Рефетека.ру / Педагогика

Доклад: Можно ли обучить творчеству?

Можно ли обучить творчеству?

Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Де Квинси, Ван Гог, Логфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикинсон или Фрейд.

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими средствами:

Развитие базы знаний.

Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых, Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно усердно. Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией.

Создание правильной атмосферы для творчества.

Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная ограниченность.

Поиск аналогий.

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими".

Список литературы

СОЛСО Р.Л. Можно ли обучить творчеству?


Похожие работы:

  1. • Методические приемы развития воображения и творческих ...
  2. • Научно-техническое творчество в системе ...
  3. • Нестандартные задачи по математике
  4. • Разработка сценария обучающей программы
  5. • Нужно ли творчество бизнесу?
  6. • Некоторые вопросы по экономической истории
  7. • Как быть православным сегодня?
  8. • Интеллектуальные Обучающие Среды как альтернатива учителю ...
  9. •  ... и использования компьютерных обучающих программ в вузе
  10. • Можно ли зачать ребенка по желанию?
  11. • Можно ли зачать ребенка по желанию?
  12. • Серия МОНАП: модели, методы, подходы
  13. • Разработка анимационно-обучающей программы ...
  14. • Концептуальная Структура для Интеллектуальных Обучающих ...
  15. • Автоматизированные обучающие системы
  16. • Современные формы и методы воспитательной работы
  17. • Можно ли утверждать, что литература сегодня воспитывает ...
  18. • Загрязнение среды - можно ли его избежать?
  19. • Эффективное управление учебной деятельностью с помощью ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com