Рефетека.ру / География

Курсовая: Эстония

Эстония

Основные факты об Эстонии

Территория - 45227 кв. км.

Население - 1 453844 человек. (01.01.1998)

Основная национальность - эстонцы (65%)

Национальные меньшинства - русские, украинцы,белорусы и другие.

Столица - Таллинн (415200 жителей - на начало 1998 года).

Другие важные города -

Тарту (104907),

Нарва (77770),

Кохтла-Ярве (71006),

Пярну (51526).

Административное деление - 15 уездов.

Расстояние от Таллинна до:

Хельсинки - 85 км,

Санкт-Петербурга - 359 км,

Риги - 307 км,

Вильнюса - 605 км.

Государственный язык - эстонский.

Основная религия - лютеранская.

Валюта - эстонская крона (ЕЕК), равная 100 сентам.

Фиксированный валютный курс - 8ЕЕК = 1 DEM.

Краткий обзор истории Эстонии

Наиболее древние следы поселений человека на эстонской земле относятся к периоду более 7500 лет до рождения Христа, но этническое происхождение первых здешних поселенцев до сих пор неизвестно. Предки современных эстонцев пришли сюда в середине III тысячелетия, но развитый мир о нас узнал лишь в 1154 году, когда арабский географ АЛ-ИДРИСИ упомянул в одном из своих сочинений о проживающем на берегах Балтики народе Эстов.

К началу XIII века феодальные отношения были здесь еще неизвестны и государство не образовалось. К этому времени были отбиты попытки скандинавских стран и древнерусского государства подчинить территорию Эстонии своему влиянию. В то время Эстония (вместе с территориями современных Финляндии, Латвии и Литвы) была языческой и оставалась не охваченной христианством зоной между все усиливающейся сферой западно-европейского католичества и восточно-русского православия. Но к 1227 году Эстония была завоевана немецкими рыцарями и христианизирована, и это означало включение Эстонии в западноевропейский тип развития. Крестьянство пыталось неоднократно восстановить свою независимость. Наиболее крупной попыткой явилось восстание ЮРЬЕВОЙ ночи (1343-1345), которое кончилось неудачей.

После завоевания на территории Эстонии было создано несколько малых феодальных государств, построены церкви и каменные замки, основаны 9 городов. Из них 4 вошли в ГАНЗЕЙСКИЙ союз, который пользовался большим влиянием во всей СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ. Хозяйство и внешняя торговля этих городов в значительной степени опирались на выгодное географическое расположение на торговых путях между Западной Европой и Россией. Из немцев образовалась высшая прослойка общества, им принадлежала земля, от крестьянства требовались подати и ухудшился его правовой статус. В результате постоянной вражды между орденом, епископами, городами и все усиливающимися вассалами появилась опасность от великого княжества МОСКОВСКОГО. В 1492 году была заложена ИВАНГОРОДСКАЯ крепость на восточном берегу реки Наровы.

В 1523 году до Эстонии дошла реформация. В городах начался переход в лютеранство, в деревенской местности католичество сохранилось дольше. Лютеранство, требующее проведения богослужений на эстонском языке, дало толчок для издания книг на эстонском языке. Так в 1535 году был издан катехизис ВАНРАТА-КОЕЛЛЕ.

В результате ЛИФЛЯНДСКОЙ войны (1558-1583 гг.) рухнула политическая система Старой Лифляндии, но все же попытки усиливающейся России подчинить себе Эстонию в тот раз кончились неудачей. В последующий период Эстония была разделена между Швецией, Польшей и Данией, а с 1625 года по 1700 год находилась полностью под властью Швеции. В шведское время была заложена основа всеобщему крестьянскому образованию, в 1632 году был основан ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

В интересах государства была ограничена власть дворянства и упорядочена налоговая система крестьянства, были основаны первые мануфактуры.

Падение Швеции как великой державы в СЕВЕРНОЙ войне (1700-1721 гг.) привело Эстонию в состав России, но по условиям капитуляции немецко-балтийское дворянство сумело сохранить свои привилегии и получить обширную политическую и церковную автономию. В то же время положение крестьянства ухудшилось и в 1740-е годы образовалось классическое крепостничество. В 1739 году вышла из печати БИБЛИЯ на эстонском языке.

В начале XIX века начались в малопроизводительных помещичьих хозяйствах медленные реформы. В 1816-1819 годы крестьянство было освобождено от крепостничества - на целых 45 лет раньше, чем в России. А в 1830-е годы начался медленный промышленный переворот.

В результате проведения в 1860-е годы крупных национальных мероприятий (праздники песни, сбор фольклора, создание капитала для учреждения высшей крестьянской школы) появился у до сих пор угнетаемого коренного народа свой национальный идентитет. Интенсивно стала развиваться национальная культура, появилась национальная интеллигенция. По данным переписи народонаселения 1897 года, почти 80% крестьян умели читать и писать. В деревенской местности началась покупка усадебных земель, что обеспечило экономическую независимость эстонского крестьянства. В связи с бурным ростом промышленности в первые годы XX столетия Эстония стала в промышленном отношении одним из самых развитых регионов дореволюционной России.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА создала политические и военные предпосылки для создания эстонской государственности: царская Россия и кайзеровская Германия ослабли и рухнули. В Эстонии были созданы свои национальные воинские части. 24 февраля 1918 года в городе Таллинне была провозглашена независимая Эстонская Республика. В 1919 году было созвано УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, которое приняло Декларацию о независимости, утвердило радикальный закон о земельной реформе и демократическую конституцию. В ходе освободительной войны (1918-1920 гг.) произошло национально-государственное самоопределение эстонцев.

Основой экономического развития эстонской государственности стала радикальная земельная реформа, в ходе которой отчужденная от прибалтийских немцев земля была разделена между крестьянами. В 1921 году Эстония была принята в ЛИГУ НАРОДОВ.

В июне 1940 года Эстонская Республика была аннексирована и включена в состав СССР.

16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял под давлением народного фронта декларацию о независимости, которой было признано верховенство законов Эстонии.

В 1988-1991 годы в Эстонии восстановилось гражданское общество. Это произошло главным образом путем саморегуляции: создавались политические партии, были проведены свободные выборы.

30 марта 1990 года новый Верховный Совет признал в Эстонии незаконной государственную власть СССР и объявил о начале перехода к восстановленю Эстонской Республики. Либерализация цен означала переход от планового хозяйства к рыночной экономике. 3 марта 1991 года был проведен всеобщий референдум, на котором 77,8% избирателей поддержали восстановление государственности Эстонии. 20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонии принял решение о восстановлении государственной независимости.

20 июня 1992 года была проведена денежная реформа. 28 июня 1992 года путем народного голосования была принята новая КОНСТИТУЦИЯ. Осенью 1992 года состоялись первые парламентские выборы. 13 мая 1993 года Эстония стала полноправным членом Европейского Совета

Промышленность Эстонии

В начале 1996 года промышленное производство в Эстонии снизилось, оживление началось во второй половине года. Причиной снижения объемов промышленной продукции в начале года (реализация продукции промышленности составила 95,6% по сравнению с тем же периодом 1995 года) явились тяжелые погодные условия и проблемы со сбытом. Эстонская промышленность продала продукции на 25,6 миллиардов крон. От общего объема реализации промышленной продукции составила 3,3% или 0,8 миллиардов крон плата за оказание услуг промышленного характера. В сравнимых ценах реализация продукции обрабатывающей промышленности упала в 1996 году по сравнению с 1995 годом на 0,4%.

