МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Политическая экономия
Тема: Рыночное хозяйство и его основные субъекты
Сдала:
студентка 2-го курса
211 группы
Шурлачакова С. В.
Симферополь,2009
Содержание
1. Рыночное хозяйство как неотъемлемый компонент товарного производства
2. Субъекты рыночного хозяйства
3. Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений
4. Этика рыночных отношений
5. Список литературы
1. Рыночное хозяйство как неотъемлемый компонент товарного производства
Рынок — достижение всего человечества на всех этапах его развития до наивысших форм общественного прогресса. Рыночное хозяйство является средой, "атмосферой", в рамках и с помощью которых воспроизводятся и господствуют отношения и связи товарного производства. Именно они и являются той "рабочей одеждой", в которой действуют экономические законы общественного производства, т. е. утверждается естественный ход хозяйственной жизни общества.
С политико-экономической точки зрения рыночное хозяйство является обязательным, неотъемлемым компонентом товарного производства. Таким образом, природа, экономическое содержание, функции и структура рыночной хозяйственной системы обусловливаются товарным производством, его принципами и законами.
Рыночное хозяйство в странах, в экономике которых господствовала административно-командная система, практически не применялось. Это привело к некорректному отрицанию товарного производства, а следовательно, и к отторжению отработанных веками регуляторов и структур хозяйственной жизни. Анализ отношений, которые характеризуются категорией "рыночное хозяйство", следует осуществлять как минимум в трех аспектах: историко-цивилизационном, объектно-субъектном и по фазам общественного производства. Существует разграничение понятия "рыночное хозяйство" также по политико-административным признакам, имеющим двойственный характер. В современной научной литературе, в политических и законодательных документах понятие "рыночное хозяйство" нередко отождествляется с такими понятиями, как "рынок", "рыночная экономика", "рыночная организация производства". Эти понятия в целом можно использовать как тождественные для экономических систем, хозяйственная деятельность которых основывается на конкуренции. В экономической системе рыночное хозяйство, с одной стороны, является сферой обмена, совокупностью купли-продажи, которые отражают сбалансирование спроса и предложения, равновесие выгоды для субъектов хозяйствования; с другой — оно генерирует непрерывность процесса воспроизводства, его целостность. Исходя из последнего, рынок является составной частью, компонентом рыночного хозяйства. Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизводства отношений товарного производства. Рынок является механизмом, с помощью которого товарно-денежные отношения перманентно проявляются в хозяйственной жизни. Формируя конкурентную среду, рынок является эффективным организатором товарного производства. Рынок как способ организации товарного производства можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 10.
Рис. 10. Схема рынка как способа организации товарного производства
Рыночная экономика предусматривает необходимость четких ответов на такие вопросы: Что и в каком объеме производить? Как производить товар (технология, ресурсы)? Какими будут издержки производства? Для кого предназначена производимая продукция? Какой жизненный цикл произведенного товара?
Это так называемые фундаментальные, коренные вопросы, на которые должна находить ответ рыночная экономика на микро-, макро- и глобально-планетарном уровнях. К отмеченным вопросам следует добавить и такой: способна ли экономическая система адаптироваться в своей организационно-экономической и социально-экономической частях к изменениям в развитии производительных сил общества, в его потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства? Последний вопрос особо резко стоит в связи с развитием смешанной экономики, объективной необходимости социализации экономической политики и непосредственного и косвенного вмешательства государства в рыночные отношения при общем решении отмеченных выше фундаментальных вопросов на основе ценовых сигналов.
Суть каждого рыночного хозяйства — прибавочный продукт как конкретное выражение подтверждения общественно полезного труда.
Рыночная экономика основывается на могущественном фундаменте материальных интересов. Она не признает стандартно-усредненных ставок и тарифов, уравниловку в оплате труда.
Конкурентно-рыночная среда определяет наиболее жизнеспособные структуры. Рынок побуждает к рациональному хозяйствованию, умению рассчитывать затраты и прибыли. В условиях рыночной экономики жизнеспособной связью является эквивалентный обмен, оплаченная услуга. Кроме того, рынок стимулирует дифференциацию прибылей в соответствии с конечными результатами хозяйственной деятельности.
Концепции рыночного хозяйствования включают право хозяйствующего субъекта оперативно разрабатывать и осуществлять эффективные замыслы за счет гибкого управления экономическими интересами. Они не отбрасывают прямое централизованное влияние, когда это необходимо. Опасна не централизация как таковая, а превышение ее меры, отрыв указаний и рекомендаций центральных структур управления экономикой от экономических интересов хозяйствующего субъекта.
Общечеловеческая практика хозяйствования выработала два фактора, побуждающих всех участников производства работать добросовестно и высокоэффективно. Это, с одной стороны, реальная возможность значительной экономической выгоды, ощутимого выигрыша на основе предприимчивых управленческих замыслов и гибких многовариантных маневров, а с другой — вполне реальная возможность провала, т. е. неизбежной экономической ответственности за принимаемые решения.
При господстве административно-командных методов руководства для субъектов хозяйствования (крупное предприятие или отдельный работник) главная задача состоит не в том, чтобы достичь максимума (это связано с дополнительными затратами усилий, времени, ресурсов), а в том, чтобы быть не хуже других и иметь скрытые резервы на случай новых заданий. Объект управления боится лишь наказания за невыполненные команды, экономической же мотивации предприимчивости нет.
Рыночная экономика — это сфера проявления и воспроизводства отношений товарного производства. Поскольку рыночное хозяйство полностью обусловливается наличием и функционированием товарного производства, как, и наоборот, последнее наполняется рыночными отношениями, можно считать, что рыночная экономика представляет собой не что иное, как товарное производство.
Товарно-денежные отношения определяются теми объективными основами, которые воспроизводятся хозяйственной жизнью общества. Это, в свою очередь, отражает диалектику производительных сил и экономических производственных отношений, а в определенной части является материализованным итогом взглядов и представлений субъектов хозяйствования. Не существует отдельно товарно-денежных отношений, которые по своей сути являются рыночными, и собственно экономических производственных отношений при господстве рыночной среды.
Товарное производство, а в наше время рыночная экономика является материализацией товарно-денежных отношений, выступающих общественной формой развития производительных сил. В этой связи важно учитывать два принципиальных момента.
1. Экономические производственные отношения зарождаются в производительных силах, а не в системе управления. Иначе экономические производственные отношения можно было бы "творить" по желанию политиков. На самом же деле право в лучшем случае отражает экономическую действительность. Экономическая среда не создается голосованиями и референдумами. То, что возможно в политике, невозможно в экономике, в хозяйственной жизни, хотя первая и влияет на вторую, и наоборот.
