Размещено на http://
Реферат
Место и роль углеводородного сырья в экономике Саудовской Аравии
Нефтегазовый комплекс, связанный с добычей и переработкой углеводородного сырья, является той отраслью экономики Королевства Саудовская Аравия (КСА), которая не только определяет ее развитие, но и оказывает значительное влияние на формирование политического курса страны, как внутреннего, так и внешнего. Это обстоятельство основано на действии многих факторов, главным из которых является то, что Саудовская Аравия, по мнению экспертов, располагает самыми большими в мире запасами нефти. Именно они послужили фундаментом так называемого «саудовского экономического чуда». В то же время нефть, считающаяся саудовцами «даром Аллаха» и заложившая материальное благополучие народа страны на многие десятилетия, создала предпосылки для возникновения серьезных проблем, с которыми королевство столкнулось в конце 80-х – 90-е годы XX века.
По сведениям на конец октября 2002 г., распространенным Администрацией энергетической информации, которая функционирует при правительстве США, доказанные нефтяные резервы Саудовской Аравии, включая месторождения в объеме 5 млрд. баррелей в так называемой «нейтральной зоне», лежащей между КСА и Кувейтом, составляют 264,2 млрд. баррелей, а прогнозируемые запасы сырой нефти на территории страны (материковая часть и шельф) достигают 1 трлн. баррелей. Эти данные подтверждаются большинством международных и национальных исследовательских центров, включая статистическую экспертную службу нефтяной компании «Бритиш Петролеум». Согласно этим оценкам, на долю Саудовской Аравии приходится более четверти мировых доказанных нефтяных ресурсов, 32,9% доказанных запасов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и примерно 56,9% доказанных запасов этого углеводородного сырья, разведанного на территории стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Согласно имеющимся статистическим данным, Саудовская Аравия располагает 77 месторождениями нефти и газа (более одной тысячи скважин). В то же время более половины нефтяных запасов страны сосредоточены в 8 нефтегазоносных районах, включая Гавар – самое большое в мире материковое нефтяное месторождение с оценочным остаточным объемом нефти в 70 млрд. баррелей, Саффанию – самое большое в мире шельфовое месторождение с оценочным нефтяным резервом в 19 млрд. баррелей, а также месторождения Абкайк (доказанные запасы нефти – 17 млрд. баррелей) и Барри. Примечательным является то обстоятельство, что все четыре названных месторождения расположены в одной части королевства – в Восточной провинции. О значимости этих месторождений свидетельствует хотя бы тот факт, что один только Гавар обеспечивает примерно половину всей нефтедобычи страны
Саудовская Аравия является крупнейшим производителем и экспортером нефти на мировом рынке, занимая ведущее место в ОПЕК. Треть нефти, поставляемой странами-участницами ОПЕК на мировой рынок, имеет саудовское происхождение, и каждый десятый баррель нефти, добываемый в мире, извлекается из недр королевства. В настоящее время Саудовская Аравия сохраняет мировое первенство по уровню добычи нефти. За первые шесть месяцев 2002 г. Саудовская Аравия ежедневно добывала около 8,1 млн. баррелей нефти, включая 640 тыс. баррелей, извлекаемых в «нейтральной зоне», что в целом составляет 13,3% мировой нефтедобычи. В связи с этим можно отметить, что в первой половине 2002 г. КСА превышала свою национальную квоту добычи сырой нефти, установленную ОПЕК 1 января 2002 г. в объеме 7,053 млн. баррелей в день. Для сравнения, в 2001 г. квота, установленная ОПЕК для Саудовской Аравии, составляла 8,2 млн. баррелей, а в среднем ежедневно в стране добывалось примерно 8,7 млн. баррелей (около 8 млн. баррелей сырой нефти и 0,7 млн. баррелей газового конденсата). При нынешних темпах добычи нефти ее запасов хватит Саудовской Аравии, по различным экспертным оценкам, на ближайшие 80–100 лет. Одновременно с этим следует отметить, что КСА реально обладает возможностями повысить уровень нефтедобычи до 10–10,5 млн. баррелей в день2. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что нефть была и останется на долгосрочную перспективу наиболее важной отраслью экономики Саудовской Аравии. Это тем более обосновано, если учесть прогноз, приведенный в докладе Кувейтской нефтяной компании, представленном на конференции «Нефть и газ в международной политике», проходившей в Абу-Даби в июне 2002 г. В нем говорится, что при условии обеспечения необходимого инвестирования Саудовская Аравия сможет добывать в 2020 г. 22,1 млн. баррелей в день.
По своему составу добываемая в КСА нефть представлена несколькими сортами – от тяжелой до сверхлегкой. Примерно 65–70% всей нефтедобычи составляет легкая нефть, оставшаяся часть приходится на среднюю и тяжелую нефть. Наиболее качественная сверхлегкая нефть залегает преимущественно в месторождениях на материковой территории страны, в то время как средняя и тяжелая нефть поступает главным образом с шельфовых месторождений. Так, месторождение Гавар является главным источником так называемой легкой аравийской нефти. Нефтяные поля Абкайк и Неджд дают сверхлегкую нефть. Нефтяные месторождения Неджда, суточная нефтедобыча на которых составляет примерно 200 тыс. баррелей, содержат, по различным оценкам, до 30 млрд. баррелей газового конденсата и основные запасы природного газа страны. Нефтедобыча в саудовской шельфовой зоне Персидского залива включает среднюю нефть, прежде всего месторождения Зулюф (более 500 тыс. баррелей в день) и Марджан (270 тыс. баррелей в день), а также тяжелую нефть, извлекаемую на месторождении Саффания.
Большая часть саудовской сырой нефти экспортируется через порты Персидского залива. Нефтяные терминалы расположены в Рас-Таннура (пропускная способность 6 млн. баррелей в день), который считается крупнейшим в мире морским нефтезагрузочным комплексом, и Рас-эль-Джуайма (пропускная способность 3 млн. баррелей в день) на побережье Персидского залива, а также в красноморском Янбу (до 5 млн. баррелей в день). Суммарная суточная пропускная способность трех вышеупомянутых нефтяных терминалов составляет примерно 14 млн. баррелей. Этот показатель превышает суммарные проектные мощности нефтедобывающей промышленности Саудовской Аравии примерно на 3,5–4 млн. баррелей в день, и примерно на 6 млн. баррелей в день – сегодняшний уровень добычи этого углеводородного сырья.
Кроме того, на территории страны действуют еще несколько нефтяных терминалов: в Джидде на побережье Красного моря; в Рабиге, расположенном севернее Джидды и специализирующемся на хранении как сырой нефти, так и продуктов ее переработки, и в Джизане (продукты нефтепереработки) на крайнем юго-западе Саудовской Аравии; в Рас-эль-Хафджи на побережье Персидского залива, а также шельфовый терминал Зулюф, связанный с одноименным нефтяным месторождением в Персидском заливе. В августе 2002 г. национальное информационное агентство новостей Саудовской Аравии (SPA) сообщило о торжественном открытии в Джидде наследным принцем Абдаллой стратегического подземного нефтехранилища, включающего пять резервуаров. Предполагается, что его вместимость составит 945 тыс. баррелей сырой нефти и продуктов ее переработки. Новое нефтехранилище соединено трубопроводом с нефтеперерабатывающими заводами.
