Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Педагогика – психология
Тема: «Воспитание культурного поведения у школьников»
Выполнила:
ст-ка гр. УПП-202
Мурашова С.Г.
Проверил:
преподаватель
Аширбекова Г.Е.
Караганда – 2008
Содержание
Введение 3
Глава 1. Эволюция воспитания культуры поведения 5
1.1 Культура поведения в первобытном обществе 5
1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе 6
1.3 Культура поведения в феодальном обществе Error: Reference source not found
1.4 Культура поведения при социализме Error: Reference source not found
Глава 2. Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников 12
2.1 Сущность и особенности воспитания культуры 13
2.2 Методы и средства воспитания культуры поведения Error: Reference source not found
Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения Error: Reference source not found
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».
В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
Глава 1. Эволюция воспитания культуры поведения
1.1 Культура поведения в первобытном обществе
В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы.
«В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом обществе было коллективным».
В труде и в повседневном общении дети усваивали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды.
У первобытных людей были такие же привычки и характеры, как и у диких животных. Группы древнейших людей больше походили не на сплоченные коллективы, а на стада.
Развиваясь, первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению и совершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслу у старших. Слушая их разговоры, они учились разбираться в том, что хорошо, что плохо. Дети с удовольствием подражали умным, смелым представителям своего общества. Старшие опекали детей, учили их изготавливать оружие. Брали с собой на охоту, рассказывали о повадках животных. Учили молодых различным способам охоты. Матери придавали большое значение воспитанию у детей чувства родства и уважения друг к другу.
«Уже в первобытном обществе возникают простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплина держится силой привычки, традиций, авторитетом старейшин рода. Не могло быть и речи о личной сознательности, т.к. индивид еще не отличал себя от рода и не задумывался над тем, почему он повинуется требованиям рода. Лишь в более поздний период, с появлением родоплеменных организаций изменились и цели воспитания. Молодежь обучали специально выделенные представители песням и танцам рода, знакомили с традициями и обычаями, с родовыми играми, прививали навыки охоты».
Позже, когда начался активный процесс расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не всех детей готовили к добыче средств для существования. Некоторых стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.
1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе
В рабовладельческом обществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения.
Например, определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.
Спартанское воспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, аскетического воспитания. Мальчиков Спарты считали будущим государства и воспитывали в духе строжайшей дисциплины, физически крепкими и сильными духом. Юных спартанцев учили только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость.
«Школы в Древней Греции были трехступенчатыми. В них обычно учились дети богатых людей. Дети до 3 лет воспитывались дома. Им внушалось быть воспитанными, вести себя сдержанно, без разрешения ничего не брать, всегда уважать старших, быть послушными. Со второй ступени воспитание было, в основном, направлено на развитие творческих способностей: танцам, пению, игре на музыкальных инструментах».
С 12 лет детей отдавали в гимназии, где основное направление было спортивное: гимнастика, легкая атлетика, борьба, метание диска.
Девочек воспитывали дома матери. Они учили дочерей следить за собой, быть умелыми хозяйками в доме и культурными в общении.
В Афинах была разработана система умственного и эстетического воспитания. Детей рабовладельцев готовили к роли господ, правителей, военачальников, им не прививали никаких трудовых навыков, воспитывали призрение к физическому труду.
Детей рабов приучали к покорности и смирению. Об их воспитании вообще не могло быть речи.
«Этика – как наука, включающая в себя изучение морали, культуры поведения человека возникла в период становления рабовладельческого общества». Термин «Этика» был введен Аристотелем: «теоретически этика призвана была решать нравственные проблемы – как должно поступать, что считать добром, а что злом…».
Этические учения давнего прошлого являлись частью религиозных или философских учений и представляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения, действительные для всех эпох и народов, для всех классов. История этических учений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одних общественных формаций к другим.
В рабовладельческом обществе вопросы этики развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ, Платон. Эпикур доказывал, что «человек по природе своей стремится к наслаждению и в этом нет ничего греховного».
Платон утверждал, что аристократия от рождения обладает высшей моралью, и, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.
Аристотель продолжал идеи Платона, обращая внимание своих читателей на то, что: воспитание культурный поведение школьник
- живопись создается в результате смешения красок,
- музыка – путем слияния звуков,
- речь – соединением гласных и согласных звуков,
И в человеке, по мнению Аристотеля, заключено единство двух начал – телесного и духовного, его красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве гармонии, - она-то и является основой прекрасного. Именно это единство и являлось конечной целью воспитания в Афинах и определялось понятием «калокагатия».
