Рефетека.ру / Банковское дело

Контрольная работа: Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Содержание


Введение

1. Кредит как экономическая категория

1.1 Кредит: сущность, функции, условия возникновения. Формы кредита. Кредитный рынок и его виды. Основные сегменты банковского кредитного рынка

1.2 Процентная ставка и факторы, ее определяющие. Теория ссудных капиталов

1.3 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь. Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM

Заключение

Список литературы


Введение


Составной частью рыночной экономики является денежно-кредитная система государства. Именно ей должна быть отведена особая роль в организации рыночных отношений в стране.

Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Очевидна необходимость реализации принципиально новых методов в управлении денежным оборотом страны, кредитным механизмом, другими экономическими рычагами. Денежно-кредитная система носит переходный характер, испытывает влияние кризисных явлений в экономике, подвергается коренной перестройке и ломке, имеет ряд существенных недостатков в своей деятельности.

В принятых законах, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, заложены основы создания двухуровневой банковской системы. Процесс преобразования идет, но пока очень медленно. Работают Центральные банки республик, расширяется сеть коммерческих банков. Однако принятие законов о создании банковской системы - это только первый шаг, нужна последовательная государственная политика в этой области.

Реформирование кредитной системы в условиях перехода к рынку идет в нескольких направлениях, взаимосвязанных между собой : первое - это совершенствование работы Центральных банков и их взаимодействие с коммерческими банками; второе - это создание новых рыночных структур в кредитной системе; третье - пути поиска эффективного использования этих рычагов в денежно- кредитной сфере.

В любом направлении существует целый ряд нерешенных на сегодняшний день проблем. Но следует учитывать, что в течение длительного периода времени в нашей стране создавалось единое экономическое пространство, основанное на общественном разделении труда, специализации и кооперации производства. В границах этого пространства сформировалась и единая денежно-кредитная система.


1. Кредит как экономическая категория


1.1 Кредит: сущность, функции, условия возникновения. Формы кредита. Кредитный рынок и его виды. Основные сегменты банковского кредитного рынка


Предшественником ссудного капитала был ростовщический капитал. Накопление денежного богатства в руках одних и нужда в деньгах других создали почву для ростовщических ссуд. Ростовщический кредит вел к концентрации земельной собственности в руках родовой аристократии и к обезземеливанию мелких крестьян, а также способствовал порабощению неисправных заемщиков их кредиторами, т.к. обеспечением долга служили не только земля, но и личность заемщика, а также члены его семьи.

Ростовщический кредит в античном мире выступал в двух основных формах:

ссуды мелким производителям, главным образом, крестьянам;

ссуды рабовладельцам (проценты по долгам рабовладельцы уплачивали за счет прибавочного продукта, получаемого за счет использования бесплатного рабского труда, поэтому развитие ростовщического кредита служило фактором усиления эксплуатации рабов).

При феодализме ростовщический кредит также выступал в двух формах:

ссуды мелким производителям (крестьянам и ремесленникам из-за неустойчивости их мелких хозяйств заемные деньги шли на уплату налогов и ренты);

ссуды феодальной знати (на приобретение предметов роскоши).

Особенностью ростовщического кредита при феодализме являлась высокая процентная ставка и колебания ее уровня: от 20- 40% и до 100–200%. Это объясняется наличием большого спроса на кредит и ограниченным предложением денег в ссуду. На последней стадии феодализма в период его разложения, ростовщический капитал способствовал созданию предпосылок для капиталистического способа производства, так как:

в руках ростовщиков сосредоточились большие денежные богатства, которые впоследствии могли превратиться из ростовщического капитала в функционирующий, вкладываемый в капиталистические предприятия;

ростовщическая эксплуатация крестьян и ремесленников вела к их разорению, пролетаризации, а, следовательно, ростовщический капитал способствовал образованию класса наемных рабочих.

Однако революционным фактором ростовщический капитал был лишь постольку, поскольку он подрывал старые формы производства и собственности и подготавливал почву для перехода к новым. Вместе с тем ростовщический капитал играл и консервативную роль, так как возможность получения высоких доходов от ростовщических операций сдерживала вложение денежных капиталов в промышленность.

В своем историческом развитии кредит миновал несколько последовательных этапов, каждый из которых характеризовался радикальными преобразованиями как по степени его распространения и выполняемым функциям, так и непосредственным участникам.

Становление. Основным признаком этого этапа было полное отсутствие на рынке ссудных капиталов специализированных посредников. Кредитные отношения устанавливались напрямую между владельцами свободных денежных средств и заемщиком. Кредит выступал в форме исключительно ростовщического капитала, основными функциями которого были:

полная децентрализация отношений займа, определяемых лишь прямой договоренностью между кредитором и заемщиком;

ограниченность распространения (кредит использовался в основном в сфере обращения и частично на цели непроизводственного потребления, т.е. без последующей капитализации);

сверхвысокая норма процента как плата за использование заемных средств.

Завершение этого этапа было связано со становлением капиталистического способа производства, определившего резкое увеличение потребностей в заемных ресурсах на цели их производственного потребления. [5, стр.56]

Структурное развитие. Рассматриваемый этап развития кредита характеризовался появлением на рынке ссудных капиталов специализированных посредников в лице кредитно-финансовых организаций. Первые банки, возникшие на базе крупных ростовщических и меняльных контор, приняли на себя важнейшие функции, ставшие впоследствии традиционными для большинства кредитных институтов:

аккумулирование свободных финансовых ресурсов с их последующей капитализацией и передачей заемщикам на платной основе;

обслуживание некоторых видов платежей и расчетов для юридических и физических лиц (в дальнейшем - и для государства);

проведение ряда специальных финансовых операций (например, по обслуживанию механизма вексельного обращения, сделок с недвижимостью).

