РЕФЕРАТ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ США И КСА
История саудовско-американских отношений восходит к маю 1933 г., когда американской компании «Стандарт ойл оф Калифорния» («СО-КАЛ») удалось получить концессию на разведку и добычу нефти в Саудовской Аравии. Король Ибн Сауд, вынужденный считаться с англичанами, но относившийся к ним крайне настороженно, предпочел иметь дело с американцами, у которых не было имперского прошлого. Не менее важно было и то, что «СО-КАЛ» предложила более выгодные условия, чем ее конкуренты (13, с. 24; 6, с. 355–356; 14, с. 13–14; 2, с. 13).
Вскоре после подписания соглашения правительство США, традиционно защищающее интересы национального бизнеса, добилось заключения в ноябре 1933 г. «Временного соглашения между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки о политическом и консульском представительстве, судебной защите, торговле и мореплавании», по которому граждане США и их собственность уравнивались в правах в королевстве с гражданами других иностранных государств (4, с. 30, 85–86).
В мае 1943 г. между двумя странами были установлены дипломатические отношения, а в январе 1949 г. достигнута договоренность о поднятии представительств до уровня посольств, что свидетельствовало о решимости США укреплять свои позиции в этом перспективном с экономической и стратегической точек зрения районе. Важной вехой в развитии двусторонних отношений явилась историческая встреча короля Ибн Сауда с президентом Рузвельтом 14 февраля 1945 г., на которой была достигнута договоренность об установлении «особых отношений» между двумя странами, что, по мнению короля, являлось гарантией от экспансионистских акций Англии против его страны (6, с. 366–367; 14, с. 17).
Вплоть до 1950 г. мировой рынок нефти находился под абсолютным господством семи компаний, входивших в международный нефтяной картель (среди которых одной из самых мощных являлась «СО-КАЛ»), диктовавший свои условия странам-производителям нефти.
К этому времени «СО-КАЛ» в результате слияния с тремя другими американскими компаниями образовала «Арабиан Американ Ойл Компани» («АРАМКО» с января 1944 г.), которой предстояло сыграть выдающуюся роль в истории пустынного королевства. Присваивая аравийскую сырую нефть по очень низкой цене, «АРАМКО» в первые десятилетия получала баснословно высокие прибыли, выплачивая королевскому правительству денежную сумму, похожую больше на бакшиш, чем оплату за добытую и реализованную нефть (13, с. 13, 24).
Будучи полностью независимой от общества и экономики страны, международная корпорация представляла собой инородное тело в восточной провинции Аль-Хаса, островок в море архаического средневекового общества.
Нефтяной анклав, быстро расширяясь, распространился к середине 50-х годов почти на всю Восточную провинцию. Постепенно АРАМКО сформировала мощную инфраструктуру, как производственную (транспорт, энергетика, система связи и коммуникаций, водоснабжение и коммунальное хозяйство появившихся городов), так и социальную (образование, здравоохранение, спортивные сооружения, озеленение), призванные обеспечить нормальное функционирование крупнейшего в мире нефтяного комплекса. К середине 50-х годов компания имела собственные дороги, мощный автомобильный парк (превышающий численно общее количество автомобилей во всей Аравии), несколько нефтепроводов (в том числе и крупнейший Трансаравийский), 4 мощные радиостанции, тепловые электростанции, промышленные предприятия (нефтеперерабатывающие и др.), собственные морские суда, глубоководный порт и собственные самолеты, совершавшие, в том числе, рейсы Дахран-Нью-Йорк (4, с. 95). При содействии АРАМКО была построена и открыта железнодорожная линия, связавшая порт Даммам с Эр-Риядом (6, с. 391, 459; 20, с. 66).
В рамках социальной деятельности компании важное место занимала образовательная программа. По соглашению с саудовским правительством АРАМКО обязалась построить и содержать за свой счет начальные школы в различных районах (к концу 1959 г. действовало 10 школ с общим числом учащихся 2700). В 40–50-е годы была создана хорошо организованная сеть начальных и средних школ для саудовских работников и их детей, а также несколько профессиональных центров и училищ. Курсы профессионального обучения – начального, среднего и высшего звена ежегодно проходили несколько тысяч человек (в 1959 г. – 6085 человек). До 10 наиболее одаренных учеников отбирались ежегодно для продолжения учебы на стипендии компании в Американском университете в Бейруте и в США (17, с. 35; 14, с. 27–28). В последующие годы образовательная программа АРАМКО продолжала успешно расширяться и совершенствоваться. Практика обучения в США охватывала все большее число саудовцев. Разумеется, деятельность компании в сфере образования была вызвана не столько филантропическими либо пропагандистскими мотивами, сколько возраставшими реальными потребностями в саудизации рабочей силы. В 1963 г. компания основала Колледж нефти и минералов, который в 1975 г. получил статус университета, а с 1986 г. стал именоваться Университет нефти и минералов имени короля Фахда (УМП) в Дахране. С самого своего основания это учебное заведение представляло собой американский анклав в саудовском высшем образовании. Обучение в нем ведется на английском языке, а в профессорско-преподавательском корпусе первоначально абсолютно преобладали американцы. Доля американских преподавателей постепенно уменьшается (в 1985 г. они составляли около 50%), но влияние их продолжает оставаться значительным, а объем религиозных предметов ограниченным. Поступающие в УНМ студенты проходят серьезные конкурсные экзамены, а стипендия на 50% выше, чем в других университетах страны.
В 1985 г. в УНМ обучалось уже 6 тыс. студентов и 400 аспирантов и докторантов. УНМ признан одним из лучших в мире вузов в области нефти и минералов. Кроме того, университет является крупнейшим исследовательским центром по нефти на Ближнем Востоке. УНМ – полуавтономное заведение, управляемое независимым Университетским советом, возглавляемым министром высшего образования (17, с. 43; 18, с. 261–263; 21, с. 150–161).
В 60-е годы американское образование становилось все более популярным в королевстве, и саудовская элита предпочитала отправлять своих детей на учебу в американские вузы. Вскоре преобладание в административных структурах и вузах лиц с американским образованием привело в середине 70-х годов к замене египетско-британской системы обучения американской (17, с. 42). Число саудовцев, обучавшихся в США, достигло своего пика в 70-е годы – в среднем 10 тыс. в год, в последующие годы понизилось и стабилизировалось на уровне около 5 тыс. (в 1979 г. – 10 тыс., а в 1985/86 и 2001–2003 гг. – 5 тыс.) (22, 2002, № 3, с. 405; 18, с. 265).
В целом следует отметить важную роль, которую сыграла АРАМКО в развитии современного образования и подготовке технических кадров, особенно в Восточной провинции (Аль-Хаса).
В 50-е годы АРАМКО превратилась в настоящее «государство в государстве» со штаб-квартирой в Дахране. И хотя в стране в то время действовало более 200 различных американских компаний, именно она определяла во многом характер американо-саудовских отношений (4, с. 79; 15, с. 64–65).
Именно из Дахрана пошли первые и все возраставшие импульсы к переменам, распространявшиеся по всей стране.
Важную роль в формировании кредитно-финансовой системы королевства сыграла реформа денежного обращения и финансовой системы 1952 г., проведенная под руководством финансовой миссии США.
В 1952 г. было учреждено валютное агентство, наделенное сперва правами эмиссионного, а затем и центрального банка. Агентство ввело единую денежную систему, упорядочило финансы, добилось укрепления национальной валюты, создало централизованную систему доходов и расходов, без чего было немыслимо развитие страны (4, с. 98; 9, с. 163–164; 6, с. 455–458).
Важными этапами в отношениях с АРАМКО стал сперва 1950 г., когда было заключено новое соглашение, предусматривавшее введение налога на доходы от продажи нефти и осуществление принципа «пятьдесят на пятьдесят», т.е. формально равного деления доходов, а затем 1960 г., когда королевство выступило одним из основателей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), деятельность которой первоначально была направлена на решение проблем цен, а позже проведение единой налоговой политики, упорядочение которой привело к значительному увеличению отчислений странам-экспортерам (8, с. 356; 13, с. 40, 420). Тем не менее в 1970 г. средняя невзвешенная цена на западноевропейском рынке составляла 14,5 долл. за баррель, или 107 долл. за тонну. Из этой суммы Саудовской Аравии причиталось 5,6–5,9%, акционерам АРАМКО 36,7–42%, а правительствам стран-экспортеров 52,4–57,4% (2, с. 18).
Однако коренные изменения в перераспределении доходов от нефти произошли в период кризисов 1970–1971 и особенно 1973–1974 и 1979–1980 гг., когда в результате неоднократного резкого повышения цен на нефть и «революции цен» многократно увеличились доходы саудовского правительства: с 1,2 млрд. долл. в 1960 г. до 22,6 млрд. долл. в 1974 г. и 102 млрд. долл. в 1981 г. (7, с. 157–158).
Большую часть доходов в начале «нефтяной эры» Саудовская Аравия расходовала на потребление, что объясняется нищетой, бедностью и отсталостью не только низов, но и верхов общества. Однако после завершения «переходного периода» и прихода к власти короля-реформатора Фейсала (1964–1975 гг.) начался новый, более осознанный и активный период экономического развития. Король был полон решимости использовать нефть для экономического развития как источник финансирования капитальных вложений. Впервые была создана база для быстрого роста национального фонда накопления посредством сосредоточения в руках государства громадных финансовых ресурсов. Формировавшийся быстрыми темпами госсектор превратился в регулятор хозяйственной жизни, в главное орудие борьбы по преодолению отсталости и опору для укрепления и развития частного сектора.
По рекомендации МБРР в 1965 г. была создана Центральная плановая организация (преобразованная в 1975 г. в Министерство планирования), которая с помощью американских и международных консалтинговых фирм разработала первые научно обоснованные планы экономического развития страны. Пятилетние планы реализовывались (с 1970 г.) при опоре на научно-техническую и технологическую помощь США, стран Европы и Японии. В период осуществления первых трех пятилетних планов на долю американских корпораций приходилось от 40 до 60% всех контрактов, заключенных королевством с иностранными фирмами. Многомиллиардные контракты американских корпораций с правительством значительно превышали по своим размерам работы во всех остальных странах, вместе взятых (5, с. 30).
Однако развитие саудовско-американских отношений, в целом по восходящей линии, вовсе не означало, что между сторонами не было серьезных разногласий.
В условиях страны, где ислам пронизывает все стороны общественной и частной жизни подданных, модернизация с самого начала проходила в условиях острой идеологической борьбы в религиозной форме между либералами и традиционалистами. Реформаторам во главе с Ибн Саудом (затем его преемниками) приходилось вести непростые дискуссии с привлечением ведущих богословов, идти на компромиссы и уступки крайним ханбалистам-ортодоксам и доказывать, что введение современных видов вооружений в армии и использование новейших технических средств в народном хозяйстве и быту вполне может сочетаться с сохранением первозданной чистоты ислама.
Наиболее серьезный кризис в американо-саудовских отношениях возник в период четвертой арабо-израильской войны 1973 г., когда королевство возглавило группу арабских нефтеэкспортирующих стран, введших «нефтяное эмбарго» против западных государств, которые поддержали Израиль, а затем реализовавших «революцию цен» и добившихся относительно благоприятного для арабов исхода этой войны (2 л., с. 199).
На протяжении 70-х годов велись непростые переговоры правительства Саудовской Аравии с АРАМКО по ее «саудизации», которая к 1980 г. стала полностью саудовской компанией, получив наименование Сауди АРАМКО. Компания продолжала тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями, пользуясь услугами Консорциума международных нефтяных компаний по операционным и маркетинговым контрактам (19, с. 134, 141).
После 1980 г. первостепенное значение придавалось необходимости полной интеграции нефтяной промышленности в национальную экономику. При этом следует подчеркнуть особую роль государственной Сауди АРАМКО в экономической и социальной жизни страны как флагмана индустриализации, кузницы кадров менеджеров и рабочих, центра применения новейших достижений научной и технической мысли, чуткого аппарата по связям с мировой экономикой (См. подробнее 12, с. 153–156).
На протяжении последних нескольких десятилетий определяющую роль в саудовско-американских отношениях играли два фактора: нефть и безопасность. Королевство – крупнейший в мире производитель и экспортер жидкого топлива, является устойчивым источником поступления и стабилизирующим фактором рынка нефти. США обеспечивали безопасность Саудитов, что позволило последним консолидировать свою власть внутри страны и на Ближнем Востоке, гарантируя поступление нефти (22, 19.11.2003).
«Особые отношения» между двумя странами подверглись испытанию после революции в Иране в январе-феврале 1979 г., активизировавшей религиозную оппозицию в королевстве. В самый разгар ирано-американского конфликта из-за заложников саудовские «ихваны» (Братья-мусульмане) захватили Главную мечеть в Мекке, бросив открытый вызов королевской семье. США направили в королевство подразделения морских пехотинцев, а президент Рейган заявил, что «не позволит Саудовской Аравии стать вторым Ираном» (5, с. 96–99).
В это время в отношениях двух стран появился третий фактор – исламский. США решили использовать возросшую роль королевства в исламском мире в своих интересах. Они полагали, что суннитский ислам (хотя и фундаменталистский), но контролируемый семьей ас-Сауд, не будет иметь антизападный характер. В период холодной войны саудовский фундаментализм служил буфером против советского экспансионизма. В Афганистан для защиты ислама против «коммунистического атеизма» было направлено несколько тысяч саудовских добровольцев, которые внесли свой вклад в завершение советской оккупации Афганистана. Воинствующий исламизм, экспортируемый в другие страны посредством финансирования различных исламских центров, школ и мечетей, со временем трансформировался из буфера против внешних угроз в серьезную внутреннюю угрозу в обеих странах. К конце 90-х годов в страну вернулось, по некоторым оценкам, не менее 15 тысяч саудовских муджахидов (джихади), воевавших в Афганистане, Чечне, Боснии и Косово, которые нашли «благоприятные условия» в собственной стране (22, 18.11.2003). Именно в эти годы «Аль-Каида» активизировала свою деятельность в Саудовской Аравии, заявив, что рассматривает американское военное присутствие в Аравии как «оскорбление мусульман», а бен Ладен поклялся начать джихад против американского военного присутствия в Саудовской Аравии, заявив, что война с американцами, поддерживающими Израиль, будет более жесткой, чем с русскими в Афганистане (3, с. 177).
Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне привели к серьезному изменению внешней политики США, в которой борьба с международным терроризмом заняла центральное место. Этот резкий поворот американского курса оказал существенное влияние и на отношения с Саудовской Аравией. Американцы обратили внимание на тот факт, что во всех крупнейших террористических актах на американские объекты в 1995–2001 гг. (офисы Национальной гвардии в Эр-Рияде в 1995 г., американскую авиабазу в Аль-Хубаре в 1996 г., а также в Кении, Танзании, Йемене и США) участвовали саудовские граждане, и именно последние обучали террористов в Афганистане, Косово и Боснии (26, с. 969; 3, с. 166–167, 183).
События 11 сентября оказали крайне негативное воздействие на отношение американской общественности к Саудовской Аравии. Американская пресса не раз обращала внимание на тот факт, что 15 из 19 воздушных пиратов были саудовцами, что вызвало подъем саудофобии в США. Специальные слушания в Конгрессе привели к выводу о том, что исламисты, субсидировавшиеся саудовскими благотворительными обществами, распространяли ортодоксальную суннитскую идеологию – ханбализм в его крайнем выражении («ваххабизм») через мечети и тюрьмы в США. Журнал «Тайм» опубликовал данные опроса, проведенного CNN в сентябре 2003 г., который показал, что 72% американцев считают, что США не должны доверять Саудовской Аравии как союзнице (22, 19.11.2003). Американские контртеррористические органы пришли к выводу о том, что несмотря на некоторое повышение эффективности саудовских спецслужб, особенно после создания в 1993 г. Министерства по делам ислама, некоторые «благотворительные» организации продолжали финансировать радикальные исламские организации за рубежом. Из-за отсутствия опыта саудовские должностные лица не всегда могли определить и разграничить законную помощь в религиозной сфере от скрытой «благотворительности» экстремистским организациям. «В прошлом королевство было наивно в отношении предоставляемой им помощи», – заявил бывший шеф разведки королевства (22, 19.11.2003; 3, с. 170).
Особое раздражение американцев вызывало то обстоятельство, что вплоть до террористических акций 2003 г. саудовцы делились информацией о терроризме неохотно и на ограниченной основе. И только с осени 2003 г. предприняли шаги к сотрудничеству, создав Центр совместных операций и обмена информацией (22, 19.11.2003).
После 11 сентября в американской прессе широко обсуждались также вопросы арабской и в особенности саудовской систем образования. Авторы статей отмечали, что арабские школы воспитывают взгляды нетерпимости и враждебности к Западу и, следовательно, потенциальных террористов (См., например, 25, 30.10.2001 и 20.02.2002). Вместе с тем следует отметить, что серьезный анализ учебников и школьных программ в плане воспитания людей, склонных к терроризму, никем не был предпринят, и, очевидно, эту работу предстоит еще выполнить. Известно только, что некоторые поправки были внесены в 2003 г. без лишнего шума в отдельные главы учебников религиозных школ, содержавших обидные для иностранцев рекомендации, например, о нежелательности рукопожатий с немусульманами в религиозные дни (22, 18.11.2003; 24, 2002, № 3, с. 396).
