Согласно ст. 5 и ст. 19 Федерального Закона “O свободе совести и о религиозных объединениях” (далее - Закон о свободе совести) религиозное образование в Российской Федерации осуществляется в следующих формах: 1) самообразование 2) семейное образование, предполагающее воспитание и образование детей родителями (лицами, их заменяющими) с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания 3) религиозное образование в образовательных учреждениях религиозных организаций, в том числе в учреждениях профессионального религиозного образования 4) обучение религии несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.
I Обучение религии учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений
Согласно п. 4 ст. 5 Закона о свободе совести по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
1. Поскольку в приведенной норме употребляются термины “религия”, “религиозная организация” закон должен пояснить какие именно религиозные вероучения могут преподаваться детям и каким религиозным организациям предоставлено право обучать религии детей. Известны случаи, когда в государственной школе занятия по религии организуют представители деструктивных религиозных организаций. Русская Православная Церковь считает такую практику недопустимой- деструктивные религиозные организации не должны иметь доступа в государственные и муниципальные образовательные учреждения. В связи с этим предлагается закрепить в Законе о свободе совести понятия “традиционных религий” и “традиционных религиозных организаций” и наделить исключительно их правом проводить занятия по религии в государственных и муниципальных школах.
2. В соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. ) право на религиозное образование является одной из форм реализации свободы совести и свободы вероисповедания: “каждый человек ,-гласит Всеобщая декларация- имеет право на свободу совести и религии, в частности право исповедовать свою религию или убеждения… в учении”. Подобное положение необходимо закрепить в действующем Федеральном законе о свободе совести, поэтому необходимо дополнить установленный в п. 1 ст. 3 Закона перечень форм реализации свободы совести и свободы вероисповедания правом на религиозное образование. При этом следует иметь ввиду, что одной из гарантий права на религиозное образование является закрепленная в п. 4 ст. 5 Закона о свободе совести возможность обучать религии учащихся государственных и муниципальных школ. Между тем, в опубликованных на сегодняшний день комментариях к Закону о свободе совести , в частности , в комментарии А. Себенцова, дается неверная трактовка правового института обучения религии. Авторы комментариев утверждают, что государство позволяет религиозным организациям обучать детей в помещениях государственных и муниципальных школ только потому, что у религиозных организаций не хватает собственных помещений для религиозного обучения. В действительности же речь идет о другом: допуская религиозные организации в массовые школы государство гарантирует (обеспечивает) школьникам свободу совести и свободу вероисповедания. И, действительно, где как не в государственных школах, в которых учится большинство российских детей, можно в полной мере реализовать упомянутые свободы.
3. Правовая модель обучения религии учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений закреплена не только в п. 4 ст. 5 Закона о свободе совести, но также и в Письме Министерства образования РФ “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений” от 04.06.99. № 14-53-281ин 14-04. По мнению Русской Православной Церкви, а также ведущих учебных и научных центров страны закрепленная в упомянутых нормативных источниках модель обучения религии неудовлетворительна и должна быть изменена (см. совместное Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Президента РАН, академика Ю. С. Осипова, Президента РАО, академика Н. Д. Никандрова, ректора МГУ, академика РАН В. А. Садовничего на имя Министра образования В. М. Филиппова от 21.01.99.).Эта модель построена по американскому образцу. Действительно, в США- стране мировоззренческого плюрализма используется факультативная система образования, предполагающая исключение религиозных предметов из образовательного процесса государственных школ. Русская Православная Церковь считает, что для Российской Федерации с ее богатейшими духовно-нравственными традициями, когда религия представляет собой не только определенное мировоззрение, но также и национальную, культурно-историческую ценность, такая модель обучения религии непригодна и, более того, позорна. С юридической точки зрения недостатки этой модели заключаются в следующем.
1) В силу общих положений Письма “обучение религии может быть организовано для несовершеннолетних обучающихся … в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.” Однако в п. 4 ст. 5 Федеральном Законе “О свободе совести и о религиозных объединениях” возраст имеющих право на обучение религии несовершеннолетних учащихся не ограничен. В этой связи обучать религии можно и малолетних воспитанников дошкольных образовательных учреждений, поэтому необходимо включить в приведенный в общих положениях Письма перечень образовательных учреждений, имеющих право предоставить религиозным организациям возможность обучать детей религии, дошкольные образовательные учреждения.
2) Согласно абзацу 6 п. А Письма обучение религии осуществляется вне рамок основной и дополнительной образовательной программы. Данное положение совершенно исключает учебные занятия по религии из образовательного процесса, отказывает правовому институту обучения религии в его образовательном характере. Действительно, в силу ст. 9 Закона РФ “Об образовании” реализуемые в общеобразовательных учреждениях образовательные программы подразделяются на две разновидности -основную и дополнительную. Между тем, согласно Письму обучение религии детей должно осуществляться вне рамок этих программ. Выводя вероучительные занятия за рамки образовательного процесса Письмо игнорирует тот факт, что обучение религии - это не только одна из форм реализации права на свободу совести, но и разновидность образовательной деятельности, а именно образовательная услуга религиозной организации. В результате возникает целый ряд недоумений: каким образом можно осуществлять образование учащихся вне существующих образовательных программ? Является ли программа по религиозному образованию, не относящаяся, согласно закону, ни к одному из известных действующему законодательству видов образовательных программ, образовательной программой? Письмо подчеркивает, что вероучительные занятия проводятся во внеучебное время, за рамками расписания учебных занятий. Но как объяснить детям отсутствие уроков по религии в школьном расписании? Если урок в расписании не предусмотрен, значит это и не урок: можно его пропустить, не опасаться плохой оценки и т. п. Поскольку обучение религии не входит не только в основную, но и в дополнительную образовательную программу, аттестация учеников по данному предмету проблематична.
В силу этого в абзаце 6 п. А. Письма нужно уточнить, что обучение религии осуществляется вне рамок основной образовательной программы государственных и муниципальных образовательных учреждений.
3) В абзаце 7 Письма говорится о том, что “условия реализации программ обучения религии должны соответствовать государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся.” Напрашивается вывод о том, что несоблюдение хотя бы одного из указанных требований является достаточным основанием для отказа религиозной организации в проведении занятий по религии в государственной школе. Возникает вопрос о том, кто будет решать вопрос о соблюдении этих требований? Дело в том, что включенное в абзац 7 п. А Письма положение скопировано из п. 9 ст. 33 Закона РФ “Об образовании ”, который, в свою очередь, определяет предмет и содержание лицензионной экспертизы. Затраты на проведение такой экспертизы оплачивает учредитель образовательного учреждения. Таким образом, соблюдение перечисленных в п. 9 ст. 33 Закона РФ “Об образовании ” требований является основанием для положительной экспертной оценки образовательного учреждения, необходимой для получения им лицензии. Степень соблюдения образовательным учреждением указанных требований определяет экспертная комиссия, состоящая из компетентных специалистов. Какое отношение имеет п. 2 ст. 33 Закона РФ “Об образовании” к процессу обучения религии?
Применяется ли указанный в п. 2 ст. 33 Закона РФ “Об образовании” порядок при решении вопроса об обучении религии? Если он применяется, то в Письме нужно сделать соответствующие указания.
Из текста Письма неясно каковы государственные и местные требования к образовательному цензу привлекаемого к обучению религии персонала религиозных организаций. В системе существующих в настоящее время нормативных правовых актов необходимые разъяснения по поводу образовательного ценза лиц, обучающих несовершеннолетних религии, также отсутствуют.
Итак, требование, изложенное в абзаце 7 п. А Письма следует исключить по следующим причинам. Во-первых, большинство государственных и муниципальных образовательных учреждений имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности, так что упомянутые требования в них соблюдены. Во-вторых, в силу отсутствия в Письме перечня оснований отказа школьной администрации, органов школьного самоуправления, а также органов местного самоуправления в проведении занятий по религии абзац 7 п. А. Письма может подать повод к необоснованному отказу в обучении учащихся религии.
