Министерство Образования и Науки Украины
Одесская Национальная Морская Академия
РЕФЕРАТ
по КЭС на тему:
«Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за
2003 год»
выполнил к-т Красновский А.И.
группа 1144
ФМС
ОДЕССА 2004
«Государство должно быть эффективным собственником. И министр транспорта,
Министерство транспорта демонстрируют сегодня наивысший уровень управления госимуществом».
Так оценил первый вице-премьер-министр Украины В. Гайдук нынешнюю работу
Минтранса, возглавляемого Г. Кирпой. Оценка прозвучала на мартовском
заседании коллегии Минтранса, где подводились итоги работы отрасли за год
прошедший.
«Мы на правильном пути»
Итоги (см. статью Л. Дунаева в приложение) вполне можно назвать
удовлетворительными. «Темпы роста, достигнутые в прошлом году, стали
наивысшими за все годы независимости Украины, — отмечал на коллегии Г.
Кирпа. — Это дает уверенность, что мы на правильном пути. Главное в любой
деятельности — увеличение объемов производства, предоставления услуг. Это
значит — есть средства, ресурсы, чтобы развивать инфраструктуру транспорта,
решать разнообразные социальные вопросы».
Но, помимо роста объемных показателей, существуют и другие важные направления работы.
У нас есть программа финансово-экономической деятельности, сказал министр,
которая без повышения объемов и тарифов предполагает за счет улучшения
использования госсобственности получение дополнительно миллиардов гривен.
Эта программа реализовывалась на железной дороге. Там убрали лишних
посредников, отказались от бартера, изменили подход к ценообразованию, что
в итоге принесло дополнительно не менее 3 млрд гривен в год. За счет этих
средств и зарплату подняли, и с бюджетом рассчитываемся, и осуществляем
техническое развитие железной дороги практически без внешних инвестиций.
(На другом совещании министр привел пример: если три года назад средняя
зарплата на железной дороге была 227 гривен, то на январь 2003-го — 870
гривен).
С 2003 года эта программа стала выполняться и во всей транспортной отрасли.
Дополнительные средства, полученные в результате реализации программы,
пойдут на улучшение материально-технической базы отрасли и решение
социальных вопросов.
Но пока я вижу недостаточную работу руководителей госпредприятий по отходу от посреднической деятельности, которая ведет к удорожанию стоимости продукции и услуг, отметил министр. Недостаточная же работа прямо связана с личными интересами тех же руководителей предприятий.
На коллегии был приведен пример, как через фирму, где работают родственники руководителя одного из автодорожных предприятий Украины, втридорога закупается битум, хотя его можно купить и дешевле и ближе. А дороги, для ремонта которых он предназначен, находятся в удручающем состоянии.
На мартовской коллегии министр транспорта вновь поднимал вопрос о повышении
эффективности деятельности государственных морских торговых портов. В
значительной мере улучшить их работу можно будет с помощью нового
государственного объединения «Укрморпорт». При этом вновь было сказано о
категорическом неприятии Минтрансом любых попыток приватизации
государственных портов. Именно наличие ряда положений в предлагавшихся
проектах закона о морских портах, создававших предпосылки для открытой или
скрытой приватизации портов, и есть причина, по которой Минтранс будет
выступать против таких проектов. «Будет выброшена скрытая приватизация — мы
завтра проголосуем за проект», — сказал Г. Кирпа.
Условия для совместной деятельности
Особое внимание и на коллегии и во время последовавшего вскоре визита
министра транспорта Г. Кирпы в Одесскую область уделялось ситуации в
Одесском порту, где все стивидорные функции осуществляют предприятия
совместной деятельности.
Совместная деятельность, говорил министр, как была, так и останется в
портах. При одном условии: если будут честные и партнерские отношения. В
принципе, главное нарушение в Одесском порту — неэффективное использование
государственной собственности при передаче ее в совместную деятельность,
как правило, по нулевой стоимости. А отсюда — занижение доли прибыли порта.
Частные компании и порт вносили свои доли в соотношении 20 % на 80 % или 10
% на 90 %, но прибыль при этом делилась пополам.
Кроме того, компаниям давались необоснованные льготы. Как пример, министр привел такие цифры: все предприятия совместной деятельности за время своей работы инвестировали в порт порядка 200 млн гривен, а для одной только занимающейся нефтеперевалкой компании «Синтез Ойл» была дана скидка на почти такую же сумму — 199 млн гривен. И не случайно, сказал Г. Кирпа, хозяева компании «Синтез Ойл» продали свой бизнес в Одесском порту (за 250 млн долларов). Там знали, что наследили, что в ближайшее время за это надо будет отвечать. А те, кто купил, об этих тонкостях не знали. И сейчас, когда начальник порта ставит вопрос о цене за перевалку нефти, начинают возмущаться. Сегодня же в порту нефть переваливают всего за 75 центов за тонну. Такая цена — наглая насмешка. В мире нет таких цен. Получилось, что инвестиции частных структур — это нередко деньги, фактически изъятые у порта и вложенные туда уже как свои собственные. И надо честно это признать.
По этим фактам, сказал Г. Кирпа, 20 февраля 2003 года возбуждено уголовное дело. Всего же по итогам ревизии насчитали 444,7 млн гривен убытков, понесенных портом, в том числе от совместной деятельности — 138,3 млн гривен.
У меня не было никакого желания заниматься этими раскопками, сказал министр. Но со мной начал войну народный депутат, бывший начальник порта, который пишет обращения, выступает в прессе. А на войне как на войне: начинаешь окапываться и многое можешь накопать. Не стоит пытаться обращаться в суды, или к послам других стран, или будоражить трудовые коллективы. Жалобы не помогут. Докерам объясним, что не были бы за эти годы выплачены предприятиям совместной деятельности сотни миллионов гривен, эти деньги можно было бы направить на повышение заработной платы. Что касается судебных процессов, то они как раз могут быть другой направленности, потому что сегодня нельзя назвать ни одно ПСД, где бы не было серьезных злоупотреблений.
Хотя мы не склонны к тому, чтобы ворошить старое там, где упущения допущены
не по злому умыслу, сказал министр. То, чем занимается прокуратура, — ее
дело. Мы же готовы выйти на нулевой вариант, начать с чистого листа, но
чтобы дальше работать честно. Надо реально оценить денежные и материальные
взносы со стороны порта и частных структур и определить, как делить
прибыль, составить справедливый договор о совместной деятельности.
Задача на 2003 год — 150 млн тонн
Что касается перспективы работы морских портов Украины на 2003 год, то
министр транспорта и на коллегии и на совещаниях говорил о задаче
переработать в нынешнем году 150 млн тонн. Это при том, что в 2002 году
грузооборот морских торговых портов составил 106,3 млн тонн. В случае
выполнения такой задачи украинские морские порты приблизились бы вплотную к
стопроцентной загрузке своих мощностей. Но за счет каких дополнительных
грузопотоков можно сделать такой рывок? За счет роста экспорта, а тем более
импорта и каботажа, столь значительный прирост объемов не обеспечить.
