Транспортировка продукции
Ключевая роль транспортировки в деятельности ООО «Сибтеплоэлектрокомплект» объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.
Транспортировка включает в себя следующие составляющие:
экспедирование;
грузопереработку;
упаковку;
передачу прав собственности на груз;
страхование.
Управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
выбор способа транспортировки;
выбор транспортного средства;
выбор перевозчика и партнеров по транспортировке;
оптимизация параметров транспортного процесса.
Существуют следующие основные виды транспорта:
железнодорожный;
морской;
речной;
воздушный;
трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования.
В процессах осуществления закупок и доставки продукции потребителям фирма-поставщик может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а различных партнеров (посредников).
Прежде всего, менеджмент фирмы должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев, к которым относятся:
затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств;
затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других посредников в транспортировке;
скорость (время) транспортировки;
качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза).
Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для ремонта и обслуживания транспортных средств.
В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.
В затраты на транспортировку входят как непосредственно транспортные тарифы за перевозку определенного объема груза (выполнение определенного объема транспортной работы), так и затраты, связанные с транспортно-экспедиционными операциями, погрузкой, разгрузкой, затариванием, перегрузкой, сортировкой. Как правило, транспортные затраты (наряду со временем доставки) являются основным критерием выбора вида транспорта и способа перевозки.
Время доставки (транзитное время) является также как и затраты приоритетным показателем. Сокращение времени доставки часто дает фирме существенные конкурентные преимущества на рынке сбыта продукции.
Наряду с перевозчиком основным посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза.
Транспортные издержки
Издержки на транспортировку включают все составляющие затрат на элементарные логистические активности, из которых она состоит, причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится непосредственно на процесс перевозки.
В свою очередь все затраты на перевозку могут быть разделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.
К переменным затратам относятся:
затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;
затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);
заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющую перевозку);
амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса);
К постоянным затратам обычно относят:
расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
накладные и прочие расходы;
затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату).
В тоже время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для каждого вида транспорта имеется специфика их определения.
Затраты в рублях на территории Российской Федерации укрупненно складываются из следующих элементов:
Срубл. = Стопл. + Ссм. + Стоир. + Сш. + Сам. + Сзп. + НР, (2.5.1)
Где Стопл. – затраты на топливо;
Ссм. – затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
Стоир. – затраты на техническое обслуживание и ремонт;
Сш. – затраты на восстановление износа и автомобильных шин;
Сам. – амортизационные отчисления на реновацию подвижного состава;
Сзп. – заработная плата водителей;
НР – накладные и прочие расходы.
Методика определения составляющих затрат в формуле (2.5.1) достаточно хорошо известна и базируется на соответствующих нормах и нормативах.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru