Курсовая работа
По информационным технологиям
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОТОВНОСТИ ЭСТОНИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Введение
Рынок информационных технологий тесно взаимосвязан с телекоммуникационным рынком и образует вместе с ним информационно-телекоммуникационный рынок. Поэтому ситуация на ИТ-рынке связана с развитием ИКТ-рынка в целом. Согласно структуризации IDC и EITO, к ИТ-рынку относятся компьютерное и офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и ИТ-услуги, а к ТЛК-рынку — услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование.
Темпы роста ИТ-рынка в разных регионах различны. В развитых странах Европы и в Северной Америке рынок растет более чем умеренно — со средними темпами в 4,4 и 6% соответственно, а в Японии темпы роста совсем невелики (2,3%) — рис. 5. В странах — новых членах ЕС рынок подрастает ежегодно примерно на 7-12%, а в странах BRIC4 темпы роста выше и составляют порядка 15-20%.
Интересно также проанализировать ИТ-рынки разных стран в плане их зрелости. Проще всего это сделать, сопоставив значения их индексов сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI). Такие индексы ежегодно рассчитываются и публикуются Всемирным экономическим форумом и школой бизнеса INSEAD. Индексы измеряют уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий по множеству параметров и в комплексе оценивают ИКТ-потенциал стран и активность использования данных технологий для их развития и повышения уровня конкурентоспособности.
Актуальность выбранной темы обусловлена реалиями нашего времени. В настоящее время во всем мире наблюдается процесс глобализации, постепенно охватывающий все регионы земного шара, успех экономической политики стран в конечном итоге зависит от степени их включенности в мировое хозяйство, которое все в большей степени использует электронные каналы связи и в частности интернет. От уровня развития страны в сфере развития интернет-технологий, и уровня готовности ее населения к использованию новых технологий зависит успешность ее развития.
Целью данной работы является анализ степени готовности Эстонии к вхождению в информационное сообщество.
Задачи:
-рассмотреть развитие ИКТ-рынка
-эффективность государственного регулирования ИКТ-рынка и создания электронного государства
-оценка человеческого капитала
ЭСТОНИЯ
Эстония получила статус государства-члена Европейского Союза 1 мая 2004 года.
РАЗВИТИЕ РЫНКА ИКТ
Эстонский рынок телекоммуникаций относится к группе относительно развитых рынков ЕС. В стране относительно высокий показатель пользования услугами Интернета и электронного правительства, высокий уровень проникновения широкополосного доступа. Отмечается рост конкуренции на уровне инфраструктуры в городских районах благодаря пакетам услуг и растущему Интернет-телевидению (IP TV). Проникновение мобильной связи в стране высокое. Несколько игроков на этом рынке предлагают услуги мобильной связи стандарта GSM и третьего поколения (3G).
Таблица 1. Телекоммуникации и информационные технологии
12/2004 | 12/2005 | 12/2006 | 12/2007 | 12/2008 | |
Телефон основных (фиксированных) линий на 100 жителей | 32,9 | 32,8 | 33,7 | 35,7 | 37 |
Доля цифровых линий (%) | 83 | 83 | 85 | 86 | 84 |
Количество абонентов мобильной телефонной связи в 100 жителей | 93 | 107 | 123 | 147,6 | 121,2 |
Широкополосные подключения на 100 жителей (%) | 13 | 17 | 21 | 21 | 24 |
Количество домохозяйств, подключенных к широкополосному в 100 домах | 28 | 36 | 44 | 44 | 50 |
Источники: [2]
После завершения и уведомления о проведенном анализе всех релевантных рынков внимание регулятора переключилось на контроль за соблюдением наложенных рыночных мер, которые в свою очередь должны обеспечить рынок электронных коммуникаций достаточными стимулами для дальнейшего развития. Наблюдение за рынком продолжится в отношении того, будет ли инфраструктурная конкуренция на существующих сетях развиваться с учетом некоторых вопросов на нерегулируемых оптовых рынках, которые до сих пор не решены.
Доходы в отрасли телекоммуникаций в 2006 году насчитывали €707 млн. Доходы на рынке фиксированной связи составили €250 млн., а рынок мобильной связи заработал около €360.5 млн. €77.1 млн. было инвестировано в развитие отрасли электронных коммуникаций Эстонии в 2006 году согласно заявлениям НРО: объем инвестиций традиционного оператора фиксированной связи составил около €31.7 млн., альтернативные операторы инвестировали в отрасль €11.3 млн.; это сопоставимо с инвестициями операторов мобильной связи, объем которых составил €33.6 млн. Эстонский рынок электронных коммуникаций характеризуется продолжительным снижением фиксированной голосовой телефонии и продолжительным ростом услуг мобильной телефонной связи и высокой пропускной способностью передачи данных. Потребители продолжают пользоваться преимуществами растущего количества пакетированных услуг, а розничные цены остаются на низком уровне. Один поставщик услуг фиксированной голосовой связи объединил свои силы с самым крупным в Эстонии оператором виртуальных мобильных сетей (MVNO) и группой небольших поставщиков Интернет-услуг (ISP). Новая консолидированная компания намерена запустить услуги quadruple-play (четверные) в ближайшем будущем.
В целом, в 2007 году имели место некоторые положительные изменения в регуляторной среде. ENCB (регулятор) завершил и уведомил о проведенном анализе всех релевантных рынков в конце лета 2007 года. На этом основании Комиссия смогла закрыть разбирательство по факту нарушений за поздние уведомления. Завершение анализа рынков позволило Комиссии закрыть другое разбирательство по факту нарушения за неполное типовое предложение по анбандлингу (ТПА), основываясь на переходном режиме. Развитие конкуренции оказалось более трудным в условиях нерешенных вопросов на не так давно регулируемых оптовых рынках. Высокие тарифы на терминацию трафика на сетях мобильной телефонной связи по сей день являются самой актуальной проблемой, и оказывают непосредственное влияние на развитие розничных рынков услуг. Цены традиционного оператора за доступ к кабельной канализации продолжают сдерживать деятельность конкурентов по развертыванию инфраструктуры фиксированной голосовой телефонии и широкополосного доступа. Вопрос, расследованием которого Национальный орган по защите конкуренции занимается с 2006 года, остается нерешенным.
Таблица 3. Подключение к сети интернет на предприятиях (с численностью свыше 10 чел.)[4]
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Эстония | 90 | 90 | 92 | 94 | 96 | 95 |
Система управления государственной информационной системы (Рига) является совершенствование государственного регистра баз данных. Цель Рига является создание целостной системы реальной информации, которая может дать четкое представление о ИТ-ресурсов государства. Рига будет учрежден в качестве шестого система поддержки государственных информационных систем (пять существующих систем поддержки обмена данными слоя X-Road, классификации, система обращения деталей, системой мер безопасности, а также геодезические системы) .
Эксплуатируемых в настоящее время Рига администрирует и обеспечивает доступ к информационным системам и базам данных государственных и местных органов власти, а также метаданные, данные услуги, предлагаемые ими. Все учреждения государственного и местного самоуправления обязаны регистрировать свои информационные системы.
Независимость регулирования
Функция регулирования рынков электронных коммуникаций Эстонии разделена между пятью регулирующими органами: ENCB — главным национальным регулирующим органом (НРО), Министерством экономики и коммуникаций, Национальным органом по защите конкуренции, Управлением по защите прав потребителей и Инспекцией по защите данных. Тем не менее, взаимодействие между этими различными органами не вызывает значительных проблем. По сравнению с 2006 годом ENCB справилось с выполнением своих регуляторных функций более эффективным образом в 2007 году, несмотря на ограниченность ресурсов. ENCB имеет один из самых маленьких операционных бюджетов в ЕС, который полностью финансируется Правительством. Полномочия НРО для санкционирования регулируются административным законом, устанавливающим максимальный штраф в размере €3 000 Евро, который считается низким.