Для перекачки добываемой сырой нефти Саудовская Аравия использует ряд трубопроводов, включая основной нефтепровод «Восток-Запад», который пересекает страну. Он был сооружен в 1981 г. с пропускной способностью 1,85 млн. баррелей сырой нефти в день по одной ветке с диаметром трубы 48 дюймов. Нефтепровод предназначен главным образом для перекачки легкой и сверхлегкой аравийской нефти до заводов по ее переработке, расположенных в западной части страны, и до терминалов, размещенных на красноморском побережье и ориентированных на ее экспорт в страны Европы. В 1984 г. этот трубопровод перешел от компании «Мобил», которая эксплуатировала его с момента сооружения под управление саудовской компании АРАМКО. В разгар ирако-иранской войны, в 1987 г., и развертывания в бассейне Персидского залива так называемой «танкерной войны» пропускная мощность этой нефтяной магистрали была увеличена до 3,2 млн. баррелей в день. Это было достигнуто в основном за счет сооружения параллельной трубопроводной ветки диаметром 56 дюймов. Наконец, в 1993 г., пропускная способность этого нефтепровода была увеличена до 5 млн. баррелей в день за счет существенного наращивания мощности насосных станций (всего на трассе этого трубопровода расположено 11 насосных станций, использующих газотурбинные электрогенераторы). Как полагают западные эксперты, усилия властей Саудовской Аравии по развитию этой нефтяной магистрали объясняются их стремлением сохранить стратегическую роль Янбу на случай дальнейшего ухудшения ситуации в Персидском заливе и его возможного блокирования, которое бы препятствовало экспорту нефти из региона. В то же время этот вариант хоть и имеет стратегическую важность для страны, но обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, вариант экспорта нефти через Янбу значительно менее экономичен по сравнению с отгрузкой сырья через терминал в Рас-Таннура. Во-вторых, загрузка танкеров в Янбу удлиняет время прохождения маршрута, пролегающего через Баб-эль-Мандебский пролив, до азиатского потребителя примерно на пять суток, если сравнивать с транспортировкой нефти из Рас-Таннура через Ормузский пролив.
Кроме того, Саудовская Аравия располагает еще несколькими трубопроводами. Один из них, сооруженный параллельно главному нефтепроводу страны и предназначенный для перекачки газового конденсата, протянулся от месторождения Абкайк до Янбу, поставляя сырье для расположенных там нефтехимических предприятий. В настоящее время эта магистраль, проектная мощность которой равна 290 тыс. баррелей в день, находится в эксплуатации.
Еще один нефтепровод – Трансарабский, соединяющий Саудовскую Аравию с Иорданией, Сирией и Ливаном, был закрыт сразу после «войны в Заливе» в 1990 г. Его пропускная способность составляет 1,65 млн. баррелей в день. Также не функционирует и нефтепровод (труба диаметром 48 дюймов), берущий начало в Ираке и проходящий по территории Саудовской Аравии вдоль ее главной нефтяной магистрали, начиная с ее насосной станции № 3, до порта Муаджиз, расположенного южнее Янбу. Он также был закрыт после иракского вторжения в Кувейт в августе 1990 г. 11 июня 2001 г. власти Саудовской Аравии в письме на имя Генерального секретаря ООН Кофи Аннана объявили себя собственниками этого иракского трубопровода, ведущего к саудовскому побережью Красного моря. Аргументируя свое решение, они заявили, что этот шаг был предпринят в ответ на иракские угрозы и агрессивные действия, включая серию нарушений границы, в период, предшествовавший его принятию, и «в свете упорного следования иракского правительства занятой им позиции». Саудовская Аравия особо отметила, что поведение Ирака «разрушило какой-либо рациональный подход к поддержанию работоспособности трубопровода». Теоретически он может быть пущен в эксплуатацию для транспортировки саудовской нефти к побережью Красного моря, хотя Саудовская Аравия неоднократно заявляла о том, что у нее нет таких планов. Объясняя эту позицию, министр нефти и минеральных ресурсов КСА Али бен Ибрагим ан-Наими, в частности, отметил, что королевство «имеет стабильный нефтяной экспорт и располагает трубопроводными мощностями, … (включая) нефтепроводную систему «Восток-Запад», способную перекачивать 5 млн. баррелей в день, но загруженную лишь наполовину».
Несмотря на хроническую недозагрузку действующих трубопроводов, Саудовская Аравия продолжает изучение новых проектов в сфере транспортировки сырой нефти. Это продиктовано как стремлением снизить будущие издержки доставки углеводородного сырья до потребителя, так и попыткой поиска новых, более безопасных маршрутов путем их диверсификации. Так, в июле 2002 г. представители Саудовской Аравии и Иордании провели переговоры о возможности восстановления действия Трансарабского нефтепровода. Одновременно с этим 8 июля 2002 г. Саудовская Аравия и Йемен сделали заявление о достижении предварительной договоренности о строительстве нефтепровода протяженностью 400 км. Как предполагается, он пройдет от месторождений в саудовской пустыне Руб-эль-Хали до йеменской провинции Хадрамаут, где нефть будет грузиться в танкеры. Примечательно, что этому заявлению предшествовали напряженные усилия по урегулированию пограничного спора между двумя странами, который тянулся с 30-х годов XX в. В июне 2000 г. между Саудовской Аравией и Йеменом был подписан договор о разграничении участков на общей границе, который фактически создал благоприятные условия для проработки проекта по сооружению трубопровода. Более того, Саудовская Аравия рассчитывает получить права на разработку нефтегазовых месторождений в тех районах Йемена, которые ранее считались спорными.
Активное использование уже функционирующих трубопроводов общей протяженностью 6400 км, предназначенных для перекачки сырой нефти, значительно сократило транспортные расходы по доставке нефти, добываемой в Восточной провинции, до ее потребителя, прежде всего в Западной Европе, укрепив конкурентоспособность саудовской нефти4. В дополнение к этому, по данным на 2000 г., КСА владеет целой танкерной флотилией, которая включает 18 нефтеналивных судов, для последующей транспортировки этого углеводородного сырья до потребителей.
В 70-е – начале 80-х годов прошлого века королевство, взявшее в 1975 г. курс на национализацию нефтяного сектора экономики, постепенно приобрело в собственность «Аравийско-американскую нефтяную компанию» (АРАМКО). Саудовская АРАМКО, осуществляющая нефтегазодобычу, а также переработку углеводородного сырья и сбыт как сырья, так и продуктов его переработки, в настоящее время добывает более 95% сырой нефти страны, формируя основной доход королевства в течение длительного периода. Эта компания контролирует 98% всех нефтяных запасов страны. В середине октября 2000 г. власти КСА объявили, что контроль над деятельностью АРАМКО со стороны государства в рамках управления национализированной нефтяной промышленностью передан Высшему совету по нефти (ВСН). Одной из целей ВСН является привлечение в нефтяную промышленность страны иностранных инвестиций и, возможно, будущий допуск в нее зарубежных компаний, против чего резко выступает консервативная часть саудовского руководства. Таким образом, государству удалось установить полный контроль над всей нефтяной сферой экономики – от добычи до переработки и экспорта продукции на внешний рынок, что сделало страну независимой от мировых нефтяных монополий, хотя руководство Саудовской Аравии отдает себе отчет в необходимости выработки новых условий сотрудничества с ними.
В этой связи следует отметить всеобъемлющее влияние деятельности АРАМКО на экономику страны. Прежде всего, АРАМКО – это гигантская нефтяная компания. Она хорошо известна не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. «Что хорошо для АРАМКО – хорошо для Саудовской Аравии», – это переиначенное известное выражение очень точно соответствует той ситуации, которая характеризует экономическую стабильность этой страны Аравийского полуострова.
«Первая саудовская нефть» была открыта американцами, а ее добыча стала осуществляться «Аравийско-американской нефтяной компанией» (АРАМКО). Это обстоятельство, возможно, способствовало тому, что в Саудовской Аравии, прежде всего в АРАМКО, прочно утвердился стиль американского бизнеса, характеризующийся жесткостью, требовательностью, практичностью и неприхотливостью. Общая численность служащих АРАМКО составляет около 45 тыс. человек, из которых лишь 38% работает в головном офисе компании в Дахране. Подданных саудовского короля, работающих в структуре АРАМКО, насчитывается более 32 тыс. человек. 20% штата АРАМКО составляют служащие высшей категории. В нее входят административные работники командного звена и сотрудники с университетским образованием – инженеры, геологи, экономисты, специалисты по компьютерной технике. 70% работников – буровики, ремонтники, связисты, снабженцы, инженеры по технике безопасности – непосредственно заняты на производстве.
Касаясь нефтяной политики КСА, министр нефти и минеральных ресурсов страны Али бен Ибрагим ан-Наими заявил в октябре 1999 г., что она базируется на четырех факторах: во-первых, на наличии крупнейших нефтяных запасов при самой минимальной себестоимости ее добычи в мире (около 1–2 долл. за баррель); во-вторых, на обладании значительной долей мировых нефтедобывающих мощностей; в-третьих, на тесной связи национальной экономики с ее нефтяной отраслью; в-четвертых, на стабильности политической и экономической системы страны. Все это делает Саудовскую Аравию одним из лидеров на мировом нефтяном рынке.
Однако доминирование нефтяной отрасли, послужившей основой процветания Саудовской Аравии, породило и массу проблем, главной из которых стала полная зависимость экономики страны и поддержания в ней социальной стабильности от объемов нефтедобычи. В 70–80-х годах XX века экспорт КСА почти полностью составляла нефть. Следует признать, что правящий режим Саудовской Аравии отдавал себе отчет в серьезности такой зависимости, однако благополучие 70-х – начала 80-х годов психологически мешало принятию сколько-нибудь серьезных шагов по изменению сложившейся ситуации. Тем не менее в 80–90-е годы прошлого столетия страна пошла на постепенные изменения, которые были призваны снизить долю добычи нефти в валовом внутреннем продукте. Как показывает статистика, королевству удалось продвинуться в этом направлении, снизив долю нефтедобычи в ВВП с 60% в 70-е годы до 40% в 90-е. Вместе с тем этот процесс сопровождался не только кризисными явлениями в экономике Саудовской Аравии, но и серьезными проблемами в социальной сфере.
Так, в 1988 г. дефицит текущего бюджета вырос до 10% ВВП, а внешний долг приблизился к 100% валового внутреннего продукта. Эти трудности осложняли реформирование национальной экономики Саудовской Аравии, и некоторое время власти страны пытались решать проблемы преимущественно за счет наращивания объемов добываемой нефти. Тем не менее постепенно в королевстве осознали насущную необходимость ускорения реформ, успешная реализация которых требовала выделения основных приоритетов в их проведении.
В результате тщательного анализа королевский режим Саудовской Аравии сделал ставку на уменьшение зависимости ее экономики от нефтяной составляющей через решение задачи по ее диверсификации. Одним из пунктов программы диверсификации экономики стала концентрация внимания на развитии мощностей по глубокой переработке сырой нефти с тем, чтобы снизить в экспорте долю сырой нефти за счет увеличения доли поставок на мировой рынок продуктов ее переработки. При этом немалое внимание уделялось повышению уровня обеспечения внутреннего саудовского рынка собственными продуктами нефтепереработки. Результатом этого стала концентрация усилий на строительстве и модернизации нефтеперерабатывающей индустрии и сооружении предприятий нефтехимии, заводов по производству пластмасс и удобрений, а также промышленных объектов в других отраслях, таких, например, как электроэнергетика.
В настоящее время в Саудовской Аравии имеются два главных промышленных центра страны, один из которых расположен в городе Эль-Джубейле на берегу Персидского залива, а второй – в городе Янбу на красноморском побережье.
В целом в стране насчитывается 8 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 1,75 млн. баррелей сырой нефти в день. Кроме того, саудовская компания АРАМКО владеет, полностью или частично, нефтеперерабатывающими предприятиями за рубежом, способными ежедневно перерабатывать еще 1,6 млн. баррелей сырой нефти. Уделяя большое внимание модернизации нефтеперерабатывающего производства, с конца 90-х годов Саудовская Аравия вложила 1,2 млрд. долл. в повышение мощности НПЗ в Рас-Таннуре, управляемого АРАМКО, до 300 тыс. баррелей в день. В рамках этого проекта итальянская компания «Снампрогетти» подписала контракт на монтаж установки по разделению сырой нефти на фракции мощностью 200 тыс. баррелей в день. В этот же период Саудовская Аравия активно инвестировала средства в развитие и расширение других нефтеперерабатывающих мощностей. Однако усилия государства в этом направлении столкнулись с рядом проблем, которые значительно затруднили реализацию намеченных проектов в королевстве. Главной из этих проблем стало падение цен на нефть.
В этой связи затормозились работы по модернизации крупнейшего в стране НПЗ, расположенного в Рабиге на побережье Красного моря и принадлежащего АРАМКО, которые оценивались в 1,8–2 млрд. долл. Правительство планировало увеличить его мощности до 400 тыс. баррелей в день. Но с началом кризиса на рубеже 1998–1999 гг. бюджет королевства стал испытывать недостаток средств, и работы были заморожены на уровне 60% готовности. На это было затрачено около 800 млн. долл. Остальные НПЗ, управляемые АРАМКО, расположены в Янбу (мощность 190 тыс. баррелей сырой нефти в день), Эр-Рияде (120 тыс. баррелей в день) и Джидде (60 тыс. баррелей в день). Помимо этого, АРАМКО совместно с «Мобил» управляет еще одним нефтеперерабатывающим заводом в Янбу, способным ежедневно перерабатывать 340 тыс. баррелей. Саудовская национальная государственная компания ПЕТРОМИН и «Шелл» контролируют крупное НПЗ мощностью 305 тыс. баррелей в день в Эль-Джубейле. Наконец, в Рас-эль-Хафджи работает небольшой завод, рассчитанный на переработку 30 тыс. баррелей сырой нефти, построенный в конце 60-х гг. XX в. японской «Арабиен Ойл К°» (АОК) и управляемый ею.
