Владимир - центр Владимирской области, в 190 км к северо-востоку от Москвы. Расположен на южной окраине Владимиро-Суздальского ополья, на высоком левом берегу реки Клязьма. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января -11 С, июля +18,5 С. Осадков 500 мм в год.
Население: 316 300 человек (2002). Мужчин: 45,4%. Женщин: 54,6%.
Во Владимирской области, в отличие от большинства других областей Центрального экономического района, нет резко выраженной концентрации промышленных предприятий в областном центре.
Дата первоначального поселения людей на месте города Владимира не установлена. Известно, что уже в начале IХ века здесь появились славяне, а до их прихода коренным населением были финно-угорские племена, далекие предки которых жили здесь задолго до Рождества Христова. Город Владимир родился в то время, когда Русь озарилась первыми лучами христианства. Языческая душа озарилась светом, которым и объят русский средневековый город, организованный на холмах, отгороженный стенами от просторов степи и лесов.
В 990 или 992 году Киевский князь Владимир Святославович (Владимир Красное Солнышко) основал на месте древнего поселения город, который впервые упоминается в летописях в связи с крещением его людей.
Упоминание об этом мы находим в Ипатиевской летописи: "в лето 6498-е (990г.) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимир, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную: повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора".
В Советский период, в атеистическом государстве не принято было упоминать князя Владимира Святославича, крестившего Русь, причисленного к лику святых и названного Равноапостольным. Поэтому основанием города был принят не 990 год, а более поздняя дата - 1108, также встречающаяся в летописях. Основание же города было возложено на Мономаха, которого тоже звали Владимиром. Но ко времени княжения Владимира Мономаха здесь уже существовал лет сто довольно крупный торгово-ремесленный город. Археологические находки свидетельствуют о том, что в то время здесь бывали купцы из разных стран.
Символический памятник победе христианской веры над язычеством, памятник князю Владимиру-крестителю - сегодняшний Князь-Владимирский кладбищенский храм. Он стоит, по преданиям, на месте священной рощи Яриловой долины, где в древние времена стоял идол Ярилы и совершались языческие обряды.
Окончательным же возвышением и всей последующей славой своей город обязан сыну Юрия Долгорукого - Великому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. В отличие от отца он считал Северо-восточную Русь родной для себя, и более удобной для создания сильного государства, чем ослабленный бесконечными усобицами Киев, кроме того, Владимир занимал крайне удобное положение для торговли, естественно укрепленное с военной точки зрения место, и был удален от внешних врагов. В начале ХII века он уже торговал с Киевом, Смоленском, Черниговом, Галичем, с Волжскими болгарами, с Югом и Кавказом. Владимир вырос как торговый город, город "мизиньих и посадских людей", князь мог опереться на них в борьбе с сильными боярскими родами Ростова и Суздаля. Поэтому, покинув отца в Киеве, молодой князь Андрей недаром остановил свой взгляд на г. Владимире. Он перевез сюда из Киева и одну из величайших святынь Русской земли: Икону Владимирской Богоматери.
Легенда же гласит, что невдалеке от города на берегу Нерли кони княжеского поезда встали. Князь расположился здесь на ночлег. И ему приснился сон, в котором Богородица указала Андрею на Владимир как на новый центр Руси, а на месте ночлега советовала поставить крепость. Так и было сделано. Во Владимир был перенесен княжеский стол, и основана крепость Боголюбов - место Богом любимое (ныне пос. Боголюбово). Сам же князь получил прозвище Боголюбский.
Андрей Боголюбский значительно расширил оборонительные линии города, богато отстроил его. Князь защищает высокими валами восточную, посадскую часть города и западную, княжескую его часть. На реку Клязьму вели Волжские ворота - названные так потому, что по Клязьме торговые люди плыли в Волгу. На центральной оси города стояли парадные Золотые ворота, далее Медные и Иринины. На противоположном конце города - напротив Золотых, находились Серебряные ворота.
В это время по настоящему широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. На месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1158 году началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный Храм всей Руси. Поэтому Успенский собор должен был затмить великолепием все существовавшие до этого на Руси храмы. И хотя по своим размерам он уступал и киевской Софии и новгородской, высотой он превосходил их.
Современный Владимир - крупный промышленный и научный центр. В городе свыше 50 промышленных предприятий. Ведущие отрасли промышленности - машиностроение (ПО "Владимирский тракторный завод", "Точмаш", "Автоприбор"), химическая, легкая, пищевая. Институты: политехнический, педагогический. Драматический театр, театр кукол. Концертный зал. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.
Владимирская земля известна не только своей историей, корнями уходящей в глубину веков, но и своими славными гражданами. Во владимирской губернии родились великий русский реформатор М.М. Сперанский, знаменитый полководец А.В. Суворов, диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан.
Владимир - популярный туристский центр; один из основных пунктов на туристском маршруте "Золотое кольцо России".
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru