Реферат
Тема: Денежно-кредитная политика Центрального банка
России в 2007 году
Содержание
Введение
1 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
1.1 Определение ЦБ РФ и его функции
1.2 Понятие денежно-кредитной политики
1.3 Инструменты косвенного воздействия на величину денежной массы
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в 2007 году
2.1 Принципы денежно-кредитной политики
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
3 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2007 года
4 Главная цель денежно-кредитной политики банка России в предстоящие три года
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики.
Высокая степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, основной из которых является поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста.
Денежно-кредитная политика ЦБ в основном воздействует на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции.
Совокупный денежный оборот регулируется посредством различных мер. Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:
установление минимальных резервных требований;
регулирование официальной учетной ставки;
операции на открытом рынке.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.
Таким образом, все вышеизложенное обосновывает актуальность темы.
Цель работы: всестороннее изучение и анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.
1 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
1.1 Определение ЦБ РФ и его функции
Центральный банк РФ - это главный банк страны, банк всех банков и кредитор в последней инстанции. Он независим от исполнительной власти и действует согласно закону о ЦБ, экономически состоятелен, является банком правительства РФ.
Функции Центрального банка РФ:
Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций второго и третьего уровней.
Выступает кредитором в последней инстанции.
Осуществляет регистрацию организаций-аудиторов банковской деятельности.
Устанавливает правила ведения банковских операций, бухгалтерских отчетов и отчетности.
Устанавливает правила ведения безналичных и наличных расчетов в РФ.
Устанавливает правила купли-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов.
Осуществляет регулирование валютных отношений в РФ и валютный контроль, участвует в разработке валютного баланса страны.
Осуществляет формирование и хранение золотовалютных резервов страны.
Выполняет составление анализов и прогнозов экономического состояния страны совместно с Минфином.
Осуществляет проведение сбалансированной денежно-кредитной политики.
Создаёт условия для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Главная функция ЦБ - регулирование денежно-кредитной политики в экономике государства путем:
установления норм обязательных резервов коммерческим банкам в зависимости от срока привлечения ими денежных ресурсов;
установления уровня ставки ЦБ (нормы процента, ставки рефинансирования) по кредитам для коммерческих банков;
контроля за соблюдением коммерческими банками экономических и финансовых нормативов их деятельности;
контроля за исполнением операций с ценными бумагами;
рефинансирования коммерческих банков.
В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип «компенсационного регулирования», который включает сочетание двух комплексов мероприятий:
политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. Эти политики более широко рассматриваются далее.
1.2 Понятие денежно-кредитной политики
Современные глоссарии и экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:
1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита.
2. Денежно- кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
3. Денежно-кредитная политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».
4. Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».
Таким образом, существует множество авторов разъясняющих понятие денежно-кредитной политики, однако различия в трактовке данного термина разными авторами не существенны.
1.3 Инструменты косвенного воздействия на величину денежной массы
Денежная масса измеряется с помощью следующих денежных агрегатов:
М0 = наличные деньги в обращении;
М1 = М0 + расчетные + текущие + валютные счета в банках + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в банках;
М2 = М1 + срочные вклады в сбербанке;
М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
В арсенале Центрального банка РФ для проведения денежно-кредитной политики и регулирования денежной массы имеются следующие инструменты.
1) Операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.
ЦБ постоянно находится в контакте с правительством, время от времени давая ему взаймы, поэтому он всегда располагает объёмным портфелем государственных облигаций. В частности, ЦБ РФ может пойти на куплю-продажу государственных облигаций и превратить такие операции в метод регулирования денежной массы.
Предположим, что ЦБ хочет увеличить количество денег в обращении. Он появляется на рынке ценных бумаг и начинает скупать государственные краткосрочные облигации. В качестве долговых обязательств государство в лице ЦБ и Минфина эмитирует государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
Коммерческие банки и другие финансовые агенты, которые имеют в своих активах долговые обязательства правительства, продают их на выгодных для себя условиях, получая взамен деньги. Эти полученные деньги, пройдя через банковскую систему страны, умножаются в Мб раз.
