Григорий Акопов
С появлением и развитием глобальной информационно-коммуникационной сети общего пользования зародились новые возможности эффективного политического управления. Особенно наглядно это просматривается в деятельности элит политических партий. Интернет по праву стал связующим звеном между руководством политических партий и рядовыми гражданами. В свое время Р. Даль отмечал, что телекоммуникационные технологии играют ключевую роль в создании предпосылок «передового демократического общества», в котором политические решения опираются на мнения и суждения «народа» [1].
Функция глобальной сети «Интернет» в деятельности современных политических партий состоит в обеспечении постоянного общественно-политического дискурса с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между партийной элитой и ее электоратом. Благодаря Интернету граждане пользуются большей свободой в вопросах сбора, анализа и обмена информацией, а также получают возможность принимать участие в непосредственном управлении политической партией либо оказывать влияние на ее деятельность.
Так, любой желающий может легко войти в контакт с партийной элитой и высказать свои рекомендации либо претензии к деятельности политической партии. Более того, сами партийные элиты активно используют Интернет для обобщения и учета различной информации, а именно:
- анализа мнений и настроений электората;
- проведения различных опросов и статистических исследований;
- обмена идеями с пользователями компьютерной сети «Интернет»;
- получения политических данных в режиме реального времени со всего мира;
- связи с региональными отделениями партий, которых согласно российскому закону о политических партиях должно быть не менее 45;
- анализа реакции пользователей Интернета на то или иное политическое явление и др.
Элиты политических партий используют Интернет и для иных целей, в частности:
- рекрутирования новых членов партии;
- презентации различных политических проектов и законодательных инициатив;
- распространения информации о деятельности партии;
- передачи пресс-релизов для журналистов;
- передачи политических новостей, касающихся функционирования партийной организации;
- сбора средств и пожертвований на нужды партии [2].
Ряд представителей современных российских партийных элит советуются с гражданами, используя сеть «Интернет», в ходе принятия важных политических решений. Например, в апреле 2003 года покойный ныне С. Юшенков предлагал пользователям Интернета выдвинуть кандидатов в избирательный список «Либеральной России» [3].
Возможности использования сети «Интернет» в политической практике разнообразны. Например, политический обозреватель «Российской газеты» Виталий Третьяков создал виртуальное «сетевое государство» со всеми атрибутами власти – конституцией, спецслужбами, армией, партиями и даже мафией. Государство называется просто – Республика, точнее www.respublika.ru. А его территорией стал «Интернет» [4].
Другой, не менее интересный вариант использования сети «Интернет» в политической практике предложил Григорий Явлинский, лидер партии «Яблоко», который еще в 2001 году предложил использовать Интернет для общественного контроля за выборами.
«Нам нужны копии первичных протоколов, их обработка уже в ночь после выборов, а это возможно только с помощью Интернета», – подчеркнул Г.Явлинский [5].
Частично эта инициатива лидера партии «Яблоко» была реализована в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации», так как в пункте 9 статьи 80 данного закона, сказано: «Введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах Президента Российской Федерации, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети "Интернет") в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации» [6].
Передача через Интернет и сопоставление первичных протоколов, а также публикация результатов так называемых «экзит-пулов» (опросов избирателей при выходе с избирательного участка) должна по идее способствовать созданию в России действенного гражданского механизма контроля за выборами.
Часто партийные элиты используют Интернет и для проведения различных опросов, исследований и даже «референдумов». Например, Геннадий Зюганов (лидер КПРФ) в сентябре 2002 года, после того как ему отказали в проведении всенародного референдума, инициировал проведение «референдума на пробу» через популярное интернет-издание «Газета.ру» [7].
