ПЛАН
Общие причины крестовых поход
Клермонский собор и первый крестовый поход
2.1 Паломничество на восток
2.2 Положение на востоке
2.3 Поход бедноты.Поход феодалов
2.4 Образование первых государств крестоносцев на востоке
Второй,третий,четвертые крестовые походы
3.1 Духовно-рыцарские ордена
3.2 Государство Саладина
3.3 Хронология второго,третьего,четвертого крестовых походов
3.4 Латинская империя
4. Упадок крестового движения
Выводы: Последствия крестовых походов
"Всем идущим
туда, в случае
их кончины,
отныне будет
отпущение
грехов. Пусть
выступят против
неверных в бой,
который должен
дать в изобилии
трофеи, те люди,
которые привыкли
воевать против
своих единоверцев-
христиан...Земля
та течет молоком
и мёдом. Да станут
ныне воинами
те, кто раньше
являлся грабителем,
сражался против
братьев и
соплеменников.
Кто здесь горестен,
там станет
богат".
Речь папы прерывалась
возгласами
слушателей:
"Так хочет
Бог!".
Речь папы Урбана 2 в1095 году
1.Общие причины крестовых походов
Общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационные предприятия европейцев на Востоке ,падающие на период между 1096 и1270гг.
В крестовых походах принимали участие самые разнообразные общественные классы,и причины,которые заставляли их двигаться на Восток ,были,кончно ,различны.
Большую роль в этом движении играли ,во-первых феодалы .Мелкое рыцарство которое шло в эти походы ,стремилось к захвату новых земель и крепостных крестьян. На их родине большая часть земель была уже занята под пашню. Кроме того, вследствии обычая недробить феод между наследниками ,поддерживался порядок единонаследия: феод передавался старшему сыну.В итоге младшие сыновья оставались без земли, возникло своего рода избыточное рыцарское население. К этому присоединялся расчет на прямой грабеж сказочных богатств Востока ,о которых у рыцарей было преувеличенное представление .Многие рыцари успели запутаться в долгах и поэтому поход на Восток представлялся удобным предлогом для избавления от кредиторов .
Для крупных феодалов –королей ,герцогов, графов-захваты на Востоке обещали расширение их владений ,усиление их политического влияния, увеличение доходов. Крупные феодалы мечтали о том ,чтобы на богатых землях Востока основать подвластные им государства по образцу своих европейских владений.
Но не одни феодалы стремились на Восток. В этом движении крупную роль играли города, особенно итальянские, -Генуя, Пиза. Венеция. Для них экспедиции на Восток представляли большой торговый интерес. Так как завоевания турок-сельджуков нарушили и ослабили торговые связи с Востоком ,то захват территорий в Передней Азии должен был укрепить роль итальянских городов как посредников в торговле Востока с Западом. Кроме того, Византия была для них постоянным торговым соперником, даже не смотря на то ,что ее торговое влияние к концу 11века заметно ослабло. Торговые города Италии стремились вытеснить этого конкурента и основать свои фактории на восточном побережье Средиземного моря. Все это побуждало итальянские города к участию в крестовых походах,и их роль была значительна ,так как только они могли взять на себя снабжение армии крестоносцев, и организовать их перевозку по морю.
Но начались крестовые походы с массового движения крестьянства. Это было связано с положением крестьян в 11 веке. Основная их масса была закрепощена и подвергалась усиленной эксплуатации. Они шли в крестовые походы ,чтобы спастись от гнета феодалов, они рассчитывали на новые земли ,и свободу ,которой были лишены на родине. Следует учесть еще один момент, способствующий участию широких масс в походах,-это голод и эпидемии,которые были обычным явлением в феодальной Европе. За время между 970 и 1040гг.было 48 голдных лет .С 1089г. Почти до самого первого крестового похода идет непрерывная полоса тяжелых, наполненных голодом и эпидемиями лет.
