Оглавление
Введение
Глава I Проблемы нравственного воспитания в педагогике и психологии
Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания
Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе
Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания
Выводы по главе I
Глава II Развитие нравственных качеств с помощью программы ""Step by step"
Теоретическая основа программы "Step by step"
Методы нравственного воспитания , используемые в программе ""Step by step"
Программа "Шаг за шагом""как средство нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты многие нравственные ориентиры, современное поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, целенаправленное вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника .
"В сущности, школы работают так, как будто главным аспектом образования является его информационное содержание, которое следует довести до учеников. В центре школьного обучения стоит запоминание материала. Образовательным продуктом считается то количество фактов, которое запомнили ученики"( Дж. и К.Уолш.)
Становится очевидным, что такая модель не позволит нынешним детям добиться успеха в наше время, т.к. в ребенке не видят субъект. Создание новой модели образования является сейчас очень актуальной. Как следствие в мире появляется все больше новых программ, ориентированных на ребенка. Такие программы нацелены на то, чтобы дети, начиная с первого года обучения в школе, знали о существовании взаимосвязей в окружающем их мире.
В нашей работе пойдет речь о технологии "Step by step", которая и является одной из таких программ. Толчком в разработке этой программы послужили положительные отзывы от родителей, которые признали ее успех. Программа "Step by step" для начальной школы призвана предложить детям, родителям и педагогам академический вариант образования ,при котором соблюдаются как демократические принципы обучения, так и адекватная практика развития. Распространение программы " Шаг за шагом " на начальную школу свидетельствует о существенном увеличении ее значимости. Она позволяет опираться на философию и принципы программы для дошкольных учреждений. То есть участие семьи в обучении, его индивидуальный характер, построение его учебных планов в начальных классах вокруг центров деятельности будут оставаться в основе программы, в то время как сама область ее применения расширяется на начальную школу.
Мы поставили перед собой цель исследовать влияние этой программы на воспитание у детей нравственных качеств. Мы предположили, что "Step by step" способствует осмысленному включению ребенка в процесс обучения, а, следовательно, становится эффективным средством формирования нравственности ребенка. Мы попробуем доказать эту гипотезу на основе методик ранжирования и тестирования, проведенных в двух третьих классах, один из которых занимается по программе Шаг за шагом.
Тема – Технология " Шаг за шагом "как средство нравственного воспитания учащихся.
Цель – анализ возможностей нравственного воспитания учащихся с помощью технологии " Шаг за шагом ".
Объект исследования- нравственное воспитание учащихся.
Предмет исследования- педагогические условия эффективности воспитательной работы с использованием технологии " Шаг за шагом ".
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования ,в дипломной работе поставлены следующие задачи:
1) выявить сущность нравственного воспитания в педагогике и психологии
2) обосновать возможности нравственного воспитания учащихся с помощью технологии " Шаг за шагом "
3) разработать рекомендации по повышению степени нравственной воспитанности учащихся
Базой исследования являются 3 "А" и 3 "Б" классы СШ № 166 г. Минска
Глава I. Проблемы нравственного воспитания в педагогике и психологии
1.1 Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).. [10 ].
В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". [7] Он считал: "Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".[ 7]
Мыслители прошлых веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека"..[ 1]
Я.А. Коменский цитировал: "Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает".
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Однако из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал:
Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой....
Сухомлинский предлагает нравственно развивать школьника через:
1) умение дорожить святынями Отечества, как личностными ценностями своего сознания и сердца;
"Долг перед Отечеством - святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинствами своей семьи". [18]
2) богатство духовного мира, интересов и потребностей;
"Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная — верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие...".[18]
3) гармония общественного и личностного;
"Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо". [18]
4) потребность человека в человеке;
"Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость горе беду, несчастье... Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя". [18]
5) чувство человеческого достоинства;
"Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь - достоинство человеческой личности... Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках. ...достойное должно стать самой сущностью твоей духовной культуры, недостойное пусть вызывает у тебя презрение и омерзение". [18]
6) любовь к труду, нравственность трудовых отношений;
"Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить...". [18]
7) открытость.
Он предложил следующие методы нравственного воспитания:
убеждения;
практическое приучение (побуждение к активному проявлению мысли и чувства).
Сухомлинский подчеркивает исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. "Упустите младший возраст - упустите все". [19]
Важное средство нравственного воспитания — слово.
К. В. Гавриловец и И. И.Казимирская связывают нравственное воспитание с эстетическим:
"Возможность воспринимать различные грани бытия эстетически и оценивать мир эстетически — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений школьника к действительности, к людям, к труду, к природе, Родине..."
"Одним из действенных механизмов обогащения фундаментальных потребностей растущего человека является органичная взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов воспитания". [5]
К.В.Гавриловец и И.И.Казимирская говорят о том, что "нравственно-эстетическое воспитание призвано сформировать у школьников эстетическое отношение к нравственному в жизнедеятельности человека и общества, раскрыть моральное как прекрасное, аморальное как безобразное". [5]
Они утверждают, что воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с фундаментальными потребностями воспитуемых. К таким потребностям школьников относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчестве. Помогая реализоваться этим насущным потребностям воспитанников, учитель развивает их как субъектов воспитания, создает предпосылки для активного, сознательного, самосовершенствования.
