Введение
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, выпускающие кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организаций производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации, наценочным категориям. Основным направлением развития общественного питания на современном этапе предусматривают: обеспечение в соответствии с научно обоснованными нормами потребностей трудящихся в питании по месту работы (на производственных предприятиях, в учреждениях); развитие сети предприятий питания в общеобразовательных школах, училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, сети диетических столовых, предприятий быстрого обслуживания, магазинов, кулинарий для обеспечения населения полуфабрикатами, кулинарными и кондитерскими изделиями для домашнего потребления, организации досуга.
Совершенствование организаций производства в общественном питании связанно с внедрением индустриальной технологии производства полуфабрикатов и кулинарной продукции высокой степени готовности на базе относительно крупных заготовочных предприятий системы общественного питания и предприятий пищевой промышленности и комплексного целенаправленного снабжения этой продукцией столовых, ресторанов, кафе, закусочных, магазинов кулинарии.
Специфика отрасли заключается в максимальном обеспечении услугами предприятий общественного питания различных групп населения, что достигается при максимальном приближении предприятий непосредственно к потребителям.
К общественным формам предприятия разделения труда в общественном питании относятся специализации, концентрация и кооперирование производства. Под концентрацией в общественном питании понимается процесс сосредоточения средств производства, работников на предприятиях или цехах большой мощности.
Специализация предусматривает организацию производства в специализированных предприятиях или цехах, преднозначенных для выпуска определенного однородного ассортимента продукции (кондитерских, мучных, кулинарных изделий, полуфабрикатов).
Концентрация и специализация производства предполагают установление организационно и экономически обоснованных производственных связей между предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию, т. е кооперирование.
Индустриализация выступает как главное направление в организации производства продукции общественного питания на современном этапе.
В области совершенствования процессов организации производства основой является индустриализация общественного питания, под которой следует понимать централизованную организацию производства полуфабрикатов высокой степени готовности и готовых к потреблению кулинарных изделий на базе заготовочных предприятий с использованием паточно-механизированных, автомеханизированных линий и других видов эффективного оборудования,
Индустриализация предполагает, что основная масса предприятий общественного питания с залами функционируют как предприятия доготовочные, где основой производственной функцией остается доведение продукции до состояния кулинарной готовности с целью дальнейшей реализации потребления.
Научно-технический прогресс важнейший источник роста производительности труда повышение качества продукции.
Достижения научно-технического прогресса способствуют ресурсосбережению, снижению материально и энергоемкости продукции, повышению эффективности капитальных вложений и основных фондов. Внедрение достижений научно-технического процесса в общественном питании следует рассматривать как комплексную задачу, связанную с основными функциями, выполняемыми предприятиями отрасли.
Основные направления научно-технического прогресса, обеспечивающие эффективность организации процессов реализации и потребления, предусматривают:
Внедрение средств раздаточного оборудования механизированных линий комплектования и раздачи комплексных рационов питания (для свободного выбора блюд) и соответствующих наборов раздаточного оборудования (при обслуживании официантами). В состав раздаточного оборудования включаются передвижные пищеварочные котлы, передвижные тепловые шкафы и мармиты, тележки с выжимным устройством для посуды.
Производство и широкое внедрение оборудования для приготовления и отпуска продукции на специализированных предприятиях быстрого обслуживания.
Широкое применение торговых автоматов для продажи различных групп товаров и организацию специализированных кафе (закусочных) автоматов, обеспечивающих высокую пропускную способность предприятий, особенно в местах наибольшего скопления потенциальных потребителей.
Организацию механизированных моечных отделений обеспечивающих применение эффективных средств для транспортировки и обработки использованной столовой посуды и приборов на крупных предприятиях.
Использование на предприятиях общественного питания столовой посуды и приборов разового использования.
Технический прогресс в отрасли связан с необходимостью применения средств электронно-вычислительной техники для анализа и планирования хозяйственной деятельности определения энергетической ценности продуктов и их исходного качества для приготовления готовых рационов питания, комплектующих и отпуска готовых блюд.
1. Характеристика предприятий общественного питания
Под предприятием общественного питания понимается торгово-производственная единица (столовая, ресторан, кафе, закусочная, бар, и др.), выполняющая функции по обеспечению населения питанием (производство кулинарной продукции, ее реализация и организация потребления в виде полного рациона блюд или их видов), а также организации досуга населения.
Особенность деятельности предприятий общественного питания заключается в том, что процессы производства, реализации и организации потребления органически связаны и, как правило, совпадают во времени. Именно в единстве производства и организации потребления заключается специфическая особенность общественного питания, его функциональная цель.
При этом предприятия общественного питания должны решать главную задачу – наиболее полно удовлетворить потребности населения в продуктах питания в соответствии с требованиями научно обоснованного сбалансированного питания.
