Томский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра государственного регулирования национальной экономики
Денежно-кредитная политика
центральных банков.
Научный руководитель:
Доктор экономических наук,
профессор Шушарин А.Л.
Томск 1997
План.
1. Введение 2
2. Роль и значение центрального банка . 4
2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
2.2 Функции центрального банка 7
2.3 Типы денежно-кредитной политики 11
3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11
3.1 Контроль над банковской системой. 16
3.2 Регулирование системы платежей. 22
3.3 Операции на открытом рынке 24
3.4 Учетная политика 25
3.5 Резервные требования 31
4. Заключение 34
5. список ипользованной литературы 36
Введение
Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно- кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования инструментов данной политики.
На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и
функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их
возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших
социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо
показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении
важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус
центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты
по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о
чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США.
Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих
условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их
с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.
На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры, частью которой является центральный банк со своей особой ролью в регулировании этих процессов.
Роль и значение центрального банка .
Цель денежно-кредитной политики центрального банка.
Любое государство ставит перед собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.
Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.
Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о разделении функций.
Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных законодательной властью.
Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния на принятие хозяйственных решений.
(1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113
Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах
соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений.
Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным
макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в
экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать
экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают
воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как
решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее.
Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей
применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между
политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста
номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные
ставки.
Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так: смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие дискуссии о методах решениях поставленных задач.
В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными законами.
Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О
Центробанке» являются:
«защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка
России»(1).
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая
Функции центрального банка
«На этапе формирования центральных банков в различных странах их основной функцией было кредитование. По мере международного разделения труда и развития внешнеэкономических связей сфера их кредитной деятельности постоянно расширялась. В связи с этим наряду с укреплением положения центрального банка в национальных финансовых системах возросла их роль и активность в международном кредитовании»(1).
Однако в процессе дальнейшего развития экономической деятельности функции центрального банка значительно диверсифицировались. Главной их заботой стало проведение денежно-кредитной политики. Сейчас уже никто не отрицает важности такой функции центрального банка, как обеспечение надежной системы платежей. Осуществляемая центральным банком во многих промышленно развитых странах роль распределителя финансовых средств и контролера банковской системы не менее важна, чем денежная политика.
Современные центральные банки формировались главным образом в процессе
фундаментального изменения денежной системы - в период перехода от
технологии платежей, построенной на товарных деньгах, к технологии
доверительных (бумажных) денег. Ответственность за платежи в этом случае (в
отличии от технологии расчетов с помощью товарных денег) несет третья
сторона. Надежность долговых обязательств, а также качество платежей
зависят от финансового положения и оперативности этой третьей стороны.
Поэтому система базирующаяся на доверительных деньгах, требует надежного
гаранта, чьи обязательства всеми принимаются и пользуются общим доверием.
Именно этим объясняется, почему после ряда неудачных экспериментов с
неуправляемыми частными гарантами- банками было признано, что роль
безусловного конечного гаранта должна быть центральному банку, призванному
выполнять эту важную общественную функцию . Таким образом, центральные
банки были созданы, чтобы гарантировать выполнение финансовых обязательств,
принимаемых всеми в экономике, и, по существу, обеспечивать доверие к
системе платежей на основе бумажных денег, придавая всем уверенность в ее
единстве, надежности, эффективности.
С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков центральные банки стали выполнять другую общественную функцию, хотя и менее заметную, -оказания банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам, которые эти банки оказывают частным лицам и фирмам. Когда платежи осуществляются между банками, то центральный банк служит единственно возможным посредником, выступая как представитель банковской системы в целом. Перевод оплаты через центральный банк - единственная платежная операция,
Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
которая немедленно и полностью погашает обязательство и завершает сделку, исключая любой риск. Деньги центрального банка, хранимые в банках или резерве, исключаются из общего денежного снабжения и практически невидимы, но, тем не менее, действует как необходимый «смазочный материал» для всей денежной системы. В связи с этим современную систему платежей можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальные вкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие им платежные услуги, а на вершине - центральный банк, выполняющий подобную сервисную роль для коммерческих банков.
«Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков- финансистов, вытекают из трех главных функций денег: средство платежа, мера стоимости и средство накопления (еще выделяют две - средство обращения и мировые деньги). В соответствии с этим рассматривается тройная функция центрального банка:
1) осуществление денежной политики;
2) организация системы платежей;
3) контроль банковской деятельности»(1).
Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньги эффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно гибких законов денежного обращения.