"Факторами, обуславливающими нравственно-эстетическое развитие личности школьника, является:
демократизация отношений между учителем и учащимся;
наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждой;
возрастание удельного веса трудового воспитания в целостном процессе формирования личности школьника;
эстетизация всех аспектов жизнедеятельности школьников". [6]
"нравственно-эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни через содержание учебного материала обогащается представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношениях людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию". [6]
Для нравственно-эстетического обогащения детей И.И.Казимирская и К.В.Гавриловец предлагают: "рассказ учителя; беседу; устный журнал; диспут; обсуждение книг, фильмов, спектаклей, документальных очерков; тематические вечера и вечера вопросов и ответов; встречи с замечательными людьми; собрания-характеристики "Товарищи о тебе"; выставки-диспуты, блицвыставки; экскурсии в музеи; кинофестивали короткометражных фильмов о деятелях искусства и других".[6]
Среди нравственных качеств К.В.Гавриловец выделяет особую группу умений: сотрудничества и заботливости. "В эту группу входят: умение бескорыстно делиться с товарищами (предметами, едой, знаниями, умениями), умение настраиваться на переживания другого, умение самостоятельно определить, кто и в какой помощи нуждается; умение брать более трудную долю работы на себя.
Развитие поведенческих навыков обеспечивается:
осознанием детьми значимости приобретаемого навыка для себя и коллектива;
осознанием справедливости, лежащего в основе навыка нравственного требования;
многократным упражнением детей в поведении, навыком которого должен овладеть ребенок". [6]
Роль нравственности в развитии и формировании личности имеет большое значение имеет в системе современного воспитания.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей..
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Основными задачами нравственного воспитания являются:
1)Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Формирование сознания-одна из самых сложных задач.
2)Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за ..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д..
3) Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнениях по выполнению высоконравственных поступков.
В нравственном воспитании можно выделить 4 вида отношений, которые в свою очередь определяют основные направления нравственного воспитания. Это:
1) воспитание нравственных качеств ;
2) воспитание культуры поведения;
3)отношение к обществу,Родине (любовь к Родине);
4)отношение к труду (трудолюбие);
5)отношение к людям (сочувствие, взаимопонимание);
6)отношение к себе (самоанализ).
1.2 Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе
Нравственное воспитание имеет тенденцию к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
Нравственное воспитание в школе включает в себя:
Формирование у человека осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости соотносить своё поведение с интересами общества;
Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; доказательство их правомерности и разумности;
Преобразование нравственного знания в нравственное убеждение, создание системы этих убеждений;
Формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к людям;
• Формирование привычек культурного поведения.
Для этого учитель должен:
помочь сформировать внутреннее побуждение поступать красиво;
не использовать наказание, угрозу, страх;
- не вырабатывать множество привычек сразу, не спешить (терпение, последовательность, систематичность);
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация..
Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива- это не самоцель ,а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как,упражнение и убеждение.
Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. [13]
Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. [13]
И.Г. Щукина выделяет три группы методов: "методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)." [17.]
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий учащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент методов формирования нравственного сознания и поведения.
В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. "Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе" [12].
Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
При подготовке к проведению этической беседы учителю следует определить тему, цели, подобрать материала, составить план.
Функции учащегося при подготовке к проведению этической беседы: накопление нравственных знаний, представлений из окружающей жизни, чтения литературы, общения, рассказа учителя.
Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом [2].
Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу.
Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе положительный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. [2].
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [3].
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. [22].
1.3 Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. [26]
Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. [25] Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
Однако нравственное поведение характеризуется также и системой нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях, желательных с точки зрения истинной нравственности. [4]
Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. С. Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно), мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов поведения.
Привычка к поведению, определяемому усвоенными нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. [14]
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.
Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. [21]
Как уже было отмечено ранее, положительно нравственным можно считать того человека, для которого требования морали выступают как личные убеждения. Культура поведения - действенное отражение таких нравственных качеств как гуманизм и достоинство, чувство меры в поведении. В понятие "культура поведения" входит целый ряд умений и навыков, которые помогают организации и культуре умственного и физ. труда, личной гигиены, порядка в режиме дня и образе жизни.
Следует воспитывать такие привычки культурного поведения, как:
Привычки к вежливости;
Привычки заботы об окружающих;
Привычки к сдержанности, торможению;
Привычки к точности ;
Привычка к внимательности
Привычки к организованности и т.д.
Выработке привычек культурного поведения способствуют определенные методы и средства:
режим: он вырабатывает привычку к точности, умение сконцентрировать внимание, дисциплинированность, организованность и т.д..
убеждение и способы его выражения ( беседа, убеждение словом и делом, внушение, наставление, распоряжение, напоминание, предостережение, пожелание, доверие).
упражнения и ряд приёмов метода упражнения: упражнения в нравственных поступках, требование, показ, тренировка, напоминание, самоконтроль.
Положительный пример - из жизни великих людей, личный пример отца и матери, учителя.
Поощрение - одобрение положительного поступка, выражение доверия к ребёнку, предоставление детям эстетических удовольствий. Мера поощрения должна соответствовать поступку и его мотивам.;
Наказание-замечание, укор, лишение удовольствия, прекращение разговора, изменение отношения к человеку (физические наказания противоречат принципам гуманистической педагогики). Наказание нужно использовать лишь, когда ребёнок осознал недопустимость своего поступка, должно быть справедливым, должно осуществляться на основе принципа единства требований семьи и школы.
Игра. В процессе её легко и свободно создаются положительные отношения к разным привычкам. В каждой игре есть свои правила, которые схожи с требованиями к упражнениям; есть элементы соревнования. Вырабатывается самоконтроль, развивается активность. Игру сопровождают положительные эмоции.
Воспитание сознательной дисциплины - одна из актуальных проблем общественной и школьной жизни. Любое общество требует выполнения установленных норм общественного порядка, исполнение этих норм должно быть сознательным. Дисциплина в воспитательной работе - частично средство воспитания, но это и результат воспитания. Она требует от учащихся добросовестного отношения к своим обязанностям, творчества в труде, сознательного выполнения общественного долга, строгого соблюдения установленного порядка, борьбы за коллективные интересы, за честь своей школы и семьи.
Важную роль в воспитании сознательной дисциплины играет коллектив, в котором отношения строятся на доверии и взаимоуважении. В таком коллективе дисциплина воспринимается как необходимость.
Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ученик руководствовался внутренней убеждённостью в необходимости выполнения правильного нравственного поведения.
Дисциплинированность - нравственное качество личности, которое тесно связано с такими волевыми проявлениями, как сдержанность, настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, инициатива.
Показатели дисциплины в классе:
1) наличие убеждения, что дисциплина является основой нормальной жизнедеятельности;
исполнение с готовностью необходимых правил и требований;
самоконтроль за поведением;
4) готовность выполнять необходимую работу (даже неинтересную) в любых обстоятельствах;
5) умение сдерживать себя от недисциплинированных поступков, препятствие нарушения порядка другими лицами.
Воспитание культуры поведения- одна из целей программы "Шаг за шагом"". Данная программа предполагает, что в процессе обучения в начальных классах дети будут играть различные роли, достигая при этом вышеуказанной цели:
как мыслители они будут задумываться над своими действиями и устанавливать связь между уже имеющимися у них знаниями и новой информацией
как слушатели дети будут учиться полностью концентрировать внимание и становиться активной и сопереживающей аудиторией
как партнеры они будут учиться сотрудничать и учитывать противоположные точки зрения
как друзья будут учиться доверять другим и заботиться о них, а также понимать, что от этого зависит и отношение к ним со стороны окружающих.
Учитель ожидает ,что ребенок будет играть все эти роли , и сообщает ему о своих ожиданиях в различных формах.[23]
Выводы по главе I
В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили его основные задачи .Нами были выделены виды отношений, которые , в свою очередь, определяют основные направления нравственного воспитания. Мы проанализировали идеи известных ученых по этим вопросам. Далее нами были рассмотрены содержание и методы нравственного воспитания во внеклассной работе, была проанализирована их эффективность. Более детально нами был изучен такой метод нравственного воспитания, как этическая беседа. Последний параграф I главы мы посвятили одному из аспектов нравственного воспитания – культуре поведения, так как о нравственности человека обычно судят по его поведению. Также нами было рассмотрено влияние программы "Шаг за шагом"" на культуру поведения младших школьников.
Глава II. Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"
2.1 Теоретическая основа программы "Step by step"
В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. По замыслу она должна соответствовать специфическим потребностям и культурным традициям каждой страны.
Главная цель программы - подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно.
В основе программы "Step by Step" лежит приверженность принципам демократии. Программа помогает детям стать активными гражданами и уважать ценности, лежащие в основе демократического образа жизни. Программа исходит из таких базовых ценностей, как взаимное уважение, ответственность детей и взрослых, честность, забота и прилежание. Взрослые целенаправленно моделируют эти ценности в рамках ежедневного взаимодействия детьми и тем самым прививают им черты лидера, столь необходимые в последующей жизни. В данной программе эти черты являются основой для развития характера. Учителя приучают детей делать выбор и нести личную ответственность за него.
Программа основана на твердом убеждении в необходимости:
вовлечения семьи в процесс обучения;
развивающего характера обучения, когда во внимание принимается ребенок со всеми присущими ему особенностями;
ориентации учебного процесса на ребенка и его индивидуальные качества;
постоянных тренингов и технической помощи учителям.
