«Du choc des opinions jaillit la verite», «Из столкновения мнений рождается истина»
(французская поговорка)
Платон, родился в 429 или 427 году до нашей эры, точную дату установить уже трудно Рождение философа, которого сами греки за мудрость называли “божественным”, было овеяно легендами. Так, датой его рождения считается 7 таргелион (21 мая), праздничный день, в который, согласно древнегреческой мифологии, родился бог Аполлон. Платон родился в Афинах, в то время, когда шли жестокие Пелопонесские войны, послужившие последующему распаду Греции.
Он рос в знатной, царского происхождения аристократической семье. Члены его семьи - участники войн и государственных переворотов. И не смотря на это - талантливые, образованные люди, прекрасные ораторы, поэты, умные собеседники, интересовавшиеся философскими вопросами. Род его отца, Аристона, по легенде, шел от мифического царя Кодра, а среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон.
Молодой Платон был застенчив, замкнут, хотя был любим родителями и друзьями, окружен молодыми людьми его класса.
Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классического образования античности. Его можно было считать благополучным молодым человеком своего времени, соединившим в себе физическую красоту тела и внутреннее благородство.
Он брал уроки у лучших учителей, занимался живописью, сочинял трагедии, дифирамбы в честь Диониса, с которым связывали происхождение трагедии, и пел.
Юный Платон рос в среде, которая должна была предназначить его к политической деятельности. Однако ни Платон, ни его родные братья государственными делами не занимались. Все они любили книги, стихи, дружили с философами.
Но этой безмятежной жизни неожиданно наступает конец. В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, беседовавшего с молодыми людьми в садах Академа. Он говорил о справедливости и несправедливости, об истине, добром и прекрасном. Потрясенный встречей с Сократом, Платон сжигает всё, что он до этого написал, обращаясь с просьбой о помощи к богу огня Гефесту. Платон нашел в Сократе учителя, которому оставался верен всю жизнь и о котором после писал в своих сочинениях. Сократ же дал Платону веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через Благо и Красоту, но только совершенствуя свой внутренний мир.
Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя. Дело Сократа было действительно так красиво и привлекательно для Платона, что тот им увлекся. Сократ, человек незнатный и небогатый, неученый, взялся быть учителем, победить одной искренностью убеждений, постепенно переманивая на свою сторону всю талантливую и мыслящую молодежь.
В 399 г. Сократ был приговорен к смерти и закончил жизнь в афинской тюрьме. Владимир Соловьев так пишет о последних минутах учителя Платона: «Когда вошел палач с чашей, Сократ взял ее и спросил: «Что мне надо делать?». Палач любезно … ответил: «Ничего особенного. Ты выпей, а потом начинай ходить. Когда ноги отяжелеют, спокойно ложись». И Сократ так же спокойно все это проделал, и когда ложился, то сказал рыдающим друзьям: «Не забудьте отдать богу выздоровления Асклепию петуха». По греческому обычаю, когда человек выздоравливал, в жертву Асклепию приносили петуха. Сократ хотел намекнуть на то, что, уходя из жизни, он … выздоравливал от безумного мира, от некоего мира призраков, уходя в иную, духовную сферу».
Скитания. Платон находился на процессе, но не был с Сократом в его последние минуты. «Платон не присутствовал, он был болен», - так пишет о себе сам Платон. Я думаю, это была не болезнь, он был не в состоянии видеть не просто смерть, а убийство любимого учителя. Хотя, некоторые ученые считают, что, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару.
Оставшись без учителя, Платон отправился в странствие, продлившееся 12 лет. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, Платон прилагает все усилия к тому, чтобы разработать проект государственного устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма.
Он ездил в Египет, где получил посвящение, был в Южной Италии, слушал многих философов Малой Азии. Разъезжая по свету, он размышлял о Сократе. И чем больше, тем яснее перед ним вырисовывалась истина - « Жизнь – только поверхность бытия, а в глубине ее – то самое сокровенное, что является высшей основой».