Политические и партийные элиты активно борются за влияние в среде информационного сообщества. Сами пользователи, получающие политическую информацию по каналам сети «Интернет», в большинстве своем являются «коммуникативной» элитой современного общества. К пользователям политических ресурсов Интернета преимущественно относятся: журналисты, преподаватели, политологи, эксперты и ряд других категорий граждан, активно участвующих в политической жизни страны. И привлечение этих слоев населения на свою сторону представляет особую ценность для любой партийной организации. К тому же журналисты все больше работают с сетью «Интернет» как с источником информации. В газетах и журналах появляются материалы, взятые со страниц политических сайтов, расположенных во всемирной паутине; на особенно популярные сетевые издания ссылаются как региональные, так и федеральные средства массовой информации. Публикация в сети «Интернет» актуального политического и тем более сенсационного материала мгновенно находит отражение в прессе.
Примечателен и тот факт, что большинство современных политических партий активно набирает себе членов за счет пользователей сети «Интернет». Так на большинстве виртуальных представительств политических партий можно претендовать на вступление в члены партии или, по меньшей мере, получить информацию о том, как это можно сделать в ближайшем отделении партии. В ряде случаев на сайте можно получить анкету, заполнив которую следует отнести или переслать в ближайшее отделение партии. Большой интерес представляет опыт движения «Новая сила» (возглавляемого С. Кириенко), не только получившего регистрацию в Министерстве юстиции фактически на основании «электронной подписки», но и организовавшего первый в российской истории «виртуальный съезд» осенью 1999 года.
Основным направлением в деятельности политических партий в виртуальном пространстве, безусловно, является распространение информации о деятельности партии, ее планах и проектах. Сайт практически каждой политической партии содержит информацию о партийной организации, ее лидерах, биографические данные представителей партийных элит, политические программы, различные публикации и т. д. Но прежде всего на сайтах в немалых объемах вывешиваются агитационные материалы, что позволяет партиям при минимальных затратах активно проводить широкую «рекрутацию» своих сторонников.
Как известно, агитация избирателей набирает обороты в предвыборный период: особую активность в сети «Интернет» можно было наблюдать незадолго до выборов депутатов Государственной думы. Сайты политических партий просто «кишили» различной пропагандой. Некоторые партии в спешном порядке создавали свои виртуальный представительства, другие модернизировали существовавшие сетевые ресурсы.
Так, например, лидер партии «Единая Россия» Б. Грызлов, никогда ранее не имевший в сети своего персонального сайта (ограниченное количество сведений о нем можно было найти лишь на сайте Министерства внутренних дел www.mvd.ru), перед выборами обзавелся в сети «Интернет» не только собственным официальным сайтом (http://www.boris-gryzlov.ru/), но и сайтом своих сторонников (http://www.gryzlov.ru/). Информация о деятельности Б. Грызлова появилась и на обновленном сайте партии «Единая Россия» (http://www.edinros.ru/), где ранее было крайне мало информации о деятельности партии, – основная информация содержалась на сайте (http://edin.ru/), на котором теперь красуется сайт фракции «Единая Россия». Как и следовало ожидать, в предвыборный период на официальном сайте партии появились десятки новых разделов, информирующих о достижениях и планах этой политической партии. Добавлены новости от региональных отделений партии, расширены практически все разделы сайта, появилась целая серия разделов, посвященных деятельности партии (такие как: «события»; «проекты и акции»; «законотворчество»; «выборы 2003»; «съезды и конференции», «общественная приемная» и т. д.) и что, пожалуй, самое главное – изменился имидж сетевого ресурса партии. Сайт стал более красочным, насыщенным иллюстрациями и различными ссылками. Нельзя не отметить и тот факт, что в правом верхнем углу сайта «Единой России» появился счетчик количества членов партии. Подобную статистику на своем веб-сайте на размещала еще ни одна российская политическая партия.
В предвыборный период, после получения партией порядкового номера в избирательном бюллетене, практически на всех сайтах политических партий появился красочный «баннер» (баннер – рекламная иллюстрация), расположенный на самом видном месте партийного интернет-ресурса и содержащий порядковый номер партии в избирательном бюллетене.