Реализация проектов по диверсификации национальной экономики, включая наращивание нефтеперерабатывающих мощностей, все острее нуждается в привлечении иностранных инвестиций.
Одним из направлений диверсификации экономики Саудовской Аравии является всемерное развитие ее нефтехимической отрасли, сырьем для которой должен служить добываемый в стране природный газ. Реализация планов этого направления возложена на саудовскую компанию САБИК («Сауди Арабиен Бейсик Индастриз Корпорейшн»), которая является крупнейшей на Ближнем Востоке и одиннадцатой в мире по мощностям нефтехимической корпорацией, контролирующей 16 промышленных компаний. Капитализация корпорации, которая на 70% принадлежит государству, превышает 10 млрд. долл. Деятельность САБИК так же, как и АРАМКО, находится под полным контролем Высшего совета по нефти (ВСН). Основную номенклатуру товаров САБИК составляют продукция химической и нефтехимической промышленности, удобрения, пластмассы и другие промышленные товары. Согласно оценкам 2001 г., компания производит приблизительно 10% мировой нефтехимической продукции. Предполагается, что к 2005 г. САБИК может войти в пятерку крупнейших в мире производителей этилена.
Корпорация, осуществляющая продажи в более чем 70 странах мира, получила в 1994 г. прибыль в размере 1,1 млрд. долл. В 1994 г. корпорация увеличила свои производственные мощности до 17,3 млн. т в год по сравнению с 11,9 млн. т в 1990 г. При этом она активно приглашает иностранных инвесторов к участию в крупных частных нефтехимических проектах, таких как строительство отраслевого предприятия стоимостью 800 млн. долл. в Эль-Джубейле. В сентябре 1996 г. нефтяная компания «Шеврон» и СИВКГ («Сауди Индастриал Венче Кэпитал Груп») подписали соглашение по строительству нефтехимического завода стоимостью 650 млн. долл. в Эль-Джубейле. В середине 90-х годов САБИК приступила к реализации нового масштабного проекта в Янбу, стоимость которого оценивается в 2 млрд. долл. По завершении сооружения этого объекта, представляющего собой совместное предприятие с «Мобил Янбу Петрокемикл К°», новый нефтехимический комплекс «Янпет» должен производить ежегодно более 1,6 млн. т этилена и более 2 млн. т производных материалов.
В феврале 2001 г. САБИК завершила крупный проект стоимостью 1 млрд. долл. по расширению нефтехимического производства в Янбу, построив там крупнейший в мире завод по выпуску полиэтилена. В январе 2002 г. компания взяла кредит в размере 1,15 млрд. долл. для строительства нового нефтехимического комплекса в Эль-Джубейле, который должен быть запущен в строй в 2004 г. и производить 1 млн. т этилена в год, а также полиэтилен и другие полимеры.
Еще одно совместное предприятие «Сауди Петрокемикл К°», созданное САБИК и компанией «Шелл Ойл», приступило в феврале 1997 г. к реализации проекта стоимостью 1 млрд. долл., одним из пунктов которого является сооружение нового завода производительностью 700 тыс. т продукции на основе эфиров в год. Помимо того, это же СП рассматривает возможность строительства в рамках своего нефтехимического комплекса в Эль-Джубейле первой в Саудовской Аравии независимой электростанции с возможностью продажи ее электроэнергии потребителям по ценам на 35–40% дешевле по сравнению с тарифами нынешних поставщиков электроэнергии.
Деятельность САБИК является наиболее убедительным примером усилий по диверсификации экономики страны и ослаблению ее зависимости от нефтяного фактора. В то же время, по некоторым неофициальным сведениям, в ближайшие годы Саудовская Аравия может реализовать часть принадлежащих ей акций компании с целью привлечения в экономику частных, в том числе иностранных инвестиций.
В планах диверсификации своей экономики Саудовская Аравия уделяет большое значение ускорению темпов развития газодобычи. Это обусловлено многими факторами, включая устойчиво и быстро растущий спрос на углеводородное сырье для производства электроэнергии, нефтехимической продукции и опреснения морской воды, увеличения объемов газодобычи и замещения нефти природным газом в производственных процессах. Рачительная эксплуатация запасов природного газа страны предусматривает решение, как минимум, двух задач: увеличение поставок природного газа на мировой рынок и его использование в качестве сырья для действующих на ее территории нефтехимических комплексов. По доказанным запасам природного газа Саудовская Аравия занимает четвертое место в мире (после России, Ирана и Катара): запасы королевства равны 219,5 трлн. куб. футов, хотя некоторые эксперты отводят КСА пятое место, ставя его по этому показателю вслед за ОАЭ.
Приблизительно 2/3 всех газовых месторождений Саудовской Аравии сосредоточены в континентальной области Гавар и на шельфовых полях Саффания и Зулюф. Они представляют собой смешанные нефтегазовые месторождения. Большинство смешанных нефтегазовых месторождений Саудовской Аравии, разведанных в 90-е годы прошлого века, расположены на нефтяных полях, на которых добывается легкая нефть. Что касается чисто газовых месторождений, к которым относятся Эль-Мазалидж, Эль-Манджура, Шаден, Нибан и др. и которые содержат примерно пятую часть национальных запасов природного газа страны, то они в основном связаны с глубинными пластами, расположенными под нефтяным полем Гавар. Чистые месторождения природного газа разведаны в «нейтральной зоне» (месторождение Дорра) и на крайнем северо-западе страны в районе Мидьян.
Как и в сфере нефтедобычи, доминирующие позиции в газовой отрасли заняла саудовская АРАМКО. Эта компания также вовлечена в деятельность предприятий газоперерабатывающей отрасли экономики страны; совершенствует основанную ею центральную систему газификации страны; оказывает помощь в электрификации королевства и обеспечении его экономики подготовленными кадрами энергетиков. Охватывая своей деятельностью почти всю территорию страны, АРАМКО открыла 60 новых газовых месторождений. О роли газовой отрасли в работе АРАМКО могут свидетельствовать такие цифры. В конце 1999 г. руководство компании приняло решение об инвестировании 45 млрд. долл. в поиск, добычу и переработку природного газа в ближайшую четверть века. Как считают эксперты, целью является достижение ежегодного прироста разведанных запасов природного газа страны в объеме 3–5 трлн. куб. футов для удовлетворения быстро растущего спроса на него, который ежегодно увеличивается на 5%.