4. На сегодняшний день очевидно, что религиозное образование является не только формой реализации свободы совести и свободы вероисповедания, но также и разновидностью образовательной деятельности религиозных организаций и их последователей. На это обстоятельство указывает, во-первых, сам термин “религиозное образование”, буквальный смысл которого предполагает осуществление образовательной деятельности в сфере религии. Во-вторых, приведенное утверждение имеет нормативное обоснование. В упомянутом Письме Министерства образования одна из форм религиозного образования, а именно обучение религии, рассматривается как “воспитание и преподавание основ вероучения”. Подобная тенденция квалификации религиозного образования в качестве особого вида образовательной деятельности прослеживается и в зарубежном законодательстве. В частности, некоторые конституции зарубежных стран, таких как Греция, Кипр, Германия и Бельгия, хотя и трактуют право на религиозное образование как составной элемент свободы совести, тем не менее помещают статьи о религиозном образовании в разделах, посвященных образовательной системе государства.
Приведенные аргументы позволяют рассматривать религиозное образование как разновидность образовательной деятельности религиозных организаций и их последователей. К сожалению, это обстоятельство не нашло отражение в Законе РФ “Об образовании” (далее-Закон об образовании). Действительно, этот закон не содержит ни одной статьи , более того, в нем нет ни одного слова о религиозном образовании. Лишь в п. 7 ст. 33 Закона кратко определены особенности лицензирования образовательных учреждений религиозных организаций. Однако, сам термин “религиозное образование” в п. 7 ст. 33 Закона отсутствует. Между тем, известно, что действующая редакция закона была утверждена в 1996 г. , то есть в то время, когда вступили в силу Закон СССР “О свободе совести и религиозных организациях” от 01.10.90. и Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25..12.90. В союзном законе было закреплено право “создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения, а также проводить религиозное обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения .” Закон РСФСР предусматривал возможность преподавания вероучений и религиозного воспитания учащихся государственных школ. Приведенные положения законов были игнорированы авторами новой редакции Закона об образовании. В результате в наши дни мы пожинаем горькие плоды несостыковки законодательства о свободе совести и законодательства об образовании.
Отсутствие норм о религиозном образовании в Законе об образовании является “палкой в колесе” не только для образовательных учреждений и педагогов, но также и для самого Министерства образования. Наилучшим тому примером служит анализируемое Письмо Министерства. В п. А Письма содержится положение о том, что при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии должен быть соблюден 5) ж п. 1 ст. 13 Закона об образовании, согласно которому устав образовательного учреждения содержит сведения о наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления. Таким образом, по смыслу отсылочной нормы Письма, обучение религии представляет собой платную образовательную услугу государственного или муниципального образовательного учреждения. В результате неясно, по какому механизму образовательное учреждение должно предоставлять религиозной организации возможность обучать школьников религии- по предусмотренному в ст. 45 Закона об образовании механизму реализации платных дополнительных образовательных услуг либо по рекомендованному в общих положениях Письма механизму безвозмездного предоставления школьных помещений для проведения занятий по религии. Неразрешенность данной проблемы порождает вопросы о том, может ли школа допустить обучение детей религии в условиях, когда в школьном уставе отсутствует указание об оказании учащимся платных образовательных услуг? Обязаны ли учащиеся платить за обучение религии? Помимо данных, чисто практических вопросов, возникает вопрос концептуальный. Дело в том, что содержащаяся ссылка 5) ж п. 1 ст. 13 Закона об образовании заставляет трактовать обучение религии как такую образовательную услугу, которую предоставляет учащимся государственная школа, а не религиозная организация. В таком случае бремя религиозного образования возлагается на плечи государственной школе, что очевидно нарушает принцип светского характера государственной и муниципальной системы образования, закрепленный в п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести и п. 4 ст. 2 Закона об образовании.
На сегодняшний день назрела потребность дополнить Закон об образовании нормами о религиозном образовании. Прежде всего, нужно уточнить некоторые формулировки закона, которые в настоящее время рассматриваются как препоны на пути религиозного образования.
1) В силу п. 5 ст. 1 Закона об образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность организационных структур религиозных организаций. В действительности религиозные организации и их организационные структуры (Московская Патриархия, отделы религиозного образования, приходские советы) вполне легально осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях отдельные виды деятельности, например, образовательную, культурно-просветительскую, благотворительную. Единственный вид деятельности, на который наложено “табу” - это культовая деятельность. Дело в том, что , согласно п. 3 ст. 16 Закона о свободе совести образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, где допускается культовая деятельность. Таким образом в п. 5 ст. 1 Закона об образовании необходимо уточнить , что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается не любая, а именно культовая деятельность религиозных организаций.
