Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный социальный университет
Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
Факультет «Социальная работа, педагогика и психология»
Специальность «Психология»
ОТЧЕТ
о практике
студентки 3 курса
заочного отделения
Чепурных Ирины Алексеевны
Я, Чепурных Ирина Алексеевна проходила практику на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9», расположенный г. Курск ул. Димитрова 73. Продолжительность учебно-ознакомительной практики с 25 октября по 14 ноября 2010 г.
Целью учебной практики является знакомство с содержанием деятельности психологической службы дошкольного образовательного учреждения, проведение психологического исследования с целью изучения детей дошкольного образования.
психический здоровье диагностика коррекция
Практика началась со знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом.
Заведующая – Селюкова Анна Афанасьевна
Психолог – Блинкина Марина Викторовна
В детском саду функционирует 9 групп, и действуют следующие программы:
1. «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, задачи которой:
создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, приобщение его к здоровому образу жизни;
обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании;
формирование доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи которой:
охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей;
воспитание патриотических и интернациональных чувств;
формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности;
формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения;
воспитание любви к прекрасному.
Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям:
Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.
Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
Документы и методические материалы кабинета психолога:
Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
Журналы учета работы психолога.
Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
Знакомство с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ:
Психодиагностическая работа
проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
Составление плана работы на период практики:
Ознакомление с детским учреждением, знакомство с воспитателями.
Ознакомление с организацией работы психолога в МДОУ.
Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой.
Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
Подбор психодиагностического инструмента.
Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.
На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
Психологическая готовность - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
На основании этих параметров и были выбраны методики для определения школьной зрелости.
Среди наиболее известных тестов определения готовности ребенка к школе выбран «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Ирасека. Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей.
Чтобы определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению, была проведена методика «Отношение ребенка к обучению в школе».
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Для того, чтобы выявить у ребенка уровень развития логического мышления, мной была использована методика «Нелепицы». При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Для оценки общей ориентации детей, поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний была проведена методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Затем по результатам комплексной диагностики:
формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
строится индивидуальный профиль готовности,
определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.
По результатам диагностирования необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.
На завершающем этапе практики были проведены индивидуальные психологические обследования двоих детей: Васильевой Алиной четырех лет и Минаевой Дианой пяти лет.
Для диагностики свойств внимания была использована методика «Пройди лабиринт».
Для диагностики свойств памяти применены следующие методики:
Методика «10 слов» (по Лурия)
Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение
Методика «Запомни рисунок» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
Методика «Почини коврик»
Цель этой методики, основанный на прогрессивных матрицах Равенна, - определить, на сколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы увиденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равенна.
Для диагностики мышления и речи применены следующие методики:
«Что здесь лишнее?» - предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она признана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
«Раздели на группы»
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет.
«Кому чего не достает?»
Эта диагностика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.
«Вырежи фигуры»
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями разных по возрасту групп .
Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Блинкиной Марине Викторовне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.