Введение
Переход к рыночной системе хозяйственных отношений обрушил на наших, неискушенных изобилием форм предпринимательства людей массу новых терминов, понятий, подходов к ведению дел, уже давно канонизированных в практике западного бизнеса. В результате этого - частое непонимание, бессмысленное переиначивание или, напротив, дублирование чужого опыта. Отсутствие реального знания в результате ведет к дискредитации идеи, способной быть плодотворной и на отечественной почве при вдумчивом, взвешенном подходе.
Сказанное целиком можно отнести к такому понятию как «лизинг», интерес к которому впервые проявился на внутреннем рынке лишь в пору увлечения арендным движением. В 90-х годах на свет появились десятки фирм, написавших в своем названии слово «лизинговая», но не имеющих никакого отношения к лизинговой практике. С другой стороны, зарубежные лизинговые компании сделали ряд попыток проникновения на внутренний рынок стран СНГ и далеко не все эти попытки оказались удачными.
Вместе с тем, лизинг является одной из интереснейших форм инвестирования, способных значительно оживить процесс обновления производства и врастания экономик стран Содружества в структуру мирового рынка. Лизинг может дать мощный толчок процессам приватизации, конверсии, обновления технологического парка существующих предприятий и создания новых производств, оптимизировать использование наличного машинного парка и на выгодных условиях получить самое современное отечественное и зарубежное оборудование.
Успех лизингового бизнеса в любой отрасли во многом зависит от правильного понимания его содержания и специфических особенностей, их адекватного отражения в методических рекомендациях и практических решениях. Еще Декарт подчеркивал, что точное определение значения слов может избавить человечество от половины его заблуждений.
Поэтому прежде всего надо выяснить, в чем же сущность лизинга, каковы его природа и потенциал, принципы и организационные формы. Только полное познание экономического механизма и преимуществ, заложенных в системе лизинга, позволит широко использовать его в практической предпринимательской деятельности.
1.1. Понятие и функции лизинга.
Относительно экономической сущности лизинга пока еще нет единого мнения экономистов. Содержание и роль его в теории и практике трактуются по-разному. Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с Долгосрочной арендой или с одной из ее форм, которая в свою очередь сводится к наемным или подрядным отношениям, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования чужим имуществом, а четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, т. е. управление чужим имуществом по поручению доверителя'.
Современное понимание лизинга восходит к классическим принципам римского права о разграничении понятий собственники пользователь имущества. Возникновение и само существование его в качестве особого вида бизнеса основаны именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия — пользования вещью, т. е. применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и других выгод, и само право собственности как правовое господство лица над объектом собственности. Многовековым опытом доказано, что богатство в конечном счете заключается не просто в обладании собственностью непосредственно, а в эффективном ее использовании.
Отсюда прежде всего следует, что лизинг — это способ реализации отношений собственности, выражающий определенное состояние производительных сил и производственных отношений, с которыми он находится в тесной взаимосвязи. Особенность лизинговой деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она способствует становлению частной собственности на средства производства, а с другой — ведет к преодолению ее, смене владельца и распорядителя. В процессе лизинга происходит также саморазвитие государственной собственности, а при определенных условиях — и превращение ее в общую совместную или долевую. Вкладывая свои средства и труд в улучшение и количественное умножение основных средств производства, лизингополучатели становятся не только владельцами, но и собственниками таких приращений. В результате в лизинге достигается разрешение двойственности общей собственности, которая принадлежит всем совместно действующим предпринимателям вместе и одновременно каждому в отдельности. Можно даже утверждать, что действительный подлинный лизинг имеет место лишь в тех случаях, когда применяемая форма предпринимательства ведет к возникновению общей (коллективной) собственности и частной собственности на средства производства и результаты труда. В то же время любой вид собственности не исключает лизинговой формы ее использования.
Лизингополучатель выполняет одновременно три роли: предпринимателя—труженика — собственника. Он не только использует переданные ему средства производства, ной владеет и распоряжается ими определенным образом. Более того, арендатор является полным собственником вложенных им (с разрешения наймодателя) отделимых и не отделимых затрат в улучшение средств производства, а также части новых основных средств, по крайней мере в размере их прироста за счет собственной прибыли за лизинговый период./33/
Далее, исходя из диалектического взаимодействия содержания и формы явлений в лизинговой деятельности, как и в любом экономическом процессе, следует выделять сущность и конкретные организационные формы ее практического воплощения в различных хозяйственных структурах. Как известно, нет формы без содержания, которое определяет форму, а последняя в свою очередь воздействует на содержание и не существует без него. Развитие начинается с содержания, и следовательно, оно более изменчиво, чем форма. Однако находясь в определенном соответствии с содержанием, форма активно способствует его развитию. Необходимость специального разграничения форм проявления и сущности лизинговых отношений вытекает из общеметодологического положения о том, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней.
Лизинг в широком смысле является организационной формой предпринимательской деятельности, выражающей отношения собственности, особую систему хозяйствования. Однако как и всякое самостоятельное явление, как экономическая категория, он имеет свое собственное содержание и различные формы проявления, которые можно представить с разной степенью конкретности .
Поскольку лизинг выражает определенное взаимодействие элементов производительных сил и производственных отношений, то он имеет материально-вещественную основу и социально-экономическую форму.
Социально-экономическое содержание лизинга определяется отношениями собственности и совместной экономической деятельности по вертикали и горизонтали (с собственником, обществом и т.д.), а также условиями трансформации собственности. Материально-вещественная сторона лизинга характеризуется организационно-правовыми формами производства, наймом всех или части вещественных элементов предпринимательской деятельности, куплей-продажей имущества и условиями кредитования.
В русском языке нет аналога термина "лизинг". Корень "лиз" в переводе с греческого означает растворение, а с английского — арендовать, сдавать внаем. Первые лизгольдеры (арендные держатели земли) появились в Англии в конце XIII в.
Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую, сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношении, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли и последующей сдачи в аренду.
Лизинг относится к предпринимательской деятельности более высокого уровня по сравнению с арендной, банковской или коммерческой, так как он предполагает и требует широкого диапазона знаний и финансового бизнеса, и положения в производстве, на рынках оборудования и недвижимости, а также изменяющихся потребностей клиентов и особенностей аренды.
Следовательно, лизинг — это особый вид предпринимательской деятельности, включающий три формы организационно-экономических отношений: арендные, кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности таких специфических имущественно-финансовых операций (схема 4).
Лизинг как сложное социально-экономическое явление выполняет важнейшие функции по формированию многоукладной экономики и активизации производственной деятельности (схема 5).
Из многочисленных функций лизинга рассмотрим четыре: финансовую, производственную, снабженческую и использования налоговых льгот.
Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться разнообразным сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.
Сбытовая функция — это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или другое имущество.
Функция использования налоговых и амортизационных льгот имеет некоторые особенности:
а) взятое по лизингу имущество отражается на балансе пользователя или лизингодателя по согласованию между ними;
б) арендная плата относится на себестоимость производимой продукции (услуг) и соответственно уменьшает налогооблагаемую прибыль;
в) применение ускоренной амортизации, которая исчисляется исходя из срока контракта, что уменьшает облагаемую прибыль и ускоряет обновление материально-технической базы. В результате лизинг способствует диверсификации предложений, вовлекая новые объекты в свою сферу; развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освоения новых поколений техники.
Лизинговая форма предпринимательства основывается на системе принципов или исходных положений, правил, определяющих единство и связи общих, частных и особенных ее свойств и внешних проявлений, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Давно подмечено, что знание основных принципов возмещает незнание многих факторов, в том числе и в лизинговых отношениях./1/
1.2. Объекты и субъекты лизинговых отношений
Определение объекта лизинга является существенным условием, без которого сделка считается недействительной.
В зависимости от конкретных обстоятельств объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Все объекты лизинга в общем виде можно классифицировать по различным сущностным признакам.
Как уже отмечалось, главное обязательное условие лизинга заключается в том, что объекты, передаваемые в лизинг, могут быть использованы исключительно для предпринимательских целей. В соответствии с действующими положениями к производственным основным средствам относятся средства, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. с производством промышленной продукции, строительством, сельским хозяйством, торговлей и общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции и другими видами деятельности. Поэтому если в лизинговую компанию с предложением взять в аренду оргтехнику, обратились, например, две организации: одна коммерческая, осуществляющая предпринимательскую деятельность, а вторая — некоммерческий благотворительный фонд, то лишь в первом случае сделка может быть предметом лизингового соглашения.
Другим важным критерием определения имущества, которое может быть предметом лизинга, является непотребляемость вещей в производственном процессе. Принято, что непотребляемые вещи не теряют своих натуральных свойств в процессе использования, т.е. no окончании срока лизинга предмет должен быть пригодным для продажи, или последующей сдачи в аренду.
Этому требованию отвечают основные средства производства.
Широкое распространение получила классификация объектов лизинга по признаку движимости имущества и соответствующее выделение движимых вещей и недвижимости. В отличие от обычной аренды в лизинг не могут передаваться земельные участки и природные комплексы, являющиеся основой всех объектов недвижимости вообще.
Различают также индивидуально определенные вещи и определяемые родовыми признаками. Последние характеризуются свойствами, общими для всех предметов данного рода и определяемые числом, весом и т.д. Вещи, определяемые родовыми признаками, заменимы, поэтому их утрата не освобождает должника от обязанности вернуть вещи кредитору. Индивидуально определенная вещь всегда конкретна. Она либо уникальна, либо хотя и относится к разряду вещей, определяемых родовыми признаками, но обладает толь ко ей присущими качествами.
Объектом лизинга часто являются сложные вещи, состоящие из разнородных вещей, образующих единое целое. Если предметом лизинга служит такой объект, например предприятие, то действие сделки по общему правилу распространяется на все его составляющие разнородные части: здания, сооружения, оборудование и другие компоненты, из которых могут быть и исключения по договору.
В данной совокупности предметов может быть главная вещь и ее принадлежность, например здание и пристройка к нему. Главная вещь имеет в хозяйственном обороте самостоятельное значение, а принадлежность зависит от нее, служит главной вещи и связана с ней общим хозяйственным назначением. Принадлежность следует судьбе главной вещи. Поэтому если главная вещь передана в лизинг, то вместе с ней в аренду передается и принадлежность.
Во всех случаях объект лизинга должен быть наиболее точно определен, идентифицирован. Если предметы одного наименования могут обладать различными признаками, то надо указать, какие именно характеристики имеет объект сделки. Когда же пользователь хочет получить неоднородный товар, то определяется количество товара каждого признака, передаваемого в лизинг с подробной спецификацией.
Если объектом лизинга является товар со сложными техническими характеристиками, то дается их детальное описание.
В практике в лизинг передается чаще всего различное технологическое оборудование с высокими темпами морального старения, дорогостоящие машины, станки, приборы, строительная техника, автомобили, морские и речные суда, вычислительная техника, тракторы, комбайны, здания, сооружения и т.д.
Субъектами (участниками) классического лизинга являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и производитель (продавец) предмета лизинга.
Сдавать имущество в лизинг имеют право его собственники или их представители. Поставщиками могут быть такие фирмы, которые обеспечивают гарантированные поставки заранее определенного типа оборудования, запасных частей и, возможно, фирменных услуг по техническому сервису.
Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. С предложениями на лизинговом рынке выступают также местные органы власти и управления.
Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов, используют более современные методы работы, квалифицированный персонал.
Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми
коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как перед коммерческими лизинговыми компаниями.
Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Во многом отраслевые лизинговые компании ориентируются на поддержку государства. Лизинговые компании, дочерние предприятие различных торговых домов, фирм-производителей, а также созданные частными лицами, не имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, заключают мало лизинговых сделок. Ряд иностранных фирм-производителей (в основном это касается рынка большегрузных автомобилей) использует лизинг в качестве инструмента сбыта продукции. Лизинговые сделки, заключаемые ими, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента — конечного лизингополучателя.
Спрос на рынке лизинга обеспечивают в первую очередь предприниматели всех отраслей народного хозяйства, а также отдельные граждане. Потребители лизинговых услуг должны отвечать следующим основным требованиям: обеспечивать высокую норму и массу прибыли, иметь достаточную профессиональную и экономическую подготовку и надежные гарантии платежеспособности.
Анализ поведения арендаторов в различных хозяйственных ситуациях, мотивов их действий и целей, которые они ставят, позволяет предварительно выявить два типа лизингополучателей:
первый тип — это предприниматели, которые с помощью лизинга пытаются достичь нескольких целей: получить высокий доход, утвердиться в обществе как самостоятельная свободная личность, создать комфортные условия жизни и быта;
второй тип — это люди, не имеющие достаточного стартового капитала. Они стремятся получить максимум прибыли за счет наращивания объемов производства, вводят жесткий режим экономии, мало заботятся об условиях труда и быта, добиваются своей цели в основном изнурительным тяжелым трудом.
Посредники — профессиональные участники лизинговых операций, выступают в качестве:
представителя клиента перед другими участниками лизинговых отношений;
самостоятельного субъекта сделок с поставщиками, покупающего у них оборудование в собственность с целью последующей реализации другим клиентам.
Среди посредников, участвующих в лизинговых сделках, выделяются ряд профессионально специализированных предпринимателей с различным кругом прав и обязанностей (схема 1).
Посредники — это лица, представляющие интересы товаропроизводителя и потребителя, а часто и действующие от их имени. Они способствуют повышению эффективности работы производителей, поскольку позволяют им сосредоточиться на самом процессе производства, передавая функции продвижения товара посреднику. Кроме того, включение посредников в лизинговые операции существенно сокращает срок оборачиваемости капитала и, следовательно, повышает доходность производства.
В сложных лизинговых операциях участвуют множество юридических лиц на стороне заимодавцев, лизингодателей, поставщиков и арендаторов, так как в сделку включаются различные посредники (брокерские фирмы, страховые и трастовые компании и т.д.).
Когда же поставщиком и лизингодателем выступает одно и то же лицо, то состав участников сделки сокращается до минимума—до двух лиц. В таких случаях лизинговыми организациями занимаются специальные филиалы или дочерние фирмы предприятия — изготовителя оборудования (машин) или его структурные подразделения, которые занимаются продвижением своих товаров на рынке с помощью лизинга./12/
Схема 1. Профессиональные предприниматели – посредники лизинговых сделок.
№ | Субъект | Характеристика, права и обязанности |
1 | Дистрибьютор (оптовик) | * Действует полностью от своего имени на основе независимых отношений как с производителями, так и с покупателями лизингового имущества • Устанавливает цены, изучает рынок, оказывает сервисные услуги |
2 | Дилер | • Мелкий независимый предприниматель, который за свой счет закупает необходимое оборудование и продает потребителям, может участвовать в рекламе и сервисном обслуживании техники |
3 | Брокер | • Действует по поручению и за счет клиентов. • Сводит заинтересованные стороны, но риск на себя не принимает |
4 | Комиссионер |
• Совершает сделки от своего имени, но за счет комитента [клиента)
• Отвечает за убытки, если превышает свои полномочия
|