Размещено на http://
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский Университет
Кафедра Психологии и педагогики
Курсовая работа
По дисциплине: Педагогическая психология
На тему: Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей
Караганда - 2008
Введение
1. Теоретические основы нравственного воспитания
1.1 Понятие нравственного воспитания
1.2 Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
2. Психологические особенности воспитания школьников
3. Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников
3.1 Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
3.2 Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, выработкой у школьника нравственных ценностей.
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.
Решение данных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагог просто обязан быть психологом, для того чтобы грамотно вести воспитательную работу в школе, чтобы эта работа давала положительные результаты.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания.
Предмет исследования – психология воспитательной работы в школе.
Цель курсовой работы: определить и охарактеризовать психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
определить сущность нравственного воспитания;
выявить взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом;
выявить психологические особенности воспитания детей разных возрастных периодов;
рассмотреть механизмы, применяемые в процессе нравственного воспитания.
1. Теоретические основы нравственного воспитания
1.1 Понятие нравственного воспитания
В научной литературе нравственность определяется как специфическая форма регулирование человеческого поведения. «Нравственность регулирует человеческое поведение и сознание человека в этой или иной мере во всех без исключения сферах общественной жизни – в труде, в быту, в политике, в семейных личных и внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждый из этих областей, связанных со спецификой деятельности, внутригрупповых связей и профессиональных критерий коллективности, принципы марале имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в лично-вековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устал, общий строй жизни и формы общения в самой общей форме В силу обобщенности своих принципов нравственности отражает более глубинные слои социально- исторических условиях бытия человека, выражает его существование потребности.»
Нравственность как уже сказано выше – это совокупность исторических передаваемых знаний, умения, навыков, воспитание и обучение на основе, которой формировались определенные обычая и традиции, определенная норма поведения и т.д.
Нравственное воспитание – это формирование нравственного сознания, чувств и поведения важнейших моральных качеств личности.
«Важно учитывать, что воспитание нравственности является частью всего процесса нравственного формирования личности, детерминирующую роль в котором играет социальная среда». Но воспитательный процесс, соответствующий ведущим общественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процесса усвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который был запланирован в нравственном развитии личности.
Нравственное воспитание – это целенаправленная, организационная сила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности, дает в конечном итоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлять нравственное развитие. Результат нравственного воспитания и нравственного формирования нравственных качеств и свойства личности является совокупным результатом и не делится в личности на отдельные секции. Так в процессе воспитания нравственности достигается ранее запланированные результаты (нравственные качества и свойства личности), где направляется на конечное влияние личность и воздействие социальной среды, то есть определяется получение конечного результата всего процесса формирование личности. В противоположном случае, когда процесс нравственного воспитания оказывается в противоречии с данными тенденциями, оно может не привести к достижению планируемого результата.
1.2 Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер.
Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленное воздействие педагогов на школьника, так и поведение последнего. В характеристике процесса воспитания и его возможностей важное значение имеет установление соотношения между указными сторонами. В связи между воспитательными воздействиями и деятельностью учеников можно и охарактеризовать более эффективные системы и комплексы мероприятий по воспитанию, а так же средств и методов.
«Важно учитывать, что воспитание нравственности является частью всего процесса нравственного формирования личности, детерминирующую роль в котором играет социальная среда». Воспитательный процесс, соответствующий ведущим общественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процесса усвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который был запланирован в нравственном развитии личности. Нравственное воспитание – это целенаправленная, организационная сила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности, дает в конечном итоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлять нравственное развитие. А так же нужно отметить, что результат нравственного воспитания и нравственного формирования нравственных качеств и свойства личности является совокупным результатом и не делится в личности на отдельные секции. Так в процессе воспитания нравственности достигается ранее запланированные результаты (нравственные качества и свойства личности), где направляется на конечное влияние личность и воздействие социальной среды, то есть определяется получение конечного результата всего процесса формирование личности.
«Анализ условий воспитание показывает, что хотя общая идея о влиянии положительных факторов на повышение уровня нравственного развития детей является очевидной и бесспорной, нельзя всегда и во всех случаях ожидать прямой взаимосвязи между этими факторами и воспитательными результатами. Это связано с тем, что в каждом факторе потенциально заложено и положительные, и отрицательные воспитания возможности. Сила их влияния зависит от тех условий, в которых они действуют, и от того, какие они вызывают отношения у школьников».
Организованное воспитание ставит задачи с учетом не только целенаправленных воздействий, но и учитывает ведущее тенденции влияния на психику личности доминирующих общественных отношений, сложившихся в обществе, могущих регулировать, корректировать, оптимизировать процесс нравственного формирования личности.
Важно подчеркнуть, что ведущая роль целенаправленных воздействий на процесс становления нравственности имеет и обратный характер зависимости, то есть что сами внешние воздействия должны организовываться с учетом уровня формирования личности школьника, логики развития его деятельности.