Приблизительно в 388 году до нашей эры Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Излагая о своих мыслях, Платон находит благодарного слушателя, родственника Дионисия, молодого Диона. По мнению историков, Дионисий приревновал Диона, и Платону был изгнан из государства.
К тому времени философ заметил, что его размышления подводили слушателей к определенным выводам. Вот тогда-то он и задумал создать собственную школу (будущую Академию), где можно было бы обучать «справедливости и добродетели». Но об этом немного позже.
В 367 году в Сиракузах умер Дионисий I Старший, и Платон, по просьбе Диона, возвращается, в надежде, что новый правитель, Дионисий Младший, подвергнется его влиянию и что он, таким образом, воплотит в жизнь свою мечту о философе на троне и о государстве, управляемом мудрым и справедливым царем. Но и эта попытка не удалась. Дионисий Младший сначала гостеприимно принял философа и заинтересовался его учением, но, в конце концов, как и его предшественник, вынудил Платона покинуть Сицилию и - более того - приговорил к изгнанию Диона, подозревая его в заговоре.
В 361 г. Платон предпринял третье и последнее путешествие на Сицилию. Удерживаемый в Сиракузах насильно, Платон только тайно смог покинуть государство. Он возвратился в Афины и там руководил Академией до самой смерти.
Создание Академии. Смерть Платона. Итак, давайте вернемся к мысли о создании школы. Обдумывание этого непростого вопроса, убедило Платона в возможности такого рода обучения. Это укреплялось в сознании Платона благодаря знакомству с философами в южной Италии и Сицилии, а, возможно, и общение с Дионом вдохновило его основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию. Новая школа привлекала многих греческих юношей. Платон с энтузиазмом приступил к новому делу и всецело посвятил себя преподаванию и чтению лекций.
Занятия науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5 - 4 веков до нашей эры и слушатели Академии занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой, а так же учением о государстве, теорией идей, этикой и гносеологией - основными составляющими платоновской философии.
На фоне политических и духовных неясностей своего времени, Платон, по мере возможности, попытался сформулировать принципы и правила, ведущие к созданию стабильного обществ. С этой целью Платон доказывал возможность точного знания.
Занятия в Академии были двух типов - общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого круга посвященных. Большое внимание уделялось математике и, в частности, геометрии, «как науке о самых прекрасных мысленных фигурах», а также астрономии. При входе в платоновскую Академию были написаны слова: "Да не войдет сюда несведущий в геометрии". Кроме того, здесь занимались литературой, изучали законодательства разных государств, естественные науки. Академия жила строго, можно сказать, аскетично. Ученики спали мало, питались совместно, воздерживаясь от мяса, «возбуждающего сильные чувственные страсти», ели овощи и фрукты, пили молоко, старались жить чистыми помыслами. Среди учеников Платона был и Аристотель.
Платон считал Аристотеля своим лучшим учеником и говорил о нем как об "уме школы". Если Аристотель отсутствовал на лекциях, Платон говорил, что разум сейчас отсутствует.
Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее места для него не было. После смерти Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах отправилась в Ликей под руководством Аристотеля.
...в океане первозданной мглы
Нет облаков и нет травы зеленой,
А только кубы, ромбы да углы…
(А. Ахматова)
Что дошло до наших дней? После казни Сократа Платон все же сохранил веру в то, что его политические взгляды могут осуществиться. Он их переосмыслил, хотя и понимал, что ни от одной из действовавших тогда в Афинах партий, будь то сторонники демократии или олигархии, ничего хорошего ожидать уже не следовало. Могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость? Теперь Платон яснее понимал смысл вопросов, поставленных Сократом, и пытался восстановить его мысли в том виде, в каком они сохранились в его памяти.
