Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Курсовая работа: Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Курсовая работа

По информационным технологиям

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГОТОВНОСТИ БОЛГАРИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Введение


Актуальность данной работы обусловлена наблюдающимся процессом глобализации современного мирового хозяйства, связанную с скачком развития информационных технологий. Для успешного развития экономики необходима интеграция в мировое хозяйство. Для этого нужен определенный уровень информационного развития интегрируемой страны. Чтобы прогнозировать успешность той или иной страны на мировой арене, необходимо оценить уровень ее информационной готовности.

Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий в создании ВВП, возникновением глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность эффективного информационного взаимодействия людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

Формирование информационного общества – объективный процесс, обеспечивающий развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Болгария разделяет концептуальные положения и принципы Окинавской хартии и намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны должна быть ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Для разработки и реализации такой стратегии важно знать, насколько страна готова к такому переходу, какие препятствия есть на пути развития с использованием ИКТ.

Итак, целью курсовой работы является оценка информационной готовности Болгарии.

Задачи

-Оценка развития ИКТ Болгарии, особенности его регулирования

- степень развития электронного правительства

- оценка человеческого капитала страны


Оценка развития ИКТ


Общие доходы от электронных коммуникаций в Болгарии в конце 2006 года составили около €1,548 млн., из которых сектор мобильной связи начитывал €918 млн., а фиксированная связь - €399 млн. Общий объем инвестиций достиг €417 млн., из которых €255 млн. вкладывались операторами мобильной связи, €105 млн.– инвестиции традиционного оператора фиксированной связи, и лишь €8 млн.– инвестиции альтернативных операторов фиксированной связи. Самым динамично развивающимся рынком в Болгарии, безусловно, является рынок мобильной связи. Ситуация на рынке телекоммуникаций аналогична другим новым государствам-членам, когда количество фиксированных линий относительно низкое, а рост сектора мобильной связи высокий. [1]

Несмотря на то, что два основных оператора мобильной связи владеют сетями мобильной и фиксированной связи, введение пакетированных предложений услуг на рынке оказалось сложным из-за проблем, связанных с заключением договоров на присоединение (вызванных высокими тарифами за терминацию трафика). Рынок широкополосного доступа все еще необходимо развивать. Ситуация, актуальная в декабре 2006 года, была следующая: 40 операторов кабельной связи предлагали двойные услуги (кабельное ТВ с доступом в Интернет или голосовыми услугами) и три оператора предлагали тройные услуги (голосовая связь, передача данных и телевидение).[2]

До мая 2007 года в Болгарии протекал процесс гармонизации национального действующего законодательства с нормативно-правовой базой ЕС 1998. Несмотря на то, что болгарские власти уведомили о полном перенесении нормативно-правовой базы ЕС 2002 в национальный Закон за май 2007 года, все еще необходимо принять некоторые подзаконные акты, чтобы обеспечить принятие таких важных мер, как анализ рынка, доступ и присоединение.