«Саудовская публика в массе не любит Америку, и наоборот», – отмечает «Файнэншл Таймс», приводя слова высокопоставленного саудовца, а имидж королевства в Америке низок как никогда прежде. Саудовская элита, которая в прошлом посылала своих детей учиться в США, теперь предпочитает отечественные вузы, либо выбирает европейские университеты. Деловые круги также выражают недовольство судебными процессами, ведущимися в США против саудовских финансовых институтов, благотворительных фондов и даже некоторых старших принцев (с замораживанием их средств). При этом нередко американские судебные органы недвусмысленно обвиняют саудовскую политическую систему в том, что она допустила возможность атак 11 сентября (22, 19.11.2003).
В Конгрессе влиятельные неоконсерваторы из партии президента обратились к нему с требованием выбора более жесткого курса в отношении королевства, проведения специального расследования в Конгрессе по поводу отношений с правительством Саудовской Аравии и ее связей с террористическими группами, наподобие расследований в Конгрессе «советской угрозы» в период холодной войны.
В свою очередь официальные круги королевства обеспокоены резким охлаждением двусторонних отношений. Саудовские высокопоставленные дипломаты вполне осознают, что времена тесных взаимоотношений, характерных для эпохи Джорджа Буша-старшего, миновали, и предпринимают усилия для восстановления доверия США. Эмиссары королевства в Вашингтоне расходуют немалые средства на наем лоббистских и юридических фирм с тем, чтобы в максимально возможной степени исправить либо восстановить имидж своей страны в США (22, 18 и 19.11.2003).
Вместе с тем следует отметить, что на высшем государственном уровне двусторонние отношения продолжали оставаться более устойчивыми. И одной из главных причин этого является эскалация насилия в королевстве, толкающая обе стороны на объединение усилий для войны с терроризмом.
Со второй половины 2003 г. в Белом доме все более зреет понимание того факта, что дальнейшее ужесточение давления на саудовское правительство будет на руку радикальной исламской оппозиции, добивающейся ликвидации американского военного присутствия в королевстве, ниспровержения существующего режима и установления исламистского антизападного режима (22, 19.11.2003).
Поэтому после террористической атаки на компаунд, населенный арабскими рабочими на окраине Эр-Рияда в ноябре 2003 г., администрация Буша приняла обязательство поддерживать королевство. Американский президент установил доверительные отношения с наследным принцем Абдаллахом – фактическим правителем страны. В американской администрации полагают, что последний способен провести реформы, которые сделают Саудовскую Аравию более приемлемым партнером в глазах американской общественности. При этом американцы принимают во внимание тот факт, что королевская семья является прозападной силой в радикализирующемся регионе, поддерживают ее и считают, что не следует требовать от наследного принца чрезмерного ускорения сроков проведения обещанных им реформ.
Саудовские высокопоставленные лица утверждают, что одной из форм помощи США в войне с террором могло бы стать принятие ими «нейтральной позиции» в палестино-израильском конфликте, который используется «Аль-Каидой» для получения легитимности и идеологической поддержки радикальных клерикалов для джихада. Еще летом 2001 г. Абдаллах направил Бушу серию писем, в которых предупреждал, что особые отношения между двумя странами могут быть поставлены под сомнение, если не будет серьезных подвижек в палестинском вопросе. Но его предложения по ближневосточному урегулированию 2001 г. не получили отклика в Вашингтоне (22, 19.11.2003).
В целом, несмотря на осложняющие отношения обстоятельства, фундаментальные основы сотрудничества остаются прежними: нефть и безопасность.
саудовский американский отношения нефть
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров И.А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. – М., 2000.
2. Андреасян Р.Н. Нефть и арабские страны в 1973–1983 гг. – М., 1990.
3. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. – М., 1990.
4. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. – Махачкала, 2002.
5. Беляев И.П. Американский империализм в Саудовской Аравии. – М., 1957.
6. Валькова Л.В. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. – М., 1987.
7. Исаев В.А. Арабские страны в международном разделении труда. Итоги. Проблемы. Перспективы. 1961–1990. – М., 1996.
8. Новейшая история арабских стран Азии. 1917–1985 гг. – М., 1988.
9. Озолинг В.В. Экономика Саудовской Аравии. – М., 1975.
10. Прошин Н.И. Саудовская Аравия. – М., 1964.
11. Развитие капитализма в арабском мире. – М., 1988.
12. Саудовская Аравия. Справочник. – М., 1998.
13. Шевалье Ж.М. Нефтяной кризис. – М., 1975.
14. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. – М., 1982.
15. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. – М., 1999.
16. Азия и Африка Сегодня. Сентябрь 2000. Специальный выпуск.
14