Однако столь амбициозные планы Саудовской Аравии требовали привлечения в газовую отрасль страны новых значительных инвестиций, прежде всего зарубежных. С этой целью в мае 2001 г. КСА выступила с так называемой «газовой инициативой», которая предполагает освоение месторождений природного газа и его переработку с привлечением ряда крупнейших мировых топливных компаний. Общая стоимость пакета предложенных проектов оценивается в 25 млрд. долл. Стратегическая важность этой инициативы предопределена уже тем, что Саудовская Аравия впервые с 70-х годов XX в. открыла доступ иностранным компаниям к разработкам углеводородного сырья, хотя официальный Эр-Рияд пока и не готов пойти на столь же смелый шаг в отношении нефтедобычи. Саудовская «газовая инициатива» предполагает скоординировать темпы развития газодобычи, нефтехимии, производства электроэнергии и опреснения воды с помощью привлечения иностранных инвестиций и технологий.
Реализация этой инициативы предполагает создание ряда совместных предприятий для освоения трех газовых месторождений: Южный Гавар, красноморский шельф и Шейба. Планируется, что месторождение Южный Гавар будут осваивать четыре компании: «Эксон/Мобил», которой отводится роль компании-оператора с 35-процентной долей участия в проекте, «Ройял Датч/Шелл» (25%), «Бритиш Петролеум» (25%) и «Коноко/Филлипс» (15%). Как ожидается, это будет крупнейший в мире комплексный газовый проект оценочной стоимостью 15 млрд. долл. В частности, он включает добычу природного газа, строительство газопровода, двух газосжигающих генерирующих электростанций, двух нефтехимических предприятий, двух опреснительных станций.
На участие в разработке месторождений на побережье Красного моря претендуют «Эксон/Мобил», предположительно в роли компании-оператора с 60-процентной долей участия в проекте, «Маратон» и «Оксидентл» с равными 20-процентными долями. Это совместное предприятие будет разрабатывать месторождения Баркан и Мидьян на северо-западе страны, а также сооружать нефтехимический завод, электростанцию и станцию по опреснению морской воды. Общая стоимость проекта оценивается в 4–5 млрд. долл.
Наконец, к месторождению Шейба в пустыне Руб-эль-Хали на юго-востоке страны на границе с ОАЭ проявляют интерес три компании: «Шелл», претендующая на функции компании-оператора (40% участия в проекте), «ТотальФинаЭльф» (30%) и «Коноко/Филлипс» (30%). Помимо этого, в планах предполагаемого СП значится разработка газового месторождения Кидан, прокладка трубопроводов из района Шейба к заводам по переработке природного газа в Хараде и Хауие к востоку от Эр-Рияда, а также строительство нефтехимического предприятия в Эль-Джубейле. Суммарная стоимость проекта, который должны реализовать «Шелл», «ТотальФинаЭльф» и «Коноко/Филлипс», составляет 4–5 млрд. долл.
Тем не менее в 2001–2002 гг. все переговоры между Саудовской Аравией и зарубежными нефтяными компаниями не привели к заключению окончательного соглашения по «саудовской газовой инициативе». Это было вызвано значительными расхождениями между участниками переговоров по условиям сделки. Основные проблемы связаны с размерами гарантированных доходов западных компаний, отсутствием договоренности по ценам на природный газ, который предполагается добывать на выделяемых месторождениях, с отказом саудовских властей от предоставления иностранным инвесторам полных данных о запасах газа на предлагаемых к разработке месторождениях. Разногласия есть по границам предложенных площадей, включая возможный доступ к запасам природного газа месторождения Сара, зарезервированного за АРАМКО, и условиям возврата капиталов, вложенных вовлеченными в проект международными нефтяными компаниями. Согласно различным сообщениям, эти компании рассчитывают добиться согласия саудовской стороны на возврат инвестиций на уровне более 10% годовых, в то время как Саудовская Аравия настаивает на уровне, не превышающем 9%. Кроме того, некоторые западные эксперты утверждают, что столь жесткий характер переговоров обусловлен, в частности, тем, что часть истеблишмента КСА выступает против заключения сделки с международными монополиями по «газовой инициативе». Новый раунд переговоров между заинтересованными сторонами, который прошел в начале ноября 2002 г., не смог преодолеть имеющиеся расхождения в их позициях.
Увеличение газодобычи, как уже отмечалось, призвано стимулировать развитие нефтехимической промышленности страны, в частности в Янбу и Эль-Джубейле, а также наращивание генерирующих мощностей в электроэнергетике, строительство опреснительных станций и других промышленных объектов, а также способствовать сокращению потребления нефти в промышленности путем ее замещения природным газом. Как предполагается, замещение нефти природным газом для максимально возможного удовлетворения внутренних запросов экономики страны позволит высвободить дополнительный объем сырой нефти для экспортных поставок. Это важно, если учитывать, что квоты ОПЕК касаются добычи нефти, но не ее экспорта. Саудовская Аравия намерена удвоить добычу природного газа с нынешних 6,7 млрд. куб. футов в день до уровня 14–15 млрд. куб. футов в день к 2009 г. О серьезности этих планов, оглашенных руководством АРАМКО, свидетельствует тот факт, что в течение последних трех лет газодобыча в стране росла в среднем на 10% в год. В то же время КСА не проявляет большой готовности к экспорту сжиженного природного газа, сомневаясь в экономической эффективности и востребованности такого экспорта.
Внутренние потребности Саудовской Аравии делают необходимым расширение уже существующей газовой системы, снабжающей промышленные центры Янбу и Эль-Джубейл природным газом. Эта система, включающая трубопроводы протяженностью 2200 км, в том числе 1600 км (пропускной способностью 270 тыс. баррелей в день) для перекачки сжиженного газа, вступила в строй в 1984 г. Новый проект по ее расширению оценивается в 4,5 млрд. долл. В ноябре 1996 г. Саудовская Аравия подписала управленческий контракт на сумму 4 млрд. долл. с базирующейся в США корпорацией «Парсонс» на сооружение трубопровода пропускной способностью 1,6 млрд. куб. футов в день для обеспечения природным газом газоперерабатывающего завода в Хауие, расположенного к югу от Дахрана вблизи от нефтяного месторождения Гавар. Это предприятие представляет собой крупнейший в стране объект, связанный с переработкой природного газа. Сырьем для него должен послужить газ из месторождений Эль-Хуф и Эль-Джауф, добывающая мощность которых составляет 15,5 млрд. куб. футов в год. Официальное открытие завода произошло в середине октября 2002 г. В реализацию проекта также вовлечены японская компания «JGC», аргентинская «Техинт» и итальянская «Технип».
В дополнение к этому еще одна зарубежная компания – «Фостер Уилер» заключила управленческий контракт на строительство нового газоперерабатывающего предприятия в Хараде, которое должно быть завершено к концу 2003 г. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд. долл. После пуска в строй этого объекта суммарная мощность газоперерабатывающих предприятий Саудовской Аравии увеличится с 5,8 млрд. куб. футов в день до 7 млрд. куб. футов в день.