Здесь, вероятно, главная надежда на рост транзита. И действительно, по
итогам двух месяцев 2003 года в морских портах достигнута прибавка в
переработке транзитных грузов на 22 %, в то время как объемы экспорта упали
на 2,5 %, объемы каботажа снизились на 28,9 %, и лишь объемы импорта
(незначительные в абсолютных цифрах) возросли на 9,4 %.
И на коллегии Минтранса и во время визита в Одессу из уст Г. Кирпы
прозвучал ряд предложений, в том числе почти сенсационных, по развитию
портовой инфраструктуры Украины. К разряду сенсационных можно отнести
предложение изучить возможности для прокладки железнодорожной ветки к
Донузлаву (Юго-Западный Крым) и строительства там глубоководного порта.
Идея эта давняя — еще во времена легендарного начальника ЧМП А. Е. Данченко
решался вопрос, строить новый порт в Ильичевске или в Донузлаве. Тогда
выбрали Ильичевск.
Мы уже переговорили, сказал Г. Кирпа, с одной из российских коммерческих структур — компанией «ЮКОС», отправляющей значительные объемы нефти, чтобы она дала беспроцентный кредит, то есть аванс за перевозку, за счет которого мы смогли бы построить железную дорогу. А на берегу бухты Донузлава на месте бывшей военной базы (ведутся переговоры о передаче объекта Минтрансу) построить специализированный порт для перевалки нефти. Но этот вопрос еще требует тщательной проработки: есть ли в Донузлаве глубины в 25 метров, о чем много говорится, и т. д.
Но если вопрос о Донузлаве еще весьма далек от реальных проектов, то другое
задание — о строительстве дополнительного железнодорожного терминала по
перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Южный — министр поручил исполнить
в самое ближайшее время. Цель — дозагрузить мощности действующего морского
терминала в Южном, связанного с трубопроводной системой Одесса — Броды, за
счет организации перевалки нефтепродуктов на суда с железной дороги.
Причина такого шага связана с ростом нефтяных грузопотоков, наметившихся с
начала года. Так, за первые два месяца года железнодорожные перевозки нефти
и нефтепродуктов выросли почти на треть. Окончательное решение о месте
строительства, по словам Г. Кирпы, было принято во время его посещения
порта Южный.
Кстати, работа порта Южный произвела на министра большое впечатление. Он сказал, что Южный сегодня — эталон развития инфраструктуры за счет собственных ресурсов, эталон организации портовой деятельности и имеет чрезвычайно большие перспективы, особенно учитывая глубины в порту.
Г. Кирпа также рассказал о нынешней ситуации с решением проблемы
восстановления судоходного канала Дунай — Черное море. Этот вопрос, по его
словам, будет рассмотрен в ближайшее время на заседании Совета национальной
безопасности и обороны с позиции исправления ошибок, допущенных при
подготовке указа президента Украины о создании биосферного заповедника в
1998 году. Тогда при передаче заповедника «Дунайские плавни» в состав
биосферного заповедника вместе с сушей были переданы и водные протоки. Хотя
нигде в мире, включая Румынию, такой практики нет — протоки не передаются.
Как только Совет утвердит это решение, будут внесены изменения в указ, и
тогда развяжутся руки для строительства столь нужного для судоходства
канала Дунай — Черное море. Его можно прорыть по гирлу Быстрое и открыть
еще до конца этого года.
Кабинет Министров Украины разработал проект программы действий на 2003—2004 годы под девизом «Открытость, действенность, результативность», один из разделов которой — меры по улучшению транспортного обслуживания, развитию транспортной системы и дорожного хозяйства.
Министерство подготовило документ «Первоочередные меры по реализации
Программы деятельности Кабинета Министров Украины», где определены
приоритетные направления и конкретные действия, направленные на улучшение
качества перевозок, более полное обеспечение потребностей хозяйственного
комплекса и населения Украины в транспортных услугах.
И еще. Сегодня жизненно важен для транспортной отрасли, ее дальнейшей
перспективы вопрос, связанный с приватизацией государственного имущества.
Несмотря на наши неоднократные предложения и соответствующие обоснования, в
проекте Государственной программы приватизации среди основных целей
обозначена и приватизация железнодорожного комплекса. При этом никто не
берется спрогнозировать, к каким последствиям для экономики и безопасности
государства может привести потеря руководства этим стратегически важным
комплексом.
Совет «Укрморпорта»
19 июня в Одессе состоялось очередное заседание совета государственного
объединения «Укрморпорт» под председательством его генерального директора
А. И. Манучарова. В заседании принял участие госсекретарь Минтранса Украины
Э. Ф. Абдуллаев.
Совет рассмотрел вопрос о ходе выполнения морскими портами заданий министерства по увеличению грузооборота (на 2003 год задание морским торговым портам было установлено на уровне 122 млн тонн).
По итогам пяти месяцев общие показатели портов отставали от плановых, и выступивший на заседании Э. Ф. Абдуллаев обратил внимание собравшихся на чрезвычайную важность задачи роста грузооборота, отметив, что Минтранс готов оказывать для ее решения всю возможную помощь.
Совет признал необходимым создание единой информационно-статистической базы данных по результатам деятельности портов и на первых порах обязал порты обеспечивать ежесуточную передачу оперативных данных в ГО «Укрморпорт».
Было решено также пересматривать договоры с теми экспедиторскими компаниями, которые нарушают свои обязательства по привлечению грузопотоков.
Совет «Укрморпорта» обсудил вопрос о том, как работается портам по новому
сборнику тарифов, введенному с апреля 2003 года. Выступивший в роли
докладчика заместитель генерального директора «Укрморпорта» О. В. Белинский
отметил, что прежняя гибкая система скидок к тарифам на перевалку грузов в
портах на определенном этапе способствовала привлечению грузов в морские
порты. Но в последние годы она стала приводить к ненужной конкуренции,
превратилась в инструмент перетягивания грузов из одного порта в другой.
Как результат — в последнее время наблюдалось снижение доходов в морских
портах. Если принять за 100 % среднюю доходную ставку за перевалку грузов в
портах в 2000 году, то окажется, что в 2001 году средняя доходная ставка
находилась на уровне 87,6 %, а в 2002-м — 86 %.
Чтобы не допустить падения доходов портов, снижения базы налогообложения, чтобы сохранить высокую рентабельность, в новом сборнике тарифов предусматриваются фиксированные ставки плат за перевалку экспортно- импортных грузов. В то же время, поскольку сегодня основным резервом роста грузооборота реально являются транзитные грузопотоки, за Минтрансом закреплено право предоставлять скидки до 50 % на переработку транзитных грузов. Этим вопросом занимается специальная рабочая группа в министерстве.