Реорганизация регулирующего органа началась в 2007 году и должна была быть закончена в январе 2008 года. Реорганизация включает разделение ENCB на два органа, а именно, Эстонский орган по защите конкуренции (ECA), которые отвечает помимо других вопросов за отраслевое регулирование, и Эстонский орган по техническому надзору (ETSA), отвечающий за вопросы в области распределения и управления РЧС, нумерационных ресурсов и терминалов. Регулирование рынка
ENCB завершил первый этап анализа релевантных рынков. Однако НРО неоднократно оставлял на усмотрение операторов со ЗРВ методы, которые дополнили бы рыночные меры, такие как затратное ценообразование и выбор подходящей модели учета затрат. Это создает много неопределенности как для операторов со ЗРВ, так и для альтернативных операторов, что является неуместным для долгосрочных стратегий бизнеса. Тот факт, что 8 из 18 рынков в ходе анализа были признаны полностью конкурентными, посылает положительный сигнал настолько далеко, насколько затрагивается вопрос об общей конкурентоспособности рынка телекоммуникаций. Тем не менее, остальные 10 рынков требует тщательного надзора со стороны НРО и готовности к эффективному вмешательству в целях предотвращения дальнейшего искажения рынка.
Ценовое регулирование, которое в недавнем времени применялось на оптовом рынке отделенного доступа, привело к снижению ежемесячной абонентской платы традиционного оператора за полный анбандлинг (€6.3, в случаях, когда конкурентам предоставлялся полный спектр), по сравнению с 2006 годом (€8.9). Аналогично, новая стоимость ежемесячной абонентской платы за совместный доступ сегодня составляет €3.6, по сравнению с €4.7, в то время как ежемесячная плата за предоставление голосовых услуг с использованием низкой полосы пропускания полного доступа составляет €5.1, по сравнению с €7.7 в 2006 году. Несмотря на существенное снижение цен, для конкуренции практически не остается места при условии, что ежемесячная арендная плата за доступ к СТОП остается на уровне €5.3 без НДС. Новое типовое предложение об анбандлинге (ТПА) устанавливает сроки, которые должны соблюдаться оператором со ЗРВ. Эти сроки относятся к техническому контролю запросов на предоставление пропускной способности и реализации подключений к альтернативному оператору. Однако, как утверждают альтернативные операторы, клиенты традиционного оператора по-прежнему пользуются преференциями и имеют подключения, предоставляемые в более короткие сроки. Недавнее постановление суда, которое поддержало предлагаемые НРО симметричные меры, в конечном итоге снизило тарифы на мобильную терминацию (ТМТ) звонков до запланированных уровней. Спустя год и несколько месяцев застоя, вызванного апелляционной процедурой, инициированной двумя небольшими операторами мобильных сетей, которым была предоставлена правовая защита, предложенное регулирование со временем позволит снизить одни из самых высоких в ЕС тарифов на мобильную терминацию. Проблема, которая была выявлена в 12-м Отчете относительно спора между администратором базы данных и НРО, когда около 100 000 запросов не обрабатывалось на протяжении больше года, теперь успешно была разрешена. Статистика показывает, что перенесение номеров в Эстонии было довольно успешным по показателю перенесенных номеров. Порядка 15 000 фиксированных телефонных номеров и 39 577 мобильных телефонных номеров были перенесены в октябре 2007 года, по сравнению с 58 578 номеров, перенесенных в 2006 году, и 75 443 номеров, перенесенных в 2005 году.
Конкуренция в секторе фиксированной телефонии в большей степени продолжает основываться на услугах (ВО/ПВО), причем все, кроме одного альтернативного оператора присоединены только на национальном уровне.
Универсальное обслуживание и защита прав пользователей
Лишь несколько новых линий фиксированного доступа были предоставлены абонентам на основе обязательства универсального обслуживания в течение 2007 года, в основном из-за высокой степени взаимозаменяемости фиксированной связи мобильной. Поскольку доступная цена, установленная Министром экономики и коммуникаций по рекомендации НРО, составляет 1 EKK цент или 0.06 евроцентов, что выше себестоимости, рассчитанной назначенным поставщиком УУ, для предоставления доступа, запросов на компенсацию финансовых расходов, понесенных для предоставления этой услуги, в течение 2007 года не поступало.
