Рефетека.ру / История

Реферат: Откуда есть пошла земля русская

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История»

Тема: «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

Выполнила: Максимова Милана Иосифовна

Группа УП 3 – 1 – 99/2

СОДЕРЖАНИЕ.

|ВВЕДЕНИЕ |стр. 3 |
| | |
|1.ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ. |стр. 4 |
| | |
|2.ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ | |
|ОБЩИНЫ. |стр. 5 |
| | |
|3.ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО | |
|ГОСУДАРСТВА. |стр. 7 |
| | |
|4.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | |
|КИЕВСКОЙ РУСИ. |стр. 9 |
| | |
|5.РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И РЕМЕСЕЛ. | |
| |стр. 12 |
|6.ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ | |
| |стр. 13 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
| |стр. 15 |
|СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
| |стр. 16 |

ВВЕДЕНИЕ.

Прежде чем разобраться, откуда пошло государство Российское, важно понять, «откуда есть пошла» сама земля Русская.

Этот вопрос интересовал уже первых известных нам летописцев Никона,
Ивана, Сильвестра. Попробуем ответить на него и мы. И первое слово –
«Повести временных лет». Летопись начинается, как было принято в средние века, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой мифологической версии славяне восходят к младшему сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, и вот от «племени Иафета» и произошел народ славянский.

Но постепенно фантастический рассказ начинает обретать реальные географические ориентиры и наполняться исторически достоверными подробностями.

Полна загадок «Русь изначальная. Научные споры о том, кто такие славяне, откуда пошла Русская земля, какова предыстория государства
Российского, будут продолжаться, ибо новые факты об этом времени редки. А новые поколения историков ищут и новые концепции прошлого, «вырабатывают свой взгляд на него. Одно бесспорно – история у нас древняя и богатая. И изучать ее удивительно интересно.

1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ.

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. У них имелись примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начинали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, то есть происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

Первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периода. С точки зрения материальных условий производства различают: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались между собой не только по орудиям труда, которые использовал человек, но и по формам общественной организации, видам хозяйственной деятельности.

Так первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до нашей эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40-14 тысяч лет до нашей эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место первобытной общине, основанной на кровнородственных связях под руководством женщины и получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до нашей эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха. Мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве были козы. Свиньи, овцы, коровы, быки. Домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали занимать мужчины, а передача имущества и имени шла по отцовскому роду.

Примерно во втором тысячелетии до нашей эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд производилось железо в примитивных глиняных горнах (ямах). Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот период произошло крупное обобществленное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

2. ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ.

В начале первого тысячелетия новой эры на территории Восточно-
Европейской равнины расселились древнейшие племена восточных славян.
Начиная с VI века, восточные славяне занимали огромные пространства от
Онежского и Ладожского озер до низовий рек Прут, Днестр, Южный Буг, от
Карпат до Оки и Волги. Здесь поживали многочисленные племенные союзы
(княжения) полян, древлян, радимичей, дреговичей, северян, уличей, волынян, белых хорватов, кривичей, вятичей и др. В тесном соседстве с ними находились иные племена: на северо-западе были эсты (чудь), водь, ижора, лопари, корелы и другие угро-финские племена. На севере жили югра, остяки, вогулы, весь. В междуречье Волги и Оки жили мещера, мурома, меря, черемисы, мордва, а далее на восток – вотяки, зыряне, пермяки (коми). На западе со славянами соседствовали многочисленные прибалтийские племена: ливы, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др., а также поляки (ляхи), жившие по берегам
Вислы.

Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки, плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в развитии экономики древних славян. На южных плодородных землях люди занимались земледелием, в юго-восточных степях – кочевым скотоводством, в северных и северо-западных районах – охотой, добычей меха ценных пород зверей, бортничеством (сбором меда диких пчел и воска).

Археологические раскопки поселений говорят о том, что основным занятием восточных славян во II – V веках было земледелие. Они сеяли просо, рожь
(жито), пшеницу, лен и другие культуры. Для сельскохозяйственных работ применялось рало – примитивная деревянная соха с железным наконечником
(наральником), мотыга, серп, грабли, коса. Позже появился плуг с железным лемехом.