Основной функцией любого центрального банка является осуществление контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение , безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие функции декларирует и стремится выполнять ФРС США:
«формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясь сбалансировать рост денежной массы с потребностями экономики. Конечными целями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости, оптимизация платежного баланса;
осуществляет регулирование и надзор за финансовыми операциями для поддержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРС также осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будь то деятельность
Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоит только из ее банкнот;
играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институты обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от определенной доли их депозитов; кроме того, ФРС снабжает наличными деньгами и обслуживает чековое обращение в стране;
как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защиты от финансовой паники, которая может быть вызвана крахом крупного банка или корпорации;
выступает в качестве финансового агента американского правительства, выпускает и погашает государственные ценные бумаги, управляет правительственными счетами и финансовыми активами различных федеральных ведомств;
может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правила для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу);
ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет международные операции от имени американского правительства»(1).
А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными в законе о Банке России:
1) «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
1) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами»(1).(ст. 4)
После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенные на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением некоторых аспектов.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
Типы денежно-кредитной политики
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так
называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и
ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение
уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и
сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,
а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.
Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только
в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний
деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.
Инструментарий денежно-кредитной политики.
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроэкономическом уровне.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в
едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем
разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также
посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их
групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и
косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы
вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и
пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает
высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом
уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.
«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1).
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование преимущественно применялось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.
Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.
Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на
рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных
банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные
ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой
государственной денежно- кредитной политики после консультаций с
Правительством РФ.
«Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно- кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых
ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.
К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает
нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты
Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу
со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России
(«Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом
директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка
России обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном
объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6)
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных
операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве
кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые
могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.
Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью,
возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на
кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
«Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые использует Банк России являются:
1)процентные ставки по операциям Банка России;
2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);
3)операции на открытом рынке;
4)рефинансирование банков;
5)валютное регулирование;
6)установление ориентиров роста денежной массы;
7)прямые количественные ограничения»(1).
Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой инструментарий оглашен в законе о Банке России.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного
типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности,
Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми
посредниками, в настоящее время меньше использует административных
методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских
операций Центральный банк ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем, и с административными
инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики
разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в
каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом
определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся
системы приоритетов.
В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок.
Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный контроль за банками второго уровня.
В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно- кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны стать минимальные резервных требования, определение размеров рефинансирования коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на открытом рынке. В этой главе мы рассмотрим более подробно использование этих методов регулирования.
Контроль над банковской системой.
В начале века необходимость наделения центрального банка контрольными
полномочиями над коммерческими банками недооценивалась. Первый центральный
банк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практически
не использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор за
банками в 30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых
«банковских инспекторов». Банк Англии официально принял на себя
ответственность за банковский надзор только к концу 70-х годов, а в ряде
стран, например в Германии, центральный банк формально не имел
контролирующих прав, хотя постоянно способствовал укреплению положения
частных банков. Эти обстоятельства важно учитывать при оценке специфики
национальной финансовой структуры и реально существующей ситуации.
Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны
центрального банка возобновились в последнее время во Франции,
Великобритании и США. Конечно, технически можно лишить центральный банк
ответственности за банковский контроль, так же, как теоретически возможно
разделить функции денег - меры стоимости и средства платежа. Однако
выдвигаемые при этом аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеют
достаточно глубокого обоснования. Более тщательный анализ показывает, что в
этом случае возникает острое противоречие между ценовой и банковской
стабильностью. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что управление
денежной политикой через единый центр значительно легче и эффективнее, чем
координация деятельности различных финансовых институтов. Потери от
подобной децентрализации становятся еще более очевидными при рассмотрении
конкретных направлений финансовой политики. В то же время четкое
представление о текущем положении банков необходимо для центрального банка,
даже если он и не наделен контролирующими полномочиями. Эффективность этих
полномочий может быть гораздо выше, если они переданы центральному банку,
финансовому институту, который непосредственно знает, как функционируют
коммерческие банки, денежный рынок и система платежей.
«В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяются три главных направления:
1)диспропорционально быстрое развитие финансовых рынков и сделок по отношению к реальным экономическим процессам;
2)расплывчатость границ финансовой специализации;
3)интернационализация финансовой сферы»(1).
Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что их развитие сопровождалось значительной эрозией одной из опор
Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всей банковской системой. Со стиранием операционных границ между различными видами финансового посредничества все три основные функции, выполняемые центральным банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм, перестала вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный на обеспечение стабильности, становится все менее эффективным, если он не охватывает внебанковские финансовые институты. Это связано с тем, что растущие возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковских посредников есть способности и желание предлагать свои услуги в области платежей.