Сочинения Платона интересны тем, что их трудно рассматривать, только как философские труды, они ведь содержат и захватывающий сюжет, и отточенную стилистику одновременно. Ему удалось не «высушить» язык своих диалогов научной философией, как это сделал его ученик Аристотель, исключивший Эмоцию из своего языка. Тем-то и интересен Платон, что уживается в нем профессиональный философ с увлекательным рассказчиком. В первую очередь он - поэт, мастер художественного слова. Об этом говорят его произведения, богатая фантазия и огромное стремление к творчеству.
До нас дошло 23 подлинных диалога Платона, 22 приписываемых ему, одна речь под названием “Апология Сократа”, 13 писем, многие из которых считаются подлинными и огромное произведение “Законы”. Но мне хотелось бы поговорить о другом - о «Критии».
Знаменитая Атлантида. В первые века боги разделили меж собой землю пропорционально своему положению. Каждый стал богом определенного уголка, где создал замок, храм и институт приношений. Посейдону было дано море и остров Атлантида.
Посредине этого острова была гора, на которой жили три человекоподобных создания: Эвенор, его жена Левкиппа и их единственная дочь Клейто. Девушка была прекрасной и, после внезапной смерти родителей, ее полюбил Посейдон, от которого она родила десять детей. Посейдон разделил территорию между детьми, а старшего сына, Атласа, поставил над ними всеми. Посейдон назвал свой остров Атлантидой и море Атлантическим в честь своего сына Атласа. Перед рождением детей Посейдон разделил остров на ровные круги - сушу и воду. Две зоны суши и три зоны воды отделяли центральную часть острова, который омывался двумя потоками воды - теплой и холодной.
Потомки Атласа продолжали править Атлантидой и мудрым правлением вознесли страну на необычайную высоту. Естественные ресурсы Атлантиды были сказочными - драгоценные металлы, животные, растения. Но не смотря на «райские» условия жизни, жители не забывали строить дворцы, храмы, доки. Остров был покрыт мостами и дамбами, а также каналами, связывающими различные части их царства. Они провели к океану канал из центра острова, где стоял самый большой храм острова - храм Посейдона.
Платон описывает белый, черный и красный камни, которые добывались атлантами под землей и использовались ими для возведения зданий и порта. Они окружили каждую зону своего острова стенами, при этом внешняя стена была покрыта медью, средняя - оловом и внутренняя стена - орихалком, желтым металлом. Внутри находились храмы, дворцы и другие здания. В центре, окруженном золотой стеной, было святилище, посвященное Посейдону и Клейто. Здесь родились первые десять наследников царства, и каждый год их потомки приходили сюда с приношениями. Храм Посейдона снаружи был обшит серебром, а его верх - золотом. Внутри храм был украшен золотом, серебром и костью, а также орихалком от пола до потолка. В храме стояла гигантская статуя Посейдона, правящего колесницей, запряженной шестью крылатыми лошадьми, а около него сотня нереид на дельфинах. Снаружи здания стояли десять статуй первых царей и их жен.
В рощах и садах были горячие и холодные источники. Было много храмов, посвященных разным божествам, места для отдыха горожан, бани и огромный ипподром. В возведенные гавани и в порт заходили корабли всех морских держав. Город был столь перенаселен, что в воздухе все время висел шум и говор. Часть Атлантиды, обращенная к морю, была обрывистой и высокой. Вокруг же города, расположенного на равнине, были восхитительные горы. Жители снимали два урожая в год. Зимой шли обильные дожди, а летом многочисленные каналы обеспечивали поля водой. Площадь страны была разделена на области, и в случае войны каждая область должна была отправить в бой определенное число людей и колесниц.
Десять правительств отличались друг от друга в делах, касающихся устройства войска. Каждый из царей Атлантиды имел полный контроль над своим царством, но их взаимоотношения определялись кодексом, выбитым на камне в период правления первых десяти царей; стела с этой надписью стояла в храме Посейдона. Регулярно, каждые пять или шесть лет, совершались паломничества. Здесь, с соответствующим приношением, каждый царь давал клятву верности на священной надписи. Здесь же царь облачался в голубые одежды и садился творить суд. Во время перерыва он выносил приговоры на золотой табличке и клал их в памятное место. Главными «заповедями» царей Атлантиды было: не поднимать руку друг на друга, приходить на помощь друг другу в случае опасности для кого-либо из них. В делах войны и когда речь шла об особо важных событиях, окончательное решение принималось прямыми потомками Атласа. Ни один царь не мог распорядиться жизнью или смертью своих подданных без учета мнения большинства из десяти.