Различие между розничной торговлей продовольственными товарами и общественным питанием состоит в том, что торговля осуществляет продажу продуктов и товаров, а общественное питание организует их потребление.
Предприятия общественного питания в силу специфики реализуемой продукции, как правило, имеют дело с непосредственными потребителями (за исключением отдельных случаев продажи обедов на дом). Магазины (отделы) кулинарии выполняют аналогичные функции, что и предприятия торговли.
Функции и особенности производства предприятий общественного питания могут изменяться в зависимости от уровня развития индустриальной базы, включая пищевую промышленность, производящую продукцию для снабжения предприятий общественного питания. В связи с этим в перспективе возможно сохранение двух функций: реализации и организации потребления. В настоящее время такие функции присущи и предприятиям-раздаточным.
Деятельность предприятий общественного питания характеризуется следующими условиями:
ассортимент изготовляемой и реализуемой продукции непосредственно зависит от характера спроса потребителей, причем он имеет свои специфические особенности на производственных предприятиях (в зависимости от интенсивности труда), в учебных заведениях, учреждениях отдыха, спорта и туризма;
спрос на продукцию и услуги общественного питания и его изменения зависят от сезона, времени дня, дней недели. Например, в летнее время повышается спрос на блюда из овощей, холодные супы, прохладительные напитки и мороженое.
Кроме того, на спрос в городах и поселках влияют возрастной и демографический состав, региональные или национальные особенности.
Характерной особенностью продукции, производимой на предприятиях общественного питания, являются кратковременные сроки ее хранения. Поэтому приготовление готовых блюд и кулинарных изделий должно производиться относительно небольшими партиями с учетом графиков реализации. При обслуживании стабильных контингентов (на производственных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, санаториях, пансионатах и др.) планирование ритмичности в реализации продукции возможно, во всех остальных случаях организация ритмичной работы осложняется тем, что поток потребителей на предприятиях общественного питания неравномерен не только по дням недели, но и по часам в течение дня.
Деятельность предприятий общественного питания связана с необходимостью строго учета санитарно-гигиенических требований к организации производственно-технологических процессов: соблюдение товарного соседства при хранении продуктов, исключение пересечения технологических потоков готовой продукции и полуфабрикатов, чистой и использованной посуды, создании оптимальных условий освещенности на рабочих местах, устройство эффективных систем вентиляции в помещениях и на каждом рабочем месте. Производство и реализация кулинарной продукции, потребляемой населением, требует постоянного санитарного контроля за качеством продукции, соблюдения каждым работником предприятия санитарных правил, устанавливаемых органами здравоохранения.
Предприятия общественного питания в соответствии с выполняемыми ими целевыми функциями подразделяют на две основные группы: предприятия, непосредственно связанные с обслуживанием населения, имеющие в своем составе залы, и предприятия по централизованному производству полуфабрикатов, кулинарных, мучных и кондитерских изделий (предприятия-заготовочные), предназначенные для снабжения этой продукцией сети предприятий, обслуживающих население.
О многообразии предприятий общественного питания дает представление их классификация, в основу которой положены следующие признаки: обслуживаемые контингенты; ассортимент реализуемой продукции и виды услуг для населения; объем и характер услуг; уровень комфорта и качество обслуживания; формы организации производства; периодичность (сроки) функционирования в течение года; степень мобильности (место функционирования); способ размещения предприятий в зданиях.
В зависимости от назначения в системе обслуживания предприятия подразделяют на предприятия, обслуживающие организованные (стабильные) контингенты (работающие на производственных предприятиях и в учреждениях; учащиеся общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений; отдыхающие в домах отдыха, пансионатах, санаториях и др.), и общедоступные предприятия, обслуживающие непосредственно жителей и гостей городов и поселков в период их пребывания в пределах доступности соответствующих предприятий. К общедоступным относятся также предприятия общественного питания при городских и поселковых гостиницах, учреждениях культуры, спортивных сооружениях, центрах досуга и др.
По ассортименту кулинарной продукции и видам услуг, предоставляемых потребителям, различают предприятия универсальные и специализированные.
Универсальные предприятия осуществляют производство и реализацию разнообразного ассортимента блюд, обеспечивающего полный рацион питания (завтраки, обеды, ужины) или один из его видов, а также организацию досуга в вечернее время, выходные и праздничные дни (рестораны, кафе, закусочные). Специализированные предприятия осуществляют производство и реализацию (или только реализацию) однородного ассортимента блюд и напитков (закусочные - пельменные, сосисочные, мучные, блинные, рыбные; кафе – мороженное, кондитерское и др.) или обслуживают определенный контингент посетителей (кафе – молодежные, детские, театральные, семейного досуга и др.).
