Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Тема любви в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все. Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман, роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности.
Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.
Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и
Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется,
Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранная.
В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.
Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»+Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.
Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет
Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева - Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи - Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий
Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.
Любовь — именно она придает книге загадочность и неповторимость. Любовь поэтичная, любовь земная, плотская и романтическая— это та сила, которая движет всеми событиями романа. Ради нее все меняется и все происходит.
Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.


Похожие работы:

  1. • Обоснование антихристианской направленности романа М.А ...
  2. • Творческое начало в героях романа Булгакова "Мастер и ...
  3. • Языковое выражение категории времени в романе ...
  4. • Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова ...
  5. • Роль пейзажа в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
  6. • Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и ...
  7. • Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по ...
  8. • Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и ...
  9. • Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила ...
  10. • Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и ...
  11. • Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и ...
  12. • Художественное своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и ...
  13. • Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  14. • Спецсеминар "Художественный мир М. Булгакова"
  15. • Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова ...
  16. • Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова ...
  17. • Тема свободы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  18. • Тема власти в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  19. • Бал у Сатаны в романе "Мастер и Маргарита" и отношение ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com