Рефетека.ру / Менеджмент

Курсовая работа: Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Введение


Курсовая работа включает в себя исследование рычажного и зубчатого механизмов.

Исследование рычажного механизма составляет наибольший по объёму раздел курсовой работы по теории машин и механизмов. В работе рассматривается четырёхзвенный механизм со степенью подвижности равной единице и вращающимся входным звеном (кривошип). Выходным звеном является ползун.

Исследование рычажного механизма включает три этапа:

структурный анализ механизма.

кинематический анализ

анализ динамики установившегося движения

Синтез кинематической схемы механизма состоит в определении некоторых постоянных его параметров, удовлетворяющих заданным структурным, кинематическим и динамическим условиям, при этом одна часть этих параметров может быть задана, а другая должна быть определена.


1.Анализ рычажного механизма


1.1 Структурный анализ рычажного механизма


1.1.1 Структурный анализ на уровне звеньев и кинематических пар

Задачи:

1.Анализ строения механизма на уровне звеньев и кинематических пар и подсчет степени подвижности.

2. Анализ строения механизма на уровне структурных групп.

Исходные данные:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 1 - Схема механизма

Допущения: При выполнении данного раздела курсовой работы воспользуемся рядом допущений:

1. Независимо от особенностей конструктивного выполнения, все шарнирные соединения считаем вращательными кинематическими парами, а все соединения, допускающие прямолинейное относительное движение – поступательными парами.


1.1.2 Анализ на уровне звеньев и кинематических пар. (Определяем общее количество звеньев и количество подвижных звеньев).

N=4 – количество звеньев;

n=3 - количество подвижных звеньев.

Определяем количество и виды кинематических пар.

Р5=4.


Таблица I - Таблица звеньев и кинематических пар механизма

№ пары Обозначение пары Название пары

Класс

пары

Звенья
1 O Вращательная 5 0-стойка,1-кривошшип
2 A Вращательная 5 1-кривошшип,2-шатун
3 B Вращательная 5 2-шатун,3-ползун
4 B1 Поступательная 5 3-ползун,0-стойка

Степень подвижности вычисляем по формуле Чебышева.


W=3n-2p5

W=3*3-2*4=1


Степень подвижности механизма равна 1, что свидетельствует о наличии только одного входного звена (звено 1). Если этому звену задать движение с некоторой угловой скоростью, то все остальные звенья механизма будут совершать строго определенные движения.

1.1.3 Структурный анализ на уровне групп Ассура

Исходный механизм I (0;1):n=1; р5=1

Определить степень подвижности W=3n-2p


W=3*1-2*1=1


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 2- Исходный механизм


Вывод: Так как степень подвижности равна 1, следовательно, это исходный механизм.

Группа Ассура второго класса, второго вида II2 (2;3): n=2; p5=3.

Определить степень подвижности W=3n-2p


W=3*2-2*3=0


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 3- Группы Ассура


Исследование рычажного и зубчатого механизмовВывод: Так как степень подвижности равна 0, следовательно, это группа Асура. Формула механизма: I (0; 1) II2 (2; 3)

Вывод: Механизм является механизмом второго класса, так как наивысший класс группы Ассура равен II.

1.2 Кинематический анализ механизма (лист 1)


Задачи кинематики:

1. Задача положения состоит в определении функции положения;

2. Задача о скоростях, заключается в отыскании аналогов линейных и угловых скоростей;

3. Задача положения, аналога скорости и аналога ускорения центра масс каждого звена;

4. Задача углового положения, аналогов угловой скорости и углового ускорения звеньев;

5. Определение крайних положений механизма и величины хода выходного звена.


1.2.1 Анализ движения исходного механизма I (0,1)


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 4-Входное звено


Принимаем угол Ψ = 30о

Ψ=30о=0.5235 рад

Cos 30=0.8660 рад

Sin 30=0.5 рад

Допущения:

1 Звенья механизма представляют собой абсолютно твердые тела.

2 Отсутствуют зазоры в кинематических парах.

