Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир, во святом крещении Василий. Сын Святослава, внук Великой Княгини Ольги. С 980 года сделавшись единодержавным князем России, он не только прославил себя воинскими подвигами, но и внес величайший вклад в историю христианства: обратил в Православие целое государство. С 988 года - года Крещения Руси - начинается отсчёт существования православия в нашей стране. В теплый летний день 978 года от Рождества Христова пронеслась по Киеву весть: князь-идолопоклонник и братоубийца занял престол и принес новую веру - под ликование толпы правитель, взамен старых идолов, воздвиг новых. С радостью спешили люди на свои священные высоты, приводили с собой сынов своих и дщерей и там, перед бездушными истуканами, совершали свои требы и приносили в жертву своих единокровных.
Повелел князь приводить в капище и христиан, которые тогда уже в немалом количестве жили в Киеве, а если станут упираться, то предавать их лютой смерти.
Ужасную картину гонения на христиан рисует перед нами "Повесть Временных лет": "Одержавши победу над литвягами, великий князь захотел возблагодарить богов своих кровью человеческою. По совету бояр и старцев приказал он бросить жребий для указания жертвы, и жребий пал на прекрасного сына одного варяга, прибывшего к нам из Греции и исповедовавшего христианскую веру". Но напрасно старались язычники схватить христиан: отец с сыном заперлись в своей избе и стойко отражали все атаки. Тогда княжьи слуги подсекли стены дома и под обломками погребли несчастных христиан. Это были первые мученники Руси - Федор и Иоанн. А князь, по приказу которого творились эти языческие бесчинства, был впоследствии назван Красно Солнышко и прославлен в лики святых. Имя этого князя - Владимир, креститель Руси.
Стоит отметить, что еще задолго до рождения Владимира среди славян уже было немало православных христиан. Ведь даже его бабка, равноапостольная княгиня Ольга, была крещенной и неустанно уговаривала отца Владимира принять ее веру.
Как свидетельствуют летописи, ужасная смерть невинных христиан неожиданно вызвала в душе Владимира внутренний перелом, после которого он все чаще стал задумываться о новой, более праведной вере.
Однако, в тот момент, князь, стараясь как можно скорее загладить грех братоубийства перед жителями Киева, которые в большинстве своем все же были язычниками, решает создать свой пантеон. Владимир, в угоду своей дружине, возобновил почти уже забытые человеческие жертвоприношения. Но попытка принести в жертву сына греческого купца закончилась народными волнениями.
Против бесчинств дружины князя поднялась христианская община города, что, безусловно, свидетельствует лишний раз о распространении на тот момент христианства среди народов Руси.
Однако, до принятия крещения великим князем Владимиром были годы разгульного язычества. Каждый праздник или удачно завершившийся поход сопровождались буйными пирами, гульбищами и жертвоприношениями. Правда, человеческих жертв после восстания христиан князь больше не приносил. Омут язычества угасал в нем, и мучительный червь сомнения в искренности прежней веры не давал покоя князю. Он стал искать новую веру, которая разрешила бы его внутренний конфликт и принесла бы на Русь стабильность и благоденствие. Возможно, что для себя самого он давно уже сделал выбор, но ему предстояло убедить не только свою дружину, но и весь Киев.
Тут-то и возникает легенда о выборе веры. Владимир приглашает к себе послов из разных стран и придирчиво выслушивает их рассказы о своем вероисповедании. Но отвергает их. И только греческий философ, присланный к князю с рассказом о православной вере, своим повествованием производит впечатление на князя. Он показал Владимиру икону Страшного суда над грешниками, и увиденное сильно поразило князя.
Чтобы окружение Владимира легче примирилось с принятием новой веры, князь отправляет разумнейших мужей в сопредельные владения, где они смогли воочию убедиться в преимуществах и недостатках той или иной веры. Вот как описывает Летопись их впечатления о службах в Софийском соборе в Константинополе: "Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем, на небе ли мы находились или на земле. Знаем только, что там с людьми обитает Бог". Выслушав слова послов бояре и старцы согласились с ними и молвили князю: "Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех человеков".
История знает много чудесных обращений в христианство. Необычайные явления сопровождали и крещение князя Владимира. Как сообщают в Летописи, князь, по прибытии в Корсун для крещения и женитьбе на греческой принцессе Анне, заболел глазами. С каждым днем он видел все хуже и хуже, тогда невеста его сказала ему: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сбудешь недуга своего". Тогда корсунский епископ, огласив, крестил Владимира и, когда он возложил руки на князя, Владимир тотчас же прозрел.
Безусловно, в одночасье бывший князь-язычник не мог стать праведником, и тем не менее, сразу же по возвращению на Русь, Владимир отпустил всех своих прежних жен и оставил за собою только Анну, с которой венчался после крещения.
И вот настал тот знаменательный день, когда идолы были повержены. Язычники с ужасом взирали на то, как рушатся их древние истуканы. А жители Киева, пойдя за Владимиром, крестились в водах Днепра. Именно этот день стал началом крещения всей великой Руси.
Владимир, всем сердцем обратясь к Богу, не мог больше выполнять привычные обязанности князя - судить своих подданных. Вот как об этом повествует летописец: "Жил Владимир в страхе Божьем, и весьма умножились разбои. И сказали епископы Владимиру: умножились разбойники, почему не казнишь их? Он же отвечал: боюсь греха. Они отвечали: ты поставлен от Бога на казнь - злым, а добрым - на милость; подобает тебе казнить разбойников". Владимир, скрипя сердцем, внял увещеваниям епископов, но, как пишет летописец, противоречие между князем и христианином оставило отпечаток на всю его последующую жизнь.
Сохранилось множество преданий об удивительном нищелюбии Владимира. Однажды, услышав о словах Соломона: "Дающий нищему, дает взаймы Богу", повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что необходимо: питье, еду и деньги. Устроив же это, сказал: "Немощные и больные не могут добраться до двора моего", и повелел снаряжать телеги с продовольствием и развозить их по городу.
Прожил Владимир 53 года, и под конец жизни сильно болел, и, по свидетельству современников, выглядел старше своих лет. Немалое беспокойство князю доставляли и его собственные дети. Первым против Владимира восстал Святополк, за что и был заточен в темницу. Это тот самый Святополк, который за убийство своих братьев - Бориса и Глеба - был прозван Окаянным. Открыто против отца выступил и Ярослав, он даже призвал варягов, готовясь к войне с Киевом и, если бы не смерть князя Владимира, возможно, дошло бы и до сыноубийства.
После смерти Владимира его приближенные хотели похоронить князя тайно, по старому языческому обряду. До крещения на Руси покойника не выносили в двери или в окно, а проламывали для этого пол его последнего жилища. Поначалу так и было сделано, однако смерть великого князя, столько сделавшего для своей страны, не могла пройти незамеченной. Узнав о его смерти, люди сошлись без числа и плакали о нем. И был Владимир похоронен по новому, христианскому, обряду.
Церковь причислила Владимира к лику святых, посчитав его заслуги равными Апостольским деяниям. Память его отмечается 15 июля (ст.стиль).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru