ВВЕДЕНИЕ
1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ
Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз- витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти- воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо- мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита- листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво- дительных сил и новых производственных отношений.
В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци- альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти, платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.
Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав- ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс- сословие.
В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-
межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав
(значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-
тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой
состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII -
XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью
старшину и феодальную знать других народов[1].
Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в.
лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ
крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли
ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие
штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-
ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших
замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был
весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в
том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в
XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес
ных наказаний.
Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое- образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу
От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-
легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе
ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три
гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати,
рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на
оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-
дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.
Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-
ния занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся
полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки,
калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего
населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-
мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов.
Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской
повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-
ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к
правам дворян.
К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии[2].
Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой
ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-
век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из
11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн.
человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и
94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-
гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан,
оформленное жалованной грамотой городам.
2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН
Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно
окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была
Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-
лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство,
купечество, мещанство.
Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы.
За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас- пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по- душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.
Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю- чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической надстройки.
К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]
Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек- рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра- вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз- личались.
Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в
XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав:
и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-
ти помещиков.
Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме- щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При- уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин- ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник- то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес- тьян был неоднороден.
3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним
из существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а
жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II
решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны
быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для
этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий
государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было
названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна
была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем
выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта
торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате.
Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества,
государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи
передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая
состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества,
за исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении
проекта нового уложения".[4]
«Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре- менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие другие.
Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое
Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.
"Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в
юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над
"Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-
ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и
прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к
человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II
требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения
суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений".
Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое
тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку
вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания.[5] Особенно большой осторожности она требовала от судей.
"Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно
мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их
наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать
людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-
дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между
людьми.[6]
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-
лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-
нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют
крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о
том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-
делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-
раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони
мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу
серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не
кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное
Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было
не так легко.[7]
Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год
Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не
разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие
депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.
Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные
комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-
ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла
Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических
построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история
давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии
стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она
ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,
Екатерина II издала много важных законов.
4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА
Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров - высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и губернская администрация.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II
издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический
аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию
- не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли
наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из
русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были
вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это
губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами
ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа,
монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае- мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц- коллегии. Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно- территориальное деление - до Октябрьской революции. Дворянство было признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.
Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.).
Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-
ций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить
разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее
начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго
административному принципу, без учета географических, национальных v
экономических призна-ков. Основной целью деления было приспособление нового
административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу
деления был положен чисто количественный критерий — численность населения.
На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда
- около 30 тысяч душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу- бернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ве- дал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действо- вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер- ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы- чайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
Судебная реформа 1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-
водства на основе суд. уставов. Провозглашены принципы независимости су-
дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала
сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.
Проводилась с искажениями и ограничениями.
Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно
интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861
г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до
1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре
судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций,
введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной
реформы составили 74 толстых тома.
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб- ной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопро- изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от- носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сфе-ры, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.
Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не- сменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятель- ность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обви- нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.
До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на гене- ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (фор- мальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.
На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлени-ях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред- ставителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн ского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.
При разработке реформы было высказано предложение создать должность областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судо- производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.
6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г. по
всей территории государства рядом с органами местного самоуправления
(губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К
концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили
всю административ-ную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь
центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны
выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными
округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более
высокий уровень: были образо ваны более крупные административные единицы -
разряды (предшественники будущих губерний).
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой
модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702
г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства.
В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно
было усилить контроль за старой администрацией
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства:
учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.
В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю
административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре
помощника по отраслям управ-ления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного
управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию
возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижесто-
ящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась
в сле-дующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций
Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы
или воеводы
Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня-
лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-
ции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом
из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные
кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-
казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и
камериров).
В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и
за соблюдением царских указов.
В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,
созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров.
Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее
руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более
бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы
в ратуши.
7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-
изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре
ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]
Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен- ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано- виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут- реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходи мо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы- ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.
ВЫВОД
К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше
150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого
были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это
происходило под личным контролем Екатерины II
Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно
хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность
некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла
численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их
была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".
За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее
кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии
и укреплении России.
Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы
Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле
деятельности с широким преобразовательным планом, в основание кото-рого
легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и
не провела последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в
практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отноше
ния сословий остались по существу, прежними и развивались в том направле-
нии, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и
сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям,
каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию -
дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам
русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продол
жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшест
венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]
-----------------------
[1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.
Радугина, М., 1999 г.
[2] История России. 2 т., М., 1995 г.
[3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.
[4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.
Радугина, М., 1999 г.
1. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М.,
1997 г.
2. [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.
1. [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.
[8] Россия в мировой истории, М., 1996 г.
[9] История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.