В рамках реализации газовых проектов в июне 2000 г. было завершено строительство трубопровода, соединяющего Восточную провинцию, где обнаружены огромные запасы природного газа и конденсата, со столицей страны Эр-Риядом. Однако пуск трубопровода является лишь частью реализации планов по расширению уже существующей газотранспортной системы Саудовской Аравии. Предполагается, что к 2006 г. будет проложено дополнительно около 2000 км газопроводов. В случае осуществления этих планов суммарная протяженность всех трубопроводов страны, предназначенных для перекачки нефти, газа, нефтепродуктов, конденсата и попутного природного газа, составит 17 тыс. км. При этом следует учитывать, что, согласно некоторым сведениям, Саудовская Аравия намерена перепрофилировать часть хронически незагруженных нефтепроводов для транспортировки природного газа. В частности, по словам министра нефти и минеральных ресурсов КСА Али бен Ибрагима ан-Наими, компания АРАМКО уже приступила к работам по трансформации48-дюймовой ветки трубопровода «Восток-Запад» для перекачки природного газа с целью снабжения нефтехимических и энергогенерирующих мощностей промышленного центра Янбу.
Воплощение в жизнь диверсификационных проектов способствовало тому, что нефтезависимость национальной экономики Саудовской Аравии несколько ослабла, и уже к концу 80-х годов доля нефтяного сектора в доходной части бюджета снизилась примерно до 75%. Правда, следует учитывать и влияние на этот показатель фактора снижения мировых цен на нефть. Одновременно с этим нефтяная промышленность дала 40% валового внутреннего продукта. Однако самым примечательным, пожалуй, является то обстоятельство, что экспорт товаров, не связанных с нефтью, составил в конце 90-х годов XX в. 10% от суммарной стоимостной величины экспорта страны. Остальные 90% пришлись на сырую нефть и нефтепродукты. По экспертным оценкам, ожидается, что в 2002 г. доля нефтяной составляющей по отношению к суммарной величине национального экспорта Саудовской Аравии составит 90–95%.
Эти показатели свидетельствуют о существовании трудностей в процессе диверсификации саудовской экономики, а это значит, что за нефтяной промышленностью страны еще на достаточно длительную перспективу будет сохранена преобладающая роль в экономике королевства. Это в определенной степени ставит под сомнение итоги прошлых проектов диверсификации. Более того, Саудовская Аравия осталась страной, которая характеризуется наличием моносырьевой ориентации экономики. По мнению главного экономиста Национального коммерческого банка в Джидде Сайда аш-Шейха, «годами мы думали, что диверсифицируем производство и найдем другие источники дохода. Однако крах нефтяных цен показал нам, что процесс диверсификации не удался».
В этих условиях вполне естественными выглядят намерения Саудовской Аравии, не ослабляя усилий по осуществлению диверсификационных проектов, наращивать мощности нефтедобычи и нефтепереработки. В частности, Саудовская Аравия начала реализацию проекта стоимостью 2 млрд. долл., рассчитанного на освоение удаленного нефтяного месторождения Шейба, которое расположено на границе с ОАЭ и запасы которого оцениваются в 7 млрд. баррелей легкой нефти с низким содержанием серы. Этот проект включает три предприятия нефтегазовой сепарации и 640-километровый трубопровод, который соединяет месторождение с районом Абкайк, где размещены нефтегазовые сепараторы и стабилизирующие установки. Учитывая нынешнюю официальную позицию властей КСА о недопустимости, по крайней мере на нынешнем этапе, широкомасштабного участия иностранных компаний в нефтедобыче, не вызывает удивления, что разработка нефтяного месторождения Шейба также была поручена саудовской компании АРАМКО. Расширение нефтедобычи на этом месторождении, начатое еще в июле 1998 г. и дающее сегодня около 500 тыс. баррелей сырой нефти в день, не считая 870 млн. куб. футов попутного природного газа, должно значительно увеличить нефтегазодобывающие мощности королевства. Это обстоятельство призвано обеспечить повышенные доходы от экспорта каждого барреля сырья и принести дополнительные финансовые ресурсы для продолжения выполнения диверсификационных проектов.
Преимуществом данного месторождения, как отметил в октябре 1999 г. министр нефти и минеральных ресурсов КСА Али бен Ибрагим ан-Наими, является то, что «затраты на увеличение мощности, включая развитие инфраструктурных, производственных и транспортировочных возможностей, необходимой для производства одного дополнительного барреля нефти в день в Саудовской Аравии, составляют максимум 5000 долл., в то время как в большинстве регионов мира – 10000–20000 долл. Таким образом, наши затраты как на добычу нефти, так и на развитие производственных мощностей, вероятно, являются самыми низкими в мире».
Согласно сообщениям из Саудовской Аравии, национальный Высший совет по нефти одобрил программу расходов компании АРАМКО на период 2000–2004 гг. в размере 15 млрд. долл. ежегодно. Эта программа призвана повысить уровень добычи нефти, равно как и природного газа. Как стало известно из прессы, в рамках этой программы в марте 2002 г. АРАМКО уже заключила крупные контракты с итальянскими компаниями «Снампрогетти» и «Технип-Кофлексип» на 630 млн. долл. и 360 млн. долл. соответственно, что позволит увеличить мощности нефтедобычи Саудовской Аравии на 800 тыс. баррелей в день к 2005 г.
Еще 1,2 млрд. долл. предполагается вложить в программу развития нефтедобывающих мощностей в районе Эль-Катиф недалеко от Дахрана в восточной части страны. Этот проект также включает сооружение двух предприятий по нефтегазовой сепарации и создание мощностей по переработке извлеченного газа и стабилизации нефтяной составляющей, получаемой в результате разделения сырья.
В перечне предполагаемых проектов значится дальнейшее освоение нефтегазового месторождения Хурайс. Предполагается, что реализация этого проекта стоимостью 3 млрд. долл. позволит АРАМКО увеличить национальные нефтедобывающие мощности страны еще на 800 тыс. баррелей в день путем введения в строй четырех предприятий нефтегазовой сепарации мощностью 200 тыс. баррелей в день каждый на данном месторождении, эксплуатация которого была начата еще в 60-е годы прошлого века. Однако затем нефтедобыча на нем, как, впрочем, и на ряде других месторождений, таких как Абу-Хадрия, Абу-Джифан, Хармалия и Хурсания, была приостановлена в 90-е годы. Вместе с тем в силу ограничительной квоты нефтедобычи, введенной ОПЕК для КСА, работы в Хурайсе вынужденно откладываются на неопределенный срок, что, как утверждает пресса, не помешало АРАМКО предусмотреть в своем бюджете 2002 г. выделение 1,5 млрд. долл. на бурение 324 новых скважин.