«В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще
применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и
неэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования к
началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование
банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В
феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не
превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную
средней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря
1957г. Этот порядок был отменен в феврале 1959г., как только условия
позволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с
октября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы снова
прибегли к этому лимитированию, чтобы создать условия для восстановления
денежного и финансового равновесия»(1).
Банк России также выполняет функцию банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора,
созданный внутри центрального банка.
Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом
Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.-
144с.
директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов федеральной власти.
Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям нельзя разглашать без согласия соответствующей организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.
Банк России регистрирует кредитные организации в книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций и имеет право отозвать их. По закону
Центробанк РФ в праве предъявлять квалификационные требования к
руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру
кредитной организации.
Необходимо уведомлять Банк России о приобретении в результате одной или
нескольких сделок одним или группой юридических и физических лиц, связанных
между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними
или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитной
организации, а если более 20 % - требуется предварительное согласие
Центробанка. Не позднее 30 дней с момента получения ходатайства он сообщает
заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ
должен быть мотивирован. Если Банк не сообщил о принятом решении в течение
указанного срока, сделка купли - продажи акций кредитной организации
считается разрешенной.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций имеет право
запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой
репутации участников кредитной организации в случае приобретения ими более
20 % акций кредитной организации. Он также может отказать в даче согласия
на совершение сделки купли - продажи более 20 % акций кредитной организации
при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей
акций. Приобретение акций кредитной организации за счет средств
нерезидентов тоже регулируется федеральными законами.
«В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер неденежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
4) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности капитала;
7) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
8) размеры валютного, процентного и иных рисков;
9) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
10) нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц;
11) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам.
Минимальный размер собственных средств по закону устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств Банк России официально должен объявить не позднее чем за три года до момента его введения.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или дочерними,
устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.
При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной
организации данному заемщику, а также гарантии и поручительства,
предоставленные кредитной организацией заемщику.
Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как
процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных
средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем
кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше
5 % собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных
кредитных рисков не может превышать 25 % собственных средств кредитной
организации. Банк России в праве вести реестр крупных кредитных рисков
кредитных организаций.
Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного кредитора и собственных средств кредитной организации.
Нормативы ликвидности определяются как: соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; соотношение ее ликвидных активов и суммарных активов.
Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных депозитов и величины собственных средств банка.
Нормативы использования собственных средств кредитной организации для
приобретения акций других юридических лиц устанавливается в форме
процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств банка.
Размер норматива использования собственных средств для приобретения акций
не может превышать 25 % собственных средств кредитной организации»(1).
Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции
кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам.
Он же определяет порядок формирования размер образуемых до налогообложения
резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для
покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов
граждан в соответствии с федеральными законами.
Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам, определяется в процентах от собственных средств банка. Этот норматив не может превышать 20 %.
Банк России устанавливает методики определения собственных средств активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Он в праве дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально должен объявить не позднее чем за месяц до их введения в действие.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет определенные санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров и по его поручению - аудиторскими фирмами.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставление неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного фонда либо ограничить проведение отдельных операции на срок до шести месяцев.
«В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов, Банк России имеет право:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от оплаченного уставного фонда, но не более 1 % от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
3) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также открытие филиалов на срок до одного года;
4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
5) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами»(1).
Банк России осуществляет также анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов, стабильности банковской системы в целом.
И в конце я бы хотел обобщить, что во многих странах центральные банки являются основным субъектом государственного банковского контроля.
(1)Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь-
1995- 19 мая
Регулирование системы платежей.
Нововведения в системе платежей характеризуются главным образом
переходом от использования почтовой и телексной связи к современным
информационным технологиям и средствам дальней связи. Этот переход позволил
осуществлять платежи и переводы в реальное время и со сравнительно низкими
издержками независимо от размеров платежей, используемых расчетных единиц и
места осуществления торговых сделок. В результате скорость обращения денег
может неизмеримо возрастать по сравнению с традиционными стандартами.
Прогрессивные изменения в системе платежей способствовали экспоненциальному
росту их объема, вследствие чего годовой поток платежей теперь в несколько
раз превышает ВНП главных индустриальных стран.