Таким образом, Центральный банк, покупая ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и ОВВЗ, увеличивает предложение денег в обращении и увеличивает денежную массу.
Если же ЦБ старается уменьшить денежную массу, то в этом случае он продаёт имеющиеся в его распоряжении ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и ОВВЗ на выгодных для себя и для клиентов условиях.
Коммерческие банки и другие финансовые агенты, покупая долговые расписки государства, расплачиваются своими денежными средствами. Уменьшение денежных средств в банках, пройдя по всей банковской системе, вызывает сжатие денежной массы в Мб раз.
Деньги, вырученные ЦБ при продаже государственных ценных бумаг, временно извлекаются из обращения, и, таким образом, продавая ценные бумаги правительства, Центральный банк уменьшает предложение денег и сжимает денежную массу.
2) Норма процента (ставка ЦБ, ставка рефинансирования).
Под этим инструментом понимается плата за кредитные ресурсы, которые ЦБ может предоставить другим коммерческим банкам. Очевидно, что никто не может заставить коммерческие банки брать кредиты у ЦБ либо, наоборот, не брать их. Можно только ожидать, что при снижении ставки Центрального банка желающих взять их будет больше, и наоборот, при повышении её желающих брать дорогие кредиты будет гораздо меньше. Когда необходимо уменьшить предложение денег, т. е. денежную массу, ЦБ повышает ставку рефинансирования. При этом достигается несколько эффектов.
Во-первых, некоторым коммерческим банкам дорогой государственный кредит оказывается недоступен, следовательно, чем меньше получателей кредита ЦБ, тем ниже скорость нарастания денежной массы в обращении.
Во-вторых, если банки берут дорогие кредиты, то они вынуждены повышать эффективность своих операций, т. е. кредитовать такие проекты, которые гарантируют высокую прибыль, иначе коммерческие банки будут не в состоянии рассчитаться за кредит.
В-третьих, столкнувшись с повышением нормы процента, коммерческие банки не захотят нести финансовые потери и постараются переложить их на своих клиентов.
Таким образом, вслед за ростом ставки центрального кредита подорожают кредиты коммерческих банков. В итоге со стороны коммерческих банков сокращается спрос на деньги и более медленно нарастает денежная масса.
Повышая и понижая ставку рефинансирования, ЦБ проводит политику «дорогих» или «дешёвых» денег.
3) Норма обязательных резервов.
В соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческие банки обязаны держать на своем счёте в ЦБ и не имеют право использовать. Когда надо уменьшить рост денежной массы в обращении, ЦБ повышает норму обязательных резервов. Если необходимо увеличить денежную массу, ЦБ снижает норму.
Коммерческие банки, разморозив часть своих обязательных резервов, превращают их в кредиты. Изменение нормы обязательных резервов влияет на величину мультипликатора предложения денег — Мб.
Чем выше норма обязательных резервов, тем меньше Мб, и наоборот. Например, при норме обязательных резервов, равной 20 %, Мб = 5. Если норма увеличится до 25 %, то Мб = 4.
Следовательно, если на вход банковской системы поступит вклад, равный 10000 руб., то он приведёт к росту банковских денег до 40000 руб. В итоге, для того чтобы увеличить денежную массу в экономике страны, ЦБ достаточно просто уменьшить норму обязательных резервов.
Таковы основные регуляторы, используемые ЦБ для контроля над денежной массой.
2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год
2.1 Принципы денежно-кредитной политики
Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.
В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.
Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4-5,5% в 2009 году. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю.
В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации. Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.
Банк России продолжит применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиваться для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.
Сохранится тенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещения валют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее, динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным «опережающим» индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции.
Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления.
В настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России.
Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее, Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.
Банк России видит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционного таргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяется применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики.
Кроме того, Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно-кредитной политики. С этой целью Банк России ежегодно публикует Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет, через свои издания и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическую информацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям, а также свои нормативные документы.