Перспективы развития организационно-экономических производственных отношений, рыночных по своей сути, обусловливаются характером и уровнем развития производительных сил. Именно в развитии последних следует искать становление рыночных отношений.
2. Чистые, т. е. одноукладные, экономики в природе общественного бытия не встречаются. И любые попытки ликвидировать многоукладность, разнообразие форм собственности и хозяйствования означают отказ от рыночной экономики, законов товарного производства, т.е. отработанных веками регуляторов хозяйственной жизни.
Переход к рыночной экономике — это продолжительный и многогранный процесс. Он обусловливается такими факторами, как частная собственность и формы хозяйствования, отвечающие ей.
Частная собственность в условиях социально ориентированного рыночного хозяйства — это способ творения общественных производительных сил на основе экономической свободы человека, реализации его материального интереса и хозяйственной предприимчивости. Она основывается на принципах: достигать успеха благодаря своим способностям и разумному риску, хозяйствовать с прибылью. Отсутствие частной собственности означает ничейность и бесхозяйственность. Именно ввиду отсутствия до недавних пор в отечественной экономике частной собственности и форм хозяйствования, отвечающих ей, общественное производство не было включено в систему принципов и законов товарного хозяйства. Отсюда экономически неэффективное хозяйствование.
Свободное предпринимательство — одна из предпосылок рыночной экономики. Анализируя проблему предпринимательства с точки зрения политэкономической теории, следует иметь ввиду, что это социально-исторический феномен — не абстрактное понятие. Оно всегда развивается в определенной исторической и социальной среде. Однако обязательным условием и признаком предпринимательской деятельности является свобода экономической самодеятельности человека, его самостоятельность в выборе вариантов решений, за которыми стоят коммерческий успех, прибыль или же банкротство со всеми его последствиями.
Сущностью предпринимательства является самостоятельное, инициативное хозяйствование, а его целью — деловой успех в виде прибыли, личный доход. Основными его чертами являются постоянный риск, материальная ответственность, организационно-хозяйственное новаторство, рационализм, эффективное использование ресурсов. Предпринимательство имеет следующие формы: индивидуально-семейное, индивидуально-частное, ассоциированное, государственное.
Необходимым инструментом рыночного хозяйства являются деньги, их конвертируемость. Это кислород для рыночного организма. При наличии дееспособного денежного инструментария у потребителя появляется реальный рычаг влияния на производство, а у производителя — реальный стимул более интенсивно работать, чтобы обогащаться, ибо деньги — это богатство, а богатство — это деньги (А. Смит).
Еще в XVIII в. была открыта классическая закономерность: масса денег, помноженная на скорость их обращения, должна равняться объему выпущенных товаров, помноженному на уровень цен. Если это равновесие нарушено, то необходимо скорректировать одну их четырех составляющих.
Огромное значение для становления рыночной среды имеют цены, в частности институт свободного ценообразования. Вне последнего существование саморегулирующихся систем рыночных отношений невозможно. Свободное ценообразование — это пункт пересечения спроса и предложения, неизбежная самокоррекция, реагирование на интересы потребителя в зависимости от состояния производства, экономии затрат.
Перечень предпосылок формирования рыночной среды можно значительно продолжить, включив, в частности, стимулирующую налоговую политику, эквивалентные отношения в сфере труда и найма рабочей силы, открытость национальных экономик, ориентацию их на международное разделение труда, возможность мирового обмена, связи с мировым рынком.
Переход к рыночной экономике ни при каких обстоятельствах не может быть осуществлен "кавалерийской атакой", этот процесс не может быть легким и безболезненным. При этом необходимо принять во внимание, что в современном мире из более 170 стран рыночной экономики только свыше 20 принадлежат к богатым развитым странам.
Общепринятыми признаками товарного производства, т. е. рыночной экономики, являются:
многоукладность экономики, в том числе и частный сектор, нормальное функционирование частной собственности;
экономическая обособленность, т. е. полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность товаропроизводителей;
господство эквивалентных, т. е. экономически справедливых связей и отношений между хозяйствующими субъектами;
реальная дееспособность товарно-денежного инструментария, прежде всего денег, цен;
развитость рыночной инфраструктуры — различных бирж и их институтов, маркетинговых служб, информационно-посреднических и других фирм.
Если в любой системе хозяйствования этих признаков, перечень которых можно значительно продолжить, нет, то она не является товарным производством со всеми последствиями. Главным при этом является то, что производственные отношения не являются товарно-денежными, а следовательно, и экономическими. С одной стороны, господствующие в нетоварном производстве отношения воспроизводятся как собственно хозяйственные, а с другой — как организационно-технократические. Отсюда неизбежны конфронтационность производственных отношений, их идеологизация, агрессивное отторжение основных движущих сил общественного прогресса.
Рыночная экономика и связанные с ней цивилизованные "правила игры" в сфере управления и хозяйствования не разовьются раньше, чем в отечественной экономике развернется широкий реальный процесс разгосударствления и приватизации, формирования социально-экономической среды рыночного хозяйствования.
Приватизация — это формирование слоя собственников, хозяев. Их появление невозможно без утверждении в обществе частной собственности, частного сектора экономики.
Гуманистический пафос нетоварного производства не учитывал одной "мелочи" — человек является существом не только социальным, но прежде всего биологическим. Отсюда его поведением руководят материальные потребности, выступающие как экономические интересы.
Рыночная экономика является той средой, в которой необходимы условия конкурентного хозяйствования, т. е. свободный доступ каждого члена общества к любым видам экономической деятельности.
2. Субъекты рыночного хозяйства
Субъектами рыночной экономики могут быть: практически каждый индивидуум как физическое лицо, которое не ограничено законом в правосубъектности и дееспособности; группы граждан (партнеров); трудовые коллективы; юридические лица всех форм собственности. Что касается последних, то мировая практика накопила значительное количество различных форм хозяйствования, которые одновременно являются хозяйствующими субъектами.
В частности, речь идет о таких организационно-хозяйственных формах, как индивидуально-трудовая деятельность, государственные предприятия, кооперативы, арендные предприятия, фермерские хозяйства, коллективные хозяйства, народные предприятия, акционерные общества, малые предприятия, корпорации, объединения, хозяйственные общества, ассоциации, консорциумы, совместные (смешанные) предприятия.
Наиболее распространенными являются три основные формы предпринимательства (бизнеса): единоличные владения, общества, корпорации. Обобщающим для всех этих форм является понятие фирмы, т. е. все они являются юридическими лицами, субъектами рыночной экономики.
