Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Психологизм в русской литературе

Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.

  Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,

создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток

его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это

примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).

  Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические

типы ("Хорь и Калиныч").

  В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,

главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в

единстве и взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность".

Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,

общечеловеческая природа индивидуальности.

  Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только

сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из

под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).

  Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и

миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,

тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и

самооценка своего внутреннего мира.

  Структура сомосознания:

  1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его

  собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" -

  лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира.

  2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что

  человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,

  самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя

  самой.

  3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.

  В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с

кантовской философией "долженствования": самодисциплина, самообладание,

способность быть себе господином.

  Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.

# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.

                                Психологизм осуществляется в форме прямых

                                авторских размышлений или в форме самоанализа

                                героев, или косвенным образом - в изображении

                                их жестов, поступков, которые должен аналити-

                                чески истолковать подготовленный автором

                                читатель (Гинзбург)

                                Основные формы Псл анализа  возможно разделить

                                на изображение характеров изнутри (внутренняя

                                речь, образы памяти и воображения) и извне -

                                интерпритация писателем выразительных

                                особенностей речи, речевого поведения, мимичес-

                                кого и других средств внешнего проявления

                                психики (Страхов)

                                "Суммарно-обозначающая" форма: писатель сам

                                кратко называет те процессы, которые происходят

                                во внутреннем мире, но не прослеживает сам

                                процесс протекания чувства (Есин)

  Три основных формы психологизма:

1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их,

повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические

детали, портрет, пейзаж, музыку.

2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм -

это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков

внешнего проявления психологии.

3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического

изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в

сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон,

исповедь, дневник).

  В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь-

одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в

соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке

душевной жизни персонажа.

  Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-

эпизод из  "Войны и мира", где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения

неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).


Похожие работы:

  1. • Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В ...
  2. • Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"
  3. • Психологизм в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова
  4. • Психопоэтика И.С. Тургенева - романиста (на ...
  5. • Духовное становление личности
  6. • О Достоевском и русском романе XIX века
  7. • В.А.Жуковский
  8. • Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и ...
  9. • Русская философия XI-XX вв.
  10. • Дискурсные единицы, уровни, приемы и принципы ...
  11. • Эстетико-функциональная природа древнерусской ...
  12. • Бунин
  13. • Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект
  14. • Лирическая проза И.Бунина и ее развитие
  15. • Психологизм и антипсихологизм: возникновение, спады и подъемы
  16. • Перспективы развития психологизма в начале XXI века
  17. • Психологізм української літератури XIX ст.
  18. • Психологізм дитячих ...
  19. • Розвиток дитячого психологізму у творах А. Тесленко
Рефетека ру refoteka@gmail.com