В последние годы Банк России расширил перечень распространяемой информации и публикаций аналитических материалов о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе. Это направлено на понимание обществом целей и мер проводимой Банком России политики.
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики.
Несмотря на то, что сохранение в 2007 году режима управляемого плавающего курса будет накладывать определенные ограничения, которые необходимо учитывать при формировании параметров процентной политики, условия функционирования российской экономики, в том числе связанные с отменой ограничений по операциям с капиталом и финансовыми инструментами, определяют объективную необходимость перехода к более гибкому формированию курса рубля на внутреннем валютном рынке при усилении роли процентных инструментов денежно-кредитной политики.
Стратегическим направлением активизации процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Однако значительное повышение ставок по стерилизационным инструментам увеличивает риск притока краткосрочного капитала в экономику, что создаст дополнительное давление в сторону повышения курса рубля. Поэтому одной из основных задач в 2007 году Банк России видит нахождение компромиссного уровня процентных ставок, обеспечивающего эффективное связывание избыточной ликвидности банковского сектора при одновременном недопущении масштабных краткосрочных притоков капитала.
При развитии ситуации по сценарию, предполагающему сохранение высокого уровня свободной ликвидности у кредитных организаций, Банк России активизирует использование инструментов абсорбирования денежных средств в целях ограничения влияния монетарных факторов на инфляцию. При этом значительную роль в связывании свободных денежных средств будут играть рыночные инструменты на аукционной основе (операции с ОБР, депозитные операции). Вместе с тем будет продолжено применение инструментов постоянного действия, обеспечивающих связывание ликвидности на короткие сроки (депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях).
Кроме того, Банк России будет в необходимых случаях осуществлять операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа), которые преимущественно будут использоваться в качестве инструментов «тонкой настройки».
Банк России в 2007 году продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Учитывая эффективное использование кредитными организациями механизма усреднения обязательных резервов для регулирования уровня собственной ликвидности, Банк России рассмотрит возможность поэтапного увеличения коэффициента усреднения обязательных резервов. Вместе с тем при значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее абсорбирования не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России не исключает возможности адекватного изменения нормативов обязательных резервов.
В случае снижения уровня ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, основные усилия Банка России будут направлены на формирование дополнительного денежного предложения за счет проведения операций по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Для этих целей в качестве основных будут использованы операции Банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы).
Банк России также продолжит применение инструментов постоянного действия (ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам и сделок «валютный своп»). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России будет предоставлять кредитным организациям внутридневные кредиты и кредиты «овернайт». В целях повышения эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций как инструмента денежно-кредитной политики Банк России планирует в течение 2007 года проводить работу в рамках создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, который обеспечит возможность финансово стабильным кредитным организациям получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения.
При этом в 2007 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список ценных бумаг, отвечающих установленным требованиям, расширению круга контрагентов по операциям рефинансирования и увеличению количества кредитуемых счетов кредитных организаций, открытых во всех территориальных учреждениях Банка России.
В связи с планируемым расширением состава имущества (активов), принимаемого в обеспечение кредитов Банка России, в течение 2007 года Банк России планирует проводить работу, направленную на обеспечение возможности привлечения специализированных организаций, в том числе Агентства по страхованию вкладов, для реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России.
3 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2007 года
За январь-июнь 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 20,7%, в том числе во II квартале — на 15,4% (в 2006 г. аналогичные показатели составили 17,3 и 14,9% соответственно). Сложившееся соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за рассматриваемый период на 14,2% (за январь-июнь 2006 г. — на 10,5%).
