Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене
# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПЕРСОНАЖА.
Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения, создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).
Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические типы ("Хорь и Калиныч").
В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,
главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в
единстве и взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность".
Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,
общечеловеческая природа индивидуальности.
Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).
Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы, тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и самооценка своего внутреннего мира.
Структура сомосознания:
1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" - лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира.
2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость, самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя самой.
3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - самоконтроль личности.
В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с
кантовской философией "долженствования": самодисциплина, самообладание,
способность быть себе господином.
Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.
# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.
Психологизм осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образом - в изображении их жестов, поступков, которые должен аналити- чески истолковать подготовленный автором читатель (Гинзбург)
Основные формы Псл анализа возможно
разделить на изображение характеров изнутри
(внутренняя речь, образы памяти и воображения) и извне
- интерпритация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения,
мимичес- кого и других средств внешнего проявления психики (Страхов)
"Суммарно-обозначающая" форма: писатель сам кратко называет те процессы, которые происходят во внутреннем мире, но не прослеживает сам процесс протекания чувства (Есин)
Три основных формы психологизма:
1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их, повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические детали, портрет, пейзаж, музыку.
2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм - это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков внешнего проявления психологии.
3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон, исповедь, дневник).
В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь- одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке душевной жизни персонажа.
Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-
эпизод из "Войны и мира", где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).