Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему «Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Основные понятия и показатели макроэкономики (система национальных счетов)
II. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS
III. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели Кейнса
IV. Модель IS/LM в экономике
V. Механизм формирования двойного равновесия на денежном и товарном рынках. Оценка равновесного объема национального производства в модели IS/LM
Заключение
Список литературы
макроэкономический спрос предложение кейнс
Введение
Макроэкономика является основой для многих экономических дисциплин: прикладной экономики, финансов. маркетинга, менеджмента и других.
Основными целями макроэкономического регулирования являются:
-экономический рост, т.е. стабильные высокие темпы роста объема производства, без резких спадов и подъёмов
-полная занятость
-стабильный уровень цен
-экономическая фиктивность, т.е. максимальная отдача при минимальных затратах
-экономическая свобода
-справедливое распределение дохода, в том числе обеспеченность недееспособных и престарелых
-поддержание разумного баланса, международных финансовых сделок, международной торговли.
Целью выполнения данной курсовой работы является изучение способов макроэкономического анализа, а также изучение функционирования экономики и прогнозирование ее развития.
В данной работе содержится краткое изложение теоретических вопросов, изучаемых в курсе макроэкономике. Необходимо рассмотреть процесс макроэкономического кругооборота, модель совокупного спроса и предложения, используемую для анализа и прогноза макропоказателей, проблемы макроэкономической динамики и нестабильности (для этого надо воспользоваться методикой количественного анализа в экономике с использованием модели Кейнса).
В данной курсовой работе необходимо рассмотреть взаимосвязь основных макропоказателей в системе национального счетоводства, проанализировать материальные и финансовые потоки между отдельными субъектами.
Также следует проанализировать и спрогнозировать изменения в экономике с использованием модели совокупного спроса и совокупного предложения (AD/AS). В нем проанализировать изменения основных макропоказателей при увеличении совокупного спроса или совокупного предложения. Рассчитать основные макропоказатели при сбалансированном росте совокупного предложения и совокупного спроса.
Проанализировать изменения в экономике с использованием модели Кейнса. Спрогнозировать показатели национальной экономики при изменении инвестиционных расходов, государственных расходов, при изменении налогов.
Рассмотреть совместное функционирование товарного и денежного рынков (модель IS/LM).
Рассмотреть схему прогнозирования показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики и стимулирующей монетарной политики.
I. Основные понятия и показатели макроэкономики ( система
национальных счетов)
Исходные данные для выполнения раздела «Система национальных счетов» (вариант 23)
Расчетный период времени | год. | |
Валюта | млрд.руб. | |
1.Реализация товаров и услуг (промежуточных и конечных в стране) |
10140 | млрд.руб./год |
2. Экспорт товаров и услуг | 970 | млрд.руб./год |
3. Изменение запасов товарно-материальных ценностей в бизнесе |
-915 | млрд.руб./год |
4. Материальные затраты при производстве и реализации товаров и услуг |
52135 | млрд.руб./год |
5. Импорт (затраты на импорт товаров и слуг) | 2340 | млрд.руб./год |
6. Амортизация (затраты на покрытие износа основных фондов) | 820 | млрд.руб./год |
7. Заработная плата, выплаченная при производстве и реализации товаров и услуг |
1100 | млрд.руб./год |
8. Отчисления на социальное страхование | 410 | млрд.руб./год |
9. Прочие отчисления | 80 | млрд.руб./год |
10. Косвенные налоги | 310 | млрд.руб./год |
11. Прямые налоги | 520 | млрд.руб./год |
12. Доход от предпринимательской деятельности и имущества (часть прибыли) |
570 | млрд.руб./год |
13. Субсидии | 410 | млрд.руб./год |
14. Социальные выплаты | 290 | млрд.руб./год |
15. Потребление | 1160 | млрд.руб./год |
16. Вложения в реальный капитал в экономике | 1210 | млрд.руб./год |
17. Изменение объема задолженности | 210 | млрд.руб./год |
18. Изменение объема кредитования | 140 | млрд.руб./год |
Задание «Формирование системы национальных счетов»
Таблица 1.1 - Система национальных счетов. Национальный счёт 1. Производство товаров и услуг (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Материальные затраты, связанные с приобретением товаров и услуг в стране (5135) | МЗ | Р | Реализация товаров и услуг в стране (10140) |
Затраты на импорт (материальные затраты, связанные с приобретением товаров и услуг за пределами страны) (2340) | И | Э | Экспорт товаров и услуг (970) |
Добавленная стоимость, созданная в бизнесе(3845) | ДС | ИЗ | Изменение запасов товарно-материальных ценностей в бизнесе (210) |
11320 | = | = | 11320 |
ДС=(Р+Э+ИЗ)-(МЗ+И)
ДС=(10140+970+210)-(5135+2340)=3845
Национальный счет 2. Образование национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Амортизация (затраты на покрытие износа основных фондов) (820) | А | ДС | Добавленная стоимость, созданная в бизнесе (3845) |
Косвенные налоги (310) | КН | С | Субсидии бизнесу (410) |
Национальный доход (3125) | НД | ||
4255 | = | = | 4255 |
НД = (ДС+С) - (А+КН)
НД = (3845+410) – (820+310) = 3125
Национальный счет 3. Распределение национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Заработная плата, начисленная при производстве и распределении товаров и услуг (1010) | ЗП | НД | Национальный доход (3125) |
Доход от предпринимательства (часть прибыли) и имущества (570) | Д | ||
Нераспределенная прибыль бизнеса (1455) | НП | ||
3125 | = | = | 3125 |
НП = НД - (ЗП+Д)
НП = 3125-(1010+570)=1455
Национальный счет 4. Перераспределение национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Прямые налоги (на доходы и прибыль) (520) | ПН | НД | Национальный доход (3125) |
Отчисления на социальное страхование (410) | СС | СВ | Социальные выплаты домохозяйствам (290) |
Прочие отчисления (80) | ПО | ||
Располагаемый доход (2405) | РД | ||
3415 | = | = | 3415 |
РД = (НД+СВ)-(ПН+СС+ПО)
РД = (3125+290)-(80+410+520) =2405
Национальный счет 5. Использование национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Потребление(1160) | П | РД | Располагаемый доход (2405) |
Сбережения(1245) | С | ||
2405 | = | = | 2405 |
С = РД-П
С = 2405-1160 = 1245
Национальный счет 6. Изменение имущества (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Вложения в реальный капитал (1210) | ВК | С | Сбережения (1245) |
Финансовое сальдо (855) | ФС | А | Амортизация (820) |
2065 | = | = | 2065 |
ФС = (С+А)-ВК
ФС = (1245+820)-1210 = 855
Национальный счет 7. Кредитование и финансирование (млрд. руб./год)
Дебет | Кредит | ||
Изменение объема кредитования (1065) | ИК | ФС | Финансовое сальдо (855) |
Статистическая погрешность (0) | СП | ИЗ | Изменение объема задолженности (210) |
1065 | = | = | 1065 |
СП = (ФС+ИЗ)-ИК
СП = (855+210)-1065 =0
II. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
AD/AS
Исходные данные для выполнения раздела «Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели AD/AS» (вариант 23)
2.1 Задание «Расчет основных макропоказателей при увеличении
совокупного спроса»
Таблица 2.1 –Динамика показателей национальной экономики
Графа 2:∆YAD=400
Графа 3:%∆YADi=:∆YAD*100/Yi-1
Графа 4:
а) для кейнсианского отрезка AS :
Pi=PAS (кейнсианского отрезка)
б)для промежуточного отрезка AS:
расчет проводится на основе равенства : ∆YADi= YAS (промежуточного отрезка )
в)для классического отрезка AS:
расчет проводится на основе равенства : YADi= YAS (классического отрезка )
Графа 5: Yi=(m+∆YAD*(i-1))-n*Pi
k=-151 m=1010 YAS=2300,00
l=9 n=5, 9 PAS=150,00
Рисунок 2.1 -График совокупного спроса и начального совокупного предложения
2.2 Задание «Анализ изменений макропоказателей при увеличении
совокупного спроса»
Таблица 2.2-Динамика показателей национальной экономики при изменении совокупного спроса (начальное совокупное предложение)
Графа 2:%∆Pi=(Pi-Pi-1)*100/ Pi-1=(158-150)*100/150=5,64
(Pi-равновесный уровень цен (графа 4 таблицы 2.1))
Графа 3:%∆Pi=(Pi-Po )*100/ Po=(158-150)*100/150=5,64
(Po –равновесный уровень цен (графа 4 таблицы 2.1))
Графа 4:%∆Yi=(Yi-Yi-1)=(1275-925)=350
(Y-равновесный объем национального производства (графа 5 таблицы 2.1))
Графа 5:%∆Yi=(Yi-Yi-1)*100/ Yi-1=(1275-925)*100/925=37,85
Графа 6:%∆Yi=(Yi-Yo )*100/ Yo =(1275-125)*100/125=920,09
(Yo- равновесный объем национального производства (графа 5 таблицы 2.1))
Графа 7: Эi=∆YADi-∆Yi =400-350=50
(∆YAD –изменение величины совокупного спроса (графа 2 таблицы 2.1))
Рисунок 2.2 –График текущей инфляции и текущей динамики объемов национального производства (% по периодам)
Рисунок 2.3 –График накопленной инфляции и накопленной динамики объемов национального производства (% по периодам)
Рисунок 2.4 –Диаграмма соотношений прироста совокупного спроса, прироста объема национального производства и эффекта и эффекта инфляционного вытеснения (млрд. руб.)