И последние, необходимо отметить главенствующую идеологическую роль церкви в крестовых походах. Церковь и в частности папы в известном смысле их возглавляли и давали им идеологическое обоснование. Крестовые походы были объявлены благочестивым делом. Но за религиозными лозунгами скрывались чисто практические цели. Для папства, крестовые походы были лишь началом реализации плана господства церкви над всем христианским миром и о создании новых христианских владений на Востоке, не следует так же забывать, что крестовые походы способствовали и росту доходов церкви. Церковь производила сборы на крестовые походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, но зачастую носили характер принудительных налогов.
2.Клермонский собор и первый крестовый поход
Уже папа Григорий 7 призывал к походу против турок и сам хотел встать во главе его, но ему помешала борьба с Генрихом 4. С марта 1088 г. Папой стал Урбан II, француз по происхождению. Он собирался реформировать Римско-католическую церковь, чтобы сделать ее более сильной. С помощью реформ он хотел укрепить свои притязания на роль единственного наместника Бога на земле. В это время византийский император Алексей I попросил у папы помощи в борьбе против сельджуков, и Урбан II тотчас изъявил готовность помочь ему. В 1095 г. В Клермоне , в Средней Франции ,происходил церковный собор. По окончании деловой части собора папа выступил перед огромными толпами ,прибывшими отовсюду в Клермон. Он призывал отправиться крестовый поход на “освобождение гроба господня”,но не забыл упомянуть о богатой добыче ожидавшей “освободителей на Востоке. Приведем с некоторыми сокращениями его речь:
“Поскольку вы обещали Богу, как сыны его, энергичнее обычного поддерживать в вашей среде надлежащий мир и еще добросовестнее соблюдать права церкви, вам следует потрудиться над тем, чтобы обратить силу вашей ревности еще на какое-либо другое божье и ваше дело. Здесь необходимо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашим братьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей неоднократно обещанной им помощи. На них обрушились, как об этом большинству из вас уже сообщено, турки и арабы, которые добрались вплоть до Средиземного моря, до того места, которое зовется “рукой Св.Георгия”, у самых границ Романии. Продолжая производить дальнейшие захваты земель этих самых христиан, они одержали верх над ними, неоднократно разбили их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, а империю опустошили. И если вы спокойно опустите еще в течение некоторого времени все эти насилия, они одолеют много большее количество преданных Богу людей.
Поэтому и обращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а Господь, чтобы вы, глашатаи христовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, как пеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременно посодействовали восточным христианам в изгнании из пределов христианского мира той негодной породы людей. Говорю это присутствующим, поручаю передать это отсутствующим. Ведь Христос повелевает это.
Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем. Пусть ныне ведут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времени сражался против братьев и соплеменников. Да получат ныне вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто, не щадил себя во вред и телу, и душе. Кто здесь горестен и беден, там будет богат; кто здесь недруг Богу, там станет другом ему. Пусть идущие во Святую землю не медлят, но сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевые издержки, по прошествии зимы, в ближайшую весну с Богом бодро выступят в путь”.
Церковь предоставила крестоносцам целый ряд важных льгот .Их имущество и семьи находились под охраной церкви на время их отсутствия .Кроме того, лицо, принявшее крест, освобождалось от уплаты налогов на время участия в походе. Крепостные отправившиеся в поход ,освобождались от власти своих господ .
По почину папы были отправлены проповедники крестового похода по всем странам Западной Европы. Возбуждение ,которое они вызвали повсюду, было не меньшим чем на Клермонском соборе.И уже в следующем (1096) году крестоносные ополчения отправились в поход.
2.1 Паломничество на Восток
С самых первых времен христианской эры последователи Евангелия собирались вокруг гроба Иисуса Христа, Спасителя мира, для молитвы. Император Константин воздвиг храмы над гробом Сына человеческого и на некоторых из главных мест Его страданий; освящение храма Святого Гроба было великим торжеством, при котором присутствовали тысячи верующих, собравшихся со всех сторон Востока. Мать Константина, св. Елена, уже в преклонных годах предприняла странствие в Иерусалим и содействовала своим усердием открытию древа Креста Господня в одной из пещер, поблизости от Голгофы. Бесплодные усилия императора Юлиана возобновить храм Иудейский, в опровержение слов Священного писания, сделали еще более дорогими Святые места. Между благочестивыми поклонниками IV века история сохранила имена св. Порфирия, бывшего впоследствии епископом Газским, Евсевия Кремонского, св. Иеронима, изучавшего в Вифлееме Священное писание, св. Павлы и дочери ее Евстахии из знаменитого рода Гракхов, могилы которых находит в настоящее время путешественник рядом с могилой св. Иеронима, близ той пещеры, где Спаситель возлежал в яслях. В конце IV века число паломников было так велико, что многим из отцов церкви, между прочим и св. Григорию Нисскому, приходилось уже красноречивыми доводами указывать на злоупотребления и опасности странствования на богомолье в Иерусалиме. Напрасные предостережения. Не могло впредь явиться в мире такой власти, которая преградила бы христианам путь к Святой Гробнице.