Регулирование рынка ИКТ


Независимость регулирования

30 сентября 2005 года (Указом №205) Министерство транспорта и коммуникаций было переименовано в Министерство транспорта, а все его функции в области ИТ и телекоммуникаций перешли к Государственному Агентству информационных технологий и связи (ГАИТС). Такие государственные агентства в Болгарии основываются Советом Министров (СМ), чтобы обеспечить осуществление деятельности, которая обычно не входит в компетенцию Министерства. Агентствами непосредственно управляет СМ. Председатель Агентства ежегодно отчитывается о своей деятельности перед СМ. Председатель ГАИТС не является членом СМ, но он приглашается на его заседания, если на повестке стоят вопросы, относящиеся к деятельности ГАИТС. Комиссия по регулированию в области коммуникаций (КРК) является регулирующим органом, созданным в соответствии с Законом о телекоммуникациях. Комиссия является независимым государственным органом с пятью членами, которые назначаются сроком на пять лет. Председатель КРК назначается Премьер-министром, три других члена назначаются Парламентом, и один член Президентом. Существует ряд серьезных вопросов касательно эффективности и независимости болгарских НРО, которые привели к тому, что Комиссией были начаты судебные разбирательства по факту нарушений в ноябре 2007 года. Некоторые шаги по решению этих проблем были приняты в Болгарии. Регуляторные функции были разделены между НРО - КРК - и Государственным Агентством информационных технологий и связи. Однако разделение нечеткое, и, по-видимому, ГАИТС отвечает за политику развития электронных коммуникаций и принятие подзаконных актов в рамках Закона об электронных коммуникациях, обладает некоторыми регуляторными полномочиями или, по крайней мере, функцией надзора за соблюдение вышесказанного. Кроме того, Председатель ГАИТС был членом Правления традиционного оператора, который поднимал вопросы о несоответствии принципам закона Европейского экономического общества, поскольку законодательная база ясно предусматривает, что регулятор должен быть независимым в правовом и функциональном аспекте от всех организаций, предоставляющих услуги на рынке. Более того, Государство владеет "привилегированной акцией" традиционного оператора, который был приватизирован в 2006 году, и правом вето на некоторые решения. Помимо всего прочего, существует серьезная проблема, связанная с недостаточными ресурсами КРК как финансовыми, так и кадровыми, что препятствует КРК выполнять свои задачи эффективно. Административные платежи и сборы, собираемые КРК, депонируются в государственный бюджет; бюджет КРК утверждается Национальной Ассамблеей по предложению Совета министров. Прогнозируемые доходы и расходы КРК на следующий год должны утверждаться заранее Министром финансов. Несмотря на то, что Министр увеличил общий бюджет КРК на 2008 год, имело место сокращение финансовых ресурсов КРК по выплатам своим сотрудникам в тот момент, когда особенно необходимо больше ресурсов, чтобы обеспечить реализацию болгарского закона об электронных коммуникациях, особенно, в части проведения анализа рынков и введения эффективных механизмов мониторинга. Некоторые предложения, направленные на укрепление своей финансовой и регуляторной независимости, были сделаны КРК.

Согласно утверждениям операторов, максимальный размер штрафов, который может налагать КРК, относительно неэффективный. Поскольку штрафы не привязываются к оборотному капиталу компании, их недостаточно, чтобы побуждать операторов соблюдать нормативные обязательства.

Тарифы на терминацию трафика с фиксированных сетей на мобильные были чрезвычайно высокими (18.80 Евроцентов) по сравнению со средними показателями в 27 странах ЕС (9.87 Евроцентов) по состоянию на октябрь 2007 года, а также по сравнению с тарифами на терминацию звонков с мобильных сетей на мобильные (12.8 Евроцентов). Согласно утверждениям альтернативных операторов, эти тарифы не менялись с 2004 года. Отсутствие регулирования «ex-ante» в результате задержки анализа рынков вместе с отсутствием регулирования в рамках старого Закона об электронных коммуникациях являются главными причинами высоких цен.

Универсальное обслуживание и защита прав пользователей

Традиционный оператор был назначен поставщиком универсальных услуг согласно старому Закону. Этому оператору разрешено покрыть некоторые отдаленные зоны, используя беспроводные технологии DECT. Кроме того, в конце 2007 года назначенному поставщику УУ была выдана лицензия CDMA, которая также может использоваться для предоставления универсальных услуг в труднодоступных и отдаленных регионах.

Болгарский закон предусматривает создание компенсационного фонда, средства которого могут использоваться, если необходимо, поставщиком универсальных услуг. В тоже время непременным условием, которое предусматривает Закон, является то, чтобы розничные доходы поставщика универсальных услуг составляли менее 80% от общих доходов от общественных телефонных услуг. А традиционный оператор на сегодняшний день имеет 97% общих доходов на розничном рынке фиксированной связи.


Оценка ЕББР


Болгария имеет ―Высокий уровень соответствия.