В соответствии с объемом и характером услуг, уровнем комфорта и качества обслуживания предприятия подразделяются на пять наценочных категорий: люкс, высшая, I, II, III. Предприятия категории люкс (как правило, рестораны) характеризуются широким выбором заказных и фирменных блюд сложного приготовления, максимальным уровнем комфорта обслуживания, уникальным архитектурно-художественным решением интерьера помещений для посетителей (вестибюль, аванзал, зал, бар). К высшей категории относятся рестораны, кафе, бары, другие предприятия, отличающиеся сложностью ассортимента приготовляемой продукции, высоким уровнем организации обслуживания посетителей и архетиктурно-художественого оформления вестибюля, залов, других помещений обслуживания. К I категории относятся рестораны, кафе-кондитерские, кафе со специальными программами (молодежные, театральные, литературные и др.), специализированные закусочные, бары и буфеты при центрах досуга и культурно-спортивных учреждениях (кинотеатрах, театрах, стадионах и др.). Ко II категории относятся общедоступные столовые (в том числе диетические), кафе, организуемые в вечернее время на базе столовых, специализированные закусочные, стационарные буфеты. К III категории – столовые, буфеты, кафе, закусочные при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях.
По признаку периодичности (срокам) функционирования в течение года предприятия подразделяются на постоянно (круглогодично) действующие и сезонные, функционирующие только в определенные периоды года. Сезонные предприятия, как правило, организовываются в курортных городах, зонах отдыха городов и поселков, на автотрассах. Предприятия круглогодичного действия могут также увеличивать свою вместимость за счет сезонных мест. Сезонную сеть могут создавать любые типы предприятий в зависимости от конкретных условий.
По степени мобильности предприятия общественного питания могут быть стационарные, связанные с постоянным местом функционирования, и передвижения – автостоловые, автокафе, автобуфеты, вагоны-рестораны, судовые рестораны.
Все предприятия общественного питания по формам организации производства в зависимости от вида основной исходной продукции, используемой для производства готовых блюд и изделий, подразделяются на доготовочные, работающие на полуфабрикатах высокой степени готовности, раздаточные, работающие на готовых блюдах и изделиях; а также предприятия, работающие на сырье (с законченным циклом производства). При формировании сети предприятий общественного питания в городах и поселках все предприятия общественного питания в городах и поселках все предприятия общественного питания непосредственного обслуживания по форме организации производства должны предусматриваться доготовочными. Предприятия-раздаточные организуются, как правило, для обслуживания небольших стабильных контингентов на производственных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Предприятия с законченным циклом (на сырье) могут создаваться в случаях временного отсутствия базы централизованного производства, а также в труднодоступных районах, на автотрассах, в загородных зонах отдыха и т.д.
По своему функциональному назначению, видам предоставляемых услуг, специфике форм и методов обслуживания, составу и площадям помещений, предприятия подразделяются на следующие типы: столовая, ресторан, кафе и закусочная.
Ресторан является наиболее комфортабельным предприятием общественного питания, в котором организация питания сочетается с отдыхом. Ресторан предоставляет потребителям широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий сложного приготовления. В меню ресторанов включают порционные и фирменные блюда, напитки, кондитерские изделия. Фирменные блюда должны отражать особенности национальной кухни, тематическую направленность предприятия. Некоторые из них подаются официантами с проведением заключительных операций по их приготовлению в присутствии потребителей. При наличии на производстве соответствующих продуктов принимаются заказы на изготовление блюд, не включенных в меню.
Для ресторанов категории люкс и высшей категории столовую посуду и приборы изготовляют в основном по индивидуальному заказу; фарфоровая посуда должна иметь эмблему ресторана. В ресторанах категории люкс и высшей категории используют металлическую посуду и столовые приборы из нержавеющей стали повышенной группы разделки, а в ресторанах 1 и 2 категорий – из нержавеющей стали. При обслуживании банкетов и приемов в ресторанах категории люкс и высшей категории используют металлическую посуду и столовые приборы из мельхиора, посуду из хрусталя.
Столовое белье (скатерти, салфетки) применяются белое или цветное с учетом художественного замысла сервировки столов и особенностей интерьера зала. Допускается использование различных видов ручной отделки (кружев, вышивок). В ресторанах 1 и 2 категорий вместо скатертей на столах с полиэфирным покрытием поверхности при сервировки могут быть использованы индивидуальные льняные салфетки. Мебель для ресторанов категории люкс изготовляют по индивидуальным заказам, а для других предприятий подбирают в соответствии с интерьером залов. Применяются двух-, четырех- и шести- местные столы с мягким покрытием (квадратной, прямоугольной, круглой или овальной формы), мягкие кресла или стулья, подсобные столы, серванты для официантов и др. залы должны быть красиво оформлены, выдержаны в определенном стиле, соответствующим с названием ресторана.
