Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Пути повышения конкурентоспособности за счет улучшения системы управления качеством

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


Кафедра менеджмента


РЕФЕРАТ

на тему:

«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»


МИНСК, 2009

Мероприятия по повышению уровня качества продукции на предприятии


Как показал проведенный анализ, на предприятии существуют следующие недостатки:

1. На предприятии существуют недочеты в области сертификации систем качества. Так, на РУП «Завод «Электроника» сертифицирована система качества только по одному виду продукции – кассовые суммирующие аппараты (КСА). Остальная продукция в настоящее время не сертифицирована. Это негативно сказывается на деятельности предприятия и требует скорейшего решения данной проблемы.

2. Относительно невысокого уровня прибыли. Данная проблема вызвана рядом причин, главными из которых являются невостребованный научный потенциал предприятия, устаревшее оборудование, несоответствие продукции современным потребностям рынка и др.

3. Обладая огромным научным потенциалом, предприятие не имеет должных технологических возможностей, отставая в этом плане не несколько лет от производителей аналогичной продукции за рубежом. В результате чего на предприятии существует отсталая технология и организация производства.

Для решения этих проблем необходимо сертифицировать системы качества по производству всей продукции, а также осуществить мероприятия по улучшению и оптимизации организации и технологии производства. Так, например, для улучшения организации производства предприятию следует внедрить компьютеризированную систему управления качеством продукции. Данная система позволит объединить деятельность всех подразделений предприятия, что окажет влияние на качество процесса производства продукции и самой продукции.

С целью снижения дефектности и брака продукции необходимо разработать и ввести бальную систему оценки внутреннего аудита.

Однако, решение этих проблем невозможно без оптимизации производственного оборудования хотя бы на тех участках, где производится продукция, имеющая наибольший объем реализации.


Мероприятия по сертификации систем качества продукции


В настоящее время на РУП «Завод «Электроника» существует сертифицированная система качества продукции только по одному виду продукции – КСА. Для повышения уровня качества других видов продукции и увеличения доли сертифицированной продукции не предприятии следует провести сертификацию систем качества по остальным видам продукции.

Преимущества сертифицированной системы качества:

Внутренние преимущества:

– повышение качества продукции;

– совершенствование системы административного управления;

– быстрое устранение дефектов продукции;

– снижение внутрипроизводственных затрат;

– совершенствование процессов разработки, испытаний и освоения новых видов продукции;

– улучшение и стабилизация технологических процессов;

– усовершенствование процедурных вопросов;

– повышение квалификации и ответственности персонала;

– получение дополнительной прибыли за счет эффективности вложения средств в повышение качества продукции;

– повышение культуры производства;

– повышение мотиваций качественного труда работников.

Внешние преимущества:

– повышение конкурентоспособности продукции;

– удовлетворение требований заказчиков и потребителей;

– удовлетворение требований зарубежных партнеров;

– рекламные действия сертификата;

– снижение риска ответственности за продукцию;

– расширение рынков сбыта;

– увеличение доли своей продукции на рынках сбыта;

– улучшение менеджерского управления;

– улучшение обслуживания потребителей;

– ориентация поставщиков на единые сертификационные требо-вания;

– повышение удовлетворенности потребителей;

– работа на перспективу.

Для осуществления сертификации системы качества продукции необходимо произвести ее документирование. При документировании системы качества продукции следует ориентироваться на документацию, определенную в стандартах ИСО 9000 новой версии 2000 г.:

– документы, предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и для внешнего использования; к таким документам относятся руководства по качеству;

– документы, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту; к таким документам относятся планы качества;

– документы, устанавливающие требования; к таким документам относятся спецификации;

– документы, содержащие рекомендации или предложения; к таким документам относятся методики;

– документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы; такие документы могут включать документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи;

– документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов; к таким документам относятся записи.

Стандарт ИСО 9001:2000 определяет следующий состав документации СМК:

– документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

– руководство по качеству;

– документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом;

– документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, работы и управления ее процессами;

– записи о качестве, требуемые настоящим международным стандартом.

Термин «документированная процедура» означает, что следует разработать, документально оформить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру.