В преддверии выборов в Государственную думу представители партийной элиты не только расширили и приукрасили свои сетевые издания, но стали проявлять активность в общении с сетевым сообществом, регулярно отвечая на вопросы пользователей всемирной паутины. Так, 27 ноября 2003 года состоялась интернет-конференция Дмитрия Рогозина в «Известиях». 18 ноября с помощью известного интернет-издания «Газета.ру» прошла интернет-конференция М. Задорнова, а 5 ноября на вопросы пользователей Интернета отвечал Анатолий Чубайс. 7 октября он-лайн-интервью дал лидер блока «Родина» Сергей Глазьев. Заблаговременно, еще в июне, состоялась интернет-конференция лидера партии «Яблоко» Г. Явлинского.
Разумеется, к участию в интернет-конференциях политиков подтолкнула не «экзотика» интернет-общения, а стремление заручиться поддержкой избирателя, причастного к сети «Интернет», узнать о его проблемах и о том, что думают массы о деятельности той или иной политической партии. Стремление быть в курсе проблем населения существовало у прогрессивных политиков, а особенно у партийных элит, всегда. А от кого еще можно узнать, что творится в народе, как не от самих рядовых граждан? И в этом смысле использование информационных и телекоммуникационных технологий – это большой шаг вперед, а для представителей политической элиты также и эффективный способ общения с гражданским обществом. Для представителей партийных элит интернет-конференции это еще и возможность дешевой и одновременно довольно массовой агитации.
Такое взаимодействие партийных лидеров с «сетевым сообществом», безусловно, оказывает положительное влияние на развитие политического процесса в целом. Теперь граждане могут напрямую потребовать отчетность у партийных лидеров и представителей власти и строго спросить со своих делегатов в эту власть. Если представители власти станут регулярно проводить интернет-пресс-конференции, то они всегда будут в курсе проблем россиян, а россияне, в свою очередь, будут оповещены о мерах, принимаемых для разрешения существующих разногласий. К тому же такое общение политической элиты с народом наиболее адекватно соответствует нормам демократии и способно укреплять политическую стабильность общества.
Как утверждает М.С. Вершинин, «анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений политической теории. Современные информационные технологии изменяют не только форму осуществления демократических процедур, но с их внедрением меняется и сама суть развития социальных процессов» [8].
На наш взгляд, новые технологии электронной коммуникации выводят демократию на более высокий качественный уровень, предоставляя не только возможность для обмена информацией и прямого доступа к ней, но и резко сужая возможности существования авторитарных режимов правления.
Однако, по причине того, что сеть «Интернет» пока еще не имеет такого массового зрителя, как телевизионная сеть, партийные элиты с большим рвением участвуют в теледебатах. Но процесс массовой компьютеризации внес свою лепту и в телевизионные выступления кандидатов в депутаты. Благодаря нововведению ВГТРК, используя компьютерные сети общего пользования, любой желающий мог без труда через специальный веб-сайт (http://vybory.vesti.ru) задать вопрос участнику предвыборных теледебатов.
Следует отметить тот факт, что в преддверии последних выборов в Государственную думу особое внимание к пользователям сети «Интернет» проявил Союз правых сил. Представители партийной элиты СПС незадолго до выборов провели целый ряд интернет-конференций. По результатам третьего тура акции «Накликай Думу», завершившегося 19 ноября 2003 года, она оказалась на первом месте, число ее сторонников составило 25,2 % [9]. В голосовании приняли участие более 50 тысяч пользователей сети – посетители сайтов Rambler, @Mail.ru, KM.ru, подписчики службы рассылок Subscribe.ru, читатели «Газеты.Ru», «Ленты.ru» и другие. Подобные опросы не редко проводятся в сети «Интернет» в преддверии политически значимых событий. Перед выборами депутатов Государственной думы в 1999 году наибольшей популярностью среди пользователей сети «Интернет» пользовались «яблочники», однако по результатам акции «Накликай Думу» они не поднялись выше второго места, и это связано не только с активной позицией СПС, но и с ослаблением позиций самой партии «Яблоко» в виртуальном обществе. Партия «Яблоко», очевидно, пересмотрела свои приоритеты и практически не развивала свои сетевые ресурсы, оставив уровень своего сетевого присутствия на уровне 1999 года. Но все же задел, сделанный партией «Яблоко» несколько лет назад, позволяет ей уверенно входить в тройку самых популярных политических партий среди пользователей сетевого пространства.