В последние десятилетия существенно изменилась роль определенных субъектов хозяйственной жизни. Технологические сдвиги в производстве значительно уменьшили возможности и преимущества крупносерийного производства, гигантских предприятий и объединений. В то же время рентабельность и жизнеспособность малых форм хозяйствования, так называемых малых предприятий, существенно возросла. В результате в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес субъектов малого бизнеса и предпринимательской деятельности стремительно растет. В США, например, функционирует свыше 15 млн малых фирм, т. е. около 80 процентов всех предпринимательских организаций. Доля малого бизнеса в ВНП достигла 43 процентов, а в общей численности наемной рабочей силы — 58 процентов.
Основные преимущества малых фирм следующие:
независимость действий, самостоятельность и свобода при выборе и осуществлении хозяйственного маневра;
индивидуализированная мотивация разумного риска и высокого конечного результата;
четко персонифицированная ответственность за свои решения, действия и результаты работы;
гибкая и оперативная адаптация к перманентно изменяющимся ситуациям;
более низкие управленческие затраты;
нацеленность на завтрашний день, перспективу, что обусловлено активной инновационной политикой фирмы.
Это не означает, что малый бизнес не имеет недостатков. Они есть, и их не меньше, чем преимуществ. Тем не менее в этих формах фигура собственника, предпринимателя нераздельно связана с функциями производителя. Отсюда его трудолюбие, деловитость, забота о завтрашнем дне.
Первоочередным условием функционирования рыночной экономики и обеспечения ее дальнейшего развития является наличие самостоятельных, экономически ответственных не только своими текущими доходами, но и своей имущественной собственностью товаропроизводителей. Они должны иметь свободу для хозяйственного маневра, включая право заниматься на свой риск и под свою ответственность любой деятельностью, не запрещенной законодательством, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков, потребителей, устанавливать цены исходя из конъюнктуры рынка, распоряжаться доходами, остающимися после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей, нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством, определять формы и размеры заработной платы сверх прожиточного минимума, устанавливать вознаграждения и материальные стимулы к эффективному труду.
Решающим шагом к рыночному хозяйству является максимально быстрый рост самостоятельных товаропроизводителей — собственников индивидуальных, коллективных, кооперативных, без которых рыночная экономика невозможна. Зарождение и дальнейшее развитие слоя хозяев как основных субъектов рыночной экономики в состоянии завести механизм товарно-рыночной саморегуляции, начать интенсивную самоорганизацию всей экономической системы при активном регулирующем и целенаправленно поддерживающем участии государства.
3. Малый, средний и крупный бизнес в системе рыночных отношений
Основным условием функционирования рыночной экономики является оптимизация структуры производства и народного хозяйства в целом. Структурная трансформация экономики — сложный, многоплановый процесс, охватывающий, в частности, совершенствование отраслевых пропорций производства, оптимизацию воспроизводственных пропорций, совершенствование территориальной структуры производства, наконец, оптимизацию его размерной (масштабной) структуры. Совершенствование организационной структуры общественного производства предполагает рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий как составляющих его размерной структуры.
Понятие "размерная структура производства" до недавнего времени крайне редко использовалось в отечественной экономической литературе, ибо охватываемые этим понятием вопросы не относили к важнейшим структурным проблемам народного хозяйства. Господствовало мнение, что определяющей тенденцией является укрупнение производства и рост масштабов предприятий.
Классификация бизнеса по размерам (масштабам) деятельности субъектов рыночной экономики имеет исключительно важное значение, потому что позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны малого, среднего и крупного бизнеса, определить оптимальные варианты их соотношения и взаимодействия. Мировой опыт рыночного хозяйствования свидетельствует, что малый, средний и крупный бизнес не взаимоисключают, а дополняют один одного. Важнейшей составляющей рыночной экономики должно быть существование и взаимодействие крупных, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение.
Для отнесения того или иного предприятия к разряду крупных, средних или малых необходимы определенные критерии. Сложность их определения состоит прежде всего в том, что они не могут быть равнозначными для всех сфер и отраслей народного хозяйства. Например, то, что можно считать крупным предприятием в сфере обслуживания или торговли, окажется средним или даже малым в обрабатывающей промышленности, а, скажем, среднее предприятие пищевой промышленности по своим размерным характеристикам будет казаться малым в угледобыче и т. д. К тому же количественные характеристики масштабности предприятий изменяются от страны к стране, с развитием экономики в целом, производительных сил общества, их ресурсной основы.
Следовательно, первым требованием к выработке указанных критериев должен быть учет условий и особенностей производства в каждой конкретной отрасли или в группе близких по основным производственным характеристикам отраслей на конкретном этапе социально-экономического развития страны. С этой целью используют различные так или иначе взаимосвязанные показатели масштабов предприятий: среднесписочная численность занятых на предприятии, объем хозяйственного оборота, объем валовой продукции, стоимость производственных доходов и т. д.
Соотношение предприятий малого, среднего и крупного бизнеса зависит от роли и значения каждого сектора экономики на определенном этапе становления и развития рыночной экономики. Однако на любом из этих этапов ведущим остается крупный бизнес, меняется только его структура.
Подлинный производственный бизнес — это крупный и крупнейший. Во всех развитых странах мелкий и средний бизнес присущ преимущественно сфере мелкооптовой и розничной торговли и сфере обслуживания. Современный мелкий и средний бизнес в этих странах является порождением развитой рыночной экономики, а не исторически прошлого мелкого простого товарного производства, содействуя созданию конкурентной среды, занятости, ослаблению последствий безработицы и т. п. Поддержка в странах развитой рыночной экономики малого и среднего предпринимательства определяется и тем, что инициативные, предприимчивые люди, желающие открыть свое дело, далеко не всегда имеют для этого необходимый первоначальный капитал. Они входят в бизнес прежде всего со своим интеллектуальным капиталом, который в различных формах (субподряд, франчайзинг, особенно венчурные предприятия, о которых речь идет ниже), используется крупными корпорациями.
В развитых странах именно относительно немногочисленные крупные предприятия служат надежной основой массового производства стратегических товаров. В них подробно отрабатываются как конструкторские, технологические и другие технико-экономические вопросы, так и ценообразование, маркетинг и т. п. организационно-экономические основы. Отсюда развитие в Украине мелкого и среднего бизнеса должно создавать широкую основу для функционирования рыночной экономики. Одновременно необходимо всячески содействовать с учетом структурной трансформации разворачиванию на полную мощность крупнейших заводов, не допуская их дробления ради самого дробления под видом преодоления гигантомании. Об этом ярко свидетельствует, например, положительный опыт Николаевского глиноземного завода, в том числе привлечение им иностранных инвестиций.