Нашествие мусульман не остановило паломничества. В начале VIII века мы встречаем в Иерусалиме епископа Галльского, св. Арнульфа, описание интересного путешествия которого сохранилось до нашего времени, а лет через 20 или 30 после того посетил Святые места другой епископ - Гилебальд из саксонской страны, о путешествии которого сохранился рассказ его родственницы-монахини. Эти частые путешествия установили братские отношения между христианами Востока и европейскими. Письмо Илии, патриарха Иерусалимского, написанное в 881 г. к Карлу Младшему и великой семье христианского Запада, представляется нам торжественным выражением этих отрадных и благочестивых отношений. Таким образом, дорога на Восток была известна европейцам издавна. Толпы паломников двигались в этом направлении на поклонению “гробу господню” и другим христианским святыням в Палестине ,особенно в Иерусалиме. При этом торговые путешествия сливались религиозными. В эти паломничества пилигримы Запада двигались караванами .К богомольцам и купцам примыкали также и рыцари-искатели приключений.Крупные феодалы ,иногда в сопровождении целых сотен вооруженных рыцарей, отправлялись на поклонение “святым местам”.Они видели великолепные храмы и дворцы,видели роскошь в которой жили византийские и арабские богачи.С Востока купцы привозили предметы роскоши и пряности ,вызывающие у западно-европейских рыцарей представлении о фантастическом изобилии стран Востока.
2.2 Положение на Востоке. Византия накануне походов.
Условия ,сложившиеся на Востоке, обещали, легкий успех крестоносцам. Из двух халифатов (Багдатского –Аббасидов и Египетского –Фатимидов) первый был в 1055 г. захвачен турками-сельджуками,которые всед за этим отняли у Фатимидов Сирию и Палестину .В 1071 г. Турки разбили византийцев при Манцикерте,взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии.Сельджуское государство распалось на ряд княжеств-Мосул,Дамск,Антиохию,Триполи,Алеппо и др.Сельджские княжества враждовали друг с другом .Большие затруднения в это время испытывала Византия ,только перенесшая страшный удар от турок-сельджуков.
В 11 в. Византия уже была феодальной страной. Свободное крестьянство почти исчезло .Оно перестало служить основой военной мощи Византии ,в войсках которой главную роль играли наемники из варягов и англо-саксов.Внешнеполитическое положение Византии накануне крестовых походов также было очень сложным .С запада империю теснили норманны ,незадолго перед тем покончившие с завоеванием южноитальянских владений Византии и основавшие свои княжества в Южной Италии и Сицилии ,правда,при помощи венецианцев,боявшихся усиления норманнов на Андриатическом море, Византии удалось задержать их наступление. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Констатинополе.
Турки-сельджуки готовили новое наступление на Византию с востока.Печенеги угрожали с севера.Печенеги,нашедшие поддержку у славян Балканского полуострова,угнетаемых Византией,в 1091 г. Подошли к самым стенам Константинополя .Византии удалось отвести эту опасность ,вступив в связь с половцами, которые разгромили печенегов.
Таким образом, ко времени первого крестового похода Византия несколько оправилась от внешних ударов и готовилась к борьбе с турками. Не раз и раньше ,в критические для государства моменты, византийские императоры обращались с просьбами о помощи к папе ,к императору, даже к некоторым феодальным государям( в том числе и к русским).Такие просьбы были для государей Запада предлогом для вмешательства в восточные дела; они порождали на Западе преувеличенное представление о легкости завоевания Востока ,раздираемого внутренними столкновениями .
