Провести структурный анализ рычажного механизма:
- количество подвижных звеньев и пар;
- класс пар;
- степень подвижности механизма;
- количество структурных групп, их класс и класс механизма.
Провести кинематический анализ рычажного механизма:
- построить план скоростей для заданного положения механизма;
- определить скорость в точке С;
- построить план ускорений механизма;
- определить ускорение в точке С.
Рис. 1 Рычажный механизм
1. Структурный анализ рычажного механизма
Изобразим на рис. 2 кинематическую схему шарнирного механизма, пронумеруем звенья механизма. Условные обозначения звеньев механизма приведены в табл. 1. В табл. 2 приведены кинематические пары рычажного механизма, их обозначение на схеме, класс и название.
Рис. 2 Кинематическая схема рычажного механизма.
Таблица 1. Условные обозначения звеньев механизма (рис. 2)
Условные обозначения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Название звена | стойка | кривошип | ползун | кулиса | стойка |
Степень подвижности механизма
,
где n – количество подвижных звеньев, n = 3;
Р5 – количество пар пятого класса, Р5 = 4.
Составим структурные группы механизма и определим их класс и порядок:
а) стойка 0 - кривошип 1 – механизм I класса, начальный механизм (рис. 3)
Рис. 3 Механизм I класса (0;1)
б) ползун 2 – кулиса 3 – двухповодковая группа Ассура 3 вида (ВПВ) (рис. 4)
Рис. 4 2ПГ 3 вида (2;3)
Таким образом, исследуемый механизм, обладающий одной степенью подвижности (W = 1), можем рассматривать как образованный путем последовательного присоединения к стойке 0 и ведущему звену 1 одной группы, состоящей из звеньев 2,3. По классификации И.И. Артоболевского он должен быть отнесен к механизмам II класса.
Формула строения механизма
I(0;1)→II3(2;3).
2. Синтез механизма
Длина
кривошипа О1А
задана:
0,5
м.
Определим длину кулисы О2D :
Расстояние O1O2:
Расстояние CD:
По найденным значениям длин механизма, строим план положения механизма. Масштабный коэффициент длины рассчитываем по формуле:
где
– действительная
длина кривошипа
О1А,
0,5
м;
– масштабная
длина кривошипа
О1А,
принимаем
= 50 мм.
Масштабная длина кулисы О2D:
Масштабное
расстояние
[]:
Масштабное расстояние [lCD]:
Методом засечек в принятом масштабе µ строим план положения механизма для заданного положения кривошипа О1А, φ1 = 30° (рис. 5).
Рис. 5 План положения механизма, µ = 0,01 м/мм
3. Кинематический анализ рычажного механизма
Построение плана скоростей.
План скоростей строим для заданного положения механизма, для φ1 = 30° (рис. 5). Построение плана скоростей начинаем с ведущего звена (кривошип О1А), закон движения которого задан. Последовательно переходя от механизма I класса к структурной группе 3 вида, определим скорости всех точек звеньев механизма.
Угловая скорость кривошипа O1A задана и считается постоянной:
ω1 = 20 рад/с = const.
Линейная скорость точки А кривошипа О1А
Рис. 6 Построение плана скоростей, µv = 0,1 м·с-1/мм
Из точки
Рv,
принятой за
полюс плана
скоростей
откладываем
в направлении
вращения кривошипа
вектор скорости
точки А
кривошипа
О1А
(рис. 6). Длину
вектора линейной
скорости точки
А, вектор
,
выбираем произвольно.
Принимаем
= 100 мм, тогда масштабный
коэффициент
плана скоростей
равняется
Чтобы определить скорость точки В кулисы 3, составим векторное уравнение:
,
где
– вектор абсолютной
скорости точки
В, направленный
перпендикулярно
О2В;
– вектор
относительной
скорости точки
В, направленный
параллельно
О2В;
.
Получим
отрезки, которые
изображают
на плане скоростей
вектор абсолютной
скорости точки
В –=
59,1 мм и относительной
скорости точки
В –
=
80,7 мм.
Абсолютная скорость точки В:
Относительная скорость точки В:
Для нахождения скорости точки D, принадлежащей кулисе О2D, восполь-зуемся теоремой подобия
,
откуда
определим длину
вектора
Отложим
на плане скоростей,
на векторе,
длину вектора
.
Абсолютная скорость точки D
Точку c
на плане скоростей
определим,
проведя два
вектора скоростей
и
,
где
– скорость
точки C
относительно
скорости точки
D,
– скорость
точки C
относительно
точки О2.
На пересечении
этих векторов
получим точку
с.
Абсолютная скорость точки С:
План скоростей изображен на рис. 6, в принятом масштабе скоростей.
Угловую скорость кулисы 3 находим аналитически по формуле
Построение плана ускорений.
Учитывая,
что угловая
скорость кривошипа
О1А
постоянная
,
линейное ускорение
точки А
кривошипа О1А
равняется его
нормальному
ускорению.
Абсолютное ускорение точки А кривошипа О1А
От произвольной
точки Pa
полюса плана
ускорения по
направлению
от А
к О1
откладываем
(рис. 7). Величину
отрезка
выбираем
произволь-но.
Принимаем
= 100 мм.
Масштабный коэффициент плана ускорений
.
Ускорение точки В определим из построения плана ускорений по векторным уравнениям:
,
где
;
-
вектор относительного
ускорения точки
В, направленный
параллельно
О2В;
- вектор кориолисова
ускорения.
Отрезок, изображающий на плане кориолисово ускорение:
КВ3В2
==
· 0,5 = 77 мм,
где
и
- отрезки с плана
скоростей, О2В
– отрезок со
схемы механизма.
=
= 0,5
Чтобы
определить
направление
,
нужно отрезок
,
изображающий
скорость
,
повернуть в
сторону ω3
на 90°.
аВ3В2к
= 2 · ω3
·
B3B2
= 2 · 9,53 · 8,07 = 154 м/с2
Нормальное
ускорение при
вращении точки
В3 относительно
точки О2
направлено
от точки В к
точке О2,
а отрезок его
изображающий
равен:
nB3О2
=
=
· 0,5 = 28,2 мм
Найдем ускорения из плана ускорений:
Для нахождения ускорения точки D, принадлежащей кулисе О2D, восполь-зуемся теоремой подобия:
,
откуда
определим длину
вектора
Отложим
вектор
на векторе
.
Ускорение точки D:
Рис. 7 Построение плана ускорений, µа = 2 м·с-2/мм
Точку c на плане ускорений определим по векторному уравнению:
,
где
вектор относительного
ускорения точки
С, направленный
перпен-дикулярно
к вектору
;
-
вектор относительного
нормального
ускорения точки
С, направленный
параллельно
СO2;
-
вектор относительного
касательного
ускорения точки
С, направленный
перпендикулярно
к СO2.
Нормальное ускорение точки С определим аналитически
,
Отрезок, что изображает вектор нормального ускорения точки С на плане ускорений
.
шарнирный механизм кулиса кривошип
Абсолютное ускорение точки С
План ускорений изображен на рис. 7, в принятом масштабе ускорений µа = 2 м·с-2/мм.
Угловое ускорение кулисы 3 найдем аналитически
ε3
=
=
= 508,7 c-2
Error: Reference source not foundError: Reference source not found103,445103,445
Литература
Методические указания к заданиям.
Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. –М.: Наука 1988.
Фролов К.Ф. «Теория механизмов и машин»., под ред. К.Ф.Фролова. – М.: «Высшая школа», 1987.