Растущий уровень спроса на услуги специализированных посредников и соответственно высокая норма прибыли на рынке ссудных капиталов предопределила стремительное развитие банковской системы за счет перелива в нее капиталов из других сфер деятельности (учредителями вновь создаваемых кредитных организаций были уже не ростовщики или менялы, а торговые капиталисты). Отношения на рынке ссудных капиталов начали приобретать до некоторой степени формализованный характер, устанавливались типовые процедуры кредитования, среднерегиональные и средненациональные ставки ссудного процента, механизм ответственности и т.п. Однако в целом деятельность кредитных организаций по-прежнему носила децентрализованный характер, что объективно препятствовало развитию рынка ссудных капиталов, а в условиях цикличного развития экономики провоцировало обострение диспропорций на других финансовых рынках.

Современное состояние. Основным признаком этого этапа является централизованное регулирование кредитных отношений в экономике со стороны государства в лице центрального банка. Появление первых общенациональных государственных кредитных институтов, наделенных монопольными функциями по координации и нормативно-методическому обеспечению кредитно-денежных отношений, содействовало формированию полноценной системы безналичного денежного обращения, а также существенному расширению перечня услуг и операций коммерческих банков. В дальнейшем деятельность центральных банков развивалась по направлению, прежде всего, использования кредитных рычагов в качестве одного из наиболее эффективных регуляторов рыночной экономики, что потребовало определенного ужесточения контроля с их стороны за работой негосударственных кредитных организаций.

Развитие информационных технологий в экономике, формирование глобальных банковских сетей, компьютерных коммуникаций и баз данных позволили вывести кредитные отношения на принципиально новый качественный уровень в части как техники обслуживания клиента, так и распространения их на все сферы финансовой деятельности, в том числе - на международные рынки.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в национальных и международных кредитных законодательствах.

Возвратность кредита. Этот принцип отражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.

Принцип срочности кредита отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном соглашении или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия договора является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке - предъявления финансовых требований в судебном порядке.

Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

антиинфляционная защита денежных накоплений клиентов банка при кризисных этапах развития экономики.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственным банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 - 5% годовых) или на беспроцентной основе.

Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии.

Целевой характер кредита распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора, и находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) процента.

Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация принципа может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса).

Выделяют следующие функции кредита:

перераспределительную;

замещения наличных денег кредитными операциями.

Кредит возникает в сфере обмена, где кредитор и заемщик вступают в отношения по поводу возвратного движения ссужаемой стоимости. Назначение перераспределительной функции заключается в том, что посредством кредита за счет временно свободных ресурсов одних физических и юридических лиц удовлетворяются временные потребности в средствах других юридических и физических лиц. Особенностью кредитного перераспределения является, прежде всего, охват только временно свободные ресурсы и удовлетворение временной потребности в дополнительных средствах, когда перераспределяемая стоимость поступает заемщику в пользование на определенный срок.

Спецификой перераспределения посредством кредита является то, что оно затрагивает не только стоимость валового национального продукта, произведенного в данном периоде, но и стоимость средств производства и предметов потребления, созданных в предыдущие периоды. В частности, в кредит могут быть выданы временно свободные ресурсы, аккумулированные в амортизационных фондах предприятий, а также могут быть предоставлено во временное пользование ранее произведенное оборудование на условиях лизинга.

Характерная черта перераспределительной функции кредита заключается в том, что с ее помощью перераспределяются не только денежные, но и товарные ресурсы. В товарной форме осуществляются коммерческий и лизинговый кредиты, частично потребительский кредит и международный. Возможность предоставления кредита в товарной форме значительно расширяет границы перераспределения через кредитную сферу.

Перераспределение с помощью кредита имеет главным образом производительный характер, т.е. перераспределяемая стоимость включается в хозяйственный оборот заемщика. Эта особенность обусловлена такой сущностью кредита как возвратность. Для того чтобы иметь возможность возвращать ссуженные ресурсы в срок и с уплатой ссудного процента, заемщик должен использовать полученные средства максимально эффективно, т.е. вложить их в производственный процесс возрастания стоимости.

Особенностью перераспределительной функции кредита является прямой характер перераспределения. Кредитные сделки совершаются в большинстве случаев без посредников, кредитор и заемщик непосредственно контактируют друг с другом.

Становление рыночных отношений обусловливает изменение механизма реализации перераспределительной функции кредита. До последнего времени перераспределение имело, главным образом, централизованный характер, т.е. происходило на основе кредитного планирования, которое представляло собой процессы планового определения всего объема кредитных ресурсов страны, их источников, а также плановое перераспределение. С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, т.е. рыночный механизм перераспределения. В связи с этим кредитное перераспределение все в большей мере децентрализуется, соответственно меняются его приоритеты.

Функция замещения наличных денег кредитными операциями связана со спецификой современной организации денежного оборота, его функционирования преимущественно в безналичной форме. Помещая и храня деньги в банке, клиенты тем самым вступают в кредитные отношения с ним, кроме того, создают условия для замены наличных денег в обороте кредитными операциями в виде записей по банковским счетам. Становятся возможными предоставление ссуд в безналичном порядке и развитие безналичных расчетов. Безналичные операции являются кредитными, так как сроки реализации и оплата, как правило, не совпадают. В зависимости от того, что опережает во времени (получение товаров или денег) либо поставщик кредитует получателя, либо получатель - поставщика.

В процессе движения кредита создаются кредитные средства обращения, заменившие в современных денежных системах действительные деньги, т.е. золото. К ним относятся знаки стоимости в виде банкнот, векселей, чеков, акций, депозитных сертификатов, облигаций. Функционирование кредитных средств обращения уже не имеет характера временного замещения действительных денег, когда вступление в оборот первых приводило лишь к отсрочке движения вторых. Произошло абсолютное вытеснение золота из обращения кредитными деньгами. Это согласуется с всеобщим законом экономии общественного труда, в соответствии с которым новая форма денег вытесняет предыдущую, если она более экономична и может обеспечить более рациональную организацию хозяйства.