2.3 Поход бедноты .Поход феодалов
В первом крестовом походе приняли участие две противоположные социальные группы, поэтому большинством историков он условно делиться на две части, поход бедноты- как правило это были крестьяне, и поход феодалов. После Клермонского собора среди простого народа появились проповедники, для которых религиозная цель крестового похода сливалась с какими то неясными представлениями об освобождении ,об улучшении участи бедняков, отправлявшихся в крестовый поход .Такие проповедники, как Петр Амьенский ,нашли много приверженцев среди крестьян, доведенных до отчаяния голодом и эксплуатацией. В 1096 г. Массы крестьян ,главным образом из Средней и Северной Франции и из Западной Германии, тронулись со своих мест. Это было безрассудное, гибельное предприятие. Крестьяне были совершенно не готовы к такого рода походу и плохо представляли себе все его трудности. Большая их часть не имела оружия или была вооружена как попало Не было должного довольствия этой крестьянской армии. Продовольствие не редко ей приходилось брать силой у населения тех мест, через которые крестьяне двигались.
Беднота двигалась несколькими отрядами по одному из старых путей пилигримов- по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Тем же путем двигались из Германии отряды полуголодных рыцарей-бандитов, думавших только о грабеже и добыче. Они устроили в городах Лотарингии ,на Рейне, в Праге первые в истории средневековой Европы еврейские погромы.
Всем этим отрядам пришлось двигаться через владения венгров, потом через земли болгар. И венгры и болгары нападали на этих пришельцев, грабивших все на своем пути. В результате этих столкновений часть отрядов погибла или разбежались .Отряды бедноты дошли до Константинополя значительно поредевшими.
Конечно, не такой помощи ждал себе с Запада византийский император. Он поспешно переправил крестьян в Малую Азию, где турки их разгромили. Спастись удалось только нескольким тысячам человек, которые в панике бежали обратно в Константинополь.Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главных сил.
Безусловно ,отряды феодалов были подготовлены значительно лучше: были лучше вооружены, чем крестьяне, и успели запастись деньгами, распродав часть своих земель. Многие двинулись в поход ,забрав с собой все свое имущество и свои семьи .Главная масса феодалов собралась в Лотарингии. Во главе этого ополчения стояли герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский и его брат Болдуин. Из рыцарей Северной Франции, главным образом Нормандии ,составилось ополчение, возглавленное нормандским герцогом Робертом. Предводителем рыцарей из Южной Франции был граф Раймонд Тулузский. Во главе ополчения нормандских княжеств Южной Италии был Боэмунд Таренский. За рыцарскими отрядами двигались огромные толпы, в большинстве, безоружных крестьян. За войском двигались огромные обозы. Все эти отряды представляли собой совершенно самостоятельные единицы. Они не были организационно связаны между собой. Отряды двигались разными путями. Одни пошли по рейнско-дунайской дороге, другие-берегом Адриатического моря, третьи –через Италию, откуда они морем переправлялись на Балканский полуостров.
Весной 1097 г. все эти отряды соединились в Константинополе. Здесь начались столкновения между греками и крестоносцами .Крестоносцы держали себя вызывающе грубо. Утонченной верхушке византийского общества западные рыцари казались варварами ,и они действительно делали все чтобы оправдать эту репутацию.Император Алексей поспешно переправил их в Малую Азию ,предварительно взяв с них вассальную присягу и обязав их вернуть Византии ее прежние владения на Востоке ,которые будут отвоеваны у турок.
В Малой Азии турки непрерывно тревожили отряды крестоносцев. Турки опустошили страну ,так что рыцарям пришлось терпеть голод. Крестоносцы были совершенно не готовы к переходам при палящей жаре. Их тяжелое вооружение накалялось ,люди и кони падали от солнечных ударов.
