Рефетека.ру / География

Доклад: Экономико-географический анализ Японии

Экономико-географический анализ Японии ЭГП

Япония – страна-архипелаг, занимающая площадь в 372 тыс. кв.км., расположена на четырех крупных (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю) и почти 4000 мелких островах. Граничит Япония с Россией по проливу Лаперуза, а с Северной и Южной Кореей по Японскому морю. ЭГП Японии выгодное. Это объясняется прежде всего тем, что она расположена на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Это открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда. Еще одной положительной стороной ЭГП является относительная близость США, дающая возможность экономического сотрудничества, и Бразилии с Австралией – экспорт природных ресурсов.

Население по численности населения – 125 млн. человек – Япония входит в "первую десятку" стран мира. Однако за последние десятилетия характер естественного движения населения резко изменился. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства в 50-х годах. Прежде всего, изменились показатели рождаемости, достигнув в 1993 году 10 человек на 1000, что составляет в 3,4 раза меньше, чем в 1947 году. Из всех экономических стран мира только Италия имеет более низкий показатель. Одновременно снизилась и смертность достигнув в 1990 году 6,5. А детская смертность достигла самого низкого уровня в мире – 4. В результате, Япония вышла на первое место в мире по продолжительности жизни – в 90-х годах она составила 79 лет. Соответственно изменился и показатель естественного прироста, снизившийся с 1950 года в 4 раза до 4 в 1990. Снижение рождаемости и естественного прироста населения не может не сказаться и на общей численности – по прогнозам, она должна начать падать в 2015 году.

Национальный состав Японии

Национальный состав Японии исключительно однородный – японцы составляют более 99% населения. Две основные религии страны: синтоизм и буддизм. Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое влияние с раннего возраста.

Средняя плотность населения Японии оставляет 336 человек на кв. км. Это один из самых высоких показателей в мире. Однако в действительности все население страны сосредоточено на территории, составляющей всего 15% от общей. Следовательно, реальная плотность населения здесь – 2300 человек на 1 кв. км. А в черте городов, занимающих 2,25% территории Японии, она поднимается до 10000 человек. Óрбанизация в Японии приближается к 77% - одно из первых мест в мире, - причем, городами считаются населенные пункты с 50000 жителей. Всего в стране насчитывается 650 городов, из них с населением свыше 100000 человек – 200, а городов-"миллионеров" – 12. Крупнейшие города – Токио (8,4 млн.; 20,8 млн.), Осака (2,6 млн.; 10,8 млн.), Нагоя и Иокагама. Òри крупнейшие агломерации Японии – Кейхин (Токио, Иокогама, Кавасаки и Тиба – 27 млн.), Хансин (Осака, Кобе и Киото – 25 млн.) и Тюкё (Нагоя – 10 млн.). Эти три агломерации формируют японский мегалополис Токайдо, протянувшийся вдоль побережья острова Хонсю на 650 км. В его пределах на территории в 70 тыс. км.кв. живет 56% всего населения Японии – 70 млн.

Промышленность

В;ажная особенность Японии – ее исключительно сильная втянутость в международные экономические связи. Слабая обеспеченность страны топливом (49% импорта) и сырьем (13% импорта) привела к тому, что она на 90% ориентируется на их импорт. С другой стороны, экономика страны чрезвычайно зависит от экспорта готовых изделий.

Машиностроение

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности, занимая первое место в мире. По доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) Япония занимает 3-е место, а по доле его в экспорте (64%) – 1-ое. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение (1-ое, 41 млн. в 1994 г.), судостроение (1-ое, 38%), робототехника (1-ое, 40%), микроэлектроника (1-ое, 46% общемировой продукции, 1993 г.), бытовая электроника (1-ое), станкостроение (1-ое), пр-во часов (2-ое). Ныне японское автомобилестроение занимает лидирующие позиции на мировом рынке, причем не только по объему, но и по качеству и себестоимости продукции. Крупнейшие автомобильные концерны – "Тоёта", "Ниссан", "Хонда", "Мазда". Главные центры машиностроения расположены в пределах мегалополиса Токайдо в агломерациях Токио, Осаки и Нагои. Однако по судостроению выделяются Иокогама, Осака, Кобе, Куре, а по автомобилестроению – Нагоя.

