Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только
фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа.
Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая
ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в
правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от
привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест
против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям:
«Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою
речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так
силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-
«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность,
и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово
становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы
«внутренняя», чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А
как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-
самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые
связки. У него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают
интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет
казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой.
Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,
понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя.
Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд,
очень выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается
с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд
глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только
динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального
слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация
стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую
сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и
выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют
самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»),
смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая»
настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы
видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный
для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно
естественно заменяется, как видим, просто «рукой».
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах
(антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены
очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного
звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Стихотворение «Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки». В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере
не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост
от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный
полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку
подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные
образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в
Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.