Совет решил по итогам полугодия проанализировать влияние новых тарифов на результаты деятельности портов.
В то же время было решено обратиться в Минтранс с предложением о создании
комиссии для возможного пересмотра ставок канального сбора в портах Днепро-
Бугского региона, поскольку, по мнению руководителей тамошних портов, они
завышены и не способствуют повышению конкурентоспособности портов.
Совет рассмотрел, как влияет показатель «средней доходной ставки» на привлечение грузопотоков в порты. Выступившие руководители некоторых портов дружно отметили, что этот показатель, нацеливающий портовиков на работу прежде всего с высокотарифными грузами, в целом может негативно сказаться на общих объемных показателях. Решено обратиться в Минтранс, с тем чтобы этот показатель оставить на 2003 год как мониторинговый, оценочный.
Были заслушаны инвестиционные предложения ряда портов, в частности,
Херсонского — о строительстве буксира ледокольного типа, Бердянского — об
освоении новой территории, Ильичевского — о развитии контейнерного
терминала. Было решено разработать положение о механизме и процедуре
подготовки и рассмотрения инвестиционных проектов предприятий, чтобы
гарантировать качественное принятие решений.
Совет заслушал доклад руководителя компании «Диалаб» Виталия Пустового о состоянии кранового хозяйства в портах Украины. Руководителям предприятий было поручено изучить возможности передачи с баланса одного порта на баланс другому или продажи неиспользуемых кранов, чтобы обеспечить более полную загрузку кранового хозяйства в целом. Было решено также продолжить создание реестра портальных кранов отрасли.
Совет согласился с тем, чтобы «Укрморпорт» выступил в роли одного из
учредителей нового печатного органа — украинской транспортной газеты
«Моряк» и дал добро на ежемесячное перечисление в качестве долевого участия
30 тысяч гривен на содержание газеты при условии ее бесплатного
распространения среди участников объединения.
Соб. инф.
Для координации работы портов
В тот же день, 19 июня, состоялась пресс-конференция генерального директора объединения «Укрморпорт» А. Манучарова. По его словам, несколько месяцев работы объединения позволяют вести предметный разговор с журналистами о проделанной работе. Сформированы штат «Укрморпорта», уставной фонд, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что новое государственное объединение заработало в полную силу.
За прошедший период была проанализирована работа портов, выявлены причины, приводящие к снижению грузопотоков и к уменьшению прибыли. Не секрет, что некоторые порты, увеличивая объемы, резко уменьшают прибыль. Это, по мнению генерального директора, показатель неэффективного использования имущества и управления предприятием. Руководителя, приносящего маленькую прибыль, вряд ли захочет держать какой-либо хозяин.
В последние месяцы «Укрморпорт» контролировал финансовое планирование в портах, координировал распределение грузопотоков, благодаря чему общие объемы переработки грузов в портах заметно увеличились. «Мы, — обратил внимание журналистов А. Манучаров, — переработали на 4 миллиона тонн грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года. И, используя технические возможности наших портов, стремимся выполнить задание Минтранса по росту грузооборота».
За этот период улучшилось и финансовое положение — порты получили дополнительно 20 млн грн прибыли.
Было проанализировано использование портами конвенционных судов. По оценке
А. Манучарова, работа девяти судов, сданных в тайм-чартер, не приносила
реальных дивидендов, так как этот вопрос был отдан на откуп руководителям
портов. За четыре месяца, сказал он, доход от эксплуатации судов вырос
почти в два раза благодаря тому, что «Укрморпорт» стал более жестко
контролировать ситуацию.
К достижениям нового объединения А. Манучаров также отнес введение с 1
апреля 2003 года нового сборника тарифов. Теперь порты действуют в едином
тарифном поле, что облегчило работу начальникам портов. Они избавились от
жесткой конкуренции и необходимости бороться за внешнеторговые грузопотоки,
поскольку скидки к тарифам на переработку этих грузов полностью отменены.
Но они могут быть предоставлены на переработку транзита. Этим правом
Минтранс и «Укрморпорт» активно пользуются, благодаря чему начали реально
расти транзитные грузопотоки.
Огромный пласт проблем отрасли, по мнению А. Манучарова, связан с кадровой
проблемой. Например, средний возраст капитанов портов по отрасли превышает
60 лет. Низок уровень кадрового резерва на замещение должностей первых
руководителей. Причину выступающий видит в том прежнем хаосе, в котором
руководитель порта самостоятельно был вынужден заниматься проблемами
выживания предприятия и стал воспринимать предприятие не как
государственное, а как свое собственное.
А. Манучаров рассказал журналистам о тех инвестиционных проектах, которые
начал осуществлять «Укрморпорт». В частности, на Черноморском заводе в
Николаеве заложено первое судно, которое будет строиться за счет средств
«Укрморпорта». Выбор остановился на буксире ледокольного типа. Нехватка
ледоколов в Украине ощутимо повлияла нынешней суровой зимой на падение
грузопотоков, прежде всего в портах Азовского моря, в Херсонском регионе.
Единственному ледоколу, приписанному к Мариупольскому порту, 49 лет.
Согласно контракту новый буксир будет построен на заводе за 7 месяцев.
«Укрморпорт» проанализировал также состояние кранового хозяйства.
Используются краны в портах Украины в целом неэффективно, заметил А.
Манучаров. Мы проведем инвентаризацию и решим, нужно ли, например,
Ильичевскому порту тратить средства на ремонт крана, который
эксплуатируется более сорока лет, или, может быть, передать этому порту
один из многих кранов, которые без дела простаивают в Ренийском порту. В
целом планируется развернуть программу модернизации кранового хозяйства в
портах страны.
Программ у «Укрморпорта» много. В частности, рассматривается возможность оснащения современным компьютерным оборудованием и программами контейнерного терминала в Ильичевском порту.
Принято решение о передаче «Укрморпорту» от Министерства обороны объектов в
Донузлаве, где предполагается развитие портового хозяйства. В этом году,
заявил А. Манучаров, первое судно с грузом выйдет из Донузлава, и порт там
начнет работать. Да, не в полную силу, поскольку туда не проведена железная
дорога. Чтобы Донузлав стал полноценным портом, в него нужно вложить более
100 млн долларов. Таких средств на сегодня нет. Но если этот порт благодаря
выгодному расположению даст государству больше доходов, то его надо
развивать, не боясь, что он перетянет часть грузов из уже существующих
портов.
А. Манучаров рассказал о различных нарушениях, выявленных комиссией в ходе проверки работы в Одесском порту предприятий совместной деятельности. Мы не против работы в порту частных фирм, сказал он, но ведение бухгалтерского учета, а следовательно, и финансовый контроль за работой так называемых ПСД должны находиться в руках порта.
Отвечая на вопрос журналистов об отношениях между судоремонтным заводом
«Украина» и Одесским морским портом, А. Манучаров отметил, что сегодня
некоторые причалы завода используются не по назначению. Поэтому предложено
передать их под управление порта. Партнерская деятельность СРЗ и порта
может быть экономически очень выгодной. Ведь с экономической точки зрения
заводу выгодно иметь богатого соседа. Так, предлагается, чтобы весь
портофлот Одесского порта — а это около 500 судов — не уходил
ремонтироваться на сторону, а ремонтировался на СРЗ.
В ходе пресс-конференции генеральный директор «Укрморпорта» представил журналистам нового начальника Одесского порта А. Егорова, который также ответил на вопросы собравшихся.
Перевалка зерновых и хлебных грузов через порты
Морские порты Украины: перевалка зерновых грузов в 2002/03 МГ, тыс. т
Порт
Объем, экспорт + транзит
Одесса 3 174,2
Ильичевск 2 809,2
Николаев 2 338,1
Херсон 693,9
Мариуполь 315,1
Ильичевск рыбный 161,6
|Порт |Станция |Специализация порта |Регионы |Грузо-подъемн|
| |примыкания| |обслуживания|ость |
| | | |все порты |от 5 до 80 |
|Ильичев|Ильичевск,|уголь, песок, зерно, |Средиземного|тыс. тонн |
|ский | |контейнеры, автомобили,|моря, | |
| |Ильичевск-|металлы, оборудование, |Красное |(осадка до |
| |Паромная |каучук, удобрения, |море, |13,5 м) |
| | |чугун, металлолом, |Восточная | |
| | |химгрузы, газы, |Африка, | |
| | |продовольственные, |Персидский | |
| | |нефтегрузы, метизы, |залив, | |
| | |хлопок, руда, лесные, |порты | |
| | |тяжеловесные |Северной | |
| | | |Европы, | |
| | | |Северной и | |
| | | |Латинской | |
| | | |Америки, | |
| | | |Юго-Восточно| |
| | | |й Азии, | |
| | | |Дальнего | |
| | | |Востока | |
| |Одесса-Пор| | | |
|Одесски|т, |металлы всякие, |те же |от 5 до 60 |
|й |Одесса-Пер|строительные грузы, | |тыс. тонн |
| |есыпь, |удобрения, хлебные, | | |
| |Одесса-Зап|химикаты, сахар, | |(осадка до |
| |адная, |контейнеры, | | |
| |Одесса- |тарно-штучные, зерно, | |13 м) |
| |Застава I,|нефть и нефтепродукты, | | |
| | |метизы, бумага, | | |
| |Одесса-Тов|продовольственные | | |
| |арная | | | |
| | | | | |
|Херсонс|Херсон - |кокс, удобрения, |те же, что и|до 10 тыс. |
|кий |Порт |хлебные, зерно, |у |тонн |
| | |химические, лесные, |Ильичевского| |
| | |минерально-строительные| |(осадка до |
| | |, цемент, металлы, | |7,6 м) |
| | |торф, тарно-штучные | | |
| | | | | |
|Мариупо|Мариуполь-|уголь, кокс, руда |те же |от 3 до 35 |
|льский |Порт |всякая, стройматериалы,| |тыс. тонн |
| | |глина, цемент, | | |
| | |удобрения, | |(осадка до |
| | |тарно-штучные, зерно, | |8,0 м) |
| | |металлы и | | |
| | |металлопрокат, | | |
| | |нефтепродукты, | | |
| | |оборудование | | |
| | |(тяжеловесное и | | |
| | |негабаритное), сера, | | |
| | |трубы, контейнеры, | | |
| | |продовольственные | | |
| | | | | |
|Николае|Николаев- |металлолом, металлы, |те же, что и|до 30 тыс. |
|вский |Грузовой |химгрузы, зерно, |у |тонн |
| | |отруби, уголь, кокс, |Ильичевского| |
| | |шлак титановый, глина, | |(осадка до |
| | |оборудование, руда, | |9,8 м) |
| | |продовольственные, | | |
| | |контейнеры, удобрения | | |
| | |калийные | | |
Одесский морской торговый порт
Начальник порта Егоров Андрей Юрьевич.
Адрес
Одесский морской торговый порт.
Таможенная площадь, 1, г. Одесса, 65026, Украина.
Электронная почта: market@port.odessa.ua
Веб-страница:www.port.odessa.ua
Тел.: (0482) 293500; факс: (0482) 226171.
Мощности порта позволяют перерабатывать 38 млн т грузов в год.
Из них: 14 млн т. сухих грузов и 24 млн т наливных грузов.
Порт оснащен современными оборудованием, перегрузочными машинами и
механизмами, обеспечивающими перевалку следующих грузов: нефть и
нефтепродукты в таре; бумага; сахар-сырец навалом; зерновые насыпью и в
таре; цитрусовые, бананы и прочие грузы в мешках, ящиках, пакетах,
«бигбегах», бочках, контейнерах.
Порт принимает крупные круизные пассажирские суда и располагает самым современным в Украине морским вокзалом. Порт может принять до 4 млн пассажиров в год.
В порту имеется 38 защищенных причалов с глубинами от 8 до 13 м.
Общая протяженность причальной линии –более 8000 м.
Порт располагает семью комплексами для переработки сухих грузов, пассажирским, нефтяным и контейнерным терминалами, гаванями: За последнее время построен ряд специализированных терминалов.
Комплекс по переработке минеральных удобрений на Карантинном молу способен пропустить 1,1 млн т в год. Вместимость складских площадок 70 тыс. т.
На причале № 29 Хлебной гавани открыт перегрузочный комплекс зерновых ООО
«Инзерноэкспорт». Комплекс способен принять зерновые грузы навалом
железнодорожным и автомобильным транспортом. Возможно кратковременное, до 2
месяцев, хранение зерновых грузов. Предусмотрена возможность загрузки судов
малой грузоподъемности непосредственно у причала с помощью мобильных
передвижных транспортеров.
После реконструкции нефтегавани с использованием инвестиций компании
«Синтез Ойл» в сумме 20 млн. долларов были переоборудованы причалы, созданы
условия пожаробезопасной обработки судов, создана станция очистки
балластных вод мощностью 100 тыс. т в год.
Сегодня шесть причалов гавани могут принять к обработке танкеры длиной до
260 м, с осадкой до 13 м и производить грузовые операции с интенсивностью:
светлых нефтепродуктов – 1000 т/ч; темных нефтепродуктов – 2500 т/ч.
Пропускная способность гавани – до 25 млн т в год.