На сегодняшний день в Эстонии 67% населения активно использует Интернет, свыше 95% населения пользуются мобильными телефонами. 82% населения Эстонии имеет дома компьютеры, причем 90% из них подключены к Всемирной сети. Кроме того, 100% эстонских школ и организаций государственного сектора подсоединено к Интернету. Сегодня в Эстонии функционируют 729 общественных пунктов доступа, что позволяет причислить Эстонию к странам-лидерам по распространению таких Интернет-точек. Именно с такой статистики начал свой доклад Ханнес Асток (Hannes Astok), депутат эстонского парламента. 79% эстонцев общаются со своим банком через Интернет. Называя причины такого успеха, Ханнес Асток отметил следующие моменты: общую поддержку общества относительно внедрения ИКТ, интерес и поддержку технических инноваций политической элитой страны, смешение частных и государственных инициатив, активную роль правительства, открытость к изменениям и отказ от традиционной практики, использование проектного подхода вместо генерального плана.
Созданию в Эстонии электронного государства предшествовала реализация нескольких проектов:
проекты создания ИКТ-инфраструктуры;
проекты создания доступа в Интернет;
проекты создания э-правительства;
проекты создания э-услуг для гражданина и бизнеса.
В августе 2000 года правительство Эстонии стало первым в мире правительством, перешедшим к проведению заседаний без бумаг, пользуясь только электронной сетью документации.
Кроме того, в Эстонии была введена национальная ID-карта, действующая наравне с паспортом и позволяющая владельцу карты пользоваться всеми электронными услугами, которые предоставляют государственные и муниципальные организации (правоохранительные органы, здравоохранение, органы образования, банковские, транспортные, страховые и др. структуры). Национальная ID-карта базируется на 16 Кб RSA крипто-чипе, в котором прошиты два приватных ключа, аутентификационный сертификат, сертификат цифровой подписи, файл с персональными данными.
Основные сферы использования ИКТ – это улучшение коммуникации в среде государственного управления, между правительством и гражданами, а также между правительством и предприятиями (бизнесом). Благодаря специальному адаптеру гражданин Эстонии может подключить национальную ID-карту к любому компьютеру и получить доступ как к потребительской информации, так и к официальной информации государственных и местных властей.
Академия Электронного Управления способствует максимальному проникновению ИКТ в различные сегменты государственной власти. Главные сферы деятельности Академии – обучение высших чиновников э-политике, исследовательская деятельность, консультации по внедрению э-проектов.
Академия создала Интернет-портал «Е-правительство», что позволило получить централизованный доступ к официальной информации, виртуальный форум для дискуссий. Кроме того, Академия запустила Интернет-портал «Е-гражданин» – персональную среду для общения с правительством, идентификации граждан, предоставления различных услуг, в том числе двухстороннего обмена информацией между государственными структурами и гражданином.
Электронное государство подразумевает поддержку с помощью ИКТ деятельности как исполнительной власти (электронное правительство), так и парламентских (электронный парламент) и судебных (электронное правосудие) органов. Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию «e-government». В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой перевод допустим, но это только одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом. в Эстонии мы видим картину, когда реально работает схема взаимодействия G2C, т.е. взаимодействия между государственными службами и гражданами [1]
Оценка ЕББР
Эстония имеет уровень ―Полного соответствия.
Категория ―Полного соответствия включает баллы от 90 до 100.
Основные критерии оценки Эстонии
Лепестковая диаграмма Проникновение сетей регулирования фиксированной связи
Проникновение сетей мобильной связи в Эстонии выше среднего в Евросоюзе.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИКТ И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
информационный технология общество
Политика развития информационного общества
Принята Программа развития 2013 правительственной коалиции по исполнении программы развития на 2007-2011 год Программа правительственной коалиции Реформистской Партии Эстонии, Союза Отечества и Respublica, и Социал-Демократической Партии на 2007- 2011 год
На постоянное развитие информационного общества в следующем году особое внимание уделяется шести приоритетным направлениям, которые курируют структурные фонды, планируется потратить около 236 млн. евро [5]
Эстония является лидером региона в области внедрения электронного правительства. Она представляет собой реальную модель и служит для других стран региона примером. По этой причине ПРООН, Институт открытого общества и правительство Эстонии прикладывают совместные усилия к созданию центра электронного государственного управления в стране. Центр организуется с целью обучения и обмена опытом в сферах электронного правительства и электронной демократии, которые часто объединяют под термином «электронное правление».