В целом роль крупного бизнеса определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, — его ведущей ролью в рыночной экономике. Это объясняется тем, что центром экономического роста, начиная с конца XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитало- и наукоемкие отрасли, такие как нефтяная, химическая промышленность, металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, электроника и т. д. В этих отраслях экономическое развитие определяет относительно небольшое количество крупных компаний. К тому же изменилась организация самих крупных компаний предпринимателей вместе с коренными изменениями в производительных силах общества. Крупным стало дело, производство не обязательно сконцентрировано на одной территории, под одной крышей и т. п. Масштабность, размерность предприятия и дела, которое оно представляет, все больше опирается на организационно-экономические структуры, при которых мелкие и средние предприятия становятся довольно часто составляющими крупнейших корпораций, поставляя им узлы, детали и др., продавая их продукцию и т. п. Это современное проявление концентрации и централизации производства, с одной стороны, на основе базирования на общую финансовую группу и, с другой, развития единичного технологичного внутрифирменного и межфирменного, в том числе и международного разделения труда. Особое место в этом процессе занимают транснациональные корпорации.
Во-вторых, крупный бизнес владеет большим потенциалом поддержки малых и средних фирм, который реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. И дело здесь не в "желании" крупных корпораций помогать субъектам малого и среднего бизнеса, а в объективных закономерностях крупного современного производства, которые требуют стабильной и эффективной системы интеграционных связей. Об этом свидетельствует опыт стран, экономика которых зиждется на двух основах — на крупных организационно-хозяйственных структурах, с одной стороны, и на малом и среднем бизнесе, — с другой. Первая придает стабильность экономике и ее управляемости, открывает путь к крупномасштабной реализации научно-технических нововведений, вторая создает конкурентную среду, обеспечивает производству мобильность и индивидуализацию.
Объективная необходимость развития малого и среднего бизнеса обусловлена изменениями, происходящими в крупном производстве на современном этапе. Во внешней среде крупного производства происходит: во-первых, обострение конкуренции в глобальном масштабе вследствие развития транспорта, информатики и средств коммуникации; во-вторых, повышение степени неопределенности внешней среды вследствие существенного снижения темпов роста во всех индустриально развитых странах; в-третьих, усиление тенденций к фрагментации рынков по причине дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Внешние изменения, которые происходят, не смогли не вызвать соответствующей реакции корпораций, которые приспосабливаются к новым условиям, а глобализация конкуренции ведет к усилению их специализации тогда, когда неопределенность и фрагментация рынков заставляет компании усиливать гибкость хозяйствования и интенсифицировать поиск новых путей дифференциации производимой продукции и услуг.
Таким образом, возникает противоречие между тенденцией к специализации, что предусматривает концентрацию однообразного производства, и усилением дифференциации, т. е. расширением спектра производства товаров. Формой разрешения этого противоречия становится гибкое (дифференцированное) массовое производство.
При анализе экономической сущности малого и среднего бизнеса необходимо иметь ввиду, что именно формы организации производства являются объективной основой создания предприятий различных масштабов (размеров). Генетический корень происхождения субъектов рыночной экономики заключен в общественном разделении труда и в обособлении производителей. Рынок опосредованно соединяет их через обмен и ценообразование. Основными предпосылками деления субъектов рыночной экономики на малые, средние и крупные являются общественное разделение труда, углубление специализации и расширение кооперации производства.
Совокупность небольших по масштабу производственных единиц характеризует понятие малый и средний бизнес. Общественной формой малой и средней производственной единицы в условиях рыночной экономики являются малое и среднее предприятия. Их главными экономическими черты следующие:
обособленность (т. е. хозяйствование на свой страх и риск);
специализация на каком-либо виде деятельности;
реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. По оценкам экспертов Мирового банка, существует более 50 определений малого и среднего бизнеса. В разных странах используются различные классификационные критерии отнесения предприятий к той или иной группе. Так, в Японии такими критериями являются размер капитала, численность работающих и отраслевая принадлежность. Количество занятых и объем основного капитала — таковы критерии отнесения предприятий к разряду малых и средних в Италии, численность занятых и объем инвестиций — в Индии, а во многих странах — еще и объем используемой электроэнергии.
В Германии, например, к малым и средним относятся предприятия с численностью не более 500 занятых и объемом годового оборота не более 50 млн евро. В странах Европейского Союза (ЕС) на малых предприятиях количество занятых до 50 чел., годовой оборот менее 4 млн евро, сумма баланса менее 2 млн евро, на средних предприятиях — количество занятых от 50 до 250 чел., годовой оборот менее 16 млн евро, сумма баланса менее 8 млн евро. В Украине субъектами малого предпринимательства являются зарегистрированные в установленном порядке физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, а также юридические лица — субъекты предпринимательства любой организационной формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 50 чел., а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн грн.
О значении малого и среднего бизнеса свидетельствуют показатели его роли в экономике. Так, удельный вес малых и средних предприятий в общем количестве занятых в США и Франции составляет 54 процента, в странах ЕС в целом — 72 процента. Удельный вес этого сектора экономики в валовом внутреннем продукте составляет в Германии — 50 — 54 процента, в Японии — 52 — 55, во Франции 55 — 62, в Италии — 57 — 60, в странах ЕС в целом — 63 — 67 процентов. В Украине этот показатель не превышает 10 процентов.
Малый и средний бизнес являются органичными структурными элементами рыночной экономики. Особое значение играет малый бизнес. Именно этот сектор экономики исторически и логически выполнял роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Мелкотоварное производство, из которого развивается малый бизнес, было первичной исходной формой рыночного хозяйствования. Именно поэтому мелкотоварное производство сыграло структурообразующую роль в истории становления экономики конкурентно-рыночного типа. Это специфическое и своеобразное функциональное предназначение малого бизнеса имеет особое значение для стран, которые идут путем воссоздания рыночной системы хозяйствования. Способность малого бизнеса к структурообразованию рынка выдвигает задачу его возрождения в число первоочередных задач реформирования экономики Украины, как и других стран СНГ, на их переходном этапе.
Сущность и значение малого бизнеса состоит в том, что он составляет основу современного мелкотоварного производства, осуществляет свободу рыночного выбора и быструю окупаемость затрат при благоприятных условиях, определяет степень демократизации общества, обеспечивает насыщение рынка товарами и услугами широкого потребления, способствует реализации инноваций, характеризуется высокой мобильностью и рациональными формами управления.
Развитие малого бизнеса связано с решением целого ряда социальных вопросов, а именно: малый бизнес является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия и реализации личностного потенциала; этот сектор создает дополнительные рабочие места, обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности, выступает альтернативой психологии люмпенства и иждивенчества; а самое главное — он содействует формированию "среднего класса", который является основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического разделения общества.
Особое значение малый бизнес имеет в переходный период к рыночной экономике. Именно он стимулирует экономическую конкуренцию, структурную перестройку экономики, влияет на ослабление монополизма, содействует формированию нового социального слоя собственников-предпринимателей, которые обеспечивают гарантии необратимости движения к рынку.