Нефтепродукты перегружаются на специализированном терминале. Имеются резервуары для хранения темных нефтепродуктов – на 340 тыс. т и светлых нефтепродуктов – на 70 тыс. т. Переходные фитинги не требуются. Есть средства, предотвращающие разлив нефти.
Зона «Порто-Франко»
23 марта 2000 г. Верховная Рада Украины приняла закон «О специальной
(свободной) экономической зоне на территории Одесского морского торгового
порта».
Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Порто-Франко» создается на 25 лет в
границах искусственно насыпанной и намытой территории Карантинного мола.
Площадь СЭЗ – 32,5 га.
Согласно закону на территории СЭЗ вводится специальный таможенный режим.
Инвестиционные проекты разрешаются к реализации на территории СЭЗ при
условии, что их стоимость эквивалентна не менее 1 млн долларов США и проект
утвержден в Одесской областной госадминистрации.
Субъектам, реализующим на территории СЭЗ инвестиционные проекты, предоставляются льготы. Предприятие освобождается от налогообложения на первые три года работы; прибыль, полученная этими предприятиями в течение последующих трех лет работы, облагается налогом, эквивалентным 50% действующей ставки налогообложения.
Пассажирский комплекс
Современный дизайн и техническая оснащенность Одесского пассажирского
комплекса ставят его в один ряд с аналогичными комплексами Европы и
крупнейших курортных городов мира. Пассажирский комплекс способен принимать
на пяти причалах пассажирские суда длиной до 240 м и осадкой до 11 м.
Порт предоставляет услуги по бункеровке пассажирских судов, обеспечивая их топливом высокой очистки. Питьевая вода, подаваемая на суда, берется из артезианских скважин, что гарантирует ее чистоту.
Здесь есть яхтенный комплекс, концертно-выставочный зал, морская галерея.
На морском вокзале работает автостоянка, различные магазины, в том числе и
duty free, офисы туристических агентств, банков, почты DHL.
[27/02/2004] ОДЕССКИЙ ПОРТ - ЛУЧШИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ ГОДА
По результатам конкурса «Лучший работодатель», организованный Приморской райадминистрацией по результатам 2003 года, Одесский порт завоевал первое место.
Ему вручены хрустальный лотос и специальный знак. Одесский порт, наращивая
свои мощности, ежегодно создавал рабочие места. Но, пожалуй, урожайным
оказался прошедший год, когда было создано более 100 рабочих мест. -
Постоянно меняющаяся ситуация на морском транспорте, - комментирует
начальник Одесского порта Андрей Егоров, - заставляет нас
реструктуризовывать свое предприятие. Для лучшей организации работы порта,
привлечения новых грузопотоков были созданы службы эксплуатации
контейнерного терминала, железнодорожная, маркетинга, логистики и
привлечения грузопотоков. Появились новые отделы – финансового и
экономического мониторинга, группа информации, связей с общественностью и
прессой. А самой главное- в порту появился свой перегрузочный комплекс –
ППК-11, который более чем за полгода своего существования переработал около
100 тыс. тонн грузов. То есть параллельно со стивидорными компаниями, порт
развивает свою грузовую базу. Через месяц фирма «Телекоммуникационные
технологии» планирует начать выпуск радиоэлектронной аппаратуры в новых
производственных цехах, расположенных на территории СЭЗ «Порто-франко». Это
позволит создать дополнительно 120 рабочих мест. Еще 60 мест появится в
мае, когда будет сдан в эксплуатацию комплекс по перевалке технических
масел. Новые рабочие места будут созданы после ввода в строй причала 1 «з»
на территории СРЗ «Украина», который увеличит мощности ППК-11. Когда-то
порт дал жизнь нашему городу. И через 210 лет он вносит в его бюджет
солидные платежи в виде налогов, предоставляет рабочие места одесситам.
[23/02/2004] 15-й ГОТОВ ПРИНИМАТЬ ОКЕАНСКИЕ ЛАЙНЕРЫ
Завершена реконструкция 15 причала морского вокзала, которая продолжалась с августа прошлого года.
С вводом его в строй увеличатся судозаходы пассажирских судов: уже сейчас
их заявлено 52, т.е. больше, чем в прошлом году. Это закрепит за Одессой
славу центра туристического бизнеса. 15-й причал был построен в 1950 году и
вначале функционировал как угольный. Строительство морского вокзала
изменило его судьбу: причал стал пассажирским. Однако модернизировали
только верхние слои причала, а несущие конструкции, т.е. шпунтовую стенку,
ни разу. Нормативный срок эксплуатации причала истек еще в 1993 году. Нужна
была срочная реконструкция. Учитывая специфику морского вокзала, необходимо
было такое техническое решение, которое бы не парализовало его работу и не
мешало развороту судам в акватории морвокзала. Такое решение предложила
фирмы «ГТ-Проект-Украина», сотрудничающая с портом более 7 лет. Смысл
предложенного состоит в применении вместо классических анкеров,
удерживающих шпунтовую стенку от опрокидывания, грунтовых тяг. Они
позволяют не разбирать территорию и не выводить ее из эксплуатации.
Подобное техническое решение в Украине было реализовано впервые. После
реконструкции 15 причал, имеющий длину 130 м, и дооборудованный пятью
палами 16-й смогут принимать пассажирские суда длинной до 300 метров типа
«Аврора». Благодаря применению новой технологии порт сэкономил 5 млн.
гривень.
Николаевский морской торговый порт
Адрес
Николаевский морской порт.
Ул. Заводская, 23, г. Николаев, 54004, Украина.
Тел.: + 380 (512) 241000, факс: + 380 (512) 508807.
Телекс: 272121 РОRT UХ; 272148 FUNAI UX.
E-mail: admin@seaport.aip.mk.ua.
Веб-страница: www.portnikolaev.com.
Начальник порта Василий Алексеевич Зубков.
Николаевский морской торговый порт был основан в 1862 году. До начала
мировой войны 1914 г. порт был третьим в России (после Санкт-Петербурга и
Одессы) по объемам экспортной торговли. Сегодня – это важный транспортный
узел на юге Украины. Кроме Николаевского морского торгового порта, в черте
города расположен Николаевский речной порт. Недалеко от города находятся
порт Октябрьск и Днепро-Бугский порт, построенный глиноземным заводом для
приема импортных бокситов.
Порт способен перерабатывать собственными силами до 5,5 млн т различных грузов в год.
В порту перерабатываются: черные и цветные металлы всех сортаментов и профилей (слябы, рулоны, бухты, пачки и др.); чугун в чушках; трубы большого и малого диаметра; руды различные; окатыши; ферросплавы; глины; удобрения калийные навалом; оборудование (включая негабаритное и тяжеловесное); зерновые насыпью; продовольственные грузы всех наименований; грузы в пакетах.
Имеется автобаза, что позволяет организовывать дальние и зарубежные перевозки.