В начале 1996 года правительство Эстонии создало Национальный комитет по компьютеризации системы образования, в задачу которого входила разработка проекта интеграции информационных технологий в средних общеобразовательных школах. В сентябре того же года было выделено 35,5 млн. эстонских крон (2,54 млн. долларов США) на осуществление проекта "Прыжок Тигра". Результаты вложений уже дают о себе знать. По уровню компьютеризации школ Эстония вышла на первое место в Европе. Одна из целей "Прыжка" - в каждой школе должен быть оборудован хотя бы один компьютерный класс, подключенный к Интернету. [6]
Для обеспечения доступа к интернету и к связи данных Правительственная коалиция предпринимает следующие шаги:
1) снабжает все компьютеры общественного сектора и общественных Интернет-пунктов считывающими устройствами для ID-карт к 2008 году. В каждой библиотеке, городской и волостной управе, люди должны иметь возможность пользоваться компьютером с подключением к Интернету и со считывающим устройством ID-карты;
2) создает условия для переезда на жительство из города в сельскую местность и для поступления на работу и для заочной работы, и делает быстрый Интернет доступным для каждого дома и коммерческого предприятия в Эстонии. Каждый дом и предприятие Эстонии должны иметь возможность получать по разумной цене быстрое соединение с Интернетом, что поможет жителям Эстонии участвовать в информационном обществе и обеспечит конкурентоспособность предприятий Эстонии;
3) предоставляет возможность пользоваться бесплатным беспроводным соединением с Интернетом в каждом центре самоуправления к 2010 году, создавая стандарт соответствующей общественной услуги. Как вся Эстония покрыта сетью мобильной связи, так, по крайней мере, во всех городских и волостных центрах должна иметься возможность бесплатного пользования беспроводным соединением с Интернетом.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ЖИЗНИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Чтобы средствами информационного общества как следует умели пользоваться учащиеся и учителя, Правительственная коалиция:
4) обеспечивает каждого учителя ноутбуком и запускает программу с целью, начиная с последнего класса основной школы, обеспечить каждому ученику технический доступ к компьютерам и Интернету дома и в школе;
5) устанавливает на законодательном уровне, что одной из составных частей среднего образования для учеников с 2009 года станет свидетельство об умении пользоваться компьютером (свидетельство AO/ECDL);
6) поддерживает развитие и использование учебного программного обеспечения на эстонском языке, а также развитие основанных на Интернете учебных операционных систем на эстонском языке, чему сопутствует и обучение учителей;
7) переводит учебники и рабочие тетради в Интернет для свободного пользования, чтения, скачивания и распечатки. Права для открытого пользования у авторов приобретает государство;
Чтобы все люди могли наравне пользоваться возможностями информационного общества, Правительственная коалиция:
8) обеспечивает в сотрудничестве с частным сектором бесплатное начальное обучение работе с компьютером и умение электронного пользования ID-картой для всех желающих – людям в рабочем возрасте и пенсионерам;
9) разрабатывает и применяет программу привлечения людей с особыми потребностями к информационному обществу. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Э-ГОСУДАРСТВА
10) государство должно общаться с гражданином через электронные каналы, если гражданин способен достаточно безопасно себя идентифицировать. Государство не принуждает гражданина посещать государственные учреждения, за исключением особых случаев, когда делопроизводство невозможно провести без физической встречи с лицом;
11) государство не обязывает граждан при помощи физических документов подтверждать свои права, компетентный чиновник проверяет права лица, используя средства связи данных и базы данных. В случае желания гражданина государство выдает ему документ в электронной форме, если требования к выдаче документа не исключают этого;
