Курсовая работа
по дисциплине
Финансы и Кредит
на тему
«Центральный Банк РФ и его функции»
Содержание
|Введение |3 |
|1. Краткая история Банка России |4 |
|2. Статус ЦБ РФ |7 |
|3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ |8 |
|4. Цели, задачи и функции ЦБ РФ |10 |
|5. Основные функции ЦБ РФ |12 |
|6. Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора |15 |
| 6.1. Проведение валютной политики |19 |
| 6.2. Регулирование деятельности кредитных институтов |20 |
|7. Аудит и отчётность ЦБ РФ |23 |
|Заключение |24 |
|Список литературы |25 |
|Приложение |26 |
Введение
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: «Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета».
Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в первую очередь – коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны. Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа страны, он занимает особое место в кредитно-денежной системе.
Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагирует на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы
направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения
стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения
информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком
России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных
учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт,
методологию и практику наблюдения за платежными системами.
1. Краткая история Банка России
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13
июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.
Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался
Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о
Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России
являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному
Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации
денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической
деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных
банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка
России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых
Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный
банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного
денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него
возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ
РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное
хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные
ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его
активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы
Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал
называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций
кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному
Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и
Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22),
банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов федерации и органов местного
самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы
Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а
также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве
агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных
ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк
России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную
на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В
установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были
выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления
банковской деятельности в посткризисный период имело также создание
Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и
Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского
дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и
МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел
последствия кризиса.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МФСО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение
достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований
к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в
учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой.
Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных
организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение
требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой
репутации.
В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", В нем были
определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования
системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и
деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному
страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В развитие положений этого закона в январе 2004 года Банк России разработал нормативные акты, которые определяют порядок оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов.
2. Статус ЦБ РФ
В настоящее время в банковской системе России Банк России (Центральный
Банк РФ – ЦБ РФ) определён как главный банк страны и кредитор последней
инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным
субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих
банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
кредитно-денежной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.
Принципы организации и деятельности Банка России , его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
3. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный
орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и
осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его
Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций
Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;
6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
4. Цели, задачи и функции деятельности ЦБ РФ
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков,
банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных
учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает
и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает
и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их
аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Теперь рассмотрим подробнее те основные четыре функции ЦБ РФ, которые выполняют и Центральные Банки других стран.
5. Основные функции ЦБ РФ
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
1) монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
2) функция финансового агента, банкира Правительства
3) финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
4) кредитно-денежное регулирование и банковский надзор
Остановимся подробно на каждой из функций.
1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как
представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии
наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на
территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории
Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и
монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены
поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка
ведения кассовых операций.
2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему
статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по
размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению
бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением,
выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также
переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с
другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк
осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу
государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу
кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все
мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет
Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления
государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром
Правительства.
Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность
осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за
движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов
(федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную
систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению
бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения
центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют
финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств,
которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия
для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»).
Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в
случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель
рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.
Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,
испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления
(прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1
день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и
продленные сезонные кредиты) .
Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.
6. Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ
РФ
Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование
денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в
условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной
эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция
(экономическая теория Кейнса).
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс
инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и
косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в
ЦБР;
- регулирование официальной учетной ставки;
- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1
“О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о
порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за
счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной
системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем
определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних
организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Учётная ставка. Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы
Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая
является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных
капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года)
. В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня
учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по
горизонтали (банк – заёмщик) и по вертикали (ЦБ – коммерческий банк).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных
ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам,
увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем
самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими
банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по
депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного
процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих
банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену
денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате
кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится
дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика
“дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных
операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Операции на открытом рынке – купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий
сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной
обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с
государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до
3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы
проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и
на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых
или центральным банком или рынком).
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право
осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными
организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
6.1. Проведение валютной политики
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей
в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических
позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и
федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и
золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.
ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
6.2. Регулирование деятельности кредитных институтов
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов
(вкладчиков) , Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
7. Аудит и отчётность ЦБ РФ
России Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и фондов
Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение.
Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется
Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Заключение
Итак, Центральный Банк России является одним из важнейших органов в
РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и
министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и
исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, по
мнению автора, является кредитно-денежный контроль.
Как и в других странах, в России ЦБ преследует цели защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы (рубля; ярким примером может служить лето 2004 года, когда курс рубля по отношению к доллару оставался практически неизменным), выполняет общие для всех Центральных Банков функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора и контроля за банками и финансовыми рынками).
Банк России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет
огромное значение для РФ. Не претендуя на полноту охвата темы, автор
постарался отобразить большинство из них. В Приложении 1 автором приведены
извлечения из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятого 27.06.2002 г.
Список литературы:
1. Соколова О.В. – Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.: Юристъ, 2000г.
2. Лаврушин О.И. – Банковское дело: М.: Юристъ, 1998г.
3. Официальный сайт Банка России – http://www.cbr.ru/
Приложение 1.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
от 27 июня 2002 года.
Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления
Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует
в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей
участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может
принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении
законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и
банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и
торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их
заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом
совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по
вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации
и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их
воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и
приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству
Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета,
покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за
исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о
федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов
бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных
внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено
федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных
фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами
местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга
Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской
Федерации определяются федеральными законами.
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых
случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по
поручению Правительства Российской Федерации.
Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России
Статья 51. Банк России представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора
иностранного государства о предоставлении информации или документов,
которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных
функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора
иностранного государства указанные информацию или документы, которые не
содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при
условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима
сохранности информации, соответствующего установленным законодательством
Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации,
предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые
получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных
государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации
и предоставлению документов, установленные законодательством Российской
Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами
иностранных государств.
Статья 52. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций
с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также
осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций
иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с
порядком, установленным федеральными законами.
Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств
нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 53. Банк России устанавливает и публикует официальные курсы
иностранных валют по отношению к рублю.
Статья 54. Банк России является органом валютного регулирования и валютного
контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными
законами.
Статья 55. Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства на территориях иностранных государств.
Глава Х. Банковское регулирование и банковский надзор
Статья 56. Банк России является органом банковского регулирования и
банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за
соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского
законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими
обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются
поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита
интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную
деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим
Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе
орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения
Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.
Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка
России из числа членов Совета директоров.
Статья 57. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций
и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и
представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой
информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые
Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и
статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не
ранее даты опубликования указанных правил.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у
кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать
разъяснений по полученной информации.
Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок
предоставления информации об их деятельности, которая необходима для
составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса
Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет
право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе
у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов,
юридических лиц.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не
подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о
банковской системе Российской Федерации.
Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую
Банком России и передаваемую им по поручению Правительства Российской
Федерации международным организациям.
Статья 58. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций
выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не
предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных
организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским
обслуживанием указанных лиц.
Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные
федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами
кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации
требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными
законами.
Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации
кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных
функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Статья 60. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами
устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов
совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного
органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа,
главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной
организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей
руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала
кредитной организации.
Статья 61. Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее
— приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок
одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или)
физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических
лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к
другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют
уведомления Банка России, а более 20 процентов — предварительного согласия
Банка России.
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства о согласии
Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной
организации сообщает заявителю в письменной форме о своем решении —
согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк
России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, указанная
сделка (сделки) считается разрешенной.
Уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной
организации направляется в Банк России не позднее 30 дней с момента данного
приобретения. Порядок получения предварительного согласия Банка России на
приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации,
порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций
(долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе
запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой
репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае
приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а
также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более
20 процентов акций (долей) кредитной организации.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20
процентов акций (долей) кредитной организации в случае выявления
неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в
иных случаях, установленных федеральными законами.
Приобретение акций (долей) кредитной организации за счет средств
нерезидентов регулируется федеральными законами.
Статья 62. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк
России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных
организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих
кредитных организаций в качестве условия создания на территории
иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их
филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а
также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного
банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал
кредитной организации;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной
организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,
предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим
участникам (акционерам).
Обязательные нормативы, указанные в части первой настоящей статьи, могут
устанавливаться Банком России для банковских групп.
Статья 63. Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной
организации в качестве условия создания на территории иностранного
государства ее дочерних организаций и (или) открытия ее филиалов, получения
небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения
кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка
определяется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Об увеличении размера собственных средств (капитала) для кредитных
организаций, указанных в части первой настоящей статьи, Банк России
официально объявляет не позднее чем за один год до момента вступления
указанного решения в силу.
Статья 64. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или
основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных
средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может
превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы).
При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов
кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных
заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных
кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.
Статья 65. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как
выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных
рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации
(банковской группы).
Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств
в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств
(капитала) кредитной организации (банковской группы).
Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800
процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации
(банковской группы).
Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных
организаций (банковских групп).
Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и
пассивов и других факторов;
отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до
востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов)
и суммарных активов.
Статья 67. Нормативы достаточности собственных средств (капитала)
определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню
риска.
Статья 68. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции
кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным
финансовым рискам.
Статья 69. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых
до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия
возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков,
гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными
законами.
Статья 70. Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной
организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц
определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и
собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной
организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может
превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной
организации (банковской группы).
Статья 71. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и
поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой)
своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных
средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Указанный норматив не может превышать 50 процентов.
Статья 72. Банк России устанавливает методики определения собственных
средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров
риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и
консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и
союзами.
Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их
расчета по видам кредитных организаций.
О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России
официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в
действие.
В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной
организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании
методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная
организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер
собственных средств (капитала), определенный Банком России.
Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется
меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее
учредительными документами, Банк России обязан направить в такую кредитную
организацию требование о приведении в соответствие величины собственных
средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация
обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях,
которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций".
Статья 73. Для осуществления своих функций банковского регулирования и
банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их
филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет
предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к
нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими)
Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению
Совета директоров аудиторскими организациями.
Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и
проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их
филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для
приобщения к материалам проверки.
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том
числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по
содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора
Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации
(ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период
деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев,
предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены
только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее
филиала), предшествующие году проведения проверки.
Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее
филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период
деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период
разрешается по следующим основаниям:
если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией
кредитной организации;
в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка
России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее
филиала) в порядке указанного контроля проводится Банком России на
основании мотивированного решения Совета директоров;
по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов,
издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка
России, непредставления информации, представления неполной или
недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной
организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до
0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать
проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести
месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка
России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной
организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу
интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера
уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых
указан в статье 60 настоящего Федерального закона;
осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной
организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление
банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею
филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной
администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в
соответствии с ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если
в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по
предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций";
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые
самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия
в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного
взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые
органами управления кредитной организации, предпринять действия,
направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной
организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных
нормативов.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на
осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным
Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва
лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными
актами Банка России.
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к
ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях
первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять
лет.
Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной
организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами,
не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения
из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.
Статья 75. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных
организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих
законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской
системы Российской Федерации.
В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры,
предусмотренные статьей 74 настоящего Федерального закона, а также по
решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому
оздоровлению кредитных организаций.
Статья 76. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России
вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на
осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка
России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России
устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними
нормативными актами Банка России.
В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная
организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки
только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в
порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности".
С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения
арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного
представителя Банка России прекращается.