Обслуживание ведется официантами, метрдотелями, барменами со специальной подготовкой, а блюда и напитки приготовляются высококвалификационными поварами. В ресторанах, обслуживающих иностранных туристов, работники должны владеть одним из иностранных языков в объеме, необходимом для выполнения своих обязанностей. Обслуживающий персонал должен иметь единую форму одежды и обуви.
Рестораны предоставляют потребителям, как правило, обеды и ужины, а при обслуживании участников съездов, совещаний, конференций -полный рацион питания. В предпраздничные субботние или воскресные дни рестораны организуют семейные обеды, дегустации блюд национальной кухни, тематические вечера, обслуживают свадьбы, юбилейные торжества, товарищеские встречи.
Предоставляют рестораны и дополнительные услуги: отпуск обедов на лом, продажу полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, прием предварительных заказов на приготовление блюд для семейных торжеств и обслуживание гостей на дому, консультации населения по технологии приготовления блюд и сервировке стола.
В ресторанах категории люкс (при гостиницах), в ре6сторанах высшей и 1 категорий в дневное время отпускаются комплексные завтраки, обеды. Кроме того, потребителям предоставляется разнообразный ассортимент блюд и закусок массового питания, не включенных в эти обеды и завтраки. В вечернее время организуются концертно-эстрадные представления, выступления музыкальных ансамблей.
Рестораны категории люкс могут размещаться в местах расположения исторических и архитектурных памятников, заповедных зонах, на курортах, в административных и зрелищных комплексах. Такие рестораны отличаются особым архитектурно - планировочным решением и предоставляют потребителям максимальный уровень комфорта.
Рестораны высшей категории размещаются в общественных и административных зданиях, зрелищных комплексах, на курортах, в гостиница высшего разряда, при покупных аэровокзалах, а рестораны 1 категории в общественных, административных и зрелищных комплексах, на курортах, в гостиницах, при вокзалах и водных пристанях.
Определение мощности и производственной программы предприятия.
Расчет количества посетителей определяем по формуле:
N=P*S,
где N – количество потребителей P – количество мест
S – коэффициент оборачиваемости на одно место в зале посетителей за день S=7 человек
N = 50*7= 350 чел.
Определяем количество блюд реализуемых за день по формуле:
n = N*m,
где n – количество блюд за день m – коэффициент потребления блюд
общественный питание ассортимент производственный блюдо
m = mхол. + mпер.бл. + mвтор.бл. + mсл.
2,8 0,4 0,75 1 0.65
n = 350 * 2,8 = 980блюд
980 – 2,8 ххол. = 980*0,4/2,8=140 блюд
ххол. – 0,4 980 – 3 ххол. = 980*0,75/2,8=263 блюд
хпер.бл.. – 0.6 980 – 2,8 ххол. = 980*1/2,8=350 блюд
хвт.бл.. – 1
980 – 2,8 ххол. = 980*0,65/2,8=228 блюд
хсл.. – 0,65
Процентное соотношение блюд для столовой при производственном предприятии:
Холодные блюда: рыбные -25% мясные -30% овощные -35% молоко и кисломолочные -10%
Супы: заправочные -75% прозрачные -15% молочные, холодные, сладкие - 10%
Вторые горячие блюда: рыбные -20% мясные -55% овощные -5% крупяные -10% сладкие и горячие – 10%
Рассчитаем количество блюд:
Холодные блюда:
140 - 100% Хрыб. =140*55/100= 77 блюд
Хрыб. - 25%
756 - 100% Хмяс. = 756 ∙ 30 / 100 = 227 блюда
Хмяс. - 30%
756 - 100% Хов. = 756 ∙ 35/100 = 265 блюд
Хов. - 35%
756 - 100% Хов. =756 ∙ 10/100
Хкисл. - 10%
Первые блюда:
504 - 100% Х= 504 ∙ 15 / 100 =76 блюд
Хпроз. - 15%
504 - 100% Х= 504 ∙ 75 / 100 =378 блюд
Хзап. - 75%
504 - 100% Х = 504 ∙ 10 / 100 = 50 блюда
Хмол, холл, сл. - 10%
Вторые горячие блюда:
1008 - 100% Х= 1008 ∙ 20 / 100 =202 блюд
Хрыб. - 20%
1008 - 100% Х= 1008 ∙ 55 / 100 =554 блюд
Хмяс. - 55%
1008 - 100% Х= 1008 ∙ 5 / 100 =50 блюд
Ховощ. - 5%
1008 - 100% Х= 1008 ∙ 10 / 100 =101 блюд
Хкр - 10%
1008 - 100% Х= 1008 ∙ 10 / 100 =101блюд
Хгор.зак, сл. - 10%
Ассортиментный минимум блюд
Молоко и молочно кислые продукты | Вторые горячие блюда | Холодные блюда и закуски |
Горячих напитков |
Холодных напитков |
Мучные, кондитерские изделия |
3 | 11 | 10 | 2 | 2 | 5 |
Норма выработки
Разделка говядины – 72кг/гос. баранины – 58кг/гос. свинины – 107кг/гос.