Платон заканчивает свое повествование, говоря, что это громадное государство напало на эллинские города, в надежде завоевать весь мир. Зевс, узнав о намерениях атлантов, собрал богов и обратился к ним. Здесь рассказ Платона внезапно обрывается.
Что же хотел сказать Платон, рассказывая нам эту чудесную сказку? Я думаю, что здесь есть что-то еще, кроме увлекательной истории – от атлантов мир перенял не только искусства и ремесла, философию и науку, религию, но и ненависть, споры, алчность. Не является ли «Критий» моделью того идеального государства, о котором мечтал Платон, и не показал ли он нам, как легко и непоправимо можно его разрушить?
Постигая непостижимое. Когда я писала о жизни Платона, то упоминала о том, что встретив Сократа, тот сжег все свои предыдущие записи. Для него начался новый период. Мечтатель и поэт, он получил возможность творить в том направлении, которое было ему указано любимым наставником. Красота, к которой Платон стремился как художник, стала являться ему отрешенная от всякой внешней формы, или, вернее, он сам старался отрешить ее от формы, проникнуть в ее общую сущность, найти, познать ее в полной отвлеченности. Началось стремление к идеалу, то есть к призраку. Богатые краски жизни, осязаемая материя, разнообразие явлений - все, чем полна наша жизнь, стало казаться Платону злом, за которым скрыта, как под паранджой, истина мира, нетленная, неизменная, вечная красота. Но Платону было необходимо узнать природу зла. Если зло вечно, то, вероятно, оно естественно, а если оно естественно, то оно не является злом, ведь естество – прекрасно. Платон убеждает себя, что зло – всего лишь - свойство материи. Он верил в действительное существование идеи отдельно от явления. Идеализм сразу поднялся на небывалую поэтическую высоту вымысла и вместе с тем сразу дошел до полного отрицания самых элементарных свидетельств простого человеческого опыта. Создалась единая, фантастическая картина мира идеи, «мировая душа», звезды и солнца, живущие своей жизнью и мыслящие в бесконечном пространстве. Все это культивируется в голове Платона, начинает жить и дышать, все это производит такое впечатление, как будто бы оно действительно существовало, и все это только потому, что Платон верит в свое создание. Д. И. Писарев так пишет в своей работе «Идеализм Платона»: «Платонизм есть религия, а не философия, и вот почему он имел такой громадный успех в мистическую эпоху падения язычества».
Платон рассуждал не только о Великой Красоте, но и о добре. Добро, по его словам, должно быть предметом всякой человеческой деятельности, к добру должен стремиться каждый человек, потому что обладание добром составляет собою благополучие. Платон разделял Добро, Благо на три категории: Благо в душе, выраженное в добродетели, Благо в теле, выраженное в симметрии и переходе друг в друга частей тел, и Благо во внешнем мире, выраженное через социальное положение в обществе. Согласно Платону, наиболее подходящий термин для определения Абсолютного - Единое, так как единое целое является неизмеримо бОльшим, чем части и разнообразие зависит от единства, а не наоборот. Единое, существует до бытия, потому что суть бытия – только приписывание свойств Единому.