Крестоносцы пересекли Малую Азию и были дружественно встречены в княжестве Малой Армении ,в Киликии. Тогда же Болдуин и захватил город Эдессу, лежавший на пути из Месопотамии в Сирию и ,чрезвычайно важный по своему стратегическому положению,и основал графство Эдесское. За тем более года было потрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резней мусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев- княжество Антиохия, во главе которого стал Боэмунд Таренский. Увлекшись грабежами изахватами ,вожди крестоносцев не спешили к своей предполагаемой цели-Иерусалиму. Только в 1099 г. значительно поредевшее войско крестоносцев достигло Иерусалима и взяло его после ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которой бледнеет разгром в Антиохи. Архиепископ Вильгельм Тирский , написавшй в конце 12 в. Историю Иерусалимского королевства на основании еще свежих преданий, дал потрясающее описание зверств и жадности крестоносцев при взятии Иерусалима. Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего они возобновлялись с еще большим ожесточением.
2.4 Образование первых государств крестоносцев на Востоке
После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря .При помощи венецианцев ,генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.
Так возникло на Востоке ряд крестоносных городов. Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства :графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.
В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства,или “Иерусалимские ассизы “,известны нам лишь в поздней ,измененной редакции ,записанной в 13 в. На Кипре ,где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.
“Иерусалимские ассизы “перечисляли ,в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним .Королевская власть была ограничена “высокой палатой”- собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды ,обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей ,уплачивая за это часть урожая .Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление. Так в 1125 г. Вспыхнуло большое крестьянское восстание в районе Бейрута.
3.ВТОРОЙ,ТРЕТИЙ,ЧЕТВЕРТЫЙ,КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
3.1 Духовно-рыцарские ордена
Для усиления обороноспособности христианских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломников и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские ордены — орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:
“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное товарищество для защиты пилигримов от грабителей и разбойников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый орден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета целомудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пилигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два тамплиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некоторые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому король Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.
На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными делами, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, участвовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырским правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или передавали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; подобным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенский увидел свое дело в самом лучшем состоянии.
С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели подчиненное положение, а прямо служащим классом были оруженосцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.
Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, повел за собой полное преобразование в одном более старом религиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христианском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монастырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвященная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял провансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельностью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпиталь Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиальные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знатные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смиренному уходу за больными.
После смерти Герхарда в 1118 году госпитальные братья выбрали своим начальником Раймунда Дюпюи, храброго рыцаря, который некогда пришел с Готфридом в Святой город, но там снял с себя панцирь и присоединился к этим “госпиталитам” или “иоаннитам”. Он, собственно, первый соединил братьев в одну замкнутую монашескую общину, обязав их очень строго тремя обыкновенными обетами духовного сословия, но вскоре он сделал еще шаг вперед. По примеру тамплиеров он ввел в обязанности ордена и борьбу с магометанами, и вскоре в этой общине также образовалось три класса: сражающихся, духовных и служащих братьев. Попечитель госпиталя обратился в “магистра” иоаннитов, а белый крест, отличительный знак этого ордена, сделался, подобно красному кресту тамплиеров, страхом для врагов”1.
Однако надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интересовалось торговыми, политическими и другими делами, причем как на своей новой родине, так и в Европе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на европейском континенте и оказывали порой решающее влияние на международную и внутреннюю политику многих государств Старого Света.
3.2 Второй крестовый поход и государство Саладина
В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшегося в 12в. сплочения мусульманских государств крестоносцы стали терять одно свое владение за другим. Менее чем через 50 лет после первого крестового похода,в 1144г.,был потерян важнейший стратегический пункт крестоносцев-Эдесса, взятая мосульским эмиром. Ответом на потерю Эдессы, был второй крестовый поход, который начался в 1147г.
Во втором крестовом походе приняли участие коронованные лица- французский король Людовик 7 и германский император Конрад 3 .Первым результатом проповеди второго крестового похода была волна еврейских погромов на Рейне.
И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян ,как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось ,что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.
К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайно неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине 12 в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет, стал султан Саладин(точнее- Салах-ад-Дин),курд по происхождению.
Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставил себе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.
В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадском озере. После этого мусульмане в которое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут, Аскалон и Иерусалим- главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти ,но без лошадей и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от голода.Кто не смог выкупиться тот был продан в рабство.
3.3 Хронология третьего и четвертого крестовых походов.
Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189г.),в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода стояли германский император Фридрих 1 Барбаросса, французский король Филипп 2 Август, один из основателей сильной монархии во Франции, и английский король Ричард Львиное Сердце.
Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить.Фридрих Барбаросса ,пройдя Малую Азию ,утонул в реке,и немецкое ополчение ,не пожелавшее двигаться дальше,частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии.Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп 2 Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой.Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи,взят город Акра(Акрон),ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства.Вскоре после этого Филипп 2 Август вернулся во Францию.Ричард еще некоторое время продолжал воевать .Он добился у Саладина незначительных уступок.За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия.Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим.Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр.Здесь образовалось Кипрское королевство ,прсуществовавшее 250 лет.
Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, не замаскированные какими то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия 3,стремившегося к созданию мирового государства под властью пап.Первоначально целью похода намечался Египет-главная держава Востока,владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия.К началу 13 в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена,хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение 13 в.была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Левантом через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того ,что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привелегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками ,крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения .Его разоряли набеги турок ,грабежи крестоносцев, войны ,налоги лихоимство чиновников.
Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группами землевладельческой и чиновной знати,которые демагогически использовали недовольство масс. В конце 12 в. в Византии происходят частые дворцовые перевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаака способствовала утрате Византией Болгарии и Сербии .При Алексее 3,пришедшим к власти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные дела приходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась на полунезависимые феодальные владения, была разорена ,не имела серьезной военной силы.
Это положение Византии обьясняет легкость ,с которой ее завоевали западные феодалы –участники крестового похода.Решающую роль в изменении направления четвертого похода сыграла Венеция, воспользовавшаяся походом ,по словам Ф.Энгельса,для того ,чтобы”сделать из крестоносной глупости торговую операцию” и сокрушить своего главного торгового соперника-Византию.Не имея ни денег ,ни флота ,чтобы преправиться в Египет,крестоносцы обратились за помощью к Венеции .Венецианскии дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования ,однако когда их ополчение собралось в Венеции ,то оказалось ,что они не набрали необходимую сумму. Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет ,с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар(Зара) на долматинском берегу. Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особенно неприглядную позицию занял папа Иннокентий 3 .Получив обещание ,что в случае успеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий 3 способствовал разгрому Византии, пожертвовал освобождением “гроба господня”
В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Целые кварталы были сожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками античного и византийского искусства. Бронзовые статуи крестоносцы использовали для чеканки монет. В ограблении города наряду с рыцарями активное участие принимали католические аббаты и монахи. Византийский историк писал:” Не было места, которого бы не отыскали или которое могло бы доставить защиту старавшимся как-нибудь спастись”. Описание этих событий мы встречаем в древне русских летописях. За падением столицы последовал захват большей части владений Византийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет и основали свое государство, которое было названо Латинская империя.
3.4 Латинская империя
Императором Латинской империи был избран один из вождей похода Балдуин Фландский,который ,впрочем не пользовался никакой властью.На Балканском полуострове образовалось четыре важнейших “латинских” государства :Латинская империя- со столицей в Константинополе,Фессалоникийское королевство,Ахейское княжество ( в Пелопоннесе) и Афинско-Фиванское герцогство.Каждое из них в свою очередь распалось на ряд графств сеньерий. Много территориальных приобретений,весьма существенных для ее торгового могущества ,сделала Венеция.Она получила часть Константинополя ,ряд островов –Ионические,часть Кикландских и Спорадских ,а также юго-западную часть Пелопоннеса,Галлипол и некоторые земли в Албании. Вскоре венециацы приобрели и остров Крит.После создания Латинской империи крестоносцам пришлось вести постоянную борьбу с соседями-Болгарским царством,возникшим во второй половине 12 в., и с образовавшимся в Малой Азии двумя греческими государствами –Никейским и Трапезундской империей.
Латинская империя просуществовала недолго: при помощи генуэзцев, главных торговых соперников Венеции ,оказавших грекам помощь деньгами и флотом,никейский император Михаил Палеолог овладел Константинополем (1261),и Византийская империя быфла восстановлена.За латинскими рыцарями осталась лишь некоторые владения в Средней и Южной Греции. Престол в Константинополе заняла династия Палеологов. Но от тех ударов ,которые ей нанес четвертый крестовый поход,Византийская империя уже не смогла оправиться.