Аналогичная ситуация складывается и в «нейтральной зоне» между Саудовской Аравией и Кувейтом, в которой традиционно прочные позиции в нефтедобыче занимает японская «Арабиен Ойл К°». Она работает на двух шельфовых нефтяных месторождениях Эль-Хафджи и Эль-Хут, производя около 300 тыс. баррелей сырой нефти в день. Несмотря на то, что в феврале 2000 г. истек срок ее концессии, в апреле того же года компания заявила о том, что была достигнута договоренность с дочерней компанией АРАМКО, именуемой «Галф Оперейшнс Компани», о разделе продукции на месторождении Эль-Хафджи до 4 января 2003 г., т.е. до даты истечения аналогичной концессии «Арабиен Ойл К°» в отношении разработки нефтяных полей в кувейтской части «нейтральной зоны». Кроме того, японская «Арабиен Ойл К°» рассчитывает получить права на эксплуатацию газового месторождения Дорра с запасами в 13 трлн. куб. футов. Таким образом, саудовский шельф «нейтральной зоны» можно отнести к району исключительного интереса японской «Арабиен Ойл К°», на долю которой приходится 80% дохода от его разработки. Оставшиеся 20% поровну делятся между Саудовской Аравией и Кувейтом.
Со своей стороны Саудовская Аравия заявила о заинтересованности в том, чтобы «Арабиен Ойл К°» и Япония увеличили свои инвестиции в экономику королевства, включая вложение более 1 млрд. долл. в строительство железнодорожной ветки, которая соединила бы районы горнодобывающей промышленности страны с морскими экспортными терминалами, и закупки саудовской нефти в качестве условия возобновления прав «Арабиен Ойл К°» на проведение буровых работ в «нейтральной зоне». В то же время в августе 2001 г. Саудовская Аравия отклонила запрос японской компании относительно начала переговоров о продлении сроков концессии в указанной зоне. В сентябре 2002 г. министр нефти и минеральных ресурсов КСА Али бен Ибрагим ан-Наими предложил Японии сконцентрировать свои инвестиционные усилия преимущественно на освоении саудовских газовых месторождений, нежели на нефтедобыче.
Что касается нефтедобычи на трех континентальных нефтяных полях – Уафра, Южный Фауарис и Южный Умм-Гудейр, также находящихся на территории «нейтральной зоны», то она передана компании «Тексако».
Помимо этого, Саудовская Аравия совместно с Бахрейном также ведет нефтеразработку на шельфовом месторождении Абу-Сафа. В июле 2002 г. АРАМКО заявила о желательности удвоения добычи нефти на этом месторождении со 140 тыс. баррелей в день до 280 тыс. баррелей в день к 2004 г. Часть дохода, получаемого Саудовской Аравией от продажи нефти, добываемой в Абу-Сафа, передается Бахрейну.
Тем не менее очевидные трудности в диверсификации экономики и наращивание мощностей нефтедобычи вряд ли дают достаточные основания для заключения, к которому приходят некоторые эксперты, о провале плана диверсификации. Саудовская Аравия понимает, что пришло время для принятия серьезных мер в экономической жизни страны. Это подтверждается и тем, что в конце 90-х годов по инициативе наследного принца Абдаллы был начат новый этап проведения широкомасштабных экономических реформ.
Как показало время, осуществление реформ представляется затруднительным без привлечения значительных иностранных инвестиций. Вместе с тем для их притока требуется создание определенного благоприятного климата, который был бы экономически выгодным для зарубежных инвесторов. Начало этому процессу было положено программой приватизации, разработанной в Саудовской Аравии. В соответствии с ней в августе 1999 г. был создан Высший экономический совет, одной из задач которого стало стимулирование приватизации. В том же 1999 г. правительство страны объявило, в частности, о планах приватизации электрических компаний.
Промышленный сектор в экономике Саудовской Аравии был выбран в качестве той сферы, с помощью которой был дан импульс развитию частного сектора экономики страны. Промышленный рост в последние десятилетия является свидетельством ориентации государства на промышленное развитие. В 1994 г. в стране функционировало 2312 предприятий с общим объемом инвестиций, равным 41,3 млрд. долл. Для сравнения в 1975 г. действовало 475 промышленных предприятий, в которые было инвестировано 9,9 млрд. долл. С целью поддержания этой тенденции правительство страны создало «Сауди Индастриал Дивелопмент Фанд» (СИДФ). Через этот Фонд в 1992/1993 финансовом году в 1216 промышленных предприятий было инвестировано 5,8 млрд. долл.
Прямые иностранные инвестиции также сыграли значительную роль в промышленном развитии Саудовской Аравии. Общее число промышленных предприятий, подпадающих под действие Закона о защите и стимулировании национальной промышленности и Закона об иностранных инвестициях, возросло с 850 до 2375 к середине 90-х годов XX в. Это увеличение числа предприятий было обусловлено значительным объемом капиталовложений. Общая сумма инвестиций в эти предприятия увеличилась с 30 млрд. саудовских реалов в 1981 г. до 151 млрд. саудовских реалов в 1994 г. Отмечая успех этих проектов, правительство КСА провело кампанию по стимулированию увеличения объемов иностранных инвестиций. Промышленная политика Саудовской Аравии поощряла зарубежные компании создавать с саудовскими инвесторами совместные предприятия в промышленности. Для дополнительного привлечения иностранных инвестиций в стране были введены некоторые льготы, включая отсрочку по выплате налога с дохода и привлекательность необлагаемых налогами кредитов.
Правительство королевства поощряет прямые иностранные инвестиции, особенно инвестиции, связанные с созданием и деятельностью совместных предприятий с частичным саудовским капиталом. Таким образом, правительство рассчитывает стимулировать увеличение внешних капиталовложений в инфраструктурные проекты. Ряд государственных предприятий и частных компаний, например, «Нейшнл Индастриализейшн Корпорейшн» и «Сауди Венче Кэпитал Труп», повысили свою активность в сфере подготовки экономических проектов и создания совместных предприятий. Их приоритетное направление связано с привлечением инвестиций в проекты, касающиеся, в частности, развития нефтехимической и металлургической промышленности, производства пластмасс.
Примечательным является то, что зарубежные капиталовложения в экономику КСА должны отвечать нескольким главным условиям, включая привлечение инвестиций исключительно в «проекты развития» и передачу современных технологий. Понятие «проекты развития» было определено в постановлении Министерства промышленности и электроэнергетики Саудовской Аравии от 12 февраля 1990 г. и включает в себя проекты в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, строительства и услуг. При этом преимущество отдается высокотехнологичным проектам.
Совместные предприятия, создаваемые в Саудовской Аравии, всегда формируются в форме товарищества с ограниченной ответственностью. Специальная структура, созданная при Министерстве промышленности и электроэнергетики страны и занимавшаяся вопросами иностранных инвестиций, изучала все заявки на соответствие выдвигаемым саудовской стороной требованиям и проверяла будущих инвесторов. Она также давала оценку подаваемым заявкам и перспективным проектам, которые должны были ориентироваться на усиление экономической диверсификации, привлечение современных технологий и создание вакансий для местной рабочей силы.