1.3 Культура поведения в феодальном обществе
В феодальном обществе особое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальный порядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений, дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов. Дети крепостных в школах не учились. Они обучались умениями и навыкам в процессе самого труда. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью, проявлялись в обрядах, в соблюдении обычаев.
В странах Западной Европы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которые занимались только воинскими упражнениями и приучали к этому детей.
Правила поведения рыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаны быть честными и преданными, отважными и героическими, считались защитниками слабых и обиженных. У рыцарей с детства воспитывалось поклонение красоте женщины.
Приход буржуазии к власти стал осуществлять строгую классовую дифференциацию детей. Своим детям буржуазия стремится дать хорошее общее образование и воспитание. Этому способствует система дорогостоящих частных школ, домашнее воспитание с привлечением частных, образованных учителей и воспитателей, обучающих поведению в обществе, хорошим манерам. Охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным.
Таким образом, мы видим, что классовое воспитание давало знания только детям буржуазии. Детей же рабочих и крестьян «не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах буржуазии». Воспитывали их так, чтобы создавать для нее «пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья».
В конце 15 и первой половине 17 века в странах Европы получило дальнейшее развитие просвещение. Было открыто множество религиозных школ. Зажиточные люди готовили своих детей к определенной профессии.
В это же время и в России значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в этом сыграла церковь. «В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18 века, и распространялся светский этикет только на общение людей дворянского сословия».
У крестьян и ремесленников существовали свои собственные правила поведения, сообразные их образу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому о специальном воспитании речь не шла. Усвоение норм поведения шло само собой, в процессе перенимания опыта старших.
Первая половина 19 века, период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений, была тем периодом, когда процесс складывания русской нации получал свое завершение. Образование и воспитание носили сословный характер и были доступны лишь привилегированным сословиям и фактически недоступны крепостным.
Школа должна была воспитывать учащихся в духе смирения и послушания, преданности правительству. Для многочисленных народов царским правительством создавались особые правительственные школы, где преподавались светские науки подготовленными учителями.
Среди прогрессивных педагогов того времени – И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, внесшие большой вклад в развитие педагогической мысли. И. Алтынсарин считал, что по своему устройству школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле этого слова – новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены, ремесел.
А. Кунанбаев призывал к воспитанию человека, высказывался против физических наказаний. Он ратовал за физическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников.
1.4 Культура поведения при социализме
Принципиальное отличие и решающее превосходство воспитания при социализме заключается в том, что школа из орудия классового господства превращается в учреждение, дающее образование и воспитание всем детям, независимо от социального статуса. Вопросы воспитания волнуют педагогов-практиков, ученых. Воспитание культуры поведения ведется на всех стадиях развития ребенка: дошкольное обучение, школьная жизнь, внешкольная работа, работа детских организаций, секции, кружки, клубы и т.д.
Постоянно совершенствуются методы и приемы воспитания. Дети не только теоретически знакомятся с правилами, но и применяют их на практике, превращая правила в привычки.
Правила культуры поведения не избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и были одобрены новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствия, прощания, посещение гостей, преподнесение подарков и другие).
Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определенных нормативных требований к человеку.
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводится только к его образованию и умственному развитию и на первый план выдвигали формирование нравственных качеств.
«В своем трактате «Наставление нравов» педагог Ян Амос Каменский цитировал древне-римского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первого трудно научится последней».
Наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы… Одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который…связывает людей в честное, дружное общество».
«Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила изменять жизнь по законам красоты, нравственности.
Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества».
С развитием демократических процессов повысился спрос на гармонию развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно решать что-либо и лично нести ответственность за реализацию решений. Первостепенное значение приобрели индивидуальные качества.
Гуманистическая цель воспитания требует пересмотра его средств, содержания и технологий. В содержание воспитания входит и система нравственно-этических чувств, определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Сегодня быть гуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения.
Глава 2. Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников
2.1 Сущность и особенности воспитания культуры
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.
Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
- Превращение школы Знания в школу Воспитания,
Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,
Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,
Возрождение национальных и культурных традиций;
Сочетание индивидуального и коллективного воспитания»;
Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания;
«Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;
Непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;
Соблюдение режима для овладение санитарно-гигиеническими знаниями и нормами».
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
стиль общения с учащимися,
образовательно-воспитательную среду,
педагогическую психологию,
самого себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.
«Поведение – это система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой».
«Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».
«Поведение – образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».
«Поведение – образ жизни и действий».
«Культура – совокупность достижений человечества в производственном общественном и умственном отношении».
«Культура – 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества
2)Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».
«Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.
«Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития».
Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Проявление культуры поведения – вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.
Основной путь формирования культуры поведения – воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание.
Важное средство воспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.
Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия.
Усвоенные человеком качества превращаются в воспитанность личности.
Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека.
Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное. Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапку подснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь природу.
Вежливый человек совершает поступки и отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, к учителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьники нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.
Точность и обязательность составляют неотъемлемые черты культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому часто нарушаются ими.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям (формы обращений и приветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. Этикет – это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность – качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем. Работа, связанная с воспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон, интонация/, характерную для человека походку, жестикуляцию, мимику, иногда также говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки.
Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные – доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости и невоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить, развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами.
Дурные манеры создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей.
В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению – это показатель устойчивости морального мотива, - включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека.
«Привычки» - это те «кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения – словом, все то, что в конечном счете определяет судьбу человека».
Добрую привычку К.Д.Ушинский, рассматривал как «нравственный капитал, который постоянно растет, и процентами с которого человек пользуется всю жизнь». Дурная привычка, по его же словам, есть «нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства».
У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В работе с младшими школьниками это достигается систематическим приучением к выполнению правил.
Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел.
Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.
Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.
Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».
Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.
Вот лишь некоторые из них:
У ребенка еще беден жизненный опыт;
Нет устойчивых привычек поведения.
Склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость…
Отсутствие системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности.
К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.
И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры.
Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников…
Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти и характере следы этого учителя.
Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.
Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.
2.2 Методы и средства воспитания культуры поведения
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.
Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.
Всегда и во всем быть аккуратным – значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, его нравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определенных усилий.
Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках. Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек. Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя – важное условие успешного воспитания к.п. Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.
Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразность условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Важным элементом занятий является показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, а что - нет, сказать и показать, как надо было сделать. Такое активное участие детей в обсуждении возможно потому, что круг понятий в целом знаком детям и соответствует их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом.
Педагог беседует с детьми, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и судит о том, что уже хорошо знакомо учащимся, а какие правила незнакомы совсем. При закреплении старых и разъяснении новых для детей правил, учитель привлекает на помощь басни, рассказы, стихотворения.
Использование художественных текстов очень оживляет беседу. например, на тему о порядке можно прочитать стихи В.Лифшица «Перчатки», О. Бедарева «Вот какая я»; о поведении на перемене – стихотворение Б.Заходера «Перемена»; о правилах приличия – стихи А. Барто «Почему телефон занят?» и т.д.
Самой природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его.
Поэтому занятия по культуре поведения можно проводить и в форме игры.
В процессе подготовки к игре дети сами мастерят необходимые атрибуты, оборудование, что дает дополнительные возможности в общении, в проживании тех ситуаций, о которых говорилось на уроке. Игры проводятся со всеми детьми или с группой, может принять участие весь класс или даже несколько классов, что создает дополнительную, новую ситуацию.
Чаще всего при проведении занятия используются и показ, и инсценировка, и беседа, и чтение художественной литературы в разумном сочетании.
Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…)
Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил культуры поведения в повседневной жизни.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в его жизни: он вступает в новый тип отношений с людьми, начинают складываться новые, разнообразные формы деятельности. От подготовки ребенка к школе во многом зависит успешность его обучения.
Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости:
а) интеллектуальный, б) эмоциональный, в) социальный.
В нашем случае особенно важен социальный аспект, под которым понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе правил и норм поведения.
Способность общаться, или коммуникативные способности, определяются как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность и общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1. «Я хочу» - желание вступить в контакт;
2. «Я знаю» - знание норм и правил поведения;
3. «Я умею» - организация общения.
Становление 1 аспекта «Я хочу» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка. Это медлительность, упрямство, страхи, вранье и т.п. Важную роль здесь играет позиция ребенка по отношению к другим и себе.
Выделяют 3 основные позиции:
1. Эгоистическая – когда ребенку совершенно безразличны другие дети. Такому ребенку нетрудно толкнуть, обидеть, оскорбить. Конечно, таких детей не любят, не хотят с ними играть, дружить. В конечном итоге они остаются одни.
2. Конкурентная – ребенок прекрасно понимает, что важно, чтобы тебя ценили и уважали, для этого все надо делать правильно, со всеми дружить, никого не обижать. В сверстнике такой ребенок видит только конкурента, которого необходимо превзойти, потому что успехи и достижения других вызывают у него зависть, обиду, огорчение оттого, что не он первый. Такая линия поведения наверняка останется, и будет только укрепляться.
3. Гуманная – ребенок охотно помогает другим, умеет сопереживать. К другим относится как к самоценным личностям.
Зная и учитывая вышеперечисленные обстоятельства взрослым необходимо помочь пройти сложный путь развития общения более безболезненно.
В начальной школе на протяжении всех четырех лет ребенок учится общаться со сверстниками, со взрослыми. Ребенок понимает, что самое главное в жизни то, чтобы тебя ценили и уважали, а для этого необходимо делать все правильно, со всеми дружить, никого не обижать. Проще всего это воспитывается через игру.
Например: Игра «Волшебные сундучки».
Ребенку предлагается подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем попросить его сложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) можно взять себе те положительные эмоции, которые он сам хочет, и желал бы подарить другим.
Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательных отношений, культуры поведения в обществе. В то же время на практике обнаруживается, что второй аспект «Я знаю» и реальное поведение расходятся, что свидетельствует о формальном усвоении правил поведения в обществе.
В связи с этим актуально поставить вопрос о воспитании осознанного отношения к правилам поведения, которое должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:
- знание правил;
- понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личной значимости для себя и для окружающих;
- соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения.
Учитель в работе с детьми должен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, использовать разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта.
Важно в ходе бесед обращать особое внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение детей к ребенку, поступающему вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние.
Наблюдение за поведением детей в реальной жизни показывают, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею» сопряжено с развитием его эмоционально-волевой сферы.
Одно из условий, влияющих на решение ребенка – присутствие других людей, взрослых или сверстников, их оценка.
Поэтому для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности, постоянное упражнение в совершении тех или иных поступков, в результате чего у детей появляется возможность «учиться» на своих ошибках.
На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны поведения, выработать навык анализа актов общения. Дети должны понять, что надо делать и говорить, и как.
Урок такой обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры.
Для реализации вышепоставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций.
В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения. Попадая в ситуацию морального выбора, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия. Например, дети с увлечением играют в интересную подвижную игру, в это время входит другой учитель и «нечаянно» рассыпает тетради. Интересно наблюдать за реакцией учащихся. Одни тут же бросаются на помощь, остальные «раздумывают», некоторые даже не прекращают игру. Необходимо после провести беседу, проанализировать поступки детей, выяснить мотивы, побудившие ребят поступить так или иначе.
Интересна в этом отношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача – пользоваться вилками и ножом за накрытым столом, но он легко справится, если посмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которые показывают, как надо обращаться со столовыми приборами.
Повседневная «методика этического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться со сложностями в течении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказывает уверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказывая такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Он анализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них. Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежать отрицательной ситуации и как примирить конфликтующих.
Возможно создание «Школы вежливости», в которой дети смогут показать все знания и умения, накопленные в повседневной жизни.
У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиций доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, природе, к самому себе.
И у педагога, ведущего эту работу, развивается стремление к нравственному самоконтролю. Его отношения с детьми приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные пути влияния на учеников.
Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения
Творческий педагог всегда стремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки – путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуре поведения и, конечно же, работа с родителями. Ниже следует описание нескольких работ педагогов, пожелавших поделиться своим опытом в периодической печати.
Своим опытом по воспитанию культуры поведения у учащихся 3 класса московской школы №235 делится учитель начальных классов Л.Кузнецова, которая ведет предмет «Этическая грамматика».
Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».
Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.
Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их.
А потом почему сказочные герои охотно помогли ей?
Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.
А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик».
Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…»
Варианты пожеланий:
Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.
В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».
Вежливо, с улыбкой.
Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня.
Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.
Учитывая то, что многие родители еще очень молоды и сами еще могут и хотят воспитываться, необходимо проводить в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например, одно из собраний такого типа, которое составлено и проведено Оспановой М.Т. («Воспитание школьников Казахстан. №2/2003»), учителем начальных классов. Тема: «Взаимоотношения в семье».
Подготовка.
Третьеклассники до собрания отвечают на вопросы анкеты:
С кем в семье ты особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя мама и папа?
Всегда ли справедливы к тебе?
Кого позовешь на помощь в беде?
Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него до или во время родительского собрания.
В классе оборудуются три цветовые залы для работы.
Класс оформлен плакатами:
«Каковы батьки-матки, таковы и дитятки».
«Тогда…глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко)
Ход проведения
1) При входе каждый родитель берет цветной жетон и занимает место в одной из 3-х микрогрупп.
2) Сообщение классного руководителя.
В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Суслопаровой.
Семья – колыбель духовного рождения человека… Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для нравственного формирования личности.
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.
В последнее время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом.
Семейные обеды и ужины. Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавали азы культурного поведения, учились этикету.
Семейные праздники, которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго мерцают в душе искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости.
3) Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.
– «Обнять, прижать, потормошить…»
Нужно ли ласкать ребенка?
– «Из биографии Саньки».
Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений?
– «Ремень по наследству».
Оправдывают ли себя физические меры наказания?
В течении 10 минут микрогруппа проводит коллективное чтение текста, обсуждение, вырабатывает групповой ответ и передает лист в следующую микрогруппу.
4) Рабочая группа анализирует мнения микрогруппы, делает обобщающие выводы.
5) Классный руководитель рассказывает о результатах проведенного анкетирования учащихся.
6) Принимается решение родительского собрания:
Строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание.
Не применять физических мер воздействия.
Родителям вручаются памятки-советы.
Заключение
Из всего вышесказанного следует определить принципы педагогической деятельности учителя. Постоянное, повседневное осуществление их будет способствовать установлению гуманистических отношений в процессе воспитания детей.
Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника.
Педагог должен приучать своих воспитанников к способам самоконтроля и самооценки, формировать стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культуры поведения.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
Воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой.
Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
Формирование навыков культуры поведения выступает и условием эффективности обучения.
Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного, и опыта работы учителей прошлого и учителей-современников результаты позволяют нам выдвинуть следующие рекомендации:
1. При воспитании культуры поведения младших школьников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского.
2. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.
3. педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения.
4. Создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике.
В опыте работы использовать:
- Классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения;
- Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей;
- Беседы на этические темы.
Список литературы
1. Законодательство об образовании в РК, Алматы, 2001.
2. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования РК. Начальное общее образование. Алматы, 2002.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1986. – 448с.
4. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Педагогика.1986.-176с.
6. Бектенгалиева С.Х. Особенности проявления тревожности у младших школьников./ Начальная школа Казахстана/, 2003, №2.-с.8
7. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1978.-157с.
8. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
9. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985.
10. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.: Просвещение, 1974.
11. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М., 1989.-142с.
12. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
13. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы. – М.: Вако, 2004.-240с.
14. Дорохов А.А. Как себя вести беседы о вежливости и правилах поведения. – М.:1970.
15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-437с.
16. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М., 1988.-223с.
17. Кузнецова Л. Основы этической культуры. / Воспитание школьника/, 1998. - №3.-с.19.
18. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. / Начальная школа/, 2002. - №6. –с.43-47.
19. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447с.
20. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе». /Начальная школа/ - 2002 - №6. – с.68.
21. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985.-102с.
22. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. – 142с.
23. Нечаева В.Е. Занятия по речевому этикету. /Начальная школа/ - 1998 - №3. –с.68.
24. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. –М., 2000. –158с.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
26. Пирогов В.И., Гавриков А.И. Идейное-политическое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1987.-168с.
27. Примерное содержание воспитания школьников /под.ред. Марьенко И.С./, М.: Просвещение, 1984. – 140с.
28. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.: Просвещение, 1992. – 158с.
29. Тивикова С.К. Особенности регионального курса «Гражданское образование в нач.школе». / Начальная школа./ – 2004. - №2. – с.34.
30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.
31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 155с.
32. Ягодинский В. Как себя вести. /Воспитание школьников/ - 1990. - №2 – с.6.