Для традиционных систем платежей и центрального банка комплекс этих
нововведений создает дополнительные и довольно сложные проблемы, новые
возможности и риск. Большая часть прироста объемов платежей приходится на
долю сетевых распределительных систем, таких как «CHIPS» в США, «CHAPS» в
Великобритании, «BOJNET» в Японии и «SIPS» в Италии. Однако поскольку
платежи, проходящие через эти системы, являются временными и отражаются в
денежной базе только в конце дня, увеличение общего размера платежей по
отношению к «чистым» сальдо балансов банков порождает обоснованный рост
некоторой тревоги, связанной с возрастанием риска размещения.
«Фактическая ошибка в размещении платежа, сделанная одним из главных
участников системы, может вызвать своеобразную цепную реакцию, то есть
пирамида временных дневных платежей вызывает нарастающий системный риск. В
1986г. по халатности одного из главных участников системы «CHIPS» (которая
была реорганизована, чтобы снизить системный риск) в течение только одного
дня пострадало 40 % ее участников. Аналогичные примеры приводятся и по
другим подобным системам»(1).
С начала 80-х годов ведутся разработки специальных технических средств для центрального банка, дающие возможность снизить системный риск. При этом учитываются особенности функционирования автоматизированных информационно- расчетных систем, применяемых средств дальней связи, а так же технология зачета накопленных за день (или финальных) платежей. С этой целью с 1982г. в ряде стран Западной Европы стала внедрятся система «Fedwire», предназначенная, прежде всего, для центрального банка.
Новые экономические условия требуют от центрального банка совершенствования организации и технологии системы платежей на основе повышения их эффективности, обеспечения коммерческой
(1)Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.
тайны, действенного контроля. Перспективы дальнейшей деятельности центрального банка в этих условиях будут во многом зависеть от решения следующих вопросов: как регулируется финансовый рынок; как осуществляется денежная политика; каким образом и смогут ли вообще коммерческие банки снабжаться необходимыми денежными ресурсами для обеспечения нормальной ликвидности и избежания кризисных ситуаций.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения
в России осуществляется исключительно Банком России. Банкноты и монеты
Банка России являются единственным законным средством платежа на территории
России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и
обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по
нарицательной стоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты не могут
быть объявлены недействительными и не допускаются какие-либо ограничения по
суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на
денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не
может быть менее одного года, не превышает пяти лет. При этом описание
новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Банк
России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в
соответствии с установленными им правилами.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на
Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Банк России является органом, координирующим, регулирующим и
лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.
Он устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления
безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать
двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в
пределах РФ. Банк России также осуществляет межбанковские расчеты через
свои учреждения. Иностранная валюта в качестве средства платежа при
осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться
лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Операции на открытом рынке
Важнейшим средством проведения денежно-кредитной политики ФРС США являются операции на открытом рынке с ценными бумагами, на основе покупки или продажи которых и осуществляется прямое воздействие на объем денежно- кредитных средств в обращении. Политику в этой области в структуре ФРС разрабатывает Федеральная комиссия по операциям на открытом рынке и в соответствии с ее основными направлениями непосредственно осуществляет федеральный резервный банк в Нью-Йорке.
Покупкой или продажей государственных ценных бумаг ФРС оказывает прямое воздействие на объем резервов коммерческих банков и других депозитарных финансовых организаций, влияя тем самым на приток или отток денег из обращения. Конкретная направленность действий ФРС определяется решениями об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики в соответствии с ситуацией, складывающейся в экономики США на данном этапе развития.
Большинство операций на открытом рынке носит защитный характер, поскольку они направлены на противодействие факторам, оказывающим влияние на объемы резервов вне пределов прямого контроля со стороны ФРС, которая, как правило, осуществляет краткосрочные сделки с крупными дилерами на вторичном рынке казначейских ценных бумаг США.
Бундесбанк Германии же менее часто прибегает к подобного рода инструменту регулирования, так как германский фондовый рынок слабее развит, чем рынки Нью-Йорка, Лондона или Парижа. При этом Бундесбанк неодобрительно относится к выпуску правительством казначейских билетов и других государственных долговых обязательств, потому что подобные меры уже приводили к потери независимости центрального банка и краху национальной валюты. Хотя с1992 года объем такого рода операций резко увеличился, и после 1985 года Бундесбанк разрешил участвовать иностранным банкам в операциях с ценными бумагами, котирующимися в немецких марках.
Под операциями на открытом рынке в российском законодательстве понимается купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных краткосрочных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит же операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.