Требуется отметить, что диалектическое понимание развития не принижает роли воспитания в нравственном развитии школьника, а дает такую возможность, при которой можно сделать процесс воспитания личности более эффективным и регулируемым. Там, где воспитатели не игнорируют законы развития личности, а грамотно используют их, может быть достигнут целенаправленный результат.
Конечно, есть трудности в диалектическом развитии личности и объясняется это тем, что пока не удалось полно раскрыть суть понятий «внутренняя движущая сила» чаще она описывается, как внутренний мир человека. Не стоит, конечно, исключать из самодвижения психики личности материальную деятельность. Так как она не только выражает внутренний мир личности, но сама по себе является важным фактором самодвижением в нравственном развитии.
Такой подход к нравственному развитию личности, подчеркивает его самодвижение, которое продвигается по собственным законам, и одновременно открывает возможность его детерминистического объяснения и регулирование в процессе воспитания. Известно, что человек действует ради достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей. В своей жизни он постоянно встречает и преодолеет внешние и внутренние трудности. Задача воспитания нравственности заключается в том, чтобы актуализировать это противоречие и способствовать развитию устремлений и потребностям, выработке нравственных ценностей, осознанию между своими желаниями и уровнем развития морально–волевых качеств. Воспитание личности требует не только опережать ее нравственное развитие и создавать внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к себе, то есть способствовать созданию внутреннего противоречия. Это важно, так как нравственно- воспитанную личность характеризует внутреннее принятие принципов и норм нравственности и собственного поведения, когда они выполняются по внутреннему убеждению. Так внешние требования если определяют нравственный поступок, то проходят через эмоциональную, интеллектуальную сферу личности и становятся требованием внутренним. Требования личности к самой себе, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным движением фактором процесса нравственного воспитания. Именно так личность становится творцом своего собственного нравственного развития.
Таким образом, задачи воспитания и самовоспитания объединяются в единое, в результате чего усилия воспитания и самовоспитания взаимно дополнят и поддерживают друг друга, способствуют более быстрому развитию нравственности личности. «Гармония противоположности», по выражению Л.И. Анциферовой, становится важной движущей силой развития личности. Данная гармония является естественным следствием взаимозависимости воспитания и самовоспитания, и в первую очередь социальной детерминированности самовоспитания».
Процесс воспитания формирует у человека предпосылки самовоспитания, а в дальнейшем отражается на процессе самовоспитания. Человек или внешнее приспосабливается к окружающей действительности, или принимает ее как она есть, или борется с недостатками в ней. Всегда присутствует связь между деятельностью личности в самовоспитании и внешним миром, то есть с обществом с организованными или неорганизованными воздействиями на человека. Эти воздействия преломляются во внутреннем мире личности и могут не оказывать влияния на процесс самовоспитания. Совершенствуя себя личность, может управлять собою, так и воздействиями на окружающую деятельность с той целью, чтобы приспособить ее к своим требованиям. Человек под действием убеждений, качеств, привычек и изменений внутреннего мира может изменять какие-то свои желания, запросы и по своему усмотрению влиять на характер отношений внешним миром, а не просто стремиться достигнуть установившиеся ранее целесообразных отношений.
Самовоспитание позволяет личности достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий, хотя индивид и продолжает находиться в определенной зависимости и в различных формах связи с ними.
Экономические отношения являются основой всей системы нравственных отношений. Большую роль играет идеология государства, как совокупность теории, идей, целей, идеалов. По этому в содержании воспитании школьников вкладывается те нормы, которые должны быть руководящими в повседневном поведении, в гражданской позиции каждого школьника.
Нравственность является нормой поведения и показанием зрелости личности. А по этому нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно–политическую, культурную и другие деятельности. Помогать более глубже раскрыть мотивы безнравственных и нравственных поступков каждого ученика. Можно обобщить это тем, что у каждого учащегося должно сформироваться нравственное сознание (знание, взгляды, убеждения, суждения, оценки, идеалы) и морально–волевые черты характера (намерения, мотивировка, решения), ориентировочное поведение (действия, поступки, привычки, навыки). Составляют все эти части основу личности, в то время, как внутреннее содержание объединяет в целое качество, выражающих отношений личности к людям, к труду и так далее, к общественной собственности, к дружбе, коллективизму, ответственности и так далее. Нужно также заметить, что все качества связаны друг с другом и составляют целостную функционирующую систему. Но в одних условиях могут проявлять одни качества в других - другие. И чем выше идейность личности, тем эффективнее проявляются нравственные качества. В реальной жизни нравственные качества школьника проявляются в активном отношении к окружающему миру.
Общественная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, выработать навыки и привычки, развить у молодежи собственное активное отношение к жизни и конкретной деятельности, соотносить свои привычки с общественным долгом. Осмысление учениками своего отношения к людям, обществу и себе. Корректировка этих отношений являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самовоспитания.