Порт разделен на два грузовых района. Общая длина причального фронта 2362 м.
В порту работает специализированный комплекс по перегрузке хлористого калия по прямому варианту и через специализированный склад вместимостью 20 тыс. тонн (причал № 14).
В настоящее время через комплекс перерабатывается до 1 млн т хлористого калия в год. Комплекс оборудован бункером и конвейерными линиями, позволяющими перерабатывать до 700 т удобрений в час.
Зерновой комплекс порта (причал № 4) предназначен для перегрузки твердого
зерна и продуктов мельничного производства (гранулированные отруби).
Пропускная способность комплекса – до 1 млн т зерна в год.
Николаевский портовый элеватор, примыкающий к порту, – самостоятельное предприятие. Для перевалки зерна использует причал № 7. Элеватор может перерабатывать до 1 млн т зерна в год. На 14 причалах порта обеспечивается круглосуточная обработка транспортных средств. Ко всем причалам проложены железнодорожные пути, имеются автомобильные подъезды.
Мариупольский морской торговый порт
Начальник порта Михаил Михайлович Дергаусов.
Адрес
Мариупольский торговый порт.
Пр. Адмирала Лунина, 99, г. Мариуполь, Донецкая область, 87510, Украина.
Тел.: +380 (629) 538657.
E-mail: all@marport.net.
Веб-Сайт: www.marport.net.
Рождение Мариупольского порта было логическим продолжением бурного развития
промышленности юга России во второй половине XIX века. 2 сентября 1889 года
на набережную порта было подано 18 вагонов, груженных углем. Эта дата
считается началом эксплуатации порта, который имел огромное значение для
страны.
По объему ассигнований в период 1867–1904 гг. Мариупольский порт, не имевший военного назначения, занимал третье место в России.
Сегодня порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса.
В 180 км от порта (по суше) находится Ростов, крупный промышленный город
России, расположенный на перекрестке многих транспортных маршрутов. Поэтому
около 50% всех грузов составляют российские. Через Волго-Донской канал,
Мариинскую систему и Беломорско-Балтийский канал порт связан со всеми
регионами России, тяготеющими к Волге, и имеет выход на Каспийское,
Балтийское и Белое моря.
Территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии – 3,2 км.
Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 12 млн т грузов в год. Порт
обеспечивает переработку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных,
негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов.
Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов г/п
100, 150 т.
Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ.
Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту.
Специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн т угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов.
Новый высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную
обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по
варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала – до 50 тыс.
TEU в год.
Введен в эксплуатацию комплекс международных морских грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек в рейс.
В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние и зарубежные перевозки.
Организованы регулярные грузопассажирские перевозки в Турцию, Грецию,
Израиль.
Ильичевский морской торговый порт
Начальник порта Анатолий Васильевич Еременко.
Адрес
Ильичевский морской торговый порт.
Пл. Труда, 6, г. Ильичевск, Одесская обл., 68001, Украина.
Тел.: + 380 (482) 691600, 691605, 660171, факс: + 380 (482) 693606.
E-mail: port@ilyichevsk.odessa.ua
Веб-страница: http://port.imtp.ilyichevsk.odessa.ua.
Ильичевский морской торговый порт, один из крупнейших портов Украины,
расположен на берегах Сухого лимана в 12 милях к юго-западу от Одессы.
Основан порт в 1958 г. на базе грузового района Одесского порта.
Порт принимает суда с осадкой до 13 м и г/п свыше 100 тыс. т.
Порт является составной частью 9-го транспортного международного коридора
Европейского Союза, а также коридора «Балтика – Черное море».
Железнодорожная паромная переправа связывает порт с Болгарией и Грузией.
Ильичевский порт – это современный международный высокомеханизированный торговый порт на Черном море. Общая пропускная способность порта – 24 млн т грузов в год.
Порт располагает специализированными комплексами: железнодорожным паромным комплексом; терминалом по перегрузке наливных грузов, включая жидкие удобрения, жидкую каустическую соду и растительные масла; комплекс с крытым хранением для перевалки минудобрений навалом; контейнерный терминал; комплекс по перевалке зерновых грузов.
Порт специализирован на Черном море на перегрузке тяжеловесных грузов весом до 300 т.
Порт располагает 28 причалами. Глубины у причалов – от 9,6 до 13 м.
Протяженность причальной линии – 5,5 км.
Особенностью территории порта является ее разноуровневое расположение по отношению к морю. Территория представляет собой ряд площадок, отделенных друг от друга земляными насыпями или неиспользуемыми площадями.
На верхнем уровне расположена зона отстоя вагонов, база по ремонту контейнеров, зона складирования порожних контейнеров и склады, используемые в основном для наливных грузов, др.
Все причалы порта оборудованы ж/д путями (до 10 ниток в глубину территории), что обеспечивает возможность вагонооборота до 700 вагонов в сутки.
Порт подразделяется на 3 погрузочно-разгрузочных терминала, которые включают в себя перегрузочные и складские комплексы.
Херсонский морской торговый порт
Начальник порта Юрий Иванович Тутушкин.
Адрес
Херсонский морской торговый порт.
Пр. Ушакова, 4, г. Херсон, 73000, Украина.
Тел: + 380 (552) 223248, 325204, 325217, факс: 325252
Электронная почта: seaport@tlc.kherson.ua
Херсонский морской торговый порт основан в 1778 году. Через него экспортировались хлеб, лес, шерсть.
К 1900 году порт занимал по экспорту 4-е место в России. В годы советской власти грузооборот достигал 4 млн т.
Проектная мощность порта – 5 млн тонн в год.
В порту перерабатываются генеральные, навалочные и насыпные грузы.
Более 40% переработанных в порту грузов – минеральные удобрения и химические грузы навалом и пакетированные, и около 40% – хлебные грузы. В порту также перерабатываются черные металлы всех профилей, чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф.
В порту имеется 1 грузовой район, где обрабатываются генеральные и
навалочные грузы. Длина причальной линии грузового района – 1262 м. Здесь
также расположен зерновой комплекс, включающий склад емкостью 20 тыс. т.
Зерно из вагонов и автомашин высыпается в бункеры и по системе
транспортерных лент попадает на склад. Предусмотрена перевалка зерна по
прямому варианту.
Имеется также установка по расфасовке минеральных удобрений в 50-
килограммовые мешки. Мешки упаковываются в мягкие контейнеры, вмещающие до
2 т груза.
Грузопотоки и пропускная способность портов Украины
Из Программы совершенствования управления и развития морского портового
хозяйства Украины
Систему морских торговых портов Украины образуют 20 производственных единиц, расположенных по всему морскому побережью. В них эксплуатируются 24 специализированных перегрузочных комплекса, 207 грузовых причалов (длина 35 км), более 3 тыс. единиц перегрузочного оборудования (в том числе 580 портальных кранов), которые служат основой существующих технологий грузовых работ.