В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру в краткосрочных периодах, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
В России рынок государственных облигаций развит неплохо (правда,
более количественно, чем качественно). Правда, их роль в денежно-
кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в
западных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе)
главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита.
Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг
применяется в России весьма своеобразно.
Например, главным результатом использования государственных краткосрочных обязательств при реализации мероприятий монетарной политики является регулирование курса американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской системы. Все-таки российские денежные власти ориентируются прежде всего на более грубые и простые инструменты - резервную норму и учетную ставку.
Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на открытом рынке, довольно своеобразны. Сложность инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализацию мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного производства и сдерживание инфляции.
Учетная политика
Операции на открытом рынке дополняет политика в области учетных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. При этом взаимодействие различных инструментов денежно-кредитной политики заключается в том, что колебания поступления денег в обращение, не полностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частично компенсированы кредитами через «учетное окно». Потребность в его применении связана с периодически возникающим ужесточением условий на межбанковском рынке кредитов, что превращает «учетное окно» в необходимый источник пополнения объемов банковских кредитов до уровня, определяемого резервными требованиями ФРС.
Такая ситуация возникает прежде всего в момент ужесточения ФРС денежно- кредитной политики. Инструментом ужесточения становится продажа ценных бумаг на открытом рынке, в результате которой происходит изъятие резервов из банковской системы. Это приводит к повышению процентной ставки на межбанковском рынке, стимулирует банки к использованию возможности пополнения резервов через учетное окно. ФРС применяет и такой инструмент ужесточения или смягчения денежно-кредитной политики, как изменение учетной ставки, устанавливаемой на резервы, занимаемые через «учетное окно», что, в свою очередь, оказывает влияние на уровни межбанковской процентной ставки и краткосрочных процентных ставок в целом.
Центральный банк может осуществлять регулирование кредитования и эмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но без ущерба для экономического развития страны. Мы как раз и рассматриваем один из способов регулирования кредита. Это и есть дисконтная политика, которую он проводит, осуществляя переучет векселей и операции на денежном рынке.
Ограничивая объем и повышая процентные ставки по предоставляемым кредитам, центральный банк вынуждает депозитные банки ограничивать объем их операций, в результате которых создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя либеральную политику «дешевых денег», он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств.
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по
различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации
процентной ставки. Эти ставки представляют собой минимальные ставки, по
которым центральный банк осуществляет свои операции. Процентная политика
используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях
укрепления рубля. Сюда же можно отнести установление ставки
рефинансирования. А под рефинансированием понимается кредитование Банком
России банков, в том числе учет и переучет векселей. Порядок и условия
рефинансирования устанавливаются Банком России.
Центральные банки обладают еще одним мощным средством денежно-
кредитного регулирования. Они предоставляют ссуды банкам второго уровня.
При этом возможны два варианта передачи денежных средств коммерческим
банкам.
Первый вариант с помощью переучета долговых обязательств клиентов
коммерческих банков. При этом эти активы коммерческих банков передаются в
Центробанк в обмен на денежную наличность с определенными ограничениями.
Большинство централизованных финансовых ресурсов национальных банков в настоящее время выделяются коммерческим банкам не в результате переучета векселей, а посредством выдачи кредитов (часто под залог ценных бумаг).
Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).
Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Он в полной мере стремится играть роль "кредитора последней инстанции".
Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования
Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки
редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их
переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования.
Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может
включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным
кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий
предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).
При проведении государственной учетной политики Центральный банк также
использует не только экономические инструменты (изменение уровня
официальных ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными
ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи
(разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным
операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным
видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.
Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита в большинстве случаев не должен превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.
К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного
кредита принимаются лишь самые надежные ценные бумаги. Сюда входят
государственные облигации и некоторые виды обязательств клиентов по
отношению к своим банкам, список которых утверждается органами
Центрального банка.
Одними из методов денежно-кредитной политики являются также определение
квот переучета, а также условий предоставления ломбардного кредита. В
дальнейшем все меры, предпринимаемые Центральным банком при кредитовании
им коммерческих банков, будем называть учетной политикой (изменением
учетной ставки). При этом под учетной ставкой будем понимать
"универсальный" процент, по которому Центральный банк взыскивает
процентные платежи по предоставляемым им ссудам.
Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, увеличивает тем самым совокупные резервы банковской системы и тем самым мультипликативно расширяет денежную массу.
Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку. С
точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой
издержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка.
Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня к
заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые
резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение.
Увеличение государственными денежными властями официальной процентной
ставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второго
уровня у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в случае
проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредитно-денежной
политики (так называемой политики дорогих денег).
