Рефетека.ру / Социология

Реферат: Профессиональный выбор как социальное действие


Профессиональный выбор как социальное действие


В область социологического знания понятие «социальное действие» было введено М. Вебером, который называл социальным действием действия человека, совершающиеся по смыслу, предполагаемому действующим лицом, и ориентируются на действия других людей. Вебер определяет действие, как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.

Представляется целесообразным для цели моего исследования обратиться к концептуальной схеме социального действия, представленной в работах Т. Парсонса. Данный ученый обращает внимание на то обстоятельство, что в процессе научной концептуализации необходимо расчленение каждого явления на единицы или составные части. Основную единицу Т. Парсонс называет «единичным актом».

По его мнению, «...в этом смысле “акт действия” или просто “акт” логически включает в себя следующее:

предполагает агента, “деятеля” или “актора” (actor);

акт по определению должен иметь “цель” (end), т.е. будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие;

акт предпринимается в “ситуации”, направление развития которой в одном или нескольких отношениях кардинально отличается от того положения вещей, на которое ориентировано действие, т.е. от цели. Эта ситуация, в свою очередь, может анализироваться с помощью двух типов элементов: тех, которые актор не может проконтролировать, т.е. тех, которые он не может изменить, или тех, изменения которых, противоречащие его целям, он не может предотвратить, – с одной стороны, и тех, которые он может контролировать, – с другой. Для первых можно использовать термин “условия” действия, для вторых же – “средства”;

в аналитическом понимании единицы действия изначально содержится определенный способ взаимоотношений всех элементов друг с другом. То есть в выборе альтернативных средств достижения цели в той мере, в какой ситуация представляет такие альтернативы, существует “нормативная ориентация” действия».

На конкретном уровне под единичным актом Т. Парсонс понимает конкретный социальный акт, а под его «элементами» – конкретные целостности, из которых он состоит. Так, под конкретной целью он подразумевает «предполагаемое будущее положение вещей в целом в той мере, в которой оно релевантно системе координат теории действия».

Что это означает применительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебного заведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выбор места, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развития действия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этого процесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея, представление о пути и способах получения профессии, а также о содержании предполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах. Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но это предвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т. Парсонса, – это и есть конкретная цель.

Таким образом, на наш взгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессионального самоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональных выборов».

Таким образом, профессиональный выбор в отличие от профессионального самоопределения – это выбор, затрагивающий лишь ближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

В предыдущей главе мы пришли к выводу, что содержание понятия «профессия» не может быть целиком и полностью сведено к экономическим отношениям. Обнаружение социокультурной обусловленности следует ожидать на уровне анализа профессиональных экспектаций молодых людей.

В этом могут помочь основные положения деятельностно-ценностного подхода: 1) общество существует на базе деятельностного взаимодействия социальных субъектов; 2) стимулами деятельности являются потребности и ценности; 3) ценности лежат в основе социальных систем в качестве стимулов человеческой деятельности; 4) главным стимулом деятельности является социальная значимость.

Для решения задач данного исследования также представляют интерес основные внутренние детерминанты профессионального выбора: самостоятельность, ориентация на советы окружающих, оптимизм, растерянность, идеализация профессионального будущего, рациональный подход к проблеме выбора.

В единичный акт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией...

Примем, что А – единичный акт...

Единственный акт состоит из следующих элементов.

S – ситуация. Ситуация, если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя: С – условия, М – средства, i – нормативные или идеальные элементы, ie – символические выражения нормативных или идеальных элементов».

Если пользоваться данными обозначениями, то структура единичного акта представляется следующим образом:


А = S (C+M) + i + ie.


Рассмотрим профессиональный выбор в данном контексте.

Цель. Т. Парсонс при рассмотрении схемы социального действия исходит из того, что действие всегда является процессом, совершающимся в некотором временном промежутке. Он рассматривает процесс действия через призму его связи с целями. «Понятие “цель”, – утверждает Т. Парсонс, – всегда предполагает соотнесенность с будущим состоянием, которое либо в настоящий момент не существует и не будет существовать, если актором что-то не будет для этого сделано, либо, наоборот, желаемое состояние существует, но оно не остается неизменным, если актор не предпримет для этого каких-то действий».