12) обеспечивает, чтобы в государственном портале www.eesti.ee к 2008 году были доступны гражданам и предпринимателям услуги общественного сектора, в т.ч. учреждение предприятия за два часа; регистрация изменения местожительства; ходатайство о документах; ходатайство о месте в школе или в детском саду; ходатайство о предлагаемых государством и местными самоуправлениями пособиях; все планировки и т.д. Все планировки и их проекты, оценки воздействий на окружающую среду и другие важные для общества документы должны быть опубликованы на сайте, желающие оповещаются о процессах, изменяющих жизненную среду в месте их проживания;
13) к 2010 году делает расчеты в общественном секторе свободными от бумажных счетов, т.е. оно будет базироваться на электронных счетах. Устанавливается, что не позднее, чем к 2010 году оказывающие услуги государству коммерческие объединения могут представлять государству только электронные счета, и государство, в свою очередь, обязуется к тому же времени создать подходящую для электронных расчетов Интернет-среду. Ставится целью, чтобы предложения по госпоставкам можно было представлять только в электронном виде;
14) делает внутреннее делопроизводство общественного сектора свободным от бумажных документов к 2011 году, и обеспечивает движение данных в перекрестном пользовании между базами данных;
15) при заказах информационных систем государство исходит из принципа, что система не должна быть связана с конкретным поставщиком, и чтобы ее можно было развивать дальше и использовать во всем государственном секторе без ограничений;
16) все услуги э-государства должны быть одинаково доступными в наиболее распространенных операционных системах;
17) продолжает развивать базирующуюся на ID-карте инфраструктуру, извещая граждан об этой возможности и пропагандируя новые решения, а также путем приведения законодательной среды в соответствие с современными требованиями поддерживает дальнейшее развитие и принятие к использованию технологий электронной идентификации личности. [5]
После реализации проекта «Прыжок Тигра» в 2001 году была запущена программа «Прыжок Тигра Плюс», предназначенная стать инструментом «безостановочного» обучения. Эта программа ставит цель добиться эффективного и привлекательного, ориентированного на ученика обучения, удобного как учителям, так и родителям, многоцелевого использования оборудования и программ.
Эстония стала первым в мире государством, которое провело официальное народное голосование через Интернет. Люди не ходили на избирательные участки. Они голосовали у себя дома, через защищенное соединение отмечали в своих избирательных «бюллетенях» свой выбор и подтверждали его электронной подписью. [7]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Таблица 4. Характеристика пользователей интернетом в Эстонии
Пользователи Интернета в Европейском Союзе |
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ |
Население |
Пользователи
Интернета, |
Проникновение |
Пользователь
роста |
Пользователь% |
Эстония | 1299371 | 888100 | 68,3% | 142,3% | 0,3% |
[8]
Политика развития информационного общества
Основой успешного гражданского общества является доступ людей к информации и возможность участвовать в принятии решений. Цель Правительственной коалиции состоит в осуществлении политики, которая обеспечит последовательное развитие информационного общества и доведение информации до всех жителей Эстонии. Ассамблея сотрудничества Эстонии представила доклад о развитии человеческого потенциала в Эстонии-2008, подготовленный на основании социологических исследований последних лет. Как сказала на представлении доклада доцент Тартуского университета Трийн Вихалемм, показатели удовлетворенности нацменьшинств Эстонии своей жизнью на несколько десятков процентов ниже, чем в среднем по Европе.
Шаги для развития человеческого капитала / людских ресурсов
Увеличение гибкости переобучения, в т.ч. обеспечение второго высшего образования за счет государства и создание инвесторам механизмов для обучения рабочей силы
Привлечение в Эстонию топ-специалистов
Уменьшение налогов на рабочую силу вместе с реорганизацией системы здравоохранения и социального страхования
Рисунок 1. Компоненты человеческого потенциала в Эстонии в сравнении с общими показателями индекса человеческого потенциала.
