Талант художника был у Булгакова от бога. И то,какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом ", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита".
Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда- вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири- ческого.
Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психо- логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля- ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест- венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода твор- ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са- тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству- ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото- рая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лири- ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело- вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо- лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи- це появляются Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас- тере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна- жения противоречий живой действительности . Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра- нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.
Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры- вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе- ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи- вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских,майгелей, ни- каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.
Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа- луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо- гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че- ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус- мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси- хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите- лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво- ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска- зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова- ний знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут ду- мать, много писать.
"Рукописи не горят", -произносит один из героев романа. Булга- ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс- тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита- телей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу- женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да- леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи- еся в глубинах.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/