Основу общего грузооборота (свыше 90 %) составляют экспортные и транзитные грузопотоки.
Объем переработки сухих грузов к 2002 г. достиг 75 млн т, наливных — 31 млн т. Основная номенклатура грузов, перерабатывавшихся в морских торговых портах, это металлы — 24 %, нефть и нефтепродукты — 25 %, зерновые — 11 %, уголь, руда — 15 %, удобрения — 7 %, строительные — 6 %, химические наливные — 3 %.
Cуммарный объем грузов, переработанных в портах Украины в 2002 г., составил около 63 % от имеющейся суммарной пропускной способности портов, а ее суммарный резерв составляет 65,6 млн т.
Как показывает анализ этих соотношений, по состоянию на конец 2002 г. во всех без исключения портах есть резерв пропускной способности.
Наибольший процент использования пропускной способности достигнут в портах
Мариуполь (99 %), Феодосия (89,2 %), Одесса (85,0 %), Херсон (80,0 %),
Керчь (71,2 %), Бердянск (70,5 %).
Наибольшие резервы пропускной способности в портах Украины — по нефтеналивным грузам (13,98 млн т). Наименьшие — по контейнерам (1,124 млн т).
Ретроспективный анализ и прогноз экономического развития Украины и
соседствующих с ней стран показали оживление в экономике, которое дает
основание для прогнозов роста грузопереработки в морских торговых портах
Украины во внешних направлениях (экспорт, импорт и транзит) на перспективу.
Расчетный перспективный грузопоток через украинские морские торговые порты
определился на уровне 154 млн т в 2007 г. и 185,5 млн т в 2012-м, в том
числе через морские торговые порты Минтранса 148 млн т в 2007 г. (прирост
по сравнению с 2002-м — 39 %) и 179 млн т в 2012 г. (прирост по сравнению с
2007-м — 21 %, с 2002-м — 68 %).
Возрастания грузооборота можно ожидать по всем направлениям перевозок.
Основу общего грузооборота — около 90 %, как и сейчас, будут составлять экспортные и транзитные грузы.
Обобщенные результаты анализа сводятся к следующему: планируемые мероприятия по наращиванию пропускной способности портов предполагают наличие ее резерва относительно величины прогнозируемого грузопотока, в том числе в 2003 г. — 65,6 млн т (факт), в 2007-м — 54,8 млн т (расчет), в 2012- м — 44,08 млн т (прогноз).
С 2003 по 2007 год порты планируют ввести в эксплуатацию дополнительные производственные мощности, которые обеспечат прирост суммарной пропускной способности в 32 млн тонн, а с 2007-го по 2012-й — соответственно 21 млн т.
Введение дополнительных (новых) мощностей в портах в период до 2007 года
характеризуется следующими стоимостными показателями:
Ильичевск (12500 тыс. т) — 993,5 млн грн
Одесса (2050 тыс. т) — 304 млн грн
Южный (3500 тыс. т) — 230,7 млн грн
Николаев (2400 тыс. т) — 109,2 млн грн
Днепро-Бугский (700 тыс. т) — 4,5 млн грн
Бердянск (1150 тыс. т) — 36 млн грн
Мариуполь (2600 тыс. т) — 49,5 млн грн
Всего — 1727,4 млн грн.
Год, ставший переломным
Леонид ДУНАЕВ, заместитель государственного секретаря Минтранса Украины
Итоги и динамика финансово-хозяйственной деятельности транспортно-дорожного комплекса в 2002 году свидетельствуют о значительных позитивных изменениях в отрасли, что создает хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития.
Так, предприятия, входящие в сферу управления Минтранса, в 2002 году
перевезли около 400 млн тонн грузов, что на 6 % больше, чем в 2001 году.
Грузооборот за тот же период времени увеличился на 8,4 %, объем транзитных
перевозок — на 20,3 % (перевезено 46,8 млн тонн грузов).
Морские торговые порты перегрузили 106,3 млн тонн различных грузов.
Переработка транзитных грузов выросла на 20 %. Пассажирооборот увеличился
на 3,7 %.
Предприятия дорожного хозяйства выполнили дорожные работы на сумму 1,2 млрд
грн, запланированные показатели по ремонту и поддержанию дорог выполнены на
100,9 %, по строительству — на 100,1 %.
Объем производства промышленной продукции вырос на 0,4 %.
На предприятиях отрасли за год создано около 5000 новых рабочих мест.
Динамичное развитие транспортной деятельности позитивно влияет на финансово- экономическое состояние предприятий. Доходы предприятий отрасли увеличились на 1 %, в том числе от реализации транспортных услуг — на 4 %.
Значительную работу проделали предприятия для уменьшения задолженности. По
итогам 2002 года дебиторская задолженность в целом уменьшена на 48 % и на
38 % сокращена кредиторская задолженность. За 2002 год предприятия
транспортно-дорожного комплекса внесли в бюджет и целевые фонды 3,4 млрд
грн. Это на 22,9 % больше, чем в предыдущем году.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного штатного работника в
2002 году достигла 657,5 грн и увеличилась по сравнению с 2001 годом на
24,4 %.
Все транспортные подотрасли обеспечили позитивную динамику погашения задолженности по заработной плате. В среднем за прошлый год она сокращена на 75 %. Задолженность перед Пенсионным фондом — на 61 %.
Активизировалась работа по модернизации инфраструктуры и подвижного состава
транспортно-дорожного комплекса. Реализуется утвержденная правительством
Государственная программа развития транспортно-дорожного комплекса Украины
на 2000—2004 годы. В соответствии с ней в прошлом году Укрзализныця
ликвидировала 110 непрофильных подразделений, приватизировала 15
промышленных предприятий, работа которых не связана с основной
деятельностью железных дорог, и 38 предприятий торговли, быта,
общественного питания.
Проведена реструктуризация авиационных предприятий путем отделения от них аэропортов и передачи большинства из них в коммунальную собственность.
Последние 10 лет основные фонды транспортной отрасли почти не обновлялись.
Больше 65 % подвижного состава работает с исчерпанным эксплуатационным
сроком. Минтранс принимал меры по привлечению средств для обновления и
модернизации основных фондов, в первую очередь подвижного состава.
Предприятия транспортно-дорожного комплекса освоили капитальных вложений за
счет всех источников финансирования на общую сумму 2847,7 млн грн, что на
0,3 % больше, чем в 2001 году.
Продолжается выполнение Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине. Капитальные вложения на ее реализацию уже превысили 2 млрд грн.