Основные критерии оценки Болгарии

Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу


Лепестковая диаграмма регулирования сетей проникновение фиксированной связи


Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Оценка регулирования государств-членов ЕС


Недостатки регуляторной среды в Болгарии - государственный орган (который соответствует Министерству в большинстве стран) имеет представителей в правлении традиционного оператора, в котором государство также обладает ―золотой акцией. НРО зависит от государственного бюджета. Полномочия - налагать только небольшие штрафы. [3]

Проникновение сетей фиксированной связи


Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Проникновение сетей фиксированной связи в странах операций ЕБРР


Политика «универсального обслуживания» в странах ЕС на сегодняшний день включает вопросы, например, следующего характера: приводит ли отсутствие или неиспользование услуг меньшинством потребителей к социальной изоляции. Это означает, что при достигнутой высокой универсальности внимание рынка смещается на проблемы потребителей, такие как улучшенные способы оплаты услуг и услуги лучшего качества для неблагополучных абонентов (например, пользователей с ограниченными возможностями или малоимущей группы населения).

Болгария относится к группе стран с показателями выше средних по субрегиону Болгария, к странам с самыми высокими показателями роста мобильной связи.

По проникновению мобильной связи в странах ЕС, в которых осуществляет деятельность ЕБРР Болгария относится к странам с показателями выше средних по субрегиону [4]

Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Проникновение услуг широкополосного доступа в Болгарии ниже средних.


Тарифы на присоединение операторов


Одними из самых больших операционных расходами, с которыми сталкивается конкурент при входе на телекоммуникационный рынок, являются оптовые тарифы на присоединение, которые взимают традиционные операторы сетей фиксированной связи за терминацию трафика к своим абонентам. Механизм оптового присоединения обычно решается между операторами, но он становится основной мишенью для регуляторов при возникновении подозрений о том, что традиционные операторы пользуются своим доминирующим положением для ограничения пропускной способности присоединения или для установления цен выше справедливых.

Общие выводы

электронный коммуникация информационный общество

Результаты оценки показывают следующие рейтинги соблюдения регуляторных требований;

Государственный контроль и независимость регулирования.

В странах ЕС разделение ролей правительства (определяющего политику), независимого отраслевого регулятора, а также самих игроков было фундаментальной частью процесса либерализации. В ЕС все страны успешно реализовали политику открытого доступа. Это означает, что для того, чтобы оператор начал предоставлять телекоммуникационные услуги предварительное одобрение не требуется (только предварительное уведомление), если только не используются ограниченные ресурсы (особенно радиочастотный спектр, нумерационные ресурсы и права прохода).

Общая тенденция на рынках телекоммуникаций повсеместно характеризуется растущей либерализацией рынка с соответствующими изменениями в политике и регулировании. Параллельно рынки подстегиваются развитием технологий. Все регионы в настоящее время приняли новые технологии цифровой сетевой инфраструктуры, предоставляя ряд определенных услуг с широким внедрением мобильной связи и растущим использованием услуг широкополосного доступа. Преимущества использования этих удвоенных сил рыночной либерализации и новых технологий включают более широкий выбор для потребителя, улучшенное качество и соотношение цены и качества для потребителей телекоммуникационных услуг.


Подготовка Болгарии к вступлению в информационное общество


В 2000г проведена в жизнь стратегия развития электронного правительства, разработанного Советом министров страны. Главной целью данного политического документа министр назвал «организацию и поддержку на высшем уровне власти долгосрочного процесса внедрения электронного правительства». В стратегии раскрывается сущность электронного правительства и его важность для общества, а также устанавливаются стратегические цели внедрения электронного правительства, порядок организации и управления процедурами электронного правительства. Данный документ стал составляющей общей реформы системы государственного управления Болгарии. Стратегические цели развития электронного правительства в Болгарии можно разделить на три направления, отражающие социально-экономическую политику государства и особенности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их роль в развитии страны:

• предоставление гражданам и бизнесу качественного, экономически эффективного и простого доступа к государственным услугам;

• расширение технических возможностей граждан и бизнеса по участию в управлении страной;

• создание организационной, коммуникационной и информационной среды для эффективной работы государственных учреждений в соответствии с принципами, нормами и опытом ЕС.