Выводы:
а) скачкообразный характер изменения текущей информации по периодам можно объяснить поведением цен на разных отрезках кривой. На промежуточном отрезке наблюдается плавное возрастание цен, а на классическом наблюдается резкий скачок.
б) убывающий характер текущей динамики объемов национального производства объясняется тем, что равновесный объем национального производства увеличивается в каждом месяце, а величина изменения объема национального производства к предыдущему периоду этот показатель уменьшается.
в) возрастающий характер (с нулевой зоной) накопленной инфляции объясняется тем, что этот показатель рассчитывается к базовому периоду, а равновесный уровень цен увеличивается в каждом периоде. Поэтому накопленная инфляция будет возрастать.
г) Г-образный характер накопленной динамики объемов национального производства объясняется тем, что на кейнсианском и промежуточном отрезках кривой совокупного предложения объем национального производства увеличивается, а на классическом не изменяется.
д) усиление эффекта инфляционного вытеснения объясняется постоянным увеличением совокупного спроса и убыванием текущей динамики объемов национального производства.
2.3 Задание «Прогноз основных макропоказателей при росте
совокупного предложения»
Рисунок 2.5 –График совокупного спроса и конечного совокупного предложения
Таблица 2.3 –Влияние изменения совокупного предложения на параметры национальной экономики
Графа 2: -начальный равновесный уровень цен (графа 4 таблицы 2.1)
Графа 3: -конечный равновесный уровень цен
Графа 4: %∆P= (P (графа 3) – Р (графа 2))*100/Р (графа 2)=(140-150)*100/150=-6,67
Графа 5: -начальный равновесный объем национального производства (графа 5 таблицы 2.1)
Графа 6: -конечный равновесный объем национального производства
Графа 7: %∆Y=(Y (графа 6 ) – Y (графа 5 ))*100/Y (графа 5)=(984- 925)*100/925=6,38
2.4 Задание «Расчет макропоказателей при сбалансированном росте
совокупного предложения и совокупного спроса»
Рисунок 2.6 –График совместного воздействия на экономику изменений совокупного спроса и совокупного предложения в «золотой» точке
а) Уравнение линейной зависимости объема национального производства от уровня цен в стране в досрочном периоде:
Y=k*P+b
Рнач=266
Ркон=261
Yнач=2242 млрд.руб.
Yкон=2269 млрд.руб.
Yкон=k*P+b 2269=k*261+b
Yнач=k*P+b 2242=k*266+b
27=-5k
k=-27/5=-5,4
b=2242+5,4*266=3678,4
Y=-5,4P+3678,4
б) Координаты «золотой» точки начального предложения (2242;266)
YADнач=mнач-n*P
2400= 4211,4-5,9*Р
mнач=2242+5,9*266=3811,4
P=400, то Y=3811,4-5,9*400=1451,4
Равновесный уровень цен Р и Y в конечном периоде будут равны:
YADкон= YASкон=2400
YADкон=4211,4-5,9*P
2400=4211,4-5,9*P
P=307
Y=2400
в) Инфлирование и процент прироста объемов национального производства:
%∆Y=(2400-2242)*100/2242=7,05 %
%∆P=(266-239)*100/239=11,29 %
г) График досрочного развития экономики проходит через «золотые» точки. Выводим уравнение тренда долгосрочного развития экономики из системы уравнений:
Y=k*P+b
2242=k*239+b
2400=k*266+b, k=5,85 b=843,85
Y=843,85+5,85*P
III. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
Кейнса
Исходные данные для выполнения раздела «Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели Кейнса» (вариант 23)
3.1 Механизм формирования равновесной величины национального
дохода в модели Кейнса
3.1.1 Бизнес ежемесячно делает закупки инвестиционных товаров (инвестиционные расходы I) на сумму 240 млрд. руб. Правительство ежемесячно делает госзакупки (госрасходы) на сумму 150 млрд. руб. Домохозяйства ежемесячно при разных доходах и налогах тратят на потребительские товары и услуги сумму:
C=a+b(Y-T), где Y – доход (национальный доход), млрд. руб./мес.
T – выплачиваемые налоги, млрд.руб./мес.
b – предельная склонность к потреблению (b=0,76 руб./руб.)
a – автономное потребление (a=105 млрд.руб./мес.)
Налоговые выплаты (T) в базовом (первом) периоде (месяце) равны государственным расходам (G) (T=G).
Рассчитать основные макропоказатели для 10 вариантов национального дохода с шагом 300 млрд.руб. Один из вариантов должен быть равновесным. Построить крест Кейнса.
Пример расчёта 8-ой строки:
Графа 1: Yi=Yi-1+300, Yi=1800+300=2100
Графа 2: Ci=a+b•(Yi-T), Ci=105+0,76(2100-150)=1587
Графа 3: I=240
Графа 4: G=150
Графа 5: E=C+I+G, E=1587+150+240=1977
Графа 6: Дефицит = Y-E =2100-1977= 123
Рассчитаем равновесный НД исходя из балансового уравнения:
Y=E
a+b•(Y-T)+I+G=Y
105+0,76(Y-150)+240+150=Y
Y=1587; Ci=105+0,76(1587-150)=1197; Е = 1587 ; G = 150; I = 240
3.1.2 Pешаем совместно уравнения относительно Y
(Е-Y )/ Y*100=5
E=C+I+G
C=a+b*(Y-T)
C=105+0,76*(Y-150)
E=105+0,76*(Y-150)+240+150
((105+0,76*(Y-150)+240+150)-Y)/Y*100=5
Y=1256,9
3.1.3 Pешаем совместно уравнения относительно Y
(Y-E )/ Y*100=5
E=C+I+G
C=a+b*(Y-T)
C=105+0,76*(Y-150)
E=105+0,76*(Y-150)+240+150
(Y-(105+0,76*(Y-150)+240+150))/Y*100=5
Y= 1918,1
3.1.4 В связи с усилением экономической нестабильности склонность к сбережению домохозяйств увеличивается, при этом предельная склонность к потреблению b уменьшается до 0,6. Как и почему изменятся основные макропоказатели, и в частности, потребительские расходы C? Как эти изменения отразятся на кресте Кейнса?
Рассчитаем равновесный НД исходя из балансового уравнения:
Y=E
a+b•(Y-T)+I+G=Y
105+0,6(Y-150)+240+150=Y
Y=1012; Ci=105+0,6(1012-150)=622 ; Е = 1012; G = 150; I = 240
Так как склонность к сбережению домохозяйств увеличится, то склонность к потреблению уменьшится, следовательно равновесный национальный доход также понизится, поскольку Y=C+G+I, где G и I – неизменные величины.
3.1.5 Рассчитаем предельную склонность к потреблению b, если
потребительские расходы С увеличатся на 10%.
С=622
С2=622+622*1,1=1306,2
Е2=Y2=C2+I+G
Y2=1306,2+240+150=1696,2
C=a+b*(Y-T)
1306,2=105+b*(1696,2-150)
b=0,78
Δb=0,78-0,76=0,02
Можно сделать вывод, что при увеличении потребительских расходов С на 10%, предельная склонность к потреблению b тоже увеличится.
3.2 Прогноз показателей национальной экономики при изменении
инвестиционных расходов
3.2.1 По каким-то причинам инвестиционные расходы бизнеса увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом на 15 %. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов. Госрасходы G и налоги T принять на уровне первого периода. Показать изменения на кресте Кейнса.