Процесс нравственного воспитания школьников позволяет утверждать, что все его стороны и компоненты зависят от логики. Логика этого процесса выражается в последовательном достижении развития личности школьника с учетом его возрастных возможностей. Эта логика определяет структуру процесса. В этой логической структуре находятся во взаимодействии связи, стороны и компоненты, которые не всегда реализуются в действительности в строгой последовательности.
Нравственное воспитание и развитие личности направляется воспитанием, семей, коллективом. Необходима согласованность в их действиях, чтобы нравственные отношения не стояли давлеющими и принуждающими над учащимися.
Процесс нравственного воспитания определяется содержанием и организационным влиянием. Так что понимается под процессом нравственного воспитания школьников – «Это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества».
Много уже было сказано, что процесс нравственного воспитания характеризуется двусторонностью. Личность всегда проявляет активность, испытывая на себе влияние внешних факторов и условий. Оно взаимодействует с этим влиянием, изменяет свое качество состояния и проявляет его в поступках и внешних действиях по отношению к окружающей ее действительности. Задача перед воспитателем создавать условия для более эффективного взаимодействия этих сторон процесса.
В процессе основы нравственного воспитания лежит длительность и непрерывность, так как конечные итоги процесса нравственного воспитания проявляются не скоро. У процесса нравственного воспитания не определены временные рамки и регламент.
В единении педагогических влияний на личность школьника, в единстве системы отношений лежит еще одна особенность процесса нравственного воспитания. На основе сопоставлений результатов и затраченного воспитания труда, можно говорить об эффективности процесса нравственного воспитания и о его характере, в частности о твердости убеждений, стабильности поведения воспитания.
Нравственное воспитание проходит не только на основе определенных требований и особенностей, но и на основе отношений в ученическом коллективе. Это значит, что нравственные отношения всегда активны, так же как сам воспитанник. Эти отношения являются продуктом социального развития и педагогических условий между школьниками в накоплении ими коллективного и личного опыта. Сущность ученика здесь выражается этими нравственными отношениями. Эта сущность есть результат единого развития человечества и индивидуального развития.
Нравственные отношения состоят из системы норм отношений между детьми и взрослыми, а также коллектива. Каждый ребенок соотносит свои действия с нормами общества и коллектива и подвергается оценки своим коллективом и обществом. Проявления этих отношений многообразны. Осознания учеником нравственных отношений заставляют проявляться их в его общественно-практической деятельности и поведении, и становятся реально–практическими связями. Разнообразие этих отношений составляют многогранность структуры личности школьника.
2. Психологические особенности воспитания школьников
Деятельность педагога весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать специфику любого школьного возраста.
Поведение - один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миром, оказывающих влияние на направленность личности. Именно в поведении выражаются ценностные ориентации детей (нравственные, этические и др.), их взгляды, убеждения, интересы, склонности. Актуальную педагогическую задачу представляет собой выявление тех форм поведения ребенка, в которых выражены отклонения от общепринятых норм и даже зачатки этих отклонений. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции развития личности за ними скрываются. Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую остается скрытым от взрослых. Речь идет о внутренних психических процессах, которые являются основой формирующихся социальных, нравственных качеств.
Таким образом, с одной стороны, поведение - это признак зарождения и развития соответствующих нравственных качеств, а с другой - проводник воспитательного воздействия на ребенка. Важно помнить о необходимости распознавать за внешними особенностями поведения причины, их вызывающие. И только после этого принимать решения по поводу тех или иных поступков детей.
Когда 6-7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап его жизни. Начинает действовать внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Теперь ему приходится изменить свое реальное поведение, подчинить его нормам. Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлением стоят два типа мотивации:
- мотивы, вызванные к жизни внешним контролем (например, основанные на страхе наказания или на стремлении к поощрению);
- мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой. При ощущении ее, у ребенка возникает нравственная самооценка, изменяется отношение к самому себе, появляются зачатки новых, бескорыстных, «внутренних» мотивов поведения.
Таким образом, ребенок переходит от подчинения лишь внешнему контролю к подчинению самому себе, своей совести.
Одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике младшего школьника.
В психическом плане подростковый возраст - период становления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ребенка возникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человека в этом мире. Основной задачей подростка является усвоение нравственных ценностей, усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе.
3. Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников
3.1 Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опыта общественного поведения и общественных отношений детей. К этой группе относятся приучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной деятельности детей (игра, обучение, труд) и руководство ею.
Приучение к формам общественного поведения. Воспитание поведения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.
В школьном возрасте имеет место процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения.
Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата — что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация упражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику. Приучение предполагает использование упражнений.
Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся, условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.
Поручение — это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения.
В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.
Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.
Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится механизмом нравственного воспитания.
Методы и механизмы формирования нравственного сознания
Основная функция приемов данной группы — формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности.
Убеждение рассматривается в педагогической психологии как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.
Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Педагог не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делай и как нужно поступать.
Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется при обсуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Это особенно необходимо в младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.
Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Впечатлительность детей младшего школьного возраста делает их податливыми к внушению.
Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько учитель опирается на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.
Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность. В осмысленность всех действий, отношений.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.
Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция ее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.
К этическим беседам предъявляются определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.
В начальной школе этические и нравственные беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.
Стимулирование чувств и отношений ребенка
К этой группе механизмов относятся пример нравственного поведения, поощрения и наказания.
Пример - это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как механизма нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.
Специфика и сила примера как механизма нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.
Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.
Поощрение и наказание нельзя свести только к нравственной оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между нравственной оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимают решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.
Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия.
Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает педагогу, какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.
Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка педагога встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной.
Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.
Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.
Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, учителя и стремление оправдать его. В младшем школьном возрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.
В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогического воздействия на поведение детей.
Наказание используется очень редко в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия.
Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.
В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. Недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказаниям обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусость.
Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.
3.2 Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те или иные методики в зависимости от поставленной цели: изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса (изучение их при первоначальном знакомстве, проверяя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период времени); группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань процесса нравственного воспитания, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия... Таким образом, у каждого школьного педагога скапливается собственный набор — «пакет школьных методик» изучения и воспитания учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса.
Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость полученных результатов для конкретных реальных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, нравственных уроков, практикумов по самовоспитанию); отсутствие педагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору» (умозрительному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу под псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленно должно претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примеры возможного использования различных методик.
Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя), нравственная беседа (с постановкой цели — как изучения, так и для выработки нравственных ценностей); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных механизмов воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю, и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия.
Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» дает возможность учащимся (и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик, соматоник-церебро-тоник-висцеротоник, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность — лидерство — конформизм, женственность — мужественность, лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ» и тест «Что Вы за птица?», содержащий рекомендации-упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников.
Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс дают следующие методики:
недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь — это ...», «Принципиальный человек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др.;
«тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек — это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе — учитель мудрых» и др.;
«альтернативный тезис» типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но .верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.;
«метод ранжирования» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.;
«цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников;
«метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди — родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»;
- «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» позволяет классному руководителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отношения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплоченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; как распределять ответственность за определенные поручения; как комплектовать группы для выполнения определенных классных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологических, педагогических, нравственных игр для изучения и воспитания учащихся. Например, нравственное «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.
Заключение
В общественной жизни Казахстана происходят постоянные изменения в различных сферах – политической, экономической, научно – технической, культурной, требующей от педагогических учебных заведений постоянного совершенствования своей работы.
Наше общество постоянно развивается, и активизация человеческого фактора выступает, как одно из условий всего прогресса. Перед образовательными учреждениями стоит задача по воспитанию высоконравственного общественного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами других людей.
Нравственное воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование психологической ориентации школьников на определенные нравственные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза.
В области нравственного воспитания подрастающего поколения важную роль играют психологические механизмы формирования нравственных ценностей. Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. К таким механизмам относятся механизмы формирования нравственного сознания, поведения, стимулирование нравственных чувств и отношений ребенка.
В процессе выявления осознанного отношения детей к нравственным ценностям существенное значение имеет, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение, нравственная беседа (с постановкой цели — как изучения, так и для выработки нравственных ценностей); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к нравственным ценностям).
Также в процессе выявления нравственных качеств личности ребенка помогают такие психологические методы, как «тезис», «недописанный тезис», «цветограмма», «метод обобщения независимых характеристик».
Таким образом, важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог вырабатывал у ребенка устойчивые нравственные ценности, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Список использованной литературы
нравственность поведение воспитание школьник
Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов – М.: Просвещение, 1983г.
Гаврилова Г.П. О воспитании нравственности чувств- М.: 1984г.
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
Дробицкий О.Г. Проблемы нравственности - М.: 1997г.
Дубровина И.В. и др., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной., - М., Издательский центр «Академия», 1999.
Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.
Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1992.
Коломенский Я.Л. Общая психология. Москва, «Просвещение», 1986.
Коротав В.М. Педагогическая диагностика и учет// Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175—179.
Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1988.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002.
Марьенко И.С. «Основы процесса нравственного воспитания школьников». М., - 1980.
Монахов Н.И. Мысли о воспитании.-4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986г.
Немов Р.С. Психология. Кн. 2., 1997.
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.
Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000г.
Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев, 1996.
Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., - Нов, 1999.
Рувинский Л.И. Психолого – педагогическая проблема нравственного воспитания школьников - М., «Педагогика» 1981г.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М.: Просвещение: Владос, 1995г.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.
Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.