В промышленности продолжалась в 1996 году также приватизация государственных предприятий. Доля государства в реализации промышленной продукции упала в III квартале года до 26,9%. Эту принадлежащую государству четверть дали в основном"Eesti Energia" и акционерное общество "Eesti Polevkivi". Из наиболее крупных предприятий обрабатывающей промышленности государству принадлежали акционерные общества "Silmet" и "Kiviter", а также некоторые незначительные участия в других предприятиях.

Доля экспорта в совокупной реализации продукции обрабатывающей промышленности возросла с 45% в IV квартале 1995 года до 49,3% в III квартале 1996 года.

Финансовое состояние предприятий осталось на прежнем уровне, т.е. на уровне 1995 года. Промышленность в целом была недокапитализирована. Дополнительному финансированию промышленности препятствовало по мнению банков недостаточная ликвидность, отсутствие гарантий, слабое финансовое руководство и низкие маргиналии прибыли. Последнее очевидно и является главной причиной недостаточного финансирования промышленности.

В 1996 году значительно увеличился разрыв между ведущими и отстающими предприятиями промышленности. Ведущие предприятия открыли для себя в течение года новые рынки и увеличили объем производства. Лучшие фирмы могли также инвестировать средства после застоя в начале 90-х годов в новые производственные мощности.

В начале и середине 90-х годов промышленность развивалась более интенсивно в отраслях, имеющих более короткие циклы оборота и требующие меньше капиталовложений (например, изготовление персональных компьютеров, легкая и мебельная промышленность). Развитие этих секторов имеет общие черты с развитием сферы услуг. Успех здесь был достигнут путем экономного оперирования и размещением производства вблизи потребителей.

В капиталоемких отраслях промышленности (машиностроительная и химическая промышленность и промышленность строительных материалов) смогли обеспечить свое развитие в основном те предприятия, которые имеют сильного зарубежного инвестора (как например, акционерные общества "Kunda Nordic Tsement" и "Локсаский Судостроительный Завод"). Продолжение этой тенденции ожидается и в ближайшие годы.

1997 был для промышленности Эстонии весьма успешным. Впервые в это десятилетие рост промышленной продукции был заметен как в сопоставимых, так и в постоянных ценах. По данным Департамента Статистики Эстонии общий объем производства в сопоставимых ценах увеличился на 13,4%, и в текущих ценах - на 22,9%. В 1997 году промышленные предприятия продали продукции на 32,3 млрд. крон, из которых 4% составляли услуги производственного характера. Предприятия с государственным участием продали продукции на 6,8 млрд. крон или 21% от общего объема продаж. Практически из крупных промышленных предприятий в собственности государства остались две энергетические фирмы: АО Eesti Energia и АО Eesti Polevkivi.

Основными причинами роста промышленности были: благоприятное финансовое состояние, прояснение отношений собственности в части промышленных предприятий, инвестиции, сделанные в предыдущие годы, удовлетворительное положение внешних торговых партнеров и развитие экспортной продукции. Для перерабатывающей промышленности сырьевая база была также относительно стабильной. Цены на сырье, как это было в предыдущие годы не поднимались. В части капитала первая половина 1997 года была благоприятной. Банки давали займы промышленным предприятиям на довольно выгодных условиях, интрессы понизились и объем займов увеличился. В течении лета процент по займам колебался в пределах 6-8%. Положение изменилось осенью - в связи с кризисом ликвидности интрессы поднялись до 20-25%. Предполагается, что в 1998 году интрессы скорее всего уменьшатся, но прежнего уровня не достигнут.

Количество работающих на 669 крупных промышленных предприятий уменьшилось со 106000 человек в IV квартале 1996 года до 97000 человек в III квартале 1997 года. В перерабатывающей промышленности число работающих уменьшилось соответственно с 89000 до 86000 человек. Всего в 1997 году в промышленности работало 25% от общего числа занятого населения. Реализация продукции на одного работающего в промышленности в IV квартале 1996 года составляла 68000 крон, в 1997 году были следующие поквартальные изменения: I квартал - 68400 крон, II квартал - 75700 крон, III квартал - 77300 крон. Средняя брутто-зарплата выросла с 3548 крон в IV квартале 1996 года до 3802 крон в III квартале 1997 года.

При успешном развитии промышленности нельзя не отметить того факта, что отрасли экономики, занимающиеся переработкой сырья, развивались быстрее, чем отрасли, выпускающие сложную продукцию. Решающим фактором, позволившим выдвинуться вперед обрабатывающам сырье отраслям, стало повышение эффективности их производственных процессов. Конкурентное преимущество, которое имели эти отрасли в предыдущие годы - это дешевая рабочая сила, дешевое сырье, дешевая энергия, постепенно теряет свое значение. Вероятнее всего, данная тенденция продолжится и в 1998 году и потребность в высокотехнологичном производстве будет увеличиваться.

Удельный вес отраслей промышленности в % (97 г.)

Промышленность республики 100,0%

в т.ч.

энергетика 12,2

горная промышленность 5,2

пищевая 29,6

легкая 11,7

лесная 13,0

химическая 8,9

строительные материалы 4,2

машино- и приборостроение 14,0

остальное 1,5

1998

Дать однозначную оценку прошедшему промышленному году весьма сложно; его можно разделить на две части. В первой половине продолжались положительные процессы, начавшиеся в 1997 году, но летом наступил период спада, вызванный событиями, произошедшими на зарубежных рынках. В целом для 1998 года характерно замедление прироста экономики. Рассматривая темпы развития промышленности с 1993 по 1998 год можно сказать, что они поддерживались в пределах 2 – 4%, 1997 год был исключением: прирост составил 12,5%.

Процесс умеренного наращивания продаж сопровождался заметными структурными изменениями. В рассматриваемом периоде возрос удельный вес лесной промышленности, машино- и приборостроения. Наряду с традиционными отраслями постепенно растёт роль информационной промышленности. К сожалению, эту перспективную отрасль государственная статистика пока адекватно не оценивает. Тем не менее, для развития высокотехнологичных отечественных производств она обладает большим потенциалом. Уменьшилась доля химической и пищевой промышленностей. Несмотря на то, что реструктуризация промышленности не проходила скачкообразно, внутри некоторых отраслей изменения весьма заметны. Тенденция концентрации производства наиболее чётко прослеживается в пищевой, лесной и лёгкой отраслях промышленности. Исходя из необходимости повышения эффективности, явление концентрации скорее всего будет продолжаться.

Главным фактором, оказавшим в 1998 году наибольшее влияние на развитие промышленных предприятий, было состояние экспортных рынков. Ориентация на рынок СНГ некоторых промышленных отраслей позволила в 1997 году достичь за счёт наращивания объёмов чрезвычайно хороших результатов. В то же время давления со стороны этого рынка на развитие товаров и технологий и на поиск новых торговых ниш не было, и предприятия не осуществляли соответствующих инвестиций. Это привело к общему спаду промышленной продукции.