Строя планы на будущее, многие молодые люди не отдают себе отчета в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Эти представления включают определенные жизненные притязания и согласуются с определенными сроками их реализации.

По справедливому, на наш взгляд, утверждению Э. Гидденса, «различия между “целями”, “мотивами” и “основаниями” довольно нечетки в повседневных рассуждениях, зачастую эти термины выступают как взаимозаменяемые. Вопрос ”Какова была цель этого поступка?” равнозначен вопросу ”Каковы были основания такого поступка?”».

Применительно к проблеме нашего исследования целью единичного акта является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором. Данная траектория детерминирована мотивами и потребностями, т.к. каждое социальное действие включает в себя поведенческие и мотивационные элементы, которые соответственно связаны с практиками действия.

Классической мотивационной теорией заслуженно считается теория потребностей А. Маслоу, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию, направляющую профессиональное поведение человека: физиологические потребности; потребности в безопасности и стабильности; потребности в принадлежности (ассоциации); потребности в общественном признании; потребности самореализации.

Нами была предпринята попытка изучения мотивации выбора профессии и учебного заведения учащимися Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса и права, имеющая цель – выявить намерения и ориентации учащихся в отношении образования и будущей профессии. Сбор данных проводился методом группового анонимного опроса (техника самозаполнения).

Опрошено 50 респондентов в возрасте 17–19 лет (2/3 опрошенных составляли девушки, остальную часть – юноши). Обоснование выбора профессии представлено следующей оценочной шкалой:

у меня есть склонность к этому виду деятельности;

данная профессия поможет мне приобрести достойный социальный статус;

посоветовали родители;

повлиял авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию;

работа по данной профессии может обеспечить меня материально;

посоветовали друзья и сверстники.

Можно отметить, что в выборе профессии большое значение имеют интерес к ней, индивидуальные способности и склонности к данному виду деятельности (23,8 балла).

Значительная часть респондентов призналась, что на выбор профессии решающее влияние оказали другие лица – родители (15,9 балла) или знакомые, работающие по данной профессии (14,3 балла), что свидетельствует о несформировавшейся собственной профессиональной идентичности.

Среди мотивов выбора существенна доля таких, как социальный престиж профессии (22,2 балла) и высокий заработок (14,3 балла). Как известно, престижность является важнейшим фактором профессионального выбора. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью. В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств зарабатывать и строить определенный, «престижный» образ жизни.

Анализ ответов учащихся Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса на вопрос о планах на будущее показал, что 20 % респондентов желают работать по выбранной специальности; 28 % сомневаются в том, что они смогут найти работу по специальности, но не отказываются работать по ней; 30 % собираются работать по специальности и продолжать обучение в высшем учебном заведении. И только 2 % респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Все это позволяет надеяться на пополнение кадров специалистами, получившими специальную профессиональную подготовку.

Анализ ответов студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса на вопрос о планах на будущее показал, что всего лишь треть респондентов экономического факультета (33 %) твердо собираются работать по выбранной специальности. Почти половина опрошенных студентов (52 %) сомневаются в том, что они смогут найти работу по специальности, и только 15 % респондентов на этот вопрос ответили отрицательно. Более 60 % опрошенных студентов специальности «Социальная работа» высказали намерение в будущем работать по специальности.

Опрос показал, что студенты специальности «Социальная работа» ориентированы не только на практическую деятельность в социальных службах, но и на сферу науки и образования – 30 % опрошенных изъявили желание продолжить обучение в аспирантуре. Около 35 % опрошенных студентов сомневаются, но не отказываются продолжить дальнейшее обучение.

Больше половины респондентов экономического факультета (60 %) не хотят поступать в аспирантуру, т.к. в настоящее время в стране сложилось мнение о том, что наука и всё, что с ней связано, бесперспективны: труд учёных не оценивается должным образом. Поэтому новое поколение экономистов скорее всего предпочитает работать не в науке, а в коммерческих структурах. Но примерно треть опрошенных (32 %) ещё не знает, что они выберут, т.к. для этого нужно не только желание, но и средства.