В структуре современной смешанной экономики малый, средний и крупный бизнес не только сосуществуют, но и органично взаимодополняют друг друга. Об этом свидетельствуют интеграционные формы их кооперации. Интеграция больших, средних и малых предприятий не является какой-то идеальной моделью, которая приходит на смену старым механизмам распределения ресурсов или прежним организационным формам. Речь идет о создании нового качества рынка и организационных структур, или качественной трансформации этих форм, если они существовали раньше.
В условиях рыночных отношений основными формами интеграции больших, средних и малых хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, лизинг и венчурное финансирование. При этом субподряд является формой производственно-функциональных интеграционных связей, франчайзинг — производственно-сбытовых, лизинг — производственно-финансовых, а венчурное финансирование — формой инновационно-функциональных интеграционных связей. Необходимо подчеркнуть, что все эти формы отвечают критериям поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку следствием их использования должны быть: во-первых, рост стабильности, во-вторых, взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, финансовых, кадровых ресурсов.
Дальнейшее развитие системы хозяйственной интеграции стало возможным прежде всего из-за роста производственной специализации, благодаря которой развивается производственно-хозяйственная кооперация, проявляются ее новые формы.
Субподрядная система представляет собой долгосрочные отношения в сфере снабжения между крупной (главной) компанией, изготовляющей значительные объемы массовой продукции, и множеством малых предприятий, работающих на основе подетальной, технологической, модельной специализации производства продукции, которая изготовляется относительно небольшими объемами или при узкой номенклатуре.
Содержание субподряда заключается в увеличении объема работ, которые передаются большими компаниями по контрактам малым и средним фирмам, а также в сокращении общего количества прямых поставщиков комплектующих.
Субъектам малого и среднего бизнеса такая форма кооперации выгодна, поскольку шансов остаться на самостоятельных рынках у них почти нет. Особенно это касается технологически сложной продукции, организация производства и сбыта которой требует больших управленческих, финансовых и технических возможностей, которыми малые фирмы не владеют. Используя производственный потенциал малых и средних фирм, крупные компании предоставляют им определенные льготы: гарантируют закупку значительной доли изготовленной продукции, поставляют или дают в аренду средства производства, определяют льготные условия приобретения сырья и материалов и т. п. Крупным фирмам субподрядная система позволяет, во-первых, переложить негативные последствия конкуренции (в том числе возможное банкротство) на мелкий и средний бизнес, и, во-вторых, создать за счет предприятий этого бизнеса выгодную для себя конкурентную среду, выбирая субподрядчиков из параллельных поставщиков. Например, в Великобритании разоряются в течение первых трех лет 8 из 10 созданных малых предприятий.
Субподрядная система особенно развита в областях массового сборочного производства, электротехнической, электронной промышленности, в некоторых сферах машиностроения. Так, электротехнический концерн "Дженерал электрик" только в середине 80-х годов использовал для своего производства и сбыта услуги более 30 тыс. малых предприятий. У автомобильного концерна "Дженерал моторе" было 40 тыс. поставщиков, 82 процента из них — фирмы с количеством занятых меньше 100 чел.
В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительное распространение получила система договорных отношений относительно кооперации хозяйственной деятельности больших и малых фирм в области распределения продукции и услуг, получившая широкую известность в мире под названием франчайзинг. Франчайзинг (от фр. franchise — привилегия, вольность) — это способ доставки продукции и услуг потребителю, форма организации и осуществления предпринимательской деятельности на основе кооперации материальных и финансовых ресурсов и усилий разных предприятий. Франчайзинг может также рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукции или услуг, защищенных товарным знаком, дает эксклюзивные права на их распространение на определенной территории независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них гарантированных платежей. Это позволяет начинающему предпринимателю правильно выбрать место, проект, скажем, магазина, оборудование для него, получить ссуду и т. п. и торговать под маркой крупной фирмы. За эти услуги мелкий предприниматель уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент (от 3 до 12 процентов) с оборота в пользу "родственной" фирмы, у которой он обязуется закупать необходимое оборудование и товары.
В развитой рыночной экономике наибольшее количество фирм, работающих по такой системе, сосредоточено в сфере обслуживания: ресторанах и кафе, продуктовых магазинах, строительной и реконструкционной деятельности, автосервисе, розничной и оптовой торговле, при предоставлении разного рода услуг — бухгалтерские, аудиторские, юридические, туризм, гостиничное хозяйство и др.
Ярким примером использования франчайзинговой системы является индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Так, компании "Кока-Кола", "Пепси" и "Севен-Ап" благодаря франчайзингу получили возможность централизованно изготовлять концентрированный сироп и поставлять его местным заводам, специализирующимся по разливу, владельцы которых в конечном итоге становились руководителями местных розничных продаж. Компания "Coca-Cola Amatil Ukraine Ltd." уже вложила в экономику Украины более 100 млн долл. США и в ближайшее время намеревается вложить еще 250 млн. В Украине в настоящее время работают два завода по производству кока-колы — во Львове и Броварах (Киевская область). Компания предполагает строительство еще одного завода в Днепропетровске. В упомянутой компании работают 2050 чел. В ближайшее время количество работников в ней превысит 4 тыс. чел.
В сфере общественного питания значительного роста бизнеса на принципах франчайзинга добилась компания "Мак-Дональде" с новой стратегией быстрого обслуживания клиентов. В Украине первый ресторан "Мак-Дональде" открылся в г. Киеве в мае 1997 г., а в ближайшие годы в Украине планируется открыть почти 100 ресторанов, что позволит дополнительно создать 5,5 тыс. рабочих мест. Объем инвестиций в экономику Украины достигает почти 100 млн долл. США. Для эффективного функционирования проекта строятся современные местные заводы по переработке мяса и картофеля.
Благодаря рыночной мобильности франчайзинг доказал свою эффективность и жизнеспособность. Так, по данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись только 14 процентов франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых форм хозяйствования этот показатель составлял более 65 процентов.
Таким образом, сущность франчайзинга состоит в том, что большая компания (франчайзер) предоставляет небольшому предприятию (оператору) исключительное право на реализацию своей продукции или услуг. Заключая договор франчайзинга, небольшое предприятие принимает на себя определенные обязательства, нарушение хотя бы одного из которых приводит к разрыву договора со стороны фирмы-франчайзера. Фирмы-операторы, которые арендуют торговую точку, получают доход в виде процента от оборота.
Такая форма функционирования торгового предприятия выгодна как обществу, так и фирмам. Что касается общества, то знание особенностей первичного рынка сбыта помогает населению полнее удовлетворять свои потребности: фирме-франчайзеру это дает возможность без увеличения капитала увеличивать оборот и получать дополнительную прибыль; для фирмы-оператора это гарантированная поставка и финансовая поддержка со стороны франчайзера, а в итоге — большая стойкость в конкурентной борьбе.