В то же время в сети появился целый ряд сайтов, агитирующих против партии «Яблоко». Например, в сети появился сайт движения «Яблоко без Явлинского» (http://www.yabloko.su/). Что примечательно, дизайн сайта практически полностью идентичен дизайну официального сайта партии «Яблоко», однако текстовое наполнение уже совсем иное.
Справедливости ради надо заметить, что Союз правых сил тоже пострадал от неких сетевых «доброжелателей». После безоговорочной победы в акции «Накликай Думу» в сети появился, как две капли воды похожий на сетевой ресурс СПС, сайт под названием «Вся правда про СПС» (http://www.prosps.net/).
Подобные приемы создания паразитических сайтов встречались и в период предыдущих избирательных компаний.
Уместно вспомнить историю, произошедшую с сетевыми ресурсами Ю.М. Лужкова в 1999-м. В его день рождения – 21 сентября к группе сайтов, так или иначе связанных с именем мэра Москвы, добавился еще один – www.lujkov.ru. По дизайну первой страницы он был почти идентичен личному сайту мэра www.luzhkov.ru. Но содержание для Лужкова было крайне неприятным. Спустя несколько часов после своего появления lujkov.ru был частично закрыт – он перестал отзываться на свой URL (удалили запись из DNS). Через несколько дней после закрытия ответственность за его судьбу взял на себя все тот же Фонд эффективной политики (ФЭП) [10]. Подобные конфузы испытали многие представители отечественных политических и партийных элит. Незадолго до выборов в Государственную думу третьего созыва в сети «Интернет», помимо официального веб-сайта Г.А. Зюганова www.zyuganov.ru, появился «паразитический» сайт www.zuganov.ru, на котором образ лидера российских коммунистов выглядел совсем не престижно. Например, на главной странице сайта Г.А. Зюганов был изображен в бюстгальтере, дальше – больше. Сайт содержал ненормативную лексику и пошлые карикатуры на Г.А. Зюганова. После выборов сайт перестал функционировать, очевидно, он был создан противниками КПРФ на предвыборный период с целью дискредитации имиджа руководителя партии.
Известный политолог Глеб Павловский для проведения информационных атак предпочел именно интернет-ресурсы – по тем причинам, что была сделана ставка на провинциальные СМИ, которые внимали тому, что передавал ФЭП, а на деле бесплатно публиковали и транслировали на региональном уровне созданные ФЭП информационные блоки. Нельзя обойти вниманием и ситуацию, сложившуюся на выборах Президента РФ в 2000 году, когда ФЭП публиковал данные exit-poll в сети «Интернет». К обсуждению правомерности данных действий подключился Центризбирком и другие федеральные ведомства, тем самым только подогрев интерес к использованию Сети в политических играх.
Интернет-СМИ отличаются от обычных тем, что там можно публиковать новости не только дешево и оперативно, но и, что самое примечательное, совершенно анонимно. Это делает их «идеальным» инструментом для различного рода политических провокаций.
Хронологию сетевых провокаций можно отсчитывать с ноября 1998 года, когда на российском сервере бесплатных web-страниц был размещен сайт «Коготь», содержащий список домашних адресов и телефонов многих известных чиновников, расшифровки телефонных переговоров, а также некоторые оперативные подробности. «Коготь» был прикрыт спецслужбами через пару часов после появления в сети. Но появилась его вторая версия – «Коготь-2», который продержался гораздо дольше, так как был зарегистрирован в США. Как утверждают специалисты, так называемые «Когти» оказались репетицией. Скорее всего, политтехнологи проверяли таким образом эффективность использования Интернета для «раскрутки» скандала. С приближением каждых новых выборов Интернет все больше становится похожим на систему для политических провокаций.