В первом полугодии 2007 г. рост денежного агрегата М0 составил 8,7%, в том числе во II квартале — 10,4% (в аналогичные периоды 2006 г. — 11,2 и 15,8% соответственно). Динамика наличных денег в обращении в январе—июне 2007 г. отражала главным образом изменение размеров номинальной заработной платы и пенсий. В условиях укрепления российского рубля важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, было заметное снижение спроса населения на наличные доллары США. В результате нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам через обменные пункты сократились за первое полугодие 2007 г. примерно до 0,23 млрд. долл. США (за первые шесть месяцев 2006 г. нетто-продажи наличной иностранной валюты были равны 3,24 млрд. долл. США).
Безналичная составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за первое полугодие 2007 г. на 26,1%, в том числе за II квартал — на 17,4% (за аналогичные периоды 2006 г. — на 20,4 и 14,5% соответственно). Темпы прироста депозитов населения в январе-июне 2007 г. составили 17,6% (в первом полугодии 2006 г. — 20,0%). Рост депозитов физических лиц в рассматриваемый период происходил в условиях укрепления рубля и более высоких по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В структуре использования денежных доходов населения за первые шесть месяцев 2007 г. повысился удельный вес средств во вкладах и ценных бумагах (на 0,6 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.).
В результате увеличения объемов банковского кредитования и повышения доходов нефинансовых организаций, а также вследствие накопления нефинансовыми организациями средств на текущих счетах (для участия в аукционных процедурах, в том числе по продаже активов ОАО «НК ЮКОС») общий объем средств на их счетах в кредитных организациях возрос за январь—май 2007 г. на 39,0% (за аналогичный период 2006 г. — на 12,8%). В июне объем средств на указанных счетах уменьшился, что было обусловлено завершением аукционных операций и выплатами в бюджет задолженности НК «ЮКОС». В итоге за первое полугодие 2007 г. банковские вклады предприятий увеличились на 35,3%. В составе депозитов организаций объем депозитов «до востребования» увеличился на 34,2%, а срочных депозитов — на 38,3% (в первом полугодии 2006 г. аналогичные показатели возросли на 20,3 и 22,4% соответственно). Таким образом, темпы роста депозитов нефинансовых организаций в 2007 г. более чем в два раза превышали темпы роста депозитов населения (на 17,7 процентного пункта), в то время как в аналогичный период 2006 г. превышение составляло лишь 0,8% пункта.
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2007 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов «до востребования» повысился на 2,4 процентного пункта (до 33,7%), а срочных депозитов — на 0,7 процентного пункта (до 38,5%).
Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за первое полугодие 2007 г. 4,5% (за аналогичный период 2006 г. — 10,7%) и были существенно ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (26,1%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора снизился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,8% на 1.07.2007 (на 1.07.2006 он составлял 14,7%).
Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора в январе-июне 2007 г. составили 18,6% (в аналогичный период 2006 г. — 15,0%). Прирост чистых иностранных активов банковской системы, как и в 2006 г., оставался важным источником увеличения этого денежного агрегата. При его росте почти на 1,9 трлн. руб. (в январе-июне 2006 г. — на 1,1 трлн. руб.) чистые иностранные активы увеличились более чем на 1,8 трлн. руб. (в первом полугодии 2006 г. — на 1,4 трлн. руб.), а внутренний кредит экономике — на 0,5 трлн. руб. (в январе—июне 2006 г. он сократился на 0,2 трлн. руб.). При этом в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. возросло значение такого источника денежного предложения, как банковские кредиты нефинансовым организациям и населению.
Требования к этой группе заемщиков в целом за первое полугодие 2007 г. возросли на 1,9 трлн. руб. (за аналогичный период 2006 г. — на 1,1 трлн. руб.). Сдерживающее влияние на рост денежной массы, так же как и в 2006 г., оказывало накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, главным образом на счетах Стабилизационного фонда РФ. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2007 г. на 12,8% (за аналогичный период 2006 г. — на 6,1%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за январь-июнь 2007 г. увеличился с 26,2 до 30,1%.
Соотношение темпов роста денежной массы М2 и денежной базы в широком определении обусловило уменьшение денежного мультипликатора с 2,183 на 1.01.2007 до 2,114 на 1.07.2007, или на 3,2%.
