Рефетека.ру / История

Реферат: Культура древней Руси

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

Волгоградский Государственный Технический Университет

Кафедра истории, культуры и социологии

РЕФЕРАТ

по культурологии

Тема: Культура древней Руси

Студент группы ИВТ-160

Выполнил:

Морозов Роман Леонидович

Руководитель работы:

Щеглов Владимир Васильевич

Волгоград 1998

Оглавление:

Введение 2

I. История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2

1. Появление славянских племён (II – I тысячелетие до н.э.) 2

2. Рассвет славянской культуры (X в до н.э. – III в н.э.) и последу- ющее расселение славян. 2

Дохристианская Русь 3

1. Исторические моменты развития Руси VI – Xв 3

2. Государственный строй и законы 4

3. Религия древних россов 5

4. Исторический и культурный образ Руси на рубеже первого тысячелетия

6

Киевская Русь 7

1. Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее разви- тие

Киевской Руси 7

2. Христианство на Руси 7

3. Государство и церковь 8

4. Письменность, литература, образование 8

5. Зодчество и архитектура в Киевской Руси 9

II. Вывод (Русь и другие страны) 10
III. Список литературы 11

Введение.

«Откуда есть пошла Русская Земля»[1] наверно каждый россиянин хотел бы узнать ответ на этот вопрос. Именно желание побольше узнать про этот период в развитии Руси побудило меня выбрать эту тему. И я считаю, что сделал это не напрасно.

Для написания этого реферата я прочитал и просмотрел несколько книг по истории и культуре древней Руси. Некоторые из них были указанны в рекомендациях. Но, на мой взгляд, наиболее информативной является все же
«История России», которая почему то не вошла в вышеупомянутые рекомендации.
Именно, в основном, на базе её, а также книги Рыбакова «Мир истории» я написал этот реферат. Также не последние место в нём сыграла книга
«Введение христианства на Руси». Остальная литература использовалась как дополнение к этим книгам.

История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён)

Появление славянских племён (II – I тысячелетие до н.э.)

Считается, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу от
Чёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой от
Одера до низовий Дона. Жили древние славяне в небольших деревнях.
«Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты»[2](2,23). Несмотря на открытия бронзы, из неё делались лишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих пор изготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовления долот, необходимых в строительстве. Это нетрудно объяснить тем, что открытых залежей необходимого сырья для производства бронзы не было, или были, но в незначительном количестве.

Древние славяне верили в переселение душ, поэтому, как и многие другие народы, придавали покойнику при похоронах форму эмбриона, подготавливая его к следующему рождению.

Рассвет славянской культуры (X в до н.э. – III в н.э.) и последующее расселение славян

Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в
Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина. Существуют сведения, что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийское море вплоть до Багдада.[3] Также о наших предках упоминает в своих произведения отец истории Геродот (V – век до н.э.), который как считает
Рыбаков, сам путешествовал по Днепру.

Сказания о тех далёких временах сохранились и в нашем фольклоре, это сказания о богатыре – кузнеце, который побеждает Змея, либо запрягает его в плуг и пашет на нём огромные борозды. Речь в нём очевидно идёт о борьбе древних славян с набегами киммерийцев (I тысячелетие до н.э.), и последующее использование захваченных пленников для строительства укреплений на юге славянской прародины (эти укрепления сохранились до наших дней).

В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственного государства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше на северо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй раз к рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э. но нашествие Гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало их последующее расселение.

Дохристианская Русь

Исторические моменты развития Руси VI – Xв

Итак, в V – VI веках начинается грандиозное расселения славян с их праславянской родины на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, на территории отвоёванные у Византийской империи. Вторым немаловажным событием, которое привело к основанию Русского государства, стала постройка на Днепре города Киева. Киев, по приданию, был построен тремя братьями
Кием, Щекем, и Хоривем в честь старшего брата Кия. Нужно отметить, что в силу своего географического положения (Киев находился на пути торговых караванов шедших по Днепру в Византию, и был трудно досягаем для вражеских набегов) этот древнерусский город стал центром консолидации славянских племён. Таким образом «Строитель крепости на Днепре становился одним из руководителей общеславянского движения на Балканы»(2,36). Неудивительно, что подобные походы на юг, а также беспрерывная борьба со степняками – кочевниками привела к созданию союза славянских племён названного Русью.