Философия Платона основана на разделении бытия на три порядка: то, что движит неподвижное, то, что движется само и то, что подлежит движению. Последние, которые нужно двигать, уступают по рангу самодвижущимся, а эти, в свою очередь, уступают тем, которые движут. Те, которым движение внутренне присуще, не могут быть отделены от движущих сил, и они, следовательно, не могут распасться. Такую природу имеет все бессмертное. Те, которые получают свое движение извне, могут быть отделены от источника движения и поэтому могут распасться. Таковой природой обладают существа смертные. Но превосходят и смертных и бессмертных те, которые сами движут, но остаются неподвижными. Сила, в них пребывающая, внутренне им присуща - это и есть Божественная непрерывность, на которой и основаны все вещи. Будучи более благородным, чем самодвижение, неподвижный движитель стоит первым по достоинству. Эта идея Платона была основана на теории, что учение как таковое - воспоминание, или знание, которое приобрела душа во время своего предшествующего существования.
Смерть же, видимо, под влиянием последних слов Сократа, представляется минутою освобождения. Писарев, как всегда, имеет собственное мнение: «Так что при этом воззрении остается только непонятным, почему Платон не ускорил для себя этой вожделенной минуты, почему он в теории не оправдал самоубийства …» Так же его нападкам подвергается вся эпоха: «Мыслящим людям того времени оставались только две дороги: или удариться в самый широкий разгул чувственности, или дать полную свободу своему воображению, утешаться его светлыми созданиями и во имя этих созданий вступить в открытую вражду со всею действительностью, начиная с собственного тела. По первому пути пошли эпикурейцы, по второму, между прочими, - новоплатоники. …Но если мы перенесемся к эпохе Платона, то трудно будет себе представить, что могло вызвать с его стороны враждебные отношения к физическому миру явлений. Ни нравственное, ни политическое состояние Греции во время Пелопоннесской войны и после ее окончания не было до такой степени плохо, чтобы привести мыслителя в отчаяние и вызвать с его стороны безусловное осуждение. Многие стороны греческого быта, например рабство и, известного рода, разврат, могли бы возмутить человека нашей эпохи, но Платон не относился к ним строго и не понимал их отвратительности. Рабы остаются рабами в его идеальном государстве, а разврат он идеализирует, видя в нем эстетическое стремление и набрасывая покрывало на физические последствия... Платон, как известно, составил проект идеального государственного устройства и, кажется, старался даже осуществить свой политический идеал в Сиракузах, в Сицилии».
Платон совместил общество и личность, небесное и земное, тело и душу. Он считал, что «прекрасный материальный космос управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Они составляют особый надкосмический мир и называются миром идей». “Идея” - по-гречески - означает нечто видимое. Значит, платоновские идеи, в которых отражена вся космическая жизнь, - материальны. Но увидеть их можно не физическим, а мысленным зрением. Его идеи определяют жизнь материального мира. Они - образцы, модели, по которым строится вся «множественность вещей», образованных из бесформенной, бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только “кормилица” или “восприемница”, принимающая идущие от идей свет, энергию. Сила света оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму по образцу вечных и прекрасных форм, недоступных для человеческих чувств. Идеи прекрасны, так как они вне времени, которое разрушает материальное, старит их. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей — это добро, некое благо, уравненное к красоте. Это и есть, по Платону, - начало всех начал.
В ранних школах платонизма возникло разделение философии на этику, теорию познания и теорию природы. Я попробую изложить собственные выводы Платона, опираясь на эти три разделения.
Этика. Платон писал диалоги с единственной целью: помочь людям понять сущность Блага и призывал их жить соответственно. Благую жизнь Платон называл «подражанием Богу». Для этики Платона характерны следующие основные позиции:
Все люди по природе стремятся к Благу. Во всех вещах от природы присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человек не составляет исключения из этого правила. Когда душа реализует эту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью. То же происходит, когда в согласии с природой работает тело, что называется здоровьем. Это получило название «естественного закона», который основывает всю этику Платона.
Добродетель есть знание. Добродетель невозможно познать без усилий. Человек не может поступать хорошо, если не знает, что именно он делает, если не знает, почему и как это нужно делать. Соответственно, нужно знание, причем знание не теоретическое, а конкретное и практическое.
Самые дурные поступки совершаются невольно, или вопреки воле, что противоречит Благу. Человек, совершающий такие поступки, находится в худшем положении, чем тот, кто знает о Благе, но пострадал от собственных прегрешений или по воле случая. Первый не может избежать зла, так как движущие им силы искажены: он полагает, что знает то, чего на самом деле не знает, и думает, что желает того, чего на самом деле не желает, то есть Блага.
По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все использующее выше используемого. Поэтому здоровая душа (добродетель) важнее здорового тела.
Четыре основные добродетели души – это мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Мудрость направляет действие к цели; справедливость воздает всем вещам то, что им причитается в соответствии с подлинными нуждами и возможностями каждой, как понимает их разум; мужество, невзирая на препятствия, доводит до конца справедливые дела; умеренность представляет собой гармонию различных частей души в согласии с разумом.
Само по себе удовольствие не является ни благом, ни злом. Существуют как добродетельные, так и другие наслаждения, однако добродетельные наслаждения, которыми сопровождаются разумные действия и которые соответствуют природе, приносят гораздо большее удовлетворение, нежели порочные.
Итак, не существует конфликта между действительным долгом и подлинным интересом человека. Долг и польза, в конечном счете, совпадают. Главная наша обязанность – быть самими собой и во всем хранить себе верность. И это окажется гораздо более приятным и полезным, чем неразумными поступками искажать свою природу.
Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей.
Самый опасный недуг для государства – разброд в умах и утрата главной цели, обрести которую можно лишь с помощью философии или религии. Когда ум не действует, руководство обществом принимают на себя нижестоящие инстанции, не способные к правильным решениям. Это ведет, в конечном счете, к тирании, последней стадии социального распада.
Ведущие посты в государстве люди должны занимать благодаря своим заслугам, а не по наследству. В реформ, предложенных Платоном, можно выделить:
право каждого ребенка на образование и на назначение в будущем (при условии соответствующих способностей) на самые высокие посты
право женщин на участие во всех видах общественной деятельности, в том числе и в управлении
ликвидация во всем обществе крайней нищеты и чрезмерного богатства
введение совместных трапез и общей собственности.
Теория ума. Платон считал ум величайшим природным даром человека. Вот к чему склонялся Платон:
Знание приобретается с помощью понятий или «идей», которые невидимы, всеобщи и неизменны, в отличие от материальных вещей – видимых, единичных и изменчивых. Следовательно, разум нематериален и независим от тела.
Всякое знание есть знание чего-то отличного от него самого; знание есть отношение. Знание не является конструкцией, это открытие того, что уже есть.
Ощущение отличается от знания. Ощущения сообщают нам о наличии пребывающих в постоянном изменении вещей, какими они представляются нашим органам чувств. Знание сообщает нам о наличии чего-то неизменного, как оно есть само по себе.
Тем не менее, ум зависит от ощущений. Платон, по-видимому, полагает, что связь между умом и ощущением гораздо более тесная, иногда она представлена им так, что в объекте, воспринимаемом в ощущении, присутствует сама неизменная форма, или объект разумного познания.
Между знанием и мнением имеется важное различие. И то и другое - продукт мышления. Однако мнение способно ошибаться, оно может быть истинным или ложным. Поэтому мнение – всего лишь несовершенное знание. Совершенное, или окончательное знание безошибочно, ибо «ложное знание» - противоречие. Мнение может оказаться верным, однако одного этого недостаточно, чтобы оно сделалось знанием: знание – это Истина.
Процесс обучения – это переход от мнения к знанию. Такому переходу препятствует склонность мнения принимать за истину впечатления, нередко ложные, не различая идеи и не связывая их воедино. И пока мнение опирается только на чувство и опыт, оно смешивает идеи, которые на самом деле различны, и , напротив, разделяет идеи, которые необходимо связать. Мнение только указывает на объект чувств, оно неспособно дать ему определение.
