В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая.
В3-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.
Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени.
Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство.
В конце 6 века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ, исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал иерархическуюТабель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора.
После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.
Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. После выплаты налогов у них не оставалось денег даже на семена. это привело ко всевозможным восстаниям и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.
В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.
Позднее средневековье (развитой феодализм).
В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси.
В Японии развивалось общественное разделение труда. С13 века увеличилось число торговых ремесел.
В14-16 веках велась широкая торговляс Китаем и Кореей, что оказало огромное влияние на добывающую промышленность.
В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась тенденция у объединению государства, созданию сильной центральной власти. Объединение страны начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле.
Религия.
В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.
Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др. , присущие первобытным народам.
Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм.
Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма.
Государственное управление.
После 1185 года господствующие позиции в государстве занимают самураи. Каста самураев, или буси, приносит свой образ жизни, что влечет изменения в духовной жизни. Почетное место занимает дзэн-буддизм. Причинами возникновения дзэн-буддизма является то, что в условиях междоусобных войн централизованная власть нуждалась в идеологии.
Сильное влияние дзэновской модификации видно в литературе (стихи, короткие поэмы), живописи (монохромная, портрет), драме (Но, баллада-драма), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (искусство аранжировки цветов икебана и марибана, каллиграфия), сохраняется до сих пор.
Созданная сегунами эффективная и действенная машина управления почти целиком была использована при создании структуры современного государства во время буржуазных реформ (1867-1912).
Искусство и культура.
спецификой обладало и японское искусство.
Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры.
Традиционное японское искусство невозможно представить без каллиграфии. Согласно традиции, иероглифическая письменность возникла из божества небесных образов. От иероглифов впоследствии произошла живопись. В 15 веке в Японии стихотворение и картина прочно соединились в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков — письменные (стихотворения, колофены, печати) и живописные,
и Кабуки — наиболее известные формы театра. Театр Но пользовался огромным успехом у военных. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась при помощи канонизированной пластика актеров и производил не раз сильное впечатление.
Кабуки — более поздняя форма театра, возникновение которой относится к 7 веку.
рубеже 16-17 веков произошел резкий переход от религиозности к светскости. Главное место в архитектуре заняли замки, дворцы и павильоны для чайной церемонии.
Выводы.
Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность. самопожертвования самураев.
Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.
Литература
Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. — М., 1989.
2.Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.
3.Степанянц М. Т. Восточная философия. — М., 1997.