Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика
Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая
против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих
исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с
жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой
дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность
ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали
жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии,
начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д.
Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа,
ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее
поэзии.
Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические
стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с
Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый
путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им
уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали
знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок,
К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда
супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин
и А. Куприн.
Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко – тупое, всегда безобразное,
Медленно – рвущее, мелко – нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно – довольное, тайно – блудливое,
Плоско – смешное и тошно – трусливое,
Вязко, болотно, и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское…
Все кругом.
Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной
российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви
к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире,
«космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь
высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве
человеческого «я», и его земного общества. Текст построен в виде
развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую,
сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения «Все
кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько
рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным
мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося
миросостояния:
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.
Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и размышлений:
Над водами, стихнувшими в безмятежности
Вечера ясного, - все бродит туман;
В последней жестокости есть бездонность нежности,
И в Божией правде – Божий обман.
Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый
поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря
точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая
предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую
метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся
давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и
Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее
произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью
человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной
мысли достигала удивительно филигранных очертаний.
Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари).
В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру, готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:
Нить паутинная упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно;
Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой – струною многоцветной.
А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной внешней природной частностью:
В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа проста, как эта нить.
Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного
(паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти
скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому
принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в
ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и
только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы
человеческой души.
Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда, пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он только намечен тематически.
Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа, который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного стихотворения , названного автором « Песней», можно особо выделить мотив томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:
Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечернею зарею,
С вечернею зарею.
И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным…
Оно не сжалится над сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю.
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Не знаю…
Но сердце хочет и просит чуда…
Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после
смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в
«бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы
художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить
самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью. Причем
явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда
«уже не душно, достигнута последняя ступень»:
И если смерть придет – за ней послушно
Уйду в ее безгорестную тень.
Так осенью светло и равнодушно
На бледном небе умирает день.
Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом.
Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным
Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божия, правда и
Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились
в ее лирике:
Небо – вверху; небо – внизу,
Звезды – вверху; звезды – внизу,
Все, что вверху, то и внизу,
Если поймешь, благо тебе.
Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь предельно-лапидарное выражение.
З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно- филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.
Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее:
поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника»,
издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной
символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески
разработанные самостоятельные опыты - стихотворения « Посвящение» и
«Песня».
В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903».
Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она
неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует
прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она
строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу.
Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.
Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан»,
печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса
«спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша.
Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала
свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – «
Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в
вечность, о силе и бессмертии божественного слова.
Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941
году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий
Мережковский», которая осталась незавершенной.
Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в
одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида
Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик…
Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы – человек воспринимающий красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий художник:
Вот первый луч – вот алый меч…
И плачет сердце…
Так написать может только талантливый поэт.
Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомился, я выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и дать ему свою оценку.
Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем
обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата
написания: «Февр . 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему
произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к
первой мировой войне, не разделила националистических настроений части
творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее
это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены
против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России,
судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды.
Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк,
и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви.
Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом напоминают нам, читателям, использованные автором риторические восклицания:
Она не погибнет – знайте!
Она не погибнет – Россия!
Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое патетическое звучание гимна русской земли.
«Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не
пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не
ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она – в
вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-
своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…»
З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу:
вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная
приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова.
Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее
особенно звучным:
Она не погибнет, – знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся ,– верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, - верьте…
Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как другой художественный прием – эпифора.
Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки:
Мы – дети страшных лет России-
Забыть не в силах ничего.
Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все- таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения своей мысли, какие художественные средства!
Они всколосяться, - верьте!
Поля ее золотые.
Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он
звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб.
Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём
олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо. Особое
значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто
пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна
сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех
её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и
ненавидя.
«Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни»,
написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни!
Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне
вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей
Родины, а живёт прошедшим:
Россия спасётся, - знайте!
И близко её воскресенье.
Реферат по литературе
Зинаида Николаевна Гиппиус
(1869-1945)
Ученика 11 класса «А»
Лингвистической гимназии № 36
Ладыга Антона