Чтобы достичь этих целей, разработан ряд документов, детально описывающих дорогу к созданию электронного правительства. В том числе создана и программа выполнения стратегии развития электронного правительства, предписывающая проведение мероприятий, дающих моментальные позитивные результаты, и запуск важных проектов. Правовые рамки для электронного правительства дополняются утверждением национальных стратегических документов, касающихся государственного управления, и пятью специальными законами, регулирующими права доступа к информации и защиту прав граждан (в том числе и на неприкосновенность частной жизни), а также легализующими электронную цифровую подпись. С технической стороны проблемы, в Софии была построена высокоскоростная волоконно-оптическая городская сеть, которая объединяет локальные сети отдельных организаций, которая расширена на все областные центры страны. Все предпосылки для успешного начала процесса создания электронного правительства существуют. В качестве недостатков болгарской среды для электронного правительства можно назвать недостаток единых рамок, стандартов и архитектуры для комплексного взаимодействия разных систем, низкий уровень координации работы разных проектов и организаций, а также отсутствие единой организационно-информационной системы государственного управления.

Все усилия в области ИО конкретизированы в инициативе «Электронная Болгария» («э-Болгария»), которая была принята в апреле 2004 г. В контексте этой грандиозной задачи страна приняла участие в пилотных региональных и европейских проектах по образованию и науке, а также в европейских образовательных программах TEMPUS, SOCRATES, LEONARDO. Без преувеличения можно сказать, что усилия по вступлению в ЕС дали мощный толчок развитию ИТ, в частности, использованию ИТ в обучении студентов. За период с 2007 г. по 2009 г. Болгария может получить от ЕС 2,3 млрд. евро на структурные действия. Около 20% всех средств будут выделены на создание экономики знания. Экономика знания залегла в основу двух оперативных программ – “Развитие человеческих ресурсов” и “Повышение конкурентоспособности болгарской экономики”. [5]

Наличие реально работающего ИТ - бизнеса. После разрухи с начала 90-ых годов выявилось, что сегодня в Болгарии налицо реально работающая ИТ - индустрия (в основном электроника и софтуэр), включающая почти 1000 компаний. Около 3,18% ВВП страны за 2005 г. сформированы ИТК -отраслью. Рыночная доля ИТ - индустрии за 2005 г. более 2 млрд. евро, ожидается, что она достигнет 2,4 млрд. евро в 2007 г. Рост доходов ИТ - бизнеса за 2005 г. по отношению к 2004 г. составил 22,4%, достигнув 681 млн. евро. Самый яркий вызов этой индустрии заключается в том, что после присоединения (с 1 января 2007 года) Болгария превратится в часть внушительного по размерам ИТК - рынка в Объединенной Европе – 644 млрд. евро в 2006 г. и по прогнозным данным 663 млрд. евро в 2007 г.


Человеческий капитал


Хорошо функционирует образовательная система. Болгария располагает доказавшей себя и богатой традициями образовательной системой, в частности, в звене средних школ. Налицо высокий средний уровень образованности, включая и компьютерной грамотности. Кроме того, в стране проживает молодежь с исключительно высокими интеллектуальными качествами, и свидетельством тому служат успехи в разнообразных международных состязаниях и конкурсах. Традиции в области подготовки и реализации ИТ-специалистов. Страна имеет определенный положительный опыт и традиции, учитывая наше движение к информационному обществу. Кроме хорошей образовательной системы можем вспомнить период до 1990 г., когда страна была специализирована по линии СЭВ на производстве компьютеров, софтуэра, как и обучении, квалификации и переквалификации определенных категорий специалистов высокотехнологичных производств. Использование компьютеров в учебных заведениях началось еще в 70-ых и 80-ых годах прошлого века, и это дало свои положительные эффекты образованию в Болгарии.

Соответствие подготовки в области ИКТ с требованиями бизнеса. Принципиальное требование: обучение в области ИТ должно соответствовать и быть адекватным потребностям бизнеса. На практике это означает тесное взаимодействие образовательных структур с бизнес - средами в целостном обеспечении обучения ИКТ и последующей реализации студентов. Наличие подходящих методических материалов. Учебные планы и программы постоянно обновляются и гармонизируются с планами и программами ЕС с целью унификации документов об образовании. Соблюдение этих нормативных учебных документов гарантируется государственными образовательными требованиями и регулярно проводимыми в стране аккредитациями учебных заведений.