Авторы программы "Step by Step" видят свою главную задачу в создании новой модели обучения, которая сделает каждого ребенка самостоятельным на всю жизнь. При создании программы авторы использовали опыт многих ученых и практиков, являющихся признанными авторитетами в области когнитивной психологии, теории развития мозга, социальных наук и образования. Их цель — объединить все лучшее из опыта европейской и американской философии образования для разработки методов обучения, основанных на признании индивидуума как творчески мыслящего субъекта, живущего в мире, где все взаимосвязано. [24]
Одна из важнейших задач программы "Step by Step" — воспитать в детях такие качества, как любознательность, непосредственность, развить воображение и чувство прекрасного, научить критически оценивать явления и суждения. Учителя, работающие по программе "Step by Step", уделяют большое внимание сохранению в детях именно этих качеств, так как они оказывают серьезное влияние на способность ребенка быстро схватывать материал и непредвзято, оригинально мыслить. [23]
Программа "Step by Step" основывается на четырех базовых понятиях, которые и легли в основу ее методики: общение, сопричастность, сообщество, связи и отношения.
На основе этих идей программа ставит четыре цели:
•способствовать формированию личностей, которые будут учиться на протяжении всей жизни;
создавать такую среду обучения, которая основана на взаимном уважении и демократических принципах;
обеспечивать преемственность развивающего обучения;
•создавать условия для того, чтобы дети приобретали учебные, художественные, эстетические и практические умения и навыки для успешной самореализации в демократическом обществе.
Сопричастность — это первая ценность, на которой строится большая часть учебной работы. В процессе наблюдения за взрослыми дети перенимают и используют в собственном поведении, заботясь о себе, друг о друге, о растениях и животных, о среде своего обитания. [24]
Общение. Способность общаться четко и ясно — один из ключей к успешному участию в жизни демократического общества. Когда у детей появляется уверенность, подкрепленная соответствующими умениями, что они могут хорошо общаться, они начинают сами проявлять инициативу и выдвигать важные для себя идеи. Через общение дети учатся понимать точку зрения других людей и уважать разнообразие идей и культур, а также начинают осознавать то общее, что объединяет людей.
Отношения и связи — эти термины, описывающие способность связывать новую информацию с прошлым опытом в процессе накопления знаний. [24]
Сообщество. Каждый класс, занимающийся по программе "Step by Step", является потенциальным сообществом учеников, в котором высоко ценится доброта и забота друг о друге. Они приобретают чувство ответственности, помогая другим членам сообщества, осознают свою "нужность", и для них важно, что их по-настоящему ценят за то, что они делают. [24]
Модель "Step by Step" призвана учить детей тому, как стать ответственными членами демократического общества. Сотрудничество семьи и школы, подход к обучению во имя развития ребенка, а не только ради выполнения учебных стандартов, а также проявление со стороны учителей доброты и уважения позволяют строить в классах и школах сообщества неравнодушных людей — залог общественного прогресса в любой стране. [23]
В программе "Step by Step" использованы различные идеи, которые составили теоретическую основу эффективной модели для обучения в начальной школе. Авторы использовали труды Руссо, Песталоцци, Фребеля и Монтессори, работы которых уже давно считаются классическими в мировой педагогике обучения детей, а также современные модели, такие, как "Бритиш Инфант Скул" (Британская школа начального обучения).
Размышление над многочисленными идеями и теориями обучения детей младших возрастов позволяет выделить три обширных темы. Первая — это этика социальных реформ. Обучение младших детей предполагает надежду на социальные изменения к лучшему в будущем. Роль взрослых в обществе состоит в стремлении улучшить условия существования для следующего поколения. Если эти устремления сопровождаются конкретными действиями, для детей могут произойти положительные перемены. С течением времени в обучении детей стал применяться комплексный метод, подразумевающий совместное участие семьи, школы и всего сообщества в этом процессе. [23]
Вторая — это признание самоценности детства. По мере признания значимости детства, условия жизни детей улучшались. Взрослые стали с большей ответственностью подходить к проблемам, затрагивающим развитие детей. Были приняты законы о защите детей, об охране их здоровья и совершенствовании условий жизни. Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, убеждены, что в раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего физического, социального, эмоционального и познавательного развития. Сейчас общепризнанно, что дети младших возрастов требуют особого внимания, поскольку они в корне отличаются от взрослых. По мере роста знаний о развитии человека и работе его мозга улучшалось и качество программ и методов преподавания для детей. Наряду с этими переменами возник новый тип уважения взрослых к детству и к детям, подтверждением чего является разработка небывалого в истории количества разнообразных программ для детей.
Роль школы и семьи как партнеров в передаче ценностей — это третья тема, прослеживаемая в многочисленных теориях обучения детей младшего возраста. В центре всех методов воспитания детей, как дома, так и в школе, стоит вопрос о том, что в конечном итоге дети будут делать и кем они станут. Пионеры в области развития детей были убеждены в ценности детства, и эта убежденность отразилась в идеях, заложенных в основу современных методов преподавания. Они также верили, что развитие самоуважения у детей усиливается, если признать их причастность к культурному наследию. Осведомленность о культурных различиях и признание их значимости всегда были основной отличительной чертой программы . Программа "Step by Step" строится на концепциях уважения культурных традиций и широком участии семьи. [23]
Фундамент этой программы составляют работы ведущих теоретиков. Джон Дьюи в своей работе подчеркивает первостепенную важность личного опыта при формировании понятий в раннем возрасте. Жан Пиаже описывает обучение как непрерывное взаимодействие процессов усвоения и приспособления. Учение — это восприятие, основанное на принципе "здесь и сейчас". Дж. М. Хант утверждает, что дети формируют новые идеи, приводя свои предыдущие знания в соответствие с новым опытом. Л. С. Выготский проанализировал социальные и культурные факторы, влияющие на развитие языка. В рамках культурно-исторической теории он утверждает, что новая ежедневная информация вкрапляется в жизненный опыт, который прививается благодаря своей значимости, сложности и высокому социальному взаимодействию с окружающим миром. Джером Брунер замечает, что по мере того, как дети сталкиваются с окружающей их социальной средой, они приобретают навыки языкового общения. Философия образования, которой придерживался Ян Амос Коменский, основана на том, что в центр продумывания и планирования образования ставится сам ребенок.
Таким образом, в основе концепции программы "Step by Step" для начальной школы лежат прочный теоретический каркас, достоверные данные научных исследований, а также методы преподавания, применяемые передовыми педагогами во всем мире. [23]
2.2 Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"
Программа "Step by Step" для начальной школы формирует и развивает характер детей с тем, чтобы они могли:
с полной самоотдачей участвовать в жизни школы и сообщества;
быть организованными и полагаться на себя;
работать в сотрудничестве с другими детьми;
в письменной или устной форме формулировать личные и общественные ценности;
проявлять уважение к окружающим, внимательно выслушивая их и подобающим образом реагируя на их высказывания;
нести личную ответственность за учебный проект, разрабатываемый сообществом учащихся. [24]
Учителям очень важно осознавать себя в качестве моделей для подражания в области привычек и поведения, подразумевающих взаимное уважение, в области доброты и ответственности. Эта ответственность подразумевает следующие обязательства:
Уважать каждого ребенка.
Верить в способности каждого ребенка.
Быть честным, признавать свои ошибки.
Доверительно слушать и поддерживать детей.
Быть последовательным и справедливым.
Поддерживать требования на высоком уровне.
Ценить индивидуальные усилия.
Уважать различные мнения и отказ от приспособленчества.
Создавать радостную атмосферу для учебы.
Постоянно пополнять свои знания о развитии детей.
Шутить и веселиться вместе с детьми.
Долг учителей состоит в том, чтобы помнить, как они учат, а не только чему учат. В классе дети усваивают уроки морали через отношение к ним учителя и через свое отношение к другим детям.
В этой связи работа в классе по программе "Step by Step" построена на воспитании у учащихся сильного характера и самостоятельности. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что люди, способные контролировать происходящие с ними события, чувствуют себя значительно увереннее. Такие люди реже болеют, несмотря на стрессы, которым они подвержены. Ученики испытывают большее чувство самоуважения и более уверены в своих способностях, когда их учителя поощряют самостоятельное поведение во время занятий. [23]
Атмосфера, в которой дети воспитываются в духе уважения к позитивным ценностям, должна поощрять самостоятельность и независимое мышление, а не простое послушание. Очевидным способом воспитания у детей навыков принятия решений и готовности пользоваться такими навыками является предоставление детям повседневно разнообразных возможностей для этого. Учителя могут добиться этого в любом классе, при работе с детьми разных возрастов через предоставление им: возможности выбора учебных материалов; выбора вида деятельности, с которого начинается рабочий день; места за партой; методов подхода к выполнению заданий и многих других вещей, составляющих в совокупности ежедневную учебную программу.
Мы, взрослые, знаем, что когда у нас есть возможность выбора содержания и методов выполнения поручаемых нам заданий, мы ощущаем большую мотивацию и готовность к выполнению работы. То же самое происходит и с детьми. Мотивация и академические успехи повышаются, когда у учеников есть возможность контролировать процесс обучения. Современные исследования в области работы мозга, поведения индивидуумов, а также педагогический опыт указывают, что личный вклад в выполнение конкретного задания является значительным средством мотивации и приводит к достижению положительных результатов. Известно, что когда учителя расширяют круг вопросов, по которым они добиваются согласия учеников, улучшаются результаты учебного процесса.[23]
Что может сделать учитель во время занятий для развития детей в моральном плане? Трудно переоценить роль учителя как модели для подражания в области морального поведения. Радостное отношение к детям, дружеские интонации в голосе, справедливость и доброта — вот те тончайшие способы обучения детей желательной для взрослых манере поведения. Однако существуют и другие, более очевидные методы приучения детей к определенному поведению в классе. Ниже мы рассмотрим некоторые из таких методов.
1) Общие ценности . Маленькие дети испытывают сильное стремление поступать "как надо". Поэтому взрослые должны объяснить детям, в чем же выражается это самое "как надо". Учителя и дети как класс или, что еще лучше, как школьное сообщество должны совместно определить, какие качества считаются наиболее ценными. Модель "Step by Step" подразумевает главенствующую роль родителей в этой области и тесное сотрудничество с семьей в деле создания атмосферы сообщества, поощряющего этичное поведение. Этот подход направлен на развитие таких черт характера, как уважение, ответственность, честность и соучастие. Это лишь небольшая часть тех ценностей, которые класс может принять в качестве правил поведения. [23]
После того как все дети обсудят и поймут такие ценности и примут их в качестве норм поведения как в школе, так и дома, в классе на всеобщее обозрение нужно будет повесить красочно оформленный плакат с правилами поведения. Таким образом они становятся даже не правилами, а скорее стандартами, с которыми сверяется поведение каждого ребенка. Например, если один ребенок обижает другого морально или физически, учитель спрашивает: "Какое из наших правил ты нарушил?" и здесь же, обязательно: "Как ты можешь исправиться?" Такой подход перекладывает на ребенка ответственность за исправление ситуации, подразумевая не только принесение извинений, а помогает ребенку понять, что исправление собственных неправильных действий позволяет ему "реабилитироваться" в глазах товарищей. [23]
2) Академические занятия. Дети лучше всего вырабатывают характер и обучаются этике поведения на примерах взрослых, которые много значат в их жизни. Но они также достигают этого, изучая жизнь известных исторических личностей и современников своей страны, обсуждая моральную сторону таких примеров и вырабатывая устойчивые привычки, основанные на общепринятых ценностях.
Такой тип обучения является составной частью программы "Step by Step". К примеру, при изучении общественных дисциплин дети обсуждают героические поступки исторических персонажей. Во время игр и занятий спортом дети задумываются о том, что значит быть членом команды и хорошим спортсменом. При чтении детям вслух и при обучении детей чтению учителю следует уделять особое внимание рассказам с этической подоплекой. Дети начинают понимать, что, несмотря на разницу в национальной культуре и внешние различия, у людей могут быть общие ценности и принципы, что люди заслуживают уважения, даже если внешне они разные. Все аспекты программы "Step by Step" для начальной школы подчинены задаче воспитания личностей с яркими характерами. [23]
3) Утренняя встреча. Проведение утренней встречи помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это, в свою очередь, позволяет педагогам и ученикам лучше чувствовать друг друга. Подобное групповое собрание является примером применения общепринятой в США практики, хорошо зарекомендовавшей себя при воспитании детей младшего возраста и формально сформулированной Р. Чарни и М. Клэйтон. Такое ежедневное утреннее мероприятие имеет следующие цели:
Сформировать единое классное сообщество.
Стимулировать обмен мнениями, внимательное слушание собеседников.
Способствовать вовлечению и участию в общей деятельности.
Обучить детей с помощью ежедневных ритуалов и стандартных мероприятий навыкам, которые необходимы, чтобы стать ответственным членом сообщества, будь то класс или вся школа.
"Утренняя встреча" проводится каждый день перед первым уроком, за 20 минут до звонка, на ковре.
Первый этап "Утренней встречи" начинается с рассаживания детей. Ребята садятся в круг: вариативность рассадки может варьироваться от урока к уроку- мальчики и девочки отдельно, по гороскопу, по временам года, в соответствии с их днями рождения и т. д.
Второй этап — приветствие. Оно не всегда соответствует тематическому планированию. Приветствие настраивает ребенка на положительную работу в течение целого учебного дня.
4) Разработка правил и процедур. Участие в выработке правил способствует росту чувства ответственности у детей. Для того, чтобы вовлечь детей в разработку правил, следует:
собрать детей в круг в месте проведения классных собраний;
начать обсуждение о назначении правил и процедур. Важно, чтобы дети понимали, что правила и процедуры, так же, как и законы, необходимы для обеспечения безопасности людей, прав и свобод личности, кроме того, они являются ориентиром правильного поведения. Дети начинают понимать, что правила нужны членам сообщества прежде всего для того, чтобы знать, что они должны делать, а не для того, чтобы запрещать им что-либо;
дать несколько примеров позитивных и четких правил. Например, "кладите вещи на место", "Будьте уважительны со всеми";
попросить детей высказать собственные соображения;
дать классу возможность решить, какие правила и процедуры они примут; напомнить ученикам, что им нужно выбрать несколько конкретных общих правил, а не массу мелких условий;
напечатать правила на листе и вывесить их в классе в том месте, где проводятся собрания, чтобы дети могли пользоваться правилами по мере необходимости.
После того, как правила приняты и вывешены, учитель должен реагировать на их выполнение соответствующими комментариями и призывать остальных детей вести себя соответствующим образом.
Когда дети нарушают какое-то правило, учитель напоминает им его и просит изменить их поведение. [24]
5) Центры обучения. Спланированная активная методика, обеспечивающая вовлечение ребенка в учебный процесс и ориентированная на него, может обеспечить детям возможность развиваться и расти различными способами. Эффективная индивидуализация может быть достигнута использованием центров обучения, которые отражают текущие интересы и учебные потребности детей. Центры обучения разрабатываются на основе определенного ряда критериев, но могут иметь самые разные формы. Созданные для обучения в малых группах посредством исследовательской работы, самостоятельности и активной вовлеченности детей, центры могут использоваться для индивидуальной работы отдельного ребенка, для работы в паре или малой группе. Каждый центр должен предусматривать многоуровневые (конкретные, графические, абстрактные) виды деятельности и быть обеспечен материалами, удовлетворяющими индивидуальные потребности и стили.
Для центра обучения имеют важное значение:
• предоставляют возможность для развития новых умений на базе предыдущего опыта;
• предоставляют возможность для развития и углубления понимания; •удовлетворяют индивидуальные запросы;
дают детям возможность свободно перемещаться по классу, чтобы самостоятельно продвигаться по пути познания ;
группы, работающие в центрах в рамках класса, должны быть разнородными по составу, чтобы дети могли учиться друг у друга. [24]
Успех образовательного процесса возможен:
- при создании развивающих заданий, лежащих в русле самоценных форм активности ребенка, которые позволяют ему самостоятельно приобрести новый опыт, совершить открытие, проявить себя творчески;
- при создании социальных условий, необходимы для поддержки разных видов самоценной активности детей;
- при условии непрерывности ориентированного на ребенка обучения.
Сочетание самостоятельного учения ребенка и обучение его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет суть личностно-ориентированной дидактики.
Развивающие задания для младших школьников, должны быть направлены на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера (таких, как "живое", "неживое", "движение", "качество", "количеств", "причина", "следствие", потребности", "ресурсы" и др.
Задания должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления об окружающем мире, расширять составляющие субъективного опыта каждого ребенка.
Успешность выполнения этой цели зависит от:
- диагностирования детей с целью определения психологических особенностей каждого ребенка, подготовки рекомендаций для обучающихся взрослых;
- составления проектов (тем) программ работы с детьми по каждому виду деятельности (игра, спорт, литературно-художественная, художественно-изобразительная, музыкально- театрализованная, речевое общение, труд.
2.3 Технология "Шаг за шагом""как средство нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе
В настоящее время наше общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утвержденных в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствий данного поступка для окружающих людей.
Так как программа "Шаг за шагом"" направлена на формирование нравственных качеств личности, цель нашего исследования является выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников, а именно учеников 3 "А" класса СШ № 166, которые занимаются по программе "Шаг за шагом"" , и учеников 3 "Б" класса СШ № 166, который не занимается по этой программе.
Исходя из целей, задач и диагностируемого объекта, нами были выбраны следующие методики педагогического исследования : тестирование и ранжирование.
Для начальной диагностики мы использовали метод ранжирования, который заключался в распределении своих собственных желаний по степени важности, значимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания.
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. В самом начале нами был проведен инструктаж, где учащимся были объяснены цель исследования, важность его результатов для класса, порядок выполнения задания. Каждому ученику мы раздали по цветку с семью лепестками. Затем нами было предложено записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо было поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформировал семь желаний. Детям давалось пять-семь минут на выполнение этого задания, затем цветочки собирались , и была произведена их обработка. Нами было выделено три критерия направленности желания учеников: для всех людей, для родных и друзей, для себя. Обработка полученных результатов метода ранжирования заключалась в подсчете суммы желаний для каждого из трех критериев.
Обработка и интерпретация результатов.
Результат метода ранжирование по выявлению направленности желаний младших школьников 3"А "класс
Результат метода ранжирование по выявлению направленности желаний младших школьников 3"Б" класс
Опираясь на результаты методики ранжирования, для итоговой диагностики нами был проведен метод тестирования в вопросно –ответной форме.
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста мы попросили ребят соблюдать абсолютную тишину.
Предварительно нами были подготовлены листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Мы следили за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста были прочитаны нами поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагалось выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *. ( см. Приложение 1)
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относишься?
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае было подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20,:
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, являлось количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсовном поведении, являлось оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Анализ теста "Размышляем о жизненном опыте".
Результаты метода тестирования по выявлению уровня нравственной воспитанности младших школьников 3"А" класс
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся:
20 из 20 протестированных (100%) дали от 10 и более нравственных ответов, что свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности учащихся.
Безнравственных ответов (от 10 и более): 0
Неопределенных ответов (от 10 и более): 0
Таким образом, общее количество нравственных ответов - 330 из 400 возможных (82,5%); безнравственных - 23 из 400 возможных (5,75%); неопределенных - 47 из 400 возможных (11,75%).
Вывод: 94,25 % протестированных достаточно нравственно воспитаны
Результаты метода тестирования по выявлению уровня нравственной воспитанности младших школьников 3"Б"класс
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся:
• 19 из 20 протестированных (100%) дали от 10 и более нравственных ответов, что свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности учащихся.
• Безнравственных ответов (от 10 и более): 0
Неопределенных ответов (от 10 и более): 0
Таким образом, общее количество нравственных ответов - 314 из 400 возможных (78,5%); безнравственных – 42 из 400 возможных (10.5%); неопределенных - 44 из 400 возможных (11%).
Вывод: 89, 5% протестированных достаточно нравственно воспитаны.