Под руководством автора диссертационного проводились опросы по теме «Почему я выбрал эту профессию среди учащихся Шахтинского кооперативного техникума коммерции, бизнеса и права, а также студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса и Шахтинского филиала Саратовской академии права.

Попытаемся сгруппировать и проанализировать полученные данные (высказывания приводятся без редакционных правок):

«я руководствовался здравым смыслом, направленным на престиж и рынок предложений на рынке труда», «профессия востребована», «профессия будет все более востребована», «это развивающаяся отрасль, и в будущем я смогу по ней работать, смогу обеспечить достойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь: люди всегда хотят поесть», «с этой профессией можно работать и за границей», «в дальнейшем можно будет найти работу по специальности», «высокий престиж профессии»;

«профессия очень интересная и играет большую роль в жизни общества», «профессия мне нравится», «интересно», «я руководствовалась в первую очередь своими пристрастиями, желаниями», «мне интересно попробовать себя в этом», «интересная, новая профессия», «по своим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «интересно изучать иностранный язык», «хочу знать законы своей страны», «хочу знать свои права», «хочу доказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»;

«мне нравится общаться с людьми, а не выполнять монотонную работу», «вуз предлагает интересные варианты практики», «хочется увидеть другие города и страны», «познание нового, общение с людьми»;

«обеспечение будущей семьи», «прибыльная профессия», «смогу обеспечить себя материально, а также применить свои знания практически в любой сфере», «престижная и высокооплачиваемая профессия»;

«выбирала гуманитарную специальность», «я люблю гуманитарные науки», «мне не даются точные науки», «на точные науки не поступила бы, профессия не так важна, как диплом о высшем образовании», «иностранный язык – профильный предмет»;

«я с 7-го класса мечтала стать судьей», «с детства мечтал стать музыкантом и адвокатом, музыкантом стал, а на адвоката учусь»;

«у меня есть тетя, которая окончила латвийскую школу туризма. Профессия меня заинтересовала еще в 9-м классе, когда она показывала фото, сделанные в Арабских Эмиратах. Там тетя встретила своего будущего мужа, который родом из Шотландии».

Особенности мотивации профессионального выбора студентов распределились на несколько групп в зависимости от того, что выделялось как наиболее привлекательное в будущей профессии.

Прежде всего, студентов привлекает востребованность, социальная значимость профессии («это – развивающаяся отрасль и в будущем я смогу по ней работать, смогу обеспечить достойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь», «в дальнейшем можно будет найти работу по специальности», «высокий престиж профессии»).

Далее следует возможность самореализации («профессия очень интересная», «я руководствовалась в первую очередь своими пристрастиями, желаниями», «мне интересно попробовать себя в этом», «по своим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «хочу доказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»).

Затем в качестве мотивов указываются преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, что замеряется такими индикаторами («мне нравится общаться с людьми, а не выполнять монотонную работу», «вуз предлагает интересные варианты практики», «хочется увидеть другие города и страны», «познание нового, общение с людьми»).

И только затем следуют мотивы, основанные на утилитарной функции будущей профессии («обеспечение будущей семьи», «прибыльная профессия»). Примечательно, что зачастую «прибыльность» профессии не является единственным критерием, а сочетается с престижностью и самореализацией («смогу обеспечить себя материально, а также применить свои знания практически в любой сфере», «престижная и высокооплачиваемая профессия»).

Таким образом, основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются востребованность, социальная значимость профессии, возможность самореализации, преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, прибыльность.

Ситуация. На реализацию профессионального выбора, несомненно оказывают влияние социально-экономические факторы, следовательно, социальная ситуация детерминирует отношение личности к профессии. Следуя Т. Парсонсу, рассмотрим ситуацию как совокупность средств и условий.

