смотреть на рефераты похожие на "Становление и основные этапы исторического развития социологии"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии 4
Предмет и специфика социологии как науки 8
Социология и другие науки об обществе 14
Структура социологии 17
Заключение 19
Введение
Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться
наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет
исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также
категориальный аппарат, описывающий сущностные основы данного предмета.
Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в
результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы
сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно
на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в
качестве основ науки, ростков новых направлений развития человеческой
мысли.
«Социология – одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.»1 Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его истории. Обычно слово «социология» ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Опрос – важный инструмент исследования в социологии, но основной задачей ученых-социологов считался анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.
Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Становление и основные этапы исторического развития социологии.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей
древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он
существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов
– в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких
рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых
делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути
наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности
с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок
общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и
счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.
Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика»
Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в
частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к
проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили
учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной
мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон
общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм
Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие
средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в
обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего
общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и
традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.
Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество
и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак
Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки
развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль
религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель
общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект,
поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.
В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.
Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.
Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем.
Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и
процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства,
когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего
единственным способом увеличения производительности стало рациональное
использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут
управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме
того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы
осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями
и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны
и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей
ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие
между людьми и результаты таких взаимодействий.
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»1
Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда,
когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и
появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных
явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить
трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX
века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль
Дюркгейм.
К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.
М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).
Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1
Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.
Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное
О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием
благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий
социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и
возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
Предмет и специфика социологии как науки.
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.
Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов
населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы
парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают
общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим
вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам
ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах
проводятся свои специфические социологические исследования, в которых
определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием,
работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты
осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель
глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень
социологических исследований, который создает образ социологии как
прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,
сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет
и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?
Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов:
латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие,
учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так
ее и характеризует американский социолог Дж.Смелзер в своем учебнике
«Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в
его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и
социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией,
историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии,
социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить
собственную область социологического исследования, а также определить те
методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует
провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Сначала уточним общие понятия объекта и предмета.
«Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»1
Таким образом, «объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).»2 Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.
Предмет исследования существует только в голове исследователя, то
есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя
предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько
сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние
других, не выделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту
исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например,
каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может
заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя
фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания,
человека, проживающего в здании – с точки зрения удобства внутренних
помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами
объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.
В самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам
Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое
содержание посредством практических и познавательных действий с
объектом».Каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют
физика и химия, биология и психология, экономика и социология и так далее.
Все эти науки изучают природу и общество, но каждая из них изучает свою
особую сторону или сферу, объективной реальности, специфические только для
данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и также
сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих
наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества
общественных и технических наук, социальная – наук общественных и
гуманитарных.
Итак, в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.
«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.»1
Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом
исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно.
Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой
науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и
высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так
как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской
деятельностью ученых.
Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, - это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. (с.25).
Выделение предмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющих сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительства, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека, его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет?
Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а «как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.»1 Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, на которых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого нами целого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша система упорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при изменении положения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальных шариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положении одного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей и взаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими. Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различии и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Важным моментом в определении предмета социологии является следующее: при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положения отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничения поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множеств совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий.
Социология и другие науки об обществе
Для того, чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.
В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в
недрах философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и
Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве
подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в
социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта,
Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной
философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде
исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология
переплетается с социальной философией.
Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией
обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает
общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными
установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.
Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии
именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных
проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению
«отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не
умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.
Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала
активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с
применением сложных математических процедур, в том числе и теорию
вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических
закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического
исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики,
демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.
Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий, например, экономической теории и экономической социологии. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия – «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций и так далее, он выступает как социолог.
Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? С точки зрения науковедения, становление любой науки, прежде всего, связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института.
В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из
которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование
самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые
осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические
методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий;
3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов
учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и так далее;
4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин:
национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии
процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-
х годов XIX столетия.
Структура социологии
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1 – уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности, и принципы данной области; 2 – уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3 – социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. «Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов.»1 Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий.»1 Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.
«Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении.»2
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций и так далее. Здесь идет речь о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельности людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, «Социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.»1 Социология одна из конкретных наук и имеет практический характер. Социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности и прямо отвечает на вопрос: для чего? – для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования всесторонне развитой личности, для социального управления и так далее. Знание проблем социального развития, социального управления, планирования и прогнозирования, а также специальные отрасли социологического знания связаны с социальной политикой партии и государства, то есть ориентированы на решение социальных проблем.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются познавательная, связанная с изучением закономерностей социального развития, тенденцией изменения различных социальных явлений и процессов; практическая, определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; идеологическая, обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.
Практическая функция социологии тесно связана с познавательной.
Единство теории и практики – характерная черта социологии. Вскрывая
закономерности развития различных сфер общества, социологические
исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления
действенного социального контроля над социальными процессами и выдвигают
научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем,
которые являются теоретической основой построения перспективных планов
социального развития.
Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования; во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 5.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 20.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 20.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 19.
2 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 21.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед.– 1990. –
№ 2. – С. 3-16.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 21.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед. – 1990. –
С. 3-16.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед. – 1990.
– С. 3-16.
2 Там же, с. 3-16.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 25.