Пояснение к рисунку: синий – внутренний валовой продукт, зеленый – образование, красный – продолжительность жизни. [9]
Таблица 5. Индекс развития человеческого капитала
Эстония преодолела ту границу, от которой рост благосостояния населения автоматически способствует более здоровой жизни. Теперь здоровая жизнь зависит от приоритетов социальной политики государства. По сравнению с показателями прошлых лет, сегодня эстонская система социальной защиты находится в лучшем положении. По данным Департамента статистики за 2000h2007 годы, различия в доходах и коэффициент Джини уменьшился в Эстонии с 0,362 до 0,302. Правда, относительная бедность в том же промежутке времени увеличилась с 18,3 до 19,5. Особенно это наблюдается у людей в возрасте 50h64 лет – соответственно 13,9 и 19,5 и среди пенсионеров h 16,0 vs 39,0. Внутреннее неравенство эстонского общества, независимо от мерила – показатели здоровья или социально-экономический статус, остается одним из самых высоких в Евросоюзе. В то же время экономический спад внес свои коррективы в запланированные мероприятия в области семейной политики, например, в создание условий для дошкольного содержания и обучения всех детей. Результат этого – растущее неравенство среди детей. На благосостояние в 2009 году особенно негативно повлияла растущая безработица (см. рисунок 4). При этом рост безработицы наиболее высок среди молодежи и мужчин.
Рисунок 2. Безработные по продолжительности пребывания в статусе безработного (1993-2008)
В образовании надо найти разрешение проблем социально-экономических различий и недостатков региональной политики. Эти различия выражаются в разнице качества образования и его расслоении. В такой стране как Эстония, где человеческий ресурс незначителен по количеству, без уменьшения расслоения будет очень сложно удовлетворить нужды рынка труда, соответствующего уровню общества с современной экономикой. Критично надо подойти и к вопросу возможности быстрого разрешения безработицы.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является составным показателем, оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человеческого потенциала: долголетие на основе здорового образа жизни, доступ к знаниям и достойный уровень жизни. Эстония относится к группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Рейтинг страны по ИРЧП 1980 1985 1990 1995 2000 2005
44 Эстония .. 0,811 0,820 0,813 0,792 0,829 0,860
37 Польша 0,806 0,822 0,852 0,870
53 Болгария .. 0,771 0,792 0,794 0,785 0,800 0,824
Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте Россия и 25 стран Европы Аналитический доклад ЦЕССИ март 2008г.
В 2006 году в ЕС в среднем на развитие научной деятельности и на затраты сектора на рабочую силу было выделено 1,84% ВВП, в Эстонии — 1,1%; согласно Лиссабонской стратегии чуть менее 40% финансирования приходится на частный сектор. [10]
Глобальная электронная готовность страны согласно исследованию Всемирного экономического форума
место | страна | индекс" электронной готовности" оценка (max 10) | ||||
2008 |
2007 |
2006 |
2008 | 2007 | 2006 | |
28 | 28 | 27 | Эстония | 7,10 | 6,84 | 6,71 |
Данные Всемирного экономического форума
65% населения Эстонии в возрасте от 6 до 74 лет являются активными пользователями Интернета
46% семей имеет персональный компьютер дома, 81% из них подключены к Интернету (Все эстонские школы подключены к Интернету).
По всей Эстонии расположено более 700 общественных интернет-пунктов, 51 пункт на 100 000 жителей (один из самых высоких показателей в Европе). [12]
Помимо обычных общественных интернет-пунктов по всей территории Эстонии расположено oколо 1000 высокотехнологичных зон беспроводного доступа к Интернет. Эта сеть постоянно растет и во многих местах доступ к Интернету является бесплатным с 2000 года правительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров, пользуясь электронной сетью документации в Интернете. [13]
Ежедневные изменения состояния госбюджета можно наблюдать в реальном времени.
Доход можно декларировать в электронном виде посредством Интернета. В 2005 году 82% деклараций о доходах было представлено через электронный Налоговый и таможенный департамент.
76% жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет осуществляют ежедневные платежи с помощью Интернета [12]
Вся Эстония покрыта сетью мобильной связи.