Средства – предметы и явления, над которыми субъект действия имеет достаточную степень контроля, например, книги, которыми он обладает или которыми располагает библиотека, бумага, карандаш, пишущая машинка и пр.. Продолжая список, применительно к нашей проблеме средствами также являются компьютер, Интернет и др. Однако, на наш взгляд, к ним можно отнести и такие факторы, как интеллектуальное развитие, коммуникабельность, физическую подготовку, а также профессиональное образование.

В 60–70-е гг. образование играло роль важнейшего фактора социальной мобильности. Без диплома был закрыт путь в партийную и хозяйственную номенклатуру. В годы «перестройки» ценность профессионального образования в коллективных представлениях резко упала.

Деятельность социального института образования связана с удовлетворением двух фундаментальных потребностей – социализация индивидов и подготовка их к различным социальным ролям. Вместе с тем, круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества – подготовка индивидов к размещению их по определённым социальным позициям в социальной структуре общества и формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

Опрос, проведенный под руководством автора показал, что причины, по которым было выбрано именно данное учебное заведение, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

престижное учебное заведение;

хороший преподавательский состав;

достаточно легко поступить;

недалеко от дома;

мнение родителей;

здесь учатся друзья.

Наибольшее количество баллов набрали такие факторы, как «хороший преподавательский состав» (52 балла) и «престижность учебного заведения» (49,2 балла). Далее среди аргументов следуют: «легко поступить» (12,7 баллов) и «недалеко от дома» (11,1 балла). Определенную роль при выборе учебного заведения сыграло мнение родителей (6,3 балла) и друзей (3,2). Таким образом, явно наблюдаются притязания учащейся молодежи к уровню и качеству образования.

Примечательно, что свой выбор профессии как результат профориентации никто из респондентов не указал.

Нами также была предпринята попытка изучения мотивации выбора специальности и учебного заведения у студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Использовался метод случайной выборки. Опрошены 150 респондентов, из них 100 – студенты, обучающиеся на специальностях экономического факультета, 50 – студенты специальности «Социальная работа». Преобладающий возраст опрошенных респондентов 17–19 лет. 2/3 аудитории составляли девушки, остальную часть – юноши.

Анализ результатов проведенных исследований позволил сделать вывод, что многие (59 %) выпускники школ пытаются поступить в вуз ради высшего образования «вообще» (среди студентов экономического факультета – 63 %, среди социальных работников – 54 %), и только треть опрошенных желали приобрести именно эту специальность.

Тенденция получения любого высшего образования явно прослеживается у студентов первого курса (73 %). А вот среди студентов третьего курса больше половины (65 %) заявили, что они желали приобрести именно эту специальность. Это может быть истолковано как профессиональная самоидентификация за годы обучения в вузе, что подтверждают и частные беседы со студентами.

Стоит обратить внимание также на то, что очень незначительная часть студентов, обучаясь в вузе, ценят то, что он академический, и все те возможности, которые перед ними открываются: квалифицированный преподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научной деятельности.

Причины, по которым был выбран именно ЮРГУЭС, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

62 % – легче всего поступить;

22 % – недалеко от дома;

10 % – престижный вуз;

5 % – хороший преподавательский состав;

1 % – этот вуз окончили родители.

Согласно данным опроса, чем выше статус учебного заведения, тем выше доля тех, кто рассматривает получение образования как средство достижения успеха.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Этим можно объяснить, почему в последние годы наблюдается все увеличивающийся разрыв между наборами в средние профессиональные учебные заведения и в высшие учебные заведения. По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Мировой и отечественный опыт подтверждает устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность.

Возможность избежать службы в армии является, чаще всего, главной причиной поступления в вуз для юношей. Наравне с этой можно отметить психологическую причину, существующую у всех молодых людей: вуз помогает отодвинуть на довольно длительный срок проблемы «взрослой жизни». Кроме того, причиной может быть простота поступления, связанная с более низким конкурсом на данной специальности.

Условия – такие аспекты ситуации, которые субъект действия не может контролировать в силу жизненных обстоятельств, определяемых обычными практиками данного социального слоя, таких как место жительства, финансовая ограниченность родителей и т.п.