Земледелие осуществлялось в переложной (залежной) или подсечно-огневой форме. Перелог предполагал использование одних и тех же участков в течение нескольких лет подряд, после чего он не обрабатывался примерно 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Эта система существовала в основном в степных и лесостепных районах. Подсечная система применялась чаще всего в северных лесных краях, где сначала подрубали (подсекали) деревья, а когда они высыхали, их сжигали, чтобы зола при этом служила удобрением почвы. Но эта система требовала больших затрат физического труда людей, Которые должны были объединяться в большие трудовые коллективы, и была под силу только родовой общине.

Родовая община в виде большой патриархальной семьи располагалась обычно в виде поселения, которое называли двор (дворище, городище, печище). Это была отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри родовой общины было совместным. Размеры земельных участков определялись только тем, сколько земли мог освоить каждый член рода.

Повсеместное распространение плуга и переход от мотыжного к пашенному земледелию заметно повысил культуру сельского хозяйства и его продуктивность. Так, сначала появилось двуполье, а потом и трехполье, то есть ежегодное чередование различных посевных культур и пара. Лошадей разводили не только для военной конницы, но и для использования их в качестве рабочего скота наравне с волами. Развитие факторов производства обусловило разложение кровно-родственной общины и переход ее в VI-VIII веках к соседской, сельской общине.

Этот переход означал, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. При этом обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства. Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность, что означало полное разложение родовой общины. Дворища (печища) уступали место поселениям под названием деревня, а сама община стала называться «вервь»
(мир).

И хотя в соседской общине основные сельскохозяйственные земли еще долго оставались в совместной собственности, они уже делились на участки – наделы, которые передавались общинникам в пользование на определенное время. А лесные угодья, водоемы, сенокосы и пастбища оставались в совместной собственности. Еще долго сохранялись различные виды работ, выполнение которых требовало объединенного труда: прокладывание дорог, корчевание леса и др.

Земельные наделы обрабатывались теперь членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал данной семье. Таким образом, эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном равенстве при производстве и распределении продуктов. Это приводило к имущественному расслоению внутри соседской общины, появлению старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников – феодалов.

На последнем этапе перехода к феодализму у восточных славян сформировался особый тип отношений, который называется военной демократией.
В VII-VIII веках славянские племена осуществляли многочисленные военные походы в Византию, на Балканы и восточные земли, вели оборонительные войны против кочевников с юга. В этот период усиливается роль высшего военачальника - князя, который был одновременно и верховным правителем племени или племенного союза. Если первоначально князь избирался народным собранием – вече, то со временем он стал передавать свою власть по наследству.

Князь создавал свое войско, или дружину, которая, как правило, была немногочисленной, но состояла из храбрых, сильных, профессионально обученных войсковому делу людей. Дружинники, лично свободные люди, заключали с князем договор о службе, а вся дружина представляла собой союз верных князю людей. Дружина состояла из двух частей: младшей и старшей.
Младшую часть («молодь») еще называли «отроками», «гридями» («гридьбою»).
Старшую часть дружины называли «княжьими мужами», куда входили наиболее отличившиеся военачальники.

Первоначально дружинники содержались и кормились при княжеском дворе за счет добровольных взносов со всего племени, а также за счет военной добычи и захвата новых земель. Постепенно князь и его старшие дружинники становились независимыми от народного собрания. «Княжьи мужи» начали приобретать землю, создавать свое хозяйство с собственными «отроками».
Князь и дружина стали присваивать себе практически неограниченную власть над соплеменниками.

3. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение частной собственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.

Как известно из древних летописей, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно различные группы населения фактически стали отличаться между собой по богатству и социальному положению. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние»,
«нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали «земские бояре» («боляре»), то есть представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные дружинники, «княжьи мужи», среди которых, кстати сказать, было немало представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они поступали на службу к князьям, постепенно ассимилируясь со славянами. В течение IX-XII веков шел процесс сближения земской и военной аристократии.
Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.

В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом возникла «вотчина» («отчина», «дедина»), или крупные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные люди стали постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками.
Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых, получил название «обояривание».