За первые шесть месяцев 2007 г. денежная база в широком определении увеличилась на 24,6% (за аналогичный период 2006 г. — на 12,8%). Основным источником роста денежной базы, как и годом ранее, были покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования в первом полугодии 2007 г. выросли примерно на 2,5 трлн. руб. против 1,5 трлн. руб. в соответствующий период 2006 года. Рост денежного предложения сдерживался Банком России путем увеличения объемов абсорбирования ликвидности. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России за январь-июнь 2007 г. превысил аналогичный показатель предыдущего года и составил 1,4 трлн. руб. (за январь-июнь 2006 г. — 1,2 трлн. руб.).
Структура денежной базы в широком определении в первом полугодии 2007 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег сократилась с 74,3% на 1.01.2007 до 63,3% на 1.07.2007. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 15,5 до 10,3%, доля средств на счетах обязательных резервов уменьшилась и на 1.07.2007 составила 4,8% (на 1.01.2007 — 5,3%). Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций вырос с 2,5 до 6,8%, а доля депозитов кредитных организаций в Банке России — с 2,4 до 14,8% на соответствующие даты.
Средний дневной объем совокупных банковских резервов1 во II квартале 2007 г. составлял примерно 1915 млрд. руб., что на 87,6% больше, чем в I квартале 2007 г., и в 2,3 раза больше, чем во II квартале 2006 года.
Более значительный объем совокупных банковских резервов во II квартале 2007 г. по сравнению с предшествующим кварталом способствовал снижению ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК во II квартале составила 3,4% годовых против 3,9% в I квартале 2007 г. и 2,8% во II квартале 2006 года.
Снижение ставок по однодневным рублевым кредитам сопровождалось уменьшением их волатильности. Диапазон колебаний дневных ставок по однодневным рублевым МБК на московском рынке (MIACR) во II квартале сузился до 2,1 процентного пункта против 5,4 процентного пункта в предшествующем квартале и 6,5 процентного пункта во II квартале 2006 года.
Ситуация на межбанковском кредитном рынке в апреле-мае 2007 г. была в целом стабильной. На протяжении II квартала дневные ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам на московском рынке находились в диапазоне 2,4-4,6% годовых, а в июне — 2,7-3,7% годовых.
Во II квартале внутримесячная цикличность ставок по однодневным рублевым МБК отмечалась только в июне — в последние дни месяца ставки незначительно повысились, что было связано с проведением обязательных платежей банками и их клиентами.
Среднедневные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России в апреле-июне 2007 г. составили 447,2 млрд. руб. по сравнению с 492,6 млрд. руб. в I квартале 2007 г. (во II квартале 2006 г. они были равны 351,8 млрд. руб.).
Банк России в 2007 г. активно проводил операции по абсорбированию свободных денежных средств кредитных организаций в целях ограничения темпов роста денежного предложения и снижения инфляции.
Во II квартале 2007 г. Банк России осуществлял депозитные операции с кредитными организациями — резидентами в валюте Российской Федерации на стандартных условиях и на аукционной основе. Со 2 апреля 2007 г. Банк России повысил фиксированные процентные ставки по депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования», до 2,5% годовых, на стандартных условиях «1 неделя», «спот-неделя» - до 3% годовых.
Общий объем осуществленных Банком России депозитных операций за апрель-июнь 2007 г. составил 29,2 трлн. руб., увеличившись, таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. в 11 раз (с 2,6 трлн. руб.). Средний дневной остаток средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России во II квартале 2007 г. был равен 922,2 млрд. руб., тогда как в I квартале 2007 г. — 157,7 млрд. руб. (в апреле-июне 2006 г. — 173,0 млрд. руб.).
В первом полугодии 2007 г. изменилась структура привлеченных Банком России депозитов. В отличие от I квартала, во II квартале 2007 г. преобладали депозиты по фиксированным процентным ставкам на стандартном условии «том-некст» (они составили 80,1% от общего объема депозитов).