Первые данные о Руси и о Россах появились в VI – VII веке н.э.[4] хотя некоторые тогдашние источники упоминают «мужей – россов» и значительно раньше (Иордан 370 годы). В те далёкие времена Русь занимала следующую территорию : Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переславль Русский,
Северная Земля, Курск (где располагались княжества: Киевское,
Переяславское, Черниговское, Северское). Но давайте рассмотрим внимательнее процесс его образования. Для этого нам понадобиться снова вернуться на несколько веков назад и проследить за бытом и деятельностью племенных союзов, которые в последствии и образовали Русское государство.

V век у славянских племён, образовавших Русское государство, протекал как период военной демократии. Крупные производственные и родовые коллективы заменялись территориальными или соседскими общинами
(объединявшими в себе малые индивидуальные семьи). Законы в тот период у них были суровые, так например мать имела право убить новорожденную дочь, если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своих престарелых родителей, если те состарившись не приносили пользу семье. Но, не смотря на это славянин уходя из дома оставлял еду на столе а дверь открытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть. В это же время появляются и укрепляются такие интересные образования как дружины – объединение свободных воинов профессионалов поклявшихся князю в верности на поле брани.
Этот процесс стимулируют многочисленные набеги степняков и кочевников.
Постепенно князь – глава такой дружины – опираясь на неё сосредотачивает в своих руках власть и начинает игнорировать некоторые законы и обычаи.
Князья также заключали между собой различные союзы, или выбирали главного князя – командира над остальными. Это было одной из предпосылок создания единого государства. Также в этот период идёт образование городов. Вначале строились так называемые городища – убежища, куда во время вражеских набегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычно пустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а им требовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возле городов постепенно стали образовываться посады, места где проживали различные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появления единого государства. Но вообще росичи жили очень бедно. Одежда их состояла из шкур или грубого полотна, орудий труда было мало, а жили славяне в основном в земляках и норах. И поэтому образование единого государства, и соответственно усиление торговли было очень полезно для них.

Но давайте вернёмся к появлению Руси. Первым Русским князем по преданию был варяг Рюрик. Его с братьями Синеусом и Трувором[5] пригласили на Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём, но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образование русского государства. С этого момента Русь начинает быстро развиваться, русские купцы всё чаще наведываются в другие страны. По этому с этим временем связанно появление в русском языке таких исконно не русских слов, как топор (в русском языке секира) или собака (в русском языке пёс). Также русские князья разворачивают активную компанию по обороне от кочевников и завоеванию земель Византии. Такая жизнь на Руси продолжалась достаточно долго, до тех пор, пока к власти в конце X века не пришёл князь Владимир.

Государственный строй и законы

Итак, во главе Русского государства VI – X веков стоял главный Князь, проживавший в тогдашней столице Киеве. Главному князю подчинялись простые князья стоявшие во главе своих наделов или княжеств. Реально вторым по главенству являлся князь новгородский, поэтому главный князь старался посадить туда своего старшего сына. Каждый князь имел своё войско, дружину.
Естественно, что и воинов и самих князей нужно было чем-то кормить. Так князь с могучею дружиною периодически объезжал славянские земли и собирал полюдье. Впоследствии часть собранного съедалась, а часть отправлялась за рубеж (полюдье продолжалось приблизительно с VIII по XI века). Единого законодательства на Руси не было вплоть до князя Владимира, издавшего первое единое русское законодательство Русскую Правду. Обычно суд вершили князья по своему уразумению и по древним обычаям. Но были люди, которые могли указать даже великому князю – это служители славянских языческих богов. Если такой служитель говорил, кого и когда нужно, к примеру, принести в жертву богам, никто не смел его ослушаться.[6] Итак, мы перешли к следующей теме - язычеству древней Руси.

Религия древних россов

«В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия»(1,42). Она проявлялась в фольклоре (райское дерево Вырий, дуб, берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Язычество – это прежде всего форма освоения человеком природы, говорит в своей статье Чернышёва и я с ней согласен. Она же выделяет три этапа в развитии языческой культуры на Руси (цитаты были взяты у книжника XII века):
1. сначала славяне «клали требы упырям и берегыням»
2. затем «начали трапезу ставити Роду и Роженицам»
3. начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокши и Вилам»

Давайте кратко рассмотрим этих богов, их функции и предназначения в языческой культуре древних славян.

Упыри – злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают и нападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочие неприятности.

Берегыни – добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу со злыми духами.

