнял у нас песенку!
- Ай – ай – ай! – огорчилась пуночка мать,
- А куда же улетел ворон?
- Вон в ту сторону, где скалы над морем.
- Не плачьте, я позову на помощь человека с луком. Он нам поможет.
Полетела пуночка к охотнику.
Прилетела, села около землянки и смотрит на дверь. Увидел её охотник и
спрашивает:
- Зачем ты прилетела ко мне, маленькая пуночка?
- Добрый человек, ты все можешь сделать. Помоги нам, ворон отнял у нас песенку! Охотник подумал и сказал:
- Хороша ваша песенка. Я так любил слушать её по утрам! Укажите мне, куда улетел ворон.
- Вон на тех скалах над морем гнездо ворона, - ответила пуночка.
Взял охотник лук со стрелами и отправился к скалам. Следом за охотником
полетела и пуночка. Подошел охотник к скале, а ворон сидит и поет:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей,
Поскорее добычу таскали.
А – я – гу – на – кар - -кар!
А – я – гу – на – кар - -кар!
«Вот я тебя сейчас проучу, старый крикун!»
Подумал охотник и стал прицеливаться в ворона. А ворон ничего не видит и
не слышит. Открыл клюв, выпустил язык и поёт. Песенка так и вертится на
кончике вороньего языка. Натянул охотник лук и пустил стрелу. Полетела
стрела и вырвала песенку из вороньего клюва вместе с кончиком языка. Начала
падать песенка со скалы в море, а пуночка подхватила её налету и понесла в
гнездышко к своим птенчикам. (звучит фрагмент из музыки М. Матвеева в
исполнении оркестра русских народных инструментов им. В. Андреева
«Летели две птички» )
Потерял ворон песню вместе с кончиком своего языка. С тех пор и стал совсем
безголосый, петь не умеет только каркает. А пуночки, чуть покажется
утреннее солнышко, опять распевают:
Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птичкам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А – я – гу – на – ля – ля!
А – я – гу – на – ля – ля!
Так поют они и вспоминают доброго охотника, вернувшего им песню. (фрагмент
в исполнении оркестра народных инструментов им. В. Андреева «Северные
пейзажи»)
Еще одна сказка, (авторская) которая не могла бы появиться без музыки.
Фрагмент из сказки «Музыкальные игрушки» В. Ф. Одоевского, где главное
действующее лицо – музыкальный инструмент «табакерка» и маленький мальчик,
которого заинтересовал этот чудо – инструмент, его звучание, внешний вид.
Краткое изложение фрагмента сказки.
Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри», сказал
он. Да уж и было чего посмотреть. Какая прекрасная табакерка! Пестренькая,
а что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый – и
счесть нельзя, и всё мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то тоже
золотые, листики на них серебренные, а за деревьями встаёт солнышко, и от
него розовые лучи расходятся по всему небу.
- Что это за городок? – спросил Миша.
Это городок Динь-Динь, отвечал папенька и тронул пружинку. И что же? Вдруг,
невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка Миша не мог понять:
он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не из часов ли?
И к бюро, и к горке, прислушивался то в том, то в другом месте, смотрел и
под стол. Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он
подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется
потихоньку по небу, а небо и городок всё светлее и светлее, окошки горят
ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот Солнышко перешло через небо на
другую сторону, всё ниже и ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось, и
городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго.
Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из за
деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от
башенок потянулись синеватые лучи.
Папенька поднял крышку на табакерке, и что-то увидел Миша? И колокольчики,
и молоточки, и валик, и колеса… Миша удивился. «Зачем эти колокольчики?
Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки. А
папенька отвечает: «Не скажу тебе, Миша, сам посмотри повнимательней да
подумай, авось либо отгадаешь. Только вот эти кружочки не трогай, а иначе
все изломается». Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он
сидел – сидел над ней, смотрел – смотрел, думал – думал: отчего звенят
колокольчики?
Между тем музыка играет и играет, вот всё тише да тише, как будто что-то
отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит внизу табакерки
отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотой головкой и в
стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу… (В.Ф.
Одоевский).
Такую музыкальную игрушку можно «нарисовать» и музыкальными звуками.
Предлагаю детям послушать «вальс – шутку» Анатолия Константиновича Лядова.
После прослушивания музыки то обсуждаем музыкальные впечатления детей.
Предлагаю вопросы:
- Понравилась ли музыка?
- Чем?
- Какое настроение вызвала музыка?
- Как относится к музыке (К игрушке) композитор?
На следующем уроке следует познакомить ребят со следующим литературным
жанром басни. Такие басни, в которых музыка «главное действующее лицо»,
писал великий русский баснописец И. А. Крылов. «Осёл и соловей», «Скворец»,
« Кошка и соловей», « Кукушка и петух» и другие. Но самым ярким примером
басни является «Квартет». На примере этой басни дети знакомятся в музыке с
таким понятием, в котором участвуют четыре любых музыканта. В музыке это
разные квартеты, вокальный и инструментальный. На последующих уроках можно
познакомить детей с такими литературными жанрами как рассказ и
стихотворение.