Определение обоснованных границ применения кредита и их соблюдения имеют первостепенное значение для отдельных участников кредитных операций и для экономики в целом. Лишь при оптимальном уровне кредитных вложений воздействие кредита на экономику может быть положительным. Избыточное предоставление кредита негативно повлияет на процессы развития экономики, в том числе замедляет темпы воспроизводства. Одной из причин этого является образование за счет заемных средств повышенных запасов, в которые отвлекаются ресурсы, при этом последние могли быть использованы на производственные и потребительские нужды. Избыточное предоставление кредита ослабляет заинтересованность предприятий в экономном использовании ресурсов, в ускорении процессов производства и реализации продукции.

Если по различным причинам потребности хозяйства в средствах удовлетворяются не полностью, возникают трудности в деятельности предприятий, например, нехватка средств для приобретения необходимых материалов влечет за собой замедление воспроизводственных процессов.

Определение границ применения кредита предполагает установление:

круга потребностей в средствах, которые могут удовлетворяться за счет кредита;

границ использования кредита по народному хозяйству в целом, в том числе для увеличения оборотных средств, основных фондов, потребительских нужд, государственных потребностей;

количественных границ предоставления кредита (объема кредитных вложений отдельных банков и др.);

границ предоставления кредита отдельным заемщикам, обусловленных особенностями взаимоотношений кредитора с заемщиком, с учетом интересов и потребностей заемщика, а также возможностей и интересов кредитора.

При определении границ применения кредита должны учитываться:

качество коммерческой деятельности предприятий;

экономное использование ресурсов хозяйства;

вопросы повышения благосостояния населения;

потребности обеспечения оборота платежными средствами.

Границы применения кредита определяются с учетом перечисленных условий, а также особенностей и задач экономического развития страны.

Экономические границы отражают предел распространения тех или иных видов экономических отношений. Как любое экономическое явление кредит имеет границы, в которых реализуется его сущность. Экономическими границами распространения кредитных отношений являются границы, в которых их существование объективно необходимо и сохраняются их особые черты. Развитие кредитных отношений сверх экономически обоснованного предела неизбежно приводит к их перерождению, искажению сущности кредита. Изменение границ кредита влияет на объем денежной массы и, следовательно, на устойчивость денежного оборота.

Как материальный процесс кредит имеет пространственную, временную и качественную определенность. Это означает, что кредитные отношения занимают строго определенное положение в пространстве (кредитные потоки обособлены от других стоимостных потоков), кредит конечен во времени и обладает совокупностью специфических, присущих только ему свойств.

На макроэкономическом уровне выделяют несколько видов границ кредита, обусловленных сложностью кредитных отношений, многообразием их проявлений. Макроэкономические границы кредита показывают предел распространения отношений по поводу аккумуляции и размещения ссудного фонда в целом. Каждая из таких границ имеет качественную и количественную характеристику.

Выделяют внешние и внутренние границы кредита. Под внешними границами кредитных отношений понимают их качественное обособление во времени и пространстве от всех других отношений. Внешние границы отражают всю совокупность кредитных отношений, показывают объективные пределы их функционирования, место кредита в экономических отношениях общества. Вместе с тем через эти границы осуществляется взаимосвязь кредита с другими экономическими категориями, причем данная взаимосвязь является одним из факторов, определяющих рассматриваемые границы. Так, параметры кредитной сферы зависят от объемов бюджетного финансирования общественного хозяйства, а размер кредитных вложений воздействует на совокупную денежную массу и т.п.

Факторы, влияющие на внешние границы кредита, весьма многообразны и многоплановы, среди которых можно выделить следующие:

уровень развития производства;

объем и структура кредитных ресурсов;

потребности в обеспечении денежного оборота платежными средствами;

финансовое состояние хозяйствующих субъектов;

соотношение используемых форм кредита;

социально-экономическую политику государства;

структуру кредитной системы;

действующий кредитный механизм;

систему ценообразования и сложившийся уровень цен.

Все перечисленные факторы в той или иной степени (и в каждый период по-разному) формируют спрос на кредит, а также на возможности его предоставления.

Внутренние границы показывают допустимую меру развития отдельных форм кредита (банковского, коммерческого, государственного, потребительского, международного) в пределах внешней границы кредитных отношений, т.е. соотношение частей в рамках единого целого. Соотношение между формами кредита внутри кредитной сферы имеет подвижный характер и зависит от множества причин как объективного, так и субъективного характера. Количественные характеристики внутренних границ кредита складываются под воздействием общих факторов, в разной степени влияющих на развитие конкретных форм кредита и имеющих специфическое значение.

Внешние и внутренние границы кредита диалектически взаимосвязаны. Это проявляется в том, что, во-первых, они изменяются под воздействием одних и тех же факторов, во-вторых, изменение одних из них влечет за собой изменение других.

Исходя из функций, выполняемых кредитом, выделяют его функциональные границы: перераспределительную и эмиссионную. Перераспределительная граница показывает объективно обоснованные пределы перераспределения средств на основе кредита. Ее количественная характеристика определяется объемом кредитных ресурсов общественного хозяйства. На практике это означает, что активные операции банков должны увязываться с их депозитными операциями. Как источник кредитования используют и вновь созданные ресурсы, т.е. эмитированные средства. В таком случае проявляются антиципационные свойства кредита, заключающиеся в его способности опережать во времени создание накоплений в товарной и денежной формах. Эмиссионные кредиты выдаются под будущие затраты, под еще не произведенную продукцию и прямо влияют на совокупную денежную массу. Их объем не может быть произвольным и определяется объективно обоснованной эмиссионной (антиципационной) границей кредита.

Антиципационные свойства кредита реализуются в процессе эмиссии платежных средств, имеющей в современных денежных системах в основном кредитный характер. В связи с этим конкретные параметры эмиссионных кредитов должны устанавливаться исходя из требований экономических законов денежного обращения.

Рассмотренные границы определяют пределы распространения кредитных отношений на макроэкономическом уровне. Однако развитие рыночных принципов в кредитной сфере обусловило ситуацию, в которой установление и поддержание макроэкономических границ кредита в основном обеспечивается регулированием границ кредита на уровне субъектов хозяйствования.