Среди инструментов монетарного регулирования в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно- кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.
В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение путем продаж государственных облигаций на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапана. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.
При продаже государственных облигаций на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.
Почему же учетная политика уступает по значению операциям на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регулирования?
Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством изменения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными резервами банковской системы посредством операций на открытом рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по инициативе Центрального банка, то использование централизованных кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навязать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизованных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефинансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать, что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в предоставлении кредита.
Кроме того, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико. К активизации учетных операций приводят, как правило, лишь крупномасштабные действия на открытом рынке.
Помимо непосредственного воздействия на банковские резервы, учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она является важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетарной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не приоритетами денежно-кредитного регулирования.
В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрального банка выше
рыночных кредитных ставок - Центральные банки в полной мере используют
свой статус "кредитора в последней инстанции". Однако Федеральная
Резервная Система придерживается несколько иной практики.
ФРС рассматривает предоставление помощи банкам как последнее средство
их спасения от временных неудач. Поэтому американская сеть центральных
банков не устанавливает штрафную ставку процента. Более того, обычно
учетная ставка ниже средневзвешенного процента по федеральным фондам.
Такая практика стимулирует заимствования коммерческих банков у ФРС.
Однако, используя иные рычаги, ФРС не позволяет банкам злоупотреблять
возможностью получения столь дешевых денег.
Ресурсы Федеральной Резервной Системы предоставляются коммерческому банку лишь после тщательной экспертизы, выявляющей истинные мотивы обращения банка в центральный финансовый орган. Но даже в случае выдачи кредита Федеральный Резерв устанавливает специальный контроль за деятельностью банка, чтобы выявить и проанализировать причины его неудач.
Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального Резерва
банковской системе не превышает в любой момент времени двух миллиардов
долларов, что составляет ничтожную долю денежной массы США. В этой связи
изменения учетной ставки оказывают крайне незначительное воздействие на
динамику денежного предложения. Поэтому Совет Управляющих Федеральной
Резервной Системы рассматривает этот инструмент скорее как индикатор
денежно-кредитной политики, а не средство реального регулирования.
Однако учетная политика является очень эффективным инструментом регулирования банковских ресурсов в сочетании с методом нормативных резервных требований.
Теперь можно немного проиллюстрировать на статистических данных в виде таблицы, как центральные банки разных стран используют учетную политику для сглаживания колебаний экономической конъюнктуры. Заметно как отреагировали центробанки на кризис 1991-1993 годов резким повышением процентной ставки, причем все банки отреагировали одинаково. Такое наблюдается из растущей интернационализации экономик разных стран.
Таблица №1
Официальные процентные ставки по краткосрочным кредитам
(на конец периода)
|Год |США |Япония |Герма-н|Фран-ци|Велико-|Италия |Канада |
| | | |ия |я |брита-н| | |
| | | | | |ия | | |
|1989 |7,0 |4,25 |6,0 |10,0 |15,0 |13,5 |12,47 |
|1990 |6,5 |6,0 |6,.0 |9,25 |14,0 |12,5 |11,78 |
|1991 |3,5 |4,5 |8,0 |9,6 |10,5 |12,0 |7,67 |
|1992 |3,0 |3,25 |8,25 |9,1 |7,0 |12,0 |7,36 |
|1993 | | | | | | | |
|Сентябрь |3,0 |1,75 |6,25 |6,75 |6,0 |8,5 |4,9 |
|Декабрь |3,0 |1,75 |5,75 |6,2 |5,5 |8,0 |4,11 |
|1994 | | | | | | | |
|Сентябрь |4,0 |1,75 |4,5 |5,0 |5,75 |7,5 |5,54 |
Источник: Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
Резервные требования
Политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных
инструментов регулирования деятельности коммерческих банков в России.
Необходимость и эффективность минимальных резервов с точки зрения
банковского регулирования подтверждается и мировым опытом.
«Режим обязательных резервов впервые введен в США, а позже в других
странах, например в ФРГ. Первоначально он был задуман как средство
страхования риска, чтобы гарантировать выплаты вкладчикам, затем он стал
инструментом кредитной политики. Декретом от 9 мая 1967г., дополнительным
решением общего характера Национального совета по кредиту и инструкциям
Банка Франции, этот режим был введен во Франции. Он обязывает банки держать
на корреспондентском счету в центральном банке определенную долю депозитов
их клиентов; способы исчисления этой доли определяются финансовыми
органами. Коэффициент, действовавший в 1988г., равнялся 5 % для вкладов до
востребования и 2,5 % для сберегательных вкладов. В этот режим были внесены
дополнения декретом от 26 февраля 1971г. Кроме отчислений от суммы
депозитов, были введены резервные отчисления (0,10 %) большей части
кредитов во франках, выдававшихся не только банками, но и финансовыми
компаниями. Этот режим был отменен в конце 1987г»(1).