В ближайшие годы основной целью обрабатывающей промышленности останется укрепление роста экспорта посредством притока зарубежных инвестиций, дальнейшее повышение производительности и достижение более высокого качества продукции и технологического уровня.

Удельный вес отраслей промышленности в % (98 г.)

Промышленность республики 100,0%

в т.ч.

энергетика 11,9

горная промышленность 4,5

пищевая 27,4

легкая 11,9

лесная 14,8

химическая 7,9

строительные материалы 4,7

машино- и приборостроение 15,4

остальное 1,5

Транспорт - основной путь международной торговли

Общие тенденции

Удобное географическое положение делает Эстонию важнейшими торговыми воротами между западом и востоком, севером и югом. Транспортный сектор играет весьма существенную роль в экономике Эстонии. На его долю в 1995 году приходилось около 9% ВВП, в 1996 году - 9,5%, в 1997 - 10,4% и в первой половине 1998 года – 11,9%. Нетто-оборот реализации грузовых перевозок, складского хозяйства и связи составил в 1997 году 18,7 млрд. крон. Существенно возросли объёмы международных товарных и пассажирских перевозок. Объём транзитных грузовых перевозок возрос почти наполовину, а положительное сальдо экспорта-импорта транспортных услуг возросло в 2,6 раза. Тенденция роста наблюдается и во внутригосударственных товарных перевозках и в использовании общественного транспорта, хотя доля последнего в общем объёме пассажирских перевозок постоянно уменьшается. Возросли выделяемые из госбюджета средства на поддержание инфраструктуры, в т.ч. на инвестиции в развитие железных и шоссейных дорог в международных транспортных коридорах.

На начало второй половины 1998 года в Коммерческий регистр было внесено порядка 1600 транспортных предприятий и предприятий складского хозяйства с общим числом работников 37,8 тысяч человек. В сфере связи зарегистрировано 70 предприятий с общим числом работников 7,8 тысяч человек. Кроме того, в дорожном хозяйстве и в других, сопряжённых с транспортом сферах, действует около 1200 предприятий с более, чем 15 тысячами работников. Таким образом, можно говорить о занятости населения порядка 70 тысяч человек (Регистр предприятий).

К сожалению, быстрый рост количества автомашин и интенсификация движения и процессов транспортировки обострила проблемы пропускной способности дорог, дорожной безопасности и сохранения окружающей среды. Наряду со всеми остальными программными мерами, основной задачей остается обеспечение системной государственной поддержки развития общественного транспорта.

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность государственной сети железных дорог составляет 1811 км. В распоряжении АО “Ээсти Раудтээ” находится 1439,5 км с общей протяженностью основных дорог 802,8 км. Железнодорожных линий с двумя колеями было 101,1 км и электрофицированных линий – 132 км. В распоряжении АО “Эделараудтээ” находится 371,5 км железных дорог, из них 275,2 км - основных железнодорожных путей. АО не имеет двухколейных и электрофицированных дорог. Железнодорожная сеть АО “Эделараудтээ” берет начало на ж/д станции Таллинн-Вяйке (включительно) и Юлемисте (исключая), и насчитывает всего 16 станций. На 1 января 1998 года в Эстонии зарегистрировано свыше 800 км государственных и частных железных дорог, не относящихся к общественной сети, но соединённых с ней. Ширина колеи в Эстонии такая же как в соседних странах: России, Латвии, Финляндии, но шире, чем в Западной Европе. Показатель плотности сети железных дорог (22,7 км/1000 кв.км) в Эстонии отстает от стран с высоким уровнем развития железнодорожной системы, как Бельгия, Германия или Польша, но равняется соответствующему показателю в таких странах, как США, Швеция и Финляндия.

На сегодняшний день Министерство дорог и связи выдало лицензии на организацию железнодорожных перевозок 12 фирмам - операторам. Самыми крупными по объёму различных перевозок и со 100%-ным государственным участием являются АО “Ээсти Раудтээ” (экспортные и импортные грузовые перевозки, международные, а также пригородные, около Таллинна, пассажирские перевозки) и АО “Эделараудтээ” (внутригосударственные грузовые и пассажирские перевозки). Оба предприятия также являются администраторами принадлежащих государству региональных железнодорожных сетей.

Деятельность, связанная с железнодоржными перевозками, регулируется Законом о железной дороге. На его основе разрабатываются правила по техническому использованию железной дороги и последующие правовые акты. С 1997 года в парламенте в стадии рассмотрения находится гармонизированный с правовыми актами ЕС новый проект Закона о железной дороге, который предусматривает получение финансовой поддержки инфраструктурой железных дорог (рельсы, средства связи и энергетическое оборудование), а также установление платы за использование рельсовых дорог.

Начиная с 1994 года объёмы грузовых перевозок по государственной железной дороге из года в год растут. В 1998 году объём грузовых перевозок составил 31,9 млн. тонн (прирост по сравнению с 1997 годом 8,9%), а объём транспортных работ - 5,8 млрд.ткм (прирост 20,4%). Объём внутренних перевозок был 8,5 млн.т и грузооборот - 438,6 млн. ткм, что составило соответственно 26,6% и 7,5% от общего объёма перевозок и грузооборота, осуществляемых по суше.

С точки зрения развития экономики, особое значение приобретают международные железнодорожные грузовые перевозки. Из всего объёма транзитных перевозок 18,6 млн. тонн или 95% были осуществлены по железной дороге. По предварительным данным объём транзитных перевозок в 1998 году составил 18,6 млн. тонн (рост 21.6%). Около 64% от общего объёма транзитных перевозок, прошедших через эстонские порты, осуществляется по железнодорожной ветке Таллинн-Тапа-Нарва и 36% - Тапа-Тарту-Печоры. Из провозимых по железной дороге экспортных товаров через Нарву проходит 35%, Валга – 38% и Орава (Печорское направление) – 27% и из импортируемых товаров соответственно 62%, 4% и 34%.

По предварительным данным в 1998 году услугами железной дороги пользовалось 6,7 млн. пассажиров (прирост по сравнению с 1997 годом 20%), в т.ч. на линиях местных направлений – 6,4 млн. пассажиров и в международном – 300 тыс.пассажиров (снижение -40%). Общий объём пассажирских перевозок составил 288 млн. пассажиро-километров (+9.9%), из них по местным направлениям – 240 млн. пассажиро-километров (+27%) и в международном – 48 млн. пассажиро - километров (-34.2%). По сравнению с 1991 годом, число пассажиров уменьшилось в 2,8 раза, в т.ч. в местных направлениях – в 2,1 раза и в международном – в 19 раз.

По состоянию на 1 января 1998 г. у Эстонии была международная связь с Россией (С.-Петербург, Москва), Латвией (Рига), Литвой (Каунас) и Польшей (Варшава, с пересадкой в Шестокай). На этих линиях пассажиров обслуживали поезда АО “Ээсти Раудтээ”, за исключением линии Таллинн-С.-Петербург, которую обслуживали поезда Российской Октябрьской железной дороги. 1 августа 1998 года пассажирский поезд “Балти Экспресс”, работавший на линии Таллинн-Рига-Каунас-Шестокай из-за неудовлетворительного технического состояния вагонного парка был снят. Этим прямое международное железнодорожное сообщение с Латвией и Литвой прекратилось. В настоящее время идёт поиск инвестора для восстановления данной линии.

Автомобильный транспорт

Развитие автомобильного транспорта основано на относительно хорошем состоянии сети автомобильных дорог в Эстонии. На 1.01.98 это 41534 км дорог, включая 16438 (39,6%) км общественных дорог.Помимо шоссейных дорог дорожным сетям принадлежит 3123 км улиц. Плотность общественных дорог 363 км/1000 кв.км, а плотность всего 918 км/1000 кв.км. По этому показателю Эстония не уступает Балтийским и северным странам, но по качеству покрытия дорог Эстония на одном из последних мест. Сеть автомобильных дорог удовлетворяет текущему объему транспортных потоков, хотя физическое состояние дорог и мостов требует улучшения.

Главная проблема сегодняшнего дня - это хроническая нехватка госбюджетных отчислений на содержание дорог. Для разрешения проблемы ведутся переговоры о получении выгодных займов от международных банков. В будущем Эстония будет ходатайствовать о получении финансовой помощи в рамках структурных финансовых программ ЕС.

Согласно решению Правительства от 1996 года “Общие принципы содержания государственных шоссейных дорог, волостных дорог и городских улиц, а также финансирования”, пользователи дорог должны нести расходы по содержанию дорог посредством акцизного налога на горючее, пошлин на транспортные средства, оплаты за использование дорог.

В 1998 году составлены планы развития государственных шоссейных дорог на 1999-2006 гг. по каждому уезду. Департамент шоссейных дорог разработал документ по необходимым на содержание государственных шоссейных дорог инвестициям на 1999-2006 гг.

Эстонский автомобильный парк постоянно растёт и по состоянию на 1 января 1999 год он состоял из 539 тысяч автомашин, в т.ч. 452 тыс. легковых машин (примерно 310 легковых машин на 1000 жителей). Темп автомобилизации в Эстонии был за последние годы самым быстрым в Европе – годовой прирост составил 24 -26 легковых машины на каждые 1000 жителей.

По данным регистра предприятий зарегистрировано 1079 предприятий, занимающихся непосредственно пассажирскими или грузовыми перевозками. На этих предприятиях работает 28,8 тысяч человек (76% от всего транспортного сектора). Самое большое число предприятий занимается шоссейными перевозками – 1016 (94,3%) с числом работников 16,6 тысяч человек (57,6%). При этом, в 88,2% предприятий трудится до 19 человек, в 11,2% - от 20 до 99 человек и в 0,6% - свыше 100 человек (в т.ч. в Таллиннском Трамвайном и Троллейбусном объединении – 1330 человек). В 1998 году транспортными предприятиями было перевезено 11,7 млн. тонн грузов (в том числе международные перевозки составили 2,5 млн. тонн) и 209 млн. пассажиров (0,6 млн. - международные перевозки).

Воздушный транспорт

На 01.01.1998 года выданными Департаментом Воздушного транспорта лицензиями на деятельность по осуществлению воздушных перевозок коммерческого характера располагало восемь предприятий: АО “Эстониан Эйр”, ЭЛК Леннулийнид, Энимекс, Авиес, Эйр Ливониа, Паккер и Аэроспорт, а также Первый Клуб Аэронавтики Эстонии. На девяти предприятиях этой подотрасли работает около 600 человек.

В начале 1998 года в Эстонии было сертифицировано 10 аэродромов: Таллиннский, Тарту-Юленурмеский, Пярнуский, Курессаареский, Кярдлаский, Кихнуский, Раадиский, Тапаский и Вильяндиский.

Таллиннский аэропорт - это самый крупный гражданский и международный аэродром Эстонии, самолеты из которого летают во многие столицы и важнейшие города Западной Европы и СНГ. Для внутригосударственных воздушных перевозок и частично международных перевозок используются также аэропорты на Курессааре, в Кярдла, Пярну и Тарту-Юленурме. Помимо вышеперечисленных, имеется ещё 20 посадочных площадок, с которых, после соответствующих работ, можно будет осуществлять полеты.

По данным департамента авиации, в Эстонии зарегистрировано 128 гражданских воздушных судов, в 1998 году было перевезено 324 тысячи пассажиров и 4,4 тысячи тонн грузов.

Морской транспорт

По данным Регисра Судов по состоянию на 1 января 1997 года Эстония имела 116 судов. Доминирующую позицию занимало АО "Морское пароходство", в чьей собственности находилось 42 судна. Всего было зарегистрировано 10 государственных предприятий, 2 муниципальных и 312 частных, которые занимаются морским транспортом и сопреженными с ним видами деятельности.

К началу 1998 года действующими лицензиями на организацию морского транспорта располагали 105 предприятий и на агентирование судов – 151 предприятие. По данным Коммерческого регистра основная деятельность 43 предприятий - это морские перевозки пассажиров и товаров, в т.ч. паромные перевозки. Организация речного транспорта в настоящее время не лицензируется и в Коммерческий регистр не внесено ни одного предприятия, основной сферой деятельности которого была бы организация речного транспорта.

По данным судового регистра на 01.01.1998 года в торговый флот Эстонии входило 552 судна. Ведущим предприятием в этой отрасли является АО “Морское Пароходство Эстонии”, в распоряжении которого находится 43 судна. Товарные и пассажирские перевозки морских судов под флагом Эстонии в 1998 году составили - 6 млн. тонн (в том числе международные перевозки - 5,1 млн. тонн) и 3,7 млн. человек, (2,6 млн. - международные перевозки).

Порты-основной элемент в транспортной инфраструктуре Эстонии. По данным службы по гидрографическим и навигационным отметкам Департамента Водных дорог в Эстонии насчитывается 101 порт. Из них 31 порт осуществляет торговые и пассажирские морские перевозки. Все отечественные торговые порты открыты и для иностранных судов. По форме собственности в Эстонии различают как государственные и муниципальные, так и частные порты. Государству принадлежат порты наиболее существенные по показателям пассажиро- и товарооборотов входящие в состав АО "Таллинна Садам": порт "Ванасадам", порт "Мууга" и порт "Пальясааре", а также развивающийся как торговый порт "Палдиски Лыунасадам". С большим международным торговым оборотом работают частный порт "Кунда" и муниципальные порты "Пярну" и "Палдиски Пыхьясадам".

Для перевозок местного движения между основными островами и материком, большое значение имеют малые порты Роомасааре, Виртсу, Куйвасту, Рохукюла, Хельтермаа и Свибу. Через многие малые порты помимо местного движения осуществляются экспортно-импортные перевозки в малых объёмах. Торговый оборот портов АО "Таллинна Садам" достиг в 1998 году уровня в 21,3 миллиона тонн, что составляет приблизительно 70% от торгового оборота всех портов Эстонии. Кроме торговых перевозок, порт "Ванасадам" является крупнейшим пассажирским портом Эстонии. В 1998 году в этом порту было обслужено 5,4 миллиона пассажиров, что на 12,4% больше, чем в 1997 году.

Морские порты Эстонии-крупные, универсальные и имеющие одновременно специализированные перегрузочные комплексы (зерновой, рефрижераторный, нефтяной), высокомеханизированные, глубоководные и практически незамерзающие, являются гарантией реализации транзитных перевозок грузов как с запада на восток, так и севера на юг и в обратных направлениях. Порты "Ванасадам" (Таллинн) и "Мууга" (15 км от Таллинна), благодаря заходам судов регулярных линий, связаны с портами Скандинавии, Западной Европы и Западной Африки, а при трамповых перевозках-с любыми портами мира. В настоящее время порты Эстонии имеют некоторые резервы пропускной способности. Благодаря начатой структурной перестройке, на территории портов создаются новые компании, которые строят терминалы, склады, что значительно увеличивает мощности портов. Эстония является государством невзимающим специальных налогов за прохождение специальных грузов. Благодаря вышеприведенным факторам и учитывая загруженность портов России на Балтиийском море, грузоотправителям (получателям) России, Беларусии, Украины и других стран СНГ во многих случаях экономически целесообразно отправлять (получать) свои грузы через порты Эстонии.

Сельское хозяйство ЭР

В Эстонии имеется 1 127 6000 га сельскохозяйственных угодий, из них мелиорированных угодий 65%. На одного человека приходится 0,7 га обрабатываемой земли (в странах Западной Европы 0,3 - 0,4 га). Из обрабатываемых земель годны для выращивания зерновых 78%, картофеля - 60% и разных многолетних травяных культур - 85%. Земель, не годных для сельскохозяйственного производства, имеется до 200 000 га. Качественные показатели сельскохозяйственных угодий по разным регионам значительно различаются. Природные условия в Эстонии являются относительно благоприятными для сельскохозяйственного производства.

После спада производства сельскохозяйственной продукции (1990-1995 гг. - 40%) в 1996 году наметилась стабилизация в этой области экономики, 1997 год характеризовал небольшой подъем. В 1997 году сельскохозяйственной продукции было произведено на 5620 млн. крон, что на 31,1 млн. крон или 0,6% больше, чем в предыдущем году. В 1997 году в Эстонии насчитывалось 22722 хутора и 854 сельскохозяйственных предприятия (товарищества, акционерные общества, государственные предприятия).

В 1997 году сельскохозяйственные культуры были посеяны на 863,7 тыс. гектаров, что на 0,5% больше, чем в 1996 году. Структура посевных площадей изменилась в пользу зерновых, смешанных и бобовых культур, на их долю приходится 9,3%. Потребность внутреннего рынка в зерне составляет 830 тыс. тонн и покрыта отечественной пшеницей на 60% и рожью на 75%. Расширяются посевные площади масличных культур.

Живой вес убойного скота и птицы в 1997 году составил 95,7 тыс. тонн или 94,3% от показателя 1996 года. Производимое в Эстонии количество мяса не покрывало потребностей внутреннего рынка, поэтому до 40% потребляемого мяса и мясных продуктов импортировалось. Наметившаяся стабилизация мясного рынка обусловила снижение доли мяса и мясных продуктов в импорте продуктов питания с 8,7% до 7,8%. Основными проблемами животноводов и птицеводов в 1998 г. остаются проблемы недостаточности инвестиций в производство кормов и во внедрение технологий, а талже улучшения условий содержания животных.

Начиная с 1992 года развитие производства основной продукции растениеводства - зерна и картофеля - осуществлялось через соответствующие государственные программы. Особое внимание уделяется на обновление технологии и улучшение качества. Через государственные программы развивают также технологию производства технических культур - льна, сахарной свеклы и маслиничных культур. В 1997 году приступили к осуществлению государственной программы "МОЛОКО", что улучшило качество реализованного молока (в 1997 году было произведено 67,2% молока высшег сорта), продолжается осуществление государственных программ по развитию консультационных служб и создание системы опытных сельскохозяйственных предприятий.

Фактические цены производителей (закупочные цены) сельскохозяйственной продукции в последние годы постоянно были ниже сравнительных (без субсидий) и запрашиваемых цен. Проведенный анализ показал, что уровень цен эстонских производителей составляет 60% от цен производителей в странах ЕС. С 1993 г. по 1997 г. цены на товары и услуги выросли в среднем на 270,8%, в то время как на продукты питания - на 198,3%. По данным Института Коньюктуры Эстонии 74% потребителей предпочитают продукты питания местного производства.

При внешнеторговом дефиците Эстония была в 1997 году нетто-импортером сельскохозяйственной продукции. Во внешнем обороте (без учета оборота таможенных складов) сельскохозяйственной продукции 1997 г. можно выделить 2 большие группы товаров, имевших положительный баланс, это молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты. Одним из способов уравновешивания негативного баланса во внешней торговле является сохранение собственного производства, увеличение обьемов экспорта и создание условий для своих производителей и торговцев, позволивших бы им наравне с партнерами из других стран выступать на внутреннем и внешнем рынках.

В 1998 году в Эстонии было 34 670 хуторов и они находились на 40% от всей используемой земли. Сельскохозяйственных предприятий было 803, они пользовались 42% используемой земли. 18% земли находятся в распоряжении частных хозяйств жителей и 211 700 га (19% от всей) земли не используется. На данный момент положение хуторских хозяйств лучше, чем положение сельскохозяйственных предприятий. Хутора получили льготных кредитов в три раза больше, чем предприятия на одну единицу обрабатываемой земли. Выдача кредитов была произведена на основе бизнес-проектов, а не административных решений.

Как и в других отраслях народного хозяйства, первая половина 1998 года характеризуется экономическим ростом и вторая половина года - значительным спадом. На деятельность отрасли повлияли: необыкновенно большое количество осадков, что вызвало в основном неурожаи зерна и частично картофеля, кризис российского рынка и общее падение цен на мировом рынке. Растительная продукция из-за природных условий упала на 12%, a животнoводчeская продукция в физическом объёме выросла: молочная продукция на 2%, продажа скота на убой - 9% и яйца - 8%. Общая продукция в денежном измерении снизилась на 11%. В связи с ухудшением природных условий значительно повысились расходы на сбор урожая. Учитывая дотации, нетто-доход сельского хозяйства упал на 7% по сравнению с прошлым годом. Уменьшение доходов прежде всего связано с падением мировых цен на молоко на 15%. Плохая конъюнктура обусловила постоянное уменьшение голов скота по сравнению с прошлым годом на 4,3%.

Все-таки, в условиях жесткой конкуренции эстонские сельскохозяйственные предприятия и обрабатывающая промышленность сумели значительно поднять качество своей продукции. Если в 1995 году, когда в Эстонии начали применять европейские нормы качества молока, доля молока высшего сорта составляла 37%, то в 1998 году эта цифра составила уже 71%, в некоторых районах и 80%.

В 1998 году экспорт сельскохозяйственной продукции составил 3,5 млрд. крон и 10% от общего объема экспорта, импорт - 5,5 млрд. крон и 11% от общего объёма импорта. Сельскохозяйственную продукцию экспортировали больше всего в страны Европейского Союза (26%), Россию (17%) и на Украину (15%). Основную часть экспорта сельскохозяйственной продукции составляют молочные продукты. Экспортируется в среднем около трети всех молочных продуктов. Обеспечение отечественным зерном и мясом составило в 1998 году 73%. Эстонская молочная промышленность осуществила крупные инвестиции с целью ee соoтвeтcтвия нормам ЕС по технологиям и гигиене. В 1998 году крупнейшее эстонское предприятие молочной промышленности АО “Пылва Пийм” было признано соответствующим нормам ЕС и его продукция получила право экспортироваться в ЕС.

В 1998 году было произведено инвестиций на сумму 375 млн. крон. Хотя объём инвестиций вырос, по отношению к ВВП, он всё же был в 2,5 раза ниже, чем в среднем по государству и в 3-3,5 раза меньше, чем в ЕС.

Сельскохозяйственным предприятиям было выдано льготных кредитов на сумму 166 млн. крон и дотаций на инвестиции на сумму 72 млн. крон. Приступило к работе Целевое Учреждение по гарантиям на сельскохозяйственные кредиты с начальным капиталом в 60 млн. крон. Продолжилась законодательная деятельность по вопросам безопасности продуктов питания и работа по приведению к соответствию с нормами Евросоюза институций и технических средств. Был улучшен контроль на границе по вопросам безопасности и качества продуктов питания, реконструированы лаборатории и начато выполнение программы отслеживания качества продуктов питания.

Финансы и банковская система Эстонии

Как известно, национальная валюта - эстонская крона (ЕЕК) была введена в обращение в период денежной реформы в 1992 году. По закону она жестко привязана к немецкой марке в соотношении 8:1. Таким образом, колебание курса эстонской кроны напрямую связано с изменением курса немецкой марки, являющейся одной из наиболее устойчивых мировых валют. Эмиссия крон в обращение строго связана с золотовалютными запасами.

Банковская система Эстонии состоит из Банка Эстонии и сети коммерческих банков, число которых из года в год постоянно уменьшается как путем объединений и слияний, так и лишением лицензий на их деятельность.

Биржевой кризис осенью 1997 года оказал существенное влияние на развитие банковского сектора в 1998 году. В ходе кризиса цены на акции ведущих банков на Таллиннской бирже ценных бумаг упали в несколько раз. Это поставило многие банки в крайне затруднительное положение и коснулось, прежде всего, тех из них, кто используя крупные иностранные займы, слишком развивал экспансивную кредитную деятельность и сосредоточился на сделках с ценными бумагами. В 1998 году произошло слияние четырех крупнейших банков: Хансабанка и Сбербанка, Юхисбанка и Таллиннского банка. Объединились также Форексбанк и Инвестиционный банк. Обанкротился Маабанк (Земельный банк). Таким образом, число коммерческих банков Эстонии к концу года составило 7. В целом, по мнению специалистов - это оздоровительный процесс, ведущий к укреплению банковской системы. В свою очередь, Банк Эстонии разработал и осуществляет ряд мер по ужесточению требований к надежности и упорядочению банковской системы (адекватность капитала, требования к повышению ликвидности, переход к более консервативной политике). В итоге произошло некоторое замедление роста кредитов и повышение процентных ставок по кредитам и вкладам. В целом банковская система работает устойчиво, с достаточной степенью надежности. В 1998 году принят Закон о защищенности вкладов, касающийся в первую очередь мелких и средних вкладчиков. Некоторые принципиальные положения этого закона были досрочно применены Правительством и Банком Эстонии при ликвидации последствий банкротства Маабанка летом этого года.

В условиях перехода европейских стран к единой валюте "Евро" в Банке Эстонии ведется работа по возможным сценариям вхождения эстонской кроны в единую валютную систему. В то же время, в период биржевого кризиса эстонская крона подтвердила свою устойчивость. И хотя в республике все еще ведутся споры о наиболее эффективном курсе национальной валюты, общее мнение сводится к тому, что ЕЕК будет жестко привязана к немецкой марке в соотношении 8:1 по крайней мере до конца периода ее обращения (2002 год).

Зарубежное исследование, касающееся оценки прямыми иностранными инвесторами банковского сектора Эстонии по данным за 1996-1997 гг., показывают их доверие к нему и довольно высокую оценку его эффективности как в общем плане по сравнению с другими факторами благоприятствующими инвестициям, так и в общем использовании услуг эстонских коммерческих банков (хранение депозитов, операции с иостранной валютой, проведение платежей и другие).

Актуальные проблемы экономической политики Эстонии

Правительством Республики и Банком Эстонии в феврале подписан и представлен МВФ очередной Меморандум об экономической политике Эстонии на период до 1 июля 2001 года. Меморандум рассмотрен и утвержден на совете директоров Международного валютного фонда 1 марта с. г. Меморандум состоит из четырёх разделов, охватывающих все стороны экономического развития республики и основные экономико-политические цели на предстоящий период. Их выполнение позволит Эстонии повысить экспортные возможности и обеспечить более стабильный и последовательный экономический рост.

Экономическое положение на конец 1999 года и дальнейшие перспективы

Эстонская экономика в течение 1999 года прошла фазу снижения и вернулась обратно на путь экономического роста. Тем самым, развитие Эстонской экономики в течение года в определённом смысле отражает изменения, происходящие в мировой экономике. Произошедшее во второй половине года экономическое оживление в Западной Европе, дало толчок экономическому росту Эстонии, принеся с собой, начиная с третьего квартала, рост экспорта товаров и услуг. Благоприятная монетарная среда уже с первой половины года также создала хорошие предпосылки для восстановления экономического роста. Со снижением внешнего давления в начале года и под воздействием высоких буферов ликвидности, процентные ставки снизились к концу года до наинизшего уровня всех времен.

Начавшееся во втором полугодии, преимущественно опирающееся на увеличение внешнего спроса, экономическое оживление все же не смогло компенсировать понижение происходившее в начале года и по итогам года уровень позапрошлого года оказался не достигнутым, реальный рост ВВП оказался негативным до 1,4%.

1999 год характиризуется резким снижением инфляции. Так рост потребительских цен в среднем по году сформировался в размере 3,3%, а цены производителя даже до 2,3%. Быстрая дезинфляция не отражает только долгосрочные фундаментальные экономические процессы, но впервые дала знак о том, что первая половина 1999 года попала под сферу влияния ранее начавшихся краткосрочных внутренних и заграничных процессов приспособления. Уже в последнем квартале года большинство ценовых индикаторов показало возобновление ускорения инфляции. Если рассматривать инфляцию в Эстонии через реальный курс кроны, то уровень цен Эстонии по отношению к промышленным странам в течение года практически не изменился. Но это абсолютно не значит, что конвергенция цен уже прошла.

Дефицит текущего счёта снизился с 9,8% в 1998 году до 6,3% в конце 1999 года. И хотя притоки внешнего капитала не были меньше чем в 1998 году, характерный для всего года излишек счёта финансов платежного баланса, был более скромным чем раньше. Это находилось в согласии с уменьшением потребности во внешнем финансировании, что в свою очередь было обусловлено уменьшением негативной разницы между внутренними сбережениями и инвестициями.

На формирование счета финансов по году сильное влияние оказали движение средств банковского и правительственного сектора: в первой половине года были созданы большие внешние резервы, часть из которых к концу года была израсходована.

Реальной экономике помог выйти из застоя сильный банковский сектор. Стабилизация и консолидация финансовой системы произошли в конце 1998 года и в 1999 году финансовый сектор развивался стабильно. Увеличение сбережений частного сектора и приток внешних денежных средств обеспечили рост широкого денежного предложения, приблизительно на 25% и снижение процентных ставок.

Как реальный так и финансовый сектор в своей деятельности в области кредитов были значительно осторожнее чем прежде. Поэтому прирост займов в сравнении с денежным предложением был значительно медленне – примерно на 10% в расчёте на год. Быстрый рост денежного предложения в первой половине 1999 года канализировался главным образом во внешние резервы. Рост займов во второй половине года начался прежде всего с отраслей деятельности ориентированных на внутренний рынок. Стабильно возрастали по году и кредиты на жилье. Займы, выдаваемые экспортным отраслям – в т.ч. промышленности начали медленно возрастать лишь в последнем квартале. Для отечественных частных предприятий и частных лиц номинальные процентные ставки по займам снижались в течение 1999 года довольно последовательно, достигнув в конце года наинизшего уровня в своей истории. Снижение процентных ставок по займам отразило прежде всего усилившуюся в течение года ликвидность банков и меньший спрос на кредиты отечественного реального сектора. Впервые в течение 1999 года в IV квартале показали понижающую тенденцию также и реальные процентные ставки, понизившись к концу квартала до 6-7 процентной границы. Понижение реальных процентных ставок исходило как из понижения номинальных процентных ставок так и из ускорения темпов инфляции в конце 1999 года.

Можно сделать вывод, что экономико-политический каркас Эстонии является достаточно эффективным, чтобы справиться с резкими изменениями экономической среды. Базирующаяся на валютном комитете денежная система подтвердила свою способность справиться и с фазой понижения экономики, а правительственный сектор сделал заметные усилия для достижения бюджетного равновесия.

По прогнозам глобальный экономический цикл будет находться в фазе подъема и в 2000 году. Несмотря на это, нет оснований быть сверхоптимистами и отказаться от прежнего консервативного прогноза экономического роста – 3,% до 4,5 %. Главный вопрос по-прежнему в объеме и скорости реструктуризации предприятий – или другими словами – способности использовать возможности, предлагаемые циклом роста Западной Европы.

Для восстановления экономического роста и подъема продуктивности, рост цен в 2000 году должен превышать прошлогодний показатель и подъем цен потребителя может достигнуть более 4%. Эту оценку поддерживает также тенденция в развитии внешних цен, и изменения на рынке пищевых продуктов и продолжающиеся административные ценовые акции. В бюджетной политике главной проблемой остается удержание дефицита ниже 1,5% от ВВП. Большой дефицит может принести с собой как ухудшение внешнего равновесия, так и уменьшение доверия ко всей политике Эстонии.

Денежная и финансовая политика

Правительство и Банк Эстонии остаются полностью приверженными системе валютного комитета и действующего фиксированного соотношения между кроной, немецкой маркой и евро. Считается, что это обеспечивает создание достаточных рамочных условий для подготовки к вступлению в Европейский Союз и полному участию в Европейском Валютном Союзе (ERM2). Поэтому стратегической целью Банка Эстонии в средне-срочном плане является обеспчение вступления в Европейский Союз к 1 января 2003 года. С этой целью, Банк Эстонии в сотрудничестве с соответствующими институтами Европейского Союза, по плану 2000 года подготовит детальный анализ денежного законодательства Эстонии для гарантии его полного приспособления с требованиями законодательства Европейского Союза. Любые необходимые законодательные изменения будут внесены в парламент к 31 декабря 2000 года. Общим стремлением Банка Эстонии в управлении финансовой системой является обеспечение того, чтобы банковская система хорошо управлялась, поддерживала достаточный уровень капитала и ликвидности для противостояния внутренним и внешним потрясениям. Следует обеспечить и то, чтобы Банк Эстонии был в состоянии эффективно следить за развитием, своевременно, в случае необходимости, принимать корректирующие меры на начальной стадии негативного развития. С этой целью Банк Эстонии в течение периода действия программы будет усиливать действенность системы валютного комитета и финансовой системы путем благоразумного пересмотра возможностей системы, обеспечения необходимых уровней резервов центрального банка, которые превышают требования валютного комитета, что поможет справиться с любым непредвиденным портясением. В частности, будут осуществленны следующие мероприятия:

К 31 марта 2000 года будет завершен обзор существующей структуры резервных требований и требований к дополнительной ликвидности и к июню 2000 года будут введены соответствующие изменения с целью снижения рыночных искажений, присущих действующим денежно-политическим рамкам. В частности, будет пересмотрена адекватность текущей ставки, по которой компенсируются вклады коммерческих банков в Банк Эстонии, категории активов, которые подходят к резервным требованиям, и метод подсчета обязательств по резервным требованиям. Эти изменения не подвергнут опасности уровень буферов ликвидности в системе валютного комитета. Не предусмотрено изменений и в нормативе адекватности капитала, который останется на уровне 10 процентов от активов со взвешенными рисками;

К 31 марта 2000 года будет введена в действие усовершенствованная внутренняя система раннего предупреждения для своевременного определения трудностей, с которыми сталкивается финансовая система;

К 31 декабря 2000 года совместно с правительством будет разработана общая структура требующих решения кризисов платежеспособности и ликвидности в банковской системе, с целью создания прозрачной среды для обеспечения стабильности банковской системы и уверенности в ней. При разработке этой структуры, соответсвующим образом будет учтен основной принцип, по которому работа по разрешению трудностей с краткосрочной ликвидностью обычно является обязанностью Банка Эстонии, а все остальные требования приходятся на бюджет. Более того, организация системы валютного комитета строго ограничивает финансовые пределы вмешательства Банка Эстонии. Таким образом, вмешательство должно производиться только тогда, когда кризис, охватывающий всю систему, примет отчетливый характер;

К 31 декабря 2000 года будет закончено изучение условий и структуры кредитных линий частного сектора и иных рыночных инструментов, в настоящий момент используемых общественным и частным сектором, особенно коммерческими банками. Это изучение поможет оценить гибкость эстонской финансовой системы по отношению к внешним и внутренним потрясениям и ее способность обеспечить доступ к адекватному финансированию в случае рыночного распада. Значительное укрепление банковской системы посредством процесса объединения в период по 1998 год и появление иностранных стратегических инвесторов предоставляет важную возможность работы вместе с коммерческимим банками в направлении более устойчивой финансовой среды. Кроме того, Банк Эстонии усилит контакты с основными частными кредиторами в банковскую систему с целью гарантирования своевременного и соответствующего обмена информацией. В октябре 1999 года Банк Эстонии установил порядок отчисления прибыли в госбюджет, которым учитывается необходимость поддержания достаточной среднесрочной капитализации центрального банка и обеспечивается адекватный уровень нетто-международных резервов по сравнению с минимальным покрытием валютного комитета по закону о Банке Эстонии. В рамках этого порядка перевод прибыли в госбюджет будет ограничен 25 процентами от годовой прибыли Банка Эстонии в последующие годы.

Трудности, с которыми столкнулись банковская система в 1997 и 1998 годах, вынудили Банк Эстонии пойти по пути дальнейшего улучшения среды контроля и слежения за банковсой системой с целью сделать финансовую систему более открытой и прозрачной. С этой целью приняты следующие меры для улучшения системы надзора:

в начале 1998 года введен банковский надзор на консолидированной основе и продолжают совершенствоваться соответствующие процедуры в ходе работы. Запланированы дальнейшие улучшения в этой работе. Так например, во внутреннем контроле консолидированных институтов и улучшении аналитической базы для стороннего контроля консолидированных групп;

пересмотренный Закон о Кредитных учреждениях вступит в силу 1 июля 1999 года. Этот закон значительно усиливает способность Банка Эстонии проводить в жизнь необходимые стандарты в части нормативов надежности и помогает привести стандарты надзора и соответствие с сущностью Базельских принципов и международно признаной практикой;

в октябре 1999 года введены пересмотренные требования к обнародованию отчетов коммерческих банков, их публичной открытости, включая публикации раскрытых внебалансовых данных в годовых очетах. Первые отчеты, составленные в соответствии с новыми требованиями об открытости будут опубликованы в конце февраля 2000 года;

в октябре 1999 года были пересмотрены регулятивные рамочные условия с целью полного использования возможностей, предлагаемых новым законом о кредитных учреждениях. В частности, введены новые или пересмотренные правила в отношении лицензирования новых банков, критерий “пригодный и надлежащий” для менеджеров и владельцев банков, а также обстоятельств, при которых владения в банке, превышающее 10 процентов от общего капитала могут быть приобретены или увеличены;

для содействия надзору на консолидированной основе, Банк Эстонии подготовил руководство с полным набором внутренних постановлений и в дальнейшем будет дополнять и совершать иные необходимые изменения в этом руководстве когда и как необходимо.

Для дальнейшего повышения стандартов банковского надзора, Банк Эстонии также примет следующие меры:

к 31 марта 2000 года внедрит улучшенную структуру оценки займа, включая единую систему минимального провизирования убытков по займам, которая определит предел частичного провизирования;

в настоящий момент используется двухэтапная система для оценки компонентов государственного риска и компонентов риска переводов при подсчете адекватности капитала. Будет рассмотрена необходимость введения более сочлененной структуры для этого подсчета. При необходимости она будет введена к 30 сентября 2000 года;

для соблюдения высоких стандартов надзора, Банк Эстонии также соблюдает наличие соответствующего персонала в департаменте контроля.

Хотя были достигнуты значительные успехи в приведении контроля банковской системы в соответствие с международными стандартами, контроль небанковских финансовых институтов – особенно отрасли ценных бумаг – остается слабым. Правительство и Банк Эстонии решили выработать публично-правовую стратегию для объединения системы контроля над финансовым сектором в одно независимое агенство (далее “Агенство”) на законодательной основе, чтобы обеспечить надзор надо всеми финансовыми операциями в Эстонии на высоком и едином стандарте. Имея перед собой эту цель, и осознавая важность для экономики и финансового сектора законодательных, институционных и организационных основ Агенства, Правительство и Банк Эстонии намереваются принять следующие меры по подготовке к основанию агенства:

правительство уже предоставило парламенту новый Закон о кредитной деятельности в сентябре 1999 года и предоставит к 30 июня 2000 года новый закон о рынке ценных бумаг. Эти законы установят минимальные стандарты, особенно в отношении регулирования первичного и вторичного рынков, устраняют возможность сделок с ценными бумагами лиц, обладающих конфиденциальной информацией, и обеспечат соответствие требованиям минимального капитала и адекватности капитала. Также эти законы должны обеспечить контролеров достаточными полномочиями и автономией, чтобы эффективно внедрить эти стандарты. Проекты этих законов были составлены в соответствии с руководством Евросоюза.

Правительство и Банк Эстонии формируют совместную рабочую группу для подготовки к 30 июня 2000 года организационных и юридических принципов, по которым будет основано агенство, а также для составления подробного плана действий по созданию нового агенства. Осозновая ключевую роль, которую играет банковский сектор в обеспечении стабильности макроэкономики и жизнеспособности валютного комитета будет обеспечено, чтобы в стандартах контроля коммерческих банков не наблюдалось компромиссов в надзоре коммерческих банков во время перехода к единой среде надзора. Кроме того, к 30 июня 2001 года парламенту будут представлены проекты всех необходимых законодательных мер, необходимых для основания агенства.

Компенсационный фонд был основан в 1993 году как механизм возмещения и размещений ваучеров национального капитала, которые не были использованы для приобретения приватизированных домов, земли или доли в предложенных государственных акциях. По действующему законодательству, срок действия ваучеров истекает 1 декабря 2000 года. Ожидается, что в дальнейшем Компенсационный фонд выпустит долговые обязательства на сумму около 150 миллионов крон в период до сентября 2000 года, после чего долговые обязательства выпускаться не будут. Таким образом правительство полагает, что работа Компенсационного фонда будет выполнена, и намеревается прекратить его деятельность. С этой целью дальнейшие переводы доходов от приватизации Компенсационному Фонду приостановлены с 1 января 2000 года. Правительство к 30 июня 2000 года закончит обзор финансовых и законодательных последствий устранения Компенсационного Фонда и предложит парламенту законодательный акт, который санкционирует реструктуризацию Компенсационного Фонда. Будет принято адекватное финансовое провизирование для обслуживания всех долговых обязательств Компенсационного Фонда вплоть до последнего платежа. После оплаты всех оставшихся ваучеров по рыночной стоимости из резерва созданного для этих целей, активы Компенсационного Фонда должны превысить его обязательства на сумму приблизительно в 500 млн. крон. Намерением правительства является последующий перевод этих избыточных ресурсов в Фонд Стабилизации резервов.

В ноябре 1998 года Банк Эстонии приобрел по цене 225 миллионов крон контрольный пакет в Оптивабанке как часть программы спасения банка и попытку его реструктуризации. Банк Эстонии считает, что интересы эстонской банковской системы были бы соблюдены лучше, если бы доля Банка Эстонии в этом банке была приобретена соответствующим стратегическим инвестором. Банк Эстонии твердо придерживается приватизации своей доли и продолжит попытки найти подходящего покупателя для Оптивабанка. При определенных рыночных условиях ожидается, что сделка о продаже будет заключена к 30 июня 2000 года. Кроме того, Банк Эстонии завершил продажу своей скромной доли в Хансабанке в декабре 1999 года.

Список литературы

 WWW.RAMBLER.RU

 WWW.APORT.RU

 http://www.intourion.ru/php/linkru.php3?6189

 http://www.hurmaster.ee/rus/trans.htm

 http://www.hurmaster.ee/rus/facts.htm

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/


Рефетека ру refoteka@gmail.com