Нарезка на порционные полуфабрикаты 1000шт/в смену
Нарезка мелкокусковых полуфабрикатов 60кг/в смену
Изделия из котлетной массы 800шт/в смену
Обработка рыбы 10кг/час
Обвалка с отделение филейного мяса 90кг/в смену
План - Меню
№ сборника рецептур |
Выход (гр.) |
Наименование блюд |
Общее количество | Часы реализации | Ответственный | |
9-11 | 12-16 | |||||
140 137 129 153 156 84 97 62 70 124 965 458 966 602 522 678 253 175 218 227 481 497 486 525 549 564 569 558 637 397 364 921 915 918 919 683 694 708 945 955 1008 1016 1058 1057 1061 1053 |
100 100 100 150 150 150 150 150 150 200 50 200 200 150 150 150 400 400 400 400 75 75 75 100 100 200 75 75 75 100 200 150 150 150 150 150 150 150 200 200 200 200 100 100 100 100 |
Холодные блюда Рыба под маринадом Кальмары под майонезом Сельдь с луком Ассорти мясное Заливное из птицы Салат деликатесный Салат «Мясной» Салат «Весна» Салат «Столичный» Гогошары Молоко и молочнокислые продукты Сыр «Русский» Творог со сливками Ряженка Горячие закуски Почки по-русски Морской гребешок отварной с соусом Шейка гусиная с луковым соусом Первые блюда, супы Бульон мясной Борщ с фасолью Лапша домашняя Солянка сборная мясная Вторые блюда Рыба по-русски Рыба жареная грилье Рыба тушеная в томате с овощами Креветки с рисом Бифштекс с яйцом Шашлык из говядины Эскалоп с жареным картофелем Антрекот с жареным картофелем Азу по-татарски Цыпленок табака Голубцы овощные Сладкие горячие блюда Яблоки печеные со взбитыми сливками Суфле ванильное Пудинг яблочный с орехами Гренки с плодами и ягодами Гарниры Рис отварной Пюре картофельное Капуста тушеная Горячие напитки |
60 60 69 50 50 67 60 80 100 85 25 25 25 40 40 46 76 100 120 108 50 50 52 50 110 70 100 140 134 101 50 25 25 25 26 50 110 100 210 210 100 110 50 50 60 62 |
30 30 34 25 25 34 30 40 50 42 13 13 13 20 20 23 38 50 60 54 25 25 26 25 55 35 50 70 67 50 25 13 13 13 13 25 55 50 105 105 50 55 25 25 30 31 |
30 30 35 25 25 33 30 40 50 43 12 12 12 20 20 23 38 50 60 54 25 25 26 25 55 35 50 70 67 51 25 12 12 12 13 25 55 50 105 105 50 55 25 25 30 31 |
Меню
Выход (гр.) |
Наименование блюд |
Общее количество |
100 100 100 150 150 150 150 150 150 200 50 200 200 150 150 150 400 400 400 400 75 75 75 100 100 200 75 75 75 100 200 150 150 150 150 150 150 150 200 200 200 200 100 100 100 100 100 |
Холодные блюда Рыба под маринадом Кальмары под майонезом Сельдь с луком Ассорти мясное Заливное из птицы Салат деликатесный Салат «Мясной» Салат «Весна» Салат «Столичный» Гогошары Молоко и молочнокислые продукты Сыр «Русский» Творог со сливками Ряженка Горячие закуски Почки по-русски Морской гребешок отварной с соусом Шейка гусиная с луковым соусом Первые блюда, супы Бульон мясной Борщ с фасолью Лапша домашняя Солянка сборная мясная Вторые блюда Рыба по-русски Рыба жареная грилье Рыба тушеная в томате с овощами Креветки с рисом Бифштекс с яйцом Шашлык из говядины Эскалоп с жареным картофелем Антрекот с жареным картофелем Азу по-татарски Цыпленок табака Голубцы овощные Сладкие горячие блюда Яблоки печеные со взбитыми сливками Суфле ванильное Пудинг яблочный с орехами Гренки с плодами и ягодами Гарниры Рис отварной Пюре картофельное Капуста тушеная Горячие напитки Чай с молоком Кофе по-восточному Холодные напитки Напиток апельсиновый Напиток «Петровский» Мучные и кондитерские изделия Ватрушки с творогом Беляши с мясом Блины со сметаной Пирожки жареные с картошкой Хлеб пшеничный |
60 60 69 50 50 67 60 80 100 85 25 25 25 40 40 46 76 100 120 108 50 50 52 50 110 70 100 140 134 101 50 25 25 25 26 50 110 100 210 210 100 110 50 50 60 62 30 |
Расчет численности работников
R1 = ∑ С___ Нв*גּ
R1 – численность работников, занятых на выполнении производственной операции (чел).