По состоянию на октябрь 2007 года в Эстонии проживает более 960 000 обладателей ID-карт (73% всего населения Эстонии). ID-карта является удостоверяющим личность документом для всех граждан Эстонии старше 15 лет и постоянных жителей Эстонии, находящихся в Эстонии на основании вида на жительство. ID-карта является также проездным документом внутри Европейского союза. С помощью ID-карты жители Эстонии могут удостоверить свою личность как обычным, так и электронным способом, а также использовать карту для оформления дигитальной подписи, для участия в выборах и даже покупки проездных билетов на общественный транспорт
Часть населения, готовая к непрерывному обучению
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Эстония | 4,3 | 6,3 | 6,5 | 6,5 (B) | 5,4 | 5,4 | 6,7 | 6,4 | 5,9 | 6,5 | 7,0 | 9,8 |
Таким образом, население страны обладает высоким уровнем компьютерной грамотности, большим потенциалом для дальнейшего освоения новых ИКТ, происходит компьютеризация всех сторон жизни населения в том числе и растет активность участия населения в создании электронного государства.
ВЫВОДЫ
Эстония является лидером по развитию ИКТ в своем регионе. Относится к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала. 23% от всех учащихся составляют учащиеся естественно-научных, математических и технических Вузов, грамотность населения составляет 100%. По оценкам ЕББР Эстония имеет уровень полного соответствия по развитию ИКТ. Наблюдается полная компьютеризация страны. Высокими темпами развивается эта область, показатели по освоению новых технологий выше среднего по Евросоюзу.
В 2009 году Эстония снизилась на пять ступеней в мировом рейтинге конкурентоспособности на 32-ю позицию. Такие данные содержатся в глобальном отчёте конкурентоспособности (2008-2009 годы) Мирового экономического форума. Но, несмотря на ухудшение ситуации, Эстония опережает другие 11 стран, вступивших в ЕС в 2004 году. Эффективным является правительственное управление (23-я позиция). Также успешной является фискальная политика и те усилия, в результате которых Эстония оказалась одной из самых агрессивных стран в плане внедрения новых технологий (17-я позиция). По показателю инновативности Эстония заняла 31-ю строчку в рейтинге. Конкурентоспособность Эстонии ухудшилась в прошлом году из-за уменьшения размера профицита бюджета и растущей инфляции.
Эстония является лидером в плане создания электронного государства, что обуславливает развитие новых ИКТ в дальнейшем.
ИСТОЧНИКИ
1. Европейский Банк Реконструкции и Развития. Сравнительный анализ отрасли телекоммуникаций в странаx с переходной экономикой. Aналитический отчет. Декабрь 2008 год
2. Измерение информационного общества. Доклад международного союза электросвязи 2010г.
3. Эстонская Техническая служба надзора http://www.tja.ee/
4. Евростат http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tin00062
5. Программа правительственной коалиции Реформистской Партии Эстонии, Союза Отечества и Res Publica, и Социал-Демократической Партии на 2007- 2011 год
6. Даниил Ткачев Прыжок тигра Опубликовано в журнале "Компьютерра" №44 от 03 ноября 1997 года http://offline.computerra.ru/1997/221/866/
7. Уроки честного государства Асылбек Болотбаев http://www.pr.kg/old/archive.php?id=13812
8. Статистические данные http://www.internetworldstats.com/stats9.htm
9. Доклад ООН 2007/2008 Показатели развития человека http://www.linux.org.ru/forum/talks/2300699;jsessionid=D0EEADED8E73142FD880EB50744D4171
10. Сийри Овийр, депутат Европарламента, «Молодежь Эстонии» Лиссабонская стратегия, финансовый кризис и Эстония Газета ВОО ЗУБР | 22.04.2010http://za.zubr.in.ua/2008/12/23/2346/
11. "2008 EIU" электронной готовности "рейтинга". Economist Intelligence Unit. 2008. http://a330.g.akamai.net/7/330/25828/20080331202303/graphics.eiu.com/upload/ibm_ereadiness_2008.pdf
12. www.emor.ee
13. www.wifi.ee
14. http://www.stat.ee/29975