Для решения задачи пользуемся методом векторных контуров. В этом методе связи в механизме, определяем как характером кинематических пар, так и размерами звеньев, выражаем в форме условий замкнутости векторных контуров, построенных на базе кинематической схемы механизма. В скалярной форме соответствующие зависимости получаем, проектируя контуры на оси координат.

Принимаем угол Ψ = 30о


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (1)


Аналоги скорости точки А:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (2)


Аналоги ускорения точки А:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (3)


1.2.2 Анализ группы Ассура II(2,3)

В данном подразделе определим зависимости Исследование рычажного и зубчатого механизмов и Исследование рычажного и зубчатого механизмов. Задачу решаем аналитически с использованием метода векторных контуров. Для получения зависимостей составляем векторные контуры. Углы отсчитываем от положительной оси Х против часовой стрелки, а для входного звена в направлении вращения.

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 5 – Векторный контур ОАВК


Уравнение замкнутости векторного контура:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (4


Проецируем уравнение на оси системы координат:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (5


Умножить второе уравнение на Исследование рычажного и зубчатого механизмов, первое – на Исследование рычажного и зубчатого механизмов.

После вычитания первого уравнения из второго получим:

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (6


Дифференцируем уравнения исходной системы по обобщенной координате:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (7)


После преобразований находим:

- Аналог угловой скорости звена 2:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (8)


- Аналог скорости точки В:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (9)


Второй раз дифференцируем ту же систему:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


После преобразований получаем:

- Аналог углового ускорения звена 2:

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (10)


- Аналог ускорения точки В:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


1.2.3 Определяем кинематические функции для центра масс


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 6 – Векторный контур ОАS


Уравнение замкнутости векторного контура:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (11)

Координаты центра масс звена 2:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (12)


Аналог скорости центра масс звена 2:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов(13)


Аналог ускорения центра масс звена 2:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (14)


1.2.4 Анализ движения выходного звена

Рабочий ход ползуна – φ max=0.1 рад

Период разгона – от φ =0.524 рад до φ = 3.665 рад

Период замедления – от φ =3.665 рад до φ =0.524 рад


1.2.5 Выбор масштабных коэффициентов

К(l)=0,001 м/мм

K (Sb) =0,001 м/м

K (Vb) =0,001 м/мм

K (Ab) =0,001 м/мм

K (Vs) = 0,001 м/мм

K (As) =0,001 м/мм


1.3 Анализ динамики установившегося движения (лист 2)


Целью динамического анализа является определение закона движения машины по заданным действующим на неё силам.

Основные задачи:

построение динамической модели машины;

численный анализ параметров динамической модели, угловой скорости и углового ускорения главного вала машины (без маховика );

определение работы сопротивлений, величины момента и мощности двигателя;

оценка равномерности хода машины, определение момента инерции маховика и значения угловой скорости главного вала в начале цикла;

численный анализ угловой скорости и углового ускорения главного вала машины с маховиком.

Допущения:

А) пренебрегаем трением в кинематических парах и вредными сопротивлениями среды;

Б) момент, развиваемый двигателем, считаем постоянным на всем периоде установившегося движения.

Исходные данные:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов Исследование рычажного и зубчатого механизмовИсследование рычажного и зубчатого механизмов Исследование рычажного и зубчатого механизмов Исследование рычажного и зубчатого механизмов Исследование рычажного и зубчатого механизмов

P1=Исследование рычажного и зубчатого механизмовH P2=Исследование рычажного и зубчатого механизмовH P3=Исследование рычажного и зубчатого механизмовH H1=Исследование рычажного и зубчатого механизмов H2=Исследование рычажного и зубчатого механизмов

H3=Исследование рычажного и зубчатого механизмов Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Рассмотрим решение прямой задачи динамики машин – определение закона движения машины по заданным действующим на неё силам. На основе анализа периодических колебаний скорости главного вала оценивается неравномерность хода машины. Если коэффициент неравномерности хода превышает допустимую величину δ, то для уменьшения колебаний скорости на главный вал устанавливается маховик.


1.3.1 Расчет параметров динамической модели машины

Приведённый момент инерции


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (1)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (2)


Производная приведенного момента инерции


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (3)


Момент сопротивления


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (4)


Вычисляем параметры динамической модели для положений №1.2,3 и используем полученные данные для получения распечатки «ТММ ДИНАМИКА».

Приведенный момент инерции по формуле (2):


Исследование рычажного и зубчатого механизмов.


Производная приведенного момента инерции по формуле (3):


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Момент сопротивления по формуле (4):


Исследование рычажного и зубчатого механизмов;


По полученным данным строим диаграммы Исследование рычажного и зубчатого механизмов,Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Методом графического интегрирования строим диаграмму работы сил сопротивления Ас.

Соединив начальную и конечную точки диаграммы, получим движущую работу Исследование рычажного и зубчатого механизмов. Движущая работа изменяется по линейному закону. Производная от Ад даст значение движущего момента Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Масштабный коэффициент графика работ вычисляем по формуле:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


1.3.2 Определение величины движущего момента и мощности

По графику определяем:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Определяем мощность по формуле:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (5)


Строим график суммарной работыИсследование рычажного и зубчатого механизмов, ординаты которого равны разности Исследование рычажного и зубчатого механизмов и Исследование рычажного и зубчатого механизмов


1.3.3 Оценка неравномерности движения

Запишем формулы для Исследование рычажного и зубчатого механизмов и Исследование рычажного и зубчатого механизмов:

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (6)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Оставшиеся значения Исследование рычажного и зубчатого механизмов приведены в распечатке.

Из выражения (6) выразим Исследование рычажного и зубчатого механизмов:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (7)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Оставшиеся значения Исследование рычажного и зубчатого механизмов приведены в распечатке.

Колебания скорости главного вала машины в режиме установившегося движения будет периодическим. Её амплитуду принято оценивать безразмерным коэффициентом неравномерности хода машины


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (8).


Найдем значения Исследование рычажного и зубчатого механизмови Исследование рычажного и зубчатого механизмов из графика угловых скоростей входного звена:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Подставляя значения Исследование рычажного и зубчатого механизмови Исследование рычажного и зубчатого механизмов в формулу (9) определяем неравномерность хода.

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Неравномерность хода Исследование рычажного и зубчатого механизмов, так как неравномерность хода по условию задана Исследование рычажного и зубчатого механизмов, следовательно, требование не выполнено. Принимаем решение о снижении неравномерности хода путем установки на главном валу машины маховика.


1.3.4 Определение момента инерции маховика

Задача: Определить момент инерции маховика, обеспечивающий заданный коэффициент неравномерности хода машины.

Момент инерции маховика определяем методом Виттенбауэра.

Находим ωmin и ωmax, используя заданные значения ωср и d.


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (9)


Определяем положения механизма φА и φВ, в которых после установки маховика ω = ωmin и ω = ωmax соответственно.

Для решения этой задачи строим диаграмму «энергия – масса» (зависимость Исследование рычажного и зубчатого механизмов от Исследование рычажного и зубчатого механизмов). Проводим к графику крайнюю верхнюю и крайнюю нижнюю касательные под углами Исследование рычажного и зубчатого механизмов и Исследование рычажного и зубчатого механизмов соответственно. Эти углы вычисляем по формулам:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (10)

Откуда:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Находим точки касания A и B на диаграмме, проектируем их на оси координат графика и определяем:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Определяем момент инерции маховика по формуле:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (11)


1.3.5 Расчет параметров движения с учетом маховика

Расчет угловой скорости:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (12)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов=185.915 с-1

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (13)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов;

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Определяем значения по вышеприведенной формуле. Результаты расчета сводим в таблицу 2.


1.3.6 Расчет углового ускорения


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (14)


Определяем значения по вышеприведенной формуле. Результаты расчета сводим в таблицу 2


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Таблица 2 – Параметры движения c учетом маховика

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

1 185.915 0.91 6.14
2 185.693 0.69 -171.85
3 184.955 -0.04 -316.02
4 184.137 -0.86 -178.12
5 184.182 -0.81 217.61
6 185.151 0.15 380.19
7 185.802 0.80 8.61
8 185.204 0.20 -379.11
9 184.259 -0.74 -211.30
10 184.219 -0.78 164.50
11 184.943 -0.05 290.93
12 185.646 0.64 179.18
13 185.915 0.915 6.14

Вывод: В динамическом анализе установившегося движения машины определили закон движения машины по заданным действующим силам. Определили неравномерность хода машины, поставив маховик, увеличили долговечность всей машины. Определили работы сопротивлений и мощность


1.3.7 Расчет масштабных коэффициентов

Kmc=20нм/мм

KaΣ=20дж/мм

Kω=0.08с-1/мм

Kε=4с-2/мм

КΔΙ=0.03кгм2/мм

КΙ‘=0.05кгм2/мм

КS=0.005м/мм

КРпс=100н/мм

2. Анализ планетарного механизма


2.1 Синтез планетарного механизма


Задача: Задачей синтеза является проектирование механизма предварительно выбранной структуры по заданным кинематическим и динамическим условиям.


2.1.1 Определение чисел зубьев планетарного механизма


Исследование рычажного и зубчатого механизмовИсследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 8-Планетарный механизм


Исходные данные: n1=1570об/мин; n5=140об/мин; m=4мм; z4=15; z5=26.

В данной задаче необходимо определить число зубьев 1,2,3 планетарной ступени механизма. Подобрать число сателлитов.


2.1.2 Определяем число зубьев планетарной ступени


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (1)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (2)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (3)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (4)


2.1.3 Условие соосности


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (5)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (6)


Подставляем выражение (6) в передаточное отношение первого колеса с водилом при остановленном третьем колесе


Исследование рычажного и зубчатого механизмов


Подставляя числовые данные


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (7)

Исследование рычажного и зубчатого механизмовИсследование рычажного и зубчатого механизмов


Принимаем число зубьев второго колеса равным 39

Определяем количество зубьев третьего колеса


2.1.4 Определение количества саттелитов

Определяем количество зубьев третьего колеса:

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (8)


2.1.5 Условие сборки


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (9)


определяем так, чтобы число в числителе делилось нацело и, исходя из максимального числа сателлитов, таким условиям отвечает: n=3


2.1.6 Определеие диаметров зубчатых колес:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов, (10)


где m-модуль числа зубьев; z-количество зубьев


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


2.1.7 Определяем угловую и линейную скорости:


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (11)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (12)


2.1.8 Выбор масштабных коэффициентов


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


2.1.9 Определяем погрешность


Исследование рычажного и зубчатого механизмов (13)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (14)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (15)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов (16)

Исследование рычажного и зубчатого механизмов


2.1.10 Построение плана линейных скоростей

Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 9 - План линейных скоростей

Определили линейную скорость точки А. Пусть скорость точки изображает отрезок Исследование рычажного и зубчатого механизмов, тогда, соединяя Исследование рычажного и зубчатого механизмов с мгновенным центром Исследование рычажного и зубчатого механизмов вращения сателлита, получают линию Исследование рычажного и зубчатого механизмов распределения скоростей сателлита. С помощью линии Исследование рычажного и зубчатого механизмов определяем скорость Исследование рычажного и зубчатого механизмов в центре сателлита. Такую же скорость имеет конец Исследование рычажного и зубчатого механизмов. Соединяя точку Исследование рычажного и зубчатого механизмов с центром вращения Исследование рычажного и зубчатого механизмов водила, получаем линию распределения скоростей водила. В точке Исследование рычажного и зубчатого механизмов скорость колеса 1 равна скорости Исследование рычажного и зубчатого механизмов сателлита. Соединяя точку Исследование рычажного и зубчатого механизмов с центром вращения Исследование рычажного и зубчатого механизмов колеса 1, получаем линиюраспределения скоростей 1 колеса. Продлевая линиюИсследование рычажного и зубчатого механизмов проходящею через центр Исследование рычажного и зубчатого механизмов, определяем скорость Исследование рычажного и зубчатого механизмов в центре зацепления 4 и 5 зубчатого колеса (т.к. состовляют с водилом одно звено). Соединяя Исследование рычажного и зубчатого механизмов с центром вращения 5 зубчатого колеса, получаем линию Исследование рычажного и зубчатого механизмовраспределения скоростей 5-го зубчатого колеса.


2.1.11 Построение плана угловых скоростей

Для этого задаемся расстоянием lω1=105мм, и переносим с плана линейных скоростей планы скоростей звеньев 1,2,H,5. Отрезки плана угловых скоростей 0-1,0-H,0-2 и 0-5 пропорциональны угловым скоростям соответствующих звеньев.


Исследование рычажного и зубчатого механизмов

Рисунок 10 - План угловых скоростей

Определили угловую скорость Исследование рычажного и зубчатого механизмов первого зубчатого колеса. Пусть угловая скорость первого зубчатого колеса изображает отрезок Исследование рычажного и зубчатого механизмов с учетом масштабного коэффициента Исследование рычажного и зубчатого механизмов. Затем параллельно Исследование рычажного и зубчатого механизмов(из плана линейных скоростей) через точку Исследование рычажного и зубчатого механизмов проводим прямую до пересечения с нормалью из точки Исследование рычажного и зубчатого механизмов, из полученной точки Исследование рычажного и зубчатого механизмов проводим лучи, параллельно линиям распределения скоростей: Исследование рычажного и зубчатого механизмов, Исследование рычажного и зубчатого механизмов, Исследование рычажного и зубчатого механизмов. Отрезки, отсекаемы этими лучами на горизонтальной прямой, оказываются графическими значениями угловых скоростей Исследование рычажного и зубчатого механизмов, Исследование рычажного и зубчатого механизмов, Исследование рычажного и зубчатого механизмов.

Вывод: При синтезировании зубчатого зацепления был проведен расчет геометрических размеров т.е. были определены количество зубьев колёс и их диаметры, также была определена погрешность, которая составила 3.87%.:

Заключение


В данном курсовом проекте по теории машин и механизмов был выполнен анализ рычажного механизма; в структурном анализе были рассмотрены и найдены особенности строения механизма – степень подвижности, входное звено, группы Ассура которые входят в механизм, класс механизма; определяющие последовательность его кинематические и динамические исследования.

В кинематическом анализе исследовалось движение механизма в геометрическом аспекте. Было проанализировано движение выходного звена (ползун), найден рабочий ход механизма, при этом ползун находится в крайнем правом положении, конец рабочего хода и начало холостого хода, при этом ползун находится в крайнем левом положении. Так же были построены функции, описывающие преобразование движения в механизме.

В анализе динамики установившегося движения для построения динамической модели машины и определение истинного закона движения. Оценив неравномерность хода машины, мы вводим в машину маховик, для того чтобы снизить инерционную нагрузку и таким образом повысить долговечность машины

Список литературы


1.Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин, М; Наука, 1975

2.Гуляев К.И. , Заморцев Г.Б. Расчет теории эвольвентной цилиндрической зубчатой передачи внешнего зацепления. ЛИН им М.И. Калинина, 1975

3.Черная Л.А., Черный Б.А. Исследование рычажных механизмов с применением ЭВМ. Методические указания к курсовому проекту проектирования по теории механизмов и машин. ХПИ, 1979

Похожие работы:

  1. • Проектирование и исследование механизма двигателя ...
  2. • Проектирование механизмов двухцилиндрового ...
  3. • Шарнирно-рычажные, фрикционные и зубчатые механизмы: общие ...
  4. • Проектирование зубчатого и кулачкового механизмов
  5. • Силовой расчёт рычажного механизма
  6. • Кинематическое и кинетостатическое исследование ...
  7. • Кинематический и силовой расчет многозвенного ...
  8. • Шарнирно-рычажные и кулачковые механизмы
  9. • Кинематический и силовой анализ рычажного механизма
  10. • Кинематический анализ механизма транспортирования ткани
  11. • Проектирование роботехнических средств для поточных ...
  12. • Проектирование и исследование механизмов шагового ...
  13. • Механизм поперечно-строгального станка
  14. • Синтез и анализ рычажного механизма
  15. • Плоский рычажной механизма
  16. • Зубчатые механизмы
  17. • Структурный и кинематический анализ рычажного ...
  18. • Привод конвейера ПК-19
  19. • Синтез и анализ машинного агрегата
Рефетека ру refoteka@gmail.com