С – количество изготовляемой продукции (шт, кг).
Нв – норма выработки за рабочий день нормальной продолжительности.
גּ – коэффициент, учитывающий рост производительности труда.
N – 1.193
N1 = 1.2*1.59 = 1.908 – 2чел.
В цехе устанавливаем
Холодильный шкаф
Универсальный привод
Механическая мясорубка
Катлетоформовочная машина
Приспособление для очистки рыбы
Стол для очистки рыбы
Производственные столы
Моечная ванна
Стол со встроенной моечной ванной
Спалочный горн
Разрубочный стул
Расчет механического оборудования
Q тр = C ty
ty = T*ny , где
Q тр – требуемая производительность машины (кг/ч, шт/с)
C – количество продуктов или изделий обрабатываемых за определенный период времени
ty – условное время работы машины в часах
T – продолжительность работы цеха
ny – условный коэффициент использования машины (n = 0,3; 0,5)
На основании производственных расчетов по действующим справочникам выбираем машину имеющиеся производительностью близкую к требуемому, затем определяем фактическое время работы машины и коэффициент ее использования.
t ф = c a
n ф = t t
n = nф nу
Механизм для нарезки мяса и рыбы
Наименование операции | Количество | Наименование применяемого оборудования | Производительность | Время работы | Время работы цеха | Коэффициент использования | Количество машин |
Нарезка | 605 | МБП-II-I | 1500шт/ч | 0,2 | 9ч | 0,1 | 1 |
Мясорыхлительная машина
Наименование операции | Количество | Наименование применяемого оборудования | Производите-льность | Время работы | Время работы цеха | Коэффициент использования | Количество машин |
Формованих | 350 | МФК-2240 | 2240шт/ч | 0,2 | 9ч | 0,1 | 0,2 |
На основании расчета устанавливаем одну мясорубку МИМ – 82м (длинна 510, ширина 340).
На основании расчета устанавливаем один механизм для нарезки мяса марки МБП-II-1.
На основании расчета устанавливаем один мясорыхлительную машину МФК – 2240.
Холодильное оборудование
Е = ∑ Q V , где
Е – вместимость шкафа (кг)
G – масса продукта
V – коэффициент учитывающий массу тары, в которой хранятся продукты, и степень заполнения объема холодильного оборудования
Наименование продукта | Единица измерения | Количество изделий подлежащие хранению | Масса 1 порции, гр. | Масса продукта, кг. |
Окунь морской | кг | 40 | 127 | 5,08 |
Кальмары | кг | 40 | 154 | 6,1 |
Говядина | кг | 500 | 110 | 55,0 |
Говяжий язык | кг | 35 | 42 | 1,4 |
Курица | кг | 50 | 286 | 14,3 |
Сельдь | кг | 50 | 104 | 5,2 |
Крабы | кг | 40 | 6 | 0,2 |
Телятина | кг | 60 | 95 | 5,7 |
Окорок копчено-вареный | кг | 70 | 53 | 3,7 |
Сосиски | кг | 60 | 41 | 2,4 |
Почки говяжьи | кг | 60 | 121 | 7,3 |
Филе морского гребешка | кг | 20 | 156 | 3,1 |
Шейка гусиная | кг | 40 | 150 | 6,0 |
Гусь | кг | 30 | 157 | 4,7 |
Осетр | кг | 30 | 311 | 9,4 |
Судак | кг | 40 | 298 | 12,0 |
Креветки | кг | 30 | 167 | 5,0 |
Шпик | кг | 40 | 41 | 1,6 |
Свинина | кг | 60 | 173 | 10,3 |
Цыплята | кг | 60 | 414 | 24,8 |
Итого: | 183,3 |
Е = 183,3 = 261,8 0,7
Расчет не механического оборудования
Производственные столы рассчитывают по числу одновременно работающих в цехе и длине рабочего стола на одного работника. Для цехов, изготовляющих кулинарную продукцию, общая длинна производственных столов (м).