Стандартом ИСО 9001:2000 определяется следующее содержание руководства по качеству:

– область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснования любых исключений;

– документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;

– описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества.

Глубина разрабатываемой документации определяется размером организации и видом деятельности, сложностью и взаимодействием процессов.

Иерархическая структура документации системы менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001:2000 представлена на рис. 1. По сфере действия документация системы качества подразделяется на основную (уровни А и Б), общую (уровень В) и специальную (уровни Г и Д).

К уровню А относятся политика предприятия в области качества. Общее руководство по качеству, которое описывает систему менеджмента качества – к уровню Б.

Уровень В включает общеорганизационные и процедурные документы, регламентирующие деятельность в элементах системы качества. Документы данного уровня устанавливают распределение ответственности и полномочий в области качества и информационные потоки в системе качества.

К уровню Г относятся рабочие процедуры и инструкции, подробно описывающие порядок и методы выполнения отдельных работ в системе качества. Уровень Д включает записи о качестве, оформленные в виде актов, протоколов, журналов и др.

Руководство по качеству. На предприятии разработано и поддерживается в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

– область применения СМК;

– документированные процедуры, разработанные для СМК, и / или ссылка на них;

– описание взаимодействия процессов СМК.

Руководство по качеству распространяется на деятельность предприятия и является обязательным для руководящего состава, его подразделений и персонала или проектировании, производстве и обслуживании КСА.

Руководство по качеству разрабатывается для того, чтобы обеспечить:

– декларирование политики предприятия в области качества;

– эффективное внедрение и применение СМК;

– нормативную основу для аудита СМК;

– стабильность функционирования СМК в условиях перемен;

– демонстрацию соответствия СМК предприятия СТБ ИСО 9001 в контрактных (договорных) ситуациях;

– ознакомление персонала с действующей на предприятии СМК и обучение требованиям СМК и методам их реализации.

Разработку руководства по качеству осуществляет БОСМК с участием подразделений предприятия, отвечающих и участвующих в функционировании описываемых процедур СМК.

Управление документацией. Управлению подлежит следующая документация СМК предприятия:

– документально оформленное заявление о политике в области качества;

– руководство по качеству;

– документированные процедуры по процессам;

– документированные процедуры, требуемые СТБ ИСО 9001;

– внутренняя документация;

– техническая документация;

– внешние технические нормативные правовые акты;

– документы, необходимые предприятию для обеспечения эффективного планирования и осуществления процессов;

– записи, требуемые СТБ ИСО 9001.

При управлении документами СМК осуществляются необходимые средства управления, предусматривающие:

– проверку документов на адекватность до их выпуска;

– анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;

– обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;

– обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;

– обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицированными;

– обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;

– предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

Ответственность за осуществление деятельности по управлению документацией возлагается на главного инженера – представителя руководства по качеству.

При управлении документацией выполняются следующие основные функции:

– определение потребности в документации;

– планирование разработки или приобретения документации;

– разработка или приобретение документов;

– разработка, согласование, утверждение, введение в действие;

– пересмотр, повторное утверждение документов;

– регистрация;

– учет, идентификация, рассылка, хранение;

– обеспечение актуализированными документами подразделений;

– внесение изменений;

– пересмотр статуса документов;

– отмена и изъятие документов, предотвращение использования устаревших документов.

При управлении документацией обеспечивается:

– возможность определения первоначального разработчика документа;

– установление потребности в документах;

– проверка соответствия требования относительно объема и содержания;

– своевременность введения документации в действие;

– включение документов в систему проверок;

– обучение сотрудников работе с новой документацией;

– рассылка документов;

– архивирование документов (при необходимости);

– наличие документов на местах применения;

– гарантия использования только актуализированных документов;

– идентификация устаревших и отмененных документов, оставленных в качестве справочных;

– своевременность внесения изменений в документы.

Для осуществления данного мероприятия предприятие должно пойти на издержки по осуществлению сертификации, например, информационных табло, которые составят в сумме около 10 000 000 р. В этой связи увеличится объем реализации данного вида продукции и повысится размер прибыли на 14 000 000 в год, за вычетом расходов – 4 000 000 р. в год. Однако это мероприятие следует рассматривать также в другом аспекте. Внедрение сертификации позволит в дальнейшей деятельности привлекать покупателей не только на территории Республики Беларусь, но также за ее пределами. Таким образом, это повысит показатель экспорта продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматривать как один из весомых факторов конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества – важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта на реализацию продукции по мировым ценам. Поэтому сертификация системы качества на РУП «Завод «Электроника» – это тот минимум, который позволит зарубежному потребителю взглянуть на предприятие, как на возможного поставщика продукции.


Введение балльной системы оценки внутреннего аудита


РУП «Завод «Электроника» имеет поставщиков материалов и комплектующих изделий и, несмотря на наличие входного контроля, проводит традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и покупных изделий, однако пока предприятие не в состоянии исключить дефекты и браки. Конечно, эти дефекты выявляются в процессе эксплуатации. В связи с этим необходимо осуществить мероприятия по доработке оценки поставщиков комплектующих изделий и материалов. К данным мероприятиям можно отнести более жесткую позицию осуществления контроля комплектующих изделий и материалов, также применение штрафных санкций к поставщикам, превысивших установленный лимит поставок бракованных и дефектных изделий. Вместе с этим необходимо продолжать сотрудничество с центрами технического обслуживания, которые предоставляют РУП «Завод «Электроника» информацию о дефектах и браках. На основании полученных данных предприятие сможет в дальнейшем избежать повторных дефектов. При этом снизится уровень брака, уменьшаться издержки предприятия на гарантийный ремонт и обслуживание изделий, что, в конечном счете, отразится на главном экономическом показателе – прибыли.

Вместе с этим для более эффективного осуществления внутреннего аудита при производстве продукции необходимо ввести на предприятии 100-балльную систему оценки результатов внутреннего аудита. Данная процедура должна быть задокументирована и быть обязательной для исполнения. Система оценки результатов внутреннего аудита должна содержать в себе:

1. Область применения данной системы.

К области применения системы можно отнести непосредственно процесс производства продукции. При этом должна учитываться степень дефектов входных комплектующих изделий, за которую ответственность не должны нести работники, область деятельности которых связана с производством.

2. Суть данной системы и шкалу ответственности за невыполнение норм данной системы.

Суть данной системы состоит в том, чтобы снизить уровень дефектности и брака, повысить ответственность каждого работника за качество каждой единицы произведенного им изделия, соблюдать сроки исполнения производства продукции, что позволит предприятию выйти на новый уровень качества. Градацию данной системы следует представить в виде 100-бальной шкалы, которая характеризовала бы степень ответственности каждого работника за невыполнение норм документа.

3. Ответственность работников за невыполнение норм, указанных в документе, регламентирующем данную систему.

По окончании каждого месяца необходимо производить расчет по уровню допущенных дефектов каждым работником и уменьшать его премиальное вознаграждение на сумму, равную проценту допущенного брака, увеличенную в пять раз. Допустим, работник в марте 2008 г. допустил 3% брака, а его премиальное вознаграждение в этом же месяце составило 100 000 р., то с учетом допущенного брака премия составит 15 000 р. И наоборот, необходимо ввести поощрение по результатам за отчетный год дополнительное премирование тех работников, которые успешно выполняли допустимость нормы брака и соблюдали установленный показатель. Например, работник в январе отчетного периода допустил 1% брака, в феврале 0%, в марте 2%, то оценивать его работу по данной системе следует соответственно: в январе – 99%, в марте – 100%, в феврале – 98%. Таким образом, если за год конкретный работник достиг уровня, например, 1195 баллов (это допускает брак в размере 5% в год), то его следует дополнительно премировать.

4. Перечень должностных лиц, отвечающих за выполнение норм данного документа.

В этом разделе документа должны быть закреплены должностные лица, ведущие учет допущенных браков и дефектов и ответственные за выполнение норм данного документа. Они должны ежемесячно предоставлять отчетность о результатах работы и уровне допущенных дефектов и браков.

Система оценки результатов внутреннего аудита должна распространяться на деятельность предприятия и быть обязательной для исполнения указанных в соответствующем документе лиц при производстве и обслуживании различных видов продукции.

Данная система разрабатывается для того, чтобы обеспечить:

– эффективное снижение уровня бракованных и дефектных изделий;

– повышение ответственности работников за качество выпускаемой ими продукции в индивидуальном порядке;

– стабильность в качестве выпускаемой продукции;

– декларирование политики предприятия в области качества;

– ознакомление персонала с действующей на предприятии политикой в области качества продукции.

Осуществить разработку данного документа должен БОСМК при участии подразделений предприятия, которые отвечают и участвуют в функционировании процедур системы менеджмента качества.

Предварительные расчеты показывают, что если для работы в данной системе принять работника с месячной оплатой труда в 500 000 р., а это 6 000 000 р. в год, плюс дополнительное премирование по результатам работы за год в размере 3 000 000 р., то в результате выполнения им своих функций будет достигнуто снижение уровня дефектности и брака, прибыль от данного мероприятия составит около 13 000 000 р., следовательно за вычетом расходов на его осуществление экономический эффект составит около 4 000 000 р. в год.

Внедрение компьютеризированной системы управления качеством продукции на предприятии


Приходится констатировать, что в настоящее время научно-технический и производственный потенциал РУП «Завод «Электроника» остаётся, в должной степени, невостребованным. В связи с распадом СССР произошел разрыв экономических связей на территории СНГ, вследствие чего на многих крупных предприятиях бывшего Советского Союза произошло сокращение производственных мощностей, что не могло не повлиять на дальнейшее экономическое развитие, как данного предприятия, так и всей страны в целом. Не является исключением и РУП «Завод «Электроника».

Говоря о сложившейся ситуации на предприятии, нельзя не заметить, что она является следствием изменения спроса на наши изделия со стороны бывших потребителей наших изделий – стран СНГ. А изменение спроса произошло, в свою очередь из-за резкого, даже обвального сокращения покупательной способности рубля после начала реформы, отсчёт которой ведётся со второго января 1992 г. Цены покупных комплектующих изделий, сырья, материалов резко подскочили вверх и продукция, в итоге, лишилась своего постоянного заказчика и потребителя одновременно. Был потерян традиционный рынок сбыта. А рынок сбыта аналогичной продукции за рубежом давно поделён между компаниями Европы и других государств, участвующих в производстве аналогичной продукции. Предприятие, чтобы выжить, вынуждено искать рынок сбыта своей продукции, заботясь о её конкурентоспособности. В этих условиях совсем не исключается возможность смены типа изделий, производимых на предприятии. Следовательно, могут потребоваться новые элементы системы обеспечения качества изделий или коренное изменение отдельных элементов системы в связи с изменением цели и задач производства. Соответственно, система должна быть быстроперестраиваемой, обладать свойством адаптивности, оперативного контроля всех стадий жизненного цикла изделий. Такие возможности системе управления качеством продукции могут быть предоставлены при компьютеризации системы. Возможная организационная схема работ по компьютеризации системы управления качеством продукции показана на рис. 2.

Первоочередным этапом этой работы является определение предприятием и его подразделениями отдельных задач, требующих использования компьютерных средств. Координацией этой деятельности занимается ОТК, владеющий идеологией управления качеством на базе стандартов ИСО 9000, знающие характер и специфику производственного процесса предприятия и взаимодействующие с его структурными подразделениями. Установка и внедрение задачи осуществляется на рабочем месте специалистов соответствующего отдела – заказчика после их обучения работе на персональном компьютере и пользованию разработанной программы. При такой технологии выполнения работ специалисты предприятия участвуют в постановке задач и сами их эксплуатируют, а компьютерное обеспечение осуществляет профессиональное подразделение с единых методических и организационно-технических позиций. По мере накопления специалистом решаемых задач по какой-либо тематике, формируется автоматизированное рабочее мест (АРМ) этого специалиста. На предприятии формируется комплекс АРМов, функционально объединённых системой обеспечения качества продукции и охватывающих все виды деятельности по жизненному циклу продукции. Организационно АРМы объединяются локальной вычислительной сетью (ЛВС), с помощью которой осуществляется обмен информацией между подразделениями и обеспечивается их совместная работа. Для достижения максимального экономического эффекта от данного мероприятия необходимо внедрить компьютеризированную систему на все стадии жизненного цикла продукции.

На первой стадии отдел маркетинга и сбыта занимается изучением рынка, на основании чего определяется изделие, которое соответствовало бы потребностям рынка и возможностям его производства на предприятии. Затем, совместно с планово-экономическим отделом (ПЭО), составляется бизнес-план производства данного вида изделия. После этого специальное конструкторское бюро (СКБ) осуществляет разработку комплексной конструкторской документации. На данном этапе разрабатываются чертежи на новые изделия, полное описание данного изделия. Он является практическим претворением идей в техническую документацию и опытные образцы. На основании этих документов отдел главного технолога (ОГТ) разрабатывает технологическую документацию, где указывается технология изготовления, технические процессы производства, виды материала для изделия и т.д. Здесь выбираются методы, моделирующие процесс перехода на выпуск новой техники, производится расчет потребности в материалах, комплектующих. Затем планово-экономический отдел планирует изготовление изделия в финансовом аспекте. В этом плане указывается объем производства, количество занятых людей, необходимое оборудование и т.д. На основании всех этих данных управление закупок (УЗ) обеспечивает сырьем и материалами, необходимыми для производства данного вида продукции. Отдел кадров (ОК) занимается подготовкой и обучением персонала, необходимого для производства конкретного вида продукции. Отдел обеспечения оборудованием и оснасткой предоставляет все необходимое оборудование. После всего этого начинается непосредственно процесс производства, который включает в себя изготовление продукции, ее тестирование и испытание.

Завершающим этапом является реализация данного вида изделия, которой занимается отдел маркетинга и сбыта. Этот же отдел обеспечивает связь с потребителем, в результате которой выясняются количество дефектных изделий, и осуществляется ремонт по гарантии либо замена бракованного товара.

Для эффективности предложенной компьютеризированной системы необходимо обеспечить компьютерами отдел маркетинга и сбыта, специальное конструкторское бюро, отдел главного технолога, планово-экономический отдел, управление закупок, также в цехах при заготовительном и сборочном производстве, и в отделе технического контроля при испытании и тестировании продукции. Это позволит обеспечить необходимую связь между основными составными частями при производстве изделия и своевременно вносить соответствующие коррективы в процесс производства, что, в конечном счете, отразится на эффективности производства.

При внедрении данной системы на рабочих местах в отделах должны быть соответствующие программные средства и при необходимости содержать в себе входные и выходные данные.

В состав программного обеспечения специального конструкторского бюро должен входить перечень конструкторских программ, обеспечивающих моделирование изделия.

В отделе главного технолога необходимо наличие различного рода технологических программ, способных моделировать технологию изготовления данного изделия и применение различных материалов для его производства.

Программные средства управления закупок должны включать в себя входные и выходные данные.

Входные данные:

– планы производства;

– сведения об остатках сырья и материалов;

– план материально-технического обеспечения;

– потребность в материалах и комплектующих изделиях;

– нормы расхода материалов;

– выбор и оценка поставщиков.

Выходные данные:

– материалы и комплектующие изделия, принятые на склад;

– несоответствующая продукция;

– претензии к поставщикам;

– отчет по процессу.

При процессе производства в цехах обеспечить программными средствами, содержащими в себе следующие входные и выходные данные.

Входные данные:

– номенклатурный план производства;

– необходимые ресурсы для производства данного изделия.

Выходные данные:

– степень выполнения плана (количество изделий);

– процент бракованных приборов;

– процент выхода изделий.

При испытании и тестировании новой продукции отдел технического контроля должен иметь программное обеспечение, содержащее в себе:

Входные данные:

– количество изготовленных изделий;

– количество изделий, поступивших в ремонт.

Выходные данные:

– процент выхода (количество годных изделий);

– процент сдачи ОТК;

– процент дефектности (количество отказавших у потребителя изделий).

Отдел маркетинга и сбыта должен иметь программные средства, обеспечивающие связь с рынком и потребителем для своевременной реакции на изменения потребностей рынка и потребителей.

Такую систему можно назвать единой компьютерной системой обеспечения качества продукцией предприятия или автоматической системой управления качеством продукции.