В рассказе музыка является таким же главным «действующим лицом», она звучит
и в рассказах, произведениях А. Куприна, Л. Михеева. «Медленно ручку
шарманки вертя» Предлагается фрагмент рассказа А. Куприна.
«За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левой
подмышкой свернутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс
тесную и грязную клетку с щеглом, обученным вытаскивать из ящика
разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади
плёлся старейший член труппы дедушка Мартын Ладыжкин, с шарманкой на
скрюченной спине. Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и
перенесшая на своём веку не один десяток починок. Играла она две вещи
унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» обе были в
моде лет тридцать сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того,
были в шарманке две предательские трубы. У одной дискантовой пропал голос,
она совсем не играла, и поэтому, когда до неё доходила очередь, то вся
музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой
трубы, издававшей жутки звук, не сразу закрывался клапан раз загудев, она
тянула одну и туже басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех
пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только
живое, близкое, пожалуй, даже родное существо. Состарившись с ней за многие
годы тяжелой бродячей жизни, он стал видеть в ней что-то одушевлённое,
почти сознательное, случалось иногда, либо ночью… где ни будь на грязном
постоялом дворе, шарманка, оставалась на полу, рядом с дедушкиным
изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий дрожащий, точно
старческий вздох. Тогда Лодыжкин гладил её руками побоку и шептал ласково.
- Что, брат? Жалуешься? А ты терпи. Дедушка одной рукой непрерывно вертит ручку шарманки, извлекая из неё дребезжащий, кашляющий мотив» (Ф.
Куприн).
Для более эмоционального воздействия можно прочитать ещё и стихотворение
«Шарманщик» Г. Галиной.
Шарманщик.
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождём,
Старый шарманщик печально споёт
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя…
Видно, устала рука…
«Дайте на хлеб!» – умоляет, грустя,
Взгляд старика.
Поздно, он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей.
Дети! Откройте, откройте окно
И помогите скорей.
Г. Галина.
Далее следует рассказать ребятам, что такое шарманка? В музыкальной истории
всех народов звуки шарманки соотносились с непростой судьбой её владельца.
Шарманка представляет собой небольшой переносной ящик с механизированным
звукоизвлечением. На её валиках записано несколько нот, которые начинают
звучать, когда шарманщик крутит ручку. Первая песенка, исполненная на
шарманке называлась «Прекрасная Катрин», от неё и пошло название шарманки
«шарман» по французки – «прекрасная».
Бедному владельцу шарманки слушатели бросали жалкие гроши. Запись песен
постепенно стиралась, и шарманка начинала фальшивить, поэтому сейчас, когда
давно уже шарманок нет и в помине, можно услышать укоризненное и сердитое:
«Ну, опять свою шарманку завёл!» Из цикла « Детский альбом» П. И.
Чайковского слушаем пьесу «Шарманщик поёт».
После прослушивания музыкального произведения проходит обсуждение и
обобщение музыкального впечатления детей. Ребята придут к выводу, что в
музыке мелодия плачет, как слезы падают нотки, и на мгновение на слабом
звуке застревает, словно горло музыканта перехватило безысходное отчаяние.
Завершает знакомство с темой четверти «музыка в центре кинофильма».
Музыка в кино несёт не только эмоциональную нагрузку, но так же может
стать художественным образом в кино, где играет если не главную роль, то
является одним из главных действующих лиц. Существует много замечательных
фильмов о композиторах «Большой вальс» об Иоганне Штраусе, «Чайковский»,
«Мусоргский», «Глинка».
А так же прекрасные мюзиклы «Учитель пения», «Буратино», «Красная шапочка»,
«Мери Поппинс до свиданья».
Звуки музыки, мультипликационные фильмы и так далее, в которых показывают,
как музыка перевоплощает героев из непослушных и баловников в разумных и
внимательных, в сердцах злых героев зажигает искорку доброты и как музыка
своей силой может объединять людей.
Обобщая тему « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» задавая
вопрос «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» дети приходят к
выводу музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы
потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными
средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее)
отражают события в жизни, чувства и переживания людей.
Литература обогащает музыку, дает ей поэтические сюжеты, без литературы, не
существуют также жанры как опера, балет, вокальная музыка.
Литературное слово должно проходить сквозной темой на протяжении семи лет
обучения музыки в школе, так как связь литературы и музыки, близость
интонации слова с мелодической, приводит к обобщению литературного и
музыкального образа, что и должны почувствовать учащиеся.
Но, прежде всего об этом должны помнить педагоги, так как в их руках
находятся детские души, такие восприимчивые к музыке и литературе.
Список литературы для курсовой работы:
1. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е.А. Королева.
2. «В мире музыки» З. Соловицкая., Н. Назаринова.
3. «Беседы о музыке» Е.Н. Домрина.
4. «Сказки о музыке» А. Титова.
5. «Музыка на уроках развития речи в 5 классе» В. Вершинина.
6. Программа для общеобразовательных учебных учреждений Музыка.
7. «Рассказы о русских народных инструментах» Ю. Васильев. А. Широков.