Посредством метода, который Платон называл диалектикой, мнение может быть преобразовано в знание. Сначала ум отмечает сходство различных чувственных объектов, пока не убедится в том, что некоторые из них представляют собой примеры одной и той же всеобщей связи идей. Затем ум должен разделить эту взаимосвязь на составляющие идеи, пока не дойдет до общих идей, присутствующих во всем, таких, как бытие и единое. После этого ум отмечает, каким способом идеи соединяются с другими идеями и отделяются от них, пока каждая из идей не займет надлежащее место.
Платон уделял большое внимания проблемам мироздания.
Наш мир един, а не двойствен, хотя он чрезвычайно сложен и, вероятно, включает множество вещей, о которых мы не имеем ни малейшего представления.
Мир упорядочен, ему присуща неизменная структура.
Порядок мира образован формами, или структурами, двух родов. Во-первых, существуют такие формы, которые присутствуют повсюду, в любой существующей вещи. Это бытие, единое, благо, истина и красота. Во-вторых, существуют особые формы различных составляющих мир вещей. В их число входят неживые вещи, например камни и глина, а также растения, животные, люди и высшие существа. Все они, кроме высших существ, находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения. Поэтому каждая такая вещь представляет собой «смешение» двух составляющих – неопределенно-аморфного вещества, из которого они возникают («апейрон», беспредельное), и формы (структуры), определяющей, какого рода будет данная вещь («перас», предел). Кроме того, чтобы эти две составляющие соединились, необходима причина.
Человек – сложное существо, состоящее из тела и чего-то движущего телом, или оживляющего его. По Платону - это душа. Душа помещается в теле и пользуется телом, как орудием. Даже если душа мыслит о себе как о теле, то мыслит именно душа, ибо тело к этому не способно. Поэтому, даже если душа решит, что цель ее существования – тело и будет ради него жертвовать всем, все же именно она будет использовать тело в качестве своего орудия, хотя и для ложной цели.
О смерти мы знаем лишь, что это есть отделение души от тела, сопровождающееся его разрушением. Однако душа, будучи разумной, не может погибнуть вместе с телом, потому что она нематериальна и не состоит из каких-то частей, которые можно измерить. Поскольку с помощью мышления душа соединяется с неизменными нематериальными формами, она неизменна и нематериальна. Не бывает человеческой души, которая бы не соединялась с идеями хотя бы до некоторой степени, и потому душа любого человека бессмертна, она не распадается, как тело, но переселяется в некую удаленную область.
Мир конечных изменчивых вещей должен иметь высшую причину, которая его породила и поддерживает в нем порядок. Первая причина должна обладать жизнью или душой. Это доказывается тем, что лишь душа может двигать сама себя, а значит, и давать первый толчок другим вещам. Что первопричине присущ разум, доказывают красота и упорядоченность созданного ею мира.
Первопричина, которую Платон называет Богом, совершенно не зависит от внешних воздействий и неизменна. Бог не устраняется от человеческих дел, напротив, они его заботят. Поддерживаемый им порядок мироздания обеспечивает торжество справедливости.
"Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мной кривые, глухие окольные пути..."
(А. И Б. Стругацкие «За миллиард лет до конца света»)
И в заключение, опять-таки хочется обратиться к Дмитрию Ивановичу Писареву, дабы попытаться опровергнуть его слова: « … поставили Сократа и Платона на тот несокрушимый пьедестал, с которого, конечно, не пытаюсь свести почтенных стариков. Пусть они остаются на этих пьедесталах, но только повыше, подальше от нас; пусть их идеи почитаются святынею, непонятною и непригодною для нашего ветреного и безнравственного века и поколения. Пусть их возвышенный идеализм служит предметом благоговения для немногих избранных, и пусть эти избранные гонят прочь непосвященную чернь». Если вдуматься, то не от того ли наш век «ветреный и безнравственный», что разучились мы не только, пусть даже просто принимать, а ни понимать, но и читать великое и, все же, вечное? Достаточно один раз включить в работу ум, чтобы познать незыблемые постулаты, пришедшие человеку в голову семь тысяч лет назад.