Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Фантастические образы в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом последний его роман – «Мастер и
Маргарита» - принес автору мировую славу.

На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением страшной фантазии автора.

Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу узнавали читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем Воланд, которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что
Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами
Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой – кому, но его и половины не понимают».

Первые слушатели романа – современники автора – были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогушество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд – герой отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, чтоэто не так.
Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с
Воландом необходима.

Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В.М. Журмунский, «загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ… бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное – не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время».
Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, - Ветхий завет, Талмуд и другие. Там он нашел, по-видимому, и такую функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще враг Бога и людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя.

Итак, подведя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд – фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мв всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.


Похожие работы:

  1. • Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер ...
  2. • Способы номинации персонажей в романе М.А. Булгакова ...
  3. • Творческое начало в героях романа Булгакова "Мастер и ...
  4. • Эстетическая функция слова в художественном тексте по ...
  5. • Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова ...
  6. • Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и ...
  7. • Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и ...
  8. • Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова Мастер и ...
  9. • Обоснование антихристианской направленности романа М.А ...
  10. • Языковое выражение категории времени в романе ...
  11. • Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила ...
  12. • Роль пейзажа в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
  13. • Бестиарий в интертекстах М.А. Булгакова
  14. • Судьба личности в обществе и истории в романе М.А.Булгакова ...
  15. •  ... на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  16. • Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по ...
  17. • Онтологічні теми в романі М.Булгакова "Майстер і ...
  18. • Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита ...
  19. • Причастия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Рефетека ру refoteka@gmail.com