Пример расчёта 2-ой строки
Графа 3: Ii=Ii-1•1,15=240*1,15=276
Графа 4: G=150
Графа 6: E=Y, a+b•(Y-T)+I+G=Y; Y = (a+I+G –b*T)/(1-b)=(105+276+150-114)/0,24=1738
Графа 2: C=a+b•(Y-T)=105+0,76(1737-150)=1312
Графа 5: E=C+I+G = 1311+276+150 = 1738
Для построения графика находим по 2 точки к каждому периоду. 1точка — равновесная. Для расчета 2-ой используем формулу Ei=a+b*(Yi –Ti) +Ii +Gi .
1период — (1910;1910), и при Y = 0 Ю E = 105 – 0,76*150+240+150 = 381, (0;381)
2период — (2108;2108), и при Y = 0 Ю E = 105-0,76*150+276+150 = 417, (0;417).
3 период — (2337;2337) и (0;458); 4 — (2599;2599) и (0;506);
3.2.2 Рассчитать инвестиционный мультипликатор, проверить и прокомментировать его работу.
Mi=1/(1-b), Mi=1/(1-0,76)=4,2
Mi=Y/I= (Yi -Y i-1)/(Ii – Ii-1), Мi=(1738-1588)/(276-240)=4,2
I = 36, Y = 150
Явление мультипликатора связано с тем, что в экономике расходы одних экономических субъектов являются доходом для других. С увеличением дохода, растут потребительские расходы, что снова увеличит доходы другом звене экономики, и т.д. Возникает цепная реакция изменения потребления и сбережений. Это и приводит к большему увеличению НД, чем изменение инвестиций.
3.2.3 На сколько процентов должны измениться инвестиционные расходы, чтобы национальный доход Y увеличился на 10%? За основу принять показатели первого периода.
Балансовое уравнение решается относительно инвестиционных расходов I. Предварительно определяется НД Y.
Y(+10%)=Y1*1,1=1588*1.1 = 1747
Из формулы Кейнса получаем:
I=Y(+10%)*(1 – b) – a – G + b*T = 1747*0,24 – 105 – 150 + 0.76*150 = 278,3
3.2.4 Стоит задача увеличить потребительские расходы C на 10%. На сколько процентов надо изменить инвестиционные расходы? За основу принять показатели первого периода. Прокомментировать зависимость I-Y-C.
Как и в предыдущем пункте, решим балансовое уравнение относительно инвестиционных расходов I. Необходимые потребительские расходы:
С(+10%)= C1*1,1 = 1198*1,1 = 1317,8
C=a+b•(Y-T) ЮY=( С(+10%) –a+b*T)/ b. Y=(1317,8 –105+0,76*150)/0,76 =1745,7.
Из формулы Кейнса получаем:
I=Y*(1 – b) – a – G + b*T = 1745,7*0,24– 105 – 150 + 0,76*150 = 278
I = (Iк – Iн )*100/Iн = (278 –240)*100/240 = 15,8%.
Зависимость между C-I-Y прямая, т.е. при увеличении С увеличивается Y и I.
3.3 Прогноз показателей национальной экономики при изменении
государственных расходов
3.3.1 По каким-то причинам госзакупки правительства (госрасходы) увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом на 30%. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (табл. 3.3). Налоги T и инвестиции I принять на уровне первого периода. Показать изменения на кресте Кейнса (рис. 3.3).
Таблица заполняется аналогично таблице в п.3.2.1.
Пример расчёта 2-ой строки
Графа 3: I = 240
Графа 4: Gi=Gi-1•1,3ЮG=150*1.3=195
Графа 6: E=Y, a+b•(Y-T)+I+G=Y; Y = (a+I+G –b*T)/(1-b)=(105+240+195-114)/0,24=1775
Графа 2: C=a+b•(Y-T)=105+0,76(1775-150)=1340
Графа 5: E=C+I+G = 1340+240+195 = 1775
Для построения графика находим по 2 точки к каждому периоду. 1точка — равновесная. Для расчета 2-ой используем формулу Ei=a+b*(Yi –Ti) +Ii +Gi .
1период — (1588;1588), и при Y = 0 Ю E = 105– 0,76*150+240+150 = 381, (0;381)
2период — (1775;1775), и при Y = 0 Ю E = 105-0,76*150+240+195 = 426, (0;426).
3 — (2019;2019) и (0;485); 4—(2336;2336) и (0;561); 5 — (2748;2748) и (0;659).
3.3.2 Рассчитать мультипликатор госрасходов, проверить и прокомментировать его работу (на основе табл. 3.3). Сравнить с инвестиционным мультипликатором.
MG=1/(1-b), MG=1/(1-0,76)=4,2
MG=Y/G= (Yi -Y i-1)/(Gi – Gi-1), МG=(1775-1588)/(195-150)=4,2
G =45, Y = 187.
Мультипликатор госрасходов работает по тем же принципам, что и инвестиционный мультипликатор. Значения этих мультипликаторов совпадают (MG = Mi), поскольку они рассчитываются по одной и той же формуле.
3.4 Прогноз показателей национальной экономики при изменении
налогов
3.4.1 Правительство увеличивает в очередном периоде сбор налогов по сравнению с предыдущим периодом на 20 %. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов (табл. 3.4). Госрасходы G и инвестиции I принять на уровне первого периода. Показать изменения на кресте Кейнса (рис. 3.4)
Таблица заполняется аналогично таблице в п.3.2.1.
Пример расчёта 2-ой строки
Ti=Ti-1•1,2ЮT=150* 1.2 =180
Графа 3: I = 240
Графа 4: G=150
Графа 6: E=Y, Y=(a+I+G–b*T)/(1-b)=(105 +240 + 150 -0.76*180)/(1-0.76)=1493
Графа 2: C=a+b•(Y-T)=105 + 0.76(1493-180)=1103
Графа 5: E=C+I+G = 1103+240+150=1493
Построение графика аналогично п. 3.2.1.
1точка — равновесная. Для расчета 2-ой используем формулу Ei=a+b*(Yi –Ti) +Ii +Gi .
1период — (881 ; 881) Y = 0 Ю E = 105-0,76*150+240+150=381,(0,381)
2период — (1078;1078) У=0Ю E = 105-0,76*180+240+150=358, (0;358) ; 3период –(1242;1242) и (0;331); 4период- (1379;1379) и (0;298) ; 5период- (1493;1493) и (0; 184)
3.4.2 Рассчитать налоговый мультипликатор, проверить и прокомментировать его работу. Сравнить с инвестиционным мультипликатором и мультипликатором госрасходов.
MT=b/(1-b), MT=0,76/(1-0,76)=3,2
MT=Y/T= (Yi -Y i-1)/(Ti – Ti-1), МT=(1493-1588)/( 180-150)=3,2
Изменение налогов влияет на национальный доход косвенно: через изменение потребительских расходов. Так как люди склонны сберегать, то на потребление пойдёт не весь прирост располагаемого дохода, равный снижению налогов, а только часть. Поэтому налоги влияют на национальный доход слабее, чем госрасходы. Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора госрасходов и инвестиций.
3.5 Прогноз показателей национальной экономики при изменении
государственных расходов и налогов в условиях сбалансированного
госбюджета
3.5.1 Госзакупки правительства (госрасходы) увеличиваются по сравнению с предыдущим периодом на 40 %. При этом финансирование дополнительных госрасходов осуществляется за счет аналогичного увеличения налогов. Рассчитать основные макропоказатели для 5 периодов. Инвестиции I принять на уровне первого периода. Показать изменения на кресте Кейнса.
Пример расчёта 2-ой строки
Ti=Ti-1•1,4ЮT=150*1.4=210
Графа 3: I = 240
Графа 4: G= Gi=Gi-1•1,4ЮG=150*1.4=210
Графа 6: E=Y, Y=(a+I+G–b*T)/(1-b)=(105+240+210-0,76*210)/0,24=1648
Графа 2: C=a+b•(Y-T)=105+0,76(1648-210)=1198
Графа 5: E=C+I+G = 1198+240+150 = 1648
Построение графика аналогично п. 3.2.1.
1точка — равновесная. Для расчета 2-ой используем формулу Ei=a+b*(Yi –Ti) +Ii +Gi .
1период — (1648;1648), и при Y = 0 Ю E = 105 – 0,76*150+240+150 = 381, (0;381)
2период — (1732;1732), и при Y = 0 Ю E = 105-0,76*210+240+210 = 446 (0;396).