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже – к государственным образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI-VIII веках. Так, у полян в среднем течении Днепра княжил «род Кия». Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение близких и дальних земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве,
Рогволд в Полоцке и др.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и, уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство – Киевскую
Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политику по насильственному присоединению восточных славян, что позволило превратить
Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой
Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро- финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы, стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на
Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе.
Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством. Так, княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией – Крещение Руси, а князь Владимир получил имя «креститель».

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальнейшему укреплению государственности, а также повысил международный авторитет Киевской Руси, поскольку поставил ее в ряд с цивилизованными европейскими державами.
Например, киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме тог, христианство оказало большое влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т.д.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИЕВСКОЙ

РУСИ.

В IX-XII веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

Первоначально великие киевские князья собирали дань-полюдье с подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников – «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья, еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.

Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или
«плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты – оброка.

Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная - на зависимого
(закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.

Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор – «ряд», по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» - пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или «изорники» - это более обедневшие, почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями на условиях найма.

Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или
«челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, В основном на полях (так называемые
«страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви.
Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви
«на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель – все это приводило к росту сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земли, поднимали стихийные бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году при
Ярославе Мудром появилась «Русская правда» («Правда Роська», «Древнейшая правда»), которая стала важнейшим сводом норм древнерусского законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда
Ярославичей», вторая составная часть «Русской правды». В этих документах ограничивалась, а позже – отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества, определялась ответственность за кражу и порчу имущества, скота, за нападение на представителей вотчинной администрации.
Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть примерно 16 кг серебра, а за убийство смердов и холопов страдников – 5 гривен (1 кг серебра).

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины.
Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани – «прокорма». Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.

Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т.д.

5. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И РЕМЕСЛА.

Восточные города появились из небольших ремесленно- торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев,
Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов
Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих поклонений, около крупных вотчинных усадеб.

Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее «страной городариков, или гардариков». Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или
«волости», которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в
Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи и т.д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.

Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обслуживания себя и своих родственников в простейших изделиях обихода: льняных тканях, коже, посуде, обуви и др. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не поступали в продажу. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства – ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.

Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевенников и т.п. Ремесленные посады зачастую примыкали вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского кремля, позже названный Китай-городом.

Своего расцвета ремесленное производство достигло в XI-XIII веках, когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства, металлические доспехи, оружие для воинов) первое место среди ремесел занимала выплавка железа, которая в те времена часто объединялась с кузнечным делом и металлообработкой. Особенно ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое почетное место.

Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно изо льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы.

6. ТОРГОВЛЯ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве киевской Руси, которое оставалось глубоко натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.

Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.

Традиционно торговля называлась «гостьба», сами торговцы или купцы –
«гости», а места торговли – «погосты». Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища.
Кстати, в каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и документы, и за это церковь имела свой доход.

Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI-XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра, то есть в два раза больше, чем за простого смерда.

Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому, Черному, Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород.
Особая роль принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым
«окном в Европу» для всей Киевской Руси.

Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные металлы, пряности, драгоценные камни.

В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги, как средство обмена, у восточных славян существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а княжеская козна – «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных зверей, в частности куницы – «куна». Со временем это название перешло и на металлические деньги.

В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из серебра и золота, в основном во внешней торговле. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна единица «гривна» - слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам и каждая половина гривны называлась «рубль», или «рублевая гривенка». На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делили на две части – две полтины, и еще пополам – два четвертака. В названиях мелких денежных единиц долго сохранялись отголоски так называемых «меховых денег»: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки и т.д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов и поэтому для изготовления денег пользовались привозным сырьем.

Следует отметить, что в «Русской правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе»,
«отдача денег в рост», «процент», «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль), определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т.д.

Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале XII века ростовщики стали взимать до 50% годовых, население Киева в
1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь
Владимир Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах»
(процентах), в котором было указано снизить долговые проценты до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития.
Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. Историко-библиографические очерки.

С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. Книга первая. IX-XVI вв. Москва, изд.

«Книжная палата» 1991г.

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ. Учебное пособие. Под ред. Проф. М.Н.

Чепурина. Издание 4-е, стереотипное. – М.: «Информационно-издательский

Дом «Филинъ», 2000 г.


Рефетека ру refoteka@gmail.com