Как позиционирована Болгария в области ИКТ на фоне вновь принятых стран-членов ЕС?

• Проникновение Интернета среди населения – 32% (средний уровень Интернет - потребителей – 45-48%).

• Наличие серьезного цифрового разделения по этнической принадлежности – менее 5 – 7 % болгарских граждан, которые пользуются Интернетом, ромского и турецкого происхождения;

• Использование РС населением – к октябрю 2005 г. почти одна третья часть болгар имела доступ к компьютеру, процент потребителей в возрасте старше 15 лет составлял 34%.

• 80% средних учебных заведений оборудованы компьютерами, а 1000 из общего числа 3000 шт. связаны в сеть. В 2007 г. дооборудование школ компьютерами продолжилось, стало возможным соотношение: на каждые 10 учеников должен приходится один компьютер.

• 80% университетов связаны он-лайн, а большая часть из них предлагает и беспроводную связь.

• На 90 % болгарских предприятий имеется хотя бы един РС, а 75-80% имеют доступ в Интернет;

• Менее 30% малых и средних предприятий (МСП) обладают сильно выраженной технологической ориентацией, т.е. используют полноценно ресурс ИТ (использование антивирусного софтуэр Firewall систем, архивирование информации, наличие Интернет - сайта)

• Экспорт на хай-тек продуктов – только 2% вывоза занимают высокотехнологические продукты (Ирландия – 29%, Венгрия – 25%, Греция – 7%, Польша – 3%)

• Публичные расходы на научно-исследовательскую и изобретательную деятельность – около 0,5%ВВП

2 Данные на конец 2006 г.

• Индекс готовности инфраструктуры ИО – 64-ое место из 64-х стран (2005 г.)

• Индекс Информационного Общества - страна занимает 40-ое место от 48-и стран

• Индекс э-подготовленности - 44-ое место из 49-и стран.

Компьютерная грамотность. Это самый низкий уровень подготовки в области ИТ. По правилу, в индустриально развитых странах подготовка этого уровня обеспечивается средним образованием. В течение нескольких последних лет это стало реальностью и в Болгарии, после того, как за короткий период времени (2004 - 2005 гг.) резко улучшилась материальная база посредством доставки персональных компьютеров, подходящего лицензированного софтуэра и доступа в Интернет. Согласно результатам исследований, проведенных ESDIS (European Commission High Level Group on the Employment and Social Dimension of the Information Society), более половины занятых в Европейском союзе на начало 2004 г. использовали компьютер на своем рабочем месте, но лишь 1/3 из них никогда не обучались пользованию ИКТ. Динамичное развитие ИТ и масштабное распространение Интернет во все сферы человеческой жизни требуют непрерывного обновления большей части учебного материала особенно приложений в области бизнеса.

Обязательная учебная дисциплина „Информатика” изучается студентами всех специальностей. Ее содержание направлено на то, чтобы студенты:

• познавали архитектуру и основные компоненты РС;

• могли работать с операционными системами Windows XP;

• использовали возможности бизнес - пакета Microsoft Office XP на среднем уровне;

• знали ресурсы и услуги Интернета;

• ориентировались в основных компонентах и технологиях Web

• знали возможности эффективного поиска в Интернете

Дисциплины второго блока обучения («Информационные технологии в …») формируют следующий уровень в подготовке студентов в области ИТ и направлены на конкретные приложения, используемые в соответствующей предметной области и, конечно, применение Интернет в банковском деле, финансах, публичной администрации, маркетинге и т.д. Третий уровень подготовки реализуется магистерской степенью в ее двух формах – дневной и дистанционной. В дистанционном обучении в самой большой степени реализовано множество преимуществ электронного обучения. Острая нехватка квалифицированных ИТ - специалистов. Последние годы характеризуются массовым появлением иностранных компаний на болгарском рынке, динамичным развитием ИТ - индустрии, реализацией некоторых крупных ИТ - проектов и непрерывно возрастающим интересом к инфраструктуре и интегрированному бизнес- софтуэру. Эти и другие причины привели к наличию огромной нехватки хорошо подготовленных сетевых, софтуэрных и других ИТ - специалистов. Одно исследование IDC, охватывающее 31 страну Европы, показало, что нехватка только сетевых специалистов в Болгарии в 2006 г. составляет 1000 человек или 11,2%. [6]