Содержание экономически обоснованных границ кредитования на микроуровне раскрывается понятиями кредитоспособности заемщика и ликвидности банка.

Кредитоспособность в общем виде представляет собой экономически обоснованную кредитоемкость хозяйственного звена. Известно, что кредитные отношения являются объективно необходимым атрибутом воспроизводственного процесса, т.е. использование заемных средств представляет собой нормальное явление в деятельности хозяйствующих субъектов и носит постоянный характер. Способность вернуть ссуду определяется комплексом факторов, влияющих на уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности заемщика.

Возможность кредитования ограничивается не только требованиями определенного уровня кредитоспособности заемщика, но и необходимостью соблюдать экономически обоснованную границу выдачи кредита. Поскольку основные банковские ресурсы составляют заемные средства и выдача последних в кредит объективно ограничена, то заемные средства банк должен вернуть клиентам в оговоренные сроки. Поэтому объем и структура банковских кредитов определяются способностью банка обеспечивать своевременное погашение своих обязательств. Критерии ликвидности коммерческих банков и их количественная характеристика устанавливаются центральным банком в виде экономических нормативов, так как нарушение границ кредитования со стороны субъектов кредитных отношений, выдающих ссуды, отрицательно влияет на устойчивость денежного обращения и может иметь серьезные макроэкономические последствия.


1.2 Процентная ставка и факторы, ее определяющие. Теория ссудных капиталов


В условиях развитого капитализма ростовщический кредит продолжал существовать на базе сохранения остатков докапиталистических форм производства, а также подвергал жестокой эксплуатации мелких товаропроизводителей.

Наиболее широкое развитие ростовщический капитал получил в развивающихся странах. Объясняется это главным образом сохранением феодальных пережитков, которые в данных странах продолжают играть большую роль.

Капиталистический кредит есть движение ссудного капитала; он порожден капиталистическим способом производства и существенно отличается от ростовщического кредита по следующим признакам:

По характеру заемщиков. При капиталистическом кредите в качестве заемщиков выступают главным образом промышленные и торговые капиталисты, тогда как при ростовщическом – мелкие производители, рабовладельцы и феодалы.

По способу использования предоставленных в ссуду денег. При ростовщическом кредите деньги, предоставленные в ссуду, служили капиталом только для кредиторов; при капиталистическом кредите, напротив, деньги представляют собой капитал и для кредиторов и для заемщиков, которые используют его для получения прибавочной стоимости.

По экономической роли. Ростовщический кредит вел к упадку производства, капиталистический содействует, с одной стороны, росту производства, а с другой – обострению противоречий капиталистического рыночного хозяйства.

По источнику процента. Источником ссудного процента при капиталистическом кредите служит прибавочная стоимость, созданная наемными рабочими, а не прибавочный труд рабов, крепостных крестьян, мелких производителей.

По уровню ссудного процента. Ссудный процент при капиталистическом кредите сводится лишь к части средней прибыли, тогда как при ростовщическом кредите он мог поглощать весь прибавочный продукт и даже часть необходимого.

Ссудный капитал является денежным капиталом, отдаваемым капиталистами-собственниками в ссуду, обслуживающим в основном кругооборот функционирующего капитала и приносящим проценты на основе эксплуатации наемного труда.

Причинами высвобождения денежных капиталов являются:

постепенное изнашивание основного капитала. В промежутке между частичной амортизацией и полным обновлением основного капитала часть его стоимости оседает в виде временно свободного денежного капитала. Если, например, машина стоит 10000 д.е. и служит 10 лет, то ежегодно высвобождается в денежной форме амортизационный фонд в размере 1000 д.е.;

несовпадение периодов реализации товаров со временем покупки сырья и вспомогательных материалов. Поэтому после реализации готовых товаров часть денежной выручки, выражающая стоимость потребленного сырья и материалов, образует временно свободный денежный капитал;

постепенность расходования капиталистами денег, вырученных от реализации товаров, на оплату рабочей силы. Периоды реализации товарной продукции и периоды выплаты заработной платы не совпадают. В связи с этим переменный капитал принимает форму временно свободного денежного капитала;

накопление прибавочной стоимости до таких размеров, при которых она может быть использована для расширенного воспроизводства. Если предназначенная для капитализации часть годовой прибавочной стоимости недостаточна для приобретения новых машин и т.д., то приходится ежегодно откладывать ее в денежной форме.

Кругооборот промышленного капитала неизбежно приводит к образованию свободного денежного капитала. Однако та часть промышленного капитала, которая временно оседает в виде свободного денежного капитала, перестает функционировать, превращается в праздно лежащее сокровище и, следовательно, не создает прибыль. Таким образом, возникает противоречие между выделением свободных денежных капиталов и природой капитала, как стоимости, находящейся в непрерывном движении и приносящей прибавочную стоимость. Это противоречие разрешается посредством кредита. Вместо того чтобы держать высвободившийся капитал в «чулке», капиталист отдает его в ссуду другому капиталисту, который пускает деньги в новый кругооборот и использует для получения прибавочной стоимости. Денежный капитал, переданный одним капиталистом другому в ссуду, выступает в качестве ссудного капитала.

Вторым источником образования ссудных капиталов являются капиталы рантье. Рантье, или денежные капиталисты, не вкладывают свой капитал ни в промышленность, ни в торговлю, а предоставляют его в ссуду другим капиталистам (или государству).

Третьим источником образования ссудных капиталов становятся денежные сбережения и доходы различных классов капиталистического общества, помещаемые в виде вкладов в кредитные учреждения. Кроме того, в ссудный капитал превращаются также временно свободные денежные средства государственного бюджета, страховых компаний, пенсионного фонда и других институтов.

Ссудный процент, являясь ценой капитала, служит оплатой потребительной стоимости капитала как товара, т.е. его способности приносить прибыль. Для обыкновенных товаров цена есть денежное выражение их стоимости. Процент представляет «иррациональную форму цены».