Одним из методов обновления материальной базы и основных фондов малых и средних предприятий разных форм собственности является лизинг как эффективный способ привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в развитие экономики.
Лизинг — это предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоящая в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.
Главная задача субъектов лизинговой деятельности — создать потребность в своих услугах. Мировой опыт свидетельствует о растущей среди деловых кругов популярности и жизнеспособности лизинга.
Сегодня в Украине, как и в других странах СНГ, большинство субъектов малого предпринимательства не могут ни выделить средства для инвестиций, ни взять кредит, потому что, во-первых, не в состоянии обеспечить его залогом, а во-вторых, коммерческие банки такие кредиты не предоставляют. И здесь-то и может сослужить свою службу лизинг, который для субъекта малого предпринимательства обеспечивает большие преимущества.
Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным фондам, не запрещено к свободному обращению на рынке и по отношению к которому нет ограничений по передаче его в аренду.
Субъектами лизинга могут быть лизингодатель, лизингополучатель, продавец лизингового имущества — субъект предпринимательской деятельности, изготовляющий имущество (машины, оборудование и т. д.) и/или продающий собственное имущество, являющееся объектом лизинга.
Для тех, кто начинает свое дело, пробиться на рынок очень сложно. Поэтому нужно искать такие способы ведения дела, которые дали бы возможность клиентам на практике ознакомится с образцами изготовляемой продукции. Предлагая ее в лизинг на определенное время, производитель нередко берет на себя обязательства по установке и обслуживанию оборудования, обучению персонала своего клиента. К лизингу начали охотно обращаться при подписании соглашений на осуществление капиталоемких проектов, в том числе при строительстве промышленных предприятий, поставке самолетов, судов и пр. С целью получения дохода значительное количество государственных предприятий и организаций готовы пустить в оборот лишнюю технику и оборудование. Передача его малым и средним предприятиям на условиях лизинга может поднять уровень отдачи фондов. Все большие темпы набирает процесс формирования фермерских хозяйств, но они чаще всего не могут получить инвестиции в виде прямых долгосрочных банковских ссуд. Альтернативой в этом случае также является развитие и использование лизинговых операций.
Лизинг выгоден и государству, поскольку задолженность предприятий иностранным лизингодателям не засчитывается в общую финансовую задолженность стран-импортеров, на территории которых находятся арендаторы.
Кроме ряда преимуществ для отдельных субъектов предпринимательства, лизинговый бизнес положительно влияет на экономику страны, особенно во время переходного периода, характеризующегося спадом производства, нестабильностью финансового сектора, кризисом банковской системы.
Большое значение для поддержки малого и среднего бизнеса имеет организация доступа малых фирм к механизму передачи технологий и результатов научных разработок в производство на основе их кооперации с большими компаниями.
Венчурное (рисковое) финансирование имеет широкое и узкое значение. В широком значении весь вклад делается в рисковые с точки зрения финансовых результатов проекты, прежде всего в области высоких технологий. В узком значении это долго- или среднесрочные инвестиции в виде кредитов либо вложений в акции с целью создания и развития малых и средних быстрорастущих компаний.
Как правило, малые венчурные предприятия связаны со сферой НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), поэтому для их обозначения часто используют понятие "малые инновационные предприятия". Венчурные фонды образуются в нескольких организационных формах, главной из которых является специализированная независимая фирма венчурного капитала. Иные формы — венчурные фонды больших корпораций, инвестиционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские общества с ограниченной ответственностью и др.
Именно через свои венчурные фонды корпорации осуществляют рыночное финансирование малых фирм. Исходя из этого перспективы развития в Украине венчурного финансирования в качестве формы интеграции больших и малых структур могут быть связаны прежде всего с реализацией потенциала промышленно-финансовых групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно содействовало бы разрешению противоречия между невостребованными творческими возможностями украинских ученых и необходимостью управляемого обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства. Это в некотором смысле решило бы и проблему "утечки мозгов".
Таким образом, речь идет не об абсолютизации малого, среднего или крупного бизнеса, а об органическом сосуществовании этих секторов в структуре смешанной экономики, которые не взаимоисключают, а взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.
4. Этика рыночных отношений
Нельзя утверждать, что этика рыночных отношений с момента своего становления сознательно развивалась как такая, которой присущи нравственность и человеколюбие. Напротив, с момента своего становления рыночная экономика заявила о себе как о жесткой системе принуждения, забывающей о человеке. Стоит вспомнить изнурительный труд рабочих на фабриках, когда отсутствовали элементарные условия для нормального воспроизводства рабочей силы, когда жизнь человека обрывалась в тридцать — тридцать пять лет.
Возвышение в этике отношений принципов нравственности и гуманности на уровень национальной экономической политики стало реальностью только во второй половине XX в. Это результат длительного эволюционного развития рыночных отношений, когда выяснилось, что без соблюдения таких принципов невозможен дальнейший прогресс человеческого общества и существование самой рыночной системы.
Этика рыночных отношений развивалась вместе с развитием, во-первых, производственных ресурсов во всех их составляющих, во-вторых, человека как общественной личности и, в-третьих, экономических производственных отношений. Результатом достигнутого уровня социально-экономического развития стало то, что на основе сформировавшейся современной многоукладной, смешанной экономики, выражающейся в разнообразии форм собственности, регуляторами рыночной экономики является не только рыночный механизм саморегулирования, но и государственное регулирование. При этом особую роль играет уровень и состояние рыночного сознания.
Уровень рыночного менталитета определяется социально-культурными факторами. Последние включают в себя экономическую, правовую, политическую и другую социокультуру. Основополагающей развития социокультуры является экономическая культура как составная часть культуры общества, этики отношений в нем. Экономическая культура характеризуется уровнем экономических знаний и умения ведения хозяйства, глубиной познания и использования экономических законов. Она в значительной мере определяет реалистичность основных направлений экономической политики и, в конечном итоге, их результативность. Развитие процесса демократизации хозяйственной жизни, становление разнообразных форм собственности и переход к рыночным отношениям в Украине особенно актуализируют проблему повышения экономической культуры, этики ее отношений.
Невыполнение в современных переходных условиях Украины договорных обязательств партнеров, нередкое стремление к мгновенному доходу, некомпетентность и незнание рынка, производство некачественной продукции, непрофессионализм, особенно на всех ступенях управления экономикой, наглядно свидетельствуют о низком уровне экономической культуры и деловой этики. Этот же уровень проливает свет и на тенденцию к усилению группового эгоизма (коллективного, ведомственного, регионального) у многих субъектов экономической деятельности, что проявляется в удовлетворении собственных интересов в противовес интересам национально-государственным.