На осуществление данного мероприятия предприятию необходимо закупить, установить и объединить в единую локально-вычислительную сеть компьютеры. Данные затраты составят 7 800 000 р. К расходам на осуществление данного мероприятия прибавим расходы на электроэнергию в сумме 700 000 р. в год. Однако с внедрением данной компьютерной системы снизится процент бракованных изделий, в результате чего уменьшаться расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию изделий на сумму 5 000 000 р. в год. Таким образом, в течение трех лет расходы снизятся на 15 000 000 р. и экономический эффект составит 5 100 000 р.

На основе единой компьютерной системы управления качеством продукции можно решить и такие задачи, как сертификация продукции и производства, а также обеспечение стабильности качества серийного производства электронных изделий.

Основным элементом подобной системы должна стать информационная база, включающая в себя:

– данные о конструкторско-технологических параметрах и нормативных документах;

– перечни особо ответственных элементов конструкции (ООЭК);

– перечни особо ответственных технологических процессов, новых и освоенных тех. процессов, с указанием особо контролируемых параметров этих процессов и элементов конструкции изделия;

– значения заявленных характеристик надёжности и безопасности;

– данные о характеристиках материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;

– параметры оборудования, оснастки, приспособлений и инструментов;

– характеристики контрольно-измерительной аппаратуры и инструмента.

Все эти данные, характеризующие первичную или постоянную информацию, необходимы для изготовления опытного образца типовой конструкции, а также его тиражирования в процессе серийного производства.

Информационная база должна включать в себя и вторичную (переменную) информацию, поступающую с мест изготовления:

– данные входного контроля и результаты испытания материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

– информацию об изменениях особо контролируемых параметров в процессе изготовления;

– информацию о контрольных параметрах работы оборудования.

Формируемая информационная база должна отвечать следующим требованиям:

– непрерывности поступления информационных данных, обеспечивающей преемственность изменения критических параметров типовой конструкции с каждым экземпляром серийно изготавливаемого изделия в процессе выполнения всей программы выпуска;

– возможности создавать и предъявлять комплект доказательной документации, подтверждающей заявленное качество типовой конструкции в каждом серийно выпускаемом изделии;

– достаточности изучаемой информации в свете требований документов, регламентирующих процессы сертификации.

Документы, регламентирующие процессы сертификации, должны содержать описание:

– процедур формирования перечня ООЭК;

– методов определения соответствия серийного технического процесса опытному;

– средств статистического анализа и форму представления результатов последнего.


Литература


1. Бизнес-план РУП «Завод «Электроника» на 2008 г.

2. Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия / Ю.В. Богатин – М., 2001.

3. Дурович, А.П. Экономические показатели конкурентоспособности товаров / А.П. Дурович – Минск: БГЭУ, 2007.

4. Исаева, И.И. Управление качеством и сертификация продукции: Учеб. пособие. / И.И. Исаева – СПб, 2008.

5. Михнюк, Т.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальностям в областях радиоэлектроники и информатики. / Т.Ф. Михнюк – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

6. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк – Минск: Новое знание, 2001.

7. Отчеты отдела качества РУП «Завод «Электроника» за 1 и 2 полугодие 2008 г.

Похожие работы:

  1. • Пути повышения конкурентоспособности продукции
  2. • Эффективность повышения конкурентных преимуществ ...
  3. • Управление маркетингом
  4. • Пути повышения конкурентоспособности предприятия
  5. • Комплексная система управления качеством продукции
  6. • Разработка систем управления качеством товаров
  7. • Система управления качеством продукции на ОАО ...
  8. • Повышение конкурентоспособности продукции ОАО ...
  9. • Менеджмент качества как часть системы управления (на ...
  10. • Управление качеством строительства
  11. • Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ...
  12. • Контроль и управление качеством
  13. • Повышение эффективности системы управления ...
  14. • Сертификация систем управления качеством продукции BACO
  15. • Стратегическое управление
  16. • Международный стандарт ISO 9001
  17. • Оптимизация путей повышения конкурентоспособности ...
  18. • Анализ затрат конкурентоспособности продукции
  19. • Управление качеством в России и за рубежом
Рефетека ру refoteka@gmail.com