3 — (1849;1849) и (0;416); 4—(2014;2014) и (0;444); 5 — (2244;2244) и (0;483).
3.5.2 Проверить теорему Хаавельмо о единичном мультипликаторе сбалансированного госбюджета
На кресте Кейнса строится 3 графика совокупных расходов. E1 для 1 периода, E2 — 2 периода, E2’ — для промежуточного, с увеличенными госрасходами G2 и базовыми налогами Т1.
E1=a+b*(Y–T1) +I +G1
E2’=a+b*(Y –T1) +Ii +G2
E2=a+b*(Y –T2) +I +G2
T1 = 150, G1 = 150 T2 = G2 = 150*1,4 = 210.
Для расчета Y используем формулу Кейнса:
Y=(a+I+G–b*T)/(1-b).
Равновесные точки:
Y1 = (105+240+150-0,76*150)/0,24=1587; Е1=1587
Y2’ = (105+240+210-0,76*150)/0,24=1838 ; E2’ = 1838
Y2 = (105+240+210-0,76*210)/0,24 =1646 ; E2 = 1646
Для второй точки Y=0, получаем еще 3 точки (в таблице).
E1 | Y1 | E2' | Y2' | E2 | Y2 | |
равновесная точка | 1587 | 1587 | 1838 | 1838 | 1646 | 1646 |
2-я точка | 381,0 | 0 | 441,0 | 0 | 395,0 | 0 |
3.5.3 Проверить теорему Хаавельмо о единичном мультипликаторе сбалансированного госбюджета.
Y1=(a+I+G1–b*T1)/(1-b).
Y2=(a+I+G2–b*T2)/(1-b).
Y2 –Y1 = (G1-G2)/(1-b) – b(T1 –T2)/(1 –b) = G/(1 –b)- T*b/(1 –b) = G(1 –b)/(1 –b) =
= G =T; Y=G =T. MG=T = Y/G = Y/T = 1.
MG=T = Y/G = (1648-1588)/(210 -150)=60/60 = 1.
3.5.4 Темпы роста национального дохода более высоки при неизменном значении налогов и увеличивающихся госрасходах, а при увеличивающихся налогах на такую же величину, как и госрасходы, рост национального дохода будет осуществляться, но более медленными темпами, так как мультипликатор равен 1. Поэтому национальный доход увеличится на столько на сколько изменятся G иT (G =T).
3.6 Моделирование инвестиционного мультипликатора
3.6.1 Сделать пошаговый расчет действия инвестиционного мультипликатора для удвоенной величины инвестиционных расходов по сравнению с первым периодом. Показать действие мультипликатора на кресте Кейнса.
Таблица 3.6 – Моделирование инвестиционного мультипликатора
Номер шага | Изменение потребительских расходов, | Изменение инвестиционных расходов, | Изменение националь-ного дохода, | Изменение сбережений, | Накопленный прирост национального дохода, |
C | I | Y | S | Y | |
млрд руб. | млрд руб. | млрд руб. | млрд руб. | млрд руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | - | 240,0 | 240,0 | 57,6 | 240,0 |
2 | 182,4 | - | 182,4 | 43,8 | 422,4 |
3 | 138,6 | - | 138,6 | 33,3 | 561,0 |
4 | 105,3 | - | 105,3 | 25,3 | 666,3 |
5 | 80,0 | - | 80,0 | 19,2 | 746,3 |
6 | 60,8 | - | 60,8 | 14,6 | 807,1 |
7 | 46,2 | - | 46,2 | 11,1 | 853,3 |
8 | 35,1 | - | 35,1 | 8,4 | 888,4 |
9 | 26,7 | - | 26,7 | 6,4 | 915,1 |
10 | 20,3 | - | 20,3 | 4,9 | 935,4 |
11 | 15,4 | - | 15,4 | 3,7 | 950,8 |
12 | 11,7 | - | 11,7 | 2,8 | 962,5 |
13 | 8,9 | - | 8,9 | 2,1 | 971,4 |
14 | 6,8 | - | 6,8 | 1,6 | 978,2 |
15 | 5,2 | - | 5,2 | 1,2 | 983,4 |
n | 0,0 | 240,0 | 0,0 | 0,0 | 1000,0 |
Графа 2: Ci=Yi-1•b
Графа 3 (для первого шага): I1= 240
Графа 4 (для первого шага): Y1=1
Графа 4: Yi Ci
Графа 5 (для первого шага): S1=Y1•(1-b)
Графа 5: Si=Yi-Ci+1=Yi•(1-b)
Графа 6 (для первого шага): Y1=Y1
Графа 6: Yi=Yi-1+Yi
Пример расчета 2 строки:
Графа 2: Ci=Yi-1•b = 240*0,76=182,4
Графа 4: Yi Ci = 182,4
Графа 5: Si=Yi-Ci+1=Yi•(1-b) = 182,4*0,24=43,8
Графа 6: Yi=Yi-1+Yi = 240+182,4=422,4
Итого:
Y = I/МI = I/(1-b) = 240/0,24=1000
C = Y*b = 1000*0,76=760
I = I
S = Y-C=Y•(1-b) = 1000*0,24=240
Yндс=1587
Y=1587+1000=2587
Построение графика E1:
1точка — равновесная. Для расчета 2-ой используем формулу E=a+b*(Y –T) +I +G .
Y=0 Ю E=381. Получаем 2 точки (0,381);(1588;1588)
Построение графика Е2: 1-я точка:Y=(a+I+G–b*T)/(1-b) = (105+240+150 – 0,76*150)/0.24 = 1587 Ю E2 = 105-0,76*150 +480+150 = 621
2-я точка : Y=0 Ю E =621. Получаем (0;621) и (2588;2588).
Инвестиционный мультипликатор на кресте Кейнса
3.6.2 Проанализировать влияние предельной склонности к потреблению b на интенсивность мультипликационной волны.
При b=0.6
Номер шага | Изменение потребит. расходов, C | Изменение инвестиц. расходов, I | Изменение НД, Y |
Изменение сбережений S |
Накопленный прирост НД Y |
млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | - | 240,0 | 240,0 | 96,0 | 240,0 |
2 | 144,0 | - | 144,0 | 57,6 | 384,0 |
3 | 86,4 | - | 86,4 | 34,6 | 470,4 |
4 | 51,8 | - | 51,8 | 20,7 | 522,2 |
При b=0.76
Номер шага | Изменение потрет. расходов, C | Изменение инвес. расходов, I | Изменение НД, Y | Изменение сбережений S | Накопленный прирост НД Y |
млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | млрд.руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | - | 240,0 | 240,0 | 57,6 | 240,0 |
2 | 182,4 | - | 182,4 | 43,8 | 422,4 |
3 | 138,6 | - | 138,6 | 33,3 | 561,0 |
4 | 105,3 | - | 105,3 | 25,3 | 666,3 |
Чем выше предельная склонность к потреблению, тем большая часть дохода перейдет в потребительские расходы, т.е. больше средств будет вовлекаться в оборот, и, вследствие цепной реакции, тем на большую величину увеличится национальный доход. А это свидетельствует об увеличении интенсивности мультипликационной волны. Эту закономерность и выражает формула:
Mi=1/(1-b) = 1/MPS —
т.е. чем больше предельная склонность к потреблению b, тем большее значение примет мультипликатор. А 1-b есть ни что иное, как предельная склонность к сбережению MPS = 1 – MPC = 1-b. Чем меньше люди будут сберегать, тем большими будут их потребительские расходы, что приведет к увеличению Mi и к увеличению национального дохода.
3.6.3 При какой склонности к потреблению b после третьего шага мультипликации накопленный национальный доход Y составит 500 млрд. руб.? Делается расчет 3-х шагов мультипликации в общем виде. Накопленный прирост национального дохода приравнивается к 500 млрд.руб. Полученное равенство решается относительно предельной склонности к потреблению.
№ шага | C | I | Y | S | Накопл.Y |
1 | - | 240 | 240 | 240*(1-b) | 240 |
2 | Y*b | - | Y*b | Y* b*(1-b) | 240+Y*b |
3 | Y*b*b | 240 | Y*b*b | Y*b* b*(1-b) | 240+Y*b+Y *b*b*(1 –b) |
240+Y*b+b*b*(1 –b) = 500 Ю b = 0,72
IV. МОДЕЛЬ IS/LM В ЭКОНОМИКЕ
Исходные данные для выполнения раздела «Модель IS/LM в экономике» (Вариант 23)
4.1 Формирование параметров равновесия на товарном рынке (функция
IS )
4.1.1 Национальный (центральный) банк, воздействуя через систему коммерческих банков на процентную ставку, стимулирует или сдерживает инвестиционную активность бизнеса.