Средневзвешенные процентные ставки по депозитным аукционам на срок 4 недели во II квартале 2007 г. находились в диапазоне 3,22-4,74% годовых (в I квартале 2007 г. — 4,04-4,76% годовых), а со сроком 3 месяца — 4,03-5,02% годовых (в I квартале — 4,55-5,10% годовых).
В целях абсорбирования свободной ликвидности во II квартале 2007 г. Банк России продолжал осуществлять операции со своими облигациями. Среднедневная задолженность Банка России по ОБР перед кредитными организациями в апреле-июне 2007 г. составила 317,7 млрд. руб. против 154,0 млрд. руб. в I квартале 2007 г. (во II квартале 2006 г. — 131,6 млрд. руб.).
Продажа ОБР во II квартале 2007 г. происходила преимущественно на аукционах, общий объем продаж на которых составил в апреле 14,8 млрд. руб., в мае - 17,3 млрд. руб., в июне - 218,3 млрд. руб. по рыночной стоимости. Средневзвешенная доходность на прошедших в апреле-июне 2007 г. аукционах составляла от 4,20 до 5,17% годовых по сравнению с 4,73-5,36% годовых в I квартале 2007 г. (во II квартале 2006 г. — 4,53-5,20% годовых). Объемы продажи и покупки ОБР Банком России на вторичном рынке во II квартале 2007 г. были незначительными.
Во II квартале 2007 г. Банк России проводил операции в основном с выпуском ОБР № 4-01-21BR0-7. 15 июня 2007 г. наступил срок публичной оферты по облигациям Банка России № 4-03-30BR0-4. В тот же день был проведен первый аукцион по размещению бескупонных краткосрочных облигаций Банка России № 4-02-21BR0-7 с погашением 15 января 2008 г. и встроенным опционом «пут» с датой исполнения 13.12.2007. Объем привлеченных на аукционе средств составил 215,8 млрд. рублей. Одновременно с проведением данного аукциона для участников рынка ГЦБ, заключивших сделки по приобретению указанных облигаций, был предложен на выкуп выпуск ОБР № 4-01-21BR0-7.
Банк России во II квартале 2007 г. не осуществлял покупку-продажу гособлигаций из собственного портфеля.
В мае 2007 г. Банк России принял решение по изменению нормативов обязательных резервов. С 1 июля 2007 г. норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте установлен в размере 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, в размере 4%.
Сумма обязательных резервов, которая в среднем поддерживалась кредитными организациями на корреспондентских счетах и корреспондентских субсчетах в Банке России, увеличилась с 76,8 млрд. руб. в апреле до 90,0 млрд. руб. в июне. Количество кредитных организаций, которым было предоставлено право на усреднение обязательных резервов, постоянно увеличивалось и в июне 2007 г. составило 762, или 65,2% от общего числа действующих кредитных организаций.
Сложившийся во II квартале 2007 г. уровень ликвидности банковского сектора обусловил отсутствие операций прямого РЕПО и сделок «валютный своп». Вместе с тем объем ломбардных кредитов за II квартал составил 1,1 млрд. руб. против 0,66 млрд. руб. в I квартале и 0,03 млрд. руб. во II квартале 2006 года. Более 95,6% ломбардных кредитов в рассматриваемый период было предоставлено по фиксированной процентной ставке. Средневзвешенные процентные ставки по ломбардным кредитным аукционам и ломбардным кредитам Банка России, предоставленным по фиксированной процентной ставке, в апреле-июне 2007 г. составляли 7% годовых.
Объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» во II квартале 2007 г. увеличился как по сравнению с предыдущим кварталом, так и по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составил 22,4 млрд. руб. (в I квартале 2007 г. — 19,4 млрд. руб., во II квартале 2006 г. — 14,3 млрд. руб.).
При управлении ликвидностью кредитные организации использовали механизм внутридневного кредитования. В апреле-июне 2007 г., как и в I квартале 2007 г., объем внутридневных кредитов составил 2,7 трлн. руб. (во II квартале 2006 г. — 2,6 трлн. руб.).
