Библейский Восток
Библейский Восток от Синая до Вифлеема и Иерусалима стал для православного русского паломника местом особым, горним, священным, - религиозным центром мира.
Здесь на Востоке находился райский сад – Едем: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поселил там человека, которого создал, - говорит нам священное Писание (Быт. 2,9). Восток в библейском откровении – это освященное и уготованное Творцом место для вечной и блаженной жизни человека с Богом в завете послушания м любви.
Здесь же на Востоке произошла катастрофа человечества – грехопадение и изгнание праотца Адама из Едема. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3, 24). С грехопадения история стала временем изучения и скитальчества скорбящего и обремененного человечества в “мире, лежащем во зле”.
На библейском Востоке, который станет по воле Божией “землей обетованной” для спасения человечества от греха, дьявола и смерти, произойдет величайшее событие, пришествие в мир Спасителя – Господа Иисуса Христа.
Именно здесь, на Востоке, вначале на Синае, Господь Бог дарует пророку Моисею скрижали Завета с Израилем, а затем Сам приходит на землю, чтобы искупить Своими страданиями весь человеческий род. Здесь произошло Воскресение Христово.
С православного византийского Востока пришла на Русь спасительная вера Христова. Поэтому странничество и паломничество на Святую Землю Востока всегда было любимой формой русского подвижничества и благочестия. Традиционно русский православный человек воспринимал паломничество на Восток не как прогулку по “интересным историческим, религиозным и культурным местам”, но как покаяние духовное восхождение к Богу, к горнему Иерусалиму, Горе имеем сердца! Имамы ко Господу!
Синай
Синай всегда привлекал паломников своей таинственностью, святыми местами, о которых повествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесь подвизались.
Существует мнение, что “Синай” происходит от семитского “син”, что означает “зуб”, - по форме его гор. Другое мнение говорит, что название Синай происходит от богини Луны Син, которой поклонялись доисторические обитатели пустыни. На Синае поклонялись и другим богам. Одним из них был Аль-Элион (высший Бог), а его священником – Иофор (Ис. 2,16).
В возрасте сорока лет пророк Моисей покинул Египет и пришел к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших свое стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви. Пророк Моисей на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой Купины и повелел ему вернуться в Египет и привести народ Израильский к горе Хорив, чтобы они уверовали в Него. Через 50 дней, после того, как пророк Моисей вывел Израильский народ из Египта, народ Израильский подошел к священной горе Хорив. Св. пророк Моисей по воле Божией взошел на вершину горы, где и получил скрижали Ветхого Завета – заповеди Божии.
Шестьсот лет спустя еще один великий пророк убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с Богом (III Царств.19, 9-15).
Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века от Р.Х., многие селились небольшими группами вокруг горы Хиов – возле Неопалимой Купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая.
Синай стал духовным оазисом, особым местом на земле, куда на протяжении веков бежали христианские подвижники от современного им “мира, лежащего во зле”. Первые монахи терпели постоянные лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников-бедуинов. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, прожившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни, и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить Святое причастие Плоти и Крови Иисуса Христа.
Монахи-отшельники стали миссионерами среди населявших Синай языческих племен. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.
Монахи Синая обратились в IV веке к св. равноапостольной Царице Елене, ища ее поддержки и защиты от набегов бедуинов.
В 330 году по повелению св. равноапостольной Царицы Елены возле Неопалимой Купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня – убежище для монахов на случай набегов кочевников-бедуинов и других. Паломники в конце IV века сообщали, что на Синае была большая и процветающая община монахов.
Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе синаитов император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. равноапост. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Император Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов и стал ктитором монастыря. Над главными воротами монастыря можно видеть сделанные вязью арабских и греческих букв надписи: “С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527”.
Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала. Родив Богочеловека, Божья Матерь оставалась Приснодевой Марией.
Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы – Купины Неопалимой.
В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства – мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра: Наставник! Хорошо нам здесь быть (Лк. 9, 33), означали для святых отцов духовную вершину, на которую многие из них смогли подняться еще при жизни. Так что смысл мозаики для первых монахов-священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время Преображения – Моисей и Илия, слышали Его голос и общались с Ним много веков назад на горе Хорив. Поэтому церковь и получила название “Преображение Христа-Спасителя”.
Когда Синай в 641 году был захвачен арабами-мусульманами, он не пострадал и имел охранную грамоту. Монашествующие продолжали вести привычную жизнь, но число их стало сокращаться. К началу IX века осталось всего 30 монахов, насельников обители. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных мусульманских правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.
С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю – Св. Екатерины (Santa Catarina).
Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в Александрии. Она окончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство. После крещения она получила имя Екатерины и, побывав в Иерусалиме, дала обет стать невестой Христовой.
Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. После казни св. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее имя.
Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви монастыря.
Историю мученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайский монастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известен также как монастырь св. вмц. Екатерины.
С XIII века начинается тяжелый для монастыря период правления мамелюков, который сменился более терпимым османско-турецким с 1517 года. Турецкие власти не тронули с Синайский монастырь и даже предоставили особый статус его игумену, одновременно и архиепископу Синайской церкви.
В 1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточным патриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: “Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве”.
Православное Московское царство – III Рим, Святая Русь стала уже в XVI и XVII веках покровительницей православных святынь, царя Алексея Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича давали право игуменам Синайского монастыря собирать деньги в России на нужды монастыря. В середине XVIII века в Киеве было открыто подворье Синайского монастыря. Дважды посылали из России серебряные с позолотой раки для мощей св. вмч. Екатерины, в 1689 и 1860 гг.
После открытия в 1847 году Русской Духовной миссии в Иерусалиме увеличилось число русских паломников не только на Святой Земле, но и на Синае. Этому способствовало и созданное в 1877 году Православное Палестинское общество, возглавляемое с 1889 года Великим Князем Сергеем Александровичем.
После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных.
Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. В следующем 1946 году митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте, что также имело значение для возобновления контрактов Русской Православной Церкви с Православным Востоком. В 1948 году была восстановлена в Иерусалиме Русская Духовная миссия, что позволило в будущем возобновить паломнические поездки по святыням Востока, включая и Синай.
Сегодня возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране.
Одна из таких православных паломнических групп собралась осенью 1999 года в Санкт-Петербурге, чтобы отправиться на Синай, а затем на Святую Землю.
Перелетев из Петербурга в Израиль, а затем, переехав египетскую границу, наша паломническая группа оказалась на Синае. Нам пришлось проехать более трех часов по раскаленной Синайской пустыне, прежде чем мы достигли нашей цели и увидели высокие древние стены монастыря Богоматери Купины Неопалимой. Подойдя к самой обители, мы узнали от арабского гида, что сегодня, по его мнению, нас уже не пустят в монастырь, так как вход бывает лишь утром, и он уже закончен. На следующий день у нас уже не будет времени посетить монастырь и мы все, вся группа паломников (включая четыре детей, младшему исполнилось четыре года), мы становимся на колени перед входом и молимся Богу, Божией Матери и св. вмц. Екатерине. И наша молитва была услышана, этот же гид объявляет нам, что игумен приглашает нас войти и осмотреть монастырь сейчас. Мы с радостью входим через узкий проход и идем в главный храм Преображения Господня. Нам сказали, что благословение на посещение обители мы получили только потому, что мы единоверные грекам православные русские христиане. Остальных – католиков и западных туристов – на богослужение в храм монастыря не пускают, только на экскурсию утром.
Со страхом и благоговением входим в храм Преображения Господня. Он очень древний, намоленный святыми и благодатный. В течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Все паломники становятся на колени и молятся в этом древнем святом храме.
Вскоре приходят монахи, и начинается вечернее уставное богослужение.
Мы подходим к древней иконе Богородицы Неопалимая Купина и прикладываемся к ней все по очереди.
Храм построен из гранита в форме базилики с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времен императора Юстиниана. Деревянные входные двери в церковь насчитывают 1400 лет. Над ними надпись по-гречески: Вот врата Господа; праведные войдут в них Пс., 117, 20).
Вдоль базилики установлены двенадцать колонн – по числу месяцев в году. Над каждой – византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ним – часовня Неопалимой Купины. Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. В центре Господь Иисус Христос, по бокам пророки Моисей и Илия, у ног Иисуса Христа его ученики свв. апп. Петр, Иаков и Иоанн. По краям апсиды – мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса – настоятеля монастыря в период создания мозаики и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой Купиной.
Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. Нашу группу приглашают зайти в это самое святое место монастыря, необходимо снять обувь, помня заповедь Бога, данную им пророку Моисею: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Ис. 3, 5). Все, даже дети, снимают обувь и с благоговением входят, крестясь в часовню. Здесь мы все становимся на колени, молимся: “Богородице Дево, радуйся…”, и прикладываемся к мощам св. вмц. Екатерины и поем ей: “Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас”! Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Святой алтарь часовни расположен не над святыми мощами мучеников, как обычно, а над корнями Неопалимой Купины. В апсиде церкви – мозаичное изображение креста, относящееся к X веку. Каждую субботу в часовне служат Божественную литургию. Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.
Мы все молимся у этого куста Неопалимой Купины, которому уже около 4 тысяч лет (пророк Моисей жил около 1800 г. до Р.Х.).
В храме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят на мощи св. вмч. Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебряными колечками, и маленькая головка св. вмч. Екатерины. Все паломники молятся, совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждому дарит серебряное колечко с ее именем АГ. АIKATERINA.
Выйдя из храма, мы отправляемся к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. По благословению игумена, который является также и архиепископом Синайской автономной Церкви, владыки Дамианоса, нам показывают и древнюю библиотеку монастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки. Здесь хранятся древнейшие рукописные книги Ветхого и Нового Завета. Нам показывают их и рассказывают об истории древнейшей рукописной книги Нового Завета, так называемом Синайском кодексе.
В 1865 году немецкий ученый Тишендорф от имени российского царя взял его на время для изучения в Каир, но затем Синайский кодекс был увезен в Петербург. В 1933 году Британский музей в Лондоне купил его у Советского Союза за огромную сумму – 100 тысяч фунтов стерлингов. Самое старое Евангелие библиотеки., написанное по-гречески, относится к 717 году. Это подарок византийского императора Феодосия III.