В результате бизнес ежемесячно делает закупки инвестиционных товаров (инвестиционные расходы I) при разных процентных ставках на сумму:
I = c-d*r,
где с - автономные инвестиции (с=470 млрд. руб./ месяц);
d - Чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки (d =14 млрд. руб. / проц. пункт)
Правительство ежемесячно делает госзакупки (госрасходы) на сумму 150 млрд. руб. Домохозяйства ежемесячно при разных доходах и налогах тратят на потребительские товары и услуги сумму:
C = a + b*(Y - T),
где Y – доход (национальный доход), млрд. руб./ месяц;
Т – выплачиваемые налоги, млрд. руб./ месяц;
b – предельная склонность к потреблению (b = 0,76 млрд. руб./млрд. руб.)
а – автономное потребление (а = 105 млрд. руб./мес.).
Налоговые выплаты (Т) в базовом (первом) периоде (месяце) равны государственным расходам (G) (T = G).
Рассчитать основные макропоказатели (табл. 4.1.) для разных процентных ставок в пределах от 2% до 20% с шагом 2%. Построить график функции IS (рис. 4.1.).
Заполняется таблица:
Таблица 4.1. Формирование равновесной величины национального дохода в базовом периоде.
Графа 1: ri = ri-1 + 2,
r0 = 2,
Графа 3: Ii = с-d*ri,
Графа 4: Gi = G0.
Графа 6: Национальный доход Y определяется по формуле
YIS =
Графа 2: Ci = a + b*(Yi - T),
где а - автономное потребление;
b - предельная склонность к потреблению,
Графа 5: Е = С + I + G;
Графа 7: S = Sp + SG,
где Sp - частные сбережения;
SG - государственные сбережения;
Sp = Y - T - C;
SG = T – G;
Правильность расчетов в таблице 4.1 контролируется выполнением равенств:
E = Y;
I = S.
Пример расчета 2–ой строки:
Графа 1: r2 = r1 + 2 = 2 + 2 = 4,
Графа 3: I2 = c – d*r2 = 470-14*4=414
Графа 4: G2 = G0 = 150,
Графа 6: Y2 == 2313
Графа 2: C2 = a + b*(Y2 - T) = 105+0.76*(2313-150)=1749
Графа 5: E2 = C + I + G = 1749+414+150=2313
Графа 7: S = Y - G – C = 2313-1749-150=414
Рис. 4.1. строится в координатах:
ось х – национальный доход Y (графа 6 таблицы 4.1.);
ось у – процентная ставка r (графа 1 таблицы 4.1.);
Вспомогательными графиками являются:
–график инвестиционных расходов, который строится в осях: величина инвестиционных расходов I (ось х) – процентная ставка r (ось у). Например, при I=442, r =2; при I=190, r =20;
–крест Кейнса, который строится в осях Y–E.
На примере нескольких процентных ставок r из таблицы 4.1. показывается последовательность изменения национального дохода Y под воздействием изменяющихся процентных ставок r (r-I-E-Y). Функция IS состоит из различных комбинаций r и Y, при которых на товарном рынке в экономике возможно равновесие.
На кресте Кейнса строим две линии Е (Е1 и Е2). Первая точка – точка равновесия:
для Е1 (при r = 2) равна 2429
для Е2 (при r = 20) равна 1379
Вторая точка:
при r = 2, Y = 0, E = a + b*(Y – T) + I + G = 105-0.76(0-150)+442+150=583
при r = 20, Y = 0, E = a + b*(Y – T) + I + G = 105-0.76*150+190+150=331
Тогда линия Е1 строится по точкам (2429;2429), (0;583);
линия Е2 строится по точкам (1379;1379), (0;331).
Линия IS будет проходить через точки (1379;20), (2429;2).
4.1.2 Проверить зону выше функции IS на товарный излишек и зону ниже функции IS на товарный дефицит. Проверку сделать для любых двух точек (комбинаций r и Y) выше IS и двух точек ниже IS.
C=a+b( Y-T )
I=c-d*r
E=C+I+G
1) (2429;4) С=1837
I=470-14,4=414
E=1837+414+150=2401
Y-E=2429-2401=28, следовательно будет излишек.
2) (2313;6) С=1749
I=470-14*6=386
Е=1749+386+150=2285
Y-E=2313-2285=28, следовательно будет излишек.
3) (1379;18) С=1039
I=470-14*18=218
Е=1039+218+150=1407
Y-E=1379-1407=-28, следовательно будет дефицит.
4) (1496;16) С=1128
I=470-14*16=246
Е=1128+246+150=1524
Y-E=1496-1524=-28, следовательно дефицит.
4.1.3 Процентная ставка r в финансовой системе воздействует на инвестиционные расходы бизнеса I. Инвестиции I влияют на национальный доход Y. Доход воздействует на другие показатели.
1) Сделать расчет процентной ставки r и национального дохода Y, при которых товарный рынок будет находиться в равновесии (будет работать без дефицита и излишка). Подобрать 2 разные комбинации r и Y (рассчитать для национального дохода (Y) 500 млрд. руб., 1000 млрд. руб.):
У = Е = 500,
С = a + b*(Y - T) = 105+0.76*(500-150)=371
E = C + I +G Ю I = E – C – G = 500-371-150=-21
I = c – d*r Ю r = (c - I)/d = (470+21)/14=35
При процентной ставке r = 35 и величине национального дохода Y = 500 товарный рынок будет находиться в равновесии.
У = Е = 1000,
С = a + b*(Y - T) = 105+0.76*(1000-150)=751
E = C + I +G Ю I = E – C – G =1000-751-150=99
I = c – d*r Ю r = (c - I)/d = (470 - 99)/14 = 26,5
При процентной ставке r = 22,6 и величиной национального дохода Y = 1000 товарный рынок будет находиться в равновесии.
2) Подобрать параметры r и Y, при которых на товарном рынке будет:
дефицит 7%:
Формула % излишка (дефицита) = (Y – E)/Y*100% Ю
7=(E-Y)/Y*100
Е=Y+0,07Y
E=1.07Y
E=C+I+G=105+0,76(Y-150)+470-14r+150=1,07Y
611+0,76Y-14r=1.07Y
Подберем значения процентной ставки r и национального дохода Y:
Пусть Y = 1519,4 , тогда значение r = 10%
Пусть Y=1745,2 , тогда значение r = 5%
Пусть Y=1293,5 , тогда значение r = 15%
Пусть Y=1067,7 , тогда значение r = 20%
дефицит 14%:
Формула % излишка (дефицита) = (Y – E)/Y*100% Ю
14=(E-Y)/Y*100
Е=Y+0,14Y
E=1.14Y
E=C+I+G=105+0,76(Y-150)+470-14r+150=1,14Y
611+0,76Y-14r=1.14Y
Подберем значения процентной ставки r и национального дохода Y:
Пусть Y = 1239,5 , тогда значение r = 10%
Пусть Y = 1423,7 , тогда значение r = 5%
Пусть Y = 1055,3 , тогда значение r = 15%
Пусть Y = 871,1 , тогда значение r = 20%
излишек 7%:
Формула % излишка (дефицита) = (E – Y)/Y*100% Ю
(Y-E)/Y=0,07
Y-E=0,07Y
Y-0.07Y=E
0.93Y=E
E=C+I+G=105+0,76(Y-150)+470-14r+150=0,93Y
611+0,76Y-14r=0.93Y
611-14r=0.17Y
Подберем значения процентной ставки r и национального дохода Y:
Пусть Y = 3182,4 , тогда значение r = 5%
Пусть Y = 2770,6 , тогда значение r = 10%
Пусть Y = 2358,8 , тогда значение r = 15%
Пусть Y = 1947,0 , тогда значение r = 20%
излишек 14%:
Формула % излишка (дефицита) = (E – Y)/Y*100% Ю
(Y-E)/Y=0,14
Y-E=0,14Y
Y-0.14Y=E
0.86Y=E
E=C+I+G=105+0,76(Y-150)+470-14r+150=0,86Y
611+0,76Y-14r=0.86Y
611-14r=0.1Y
Подберем значения процентной ставки r и национального дохода Y:
Пусть Y = 5410 , тогда значение r = 5%
Пусть Y = 4710 , тогда значение r = 10%
Пусть Y = 4010 , тогда значение r = 15%
Пусть Y = 3310 , тогда значение r = 20%
3)Строим график по следующим точкам:
равновесие на товарном рынке: (1670,8;15) (1379,2;20)
дефицит 7%: (1067.7;20)(1293.5;15)
дефицит 14%: (1055.3;15)(871,1;20)
излишек 7%: (1947;20)(2358,8;15)
излишек 14%: (3310;20)(4010;15)
4.1.4 Предположим, процентная ставка r = 12%. При каком национальном доходе Y экономика будет работать с дефицитом 5%?