Электроэнергетика

По производству электроэнергии – 900 млрд. кВт/ч в год Япония занимает 2-ое место в мире. ТЭС вырабатывают около 60% всей электроэнергии и обеспечивают основную нагрузку в энергосистемах также, как и атомные электростанции, вырабатывающие 30% электроэнергии. ГЭС же производят не более 10%. В настоящее время 75% потребляемого в стране природного газа используется для целей электроэнергетики, поэтому важное значение имеет проект сооружения трансяпонского газопровода, качающего газ из Камчатки, Сахалина, Китая. Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии, ведь она расположена на сейсмическом поясе. На острове Хонсю известны десятки горячих источников, гейзеров и фумарол, на которых построены геоТЭС. А солнечная энергия используется для обогрева помещений и нагрева воды.

Черная металлургия

Черная металлургия: - одна из важных отраслей международной специализации (1-ое, 15% мирового пр-ва стали). Выплавка стали производится только êислородно-конвекторным (70%) и электросталеплавильным (30%) способами. Япония – крупнейший в мире экспортер стали – в США, Китай. Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная и территориальная концентрация. Три основных района: район Внутреннего моря (Фукуяма, Хиросима), Осакский, Токийский (Токио, Иокогама), в основном ориентирующихся на импортное топливо [коксующиеся каменные угли (80%) – Австралия, США, Канада] и железосодержащее сырье [металлолом – Россия, США; железная руда (100%) – Австралия, Индия, Бразилия].

Сельское хозяйство

Крупный сельскохозяйственный район – низменность Канто. В нем развито рисоводство, овощеводство, плодоводство, возделывания чая, табака, а также разведением свиней и птицы. У городов Хиросима и Куре проходит "зеленая полоса, где выращивают рис, виноград, цитрусовые.

Рыболовство

Северо-Западная часть Тихого океана – главный район мирового рыболовства. Японии, ведущей здесь добычу морепродуктов в четырех зонах (пресного рыболовства 0,2 млн. т.; прибрежного рыболовства 3,5 млн. т.; зона средней дальности – акватории Японского, Охотского, Берингова морей – 6,5 млн. т.; зона дальнего экспедиционного лова), принадлежит 1-ое место в мире.

Лицевую часть Японии" образует Тихоокеанский пояс, промышленное ядро страны, – 1/3 территории, 2/3 населения, 4/5 промышленного производства, ½ сельскохозяйственного производства. Здесь находится главный экономический район Японии – Канто, состоящий из Южного Канто (столичная агломерация Кейхин, Токио – отрасли высокой технологии) и Северного Канто (один из главных сельскохозяйственных районов Японии). На западе от этого района – район Токай (электронная, автомобильная, авиационная промышленность, сельское хозяйство), ядром которого является агломерация Тюкё. К западу этого района располагается район Кинки (ТЭС, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая пр-ть, машиностроение и наукоемкие отрасли), занимающий второе место после столичного района Канто, в котором находится агломерация Хансин, ядром которой служит вторая столица Японии - Осака. За пределами мегалополиса Токайдо расположен район Тюгоку – один из главных в стране районов тяжелой промышленности. На севере о. Кюсю – угольная, металлургическая, нефтехимическая пр-ть, машиностроение и судостроение.


Похожие работы:

  1. • Экономико-географический анализ Индии
  2. • Экономико-географический анализ Латинской Америки
  3. • Экономико-географическая характеристика ...
  4. • Особенности размещения предприятий сервиса
  5. • Экзаменационные билеты по экономической географии - весенний ...
  6. • Экономико-географическая характеристика Южного ...
  7. • Особенности и изменение экономико-географического положения ...
  8. • О последствиях трансурбанизма и парадигмах ...
  9. • Экономико-географическое положение
  10. • Общая экономико-географическая характеристика России
  11. • Экономическая география
  12. • Экономико-географическая характеристика Японии
  13. • Экономико-географическая характеристика ...
  14. • Анализ экономико-географических факторов Республики ...
  15. • Сравнительная экономико-географическая характеристика ...
  16. • Экономико-географическая характеристика ...
  17. • Экономико-географическая характеристика топливной ...
  18. • Особенности экономико-географического положения ...
  19. • Особенности изменения экономико-географического положения ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com