Фантастические образы в романе М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его
литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века
спустя после его смерти. При этом последний его роман – «Мастер и
Маргарита» - принес автору мировую славу.
На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением страшной фантазии автора.
Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов,
его сразу узнавали читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было
подчеркнуто и именем Воланд, которое встречается в «Фаусте» как одно из
имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была
уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и
усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал
автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное
напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что
Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми,
кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами
Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой – кому, но его и
половины не понимают».
Первые слушатели романа – современники автора – были чрезмерно
сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к
которым вело их всемогушество героя в наказании одних и поощрении других
персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и
божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд – герой
отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, чтоэто не так.
Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя,
увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно
скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва
показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с
Воландом необходима.
Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную
традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых
демонах, иначе сформировав, как писал В.М. Журмунский, «загадочный и
сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ…
бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное – не поддающихся
однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти
существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может
вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время».
Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и
зла, - Ветхий завет, Талмуд и другие. Там он нашел, по-видимому, и такую
функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже
искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа
относительно судьбы мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще враг Бога и
людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия,
нечто вроде судебного исполнителя.
Итак, подведя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд – фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мв всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.