Нормативная ориентация. Было бы неверно предполагать, что средства, используемые актором в пределах подконтрольной ему среды, выбираются произвольно или же зависят исключительно от условий действия; они, в некотором смысле, находятся под влиянием независимо действующего и решающего селективного фактора, знание которого необходимо для понимания конкретных действий. Для понятия действия весьма существенно предположение, что должна существовать какая-то нормативная ориентация.

В постиндустриальную эпоху «преодолевается феномен отчуждения, трансформируются мотивы и стимулы деятельности человека, возникают новые ценностные ориентиры и нормы поведения.

Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений).

Выбор профессии определяет очень многое: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Так, С.И. Сергейчик полагает, что содержание понятия «гражданская социализация» определяют три элемента:

профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий;

правовая социализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым человеком своих прав и обязанностей;

политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами.

В социологической литературе понятие «ценность» обычно используется как указание на высокую социокультурную значимость объекта или явления. Оценивание значимости укоренено в человеческом сознании и проявляется в форме установок, запретов, целей, представлений и стремлений.

Ценности есть структурные элементы субъективного смысла социального действия. Это нечто, что имеет значение как желаемое для человека в его будущем, причем оно предпочтительнее других возможностей. Акт оценки приводит, включая выбор схемы действия (который предшествует самому действию), к решению. Большей частью ценности человека живут в его опытах и социальных действиях. Но они не только имеют способность напоминать о прошлом опыте, но и практически его используют. Если люди осуществляют новые оценки и приходят к новым выводам, соответствующим решениям, то они вспоминают свои прошлые решения. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор профессии, который в представлении людей соответствует социальному статусу.

Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи.

Так, большинство опрашиваемых в 60–80-е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности.

Исследования конца 90-х гг. ХХ в. указывали на значительный рост инструментализации мотивов труда: в качестве важнейшей его составляющей была выделена заработная плата (93 %), далее были названы возможность чувствовать себя при деле (85 %) и перспектива профессионального роста (83 %). На последнем месте в структуре мотивов оказалось стремление не утруждать себя работой (33 %). Обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремится реализовать себя в труде, в тот период интерпретировалось как свидетельство отсутствия для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Отмечалось, что материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

По результатам исследований Б. Ручкина, проведенных в 1998 г., 59,9 % из числа 17-летних и 65,3 % из числа 24-летних указали, что решающим мотивом при выборе места работы явилась «большая зарплата».

Исследование О.И. Карпухина, проведенное в 2000 г., показало, что многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и боятся оказаться в рядах безработных. В целом, в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек полагают, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл деятельности, нельзя забывать и о заработке. Каждый десятый согласен на любую работу, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать, в первую очередь, свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5 %). Поэтому для большей уверенности молодые люди стремятся получить высшее образование (51,4 %), овладеть иностранным языком (30,4 %), компьютером (29,5 %), приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7 %), получить правовую подготовку (14,6 %).

Каждый четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальности свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера и предпринимателя (соответственно 16,6 и 27,7 %).

На основе полученных результатов О.И. Карпухин делает вывод, что идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало – своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого – обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Этот вывод вызывает у автора печальную озабоченность: «у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной».

Г.Г. Силласте в 2004 г. опубликовала данные опросов учащихся сельских школ, проведенных в двадцати регионах. В результате опроса вариативные модели поведения сельских учащихся после окончания школы распределились следующим образом: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %, «не работать и не учиться, но иметь все, что хочется» – 6,5 %, «небольшой, но твердый заработок» – 3,0 %, «небольшой заработок, но много свободного времени» – 3,0 %. На основе полученных данных автор выделяет две ведущие поведенческие модели, на которые ориентируется большинство сельских учащихся после окончания школы: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %.

Потребность в профессиональном образовании выступает в качестве необходимого условия полноценной социализации личности.

Ориентации на труд в условиях нашей страны обладают рядом особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность.

Для юношеского возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания.