Прибегнув к процедуре обязательных резервов, финансовые органы пытались сделать более тесной связь между эмиссией денег, осуществляемой банками, и их потребностью в кредитах центрального банка.
Иногда высказывалось мнение, основанное на несколько поверхностном анализе, что система обязательных резервов ведет к иммобилизации части депозитов в той мере, в какой они являются эквивалентом не кредитов, предоставленных экономике, а средств, замороженных в центральном банке.
Более глубокий анализ позволяет сделать иные выводы. В той мере, в какой депозиты являются результатом банковского кредитования предприятий и частных лиц, можно допустить, что система обязательных резервов позволяет привлекать центральный банк к эмиссии платежных средств. Каждый раз, как тот или иной коммерческий банк создает дополнительную денежную массу, он вынужден переводить часть средств на свой счет в центральном банке в установленном порядке. Он может выполнить это обязательство при условии, если центральный банк предоставит ему для этого средства, полученные в результате проведения собственных кредитных операций
Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.-
144с.
(переучет векселей или операции на денежном рынке); в противном случае коммерческий банк будет вынужден отказаться от эмиссии новых денежных знаков.
Система обязательных резервов имеет три важных преимущества. Прежде всего, она представляет собой метод регулирования, одинаково принудительный для всех; поскольку она охватывает всю совокупность ликвидных средств, которыми располагают банки, результаты ее действия оказывают влияние на работу всех кредитных учреждений без дискриминации и не препятствует нормальной конкуренции; если некоторые банки оказываются более стесненными в своей деятельности, чем другие, то это объясняются особенностями управления каждым банком. Далее, режим обязательных резервов легко допускает применение гибких методов регулирования; суммы, которые должны храниться на счетах, могут в действительности определяться путем вычисления средней величины за тот или иной период времени, который выбирается в соответствии с динамикой изменения объема ликвидных средств (например, месяц); таким образом, обязательные резервы не представляют собой замороженные средства, они могут быть использованы в случае необходимости, например, когда потребность в ликвидных средствах увеличилась в результате снятия денег со счетов, хотя они должны быть возвращены в течении нескольких дней. Наконец, эта система дает центральному банку возможность проводить чисто денежную политику; она даже может быть несколько изменена в зависимости от характера резервируемых сумм (например, платежные средства или инструменты полуликвидных сбережений, счета резидентов и нерезидентов.
Однако при системе обязательных резервов существуют и меры принуждения.
В декабре 1972г. финансовые органы ввели режим так называемых
дополнительных резервов, который заключается в том, что банки и финансовые
учреждения были обязаны вносить суммы на кредиторские счета в Банке
Франции; размер суммы тем больше , чем быстрее увеличивался объем
кредитования, превышая установленную норму роста. В инструкциях Банка
Франции периодически рассматривается лимит роста кредитования; когда эта
норма превышалась тем или иным банком, вступал в действие механизм
дополнительных резервов.
В начале 1985г. этот режим уступил место более простой, но по крайней
мере такой же жесткой системе, основанной на способах вычисления объема
обязательных резервов. Коэффициент, применявшийся к сумме выданных
кредитов, был тем выше, чем быстрее рос объем кредитования. Так при годовых
показателях роста кредитования в 1 %, 5 и 20 % устанавливалась норма
резерва (применявшаяся ко всей сумме банковских кредитов) в размере 0,6
%, 7 и 88 % соответственно. Последняя цифра, приведенная исключительно ради
примера, показывает, до какой степени система была принудительной и в
значительной мере репрессивной. В начале 1988г. она была отвергнута
окончательно.
В Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров.
По закону нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. К тому же нормативы обязательных резервов не могут быть за раз изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. При отзыве лицензий на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
Данная таблица наглядно иллюстрирует как реагирует Банк России повышением нормы обязательных резервов на увеличение денежной базы, при этом идет сокращение денег на счетах коммерческих банков.
