Михаил Меньшиков
Великая. Мудрейшая. Святая. Матерь народа русского (очерк)
На ранней заре русской истории, около тысячи лет тому назад, встречается имя женщины, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская, великая княгиня тогдашней Руси.
Имя О. находится как бы в истоке русской истории, оно связано с величайшими событиями в период зачатия Русь, именно с основанием первой династии, с утверждением у нас христианства и западной цивилизации. Всем известны многочисленные сказания об Ольге, занесенные в летопись и повторенные историками.
Полусказочный Рюрик и его сын Игорь были варягами, т.е. иноземцами на
Руси, как и стоящий между ними их сородич Олег. Эта была порода
скандинавских завоевателей, грабивших тогда и захвативших много земель в
Европе. До Ольги династия Рюрика не была нам родной, а, наоборот,
совершенно чужой, если верить в добровольное со стороны Новгорода призвание
варяжских князей. Только в лице Ольги, прирожденной славянки,
варяжская династия ославянивается, делается единокровной со своим народом.
По свидетельству Иоанносвкой летописи, славянское имя Ольги было
Прекраса, и лишь после брака ее с Игорем, Олег называет ее – может быть, в
честь своего имени «Вольгой». До сих пор не установлено, какого, корня это
имя, Ольга и Олег имеют созвучные скандинавские имена Хельга и Олаф. Но
они напоминают и русские волшебно – народные с названия. «Вольга» и «Волх»,
имена богатырские, былинные, на память о которых навсегда начертана течение
таких исторических рек как Волхов и Волга.
Когда и где родилась Ольга в точности неизвестно. В последнее время
было сделано предположение, что родиной Ольги была болгарская Плиска или
Плескувия, но народное предание называет Ольгу уроженкой села Выбутина
(Лыбутина) в окрестностях русского Пскова. Легенда гласит, что Псков даже
был основан ею. Записан трогательный рассказ о чуде, о небесных лучах,
просиявших над местом будущего кремля Псковского и пророчество Ольги
относительно будущей славы Пскова. Но история опровергает эту легенду.
Несомненно, Псков древнее Ольги и существовал еще до пришествия варягов,
однако легенда подтверждает то, что в Пскове существовал особый культ
Ольги. Нестор говорит «И сани ея стоят в Плескове и до сего дня». Т.о.
Псков избрали, как родину Ольги.
В чем же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на ее мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Черного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период от правления варягов до Игоря был не столько русской историей, столько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.
Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно – русской. Ольга заканчивает варяжскую история на Руси и начинает русскую. Заканчивается княжеско-разбойнический период и начинается княжеско-богатырский.
В лице Ольги заканчивается тяжелое зачатие государственности – завоевание Руси варягами, начинаются времена народной независимости.
После смерти мужа Ольга унаследовала не государство. А захваченную варварами полудикую страну, где оседлый быт еще полон брожения и земледелие боролось со звероловством и кочевым скотоводством.
До Ольги варяжская государственность исчерпывалась двумя действиями: грабежем вне страны и грабежом внутри страны. Последствием такой системы явился древлянский мятеж и первое в нашей стране цареубийство. Ольга унаследовала крайне трудное положение дел: первый серьезный бунт, грозивший полним развалом еще не сросшемуся из племен государству. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди литовского или полу литовского населения.
Успех мятежа явился бы роковым соблазном для других недавно
покоренных племен. Всем известно, с какой хитростью, и если верить легенде
- даже жестокостью, Ольга подавила древлянский мятеж, тем она восстановила
единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти погибавшее молодое
государство.
Нас еще смущает ее слишком лютая месть. Но она тогда еще была язычной и исполняла религиозный тогдашний долг. Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью благочестия». Месть считалась благородной, т.к. защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Ольги нельзя рассматривать как личную месть – это укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности.
Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив
военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы.
Летопись отмечает, что в укрощении Древлянской земли Ольга ходила не как
грабитель, а как управитель «и идет Вольга по Дерьвостей земли с сыном
своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища ее и ловища».
Отдохнув после тяжелой войны всего лишь «лето едино» в следующем году идет
Вольга Новугороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани»
Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Ее предшественники – варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных – обязанностях власти. Она, говорим Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».
Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать
амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в
«полюдье» – не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга
учредила погосты, т.е. станции для угощения. Она же установила оброки, т.е.
определила содержание дани.
Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения.
При Ольге не записано летописцем ни ропота войска, ни мятежей народных.
Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный,
Ольга приступила к своему третьему подвигу – к введению христианства.
Понимая, что религиозную совесть свободна, Ольга крестилась только сама,
не насилуя ни своей семьи, ни подданных, Она верила в могущество своего
примера и знала, что добровольно принятая религия истинная. Святослав не
крестился только из-за боязни насмешек со стороны дружины. Ольга
представила великий перелом. Историки утверждают, что Ольга исповедовала
Христианство в Киеве еще до крещения, вернувшись из Царьграда она нашла
множество последователей, т.к. христианство в Киеве существовало еще до
Аскольда и Дира, проникая к нам с греческой торговлей.
Вероятно, что Ольга вложила и в укрепление христианства ту же последовательную настойчивость, какую вложила в укрепление государства, и ту же организационную способность.
До самой смерти после принятия христианства (14 лет) Ольга продолжает проповедовать христианство.
Сын же Ольги сделался воином. Постоянно ходил на войну, бил вятичей, хазар, ясов и касогов, болгар и греков. Некоторые походы с не только прославили Русь, но и раздвинули ее просторы.
Ольга не дала расспадца еще слабой государственности, подавив восстания древлян, разделила Русь на волостей, явилась про матерью христианства на Руси. Без сомнения Ольга сделала все для блага и рассвета государства.
После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.