Формула % излишка (дефицита) = (Y – E)/Y*100% Ю
(Y – E)/Y*100% = -5% Ю(Y – E)/Y = -0,05Ю1,05*Y = E,
C = 105+0.76*(Y-150), I = c – d*r,
611-14*12=0,29*Y
Y=*(611-168)/0,29=1527,6
При процентной ставке r = 12% Ю Y=1527,6
4.1.5 При каких r и Y экономика будет работать с 5% излишком ?
Формула % излишка (дефицита) = (Е – Y)/Y*100% Ю
611-14r=0.19Y
Подберем значения процентной ставки r и национального дохода Y:
Пусть Y = 2847,4 , тогда значение r = 5%
Пусть Y = 2478,9 , тогда значение r = 10%
Пусть Y = 2110,5 , тогда значение r = 15%
Пусть Y = 1742,1 , тогда значение r = 20%
4.2 Моделирование простого денежного мультипликатора
4.2.1 Национальный (центральный) банк при формировании денежного предложения создает дополнительную денежную базу в размере Н = 10,1 млрд. руб. Национальный (центральный) банк для системы коммерческих банков устанавливает норму обязательных резервов в размере R = 0,15. Провести пошаговый расчет денежной мультипликации. Расчет провести не менее, чем для десяти банков (табл. 4.2.). Показать действия мультипликатора на схеме (рис. 4.2.).
Заполняется таблица:
Таблица 4.2 Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант)
Графа 2 (для первого банка): D1 = H
Графа 2: Di = Ki-1,
Графа 3: MRi = Di*R,
Графа 4: Ki = Di – MRi,
Графа 5: Mе i = Mе i-1 + Di = Mе i-1 + Ki-1.
Строка «Итого»:
Графа 5: Mе полн = H*m = H/R,
Графа 2: D = Mе,
Графа 3: MR = D*R,
Графа 4: K = D – MR.
Расчет 2-й строки:
Графа 2 (для первого банка): D1 = 10,10
Графа 2: D2 = K1 = 8,59
Графа 3: MR2 = D2*R = 8,59*0.15=1.29
Графа 4: K2 = D2 – MR2 = 8,59-1.29=7,30
Графа 5: Mе i = 10.1 +8,59=18,69
Расчет строки «Итого»:
Графа 5: Mе полн = 10,10/0,15 = 67,33
Графа 2: D = Mе = 67,33
Графа 3: MR = 67,33*0.15=10.1
Графа 4: K = 67,33-10.1=57,23
4.3 Моделирование кредитного, депозитного и денежного
мультипликатора
4.3.1 Национальный (центральный) банк при формировании денежного предложения создает дополнительную денежную базу в размере H =10.1 млрд. руб. (информация необходима для расчета денежной мультипликации). Национальный (центральный) банк для системы коммерческих банков устанавливает норму обязательных резервов в размере R= 0,15 (информация необходима для расчета денежной мультипликации). Коммерческие банки формирую свои кассовые остатки на основе норматива = 0,085 (информация необходима для расчета денежной мультипликации). Экономические субъекты предпочитают часть кредитов иметь в виде наличных на основе норматива = 0,27, (информация необходима для расчета денежной мультипликации). Провести пошаговый расчет денежной мультипликации. Расчет провести не менее чем для десяти банков. Показать действия мультипликатора на схеме.
Таблица 4.3 - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора
Пример расчёта второй строки:
Графа 2: (для первого банка) MH1=H•g=10.1*0.27=2.73
Графа 2: MHi=Ki-1•g=5,64*0.27=1,52
Графа 3: (для первого банка) D1=H-MH1=10,1-2,73=7,37
Графа 3: Di=Ki-1-MHi =5,64-1,52=4.12
Графа 4: MRi=Di•R=4.12*0.15=0.62
Графа 5: DRi=Di-MRi=4.12-0.62=3,50
Графа 6: URi=Di•b=4.12*0.085=0.35
Графа 7: Ki=DRi-URi=3,50-0.35=3.15
Графа 8: MHi+Di=10.1+1.52+4.12=15,74
Итого: (МН +D) ∑ = Н*m=Н*(γ*mk + mD ) = H*(γ*(1-R-β)/(R+β*(1-γ)+γ*(1-R))=22,87;
DR∑ = H*((1-R-β)/(R+β*(1-γ)+γ*(1-R))=14,19;
D∑= H/(R+β*(1-γ)+γ*(1-R))=16,70;
UR∑= D∑* β=1,42;
MR∑ = D∑* R=2,50;
K∑ = D∑- MR∑ =12,77.
4.4 Формирование параметров равновесия на денежном рынке
(функция LM)
4.4.1 Национальный (центральный) банк через систему коммерческих банков создает номинальное предложение денег в размере Ms=1040 млрд. руб. Экономические субъекты («публика») создают спрос на деньги при разном национальном доходе и разных процентных ставках на сумму:
(M/P)d = e*Y - f*r,
где e - чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода(e=0,96млрд.руб./млрд.руб.); f - чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки (f = 108 млрд.руб./проц.пункт).
Уровень цен в экономике P=2,06. (коэффициент по сравнению с базовым периодом, в котором P=1).
Подобрать различные комбинации r и Y, при которых на денежном рынке будет равновесие . Расчет сделать для разных процентных ставок в пределах от 2% до 20% с шагом 2%. Построить график функции LM .
Таблица 4.4 - Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Пример расчёта второй строки:
Графа 1: процентная ставка изменяется в пределах от 2% до 20% с шагом 2%.
Графа 2: (M/P)s=(M/P)d=505
Графа 3: (M/P)s=Ms/P=1040/2,06=505
Графа 4: Ylm=Ms/(e•P)+(f/e)·r=1040/(0,96*2,06)+(108/0,96)*4=976
4.5 Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках (модель IS/IL)
4.5.1 На основе результатов выполнения заданий 1 и 4 рассчитать процентную ставку r и национальный доход Y, при которых экономика будет работать в условиях двойного равновесия (на товарном и денежном рынках). Результаты показать на совмещенном графике IS/LM.
Таблица 4.5 - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Графа 1: величина процентной ставки изменяется от 2% до 20% с шагом 2%.
Графа 2: Yis=Y (гр. 6 табл. 4.1)
Графа 3: Ylm=Y (гр. 4 табл. 4.4)
V. Политика дешевых и дорогих денег. Оценка равновесного объема
национального производства в модели IS/LM
Допустим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Содержание модели IS-LM. Для более глубокого изучения механизмов действия фискальной и денежно-кредитной политики используется модель IS-LM, предложенная английским экономистом Дж. Хиксом. Она получила также название модели двойного равновесия, так как определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и денежном рынках. Модель дает возможность понять, как фискальная и денежно-кредитная политики влияют на экономику, каким образом они взаимосвязаны, каковы последствия их проведения.
Дж. Хикс был последователем Дж.М. Кейнса, поэтому его модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. При ее построении предполагается, что уровень цен неизменен; в экономике имеются свободные производственные мощности; существует резерв рабочей силы; национальный объем производства равен совокупному доходу общества. Чтобы построить модель, рассмотрим сначала равновесие на товарном и денежном рынках.
Товарный рынок. Известно, что существует обратная зависимость между уровнем реальной процентной ставки r (в условиях неизменности цен номинальная ставка процента i равна реальной r. Поэтому, чтобы в модели были одинаковыми обозначения во всех графиках, будем обозначать реальную ставку процента тоже через r) и планируемыми инвестициями I. Эта зависимость отражена на рис.2а. При уровне процентной ставки r1 объем планируемых инвестиций будет I1. Соответственно совокупный спрос AD (рис.2 б) будет равен С + I1 + G +Хn. Кривая совокупного спроса, пересекаясь с биссектрисой, определит точку равновесия E1 и равновесный объем дохода Y1. Таким образом, при процентной ставке i1 равновесным будет доход Y1. Эти параметры определят точку А (рис. 2 в).