Таблица №2
Динамика денежной массы и ее элементов в России.
| |на 01.01.94|на 01.04.94|на 01.07.94|на |на 01.01.95|
|Показатели | | | |01.10.94. | |
| |1 |2 |1 |2 |1 |2 |1 |2 |1 |2 |
|Денежная база|22,2 |100 |27 |100 |38 |100 |49,9 |100 |61,6 |100 |
|наличные | | | | | | | | | | |
|деньги в |13,9 |62,6 |16,8 |62,2 |24,8 |69,3 |31,6 |63,3 |38,2 |62 |
|обращении с | | | | | | | | | | |
|учетом касс в| | | | | | | | | | |
|КБ | | | | | | | | | | |
|кор. счета КБ|5,6 |29,2 |6,6 |24,4 |7,8 |20,5 |10,1 |20,2 |13,4 |21,8 |
|обязатель-ные|2,7 |12,2 |3,6 |13,9 |5,4 |14,2 |8,1 |16,2 |10 |16,2 |
|резервы | | | | | | | | | | |
1- сумма трлн. руб.
2- удельный вес в общей сумме (%)
Источник: Центральный банк РФ// Финансовая газета - 1995 - №23
Заключение
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в
кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных
ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для
сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости.
Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной
денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий
утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на
реальный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Сегодня понятие «стабильный уровень цен» во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются в другом: чрезмерное увеличение экономической роли правительства, усиление давления профсоюзов и изменение в связи с этим общественного и интеллектуального климата.
Исторический опыт показал важность фундаментальных принципов, лежащих в основе эффективной банковской системы и успешной кредитно-денежной политики: диверсифицированные портфели ценных бумаг и адекватный капитал в коммерческих банках; своевременное и адекватное, но не избыточное предложение ликвидности центральным банком.
На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим.
Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны. В заключении для иллюстрации я приведу несколько статистических данных для сравнения .
Таблица №3
Общий объем и валютная структура кредитов на международном рынке в 1992-
1994гг.
|Объем кредитов | | |Первые 8 месяцев| |
|и доля отдельных валют |1992г. |1993г. |1993г. |1994г. |
|Общий объем кредитов, млрд. долл. |458,3 |625,9 |424,2 |363,8 |
|В том числе доля отдельных валют, %: | | | | |
|Доллар США |36,9 |35,9 |34,7 |35,3 |
|Иена |11,2 |9,6 |9,0 |13,2 |
|Фунт стерлингов |7,6 |10,8 |12,7 |10,4 |
|Французский франк |7,5 |8,7 |8,1 |8,0 |
|Немецкая марка |10,4 |11,8 |11,8 |6,9 |
|Лира |2,5 |3,1 |3,6 |5,6 |
|Швейцарский франк |5,8 |6,1 |5,7 |5,0 |
|Прочие валюты |11.3 |12,4 |13,1 |13,2 |
Источник: Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
Используя рекомендации представителей различных школ, находя компромиссные решения, Центральные банки реализуют денежно-кредитную политику. Эта деятельность, как я считаю, является наиболее демократичным способом экономического регулирования, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свободы субъектов системы бизнеса.
В настоящее время центральные банки находятся в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а так же радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Список использованной литературы
1 Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113
2 Леворн С. Независимость центрального банка: разделение фискальной и денежной властей// Вопросы экономики- 1995-№10-С.12-19.
3 Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.
4 Bundesbank// Бизнес уик-1994-№4-5-С.50-57.
5 Парамонова Т.В. Денежно-кредитная политика Центрального банка и его
роль в достижении макроэкономической стабилизации// Деньги и кредит-1995-
№10-С.21-26.
6 Кучукова Н.К. Вопросы денежно-кредитной политики в современных условиях//Деньги и кредит-1991-№7-С.27-32.
7 Помазков М.Н. Система раннего реагирования // Деньги и кредит -1995-
№10-С.36.
8 Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.;
Под редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.
9 Пятенко С.В. кредитно-денежная политика в США- М.: Наука, 1988.-
156с.
10 Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс»,
1993.- 144с.
11 Клайф Брайолт Денежно-кредитная политика Великобритании// Деньги и кредит - 1994 - №11/12 - С.37-45
12 Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
13 Центральный банк РФ// Финансовая газета - 1995 - №23
14 Воронин Д. Резервные требования как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков// Банковское дело - 1995 - №8 - С.21-22
15 Заявление правительства и ЦБ РФ об экономической политики на 1995 год.// Вестник Банка России - 1995 - №10 - С.1-10
16 Красавина Л.Н. Современная банковская система Франции// Деньги и кредит - 1992 - №2 - С.57-62
17 Банк Франции: от основания до наших дней// Финансовый бизнес- 1994-
№10- С.10-15
18 Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь-
1995- 19 мая