Надо отметить, что культ служения добрым и злым духам появился ещё в эпоху каменного века.

Род и Роженицы – божества плодородия (появление подобных божеств говорит о переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род – творец вселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним
2 роженицы – богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздник
День Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники Ярило и
Купала. Ярило – молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала –
«плодотворящее божество лета», праздник отмечался 24 июня.

Время шло, и на смену старым богам приходили новые:

Сварог – властитель неба и вселенной.

Сварожич (сын Сварога) – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела.

Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался в начале января (2 и 6 числа). К празднику выпекали печенья в виде зверей и надевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что несмотря на кажущуюся незначительность Велес являлся одним из центральных богов у славян
(например русские князья клялись его именем).

Перун – вначале повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем и главный бог (то, что главным божеством становиться бог воинов говорит о том, кто приходит к власти в древней Руси). Праздник его отмечался 20 июля.
Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать в четверг.

Но перечисленные языческие боги отнюдь не все существовавшие в то время на Руси, а тем более у славян. Практически каждое племя поклонялась своим богам, или возвышало одних над другими. Такое разноверие продолжалось вплоть до прихода к власти князя Владимира. Он, в 980 году, захватив Киев, провёл свою религиозную реформу, возвысив над другими языческими богами шестерых: Перуна, Симогола (крылатый пёс, охраняющий посевы), Джадьбога
(Сын Сварога олицетворяющий солнце), Стрибога (бог ветра, бури, урагана),
Мокши (покровительница женщин и рукоделия) и Хорса (божество в виде белого коня).

Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проходили пышные праздники в честь этих богов, и пятерым из них были поставлены огромные идолы возле града Киева, вне столицы люди продолжали молиться своим богам. Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии. Итак, в 988 году князь
Владимир крестил Русь византийским крестом.

Исторический и культурный образ Руси

на рубеже первого тысячелетия

Подведём итог, с каким – же багажом подошла древняя Русь ко второму этапу своего развития - Киевской Руси. Итак, Русское государство, образовавшись в VI – VII веках из славянских племён (Полян, Кривичей и других) проживавших на территории от Чёрного моря и Днепра, до Балтийского моря и верховий Волги, стало быстро расти и развиваться. Быстро увеличивалось количество городов, а также населения в них. Как следствие этих процессов увеличивалась полюдье, а также процветала торговля. Русские купцы активно посещали культурные страны, и как следствие на Русь стали проникать элементы иностранной культуры (не только одежда или украшения, но и слова, письменность, а в последствии и христианство). Усиливались процессы расслоения общества, всё больше выделялись купцы, государственные чиновники, армия. Эта верхушка получала какие то свои особые льготы.[7]
Между тем в самом низу шли процессы интеграции. Маленькие племена (а также племена, которые присоединялись к Руси) ассимилировались остальными, при этом происходило образование единой русской народности и культуры. Итак, к
X веку практически всё было готово к образованию из «союза племён» единого, полноценного государства Киевской Руси.

Киевская Русь

Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее развитие Киевской Руси

Приход к власти князя Владимира на Руси ознаменовал собой новый этап в развитии государства. Проведённые им реформы навек изменили облик тогдашней Руси. Как я уже говорил, придя к власти в 980 году, Владимир проводит религиозную реформу, стремясь объединить племена, составлявшие тогда Российское государство. Эта реформа не получила народной поддержки и поэтому фактически провалилась. Тогда в выборе религии Владимир остановился на христианстве. Этот выбор имел несколько плюсов для Руси: во первых позволял объединить разношерстное население под одной религией, а во вторых позволял заключить выгодный договор с Византией. Итак в 988 году князь
Владимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещение киевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорного
Новгорода. Но это далеко не все реформы князя Владимира, не мене важной его заслугой было создание первого Русского сборника законов Русской Правды[8].
Этот сборник во первых отменял и запрещал некоторые старые законы и обычаи такие, как: кровная месть, многожёнство, человеческие жертвоприношения, сжигание жён с мёртвыми мужьями. Следующие князья также реформировали и дополняли законодательство, причём нужно заметить, что русские законы не копировали слепо Византийские. Так в русских законах не было такого наказания, как смертная казнь или членовредительство, вместо них были введены штрафы. Также нужно заметить, что именно при Владимире появилась письменность на Руси. Но такой образ крепкой и сильной державы Киевская
Русь сохраняла не долго, уже в XII веке появляются признаки феодальной раздробленности. Возможно, именно это и стало причиной падения великой Руси под натиском татаромонголов.