L = N*E
N – число одновременно работающих в цехе человек
E – длинна рабочего места на одного работника м (в среднем L = 1,25м)
Число столов
n = l lст
lст. – длинна принятых стандартных производственных столов, м (1,5;2;2,5;3 м)
l = 2*1,25 = 2,5
n = 2.5 = 2.5 1.5
Путем расчета устанавливаем в цехе 2 производственных стола длинной 1500м. Вместимость ванн (дм3) для промывания продуктов определяется по формуле:
V = G * (1+ nв)
P*k*y
G – масса продукта, кг.
p – объемная плотность продукта, кг/дм3
k – коэффициент заполнения ванны к = 0,85
n – норма воды на 1кг. продукта (3 – 6л. воды)
y – оборачиваемость ванны
Y = T Ty
T – продолжительность работы смены
ty – продолжительность цикла тепловой обработки, ч
Число ванн
n = V Vст
Vст – вместимость принятой стандартной ванны, дм3 (140; 240; 360)
V = 2 = 6,6 0,3
Vокунь,кальмары = 11,2* (1+3) = 17,8 0,45*0,85*6,6 V говядина = 55 * (1+3) = 45,9 0,85*0,85*6,6
V говяжий язык = 1,4* (1+3) = 0,9 0,7*0,85*6,6
V почки говяжьи = 7,3* (1+3) = 3,6 0,7*0,85*6,6
V цыпленок = 24,8* (1+3) = 70,9 0,25*0,85*6,6
n = 139,1 = 1 140
На основании расчета устанавливаем одну моечную ванну ВМ – 1 (длинна 1050, ширина 860).
Расчет площади цеха
S = Fпол ny
S – общая площадь помещения
Fпол – полезная площадь, то есть площадь занятая всеми видами оборудования установленного в цехе
ny – условный коэффициент, используемой площади (0,3).
Наименование оборудования | Марка | Количество | Габариты | S занятая одним оборудованием |
S м2 общая |
|
Длинна | Ширина | |||||
Мясорубка | МИМ-82М | 1 | 510 | 340 | 0,1 | 0,1 |
Механизм для нарезки | МБП-║-│ | 1 | 285 | 165 | 0,04 | 0,04 |
Катлетоформовочная машина | МФК-2240 | 1 | 610 | 392 | 0,2 | 0,2 |
Холодильный шкаф | ШК-0,8 | 2 | 1500 | 750 | 1,1 | 2,2 |
Производственный стол | СП-1500 | 2 | 1050 | 840 | 0,8 | 1,6 |
Моечная ванна | ВМ-1 | 1 | 1050 | 860 | 1,0 | 1,0 |
Стол со встроенной моечной ванной | МДСМ | 1 | 1500 | 840 | 1,2 | 1,2 |
Раковина | Р-1 | 1 | 1500 | 400 | 0,2 | 0,2 |
Разрубочный стул | РС-2 | 1 | 500 | 580 | 0,25 | 0,2 |
S = 6,7 = 17 м2 0,4
Длинна = 4,3 м2
Ширина = 4 м2
3. Контроль за работой предприятия и качеством выпускаемой продукции
Планирование и управление за качеством продукции означают планомерное осуществление мер, обеспечивающих повышение качества пищи, т.е. разработку организационно – технических, технологических мероприятий, направляемых на достижение этой цели и их выполнения. На предприятиях общественного питания рекомендуются следующие формы контроля качества кулинарной продукции: - бракераж пищи, - экран качества, - право бракеража, - талон качества, - лабораторный контроль, - санитарный контроль, - отчет предприятия по качеству выпускаемой продукции.
Бракераж пищи осуществляет бракеражная комиссия в составе: директора предприятия, заведующего производством, инженера – технолога, поваров, санитарного работника, работника технологической лаборатории. В своей деятельности комиссия руководствуется « Положением о бракераже пищи на предприятиях общественного питания». Органолептическая оценка качества каждой партии выпускаемой продукции осуществляется по пятибалльной системе. Заносятся записи оценки блюд и изделий в бракеражный журнал, пронумерованный и скрепленный сургучной печатью. В бракеражном журнале указывают фамилии лиц, допустивших нарушения в технологии изготовления блюд, повлекших за собой снижение оценки. Записи в журнале подтверждаются подписями всех членов комиссии. Работники, имеющие право личного бракеража, сами записывают данные о качестве ими изготовленных блюд и ставя свою подпись. Талоны качества являются одной из форм контроля, не нашли широкого применения на предприятиях общественного питания. На предприятиях общественного питания организуются посты качества в производственных цехах и советы качества, в состав которых входят мастера – повара , заведующие производством и опытные работники производства. Их задачей является оказание практической помощи работникам в повышении качества продукции выпускаемой на предприятиях. Контроль за качеством поступающего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, правильностью ведения технологического процесса и соблюдением рецептур осуществляется санитарно – технологическими пищевыми лабораториями. Основной их задачей является контроль качества продукции на соответствия требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ и соблюдения санитарно – гигиенического режима предприятия. При проведении технологических конференций осуществляется органолептическая оценка качества блюд и определяется их физико-химические показатели. Работа технологической конференции завершается заполнением и подписанием протокола всеми членами комиссии. На основании его разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение качества выпускаемой продукции, культуры обслуживания.
4. Организация рабочих мест, охрана труда и техника безопасности в цехе
Для обеспечения ритмичности работы производства и выпуска продукции необходимо четкое взаимодействие всех подразделений предприятия. Условиями ритмичности работы являются: научно обоснованное планирование, комплексное и гарантированное снабжение предприятий сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями и материально-техническими средствами и т.д.