В прошлом году приложены значительные усилия для организации современного
рынка транспортных услуг и повышения уровня конкурентоспособности
национальной транспортной сети. Заметным достижением в решении этого
вопроса стало создание системы скоростного железнодорожного сообщения. В
июле 2002 года начал курсировать пассажирский экспресс Киев — Харьков. Для
его постоянной эксплуатации полностью обновлена инфраструктура отделений на
этом направлении, а ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» на средства
железной дороги построил новые специальные вагоны. В дальнейшем скоростное
пассажирское сообщение планируется ввести в направлении Днепропетровска,
Львова, Одессы и других городов.
С 2002 года реализуется новая экспериментальная программа, касающаяся развития внутренних авиаперевозок. Она направлена на возвращение потенциального пассажира на самый быстрый и удобный транспорт — авиационный, а также на возобновление полнокровной работы региональных аэропортов. Проведение эксперимента способствовало росту пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях почти в 1,5 раза по сравнению с 2001 годом. Эксперимент получил позитивную оценку и в текущем году переведен на постоянную основу уже как программа развития внутренних авиаперевозок.
Проведена коррекция тарифной политики на транспорте. Подготовлен новый сборник тарифов на переработку грузов в портах Украины. Он предусматривает новую идеологию в расчетах между портами и грузовладельцами, дает возможность выровнять ценовую диспропорцию, которая сложилась на протяжении последних лет.
Для стимулирования внутренних авиаперевозок разработано и введено в
действие соответствующее положение о предоставлении скидок со сборов за
аэронавигационное и аэропортовское обслуживание в воздушных просторах
Украины.
Вместе с тем, критически оценивая достижения, следует отметить и недостатки
в деятельности отрасли. Несмотря на решения предыдущей коллегии, финансовую
помощь Минтранса отдельным подотраслям, руководителям Укрморречфлота и
Укравиатранса полностью погасить задолженность по выплате заработной платы
в 2002 году не удалось. Самым большим должником остается ГСК «Черноморское
морское пароходство» и ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины». За минувший
год сократили объем перевозок авиакомпании «Авиалинии Украины», «Одесские
авиалинии», «Днипроавиа», «Крым».
Отсутствует системность в работе портов. При темпах роста объемов
переработки грузов в Скадовском, Феодосийском портах в среднем на 68 %,
Ренийском и Белгород-Днестровском — на 40 %, такие порты, как Николаевский,
Усть-Дунайский, Бердянский и Севастопольский, увеличили переработку на 10,7
%, 5,4 %, 3,4 %, 1,1% соответственно. А Херсонский морской торговый порт и
специализированный морской порт Октябрьск уменьшили переработку грузов
соответственно на 22,2 % и 2 %. Снизил объем выработки продукции Азовский
судоремонтный завод.
В морской отрасли процветает посредничество не только при погрузочно-
разгрузочных работах, но и при ремонте судов. Постоянным явлением стали
«теневые» или «левые» бербоут-чартеры. В этих вопросах нам следует навести
строгий порядок, и здесь мы рассчитываем на только что созданное
объединение «Укрморпорт». Вместе с тем нам всем надо иметь в виду, что это
объединение делает только первые шаги, и ему необходимо особое внимание
Укрморречфлота и управлений Минтранса.
По итогам 2002 года почти на 162 млн грн выросли объемы общих затрат предприятий по сравнению с 2001 годом. Это требует значительного повышения уровня экономической работы, реализации таких мер, которые бы делали невозможным неэффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ показывает, что руководители, наделенные большими правами в управлении государственной собственностью, распоряжаются государственными средствами практически бесконтрольно. Некоторые руководители предприятий выплачивают значительные суммы штрафов, пени, не выплачивают вовремя зарплату, имеют задолженность перед бюджетом и не несут никакой ответственности за невыполнение контрактных обязательств.
Особо следует обратить внимание на выполнение условий контракта в части
эффективного использования государственного имущества. В первую очередь —
при его списании, передаче в аренду, заключении договоров о совместной
деятельности и так далее.
Как и раньше, крайне острым остается вопрос обновления активной части
фондов, и прежде всего подвижного состава. Высокий уровень износа
подвижного состава, крайне малый объем инвестиций в технико-технологическую
модернизацию — все это может привести отрасль к критической черте. Проблема
приобретает особую остроту в связи с планами Украины вступить в Мировую
организацию торговли.
Вступление Украины в МОТ требует подготовки и принятия многочисленных актов
и поправок к действующему законодательству, присоединения Украины к целому
ряду соглашений и договоренностей, а поэтому необходимо чрезвычайно тесное
и плодотворное сотрудничество с народными депутатами и комитетами Верховной
Рады. Министр уже дал ряд поручений по этому вопросу, и следует немедленно
организовать их выполнение.
2003 год должен стать годом ускоренного экономического роста отрасли. Для
этого нужно избавиться от всего, что мешает нам идти вперед. Необходимо
максимально мобилизовать имеющиеся финансовые, экономические и людские
ресурсы, чтобы в полной мере рассчитаться с долгами по заработной плате и в
Пенсионный фонд. В условиях рыночной экономики неэффективная затратная и
убыточная деятельность предприятий недопустима. Наличие этого
свидетельствует об устарелой структуре управления. Обязательной составной
частью успешных структурных преобразований должен выступать сегодня
механизм банкротства. Нам надо решительно применять процедуры банкротства
по отношению к неработающим, убыточным предприятиям, хроническим должникам.
Кабинет Министров Украины разработал проект программы действий на 2003—2004 годы под девизом «Открытость, действенность, результативность», один из разделов которой — меры по улучшению транспортного обслуживания, развитию транспортной системы и дорожного хозяйства.
Министерство подготовило документ «Первоочередные меры по реализации
Программы деятельности Кабинета Министров Украины», где определены
приоритетные направления и конкретные действия, направленные на улучшение
качества перевозок, более полное обеспечение потребностей хозяйственного
комплекса и населения Украины в транспортных услугах.
И еще. Сегодня жизненно важен для транспортной отрасли, ее дальнейшей
перспективы вопрос, связанный с приватизацией государственного имущества.
Несмотря на наши неоднократные предложения и соответствующие обоснования, в
проекте Государственной программы приватизации среди основных целей
обозначена и приватизация железнодорожного комплекса. При этом никто не
берется спрогнозировать, к каким последствиям для экономики и безопасности
государства может привести потеря руководства этим стратегически важным
комплексом.
WWW:
http://www.uports.odessa.ua/Pu/index.htm http://ptu.com.ua/up/2003-2/01.phtml http://www.port.odessa.ua/ http://www.ukrport.org.ua/feedback.htm http://www.proagro.com.ua/member/export-gr/ http://www.portnikolaev.com/ http://www.marport.net/ http://port.imtp.ilyichevsk.odessa.ua/ http://www.1520mm.com/tp2004/oglav.htm http://ptu.com.ua/up/2003-4/index.phtml