История - одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетии она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую “главу”. Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал; его обобщение позволяет видеть непрерывность исторического процесса, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии выступает как социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в “современности” выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции.
Но история идет за событиями и описывает их. Она не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно “обращаясь” в социологию.
Историк идет за событиями и описывает их как “пространственно-временные целостности”. “Историческое время” - это “эпоха, схваченная мыслью” (Гегель). Оно схватывает сущность событий. Социальное время (время наличного общества - хронологическое или совокупное - конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося.
Социологи используют данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регтюсса в истории.
Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (скажем сильнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода.
Отношение социологии и экономической науки
Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни - экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука (науки) имеет дело с “экономическим базисом”, то есть экономическим строем данного общества. Что входит в этот базис? Естественно, производительные силы общества - орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение (это технический базис). Но главное - взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), по поводу размера и способов распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический базис образует основу хозяйственной целостности общества. Структура экономической целостности - один из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией - наукой о социуме как целостной системе.
Экономические знания, а затем и экономическая наука появились задолго до социологии. Но, как и история, это весьма обширная область социального знания, к тому же охватывающая первичные детерминанты динамики общественного организма. Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки. Она выходила далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи. Не случайно сформировалось и прочно вошло в научный лексикон понятие “политическая экономия”.
Поскольку политическая экономия чрезвычайно важна для целостного анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них – это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социология. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Можно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.
Нетрудно видеть, что в предметное поле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без “собственности”, “производительных сил” и “производственных отношений”, без “рентабельности”, “бюджета” и т.п. Но они для нее - поле понимания сущности “социального” в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических явлений в жизни личности, в институпионализации, в социальной структуре, в обществе как целостной системе (экономическая социология, индустриальная социология, социология труда и др.). Скажем, социология труда изучает трудовую деятельность как социальный процесс, его эффективность, но самое главное - место и роль человека в этом процессе, содержание его труда, меру удовлетворенности им, гуманизацию и оптимизацию трудовой деятельности, ее стимулирование.
Итак, социология органично связана с экономическими науками, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих наук. Но самое главное, социология изучает экономическую жизнь в ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, семейно - бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.
Социология и политическая наука
Особо значима связь социологии с политическими науками, поскольку последние, образно говоря, имеют предметом своего исследования политику как “деятельность по направлению других видов деятельности” (Р. Лукач). Действительно, как политика, так и политические науки осуществляют сознательное целенаправленное регулирование деятельности социальных групп, организаций, партий и движений, вторгаются в конфликты, разжигая или подавляя их. В области политики решаются проблемы локальные, региональные, универсальные и, наконец, глобальные. Подобная деятельность без знания социальных тенденций обречена на субъективизм, произвол, ведущие к катастрофическим последствиям. Сегодня, в конце XX века, это стало очевидным. “Метод проб и ошибок” в политике, в политической теории дорого обошелся человечеству.
Определяя отношение политических наук и социологии, мы, естественно, предполагаем раскрытие их предметной характеристики. Относительно социологии мы это сделали. Что касается политической науки, то она предстает как некоторая совокупность самостоятельных дисциплин, имеющих единый объект - политику как общественное явление. Предмет политических наук - политика - во всем многообразии ее внутренних и международных аспектов. Речь идет об основных понятиях и методологии (политическая теория), о политических системах, структурах и режимах, партиях, группировках, движениях и прочем общественном мнении и политическом поведении граждан.
Из этого видно, что, как бы широки не были сферы политической жизни, это все же лишь отдельные области (будь то политическая власть или политический режим). Все дело заключается в том; что строго научными методами эти области, “вырванные” из контекста общества, охватить невозможно. Необходима общая теория общества, целостная концепция социального поведения индивида, общности, института или социального движения. Это дает социологическая наука. Сегодня ее роль для политики просто невозможно переоценить.
Но социология также стремится охватить область политики, рассматривая ее в общем контексте системного движения социального целого. Общество как систему, как структуру, как социальный институт просто невозможно представить без политики, политической сферы. Можно сказать, что именно в политике системное качество общества выражено наиболее концентрированно, оно наиболее развито и зрело. В политике всегда есть момент всеобщего, ибо она связана с непреходящими институтами человеческого общества - управлением, регулированием и властью. Совершенно закономерно в структуре социологической науки сформировалась своя собственная область политического знания - социология политики. Именно она изучает взаимосвязь политической сферы с другими сферами социальной жизни. Например, взаимодействие" политических институтов с другими социальными институтами - собственности, образования, науки, культуры, семьи и пр. И вот здесь социология политики не может обойтись без общетеоретических и методологических основ общей политической теории. Итак, существует теснейшая связь между предметными областями социологии и политической науки. Добываемое научное знание в результате этого взаимодействия и выступает основой практической социальной деятельности, связанной с функционированием, изменением и развитием общества как целого.
Связь социологии и психологии
Если общая социология имеет своим предметом общество в его тотальности, раскрывает общие тенденции его функционирования и изменения, то общая психология исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент, который является составной частью этих отношений.
Развитие социологии как таковой, формирование психологической науки не могло не привести к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения (“психологические факты”), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.
Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.
Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как “продукта общественных отношений”, знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих “сторон” человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только в области малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?
Следует сказать специально о понимании соотношения социологии и “коллективной психологии”, выработанным П. Сорокиным еще в 20-е годы и не утратившем своего значения и в наши дни. Для него “коллективная социология” - это и есть социальная психология, или как ее иначе называют, “психология народов”. П. Сорокин, обобщая данные науки на этот счет, не без основания полагал, что социальная психология, если она не ставит своей задачей изучение всех основных форм взаимодействия между людьми и явлениями, возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем и социология. При этом он высказал важное методологическое положение о возможном их слиянии. Оно не потеряло своего значения и сейчас.
Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.