Ссудный процент есть та часть прибавочной стоимости, которую функционирующие капиталисты отдают ссудным капиталистам. Прибыль, получаемая от ссудного капитала, распадается на две части:

процент, присваиваемый ссудным капиталистом-кредитором;

предпринимательский доход, присваиваемый функционирующим капиталистом заемщиком.

Ссудный процент имеет определенный уровень или норму. Норма процента представляет собой отношение суммы годового дохода, получаемого на ссудный капитал, к сумме капитала отданного в ссуду. Норма процента находится в определенной зависимости от нормы прибыли: при обычных условиях норма прибыли является максимальным пределом для нормы процента.

Норма процента устанавливается посредством механизма конкуренции на рынке ссудных капиталов и зависит в каждый данный момент времени от соотношения между предложением ссудных капиталов и спросом на них. Следует различать рыночную норму процента, существующую в каждый данный момент времени на рынке, и среднюю норму процента, т.е. норму процента за весь промышленный цикл в среднем. Норма процента подвержена колебаниям вследствие изменений размеров предложения ссудных капиталов и спроса на них.

На размеры предложения ссудных капиталов влияют:

масштабы капиталистического производства (при прочих равных условиях, чем больше размеры капиталистического производства, тем больше сумма временно высвобождающихся денежных капиталов, превращающихся в ссудные капиталы);

удельный вес слоя рантье внутри класса капиталистов и размеры их накоплений;

размеры той части денежных доходов, которая мобилизуется кредитной системой и превращается в ссудный капитал;

циклическое движение капиталистического производства;

сезонные условия.

Размеры спроса на ссудный капитал при прочих равных условиях зависят:

от размеров капиталистического производства (рост производства обычно сопровождается увеличением спроса на ссудный капитал);

от степени развития коммерческого кредита (чем больше рост товарооборота обслуживается коммерческим кредитом, тем относительно меньше спрос на заемный денежный капитал);

от циклических колебаний капиталистического производства;

от размеров спроса на ссудный капитал для непроизводительных целей, предъявляемого главным образом со стороны государства, а также землевладельцев и биржевых спекулянтов. Предложение ссудных капиталов и спрос на них концентрируются на так называемом денежном рынке, который по существу, является рынком ссудных капиталов и отличается от товарных рынков своим единством.

Единство рынка ссудных капиталов не исключает дифференциации процентных ставок. Они в каждый отдельный период варьируются в зависимости от срока и от размеров ссуды.

С развитием капитализма прослеживается тенденция снижения средней нормы процента, что объясняется, прежде всего, тенденцией средней нормы прибыли к понижению в результате роста органического строения капитала. Тенденция снижения средней нормы процента кроме указанной причины обусловливается также еще двумя специфическими факторами:

ростом слоя рантье;

развитием капиталистической кредитной системы.

С превращением все большего количества промышленных и торговых капиталистов в рантье увеличивается масса судных капиталов, причем ее рост опережает рост капиталистического производства. В результате предложение ссудных капиталов увеличивается в большей мере, чем спрос на них, и средняя норма процента падает. С ростом сети банковских учреждений и сберегательных касс все больше превращаются в ссудные капиталы и такие денежные средства, которые при отсутствии кредитных учреждений оставались бы праздно лежащим сокровищем. Аккумуляция этих средств в кредитной системе увеличивает накопление ссудных капиталов, что также способствует понижению нормы процента. Общая тенденция нормы процента к понижению не исключает возможности повышения этой нормы в известные периоды. Рынок ссудных капиталов имеет огромное значение для удовлетворения потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.[5. стр.34 ]

Специфика ссудного капитала наиболее полно проявляется в процессе передачи его от кредитора к заемщику и обратно:

ссудный капитал как капитал-собственность, владелец которого передает (продает) заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование;

ссудный капитал как своеобразный товар, потребительная стоимость которого определяется способностью продуктивно использоваться заемщиком, обеспечивая ему прибыль (часть которой используется для последующей выплаты ссудного процента);

специфическая форма отчуждения ссудного капитала, процедура передачи которого от кредитора к заемщику всегда имеет разделенный во времени характер в части механизма оплаты (при обычной сделке стоимость проданного товара оплачивается немедленно, кредитные же ресурсы и плата за их использование чаще всего возвращаются лишь через определенное время);

особенность движения ссудного капитала, который в отличие от промышленного и торгового на стадии передачи от продавца (кредитора) к покупателю (заемщику) обычно находится только в денежной форме.

В отличие от ростовщического капитала, основным источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируется, прежде всего, за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, юридических и физических лиц.

Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую форму финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала. Основными участниками рынка являются:

первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в ссудный капитал;

специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в ссудный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента;

заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок ссудных капиталов может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента:

денежный рынок как совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств;

рынок капиталов как совокупность средне и долгосрочных операций, обслуживающих движение оборотных средств;

фондовый рынок как совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;

ипотечный рынок как совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфические особенности в части организации и функционирования, что на практике привело к созданию специализированных коммерческих банков и кредитно-финансовых учреждений.

Для определения современного рынка капиталов необходимо обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории. Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Ссудный капитал представляет собой особую историческую категорию капитала, которая возникает и развивается в условиях капиталистического способа производства.

Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. К ним относятся:

амортизационный фонд предприятия, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов;

часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат;

денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;

прибыль, идущая на обновление и расширение производства;

денежные доходы и сбережения всех слоев населения;

денежные накопления государства в виде средств от владения государственной собственностью, доходы от производственной, коммерческой и финансовой деятельности правительства, а также положительные сальдо центрального и местных бюджетов.

Ссудный капитал всегда выступает в форме денежного. Однако это не означает, что понятия денежного и ссудного капитала тождественны. Денежный капитал не всегда принимает форму ссудного. Он как одна из функциональных форм промышленного капитала принимает форму ссудного лишь тогда, когда оказывается свободным для своего владельца. Если же функционирующий капиталист вырученные от реализации товаров деньги использует для оплаты новых вещественных элементов оборотного или основного капиталов или для выплаты заработной платы рабочих, то деньги используются не как ссудный, а как денежный капитал.