Допустим, что процентная ставка снизилась с r1 до r2. Это приведет к росту планируемых инвестиций I1 до I2 и увеличению совокупного спроса. Кривая совокупного спроса сдвинется вверх в положение С + I2 + С +Хn (рис. 26). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке E2, а равновесным будет доход Y2. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост дохода можно, умножив прирост инвестиций на мультипликатор. На рис. 2 в значениям r2, Y2 будет соответствовать точка В.
Рис. 2. Равновесие на товарном рынке. Кривая IS
Если непрерывно изменять значения процентной ставки и для каждого находить соответствующие значения дохода (выпуска), то на графике получим кривую IS (рис. 2 в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию r и Y, при которой наступает равновесие на товарном рынке.
Кривая IS имеет нисходящий вид, что объясняется обратной зависимостью между уровнем процентной ставки и величиной совокупного спроса. Объем выпуска всегда стремится достичь какой-либо точки на кривой IS, ибо только в таких точках товарный рынок будет находиться в равновесии. Все точки, лежащие вне кривой IS, дают неравновесное состояние товарного рынка.
Так, если экономика описывается точкой, лежащей правее кривой IS, то для нее характерно избыточное предложение товаров. Если же экономике соответствует точка, лежащая левее кривой IS, это значит, что существует избыточный спрос на товары.
Сдвиги кривой IS. Кривая IS показывает зависимость между ставкой процента r и уровнем дохода (выпуска). Поэтому при изменении процентной ставки будет изменяться уровень дохода, и точка будет двигаться по кривой IS.
Существуют факторы, изменения которых приведут к сдвигу кривой IS. Рассмотрим влияние изменения автономных потребительских расходов на положение кривой IS. Предположим, что первоначально при ставке процента r1 и фиксированном уровне I, G и Хn совокупный спрос составлял С1 + I + G +Хn, а равновесный уровень дохода — Y1 (рис. 3 а). При данных условиях была построена кривая IS1 (рис. 3 б).
Допустим, что при прежней ставке процента i1 потребительские расходы увеличились. Это приведет к росту совокупного спроса с С1 + I + G +Хn до С2 + I + G +Хn. Кривая совокупного спроса сдвинется вверх, в положение С2 + I+ G +Хn. Равновесный доход увеличился с У1 до У2. Это увеличение дохода на нижнем графике показано смещением кривой IS1 в положение IS2, т.е. вправо.
Сокращение автономных потребительских расходов приведет к уменьшению совокупного спроса и снижению равновесного уровня дохода. Кривая IS сдвинется влево.
На положение кривой IS влияют и изменения инвестиционного спроса, не связанные с изменениями процентной ставки, например, предприниматели в силу каких-то причин ожидают повышения прибыльности инвестиций. Это приведет к увеличению планируемых инвестиций и сдвигу кривой IS вправо, так как последние являются таким же элементом совокупного спроса, как и потребительские расходы. Снижение планируемых инвестиций при любом значении процентной ставки приведет к сдвигу кривой IS влево.
Рис.3. Сдвиги кривой IS
Увеличение государственных расходов, снижение налогов обусловят сдвиги кривой IS вправо. Они будут способствовать росту совокупного спроса, а значит, и дохода (выпуска). Соответственно, сокращение госрасходов, повышение налогов приведут к уменьшению совокупного спроса, сдвигу его кривой вниз и снижению равновесного уровня дохода. Кривая IS в таких случаях будет сдвигаться влево.
Денежный рынок. Допустим, произведен доход У1. Его объем определяет спрос на деньги MD1. Если предложение денег составляет MS, то денежный рынок будет находиться в равновесии в точке Е1 (рис. 4 а).
Следовательно, при доходе Y1 денежный рынок будет равновесным при процентной ставке r1. Значения Y1, r1 определяют на рис. 4 б точку А.
При доходе Y2 спрос на деньги возрастет до MD2,и денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процента будет равна r2. Значения У2 и r2 определяют на графике точку В.
Рис.4. Равновесие денежного рынка. Кривая LM
Изменяя непрерывно объем дохода (выпуска), можно определить множество процентных ставок, при которых рынок денег будет находиться в равновесии, и построить кривую LM (рис. 4б). Каждая точка кривой показывает такую комбинацию r и Y, при которой рынок денег находится в равновесии.
Кривая LM имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между r и Y.
Все точки, лежащие вне кривой LM, дают неравновесное состояние денежного рынка. Точки, расположенные слева от кривой LM, соответствуют такому состоянию экономики, когда предложение денег превышает спрос. Если же экономика описывается точкой, лежащей справа от кривой LM, то для нее характерен избыточный спрос на деньги.
Сдвиги кривой LM. При изменении процентной ставки точка движется по кривой LM. Так, повышение ставки с r1, до r2 сдвигает точку А в положение точки В (см. рис. 4 б). Сама кривая сдвигается при изменении предложения денег и автономного спроса на деньги. Покажем это.
Допустим, что при доходе Yi спрос на деньги находился на уровне МD, предложение денег — MS1. Рынок находился в равновесии в точке Е1 при ставке процента r1 (рис. 5а).
При данном предложении денег MS1 была построена кривая LM1 (рис. 5б). Предположим, центральный банк, проводя антикризисную политику, увеличил предложение денег, что обусловило сдвиг кривой MS1 в положение MS2 (см. рис. 5 а). При уровне дохода Y1 и неизменном спросе на деньги MD рост предложения денег приведет к тому, что равновесие денежного рынка наступит при более низкой процентной ставке r2. Это обусловит сдвиг кривой LM1 вниз, в положение LM2 (см. рис. 5б). Соответственно уменьшение предложения денег при данном уровне дохода и спроса на деньги приведет к повышению равновесной ставки процента и сдвигу кривой LM1 вверх.
Рис. 5. Сдвиги кривой LM: изменение предложения денег
Кривая LM сдвигаться и под влиянием изменений автономного спроса на деньги (изменений, вызванных экзогенными факторами вследствие изменений уровня цен, реального дохода (выпуска) или процентной ставки). Допустим, что рынок денег находится в равновесии в точке Е1, при равновесной ставке процента r1 (рис. 6 а).
Рис. 6 Сдвиги кривой LM: изменения автономного спроса на деньги
Соответствующая этим условиям — кривая LM1 (рис. 6 б). Финансовая паника привела к тому, что рискованность вложений в ценные бумаги повысилась и спрос на них сократился, что обусловило рост спроса на деньги при любых заданных значениях процентной ставки, уровня цен и реального дохода. Кривая спроса МD1 сдвинулась вверх, в положение MD2. Новое равновесие на рынке денег при неизменном выпуске Y1 будет наблюдаться при более высокой процентной ставке r2 (см. рис. 6 а). Точка равновесия сместится из положения E1, в положение E2. Это приведет к сдвигу кривой LM1 вверх в положение LM2 (см. рис. 6 б). При сокращении автономного спроса на деньги кривая LM2 сдвинется вниз.
Графическое изображение модели IS-LM. Кривая IS отражает все комбинации Y и r, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM — это все сочетания Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 7). Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.
Рис. 7. Модель IS-LM
Фискальная политика в модели IS-LM. Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке rE и доходе YE (рис. 8).
Экономическая ситуация в стране потребовала проведения стимулирующей фискальной политики. Правительство приняло решение увеличить государственные расходы на G. Рост государственных расходов обусловил увеличение совокупного спроса, а следовательно, и дохода. Кривая IS сдвигается вправо, в положение IS1. Если бы процентная ставка rE осталась прежней, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке Е2, а доход увеличился бы на величину, которая равна Y2-YE. Однако она не остается неизменной. Рост дохода приводит к увеличению совокупного спроса и росту спроса на деньги.
В условиях постоянного предложения денег спрос на деньги начинает превышать их предложение, что ведет к повышению процентной ставки.
На товарном рынке рост совокупного спроса побуждает предпринимателей увеличивать инвестиции. Однако повышение ставки процента начинает сдерживать этот процесс, заставляя их сокращать планируемый, при процентной ставке rE прирост инвестиций. Уменьшается и спрос потребителей на товары длительного пользования. Ставка процента продолжает расти до уровня i1, при котором рынки товаров и денег достигают равновесия. Новая точка равновесия Е1, а равновесный уровень дохода (выпуска) - У1. Тогда, фактическое увеличение выпуска равно У1-YE. Оно может быть рассчитано как произведение G на величину нового мультипликатора, который меньше простого мультипликатора Кейнса МG.
Рис.8. Фискальная политика в модели IS-LM
Таким образом, модель IS-LM показывает; что рост государственных расходов вызывает как увеличение выпуска с YE до У1, так и рост процентной ставки с rE до r1. Вместе с тем выпуск увеличивается в меньшей степени, чем следовало ожидать, так как рост процентной ставки уменьшает мультипликационный эффект государственных расходов: прирост государственных расходов (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняет планируемые частные инвестиции.Такое явление получило название эффекта вытеснения. Оно снижает эффективность экспансионистской (стимулирующей) фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.
Сдерживающая фискальная политика порождает обратный эффект. Она вызывает сокращение совокупного спроса и приводит к сдвигу кривой IS влево. Совокупный выпуск уменьшается,а процентная ставка снижается.
Денежно-кредитная политика в модели IS-LM. Предположим, равновесие на товарном и денежном рынках наблюдалось в точке Е. Равновесный объем выпуск был YE, а равновесная ставка процента — rE (рис. 9).
Рис.9. Денежно-кредитная политика в модели IS-LM
Стремясь повысить совокупный спрос, центральный банк увеличил предложение денег, что привело к сдвигу кривой LM вправо, в положение LM1. На рынке денег предложение превышает спрос, что приводит к понижению процентной ставки. Ее падение вызывает рост инвестиций и чистого экспорта. Совокупный спрос на товары и услуги возрастает, что приводит к увеличению дохода (выпуска). Избыточное предложение денег исчезнет, когда равновесие установится в точке E1, так как и снижение ставки процента, и рост дохода обусловливают рост спроса на деньги. Последний будет продолжаться до тех пор, пока не станет равным новому предложению денег. Следовательно, экспансионистская денежно-кредитная политика обусловила увеличение выпуска с УE до Y1 и снижение процентной ставки с rE до r1.
В результате рестрикционной денежно-кредитной политики, наоборот, кривая LM сдвинется влево, ставка процента возрастет, а выпуск — увеличится.
Таким образом, модель 1S-LM показывает, что изменения в предложении денег влияют на равновесный уровень дохода (выпуска). Однако последователи Кейнса утверждали, что это влияние иногда незначительно, например, при процентных ставках, близких к минимальным. Чрезвычайно низкие процентные ставки приводят к тому, что население, банки не желают приобретать облигации, а предпочитают накапливать деньги, каково бы ни было их предложение. В этом случае кривая спроса на деньги почти параллельна оси абсцисс, а значит, кривая LM имеет в начале практически горизонтальный участок.
Допустим, первоначально рынки товаров и денег находятся в равновесии в точке пересечения кривых IS и LM — точке Е (рис. 10). Предположим, увеличилось предложение денег. Это обусловило сдвиг кривой LM вправо, в положение LM1. Но так как кривая имеет почти горизонтальный участок, то этот сдвиг не приведет к сколько-нибудь существенному снижению процентных ставок: объем инвестиций и выпуска останутся на прежнем уровне. Следовательно, в данном случае изменение предложения денег не меняет реального выпуска (дохода). Такая ситуация получила название ликвидной ловушки. На нее ссылались ранние последователи Кейнса, когда доказывали неэффективность денежно-кредитной политики.
Рис.10. Ликвидная ловушка
Монетаристы более глубоко исследовали влияние изменения количества денег на экономику страны. Они показали, что денежно-кредитная политика воздействует на национальный доход не только через норму процента и инвестиции, как считали кейнсианцы, а также посредством приобретения товаров длительного пользования, изменений в ценах на акции, в объеме государственных закупок. Поэтому сегодня практически все экономисты считают денежно-кредитную политику эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Из предыдущего анализа было видно, что, например, для стимулирования совокупного спроса и увеличения равновесного выпуска можно использовать как фискальную, так и денежно-кредитную политику. В реальной жизни для достижения поставленных перед экономикой целей они, как правило, используются одновременно. Фискальная и денежно-кредитная политики не являются независимыми друг от друга, и поэтому важной задачей является анализ последствий их взаимодействия.
Рассмотрим некоторые варианты взаимодействия фискальной и денежно-кредитной политик.
Допустим, в период спада производства экономика находилась в равновесии в точке E1 (рис. 11). Принято решение стимулировать совокупный спрос путем проведения экспансионистских фискальной и денежно-кредитной политик.
Рис.11. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики
Увеличение государственных расходов, снижение налогов приведут к сдвигу кривой IS1, в положение IS2. Как известно, вследствие эффекта вытеснения объем выпуска увеличится с Y1, до Y2. Такой прирост недостаточен для достижения поставленной цели. Рост предложения денег приведет к сдвигу кривой LM, вправо, в положение LM2, перемещая точку равновесия в Е3. В этом случае не происходит вытеснения частных инвестиций, потребительских расходов и эффективность стимулирующей фискальной политики возрастает. Объем выпуска увеличивается с У1, до Уз. Более значительное увеличение предложения денег обусловит более существенный сдвиг кривой LM1 вправо по сравнению с рассмотренным случаем, что приведет к еще большему увеличению равновесного уровня выпуска. Вместе с тем следует учитывать, что рост предложения денег в долгосрочном периоде может привести к инфляции. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политик необходимо учитывать и при финансировании бюджетного дефицита.
Предположим, для сокращения бюджетного дефицита в стране увеличивают налоги. При этом центральный банк стремится предотвратить уменьшение объема выпуска. Рост налогов приведет к сокращению совокупного спроса и сдвигу кривой IS1 влево, в положение IS2 (рис. 12).
Рис.12. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики
Чтобы не произошло сокращения выпуска с Y1 до Y2, центральный банк увеличивает предложение денег. Экспансионистская денежно-кредитная политика приводит к сдвигу кривой LM1 в положение LM2. Уровень выпуска остался прежним -Y1, но процентная ставка значительно снизилась с r1 до r3.
При использовании фискальной и денежно-кредитной политик следует учитывать, что они изменяют не только сам совокупный спрос, но и его структуру.
Заключение
В данной работе мы проанализировали материальные и финансовые потоки между отдельными субъектами. Эти потоки являются составляющими макроэкономического кругооборота - постоянного беспрерывного процесса.
Также рассмотрели совокупный спрос и совокупное предложение в экономике, в частности: понятие и структуру совокупного спроса, влияние уровня цен на величину совокупного спроса, неценовые факторы, понятие и динамику совокупного предложения, неценовые факторы, влияющие на него, механизм формирования равновесия в экономике в модели AD/AS, эффект храповика.
Построили крест Кейнса и с его помощью провели количественный анализ в экономике. Сделали количественную оценку параметров равновесия в экономике с помощью креста Кейнса, мультипликацию инвестиций, государственных расходов и налогов, вследствие чего обнаружили взаимосвязь между инвестициями и сбережениями в экономике.
Проследили за формированием равновесия в экономике при изменяющихся процентных ставках. В модели IS/LM особое внимание уделили поведению бизнеса и анализу инвестиционных расходов в бизнесе: реновационных (для восстановления изношенного капитала в экономике) и чистых инвестиций (для увеличения реального капитала в бизнесе).
Использовали модель IS/LM для оценки экономических показателей в условиях двойного равновесия (условия равновесия на товарных рынках описываются функцией IS, а на денежном рынке – функцией LM). Сделали оценку равновесного объема национального производства в модели IS/LM.
Список литературы
1. Лемешевский И.М. Макроэкономика/Экономическая теория. Ч.3. Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004 –576 с.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы прроблемы и политика. В 2 т.; Пер. с анг. Т.1. – М.: «Туран»,1996 - 400с.
3. Микро- и макроэкономика: Практикум. СПб., 1994-352с.
4. Планирование и прогнозирование экономики. Учебник / Г.А. Кандаурова (и др.); Под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2003-476с.
5. Теория национальной экономики: Учеб. пособие: В 3 ч. /Под ред. И.М. Лемешевского. Мн., 1994-460с.
6. Экономическая теория: Пособие для преподавателей , аспирантов и стажеров / Н.И. Бызылев, С.П. Гурко, М.Н. Бызылева, и др. Под общ. ред. Н.И. Бызылева, С.П. Гурко – 3 изд. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004 – 637с.
7. Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталинов, Г.А. Шмарловская и др. Под общ. ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002 – 431с.
8. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие. /Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2002-520с.
9. Экономическая теория: Практикум. / Под ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьевой. Мн, 1997-450с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, и др. М,: Новое знание, 2002- 302с
11. Макроэкономика: Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, и др. М.: Юрайт-Издат, 2003-66с.
69