С вступлением Болгарии в ЕС проблема нехватки ИКТ-специалистов углубилась и стала одним из факторов неблагополучного развития многих более мелких болгарских фирм. Нехватка специалистов обрекает в большой степени на неуспех и усилия государства по созданию информационного общества в Болгарии.


Таблица 4. Характеристика пользователей интернетом в Болгарии

Пользователи Интернета в Европейском Союзе



ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Население
(2009 Est.)

Пользователи Интернета,
Последние данные

Проникновение
(% Населения)

Пользователь роста
(2000-2009)

Пользователь%

Болгария

7204687


2647100 36,7 515,6% 0,8%

По уровню развития человеческого потенциала Болгария относится к группе стран с высоким развитием.

Рейтинг страны по ИРЧП 1980 1985 1990 1995 2000 2005

53 Болгария .. 0,771 0,792 0,794 0,785 0,800 0,824


Продолжительность непрерывного обучения населения (года) в Болгарии

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
: 18,4 18,6 19,0 19,2 19,4 19,1 16,5 19,6 19,6

Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Отчет международного союза электросвязи Измерение информационного общества. МСЭ-D 2010 ITU


Глобальная электронная готовность Болгарии согласно исследованию Всемирного экономического форума

Рейтинг страна индекс" электронной готовности" оценка (max 10)

2008Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

2007Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

2006Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу


2008 2007 2006
48 48 44 Болгария 5,19 5,01 4,86

Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Болгария 7,6 11,2 11,9 4,9 6,7 14,6 19,9 9,2 12,8

[8]


Таким образом, Болгария имеет высокий уровень развития человеческого капитала, благодаря развитой образовательной системе, а также высокую динамику развития проникновения населения в интернет.

Выводы


Результаты исследований позволяют сделать вывод, что пока Болгария несколько отстает от стран Центральной Европы в области развития ИКТ. Очевидно, Болгарии предстоит еще пройти длинный путь, чтобы догнать остальные страны ЕС в отношении подготовленности Интернет - инфраструктуры, формирования информационного общества и э-подготовленности. Правительство может воспользоваться богатой практикой ведущих западноевропейских стран, которые достигли проникновения широкополосного доступа более чем 50% семей.

Человеческий потенциал находится на достаточно высоком уровне, однако необходимо увеличить количество подготавливаемых ИТ - специалистов в высших учебных заведениях посредством увеличения количества обучаемых студентов по государственному заказу (бюджетная форма обучения).


Источники

1 http://ec.ЕСropa.ЕС/information_society/policy/ecomm/library/communications_reports/annualreports/13th/index_en.htm

2. http://www.itu.int/ITU-D/ICTEYE/Reports.aspx

3. 31 ―Отчет о развитии единого Европейского рынка электронных коммуникаций за 2007 год (13-й Отчет)

4. http://www.wto.org/english/news_e/pres97_e/refpap-e.htm

5. Стратегия развития информационного общества в республике Болгарии. 7 октября 1999 г.

6. Газета „infoWEEK”, 2006 г., №. 34

7. Статистические данные http://www.internetworldstats.com/stats9.htm

8. "2008 EIU" электронной готовности "рейтинга". Economist Intelligence Unit. 2008. http://a330.g.akamai.net/7/330/25828/20080331202303/graphics.eiu.com/upload/ibm_ereadiness_2008.pdf

9. Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте Россия и 25 стран Европы Аналитический доклад ЦЕССИ март 2008г

Рефетека ру refoteka@gmail.com