Ценности, обладая зачастую достаточно сложно определяемыми социальными характеристиками (например, богатство, статус, власть, самореализация и др.), существенно влияют как на поведение отдельного человека, так и на общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной активности. Конечно, не все ценности человека отрефлексированы, нередко даже рационально мыслящие индивиды не способны полностью объяснить выбор своих ценностных ориентиров и социальных предпочтений. И, тем не менее, люди, и целые социальные общности ведут себя, сообразуясь со своими ценностями, что дает основание считать их важнейшим механизмом направленной социальной активности и изучать на основе анализа реального поведения и социальных реакций субъектов. Любая интернальная ценность индивида всегда потенциально экстериоризирована, готова превратиться в конкретные поступки и взаимодействия. Таким образом, ценность в свернутом виде содержит в себе отношение, готовую проявиться активность, оценку и самооценку субъекта.

Несомненно, что человек, если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую, создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и, занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интересы на такой ценности, которая присуща всем, – это ценность социальной значимости. На уровне обыденного сознания люди подчас не осознают до конца эту ценность. В их сознании и практической жизни она распадается на составляющие: знание своего дела, востребованность, уровень жизни, возможность сохранения здоровья, удовлетворенность или неудовлетворенность властью на ее различных уровнях, «праведность», «справедливость» и др..

Общество контролирует доступ к социальной значимости с помощью двух способов социального признания.

Первый способ – личная экспертиза. В этом случае собрание правомочных экспертов признает право конкретного индивида на обладание определенными ценностями. Примеры личной экспертизы – решение суда, экзамены, присуждение ученой степени, выборы должностного лица и т.п. Второй способ – «безличный» (или рыночный). В нем процедура социального признания сводится к акту купли-продажи. Если продукт или рабочая сила, предлагаемые данным человеком, признаны рынком, то тем самым признана и его социальная значимость.

Социальная значимость, по мнению П.И. Смирнова, выступает как «главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Противоположное понятие – социальное ничтожество. Люди «в норме» избегают социального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденного сознания они не слишком отчетливо понимают свое подлинное стремление и ориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые далее называются модусами (т.е. формами проявления или существования) социальной значимости. Обладание ими, например, властью или богатством, заметно увеличивает способность человека влиять на ход событий в обществе. Деятельность по достижению социальной значимости – основной источник энергии эволюции общества, поскольку в результате достижения конкретными людьми отдельных модусов меняется вся система деятельностного взаимодействия – основа социальной структуры».

Рассматривая этот вопрос, нельзя не сказать о динамике коллективных представлений, которые, как давно известно социологам, обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываются в онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо от индивидуальных сознаний. Э. Дюркгейм называл коллективные представления объективно существующим социальным фактом. Тем не менее, коллективное представление, независимое и не вытекающее из индивидуальных представлений, порождается все же «действиями и противодействиями» элементарных индивидуальных представлений, которые, в свою очередь, конституированы как социальной тканью, так и уже имеющимися представлениями.

Ориентация на новые ценностные установки зависит от множества «переменных», и с достаточной степенью определенности можно говорить о ней лишь в пределах конкретной социальной общности или группы.

В России формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.

Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Происходящие перемены, связанные с реставрацией частнособственнических отношений привели и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства.

С.И. Сергейчик пишет: «Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал».

Оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их престижности. Как известно, престижность играет немаловажную роль в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью.

Социологические исследования, проведенные в России в конце XX в., показали, что процессы, происходящие ныне в стране, существенно изменили привлекательность различных профессий.

В 60-е гг. ХХ в. первые места отводились профессиям летчика, физика, радиотехника, инженера, научного работника. В 80-е гг. их сменили профессии летчика, военного, юриста, работника милиции и врача.

Результаты анкетирования школьников выпускных классов, проведенного В.И. Писарчук, Л.И. Скляр в 1989 г., показали следующие результаты. Учащиеся 11-х классов наиболее привлекательными считали профессии экономиста – 13 %, торгового работника – 11 %, инженера – 11 %, учителя – 10 %, шофера – 4 %. Девятиклассники отметили привлекательность профессии медицинского работника – 10 %, шофера – 10 %, инженера – 8 %. Главным критерием при выборе профессии была названа высокая зарплата.