Внимание к человеку и его интересам рассматривается в большинстве стран с развитой рыночной экономикой как принцип морали в обществе и поэтому экономическую политику пытались приспособить к человеку, а не наоборот, как это было раньше. Поэтому в центр социальной философии, на которой строится система рыночных отношений, была поставлена идея, что общественный строй должен учитывать дуалистическую природу человеческой сущности.
Суть дуалистической природы человека состоит в том, что человек как личность, индивидуум одновременно является социальной сущностью, вмонтированной в общество. Из индивидуальности человека вытекает, что ему как индивидууму должны принадлежать неотъемлемые основные жизненные права (право на жизнь, на человеческое достоинство, на свободное развитие личности и пр.), а из социальности человека вытекают его права и обязательства по отношению к обществу, например обязанность и право на солидарность. Эти два полюса человеческого существа составляют исходную и одновременно целевую точку современной социально ориентированной модели рыночной экономики. Синтез политической, экономической и персональной свобод, которые должны обеспечиваться правовым государством, исходя из общечеловеческих идеалов, социальной справедливости через социальные гарантии, рассматривается в развитых рыночных экономиках как наиболее принципиальная сущность построения общественных отношений. Поэтому одним из критериев общественного строя государства современной рыночной экономики является гуманность и нравственность в этике отношений, поскольку, как подчеркивал "отец" концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак, ни власть или право, ни большинство или свобода, ни демократия или диктатура не могут характеризовать сущность государственного строя. На это место должна быть поставлена гуманность, поскольку "гуманность есть воплощение всего того, что мы выносим наружу из глубокого осознания сути человека, и понимается она (гуманность. — Авт.) как предпосылка бытия и само бытие человека". Отсюда вытекает, что общество для своего развития должно продвигаться в направлении гарантирования каждому гражданину права на человеческое достоинство, свободное развитие личности, которые требуют социальных гарантий и социальной справедливости.
Исходной посылкой этики рыночных отношений является то, что в рыночной экономике планирование потребления и планирование производства совершаются потребителями и производителями изначально индивидуально. Координация отдельно составленных экономических планов осуществляется на рынке в ходе ценообразования на основе конкуренции. Это основоположный принцип экономики рыночного типа.
Однако стремление индивида к индивидуальной свободе и саморазвитию не может быть безграничным, поскольку, в конечном итоге, содействует общественным конфликтам и социальному напряжению. Учитывая объективную возможность подобного поведения индивидов, общественное устройство в странах с развитой рыночной экономикой подчиняет человеческий индивидуализм этическим нормам, которые отвечают духу и целям господствующих в них экономическому и социальному укладам. Ограниченный рамками нравственности индивидуализм рыночной экономики превращается в этический индивидуализм и становится точкой отсчета развития всей общественной системы. Эту функцию он выполняет и в определении двух основоположных системообразующих элементов рыночной экономики: конкурентности и социальности.
Прежде всего этический индивидуализм лежит в основе конкурентности рыночных отношений. Если рассматривать рыночные отношения в их наиболее чистом виде, то они базируются на системном единстве трех составляющих: 1) многообразие форм собственности на экономические ресурсы с опорой на частный интерес и децентрализированное право принятия решений; 2) цены как инструмента рыночного управления; 3) конкуренция как двигатель эффективных действий хозяйствующих субъектов и индивидов. Частная собственность на экономические ресурсы выступает основой основ становления и дальнейшего развития рыночных отношений. Пребывая в органической связи со стремлением к прибыли, она действует как инструмент поощрения к экономической активности и выступает наиболее простой и надежной формой гарантии рационального поведения индивидуумов и хозяйствующих субъектов. Отношения частной собственности лежат в основе практически всех форм проявления экономической свободы на рынке и в производстве.
Экономические свободы оформляют право децентрализации принятия решений хозяйствующими субъектами и индивидами. Реализуется оно не только в праве на самостоятельное определение рыночного поведения или образа действий в сфере производства, но и в обязанности предпринимателя брать на себя результаты принятых им самим экономических решений, какими бы они ни были. Децентрализованное управление экономикой принуждает собственника факторов производства учитывать возможные выгоды и потери от своих хозяйственных действий самостоятельно и в полном объеме, в противном случае его неизбежно настигнет крах.
Экономические выгоды и потери могут быть следствием не только индивидуальных действий собственника факторов производства, но и результатом делового поведения контрагентов. Право на свободу договоров обязывает нести индивидуальную ответственность и в таких случаях. Исключительное значение здесь приобретает оформление условий для солидарных действий собственников, которые ставят индивидуальный эгоизм на службу обществу и содействуют ликвидации конфликтов между индивидуальными и общественными интересами. Согласование частных и общественных интересов реализуется на рынке при активном содействии государства как гаранта этических норм в обществе. Децентрализованное право принятия решений допускает значительное число частных решений. Однако цена должна установить спрос и предложение и отобразить экономическую ограниченность ресурсов и товаров. К тому же на рынке, насыщенном различными информационными потоками, цена несет в себе основную информацию для принятия решения относительно объемов производства и использования факторов производства. Этим рыночная цена наиболее точно укажет целесообразность затрат и даст общественную оценку всех товаров и ресурсов. Через цену согласуются интересы производителей и потребителей, при которых индивидуальный интерес может быть реализован лишь в случае общественного признания. Это касается всех товаров, за исключением так называемых общественных, которые не могут быть целиком индивидуализированы и от которых потребитель не может быть отлучен, поскольку они составляют естественный элемент его существования и развития (общественный транспорт, здравоохранение, образование и т. п.).
Признание или непризнание обществом того или иного товара, которое происходит через рыночное ценообразование, управляет процессом производства. И здесь определяющую роль играет конкуренция. Конкуренция принуждает производителей направлять свое предложение на удовлетворение желаний покупателей и требует цены, которая отвечает фактическим отношениям ограниченности ресурсов и товаров. Одновременно конкуренция выступает способом предотвращения ограничения экономической свободы и с этой точки зрения она может быть трактована как свойство этики рыночных отношений. В идеальном варианте конкуренция может защитить экономическую свободу и одновременно привести в соответствие частные и общественные экономические интересы. В конкурентной экономике экономический прогресс всех людей, в особенности в их функции потребителей, подчеркивал Л. Эрхард, идет им на пользу и в то же время преимущества, которые являются следствием высокой производительности экономической деятельности, ликвидируются. Этим конкуренция создает достаток, влияет на социализацию технического прогресса и поддерживает личное стремление к производительному труду.
