Рефетека.ру / Культурология

Реферат: Блатная музыка

Министерство образования РФ

Международный университет бизнеса и новых технологий

Блатная музыка реферат по русскому языку и культуре речи

Студента БУ-11

Молотова А. А.

Ярославль, 2004

План

1. Введение

2. Происхождение слова «Блатная»

3. Происхождение слова «Музыка»

4. Заключение

1. Введение

Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн де Куртенэ в статье, посвященной изучению арго, иначе его и не называет, как блатная музыка.
Любопытно, что в этой небольшой статье (всего две страницы) словосочетание блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оно стало употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к термину арго.

2. Происхождение слова «Блатная»

Из двух компонентов фразеологизма блатная музыка более новым является слово блатная. Одна из первых фиксаций слова блат (вернее, его производного) наблюдается в очерке А. И. Куприна «Вор» (1895 г.). Появление этого очерка совпадает с периодом наиболее интенсивных заимствований в русское арго из немецкого, польского и еврейских языков (именно они способствовали переходу лексемы блат в русское арго, являясь при этом либо языками-источниками, либо языками-посредниками). И первоначально в русском арго слово блат обозначало «любое преступление, независимо от его характера». Кража, убийство, разбой, мошенничество - все это определялось словом блат. Позднее арготизм блат получил значение «преступный мир», а производная лексема блатной имела значения «профессиональный преступник»,
«преступный; относящийся к преступному миру».

3. Происхождение слова «Музыка»

До конца XIX в. арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо байковым языком.

У читателя, вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян -
«музыкальный инструмент». Действительно, уж очень заманчивая лексическая цепочка: байковый язык - баять - баян - музыка. Но слово баян ничего общего с языком преступников не имеет. Музыкальный термин баян, названный по имени древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф. Орланским-Титаренко, появился примерно в конце XIX века, тогда как арготизм музыка возник гораздо раньше.

Но все-таки, почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно действует на эмоции? Да, арго воздействует и на чувства деклассированных элементов, и на чувства законопослушного населения. Но не это явилось определяющим при появлении на свет лексемы музыка, т. е. данное слово образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его гораздо сложнее.

Музыка - «язык преступников» - слово довольно странное, даже для арго, в котором имеются различные словесные неожиданности. Но в лексике преступного мира был еще и более причудливый фразеологизм (активно он употреблялся в середине XIX в.) - ходить по музыке - «совершать преступления». Но какая связь между «ходить по музыке» и «совершать преступления»? Казалось бы, никакой. Однако, если верно определить в арго важнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а также связи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все встанет на свои места.

Нам кажется, что слово музыка в арго появилось благодаря звуковой мимикрии. Данный способ словопроизводства очень распространен в арго. Язык
«рисует» самые неожиданные образы. Так, в дореволюционном арго при помощи звуковой мимикрии образованы слова олешка - «лакей», мишука, мишура -
«мешок», башкир - «большеголовый человек» (от башка), петя -
«пятисотрублевый кредитный билет»; в современном арго - алик - «алкоголик», баптист - «бабник», балбес - от балабас - «продукты, содержащие большое количество жира», марго - «маргарин», червяк - «червонец», чех - «чеченец».

Несомненно, что музыка - это слово, также образованное с помощью звуковой мимикрии. Но какая лексема явилась его основой, первым кирпичиком?
Каких-либо производных арготизмов от слова музыка в составе дореволюционного арго нами не обнаружено. Из фонетически близких к арготизму музыка можно причислить следующие слова: маз - «преступник»,
«мошенник», «старый опытный вор», «атаман разбойничьей шайки», «вор- карманник», «помощник вора-карманника»; мазурик - те же значения, кроме третьего и четвертого; маза - «учитель воров»; мазье - «мошенники, воры»; мазура несчастная - «плохой вор»; мазиха - «женщина, принадлежащая к преступному миру», «дама (игральная карта)»; мазурить, мазурничать -
«воровать из карманов». Как видим, в этих словах отчетливо прослеживается корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либо представителей преступного мира, либо их преступные действия. И слово музыка, насколько это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало преступление. (Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю слова музыка: блат - сначала имело значение «любое преступление», затем -
«язык преступного мира»; ходить на блат - «совершать преступления».)

Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней
- мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С.
В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней:
«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом - мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А.
Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), - утверждал он,- так они называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и
Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.

Боготаскатели - «офени, занимающиеся перепродажей икон». Итак, заметим: мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) - «скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,- часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое значение - «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое наполнение - «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений -
«крестьянин», «человек», «офеня», «я».

Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно- профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго.
Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов: клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров),- справедливо утверждал В. М.
Жирмунский,- в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы.

Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой
«чести». Вот отрывок из блатной песни:

Кругом темно, все потемнело,

И спит Москва во мгле ночной.

Уныло песенку заводит

В тюрьме преступник молодой:

«Мне быть преступником с рожденья

Сама назначила судьба.

Я был торговец, был офеней

И торговал я завсегда».

Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене - «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».

Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов
(преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени
Офеня.

Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и прасолы (прахи) - «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из названий преступника в Поволжье явилось слово прах.

Получается любопытная лексическая параллель: в условно- профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) - «офеня», в арго маз, мазурик - «преступник»; прасол (прах) - «скупщик хлеба и скота», а в арго прах - «преступник».

Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас употребляются слова маз, маза - «главарь воровской группы». Арготизм маза имеет и еще одно значение - «шайка, сплоченная воровская группа»; фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга, поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент - музыка (от него образован арготизм музыкант - «знаток арго»).

4. Заключение

И все таки, какая связь между «ходить по музыке» и «совершать преступления»? Если верно определить в арго важнейшие способы словопроизводства, то все встанет на свои места.

Библиография


1. Грачев М. А. Блатная музыка // Русская речь. -1995. - №5


Похожие работы:

  1. • Блатная музыка
  2. • Блатная песня: terra incognita
  3. • Блатное загонворож 'пьяница'
  4. • История и современность русского арго
  5. • Арго: история вопроса
  6. • Ресемантизация собственных имен в арго
  7. • О цыганизмах в русских арготических словарях первой трети ХХ ...
  8. • О цыганизмах в русских арготических словарях первой трети ХХ ...
  9. • Проблемные толкования в словарях русских арго
  10. • Жаргоноиды и жаргонизмы в речи русскоязычного населения
  11. • Социолингвистические и психологические аспекты ...
  12. • Русские арготические этимологии
  13. • Смешение букв как причина возникновения ошибочных чтений в ...
  14. • Нужен ли изучающему русский язык (как иностранный) русский ...
  15. • Поэтика низкого, или просторечие
  16. • Авторская песня
  17. • Малява про халяву. Русский язык выставили на бабки.
  18. • Криминальная субкультура
  19. • Культура речевого поведения и речевой этикет
Рефетека ру refoteka@gmail.com