На предприятиях средней мощности (рестораны, столовые), работающих на сырье, организуются мясорыбные цехи, где процессы обработки мяса и изготовления полуфабрикатов менее механизированы.
В соответствии с технологическим процессом мясо оттаивают, зачищают, срезают клеймо и обмывают в подвешенном состоянии на крючьях над трапом или обмывают в ваннах с проточной водой. Затем рубят туши на части на разрубочном столе. Обвалку, жиловку мяса осуществляют на производственных столах, которое после выполненных операций используют для изготовления порционных и мелко кусковых полуфабрикатов. На рабочем месте по изготовлению изделий из рубленого мяса устанавливают мясорубку, и универсальный привод. Производят формовку изделий с помощью катлетоформовочной машины и весы настольные циферблатные для контроля выхода изделий.
Производственные операции в цехе осуществляют повара 3, 4, 5 разрядов. В цехе функциональное разделение труда. Повар 4 разряда в ресторане выполняет за смену такие технологические операции: обработку рыбы осетровых и частиковых пород. Повар 3 разряда – потрошение дичи, птицы, обработку субпродуктов, формовку и панировку полуфабрикатов из котлетной массы.
В мясном цехе организуются рабочие места по обвалке, жиловке мяса, нарезке порционных полуфабрикатов и т.д. многократно повторяя одни и те же движения при выполнении производственных операций, работники приобретают профессиональные навыки, работают долее четко и ритмично. Важной предпосылкой сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов является сокращение ручного труда. Сокращению ручного труда способствует активное участие рационализаторов и изобретателей в разработке и внедрении прогрессивного оборудования.
Лица ответственные за охрану труда и технику безопасности, назначаются приказом директора предприятия. Они проводят инструктаж работников, следят за исправностью находящегося в эксплуатации оборудования, контролируют выполнение правил по технике безопасности и производственной санитарии, участвуют в разработке мероприятий по оздоровлению условий труда, обеспечению его безопасности, механизации трудоемких и тяжелых работ, обеспечению работников сан. спецодеждой, спец. обувью, индивидуальными средствами защиты. В обязанности ответственных за охрану труда входят: организация контроля за выполнением трудового законодательства, приказов, инструкций и положений. Для предупреждения несчастных случаев на предприятиях общественного питания установлена система обучения работников безопасным приемам и методам работы. Эта система включает проведение инструктажа по технике безопасности, который в зависимости от цели подразделяется на вводный, проводимый на рабочее месте, повторный, внеплановый и текущий. Вводный инструктаж проводится с каждым вновь поступившим на предприятие сотрудником. Цель – ознакомить работников с правилами внутреннего трудового распорядка, общими правилами техники безопасности, а так же с приемами оказания первой помощи при несчастном случае. Инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми работниками, а так же при переводе их с одной работы на другую. Цель – ознакомить работников с рабочем местом, устройством оборудования, производственным инвентарем и инструментами, а так же с предохранительными устройствами и ограждениями, их назначением и правилами пользования. Особое внимание при проведении инструктажа уделяется правилам электробезопасности, назначению и пользованию специальными средствами индивидуальной защиты. Повторный инструктаж проходят все работники предприятия общественного питания независимо от их квалификации не реже одного раза в течении шести месяцев, а работники производственных предприятий не реже одного раза в три месяца. Основное назначение- проверить условия работниками правил и инструкций по технике безопасности и применение ими практических навыков, полученных при вводном инструктаже и инструктаже на рабочем месте. Внеплановый инструктаж на рабочем месте проводится при изменении технологического процесса и характера работы, при получении нового оборудования, а так же после несчастных случаев. Текущий инструктаж организуется в тех случаях, когда работники применяют неправильные методы труда или не соблюдают инструкции по технике безопасности. Для регистрации инструктажа по технике безопасности на каждом предприятии должен быть специальный журнал. Инструктаж проходят все работники предприятия. Ответственность за своевременное и правильное проведение инструктажа в целом по предприятию возлагается на его руководителя.
Список литературы
1. Организация обслуживания в ресторанах. Усов В.В. Практическое пособие – М.Высш.шк.,1990г
2. Проектирование предприятий общественного питания. Т.Т. Никуленкова., В.Н. Маргепов. Москва 1987.
3. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания.
И.Г. Бережная, Г.А. Петров, В.И. Семенов. Москва 1980
4. Организация производства и управления предприятиями общественного питания. Л.С. Кучер Москва 1980
5. Организация, техника и управление предприятиями общественного питания. И.В.Плошай., Г.Г. Хлебникова Москва -256с
6. Организация и техника предприятий общественного питания.
Г.Г. Завадцева. Москва 1975
Размещено на