2) Согласно п. 4 ст. 2 Закона об образовании образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер. Данный принцип закреплен также в п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести. Иногда ошибочно считают этот принцип конституционным, но это неверно, поскольку в Конституции РФ он отсутствует.
Русская Православная Церковь считает, что закон должен конкретизировать понятие светского характера государственной и муниципальной систем образования. Попытки такой конкретизации уже предприняты, однако не уровне закона. Так, например, в упомянутом Письме Министерства образования указано, что “в данных Министерством образования рекомендациях термин “светский ” интерпретируется как “нецерковный”, “гражданский” и не рассматривается как синоним слов “атеистический”, “антирелигиозный” Такая трактовка термина “светский” взята из достаточно авторитетного, хотя и не юридического источника, а именно из Токового словаря русского языка С. И. Ожигова, выдержавшего более 20 изданий. Думается, что подобную формулировку следует закрепить на законодательном уровне. Кроме того, следует предусмотреть четкий и исчерпывающий перечень гарантий светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. К числу таких гарантий можно, в частности, отнести организационно-правовую независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений; контроль лицензионных служб учредителя за освоением государственных образовательных стандартов и программ религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; отсутствие у государственных и муниципальных образовательных учреждений права осуществлять профессиональное религиозное образование.
3). В Законе об образовании следует дать определение программ религиозного образования и образовательных услуг религиозных организаций. Необходимо предусмотреть также, что программы религиозного образования могут быть реализованы:
- в качестве дополнительных образовательных программ в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования и образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.
- в качестве программ профессионального религиозного образования в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Программы религиозного образования могут быть включены в основную общеобразовательную программу государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений за пределами установленного государственным стандартом обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы- имеется ввиду включение программ религиозного образования в национально-региональный и школьный компонент образования.
5. Одним из наболевших вопросов является вопрос о педагогических кадрах в сфере религиозного образования. В настоящее время в Российской Федерации утверждены государственные стандарты по направлениям “теология” и “религиоведение”. По мнению Русской Православной Церкви необходимо также утвердить стандарт по специальности “теология”. Это позволит решить проблему кадрового обеспечения как государственных и муниципальных, так и негосударственных образовательных учреждений квалифицированными кадрами педагогов-теологов (богословов), способных осуществлять религиозное образование. Думается, что принятие Федерального закона о государственном стандарте по специальности “теология” т способствовать решению проблемы содержания и учебно-методического обеспечения религиозного образования.
II Образовательные учреждения религиозных организаций
В силу норм Закона об образовании религиозные организации вправе учреждать образовательные учреждения, лицензия на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций выдается на основании представления, выданного руководством соответствующей конфессии.
1. Используя термин “образовательные учреждения религиозных организаций” законодатель не дает его описательного определения. Следует ли понимать под образовательными учреждениями религиозных организаций только те образовательные учреждения, которые учреждены религиозными организациями или быть может к таким образовательным учреждениям относятся частные учебные заведения, созданные последователями религиозных организаций? К сожалению, закон не дает ответа на этот вопрос. По мнению Русской Православной Церкви образовательным учреждением религиозной организации является такое образовательное учреждение, которое учреждено религиозной организацией, в том числе путем совместного учредительства.
2. 2. В п. 1 ст. 11 Закона об образовании говорится о возможности совместного учредительства образовательных организаций Нужно дополнить этот пункт указанием на право органов государственной власти и органов местного самоуправления выступать соучредителями негосударственных образовательных организаций, в том числе образовательных учреждений религиозных организаций.
3. Необходимо продумать механизм материального и финансового обеспечения негосударственных образовательных организаций, в том числе образовательных учреждений религиозных организаций. В частности, на определенных условиях предоставить им право на получение арендуемых объектов государственной и муниципальной собственности в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду с правом выкупа; закрепить норму об обязательном зачете произведенных образовательным учреждением с согласия собственника затрат на восстановление арендуемых объектов государственной и муниципальной собственности в счет будущих арендных платежей.
Чернега К.А., кандидат юридических наук, юрист Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Религиозное образование глазами юриста