Наиболее распространенным приемом осуществления политических кибервойн (кибервойна – информационное противоборство с использованием информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования для достижения поставленных целей и задач) является слив компромата через сеть «Интернет». В Сети функционируют целые порталы планомерно вбрасываемого компромата. Например, сайт compromat.ru неизменно пользуется популярностью пользователей, желающих получить соответствующую информацию. Причем, в отличие от ряда подобных сайтов, здесь компромат базируется, создается своего рода библиотека компромата, однако достоверность данных, разумеется, никто не гарантирует. Несмотря на это сайт compromat.ru является одним из самых популярных ресурсов российского политического Интернета, ежедневно его просматривают несколько тысяч человек, а общее количество просмотров данного ресурса превышает отметку в 50 млн.
Совсем не случайным в этой связи выглядит иск, поданный в суд партией «Яблоко» на владельца сайта compromat.ru Сергея Горшкова, а также на Юлию Панкратову – автора статьи, озаглавленной «Это не слияние, это покупка. "Яблоко" переходит к Чубайсу за долги». Статья была опубликована на сайте compromat.ru 27 ноября 2003 года.
Как сказано в пресс-релизе, распространенном партией «Яблоко» 4 декабря 2003 года, «цель публикации очевидна – очернение и дискредитация Российской демократической партии "Яблоко" и ее лидера Григория Явлинского. Весь материал построен на ничем не обоснованных домыслах и лжи» [11].
Перечисленные выше сетевые провокации имели место в период предвыборной кампании по прохождению в Государственную думу IV созыва, и совсем не удивительно, что после ряда активных «сетевых наездов», демократические партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Создание «паразитических» сайтов и выброс компромата в Сети оказались достаточно эффективными, так как сетевое сообщество, как показывают многочисленные опросы, чаще всего голосует за демократические партии, которые как раз и подверглись сетевой атаке, по итогам которой ряд пользователей Сети пересмотрели свое отношение к атакованным партиям.
В современных реалиях партийные элиты практически обречены на поражение без поддержки со стороны средств массовой информации. В результате лишь немногие политические партии могут во весь голос заявить о себе, так как они в большинстве своем не имеют достаточно средств для полноценной агитации в СМИ. И для большинства политических партий единственной возможностью заявить о себе становится Интернет. Однако, наравне с политическими организациями классического толка, компьютерные сети предоставляют огромные возможности для пропаганды своих идей различного рода экстремистским группам и течениям, которым обычно закрыт доступ в традиционные СМИ. Например, свой сайт имеет движение «Русское национальное единство» (www.rne.org). Сайт РНЕ настолько обширен и информативен, что по количеству публикаций, пожалуй, «заткнет за пояс» многие сайты информационных агентств, не говоря уже о сайтах политических партий. И это не удивительно, ведь для экстремистов сеть «Интернет» чуть ли не единственная возможность донести свою информацию до масс.
Государства с развитой интернет-индустрией уже давно борются за политическую достоверность и лояльность информации, передающейся через «всемирную паутину». Например, рядовой китайский пользователь не может зайти на сайты иностранных СМИ или на ресурс, отстаивающий независимость Тибета. А те граждане КНР, которые осмелятся писать в Сети статьи, порочащие государственный строй своей страны, могут отправиться в места не столь отдаленные, причем на длительный срок.
Мы не стремимся призвать государство к жесткой цензуре сетевого пространства, однако считаем, что контроль за сетью «Интернет» все-таки необходим. Ибо недооценка столь мощного информационного ресурса может привести к негативным последствиям.
Уже сегодня можно говорить о том, что интернет-сайты являются мощным орудием в руках террористических группировок. Не случайно США в конце 2003 года впервые внесли в свой список «иностранных террористических организаций» несколько интернет-сайтов.
Отсюда вытекает логический вывод политико-правового характера о неотложной потребности существенного дополнения концепции информационной безопасности России новеллами, посвященными системе контроля за виртуальной информацией со стороны государства и институтов гражданского общества.
Несмотря на все вышеперечисленные сложности, компьютерные сети играют позитивную роль во многих жизненно важных процессах современного общества, в том числе и в политике. В условиях всевозрастающей скорости развития компьютерных технологий и распространения общедоступной сети «Интернет» невозможно переоценить перспективы глобального внедрения сетевой политики. Как отметил Президент РФ В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации: «…сегодня около 10 миллионов человек в России пользуются Интернетом». И мы знаем, что эта цифра постоянно увеличивается.
По всему миру в сети «Интернет» проводятся не только политические акции, уже активно ведутся эксперименты по проведению выборов через всемирную сеть «Интернет». К примеру, по оценкам экспертов, на следующих выборах американский, канадский и европейский избиратель сможет изъявить волю, не отрываясь от клавиатуры своего персонального компьютера, с помощью «электронных кабинок» для голосования. Даже в традиционно консервативной Великобритании правительство лейбористов не жалеет денег на проведение интерактивных выборов, затраты на которые, например, в мае 2002 года обошлись королевской казне в шесть миллионов евро. Причем многие британские политики утверждают, что «e-voting» (голосование через Интернет) – это демократия будущего [12].
Не отстает от мировых процессов и Россия. Отвечая на вопрос журналистов о возможности голосования через Интернет, председатель Центризбиркома А. Вишняков отметил, что ЦИК России занимается этой проблемой, и, в частности, уточнил, что российские эксперты принимают участие в заседании соответствующей комиссии Совета Европы. Глава ЦИК подчеркнул, что это может произойти не ранее, чем через 5 лет, так как для этого «необходимо разработать юридическую основу и предстоит решить ряд технических вопросов, касающихся безопасности передачи информации» [13].
Учитывая перспективу развития электронного голосования, можно уверенно говорить об огромном потенциале использования Интернета в грядущих политических процессах, в частности, в борьбе за власть, которую активно ведут партийные элиты.
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить тот факт, что практически все крупные современные российские политические партии не только представлены в сети «Интернет», но активно используют ее для достижения своих целей. И уже впору говорить о сетевой политике и политическом Интернете, посредством которых активно ведется не только виртуальная, но и реальная борьба за голоса избирателей. Особенно ярко это проявляется в преддверии политически значимых событий, таких как выборы в Государственную думу или выборы Президента страны.
По нашему мнению, настало время ввести в оборот политологической науки понятие сетевой политики, осуществляемой элитами ведущих политических партий, а именно: «Сетевая политика партийных элит – представляет собой деятельность элит политических партий в сфере осуществления борьбы за власть и влияние в обществе посредством прямого использования информационно-коммуникационных компьютерных сетей общего пользования (преимущественно сети "Интернет")» [14].
Список литературы
1. Dahl R.A. Democracy and its Critics. New Haven, – 1989. – Р. 339.
2. Например: В рамках компании по сбору средств через свой веб-сайт (www.kprf.ru) КПРФ по состоянию на 10 сентября собрала более 11 млн рублей.
3. См.: Сделай список сам! // Аргументы и факты.– 2003. – №12.
4. Олигархом можно стать за полминуты // Российская газета. – 2002. 15 нояб. – № 217 (3085).
5. Официальный сайт Г.А. Явлинского (http://www.yavlinsky.ru/). – 12 июля 2001.
6. Федеральный закон. «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 16 янв. – № 6 (3120).
7. Референдум на пробу // Правда России. – 2002. – 11-17 сент. – № 35.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова. – 2001 – С. 81.
9. Подр. см.: Результаты третьего раунда акции «Накликай Думу!». – http://www.rambler.ru/duma/
10. Рогин Д. О влиянии Интернет на политику. – http://www.runet.ru. 2002. – 16 окт.
11. Пресс-релиз РДП «Яблоко». – 2003. – 4 декаб. – http://www.yabloko.ru/Press/2003/031204.html
12. См.: Интерактивные выборы // Немецкая волна. – 2002. – 6 июня (16:39).
13. ЦИК РФ разрабатывает систему электронно-сенсорного голосования // РИА «РосБизнесКонсалтинг». – 2003. – 15 авг.
14. Подр. см.: Информационно-аналитический портал сетевой политики. – www.politnet.ru.