В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов, нахов). Со времен хуррито-урартских государств (III-Iтысячелетии до н. э.) пришло язычество. У каждого явления природы, у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца, дождя, войны, любви, плодородия. Имена некоторых богов дошли до наших дней как чеченские мужские и женские имена: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух и другие. Еще одна память о язычестве – принятые у чеченцев клятвы. Например: «клянусь золотым солнцем», «клянусь землей», «клянусь хлебом».
О языческом и христианском прошлом предков чеченцев и ингушей рассказывают легенды и предания, памятники древней и средневековой материальной культуры, открытые археологами.
Три древнейших христианских храма - Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский - находятся в Ассиновском ущелье. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе. Историк М.Б.Мужухоев («Проникновение христианства к вайнахам») предполагает, что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого капища, посвященного божеству «Тхаба». Это имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством «Тхьа». Процесс христианизации чеченцев и ингушей продолжалсяв период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг.) На это, в частности, указывает появление вблизи от центрального храма Тхаба-Ерды двух новых церквей, а также многочисленные находки христианских крестов. Чеченское название креста «жаар» созвучно грузинскому «джвари», что подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через Грузию.
Грузинско-чеченские связи периода христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних пергаментных рукописных псалтырей, в которых использовался грузинский алфавит. Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерды, был обнаружен в конце 19 в. Другой - был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это - понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева).
В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища, посвященные местным святым, схожим с известными христианскими. Таков, например, храм Тамышь-Ерда, в честь святого, воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия. Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества.
Период христианизации был в исторической перспективе весьма недолгим. В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный удар по Грузии, и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских горцев прекратилась. Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни других народов Кавказа, в том числе чеченцев. Запертые в труднодоступных горных ущельях, они были отрезаны от равнинных областей, оторваны от внешнего мира. А построенные христианские храмы были брошены на произвол судьбы.
Жизнь в горах вернула чеченцев к дохристианским верованиям. Вновь расцвело язычество. Впрочем, древних божеств, связанных в сознании чеченцев с силами природы, народ, оказалось, и не забывал. Об этом свидетельствуют постройки-святилища в честь богов-покровителей, возведенные как раз в период активного распространения христианства - в XII-XIII вв. Некоторые христианские храмы были перестроены в соответствии с нуждами языческих ритуалов.
В сложном пантеоне языческих божеств средневековья были почитавшиеся всеми Дела́, Тушоли́, Мятцил, Сиели, Ерды, Молыз-Ерды. Кроме того, своих богов почитали отдельные группы поселений. Богов-покровителей имели также отдельные села и даже некоторые семьи.
Верховным божеством вайнахского языческого пантеона был бог Дела́. Об этом свидетельствует подчиненная роль других божеств, что можно проследить в молитвенных обращениях к ним. Дела́ сохранил свой авторитет и после принятия чеченцами ислама (имя Дела́ в молитвах на чеченском языке отождествляется с именем Аллаха). У жителей Джейрахского ущелья, основу хозяйства которых составляло скотоводство, наибольшим почитанием пользовалось божество Галь-Ерда. В записанных этнографами молитвенных обращениях к этому богу интерес представляет, в частности, их социальный аспект. В них есть такие слова: «Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба, пусть те люди никогда да не восторжествуют над нами…»
В период позднего средневековья в чеченском обществе заметно усилилась роль жречества. Жрецы, как посредники между божествами и людьми, были окружены ореолом святости и неприкосновенности. Они одевались в белое. Жрец первым во время моления обращался к божеству, освещая жертвоприношения. Только он один, (а другие лишь с его разрешения) могли входить в святилище. Жрецы, почитались за ясновидящих. Они предсказывали урожай, погоду, время начала сельскохозяйственных работ, занимались медицинской практикой. К жрецу обращались в трудные для семьи или всего общества дни – в случае неурожая, болезни и т.п., с надеждой, что он укажет средство, которое поможет устранить беду. И чаще всего в качестве такого средства предлагалось жертвоприношение.
В обязанности жрецов входило поддержание социальной стабильности в обществе и решение вопросов гражданского права. Они также охраняли имущество, принадлежавшее святилищам - многочисленную храмовую утварь, скот, покосы и пашни.Этнографические материалы свидетельствуют, что храмовые пашни и покосы никогда не обрабатывались самими служителями культа. Для этой цели использовался труд общинников, которые по очереди проводили сельскохозяйственные работы на полях, кормивших жречество. Впрочем, часть продуктов шла на храмовые праздники и потреблялась сообща. Жреческая прослойка существовала и за счет ценных приношений верующих. Драгоценности, которые хранились в храмовых тайниках, были в ходе археологических раскопок обнаружены во многих святилищах.
Христианство неполучило широкого распространения на территории Чечено-Ингушетии в 12-13 вв. Об этом свидетельствуют, в частности, погребальные ритуалы этого периода. Материалы археологических экспедиций показали, что покойника клали в склеп, снабжая его предметами быта. В их числе: вооружение – для воинов, предметы культа - для знахарей и т.п. При захоронениях мужчин к могиле подводили коня и конец узды давали в руку покойному. Похороны умершего сопровождались расточительными поминками, которые повторялись через год и через два. Смысл повторных поминок был в том, чтобы показать умершему заботу живых о нем, и тем задобрить усопшего. Страх перед покойниками был столь силен, что клятва и присяга на могиле считались самыми верными. Для усопших родственников каждая семья регулярно устраивала жертвенный ужин по окончании жатвы. Пересылка пищи на тот свет сопровождалась молитвой хозяина дома, из которой явствует, что чеченцы представляли загробную жизнь как продолжение жизни земной со всеми ее трудностями и радостями.
Особое место среди памятников, связанных со средневековыми религиозными культами вайнахов, занимают петроглифы - знаки на камнях, встроенных в стены башен, склепов, святилищ, а впоследствии - и мечетей. Такие же знаки присутствуют в орнаментах на одежде, утвари и предметах обихода. Это изображения человеческих рук - древний знак силы, могущества, мастерства;кресты, заключенные в круги; затейливые розетки и спирали - знаки солнца и небесных светил; фигурки людей, диких и домашних животных. Часто встречаются изображения свастики - одного из древнейших символов вечного огня и очищения. Рисунки-петроглифы на камне – памятники религиозной и художественной истории вайнахов.