Ссудный капитал существует в форме денег. Однако он не есть деньги и отличается от денег качественно и количественно. Качественное отличие состоит в том, что деньги, какую бы функцию они не выполняли, сами по себе не приносят прибавочной стоимости. Ссудный же капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость в форме ссудного процента. Отличие ссудного капитала от денег в количественном отношении состоит в том, что масса капитала предоставляемого в ссуду, превышает количество денег в обращении. Это объясняется двумя причинами :

Во-первых, одна и та же денежная единица может несколько раз функционировать как ссудный капитал.(Например, капиталист А внес в банк вклад в сумме 10 тыс.долларов, банк предоставил эти деньги в ссуду капиталисту В, для оплаты товаров, купленных у капиталиста Д, а последний внес деньги в банк. В результате только двух этих операций ссудный капитал удвоился по сравнению с количеством наличных денег.). В данном случае количественное различие между наличными деньгами и массой ссудного капитала всецело определяется скоростью обращения денег в функциях средств обращения и платежа. Это, в свою очередь, зависит от степени развития кредитной системы.

Во-вторых, значительная часть ссудного капитала осуществляет свое движение и накапливается без использования наличных денег на основе кредитных операций.

Каковы же особенности ссудного капитала:

1.Ссудный капитал, который должен быть возвращён заёмщику по истечении срока ссуды, всегда остаётся капиталом собственника, заёмщик не вкладывает капитал в производство, как это делает промышленный или торговый капиталист. Ссудный капитал лишь отдаётся во временное пользование с целью получения прибыли в виде ссудного процента. Он отличен от капитала-функции, тем, что является капиталом собственностью.

2. Заёмщики ссудного капитала «продают» его как товар промышленным и торговым капиталистам за ссудный процент. В свою очередь последние приобретают на него средства производства и рабочую силу, в результате эксплуатации которой, получают прибавочную стоимость в форме прибыли, частью которой и погашается ссудный процент и сама ссуда. Таким образом, ссудный капитал в результате кругооборота, способен выступать в форме товара, способного приносить прибыль в результате эксплуатации наёмного труда.

3. Ссудный капитал не меняет, в отличии от торгового и промышленного капитала своей денежной формы. Его движение не изменяет своей структуры. При предоставлении ссуды в денежной форме, она возвращается к заёмщику в той же форме, но в другом объеме возросшем на сумму ссудного процента(денежного прироста).

4.Наличие у ссудного капитала специфической формы отчуждения в виде одностороннего перемещения стоимости. То есть возврат ссудного капитала происходит после определённого промежутка времени, а не изначально, как это происходит с товаром обмениваемым на сумму денег при купле-продаже. Вот почему наивысшей степени в ссудном капитале достигают противоречия между капиталом и трудом.

5. Порождение денег деньгами, т.е. способность получения без видимых затрат и промежуточных звеньев прироста (процента) по ссуде не зависимо, как от процесса производства, так и товарного обращения.

6.Получение прибыли в виде ссудного процента, т.е. той части прибавочной стоимости которую производственные (функционирующие) капиталисты возвращают ссудным капиталистам за использование ссудного капитала.

Ссудный процент – своеобразная цена ссужаемой во временное пользование стоимости (ссудного капитала).

Существование ссудного процента обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые в свою очередь определяются отношениями собственности. Ссудный процент возникает там, где один собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование, как правило, с целью ее производительного потребления.

Для кредитора, отказывающегося от текущего потребления материальных благ, цель сделки состоит в получении дохода на ссуженную стоимость; предприниматель привлекает заемные средства также с целью рационализации производства, в том числе увеличения прибыли, из которой он должен уплатить проценты.

Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.

В переходной экономике еще не созданы предпосылки, которые позволили бы проценту реализовать данную функцию в полном объеме. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, что характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не полностью соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд причин (инфляция, особенности денежно-кредитного регулирования, неразвитость денежного рынка, используемые формы государственного регулирования отдельных отраслей экономики) не позволяют проценту в полной мере реализовать регулирующую функцию.


1.3 Анализ проблем кредитования субъектов хозяйствования различных форм собственности в Республике Беларусь. Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь


Основная цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – содействие развитию всех секторов экономики, обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.

Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов. Предусматривается в ближайший период завершить компенсацию обесценения вкладов и облигаций целевого беспроцентного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг).

Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.

Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.

Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.

В Республике Беларусь постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно-административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура [11, с.41].

Беларусь отличается изолированностью от внешних кредитов и инвестиций, незначительностью общих объемов активов кредитной системы по отношению к ВВП и крайней неразвитостью или полным отсутствием небанковских институциональных инвесторов, как то: факторинговые и лизинговые компании, фирмы, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые организации, пенсионные и благотворительные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Большая часть национального богатства не вовлечена в национальный оборот, то есть функционирующая кредитная система страны не в состоянии аккумулировать и производительно использовать имеющиеся ресурсы. Активы всей кредитной системы Беларуси составляют лишь 40% от размера ВВП, что крайне мало. Как минимум, ресурсная база кредитной системы должна быть сопоставима с ВВП. В ее составе практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и кооперативы. В стране функционируют страховые компании и профессиональные участники ценных бумаг. Однако их активы в процентах к ВВП составляют менее 1%. В кредитной системе страны доля банковского сектора превышает 99%, в то время как, например, в Латвии, Эстонии, России, Чехии, Румынии, Польше эта доля колеблется от 70 до 90%, а в США она составляет лишь 24%, Швеции – 25%, Японии – 55%, Италии – 57% [4].

Много проблем накопилось также в организации и механизме функционирования в других институциональных звеньях кредитной системы — страховом секторе, небанковских кредитно-финансовых институтах.

По существу в Беларуси из небанковских кредитно-финансовых учреждений получил развитие лишь страховой сектор. Так же, как и в банковской сфере, многие страховые компании в силу своей финансовой несостоятельности разорились [13, с.16]. Наметилась тенденция укрупнения и объединения страховых компаний. В силу своей маломощности страховые компании располагают, как правило, незначительными кредитными ресурсами.

Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.

Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.

Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротств и серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.

Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе, поскольку, как свидетельствует опыт государств с рыночной и трансформационной экономиками, от эффективности кредитных отношений, величины внутренних накоплений и активности финансово-кредитных учреждений зависят стабильность экономики, ее структурная адаптация и экономический рост.

Банкориентированная кредитная система в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой модель, в которой ядро образуют банковские кредитные отношения и банковские институты как организаторы расчетно-платежных отношений с участием кредита (причем на долю банков приходится более 50% активов национальной кредитной системы); а подсистему формирует сеть небанковских финансово-кредитных институтов: факторинговые и лизинговые компании, финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг, страховые и пенсионные фонды, ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества.

Рыночно-ориентированная кредитная система является моделью, в которой основу составляют кредитные инструменты и кредитные орудия обращения денежно-финансового рынка. Подсистемами данной кредитной системы выступают: национальная банковская система (менее 50% в активах кредитной системы); инновационная подсистема (факторинговые и лизинговые компании); финансово-кредитные учреждения, обслуживающие оборот ценных бумаг; парабанковская подсистема (страховые организации); пенсионные и благотворительные фонды; архаичная подсистема (ломбарды, кредитные кооперативы и товарищества).

Актуальность развития подлинно рыночной кредитной системы для Беларуси определяется и тем фактом, что сегодня доля свободных денежных остатков в домашних хозяйствах уже существенно превышает долю остатков денежных средств, которыми располагают субъекты хозяйствования. Между тем чрезвычайно быстрый рост сбережений населения может быть опасным для слабой экономики, так как сопровождается тенденцией параллельного сокращения денежных запасов у предприятий. Поддержание высокого роста сбережений населения адекватной доходностью, сопровождаемое высокими ставками по процентам за кредит, оказывается непосильным для экономики, ведет к падению прибыли и рентабельности. В странах с рыночной кредитной системой все большая часть сбережений домашних хозяйств сегодня размещается не в банках, а во внебанковском секторе, что на практике ведет к снижению банковских процентных ставок.

Стратегической целью реформирования кредитных отношений в республике является формирование и функционирование эффективной кредитной системы, которая:

а) создаст предпосылки для развития рыночной экономики через ускорение процесса приватизации государственной собственности, развитие частного предпринимательства, рыночной инфраструктуры и т. д.;

б) будет стимулировать развитие реального сектора экономики;

в) обеспечит реализацию механизма долгосрочного вложения денежных средств; г) создаст условия для вхождения в мировую кредитную систему [11, с.43].


2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM


В кейнсианской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составим следующую таблицу (табл. 2.1):


Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке

Процентная ставка, r Потребительские расходы, C Инвестиционные расходы, I Государственные расходы, G Совокупные расходы, E Национальный доход, Y Сбережения, S
3 1349 431 130 1910 1910 431
6 1258 392 130 1780 1780 392
9 1167 353 130 1650 1650 353
12 1076 314 130 1520 1520 314
15 985 275 130 1390 1390 275
18 894 236 130 1260 1260 236
21 803 197 130 1130 1130 197
24 712 158 130 1000 1000 158
27 621 119 130 870 870 119
30 530 80 130 740 740 80

На основании данных табл. 2.1 построим функция IS (рис. 2.1) в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.

Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.1 Функция IS


Далее рассмотрим процесса функционирования денежного рынка.

Для этого вначале рассмотрим процесс создания денег банковской системой (табл. 2.2).


Таблица 2.2. - Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант)

Банк Дополнительный депозитный счет D Дополнительные обязательные резервы MR Дополнительные избыточные резервы K Накопленная денежная масса M
1 10,50 1,16 9,35 10,50
2 9,35 1,03 8,32 19,85
3 8,32 0,91 7,40 28,16
4 7,40 0,81 6,59 35,56
5 6,59 0,72 5,86 42,15
6 5,86 0,64 5,22 48,02
7 5,22 0,57 4,64 53,23
8 4,64 0,51 4,13 57,88
9 4,13 0,45 3,68 62,01
10 3,68 0,40 3,27 65,69

После расчета значений в табл. 2.2 рассчитаем величину денежного мультипликатора (m), показывающего, на сколько увеличится количество денег в стране, если денежная база возрастет на единицу.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики,


где m – денежный мультипликатор;

r - норма обязательных резервов.

Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Далее от расчета простого денежного мультипликатора рассмотрим воздействие Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране. Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:

- депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;

- кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;

- денежного мультипликатора.

Депозитный мультипликатор рассчитывается по формуле


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики;


где mD – депозитный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Кредитный мультипликатор рассчитывается по формуле


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики;


где mк – кредитный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Денежный мультипликатор рассчитывается по формуле


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики;


где m – денежный мультипликатор;

γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;

r - норма обязательных резервов;

β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.

Для расчета данных мультипликаторов составим следующую таблицу (табл.2.3.)


Таблица 2.3. - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора

Банк Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. Денежная масса MH+D, млрд. руб.
1 2,94 7,56 0,83 6,73 0,620 6,11 10,50
2 1,71 4,40 0,48 3,91 0,361 3,55 6,11
3 1,00 2,56 0,28 2,28 0,210 2,07 3,55
4 0,58 1,49 0,16 1,32 0,122 1,20 2,07
5 0,34 0,87 0,10 0,77 0,071 0,70 1,20
6 0,20 0,50 0,06 0,45 0,041 0,41 0,70
7 0,11 0,29 0,03 0,26 0,024 0,24 0,41
8 0,07 0,17 0,02 0,15 0,014 0,14 0,24
9 0,04 0,10 0,01 0,09 0,008 0,08 0,14
10 0,02 0,06 0,01 0,05 0,005 0,05 0,08

Рассчитаем значения денежного, депозитного и кредитного мультипликаторов.

Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики = 1,72

Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики = 1,93

Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики = 2,39

Рассмотрим процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составим табл. 2.4.