4.Последние крестовые походы. Упадок крестового движения
Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С 13 века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население которое раньше толпами устремлялось на Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не видели в походах ничего ,кроме неизбежной гибели. Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые “детские походы”.
Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.
Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.
Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли.
Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.
Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под “Крестовым походом детей” на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.
Последующих крестовых походов мы коснемся лишь в общих чертах:
5-й крестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.
Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.
6-й крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.
7-й крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.
8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.
Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Хотя Римские Папы вплоть до XV в.и организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за “неверными". Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.
Однако в Средние века понятие “крестовый поход” применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.
Выводы: Последствия крестовых походов
Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом .Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых территорий, и фактическое господство европейцев на Востоке, с чем они ,безусловно не справились. Но тем не менее ,крестовые походы, представляют целый этап в развитии западноевропейского общества и потому ценен для изучения. Как писал известный историк Ф.И.Успенский:” Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов”.
В сущности ,четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечную неудачу всего этого движения ,всколыхнувшего огромные массы и стоившие Западной Европе неисцелимых жертв? Конечно ,большую роль сыграло здесь политическое объединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.
Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы.К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил.Улучшилась техника сельского хозяйства ,всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала –по крайне мере для зажиточного крестьянства-возможностьповышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.
Ко всему этому ,необходимо добавить разделение труда между городом и деревней .Таким образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось. Одновременно произошел ряд важнейших перемен в политической жизни Европы. Укрепилась королевская власть ,подавлялась феодальная вольница, сокращались феодальные усобицы .Феодалы сделались более оседлыми .Для голодного рыцарства открылись более близкие объекты для грабежа и захвата, прежде всего Прибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение –службу в наемных войсках королей.
Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.
Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах ,к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья –эпохи крестовых походов. Теперь конкретизируем выводы:
Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких либо видимых территориальных приобретений ( последний оплот крестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции).Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотря на вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях ,создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг ,которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.
Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы ,ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Крестовые походы ознакомили Европу с техникой и культурой Востока; впрочем не всегда возможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад. Крестовые походы были не единственным путем общения между Востоком и Западом. Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле ,но и в передаче достижений в культуре и техники. Поэтому трудно определить, чем обязана Европа именно крестоносному движению. Во всяком случае ,в это время Европа заимствует с Востока новые культуры- гречиху ,рис, арбузы ,лимоны и др. Есть предположение ,что из Сирии были заимствованы ветряные мельницы.
Были заимствованы некоторые предметы вооружения ,например арбалет , труба, барабан.
Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественную жизнь Западной Европы. Было бы ошибкой объяснять ими перемены в положении крестьян, развитие рыцарства как специфического института, развитие рыцарской литературы .Все эти явления развивались в европейском феодальном обществе и помимо крестовых походов. Но не подлежит сомнению ,что именно крестовые походы оказали немалое влияние на образ жизни и потребности господствующего класса.
Феодалы и крестьяне. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а так же пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.
Для крестьян в первое время крестовые походы принесли известное облегчение. Феодалы ,отправляясь в крестовые походы, нуждались в деньгам и поэтому нередко шли на освобождение крестьян от личной зависимости за плату. Крестьянам иногда удавалось на выгодных условиях выкупиться от господ или же облегчить свои повинности. Они пользовались отсутствием феодалов для облегчения своего положения. Но это было лишь временное улучшение ,за которым обычно следовало усиление давления на крестьян
Литература
Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977
Заборов М. Крестовые походы. М., 1956
Заборов М.А.Папство и захват Константинополя крестоносцами в начале 13 в.”Византийский временник”.1952.Т 5,стр 152-177
“Хрестоматия по истории средних веков”.Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина.Т1.М.1949,стр.305-352
Куглер Б. История крестовых походов.Спб.1895.Т7,стр459.
Егоров Д.Н.Крестовые походы.Ч.1-2.М.1953
Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М., 1966
Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980
.
1 Куглер Б. “История крестовых походов”, СПб, 1895.
30