Из библиотеки нас ведет русский батюшка, который приехал из Елеонского монастыря, в костницу, где хранятся честные останки монахов-подвижников Синайской обители. Все паломники становятся на колени и молятся. Мощи одного из подвижников, облаченные в схиму, посажены на кол. Все это имеет глубокий духовный смысл – постоянно напоминать монахам и паломникам о бренности земного бытия. Посажен кол скелет монаха-отшельника Стефаноса. “Он жил на священной горе Синайской возле пещеры св. пророка Илии. Много лет страдал Стефанос во имя монашества, это был человек со многими добродетелями”. Так описывает его прп. Иоанн Лествичник – великий подвижник и игумен Синайской горы и монастыря. Прп. Иоанн Лествичник родился в 570 г. и в 16 лет ушел на Синай в монастырь. После четырех лет пребывания там принял постриг. 19 лет он провел в монастыре под руководством аввы Мартирия, а затем провел 40 лет в подвигах безмолвия, поста и молитвы. В возрасте 75 лет прп. Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Во время игуменства прп. Иоанн написал “Лествицу” - духовное руководство подвижникам для восхождения к небу и святости.
Уже стемнело, когда мы с духовной радостью покидали святую обитель. Нам предстояло еще ночное восхождение на Синай.
Восхождение на Синай
Немного отдохнув в гостинице, в 2 часа ночи мы все отправились на гору Синай. Восхождение всегда происходит ночью, так как днем весьма жарко в раскаленной Синайской пустыне. Кругом мерцают звезды на небе, но дороги на гору не видно без фонарика и поэтому все освещают себе путь ими. Наша группа православных паломников растворилась среди многочисленных групп западных католиков: немцев, итальянцев, французов. Идти вначале весьма легко. Оглядываясь назад, видно вокруг множество огней фонариков, такое впечатление, что происходит восхождение всех народов мира на гору. Навстречу нам идут бедуины и постоянно кричат: “Camel! Camel!” Поездка верхом на верблюде стоит 10 долларов. Идти на верх горы становится все тяжелее, мы, как и многие другие, останавливаемся, чтобы перевести дух.
Вскоре мы достигаем поворота, после которого верблюды уже не идут в гору, так как восхождение становится очень крутым. Этот отрезок восхождения самый сложный и тяжелый. Ступени очень высокие и крутые. Многие паломники и паломницы начинают задыхаться, идти вверх становится очень тяжело. Идем медленнее, читая про себя Иисусову молитву. В нашей группе паломников есть раба Божия Евгения, которая смиренно с молитвой несет за спиной в рюкзаке 4-х летнего сына Илюшу, который заснул и тихо спит. На мое предложение помочь нести ребенка она кротко отвечает, что по милости Божией донесет сама. Вот это и есть русская христианка, подвижница-мать, вечное выражение Святой Руси. Слава Тебе, Господи, что у нас сохранился такой православный тип матери, которая несет на своих плечах будущее России, вознеся его к Богу.
Начинается рассвет, поднимается солнце, и радость проникает в душу и сердце!
Вот мы и достигли вершины Синая – пика св. Пророка Моисея. Здесь еще при императоре Юстиниане был построен храм Божий. Сейчас здесь стоит небольшая церковь во имя Святой Троицы. Мы подходим к колокольне и звоним в колокол, таков обычай паломников. Молимся и благодари Бога за то, что Он дал нам радость восхождения на эту гору Боговидения св. пророка Моисея. Здесь почти 4000 лет назад Господь прор. Моисею Скрижали Завета.
Согласно древней традиции, услышанной нами от греческих монахов обители св. Екатерины, если паломник единожды взойдет на гору Хорив, то св. пророк Моисей будет ходатайствовать перед Богом за душу этого человека во время прохождения им воздушных мытарств. Если же паломник трижды поднимется на гору Боговидения с Иисусовой молитвой, исповедуется и причастится в храме на горе, то он получит полное прощение все прежде совершенных грехов.
Все паломники обращаются на Восток и видят величественную картину Синая, появляется ощущение библейского сотворения мира в этот момент.
С этой вершины библейского Богооткровения Синай предстает как особый мир, созданный для молитвы, уединения и созерцательной духовной жизни наедине с Богом. Синай является обетованной землей для многочисленных монахов-подвижников и всех, кто бежит от современного, так называемого “цивилизованного” мира, - “лежащего во зле”, по словам Священного Писания.
Прочитав из Ветхого Завета главу Исход, где говорится о ветхозаветных заповедях, данных Богом здесь пророку Моисею, мы поем благодарственные молитвы Святой Троице. Немного передохнув, начинаем спускаться вниз, ведь нам предстоит еще долгий путь до монастыря св. вмч. Екатерины, а затем поездка в Иерусалим по Святой Земле. Слава Богу за все, что Он даровал по Своей великой милости!
Симаков Н. К., проф. Православные святыни Востока. Паломничество на Синай