Таблица 2.4. - Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)

Процентная ставка

r

Величина спроса на деньги (M/P)d Величина предложения денег (M/P)S

Номинальный доход

Y

3 512 512 871
6 512 512 1209
9 512 512 1546
12 512 512 1884
15 512 512 2221
18 512 512 2559
21 512 512 2896
24 512 512 3234
27 512 512 3571
30 512 512 3909

На основании данных табл. 2.4 построим функция LM (рис.2.2) в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.

Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.2 Функция LM


Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого соствим табл. 2.5. Основой для ее составления являются данные табл. 2.1 и 2.4


Таблица 2.5. - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках

Процентная ставка, r Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM
3 1910 871
6 1780 1209
9 1650 1546
12 1520 1884
15 1390 2221
18 1260 2559
21 1130 2896
24 1000 3234
27 870 3571
30 740 3909

На основании данных табл. 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рис. 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода) является комбинацией рис. 2.1 и 2.2.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.3 Совмещенный график IS/LM для базового периода


Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.

Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.


Таблица 2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
1 10,22 1191 337 156 1684 337 512,3 512,3 1684
2 10,89 1243 328 187,20 1759 328 512,3 512,3 1759
3 11,69 1306 318 224,64 1849 318 512,3 512,3 1849
4 12,65 1382 306 269,57 1957 306 512,3 512,3 1957
5 13,80 1473 291 323,48 2087 291 512,3 512,3 2087

Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.

Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики,


где: YIS ,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.

Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики


где r – равновесная процентная ставка;

Р – уровень цен в экономике;

YLM – национальный доход;

e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;

Ms – номинальное предложение денег в экономике;

f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

На основе данных табл. 4.6 построим график в координатах:

ось X – национальный доход Y;

ось Y – процентная ставка r.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.4 Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM


Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:

Построим табл. 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре табл. 2.6.


Табл. 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
1 9,37 1110 348 130 1588 348 512,3 512,3 1588
2 9,04 1068 352 130 1551 352 512,3 512,3 1551
3 8,65 1020 358 130 1507 358 512,3 512,3 1507
4 8,21 964 363 130 1457 363 512,3 512,3 1457
5 7,70 900 370 130 1400 370 512,3 512,3 1400

Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.

Построим рис. 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM).


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.5 Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM


Проведем анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.

Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.

При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:

1) проведение стимулирующей монетарной политики.

Построим табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.


Табл. 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
1 8,98 1168 353 130 1651 353 614,8 614,8 1651
2 8,16 1192 364 130 1686 364 737,7 737,7 1686
3 7,17 1222 377 130 1729 377 885,3 885,3 1729
4 5,99 1258 392 130 1780 392 1062,3 1062,3 1780
5 4,57 1301 411 130 1842 411 1274,8 1274,8 1842

Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.

На основании данных табл. 2.8 построим рис.2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная ставка r.

2) проведение сдерживающей монетарной политики.


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис.2.6 Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM


Построим табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.


Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб.
1 10,35 1126 335 130 1591 335 409,9 409,9 1591
2 10,90 1109 328 130 1568 328 327,9 327,9 1568
3 11,34 1096 323 130 1549 323 262,3 262,3 1549
4 11,69 1085 318 130 1534 318 209,8 209,8 1534
5 11,97 1077 314 130 1521 314 167,9 167,9 1521

Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.

На основании данных табл. 2.9 построим рис.2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM).


Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис.2.7 Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM


Проанализируем сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов, увеличение номинального предложения денег MS на 20%, (то есть проведение стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода. Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика более эффективна.

Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.

Для анализа комбинированной политики построим табл. 2.10.


Таблица 2.10. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен

Период Процентная ставка r Потребительские расходы C, млрд. руб. Инвестиционные расходы I, млрд. руб. Государственные расходы G, млрд. руб. Совокупные расходы E, млрд. руб. Сбережения S, млрд. руб. Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. Национальный доход Y, млрд. руб. Уровень цен Р
1 9,61 1149 345 169 1663 345 558,9 558,9 1663 2,23
2 9,59 1149 345 219,7 1714 345 609,7 609,7 1714 2,46
3 9,64 1147 345 285,6 1778 345 665,1 665,1 1778 2,70
4 9,79 1143 343 371,3 1857 343 725,6 725,6 1857 2,97
5 10,06 1135 339 482,7 1957 339 791,6 791,6 1957 3,27

Расчет и анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы и налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное предложение денег на 20% больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем в предыдущем.

На основании данных табл. 2.10 построим график «Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM». На рис. 2.8 построены графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.

Проблемы кредитования в Республике Беларусь. Прогноз функционирования национальной экономики

Рис. 2.8 Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM


Можно сделать вывод, что комбинированная экономическая политика эффективна, так как она приводит к увеличению национального дохода.

Если сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае рост национального дохода достигает максимальной величины.


Заключение


В заключение данной работы следует повторить, что под кредитом понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Различают два понятия кредитной системы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом Республики Беларусь.

Анализируя тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкоориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе.


Список литературы:


Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.

Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: АО ДИС, 1996.

Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.

Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.

Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.

Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.

Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1995.

Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.

Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.

Микро–, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – Спб.: "Лютера плюс", 1994.

Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. – Мн.: Мисанта, 1994.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. – М.: Начала, 1997.

14. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Л. Ивашутин.- Минск: Амалфея, 2008.- 340 с.

Похожие работы:

  1. • Проблемы национальной экономики республики Беларусь
  2. • Национальный банк Республики Беларусь и его ...
  3. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  4. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  5. • Республика Беларусь как объект туризма
  6. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  7. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  8. • Денежная система Республики Беларусь
  9. • Социально-экономическое развитие Республики ...
  10. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  11. • Кредитно-банковская система Республики Беларусь
  12. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  13. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  14. • Конституционный строй Республики Беларусь
  15. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  16. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  17. • Совет Министров Республики Беларусь
  18. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  19. • Теневая экономика в Республике Беларусь и проблема ее ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com