Христианство на Руси

Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый подъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религию самобытной, Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси. Итак, первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. Как говорит в своей статье Рябова З.А.: «Мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов сначала языческих, затем православных»(1,58)[9]. По этому, не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие празднества (это явление соседства двух культур получило название
«культурный дуализм»), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

Государство и церковь

Во взаимоотношения государства и церкви в Киевской Руси можно выделить два периода:

Первый период (X – XI вв). Формой денежного обеспечения церкви была денежная десятина - «отчисление в пользу церкви от даней и других поступлений на княжеский двор». Собственной земли у церкви не было. Церковь выполняла некоторые судебные функции (браки и т.д.).

Второй период (XI – XIII вв). Этот период отмечен появлением и резким увеличением церковной земельной собственности. Церковная десятина превращается «из доли централизованной государственной ренты в особую подать, которую церковные организации стали собирать сами через своих чиновников – десятников»(3,126).

Официальная дата возникновения русской метрополии – 1037 год
(закладка Софийского собора в Киеве), но есть данные, что первая русская церковь «Росиас» была основана в 970 – 997 г (предположительно в 995г). С самого своего возникновения русская церковь становиться самобытной, так централизованная система её епископий повторяла систему подчинения древнерусских княжеств Киеву, тогда, как в Византии не было подобной централизации. С ростом церкви возрастали её государственные функции, так ей был поручен контроль над системой мер и весов. Также церковь постепенно начинает вмешиваться и в политическую жизнь страны: «церковь и её деятели на Руси в политических вопросах не отстаивали или защищали какую либо свою, особую линию, но поддерживали одну из сторон в споре»(3, ). Отсюда можно сделать вывод, что церковь в Киевской Руси играла большую роль в государственной жизни.

Письменность, литература, образование.

60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий)[10]. Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще[11]. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв
(1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он «Учение им же ведати человеку числа всех лет» [12]. Но несмотря на такое разнообразие
«древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература.
Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в
1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах[13].

Зодчество и архитектура в Киевской Руси

Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановим наш взгляд.

Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму»(4,78). На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм»(1,75).

Вывод (Русь и другие страны)

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран.
Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.

Список используемой литературы:
1. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей.

–М. О–во «Знание» РФ 1993г.
2. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. –М. «Молодая гвардия». 1987г.
3. Введение христианства на Руси/Ин-т философии Б24 СССР. –М. «Мысль».

1987г.
4. Князь Евгений Трубецкой Три очерка о русской иконе. Новосибирск «Сибирь

XXI век». 1991г.
-----------------------
[1] Нестор «Откуда есть пошла Русская Земля»
[2] Рыбаков Б.А. «Мир Истории», См. список литературы №2
[3] Рыбаков Б.А. Мир Истории., -М. 1987г.
[4] Рыбаков утверждает, что в середине VI, Чернышёва (Чернышева Н.А.
Культура древних славян // История культуры России. –М. 1993г.) , что VI
-VIIв
[5] Имена Синеус и Трувор скорее всего непереведённые шведские слова: «sine hus» – «свой род», «thru waring» – «верныя дружина» (Рыбаков Б.А. Мир истории. –М. 1987г.)
[6] На Руси в жертву иногда приносились даже люди, служитель накидывал на шею жертвы верёвку, и таким образом умерщвлял её.
[7] Возможно, языческая реформа князя Владимира не прошла ещё и по тому, что предложенная им шестёрка богов была в основном богами аристократии, а не большинства населения.
[8] В книге Введение христианства на Руси указывается, что создателем
Русской Правды бал Владимир, тогда, как в статье Рябовой Культура Киевской
Руси (Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. –М.
1993г.) говориться, что автором этого сборника законов был Ярослав Мудрый
(конец XI века).
[9] Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. –М.
1993г.
[10] Русский алфавит – кириллический, заимствованный у болгар
[11] Одним из знаменитейших представителей этого жанра является «Житиё
Сергия Радонежского»
[12] Чтобы понять всю монументальность труда нужно отметить, что счёт времени на Руси вёлся от сотворения Адама, то есть с 5508г до н.э.
[13] Один из авторов конца XII века писал: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты мёдом, так и я из многих книг выбирал сладость словесную и мудрость» (Даниил Заточник).


Рефетека ру refoteka@gmail.com