На основании проведенных исследований мы можем сделать вывод, что ученики 3 "А" класса, который занимается по программе "Шаг за шагом"", наиболее нравственно воспитаны, чем ученики 3 "Б" класса. Хотя в некоторых ситуациях у учеников 3 "А" класса присутствует эгоизм и отсутствует культура поведения. Таким образом, на уроках и классных часах нам необходимо обучать детей не только конкретному предмету, но и воспитывать в них нравственные качества личности, способствовать повышению их уровня воспитанности. Нужно учитывать индивидуальные свойства личности, чтобы проводить с ними работу по их всестороннему воспитанию. Инновационная технология Step by Step помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой. Таким образом, реализация демократическим принципов воспитания и обучения детей младшего школьного возраста посредством использования оригинальных методик, ориентированных на развитии уникальных способностей ребенка и вовлечение семьи в образовательный процесс, способствует подготовке его к жизни в меняющимся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. Поэтому будущее образования в создании воплощении в жизнь новых программ обучения, дифференцированных для разных групп обучающихся, учитывающих индивидуальные способности и потребности каждой личности.
Выводы по главе II
Вторую главу мы посвятили непосредственно программе "Шаг за шагом", рассмотрели ее теоретическую основу цели, задачи, основные методы нравственного воспитания, используемые в ней.
Далее нами была проанализирована исследовательская работа, проведенная нами в двух третьих классах средней школы. Мы рассмотрели метод ранжирования и метод тестирования, и на основе результатов проведенного исследования, нами был сделан вывод о том, что ученики 3 "А" класса, который занимается по программе "Шаг за шагом"", наиболее нравственно воспитаны, чем ученики 3 "Б" класса.
Заключение
В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили его основные задачи и направления. Мы проанализировали идеи известных деятелей педагогики по этим вопросам. Далее нами были рассмотрены содержание и методы нравственного воспитания во внеклассной работе. Также нами был проанализирован один из аспектов нравственного воспитания – культура поведения.
Далее мы сделали обзор программы "Step by step", указали ее теоретическую основу, рассмотрели методы воспитания нравственно характера, используемые в этой программе.
Вторую главу мы посвятили непосредственно наблюдению за работой детей по программе, определили их уровень нравственной воспитанности.
В ходе нашей работы мы исследовали влияние программы "Step by step" на воспитание нравственных качеств. Исследуя монографии педагогов, занимавшихся этой проблемой, мы пришли к выводу, что технология "Шаг за шагом" вобрала в себя основные идеи по воспитанию нравственных качеств у учащихся. Однако, нужно заметить, что в технологии присутствует немало новых, эффективных методов воспитания нравственности. Такие методы, как "Утренняя встреча", "Академические занятия", "Центры обучения" и др. дают детям свободу выбора, веру в свои силы, помогают ребенку стать личностью, индивидуальной и независимой. В ходе обучения и дети и учителя включены в процесс принятия решений. Таким образом не происходит отчуждение ребенка от сферы деятельности и воспитания, а наоборот способствуют осмысленному его включению в процесс обучения.
Подтверждением нашей гипотезы также могут служить результаты проведенных нами тестов, в которых мы сравнили уровень нравственной воспитанности и направленность интересов у школьников двух вторых классов, один из которых занимается по программе "Step by step". Действительно последний оказался наиболее нравственно развитым.
Из всего этого следует, что программа "Step by step" способствуют осмысленному включению детей в процесс обучения, а следовательно является эффективным средством формирования нравственности детей.
Список литературы
Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986;
Гавриловец К.В. "Воспитание человечности: Книга для учителя"-Минск : Нар. Асвета, 1985.
Гавриловец К. В. и Казимирская И. И. "Нравственно-эстетическое воспитание школьников" - Минск. : Нар. асвета, 1988,
Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11. Москва.: Советская энциклопедия, 1964-1968.,
Каиров И. А., Петров Ф. Н., Гончаров Н.К. "Педагогическая энциклопедия", - Москва.: Советская энциклопедия, 1964-1968.,том 3-1966
Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания- 1996.
Краткий словарь по философии -М: 1982.
Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. – М.: Педагогика, 1979;
Ожегов С. И. "Словарь русского языка" - Москва: 1984.
Рапацевич Е. С. "Современный словарь по педагогике "- Минск : Фирма "Современное слово", 2001
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека " - Минск : Нар. асвета, 1978,
Сухомлинский, В. А. "Павлышская средняя школа "– Москва: Просвещение, 1979
Сухомлинский В.А. "О воспитании. " – Москва: Политиздат, 1985
Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;
Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
Уолш К.Б. "Создание классов, ориентированных на ребенка "- Минск : МЕТ, 2001
Уолш К.Б. "Создание классов, ориентированных на ребенка "- Минск : МЕТ, 2002
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991
Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983
Чечет В. В. "Педагогика для всех : афоризмы и мысли " - Минск : Народная асвета, 1984.
Приложение 1
АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА "РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ" ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в) на свои знания.
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музе
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделает работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтоб соглашаться.
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И в говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
в) разрываю все отношения с этим человеком.
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) буду ждать новых сообщений.
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в ) мне все равно.
17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю — здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал.
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, своп личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.