Данные мониторинга, который был проведен Фондом «Общественное мнение» в 1997 г., показали, что при ответе на вопрос «Какие профессии, на Ваш взгляд, сегодня наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?» были отмечены следующие сферы деятельности: частное предпринимательство – 51 %, финансы – 41 %, маркетинг, менеджмент, управление частной кампанией – 27 %, право, юридическая деятельность – 32 %, сфера услуг, сервис – 10 %.

В пятерку наименее популярных сфер вошли: производственная (рабочие специальности) – 3 %, искусство – 3 %, инженерная – 2 %, спорт – 2 %, наука – 1 %.

К концу ХХ в. снизился рейтинг естественно-научных и технических профессий, причем в такой степени, что эти профессии стали, по сути, непопулярными.

На протяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известный в Германии социологический институт – Алленсбахский институт демоскопии (Institut fьr Demoskopie Allensbach) – регулярно составляет рейтинг престижности профессий.

Раз в несколько лет сотрудники института предлагают опрашиваемым список из 18 профессий и просят назвать те пять видов деятельности, которые вызывают наибольшее уважение. По результатам опросов, в Германии стабильно самой престижной считается профессия врача. На втором месте с большим отрывом идёт профессия священника. Третье место занимают университетские профессора, четвертое – адвокаты, пятое – предприниматели.

Пятёрка самых непрестижных профессий состоит из книготорговцев, профсоюзных функционеров, политиков, офицеров, а также преподавателей гимназий. Автор опроса видят в этом весьма тревожный сигнал, ведь в современном западном обществе, которое всё чаще называют не индустриальным, не постиндустриальным, а информационным обществом, роль образования стремительно растёт. Ещё один тревожный сигнал – продолжающееся вот уже три десятилетия падение рейтинга профессии инженера.

То есть мы видим, что отечественная ситуация престижности профессий не имеет принципиальных отличий от результатов такой европейской страны, как Германия.

У многих молодых людей при выборе профессии доминирует перспектива переместиться в более престижные слои общества. К тому же, если учесть, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, сколько он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств его построения. Этим объясняется популярность профессий юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей, но они, в представлениях молодежи, могут позволить человеку много зарабатывать и иметь социальную значимость.

В свете вышесказанного можно выделить группы молодых людей, относительно цели получения профессии:

представители первой группы видят итогом своего обучения диплом, подкрепленный соответствующими профессиональными знаниями;

представители второй группы нацелены только на получение документа о высшем образовании, как символического выражения нормативных элементов.

В начале обучения о своей будущей профессии носители обеих моделей имеют весьма расплывчатое представление. Фрагментарные сведения добываются из следующих источников: работа родителей или родственников по аналогичной специальности, кино и телевидение.

Студенческие представления о вузовском образовании и о будущей профессии наполнены мифами и иллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьере обычно откладывается до окончания университета. В лучшем случае эта проблема возникает на старших курсах. Тогда расплывчатые первоначальные представления о будущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются в стрессы и фрустрации. На этой почве появляется идея о смене профессии при помощи получения второго высшего образования. В результате рождается новый миф о том, что несколько дипломов помогают достичь желаемого жизненного статуса.

Таким образом, данные исследования показывают, что социальная ориентация молодежи на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной. В большинстве случаев молодежь выбирает профессию не столько потому, что ее привлекает именно содержание труда, сколько выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств.

Студенты осознают, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т.д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от его профессии и уровня образования.

Преобладает инструментальное отношение к высшему образованию, когда основным критерием является рыночная востребованность профессии, а такие факторы, как академический статус вуза или квалифицированный преподавательский состав, сколько-нибудь заметной роли не играют. Образование воспринимается как необходимое условие получения работы, не обязательно по изучаемой специальности.

Потребность в обладании профессией является комплексной. Ее по праву можно отнести к категории как материальных, так и духовных потребностей.

Таким образом, обосновано действие механизма профессионального выбора, который в зависимости от социокультурного потенциала субъекта, усвоенных ранее норм и ценностей, мотивации, определяет траекторию профессиональной самоидентификации личности.

Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано со становлением системы значений и смыслов, ибо в их основе лежат обобщенные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. они функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения, поэтому ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека; обосновано положение о том, что процесс самоидентификации личности, происходящий на фоне многообразия ценностей (материальных, духовных, виртуальных), связан с присвоением и реализацией данного социокультурного богатства в качестве ресурса и средства жизнедеятельности. В современных российских условиях ценности профессионального образования приобретают все более выраженный социально-статусный контекст, все в большей степени вытесняющий в сознании молодежи социокультурную и профессионально-деятельностную компоненту.

Мотивы можно разделить на внутренние и внешние:

внутренние мотивы выбора профессии – ее творческий характер, возможность общения и самореализации;

внешние мотивы – социальная значимость профессии, ее престиж, доходы от профессиональной деятельности.

В социокультурном измерении профессиональный выбор представляет собой реализацию мотивации к восхождению по социальной лестнице и выражает интериоризацию общих норм и ценностей общества.

Представляется неверным понимание самоопределения как «определение относительно самого себя». Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит.

Таким образом, это подтверждает, что в среде российской молодежи имеет место тенденция к индивидуализации, самореализации, оценки профессии как социального капитала. Все это позволяет утверждать, что молодежь нашей страны является носителем профессиональных ценностей, характерных для постиндустриального общества.

Напомним, что в единичный акт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией...

Таким образом, можно полагать, что в свете теории социального действия профессиональный выбор как «единичный акт» имеет следующую структуру:

социальный действие профессиональный выбор

А = S (C+M) + i + ie.

Целью применительно к нашей проблеме является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором.

Ситуация (S), если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя:

С (условия) – влияние социального окружения, информированность, место жительства;

M (средства) – интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности;

i (некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией) – социально признанная необходимость получения профессии;

ie (символические выражения нормативных или идеальных элементов) – образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.

Что это означает применительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебного заведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выбор места, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развития действия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этого процесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея, представление о пути и способах получения профессии, а также о содержании предполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах. Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но это предвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т. Парсонса, – это и есть конкретная цель.

Таким образом, на наш взгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессионального самоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональных выборов».

Таким образом, профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, – это выбор, затрагивающий лишь ближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Библиографический список


Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? [Текст] / И. Бутенко // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2010. – с. 21–25.

Бусова, Н.А. Культурные корни социального капитала [Текст] / Н.А. Бусова // Социол. исслед. – 2009. – № 8. – с. 144–148.

Вальдштейн, М.О. Очерк исторической социологии рациональности В. Зомбарта [Текст] / М.О. Вальдштейн // Кентавр. – 2008. – № 5. – с. 31–43.

Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-поли-тического познания [Текст] : пер. с англ., фр., нем., ит. / М. Вебер // Теоретическая социология : Антология : в 2 ч. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М. : Университет, 2008. – Ч. 1. – с. 147–216.

Вебер, М. Наука как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 2010.

Вишневский, Ю.В. Студент 90-х – социокультурная динамика [Текст] / Ю.В. Вишневский, В.Т. Шапко // Социол. исслед. – 2010. – № 12. – с. 56–63.

Похожие работы:

  1. • Теория социального действия: от М Вебера к феноменологам
  2. • Технологии индивидуальной работы с оптантом
  3. • "Понимающая" социология М. Вебера
  4. • Профессиональная культура социального педагога и ...
  5. • М. Вебер: концепция социального действия и его типов
  6. • Профессиональное самоопределение старшеклассников
  7. • Профессиональное самоопределение подростков
  8. • Специфика профессиональных этических принципов ...
  9. • Профессиональный менталитет учителя
  10. • Профессиональное самоопределение старшеклассников
  11. • Социология Макса Вебера
  12. • Социология М. Вебера. Концепция социального ...
  13. •  ... трудности в профессиональном самоопределении
  14. •  ... по проведению профессиональной ориентации школьников
  15. • Влияние темперамента на профессиональный выбор ...
  16. •  ... как аспект деятельности социального педагога ...
  17. • Деятельность педагога дополнительного образования
  18. • Развитие творческих способностей как условие ...
  19. • Профессиональная ориентация как социальная ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com