Таким образом, частная автономия и децентрализованное управление, свободное ценообразование и конкуренция, образуя системное целое, формируют конкурентно-рыночный механизм, который генетически несет в себе отдельные черты нравственности этических отношений. В организации этого механизма заложены потенциальные гарантии также и политических свобод: экономическая свобода, создаваемая конкурентно-рыночным механизмом, не совместима с политической несвободой, точно так же и политическая свобода не может быть объединена с экономической несвободой.
Говоря о положительной стороне этики рыночных отношений, выражающейся в обеспечении экономической эффективности стимулов и принципов хозяйствования рыночной системы, не сдедует забывать и о присущих ей недостатках, являющихся следствием законов рынка, механизма рыночного саморегулирования. Они вызывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики — инфляцию, безработицу, экономические циклы с падением темпов роста, — а также к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают возможности развития сферы общественных благ и услуг. Все это определяется колебаниями и неравномерностью развития платежеспособного спроса различных групп населения. Отсюда необходимость государственного регулирования в современной рыночной экономике. Его масштабы, формы, сферы и т. п. значительно отличаются в разных странах. Но везде они являются элементами современного рыночного механизма, этики рыночных отношений.
Нормы этики находят свое место и в социализации рыночной экономики. Особенность социального характера рыночных отношений в чистом виде состоит в том, что в соответствии с принципами этического индивидуализма и экономической свободы забота о социально-экономическом положении индивидуума должна принадлежать к проблемам, которые находятся в ответственности каждого. Каждый индивид имеет не только право на свободный выбор профессии, ведение предпринимательской и трудовой деятельности, но и обязан сам заботится о своем "месте под солнцем". Экономическая свобода принуждает делать свой выбор с ответственностью, а экономическое принуждение (рынок, как правило, стимулирует более высоким вознаграждением тех, кто является носителем более эффективного труда) определяет степень такой ответственности в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности каждого индивида. Для всех занятых на рынке труда значение этики механизма конкуренции состоит в том, что она влияет на эффективность труда, стимулирует снижение издержек производства и цен, улучшение качества товаров. Отсюда социальные основы рыночной экономики.
Вместе с тем существует много случаев, когда рыночный механизм не позволяет решить нравственные и социальные проблемы и рыночная форма организации экономики становится угрозой развитию общества. В первую очередь это касается групп населения, которые в силу разного рода причин не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности через рыночные механизмы. Больные, люди преклонных лет, дети и т. п., не обладая соответствующей собственностью, не получают рыночного дохода. Не получают его и безработные, занимающие значительное место в странах рыночной экономики. И поскольку рыночный строй обеспечивает доход только участникам рынка, то с точки зрения нравственности рынок аморален по отношению к отмеченным группам населения. С другой стороны, рынок объективно не в состоянии быть иным: данная группа населения не является его субъектом. Эта коренная особенность рыночной экономики, исключающая из экономической деятельности значительные части населения, свидетельствует о цинизме в данной экономике. Таким образом, рыночные отношения — в одно и то же время благо и угроза: благо для его участников и социальная угроза для рыночно несостоятельных групп населения, которые вследствие этого нуждаются в специальной социальной защите и обеспечении.
Социальная защита и обеспечение в условиях рыночных отношений необходимы еще и потому, что рынок неспособен снять социальное напряжение в обществе, так как во многих случаях сам выступает его причиной. Поэтому необходимы государственные институты, которые взяли бы на себя устранение недостатков, связанных с функционированием рынка и компенсировали бы его неспособность быть нравственным по отношению ко всем членам общества. Социальность рыночной экономики как единство действия рыночных сил и государственной активности отвечает трем основным принципам: принципу социального выравнивания, принципу материального выравнивания, принципу социального обеспечения, каждый из которых воплощается в реальные формы сознательной организации социального строя конкретного типа рыночной экономики.
Таким образом, социальный характер рыночной экономики является дуалистичным. Он объединяет требование к производительному труду всех, кто эту задачу объективно может решить, с обязательствами специальных государственных институтов к социальному выравниванию и социальной поддержки тех, кто не может обеспечить себе условий полноценной жизни. Это является еще одной формой проявления этики рыночных отношений.
Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что по своей объективной природе рыночные отношения несут в себе этические начала, которые отвергают принципы иждивенчества и злоупотребления властью. Однако, во-первых, субъекты рыночных отношений своим деловым поведением вносят такие изменения в рыночный механизм, который приобретает во многих случаях черты безнравственности, проявляющиеся как на микроуровне экономики, так и на ее макроуровне. Безнравственное поведение субъектов рынка находит свое выражение в возникающих ежедневно экономических преступлениях и экономической эксплуатации, в алчности и эгоизме предпринимателей, в имеющем место недобросовестном принятии народнохозяйственных решений политиками. Наиболее остро эти проблемы возникают тогда, когда нравственное поведение субъектов рынка вступает в противоречие с целями краткосрочной максимизации прибыли в деятельности компании. Работая на краткосрочную перспективу, рынок всегда поворачивается своей безнравственной стороной. Множество примеров тому дает экономика переходного к рынку периода, когда погоня за повышением прибыли в краткосрочном периоде приводит к фактическому закрытию предприятий в массовом порядке, обнищанию масс вкладчиков, негативно влияет на экономическое состояние общества, подрывает саму идею рыночных преобразований.
Во-вторых, нравственные проблемы этических отношений возникают тогда, когда рынок оказывается недееспособным. Однако ограниченные возможности рынка дополняются в странах с развитой рыночной экономикой целенаправленной деятельностью государства, которое стремится компенсировать рыночные недостатки и берет на себя защиту нравственных идеалов общества. Свидетельством тому является деятельность государства по созданию правового поля, в котором функционируют хозяйствующие субъекты и индивиды, по социальной защите и обеспечении своих граждан, по организации предоставления общественных благ и т. д. Среди нравственных проблем, которые наиболее часто приходится решать государству, дополняя рыночный механизм, имеют место проблемы экономического роста, который сопряжен с отрицательным воздействием на окружающую среду, проблемы финансирования дефицита государственного бюджета, проблемы налогообложения и монетарного регулирования, предоставления общественных благ, проблемы занятости и пр. Их решение зависит от компетентности субъектов экономической политики, значительную часть из которых выбирают сами члены общества и отсюда соответствующую их менталитету.
Таким образом, для этики рыночных отношений характерны, с одной стороны, объективная основа в виде реально складывающихся экономических производственных отношений и системы рыночного саморегулирования, а с другой - субъективная целенаправленная деятельность государства по выражению объективных нравственных потребностей. Взаимодействие этих двух сторон обеспечивает эволюцию этики рыночных отношений в направлении социально-экономического прогресса и тем самым поступательное изменение в учете интересов каждого индивида и общества в целом, без чего становится невозможным дальнейшее цивилизационное развитие.
5. Список литературы
Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.
Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.
Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.
4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.
5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.
6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.