Предприятия со 100-процентным иностранным капиталом могут рассчитывать на то же покровительство, что и саудовские национальные компании. Они также имеют право на широкий перечень инвестиционных стимулов, включая благоприятные учетные ставки, выделение земельных участков в промышленных зонах по номинальным ставкам ренты, доступ к правительственным контрактам на условиях отечественных производителей, а также предоставление налоговых льгот.
Однако преимущество отдается саудовским компаниям и совместным предприятиям с саудовским участием. Только эти компании имеют право на освобождение от налогообложения и беспроцентные займы от государственных кредитных институтов, таких как «Сауди Индастриал Дивелопмент Фанд». Что касается иностранных корпораций и иностранных участников совместных предприятий, то они обладают правом на льготы по налогу с дохода, который может достигать 45% от чистой прибыли.
Однако весной 2000 г. ситуация несколько изменилась. В мае вступил в действие новый закон, регулирующий иностранные инвестиции. Он нацелен на привлечение иностранных инвесторов в энергетический сектор экономики Саудовской Аравии. В частности, закон разрешает 100-процентное владение иностранными компаниями собственностью и лицензированными проектами на территории КСА. В соответствии с этим законом была создана «Сауди Арабия Дженерал Инвестмент Асорити» (САДжИА), своего рода генеральная инвестиционная организация Саудовской Аравии, которая призвана упростить для иностранных инвесторов прохождение всех разрешительных процедур. Кроме того, были снижены налоги с прибыли компаний с 45% до 30. Закон снял ограничение, по которому доля иностранной компании в капитале совместного предприятия с саудовскими национальными партнерами не могла превышать 49%. В то же время компании со 100-процентной иностранной собственностью по-прежнему лишены права на деятельность в ряде важных отраслей экономики, включая нефтедобычу, трубопроводные системы, издательскую деятельность, в том числе выпуск СМИ, страхование, телекоммуникации, здравоохранение, оптово-розничная торговля, а также в сфере обороны и безопасности.
Хотя этот закон, регулирующий иностранные инвестиции, имеет ряд существенных пробелов и ограничений, уже в январе 2001 г. САДжИА сообщила, что иностранные инвестиционные обязательства достигли 1,6 млрд. долл., включая получение 53 лицензий, из которых 29 – в сфере промышленного производства.
Вместе с тем многие в Саудовской Аравии понимают, что увеличения объемов иностранных инвестиций в экономику страны в настоящее время можно достичь только за счет смягчения своей позиции в отношении разработки нефтегазовых месторождений королевства. Официальные власти страны признают, что нуждаются в получении средств и технологий от западных производителей, которых они вытеснили из нефтегазодобычи несколько десятилетий назад. Однако в нынешних условиях, как отмечает американский эксперт по нефти Джон Росс, саудовские власти проводят четкую черту – американские и европейские компании могут оказать помощь в разработке в основном нетронутых запасов природного газа этой страны. Что же касается разведки и добычи нефти, то пока Саудовская Аравия оказалась неготовой к столь решительному шагу. Так, министру энергетики США Биллу Ричардсону, когда он прибыл в Эр-Рияд в феврале 2001 г. с поручением от американских компаний, было заявлено: «Мы нуждаемся в сотрудничестве с американцами по многим вопросам, но не по этому, – сказал саудовский министр нефти Али бен Ибрагим ан-Наими. – Тут мы сами прекрасно управляемся. Это наши хлеб и масло».
В западной прессе высказываются сомнения относительно того, заинтересуются ли газом такие компании, как «Шеврон», «Тексако», «Эксон/Мобил» и другие, если они не будут уверены в получении прибыли, приблизительно равной той, которую может дать нефть. Это признает и министр Али бен Ибрагим ан-Наими: «Доходы от нефти измеряются не 10, не 20 и даже не 100, а тысячами процентов». Впрочем, по мнению Али бен Ибрагима ан-Наими, чистый доход до 30% на вложения в газовую промышленность тоже должен устроить компании. Полагают, что решение саудовских властей о допуске иностранцев к разработке газовых месторождений может полностью изменить расклад сил на мировом рынке нефти и газа. Этот опыт дает некоторым экспертам основание считать, что «открытие» нефтяных месторождений Саудовской Аравии может стать фактом не такого уж отдаленного времени.
Примечательным в этой связи является то обстоятельство, что, по утверждению представителей некоторых компаний, вовлеченных в «саудовскую газовую инициативу», отсутствие надежд на быструю прибыль в газовом проекте может компенсироваться тем, что они окажутся в «нужное время в нужном месте», когда иностранцы будут допущены официальным Эр-Риядом в нефтяную отрасль.
Этот расчет базируется на мнении многих специалистов о том, что, в конце концов, Саудовская Аравия может быть вынуждена открыть в какой-то мере доступ к своим нефтяным запасам для иностранных компаний. Это обусловливается, в частности, осложнением отношений с США, что неминуемо приведет к ослаблению политической и финансовой стабильности КСА и возникновению дефицита в свободных денежных средствах, необходимых для вложения в национальную экономику и социальную сферу. Кроме того, богатые нефтью соседние аравийские монархии уже опережают Эр-Рияд в поисках внешних капиталовложений. Например, в Катаре «Мобил», французская «Тоталь» и другие компании вкладывают миллиарды долларов в газовые проекты. В Кувейте Национальная нефтяная компания ищет партнеров для разработки новых месторождений. Все эти обстоятельства могут вынудить саудовцев открыть, хотя бы постепенно, доступ к своим нефтяным промыслам.
Не меньшую заботу, чем привлечение иностранного капитала в экономику королевства, Саудовская Аравия проявляет в отношении возвращения на родину 420 млрд. долларов, которые были вывезены из страны в предшествующие годы. С этой целью, по мнению консультанта Совета Торгово-промышленной палаты КСА Абдаллы Даббаха, в стране вырабатывается целый комплекс мер. «Единственный путь получить эти и иностранные деньги – открыть новые возможности для инвестиций», – добавляет Даббах, который является также членом Консультативного совета королевства. По инициативе наследного принца Абдаллы уже обсуждаются крупные проекты, в том числе создания нефтехимических предприятий и заводов по производству удобрений.
Подводя итог, следует признать, что, несмотря на все усилия, Саудовская Аравия так и не смогла окончательно ликвидировать зависимость своей национальной экономики от нефтяного фактора. Тем не менее Эр-Рияд сделал в этом направлении заметные шаги, эффективность которых ослаблена многочисленными проблемами, как старыми, так и возникшими в последнее время в нефтегазовом комплексе страны.
Список источников и литературы
нефтегазовый комплекс королевство саудовская аравия
Страны Мира: Статистический справочник, 01.08.2001.
Александров И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М., 2000, с. 35;
Богатырев А. На нефтяных дрожжах // Азия и Африка сегодня, 1992, № 1, с. 36–37;
Страны Мира: Статистический справочник, 01.08.2001 г.
Размещено на http://