В рамках реализации процентной политики, направленной на сужение коридора процентных ставок по собственным операциям, Банк России принял решение о снижении с 19 июня 2007 г. ставки рефинансирования на 0,5 процентного пункта — до 10,0% годовых. Ставка по кредитам «овернайт» и процентная ставка, используемая при заключении сделок «валютный своп» с Банком России, также стали составлять 10,0% годовых.2
4 Главная цель денежно-кредитной политики банка России в предстоящие три года
Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6 - 7%, в 2009 году - до 5,5 - 6,5%, в 2010 году - до 5 - 6% (из расчета декабрь к декабрю).
Ожидается изменение макроэкономических условий проведения сформировавшейся в последние годы единой государственной денежно-кредитной политики. Так, в 2008 году и особенно в последующие два года возможно снижение мировых цен на энергоносители (которые составляют основу российского экспорта), что повлечет за собой сокращение сальдо торгового баланса, а также существенное снижение прироста валютных резервов. По мнению Банка России, это потребует перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
Банком России дана оценка реализации денежно-кредитной политики в 2007 году, а также рассмотрены три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008 - 2010 годах. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий - ее улучшение.
Так, в рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть - до 44 долларов США за баррель. Условиями для формирования второго варианта является предположение о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель. В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель. При этом темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 году может составить 10,6%.
Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7%.3
Заключение
На основании вышеизложенного сделаем краткие выводы.
Под денежно-кредитной политикой Российской Федерации понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают:
процентные ставки по операциям ЦБ РФ. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции, на открытом рынке - под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;
рефинансирование кредитных организаций, под которым понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций;
валютные интервенции - под валютными интервенциями ЦБ РФ понимается купля-продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
установление ориентиров роста денежной массы. ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;
эмиссия облигаций - ЦБ РФ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Методы кредитно-денежной политики ЦБ полностью отвечают требованиям, предъявляемым к методам государственного регулирования. Рассмотренные нами инструменты косвенного воздействия не разрушают денежный рынок, а лишь косвенно воздействуют на него. Без этих методов регулирования денежной массы, используемых ЦБ, государство не может выполнять одну из своих главнейших функций - снабжение экономики нужным количеством денег и обеспечение ее не инфляционного развития.
Таким образом, ЦБ РФ эффективно выполняет свои функции, когда он полностью независим от исполнительной власти и подчиняется одному только закону.
Список использованной литературы
Анохин Л.М. Денежно-кредитная и финансовая системы / Л.М.Анохин, В.С.Антонюк, Н.В. Анохина. - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 2002. - 90 с.
Жарковская Е.П. Банковское дело. - 3-е изд., испр. и доп. / Е.П.Жарковская. - М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки / О.И.Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2004. - 576 с.
Литовских А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / А.М. Литовских, И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 160 с.
Мациевский Н.С. Банковское дело: Учеб. пособие / Н.С. Мациевский. – Томск: Том. политехи, ун-т., 2004. - 111 с.
Моисеев С.Р. Денежно–кредитная политика: теория и практика Учебное пособие / С.Р. Моисеев. – М.: Экономистъ, 2005. – 652 с.
Нуреев Р. – Деньги, банки и денежно-кредитная политика / Р. Нуреев. – М.: Финстатинформ, 2004. - 424 с.
Огурцова Е.В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студентов экон. спец. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Лотос, 2003. – 90 с.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год (одобрено Советом директоров ЦБР 18 июня 2007 г.)
Постановление ГД РФ «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» от 22.11.06. № 3779-4 ГД.
Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / К.Р. Тагирбеков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 956 с.
Финансы и кредит Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 322 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. // Под общей ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2002. – 520 с.
1 Рассчитано по средней хронологической без учета наличных денег в кассах кредитных организаций
2 Материал подготовлен Департаментом исследований и информации при участии Сводного экономического департамента
3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год, утверждены ЦБ РФ